Научная статья на тему 'По материалам заседаний бюро Уральского отделения Российской академии образования'

По материалам заседаний бюро Уральского отделения Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По материалам заседаний бюро Уральского отделения Российской академии образования»

ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАСЕДАНИЙ БЮРО УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

На заседании Бюро УрО РАО, состоявшемся 28 октября 2009 г., первым был заслушан и обсуждался вопрос «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования. Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы академика РАО В. И. Загвязинского». Тюменская научная школа прошла длительный, более чем 30-летний путь своего становления, которое неразрывно связано с эпохой социальных трансформаций и серьезного реформирования российского образования последних десятилетий. Это не школа авторской проблемы или авторской концепции лидера. Ее особенность состоит в единстве методологических оснований и требований к качеству научных разработок; общности основной проблематики при разнообразии конкретных направлений и тем исследований; тесном взаимодействии теории и практики; воспитании методологической культуры соискателей и педагогов-исследователей, преемственности традиций, коллективной взаимопомощи и ответственности, удержании достаточно высокой «планки» требований к качеству работ; наличии организационного «ядра», которым в последние годы является академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского госуниверситета.

Направления научных исследований и инновационной работы научной школы - это методология социально-педагогических исследований, инновационной практики и педагогического образования (рук. акад. В. И. Загвязинский, проф. А. Ф. Закирова); педагогическая культурология

(рук. д-р пед. наук О. С. Булатова, д-р пед. наук И. Е. Видг|); педагогичес-

кая герменевтика (рук. проф. А. Ф. Закирова); информатизация образования (рук. проф. И. Г. Захарова); социальная реабилитация, уличная социальная работа (рук. д-р пед. наук О. А. Селиванова); оздоровительная физическая культура и здоровьесбережение (рук. проф. И. В. Манжелей); личностно-ориентированное образование (рук. проф. Н. А. Алексеев); комплексный мониторинг процесса и результатов образования (рук. доц. Т. А. Строкова). По существу, это формирующиеся в лоне единой научной школы, становящиеся новые научные школы, которые объединяют комплексный социально-педагогический подход к обнаружению и решению проблем образования, широкое понимание методологии как системы регулятивных установок исследования и совершенствования практики обучения и воспитания, идеи сотрудничества и сотворчества науки и практики в разработке и реализации программных документов, единства за-

дач стабилизации и развития образования, поиск реально разрешимых проблем, «точек роста», внутренних и внешних ресурсов в каждом проекте, активное участие в процессе гуманизации образования, преодолении разрыва стратегии, политики и практики реформирования образования, коррекции допущенных при этом ошибок.

Для доведения до широкого круга содержания научных разработок используются многообразные каналы: публичные выступления на общих собраниях РАО, российских и межрегиональных конференциях, круглых столах, в СМИ, издание монографий, сборников, публикации научных статей в центральных и академических журналах, таких, как «Педагогика», «Образование и наука», «Педагогические технологии», «Учитель-соискатель» и др. Подготовлено немало учебников и пособий, которые напечатаны преимущественно в центральных издательствах - «Академия», «Высшая школа», «Центр педагогического образования». Ряд пособий по педагогике, теории обучения, методологии, педагогической герменевтике, искусству обучения и воспитания вышли уже 3, 4 и 5-ми изданиями, по ним занимаются студенты и аспиранты почти всех вузов педагогического профиля России.

Создано свыше 60 программ развития образования в регионах, городах, муниципальных образованиях и различных типах учебных учреждений. Ведется работа в экспертных советах Тюмени и области. Представители научной школы активно участвуют в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических и научных кадров.

В октябре 2009 г. в Тюмени прошла уже 13-я сессия межрегионального методологического семинара по практической методологии педагогического исследования. Было проведено 4 выездных семинара в Омске, 3 -в Екатеринбурге, 6 - в Новосибирске, а также в Перми, Челябинске, Нижнем Тагиле, Барнауле, Тобольске, Ишиме и других городах.

За весь период существования школы защищены 28 докторских и 170 кандидатских диссертаций. На личном счету руководителя научной школы подготовка 19 докторов и 100 кандидатов наук.

