Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ИМИДЖ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пустовитова Дарья Александровна, Чеснокова Ирина Алексеевна

Рассматривается мотивационная сфера сотрудников полиции, как психологическое условие развития и успешности в профессии, эффективности выполнения профессиональной деятельности. По мнению авторов, мотивационный потенциал включает в себя волевую направленность сотрудника, его заинтересованность в достижении более высоких показателей, способность сосредотачиваться на профессиональных задачах, умение максимально эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, стремление увлечь других членов коллектива и направить их усилия в нужное русло. Авторами была проанализирована сфера направленности сотрудников полиции как важнейшая составляющая профессионально значимых качеств, лежащих в основе положительного имиджа. Рассмотрены динамические и структурные аспекты мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции, а также особенности их ценностно-мотивационной сферы, которая отражает ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пустовитова Дарья Александровна, Чеснокова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION AMONG EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The motivational sphere of police officers as a psychological condition for the development and success in the profession, the effectiveness of professional activity is being considered. According to the authors, the motivational potential includes the strong-willed orientation of the employee, his interest in achieving higher indicators, the ability to focus on professional tasks, the ability to use the resources at his disposal as efficiently as possible, the desire to engage other members of the team and direct their efforts in the right direction. The authors analyzed the sphere of orientation of police officers as the most important component of professionally significant qualities underlying a positive image. The dynamic and structural aspects of motivation of professional activity of police officers, as well as the features of their value-motivational sphere, which reflects value orientations, social attitudes, interests and socially conditioned motives for the activities of police officers are being considered.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-295-301 NIION: 2003-0059-2/23-660 MOSURED: 77/27-003-2023-02-859

Исследование особенностей формирования профессиональной мотивации

у сотрудников органов внутренних дел

Дарья Александровна Пустовитова1, Ирина Алексеевна Чеснокова2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 Danja1993@inbox.ru

2 malder1717@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается мотивационная сфера сотрудников полиции, как психологическое условие развития и успешности в профессии, эффективности выполнения профессиональной деятельности. По мнению авторов, мотивационный потенциал включает в себя волевую направленность сотрудника, его заинтересованность в достижении более высоких показателей, способность сосредотачиваться на профессиональных задачах, умение максимально эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, стремление увлечь других членов коллектива и направить их усилия в нужное русло. Авторами была проанализирована сфера направленности сотрудников полиции как важнейшая составляющая профессионально значимых качеств, лежащих в основе положительного имиджа. Рассмотрены динамические и структурные аспекты мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции, а также особенности их ценностно-мотивационной сферы, которая отражает ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональная Я-концепция, мотивационная направленность, достижение успеха, избегание неудач, служебная деятельность, профессионально важные качества, имидж сотрудника полиции

Для цитирования: Пустовитова Д. А., Чеснокова И. А. Исследование особенностей формирования профессиональной мотивации у сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 295-301. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-295-301.

Original article

The study of the features of the formation of professional motivation among employees of the internal affairs bodies

Darya A. Pustovitova1, Irina A. Chesnokova2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 Danja1993@inbox.ru

2 malder1717@yandex.ru

Abstract. The motivational sphere of police officers as a psychological condition for the development and success in the profession, the effectiveness of professional activity is being considered. According to the authors, the motivational potential includes the strong-willed orientation of the employee, his interest in achieving higher indicators, the ability to focus on professional tasks, the ability to use the resources at his disposal as efficiently as possible, the desire to engage other members of the team and direct their efforts in the right direction. The authors analyzed the sphere of orientation of police officers as the most important component of professionally significant qualities underlying a positive image. The dynamic and structural aspects of motivation of professional activity of police officers, as well as the features of their value-motivational sphere, which reflects value orientations, social attitudes, interests and socially conditioned motives for the activities of police officers are being considered.

Keywords: professional motivation, professional self- concept, motivational orientation, achieving success, avoiding failures, official activity, professionally important qualities, image of a police officer

© Пустовнтова ,3,. A., HecHOKOBa H. A., 2023

For citation: Pustovitova D. A., Chesnokova I. A. The study of the features of the formation of professional motivation among employees of the internal affairs bodies. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):295-301. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-295-301.