Заслушав и обсудив сообщение В. И. Загвязинского, бюро УрО РАО отметило продуктивность научной и практической деятельности научно-педагогической школы Тюменского государственного университета по совершенствованию образования в регионе, разработке и реализации педагогических инноваций, совершенствованию методологии исследований и подготовке научных кадров. Научные положения, разработки и предложения ученых оказывают влияние на выработку управленческих решений в системе образования и их корректирование. Была признана высокая степень эффективности регулярно проводимого в Тюмени и других городах Урало-Сибирского региона семинара по практической методологии социально-педагогических исследований, отмечены яркие и содержательные публикации и выступле-

ния ученых, их активное участие в совершенствовании системы образования и подготовке научно-педагогических кадров.

С докладом «Роль научно-образовательных центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования. Об основных направлениях и результатах деятельности Тюменского научного центра УрО РАО» выступила директор ТюмНЦ, д-р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова. Центр был учрежден в октябре 1994 г. и первые 5 лет функционировал как подразделение Сибирского отделения РАО, а с 1999 г. вошел в структуру Уральского отделения РАО. Бессменным научным руководителем Центра является академик В. И. Загвязинский.

Согласно Уставу Центр содействует фундаментальным и прикладным исследованиям в области образования, созданию научных основ развития образования Тюменского региона с учетом социально-экономических изменений, национально-культурных и экономических традиций народов Урала и Сибири. В 1994-1998 гг. в план важнейших исследований РАО были включены выполняемые Центром темы «Региональная стратегия и технология реализации развития образования», «Творческая индивидуальность и культура педагога», «Теоретико-методологические основы педагогики социальной работы», «Альтернативная сибирская школа». С 1999 г. проводились практико-ориентированные, объединенные общей методологической традицией научные исследования «Стратегия развития образования и образовательная политика в условиях рыночной экономики», «Формирование исследовательской культуры педагога», «Теоретикометодологические и прикладные аспекты педагогического образования в современных условиях», «Интеграция классического университета и педагогического образования в современной ситуации», «Научно-методическое обеспечение открытой профильной школы информационных технологий», «Школа как пространство социального партнерства», «Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса».

В настоящее время в соответствии с планом на 2009-2010 гг. сотрудники Центра работают над выполнением исследований «Обеспечение взаимосвязи и согласованности федеральной стратегии, региональной политики и практики реформирования российского образования», «Стратегия развития образования и образовательная практика в условиях рыночной экономики», «Теория и методика прикладной педагогической герменевтики: формирование читательской компетентности как общекультурного опыта», «Профилактика дезадаптивного поведения детей и подростков на региональном и муниципальном уровнях».

Одно из ведущих направлений деятельности Центра - разработка теоретических основ и технологий социально-педагогического прогнозирования и моделирования образовательных систем разных уровней - от регионального до отдельного образовательного учреждения. Необходимо

подчеркнуть, что в Тюмени и области традиции инновационного развития образования стали складываться еще с 70-х гг. прошлого века. В 90-х гг. инновационное движение стало массовым и получило общероссийское признание.

Учеными Центра проведен анализ государственных документов, определяющих направление и содержание реформирования российского образования с 2004 г., а также опыта его опережающего осуществления в Тюменской области: выявлено несоответствие гуманистической федеральной стратегии развития несистемной политики, непоследовательной практики ее реализации. Последствия кризисных 90-х гг. и непросчитан-ные меры реформирования 2004-2005 гг. определили падение качества образования в РФ. Предложены варианты коррекции этого процесса на региональном уровне.

В связи с реализацией Национального проекта «Образование» и мерами по государственной поддержке инновационных программ и проектов возобновилась практика разработки комплексных межведомственных региональных программ развития образования. Совместными усилиями Тюменского университета, ТюмНЦ, Департамента образования и науки, Управления образованием г. Тюмени были разработаны, утверждены и реализованы (или реализуются) комплексные программы инновационного развития образования Ямало-Ненецкого АО, программы развития сферы образования Тюмени, Ноябрьска, Нижневартовска, Лабытнанги, Муравленко, Тюменского, Советского и Березовского районов, Ханты-Мансийского АО.

В 2007 г. при поддержке гранта РГНФ создана Концепция развития образования Тюменской области и соответствующая программа ее реализации. В связи с тем что Тюмень утвержден Министерством образования и науки первым в стране городом - экспериментальной площадкой, разработана и принята к исполнению программа «Интеграция инноваций в образовательном пространстве муниципалитета».

Постоянно ведутся тщательный теоретический анализ претворения в жизнь перечисленных инновационных региональных программ и проектов, научно-методическое сопровождение процессов изменений до получения конкретных результатов, обучение кадров овладению процедурами комплексного мониторинга. В экспериментальной работе за последние 10 лет участвовало более 60 образовательных учреждений города и области. Учреждены проблемные центры педагогических инноваций, создана сеть гимназий, лицеев и профильных школ, родились и окрепли дошкольные образовательные центры, комплексные учреждения «школа - сад», центры воспитания в микрорайонах, оздоровительно-образовательные центры, успешно развивается сеть подростковых клубов. Более 10 лет под руководством академика РАО Ш. А. Амонашвили работает лаборатория

гуманной педагогики (школа № 70, гимназия № 12). С 2005 г. существует Тюменская городская Ассоциация инновационных школ.

Одним из направлений работы Центра является подготовка научных кадров для региона, привлечение к научно-исследовательской деятельности талантливых педагогов-практиков. Начиная с 1996 г. защитили диссертации на соискание ученых степеней 108 вузовских преподавателей, 12 педагогов системы повышения квалификации, 24 учителя средних школ, 7 работников управления образования.

Все это позволило сделать образовательную систему города и области более гибкой, вариативной, качественной, значительно расширить рынок образовательных услуг. У значительной части руководителей и сотрудников образовательных учреждений утвердилось творческое инициативное отношение к педагогической деятельности. Некоторые учебные заведения стали победителями конкурса на звание «Лучшая школа России».

Научные результаты деятельности ученых Тюменского научного центра отражены в более чем 50 монографиях и учебных пособиях (данные за 10 лет), солидная часть которых издана (а часть - многократно переиздана) в центральных издательствах России. Наиболее значимыми стали книги В. И. Загвязинского «Теория обучения: современная интерпретация», «Исследовательская деятельность педагога», В. И. Загвязинского

и Р. А. Атаханова «Методология и методы психолого-педагогического исследования», Г. Ф. Куцева «Университет в региональном сообществе», И. Г. Захаровой «Информационные технологии в образовании», О. С. Булатовой «Педагогическая режиссура», «Искусство современного урока», А. Ф. Закировой «Педагогическая герменевтика», Т. А. Строковой «Мониторинг в школьном образовании», «Педагогический словарь» коллектива авторов (под ред. В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой). Ряд книг удостоен высоких наград образовательного сообщества России. Представлены в печать и в ближайшее время выходят в свет учебное пособие «Социальная педагогика» (под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой), учебное пособие А. Ф. Закировой «Педагогическая герменевтика», «Практикум по методологии педагогического исследования» В. И. Загвязинского,

А. Ф. Закировой и др.

Бюро УрО РАО отметило актуальность и важность проводимых учеными Тюменского научного центра практико-ориентированных научных исследований, наиболее значимыми результатами которых стали обоснование идеи социально-личностной ориентации как ведущей в современном образовании, разработка теоретических основ и технологий социально-педагогического прогнозирования, мониторинга и научно-методического сопровождения в процессе реформирования образования, проектирование образовательных систем разных уровней, изучение потенциала современных информационных технологий, создание концепции и методик социальной

реабилитации, здоровьесбережения и формирования культуры здоровья педагога.

По вопросу «Роль научно-образовательных центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования. Об основных направлениях и результатах деятельности Башкирского научно-образовательного Центра УрО РАО» выступил д-р пед. наук, проф., ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (БГПУ), главный редактор «Педагогического журнала Башкортостана», директор Башкирского государственного научно-образовательного центра УрО РАО Р. М. Асадуллин.