Несомненно, успешность выполнения профессиональных задач напрямую зависит от сформирован-ности у человека положительной мотивационной направленности, то важнейшей задачей, стоящей перед психологами органов внутренних дел становится изучение особенностей формирования и дальнейшего развития в процессе трудовой деятельности мотива-ционного потенциала индивида. Конечная цель всестороннего изучения данного вопроса — формулирование практических рекомендаций, позволяющих существенно повысить профессиональную мотивацию и направленность на достижение более высоких результатов в деятельности.

В зарубежной психологии проблематикой мотивации профессиональной деятельности занимались такие ученые как Э. Лоутер, К. Альдерфер, Д.М. Гре-гор, Ф Тейлор, Э. Мейо и Л. Портер, в отечественной психологии данную тему изучали П. А. Журавлев, В. В. Маркелов, А. Г Ковалев, Е. П. Ильин,

A. А. Русалинова, Т. Г. Озерникова, А. А. Марасанова,

B. М. Цветаев и многие другие.

По нашему мнению, формирование мотива проходит по определенным этапам.

Первый — формирование неопределенного, неясного, ориентировочного мотива. Человек находится в состоянии поиска, он проявляет активность, но пока она еще не имеет четкой направленности, нуждается в доработке и конкретизации. На данном этапе у человека наблюдается период увеличения энергии и заинтересованности, что стимулирует индивида к дальнейшему поиску и стремлению достичь более четких ориентиров.

Второй включает в себя выработку наиболее эффективной стратегии для достижения желаемого результата, что достигается благодаря апробации и калибровка различных способов поведения, а также предпочитаемых видов деятельности. Личность стремится просчитать риски и преимущества предпочтительных для нее форм и стратегий, здесь крайне важной является способность человека проявлять адекватность и объективность при оценке своих возможностей. Итогом данного этапа должно быть осознание возможных последствий выбираемого пути, а также приблизительного времени, необходимого для достижения промежуточных целей.

Третий — окончательный выбор цели и создание детального плана, позволяющего достичь желаемого результата. После изучения всех доступных вариантов и их всестороннего анализа человек должен остановиться на более надежном и продуктивном варианте (с его точки зрения).

Б. Ф. Ломов дает следующее определение: «Мы понимаем под мотивационной сферой личности всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы «стержень» всей сферы (именно в них-то в первую очередь и проявляется направленность личности)» [1, с. 313].

Мотивация — является мощной стимулирующей силой, которая способна заставить человека преодолевать сложные (временами непреодолимые на первый взгляд) преграды, при этом сохранять ощущение подъема и удовлетворенности от прикладываемых усилий. Человек почти не ощущает усталости и утомления, не смотря на высокие нагрузки, одновременно с этим, он способен длительное время удерживать активности и заинтересованность, даже если от него требуется выполнение монотонных действий. Именно поэтому мотивация представляет собой «процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности» [2, с. 191-192].

Мотив является непростым психическим образованием, зависящим от многих индивидуально-типологических характеристик личности, он способствует выработке внутренней энергии человека и побуждает к проявлению осознанной активности, которая позволит достичь нужные ему цели.

Мотивационный потенциал включает в себя как волевую направленность сотрудника, его заинтересованность в достижении более высоких показателей, способность сосредотачиваться на профессиональных задачах, умение максимально эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, стремление увлечь других членов коллектива и направить их усилия в нужное русло.

Все эти качества во многом зависят от темперамента человека и от наличия у него лидерских качеств. У сангвиников и холериков стремление к достижению успеха, уверенность и настойчивость значительно выше, чем у флегматиков и меланхоликов. Соответственно мотивационный потенциал включает в себя значительно больше социально-психологических ресурсов. Также он значительно выше у сотрудников в большей степени наделенными лидерскими качествами и обладающими организаторскими способностями.