За прошедшие десять лет в Башкирском государственном научнообразовательном Центре УрО РАО (БашГНОЦ) создана достаточно развитая инфраструктура, насчитывающая 14 подразделений - научно-исследовательских лабораторий. Фундаментальные, прикладные, поисковые исследования и научные разработки ведутся в рамках 6 направлений и 23 комплексных тем в соответствии с приоритетами, обозначенными в программах РАО, УрО РАО, государственных научно-исследовательских программах Республики Башкортостан. Объединению исследовательского потенциала ученых, выбору приоритетных научных направлений, созданию условий для преемственности тематики и подготовки кадров высшей квалификации послужило формирование в структуре БашГНОЦ научных школ: проф. Р. М. Асадуллина «Теория и технологии субъектного подхода в формировании личности будущего специалиста»; чл.-кор. РАО К. Ш. Ахиярова «Трудовая политехническая подготовка школьников», проф. А. З. Рахимова «Формирование творческой личности школьников», проф. В. Э. Штейнберга «Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании», проф. А. С. Гаязова «Конструирование моделей гражданского образования учащейся молодежи», проф. Ю. И. Юрички «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних детей» и др.

Коллективом БашГНОЦ реализовано 82 научно-исследовательские работы. В их числе инновационные образовательные проекты, финансируемые Министерством образования и науки РФ, РГНФ, Tempus. Имеющийся потенциал психолого-педагогических исследований и инновационных разработок позволил базовому вузу БашГНОЦ - БГПУ им. М. Акмуллы получить такие гранты Минобразования, как «Проектирование многомерных моделей системного сближения взаимодействия межвузовских и академических структур в подготовке специалистов нового типа», «Научно-методическое обеспечение формирования социально-зрелой личности молодого человека в условиях образовательного учреждения», «Модель введения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в начальную школу», «Федеральная целевая программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама».

Основные результаты НИР опубликованы в 27 монографиях, 73 учебниках и учебно-методических пособиях, 30 сборниках научных трудов. Подготовлено 25 выпусков научно-педагогического издания «Педагогический журнал Башкортостана», создан сайт БашГНОЦ УрО РАО, разработано более 20 электронных пособий, республиканский интернет-портал.

Велика роль БашГНОЦ УрО РАО в интеграции науки и практики образования региона. Это не только формальное объединение структур в количественном укрупнении, но нахождение новых эффективных и содержательных форм сопряжения их потенциалов для подготовки учителя-исследователя. Структурная интеграция обеспечивает эффективное соединение процессов генерации новых идей и их внедрения в практику, т. е. создание замкнутого контура инновационной деятельности. Необходимость формирования исследовательских навыков современного учителя, способного воплощать собственные инновации, быть всегда адекватным той ситуации, которая складывается на рабочем месте, умеющего находить решения в субъективно новых ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям, а также обладающего большими конкурентными преимуществами, требует глубокой содержательной интеграции вузовской и академической науки.

Системообразующим элементом структурной и содержательной интеграции науки, образования и практики выступает проектная деятельность. Для управления проектами сотрудниками БашГНОЦ сформирована матрица научно-проектной деятельности, которая позволяет классифицировать их по ключевым критериям - уровням интеграции и внедрения - на локальные, сетевые и комплексные.

БашГНОЦ совместно с БГПУ им. М. Акмуллы была создана сеть опытно-экспериментальных площадок в школах и колледжах Башкортостана.

Комплексное влияние БашГНОЦ на психолого-педагогическую науку региона осуществляется благодаря деятельности ряда научно-образовательных структур психолого-педагогической направленности: Ассоциации «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс», Аналитико-прогностического центра, Научного совета по педагогике и психологии Академии наук Республики Башкортостан, Республиканского экспертного совета по опытно-экспериментальной деятельности. Результатом работы региональной инфраструктуры стали фундаментали-зация психолого-педагогических исследований, подготовка кадров высшей квалификации, укрепление материально-технической базы, выполнение крупных региональных и федеральных проектов.