Большое значение имеет также преобладание у сотрудника одного из мотивов: либо нацеленность на успех, либо стремление не допускать неудачи. В

первом случае поведение индивида коренным образом будет отличаться от поведения, свойственного противоположной стратегии. Первые действуют уверенно, проявляют смелость и настойчивость, готовы рисковать и ставят более сложные задачи. Не боятся препятствий, готовы к ним, не отступают даже в том случае, если не все идет по плану, быстро адаптируются к изменяющимся условиям и готовы всегда проявлять инициативу. Они более активно включаются в деятельность, не зацикливаются на мелочах, пробуют различные средства и подходы, стараются все доводить до конца. Уверенность в успехе во многом способствует достижению более высоких показателей в деятельности, а также не позволяет сотруднику отчаиваться и опускать руки.

Иначе ведут себя сотрудники, мотивированные на избегание неудач. Главная цель — не допускать ошибок, любой ценой избегать критики и неодобрения, страх перед ответственностью за свои решения очень часто заставляет их отказываться от выгодных способов действия. Такие сотрудники редко полностью погружаются в выполняемую деятельность, они решают все поверхностно и стремятся к соблюдению внешних формальностей, удовлетворяются минимальными показателями в работе, считают, что лучше перестраховаться и не сделать совсем, чем допустить возможную ошибку. Они не способны испы-

тать чувство душевного подъема или захваченности общим делом, не бывают увлечены процессом. Они находятся в постоянном напряжении, их страхи и опасения часто оправдываются, даже тогда, когда эти шансы крайне малы. Они постоянно находятся в ситуации самоограничения, не способны проявлять гибкость и долго не решаются сделать какой-либо выбор, теряя при этом время. В нестандартных ситуациях они чувствуют растерянность, неспособны собраться и подключить дополнительные ресурсы. У таких сотрудников с работой чаще всего связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают подъема энергии при ее выполнении и очень часто тяготятся своими обязанностями. В результате достаточно часто они подвергаются неудачам и, в конечном счете, не достигают тех целей, которые ставит перед ним руководство.

Нами была проанализирована сфера направленности сотрудников полиции как важнейшая составляющая профессионально значимых качеств, лежащих в основе положительного имиджа. Динамические и структурные аспекты мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции исследованы посредством модифицированного опросника Т. Л. Бадо-ева и шкал Т. Элерса. Данные, которые были получены в ходе эмпирического исследования, представлены на рисунках 1-2.

Рис. 1. Динамические аспекты мотивации сотрудников полиции (п = 220) в стенах Примечание: М — среднее значение, S — стандартное отклонение

Мотивация достижения успеха отражается в направленности сотрудников полиции на служебную деятельность ради достижения профессиональных целей и решение поставленных перед ними задач. В свою

очередь, мотивация избегания неудач представляет собой направленность сотрудников правоохранительных органов в служебной деятельности на недопущение промахов и последующих за этим наказаний.

Полученные данные свидетельствуют об умеренно высоком уровне мотивации достижения успеха у обследованных сотрудников полиции (16,95 ± 4,93 ст.). Это означает, что испытуемые предпочитают средний уровень риска. Действуя, сотрудники в большей мере рассчитывают на свой потенциал, чем на везение или удачное стечение обстоятельств.

Также для респондентов характерен средний уровень мотивации избегания неудач (16,40 ± 4,46 ст.). В данном случае ориентация на результат при выполнении служебных обязанностей способствует развитию и проявлению в деятельности таких личностных свойств, как принятие ответственности, инициативность, коммуникативные и организаторские способности, лидерские качества.

Рис. 2. Структурные аспекты мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции (п = 220) в стенах Примечание: М — среднее значение, S — стандартное отклонение

На рисунке 2 можно заметить, что в число наиболее значимых мотивов профессиональной деятельности обследованных сотрудников полиции вошли мотивы оплаты деятельности (9,48 ± 2,80 ст.), престижа (9,04 ± 3,2 ст.) и значимости правоохранительной деятельности (7,33 ± 3,72 ст.). Выше среднего оценен мотив установления и поддержания позитивных взаимоотношений с коллегами. Вид профессиональной деятельности, возможность реализации в ее рамках своих потенциальных возможностей, а также реальность повышения профессиональной компетентности — все перечисленные показатели являются достаточно сильными мотиваторами выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел.