Ассоциация педагогических учебных заведений - университетский комплекс, головным вузом которого является БГПУ, - включает в себя 15 педагогических колледжей, 2 педагогических вуза, а также свыше 100 базовых школ в городах и районах республики. Поддержку деятельности Ассоциации

осуществляет аналитико-прогностический центр БашГНОЦ, задача которого - оптимизация структуры и объемов подготовки педагогических кадров. Работа данного подразделения регламентирована целевой республиканской программой «Педагогические кадры Башкортостана», инициированной специальным Указом Президента Республики Башкортостан. Результатами деятельности Ассоциации стали исчезновение конкуренции между вузами и ссузами, объединение их учебной базы, открытие региональных советов по защите диссертаций, но самое главное - реализация непрерывной образовательной траектории и последовательное формирование компетентного, действительно востребованного обществом специалиста.

БашГНОЦ реализует Комплексную программу научно-исследовательских работ «Образование в РБ: научные основы развития и инноваций», которая включает следующие направления: научно-методическое и экспертное сопровождение процессов модернизации всех уровней образования в республике; территориальное и отраслевое развитие науки и образования Башкортостана; способствование максимальному использованию педагогического и научно-педагогического кадрового потенциала региона; поддержку процессов регионализации образования в этнокультурном, социально-экологическом контексте; комплексное исследование аспектов социализации, культурного развития и воспитания человека; интеграцию образования в экономику Республики Башкортостан.

Важнейшими результатами работы БашГНОЦ является укрепление материально-технической базы психолого-педагогической науки в регионе, привлечение ведущих ученых к выполнению НИР по основным направлениям РАО, УрО РАО и педагогических коллективов РБ к инновационной образовательной деятельности, формирование конкурентоспособной проблематики исследований и научных школ, подготовка научно-педагогических кадров.

После обсуждения доклада Р. М. Асадуллина члены Бюро отметили соответствие деятельности БашГНОЦ приоритетным научным направлениям и комплексным исследовательским программам УрО РАО. Формы совместной работы Башкирского научно-образовательного центра, педагогического университета, Академии наук республики, вузов Башкортостана как цельной инфраструктуры психолого-педагогических исследований проблем интеграции науки, образования и практики в регионе могут быть рекомендованы для изучения в качестве инновационного опыта другим подразделениям УрО РАО.

Очередное заседание Бюро УрО РАО прошло в Москве 8 декабря 2009 г. Главным вопросом стало обсуждение проекта решения Общего собрания РАО. Председатель УрО РАО академик Г. М. Романцев, подведя итоги деятельности Уральского отделения, обосновал ряд предложений.

В 2010 г. Уральское отделение Российской академии образования будет отмечать свое десятилетие (фактически Уральский научно-образовательный Центр РАО был создан еще в 1998 г., 12 лет назад). За прошедший период научно-образовательный потенциал и социальный авторитет УрО РАО значительно выросли. Сегодня Уральское отделение объединяет и координирует работу девяти Научно-образовательных центров (НОЦ), пяти НИИ, восьми лабораторий и 120 ассоциированных членов.

Комплексная программа научно-исследовательских работ «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» реализуется с 2001 г. благодаря усилиям ученых из десяти уральских регионов. Если вначале научными исследованиями руководили 30 докторов и 24 кандидата наук, то в 2009 г. научные изыскания возглавили уже 105 докторов наук и 111 кандидатов. Всего по результатам реализации программы подготовлено и опубликовано 223 монографии, 279 учебников и учебных пособий, 235 сборников научных трудов, свыше 1100 научных статей. Растет круг и число организаций, участвующих в научных исследованиях и сотрудничающих с УрО РАО по вопросам научного обеспечения стратегических направлений развития образования. Так, количество вузов, задействованных в реализации Комплексной программы с 2001 по 2009 г. возросло вдвое (с 22 до 47), учреждений СПО - в четыре раза (с 6 до 24), количество школ - в десять раз (с 6 до 61). В последние два года 187 наименований научно-образовательной продукции по 68 темам НИР УрО РАО внедрены в социальную практику.

Деятельность НОЦ и других подразделений УрО РАО с точки зрения интеграции полученных результатов в практику образования переходит с уровня локального на сетевой и кластерный. Относительно внедрения осуществляется переход с уровня отдельного вуза (образовательного учреждения) на муниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный.

Среди наиболее значимых результатов научно-исследовательской и научно-практической деятельности УрО РАО можно назвать:

• разработку и систематическое научное обеспечение претворения в жизнь концепции и программы развития профессионально-педагогического образования России в современных условиях (науч. рук. Г. М. Ро-манцев);

• научное обеспечение взаимосвязи и согласованности федеральной стратегии, региональной политики и практики реформирования российского образования (науч. рук. В. И. Загвязинский);

• разработку квалиметрических моделей управления качеством образования в вузе (науч. рук. В. С. Черепанов);

• совершенствование качества образования на этапе перехода к рыночной экономике в условиях Приполярья (Ямало-Ненецкий автономный округ) (науч. рук. Г. А. Дзида);

• разработку методологических основ общей теории и технологий физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;

• научное обеспечение развития детей с раннего возраста на базе дошкольных учреждений Свердловской области (науч. рук. Е. В. Корота-ева) и др.

Главным приоритетом в деятельности УрО РАО является научное обеспечение инновационных процессов в образовании.

Уральское отделение участвует в подготовке и воплощении стратегических программ и проектов регионального и федерального уровней. Примером этого является шестилетнее сотрудничество на основе тройственного соглашения между РАО, губернатором Свердловской области и УрО РАО, пятилетнее партнерство с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и др.

С участием УрО РАО разрабатывались Программа развития физической культуры и спорта России до 2015 года (Челябинский НОЦ); Стратегический план развития г. Екатеринбурга до 2015 года; Комплексные программы инновационного развития образования Ямало-Ненецкого АО (период с 1994 по 2005 гг.), программы развития сферы образования Тюмени (Тюменский НОЦ); Программа развития образования Ноябрьска, Нижневартовска, Лабытнанги, Муравленко, Советского и Березовского районов Ханты-Мансийского АО, Тюменского района; программы «Здоровье» и «Одаренные дети» для Ханты-Мансийска. По многим программам велось систематическое научно-методическое сопровождение.

Уральским научно-образовательным центром также разработаны Комплексный план мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения Свердловской области до 2015 года (Договор с Правительством Свердловской области); Программа по развитию экологической культуры населения ХМАО (Договор с правительством ХМАО-ЮГРА); Программа экологического просвещения и образования населения Екатеринбурга (в Стратегическом плане развития города до 2015 г.); Муниципальная система экологического образования и просвещения (Екатеринбург).

УрО РАО выполняет роль координатора в процессе научной и общественной экспертизы государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения (начальная школа), параллельно ведется работа по информированию и разъяснению педагогическим работникам области преимуществ варианта стандарта, предложенного РАО.

Совместно с Администрацией полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе и по поручению полномочного представителя президента Н. А. Винниченко УрО РАО и РГППУ подготовлена и проведена в апреле 2009 г. окружная научно-практическая конференция «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели

образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития», в центре внимания которой были вопросы реализации заявленной Президентом РФ стратегии опережающего развития в образовании.

Уже четвертый год успешно ведется работа по проекту «Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ УрО РАО» (науч. рук.

В. Я. Шевченко, Н. Н. Давыдова). Апробирована модель сетевой распределенной структуры образовательных учреждений региона по внедрению инновационных программ в широкую образовательную практику. В настоящее время деятельность инновационно-активных ОУ, работающих с УрО РАО (в 2009 г. их число увеличилось до 109), ведется по широкому спектру направлений Программы развития образования до 2020 года.

Итоги реализации Комплексной программы научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» подведены на 5-й Всероссийской научнопрактической конференции «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (23-25 ноября 2009 г.), поддержанной грантом РГНФ. В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, учителя, специалисты управления образования более чем из 55 регионов России, среди участников были 4 действительных члена РАО, 5 членов-кор-респондентов РАО, 47 докторов и 98 кандидатов наук. По результатам конференции опубликовано 5 сборников тезисов общим объемом 56 п. л.

Журнал теоретических и прикладных исследований «Образование и наука. Известия УрО РАО», отметивший свое десятилетие, обеспечивает одну из главных форм координации и развития научно-образовательных ресурсов. Издание сегодня относится к числу лучших научных региональных журналов педагогической направленности РФ, включено в Российский индекс научного цитирования и Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, где публикуются основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по направлению «Педагогика и психология». Импакт-фактор «Образования и науки» за последние два года вырос более чем в 3 раза, по данным РИНЦ среди 224 печатных периодических изданий РФ образовательной направленности «Известия УрО РАО» вошли в десятку имеющих наиболее высокие показатели1.