В группу незначимых в профессиональной деятельности мотивов вошли творческие и гигиенические мотивы.

Изучение ценностно-мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов было продолжено с помощью методики «Якоря карьеры» Э. Шейна (в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова). Методика позволила нам оценить ценностные ориентации, социальные установки, интересы, социально обусловленные побуждения к деятельности сотрудников полиции. Полученные данные позволили сформировать представление о профессиональной «Я-концепции» обследованных, проанализировать ее роль в структуре личности сотрудника полиции с положительным имиджем, а также оценить ее связи с личной ответственностью сотрудников.

Полученные данные представлены на рисунке 3.

Профессиональная «Я-концепция» протестированных сотрудников полиции не содержит ярко выраженных установок. Следует отметить, что наиболее

ценными в деятельности для сотрудников являются ния профессиональных задач (установка на менеджмент амбивалентные ориентации (диапазон средних значе- (32,86 ± 8,13 ст.) сопутствует ориентация на самостояний показателей шкал методики). Так, ориентации на тельное принятие решения при выполнении служебных совместную деятельность с целью эффективного реше- обязанностей (установка на автономию (32,83 ± 8,87 ст.).

Рис. 3. Ценностная составляющая профессиональной деятельности сотрудников полиции (п = 220) в стенах Примечание: М — среднее значение, S — стандартное отклонение

Ориентация на менеджмент предъявляет высокие требования к коммуникативным, организаторским и творческим способностям сотрудника полиции. Немаловажной является эмоциональная стабильность и ответственность как личностное свойство. Карьерная ориентация «Менеджмент» сопутствует осознанию сотрудником потребности в профессиональном развитии, желанию продвижения карьерной лестнице.

Следует отметить, что на уровне выше нормы оказалась и ориентация «Автономия», которая несет в себе желание свободы от организационных норм и ограничений. Сотрудник полиции испытывает потребность в самостоятельном принятии решений, нормировании своего рабочего времени, снижении объема заполняемой документации. Возможно, полученный результат также можно объяснить спецификой правоохранительной деятельности, когда сотрудник полиции наделен персональной ответственностью за принимаемые им решения, а также необходимостью в ряде случаев действовать в составе подразделения.

Также на основе полученных данных выявлена тенденция к балансировке всех сфер жизнедеятельности сотрудников: профессиональной деятельности, семьи, сферы досуга и отдыха и иных, значимых для конкретного обследованного лица (установка на интеграцию стилей жизни (30,75 ± 5,00).

Учитывая изложенное, отметим, что сотрудники правоохранительных органов в служебной деятельности в большей мере мотивированы на успех. При этом профессиональная «Я-концепция» сотрудников не включает ярко выраженных установок. Структурно профессиональная мотивация наряду с прагматическими мотивами представлена мотивами значимости профессии. Стремление ответственного сотрудника качественно выполнять возложенные на него служебные обязанности, на наш взгляд, вносит огромный вклад в оценку его имиджа.

На основании проведенного нами исследования можем утверждать следующее:

1) в профессиональной деятельности ведущая роль принадлежит мотивационным аспектам. Мотивация сотрудников является основным средством достижения оптимального использования ресурсов и максимальной мобилизации имеющегося у человека потенциала;

2) для решения большинства практических задач и трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности необходимо всесторонне изучать проблемы мотивационной направленности сотрудников, так как без этого невозможно добиться активизации их деятельности, а, соответственно, повысить эффективность труда;

3) высокая мотивационная направленность каждого сотрудника играет существенную роль, так как вклад каждого сотрудника имеет огромное значение для оценки работы всего коллектива в целом;

4) большую роль в формировании личной мотивации сотрудников имеют следующие показатели стимулирования заинтересованности сотрудников: предоставление отгулов и выходных дней; предоставление возможности продвижения по службе; направление на дополнительное обучение в целях повышения уровня квалификации; гарантия качественного медицинского обслуживания; поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; способствовать формированию у сотрудника чувства полезности выполняемой деятельности, что позволит ему испытывать чувство психологического и морального удовлетворения своим трудом;

5) игнорирование проблемы мотивации сотрудников, приводит к значительным потерям успешности работы всего подразделения, ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой организации, от того, насколько эффективным будет их вклад в общее дело, настолько успешно будет достигнута конечная цель, стоящая перед коллективом. Поэтому, для достижения наилучших результатов, необходимо создавать такие условия для сотрудников, которые способствовали бы полной самоотдаче и стремлению к достижению максимально высоких показателей в служебной деятельности.

Список источников

1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов ; Российская академия наук. Ин-т психологии. М. : Наука, 1999.

2. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М. : «Проспект», 1999.

References

1. Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology [Text] / B. F. Lomov ; the Russian Academy of Sciences. Institute of Psychology. M. : Nauka, 1999.

2. Psychology. Textbook / Ed. A. A. Krylov. M. : «Prospect», 1999.

Библиографический список

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 2007.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск : Издательство БГУ им. В.И. Ленина, 1981.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб : Питер, 2008. 512 с.

4. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебник. М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Кунц Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности : на материале студентов-психологов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01. Новосибирск, 2005.

6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. М. [и др.] : Питер, 2013.

7. Психология профконсультирования [Текст] : методическое пособие работникам профори-ентационных центров, профконсультантам, студентам вузов, педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам психологических служб учебных заведений, учителям старшей ступени школы / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. М. : Академия, 2014.

8. Развитие потенциала сотрудников : Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчани-иова, А. Глотова, О. Жигилий. М. : Альпина Бизнес Букс, 2016.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]. М. [и др.] : Питер, 2012.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клинич. психология» / Хайнц Хекхаузен ; [пер. с англ. : Т. Гудкова и др.] ; науч. ред. пер. на рус. яз. : Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. 2. изд. М. [и др.] : Питер: Смысл, 2003.

Bibliographic list

1. Vilyunas V. K. Psychological mechanisms of human motivation. M. : Publishing House of Moscow State University, 2007.

2. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychology of higher education. Minsk : Publishing house of the Belarusian State University named after V. I. Lenin, 1981.

3. Ilyin E. P. Motivation and motives. St. Petersburg : Peter, 2008. 512 p.

4. Klimov E. A. Introduction to the psychology of work : textbook. M. : Culture and sport, UNITI, 1998.

5. Kunz L. I. Professional orientation as a factor in shaping the image of a person's future professional activity : based on the material of psychology students : PhD dissertation in psychology : 19.00.01. Novosibirsk, 2005.

6. Maslow A. G. Motivation and Personality [Text] / Abraham Maslow ; [per. from English. T. Gutman, N. Mukhina]. 3rd ed. M. [and others] : Peter, 2013.

7. Psychology of vocational counseling [Text] : manual for employees of career guidance centers, vocational consultants, university students,

teachers of primary and secondary vocational education institutions, employees of psychological services of educational institutions, high school teachers / E. F. Zeer, E. E. Symanyuk. M. : Academy, 2014.

8. Development of the potential of employees: Professional competencies, leadership, communications / S. Ivanova, D. Boldogoev, E. Borchaniova, A. Glotova, O. Zhigiliy. Moscow: Alpina Business Books, 2016.

9. Rubinstein S. L. Fundamentals of General Psychology [Text]. M. [and others]: Peter, 2012.

10. Hekhauzen H. Motivation and activity: Proc. allowance for university students in the direction and special. «Psychology», «Clinical Psychology» / Heinz Hekhauzen ; [trans. from English : T. Gudkova and others] ; scientific ed. per. in Russian lang. : D. A. Leontiev, B. M. Velichkovsky. 2nd ed. M. [and others]: St. Petersburg: Meaning, 2003.

Информация об авторах

Д. А. Пустовитова — преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

И. А. Чеснокова — преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

D. A. Pustovitova — Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

I. A. Chesnokova — Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 13.04.2023.

The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 13.04.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.