Важным фактором стимулирования и поддержки научных исследований стала учрежденная ежегодная премия, которая присуждалась за научные работы, внесшие значительный вклад в развитие системы образования, прежде всего Уральского региона. За 3 года (2003-2005) на премию потрачено более 6 млн р. К сожалению, сейчас этот конкурс проводить невозможно из-за нехватки средств.

1 См.: www.elibrary.ru, раздел «Тематический рубрикатор», подраздел

14.00.00 «Народное образование. Педагогика».

В целях содействия повышению научно-теоретического и культурнообразовательного уровня работников региональной системы образования Свердловской области, развитию форм межрегионального научного взаимодействия в рамках Соглашения между Губернатором Свердловской области, Президентом РАО и Председателем УрО РАО научно-организационным отделом УрО РАО проводится системная целенаправленная работа по развитию профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников системы образования региона. Все образовательные программы разрабатываются исходя из заказов муниципальных и региональных органов управления образованием, образовательных учреждений, самих педагогов как активных субъектов планирования собственного процесса повышения квалификации на основе осознания профессиональных проблем. К работе со слушателями привлекаются известные ученые-педагоги Уральского региона, Москвы, С.-Петербурга, Волгограда, Ростова, Н.-Новгорода, Таганрога и др., руководители образовательных учреждений, лауреаты конкурсов «Учитель года» и победители ПНПО. В образовательных программах повышения квалификации педагогов сочетаются инновационные и традиционные аспекты, отражающие приоритеты развития современной школы. По окончании обучения все слушатели обеспечиваются комплектами информационно-методических материалов. Работа на курсах повышения квалификации и научных семинарах УрО РАО способствует созданию единой организационно-методической и информационной среды образовательной системы региона. Статистические показатели работы по повышению квалификации приводятся ниже на диаграмме.

1400 -----------------------------------------------------------

1200 -----------------------------------------------------------

юоо-------------------------------------------------------------

800 -----------------------------------;;;;;;;------;;;;;;; —

600-------------------------------------------------:;:;:;: —

400----------------------;;;;;;;-------: |||:-------;;;;;;; —

200---------------------------1||| —

0 -I--!■■■■■]----,-1-: ■: ■: ■ I-,-' : : : I-,--1: : : I----1

2006 2007 2008 2009

Число педагогических работников, прошедших повышение квалификации в УрО РАО

Лучше всего о востребованности деятельности УрО РАО в регионе в условиях рыночной экономики говорит то, что за его образовательные, информационные услуги, научную и издательскую продукцию готовы платить реальные деньги. Только за последние четыре года общий доход УрО РАО составил 28467399.05 р. Однако в 2009 г. произошло резкое сокращение по сравнению с предыдущим годом почти в два раза. Сейчас получаемых средств едва хватает на обеспечение основных функций отделения. Большинство подразделений существуют благодаря финансированию со стороны вузов, грантовой поддержке, а во многом и на основе энтузиазма и общественной (как это раньше называлось) деятельности. Имеющихся денежных ресурсов явно не хватает на действительно серьезную работу по стимулированию, активизации и расширению деятельности УрО РАО по обеспечению приоритетных инновационных направлений развития, что тем более досадно при наличии научного потенциала.

Если со стороны РАО нет возможности расширить финансирование отделений, то, по крайней мере, можно было бы выстроить систему поддержки их развития, включающую:

• выделение квот региональным отделениям РАО по выборам в академики и члены-корреспонденты РАО;

• решение вопроса о возможности автономизации учреждений РАО;

• содействие лицензированию образовательной деятельности отделений РАО;

• организацию на постоянной основе правового консультирования деятельности учреждений РАО;

• разработку механизмов активизации обмена научной, правовой информацией по вопросам инновационного развития образования в регионах России.

В целом необходима действенная поддержка и оценка деятельности ученых и научных коллективов со стороны РАО, иначе складывается впечатление, что то, что мы делаем, а делаем немало, для РАО как бы не существует, а это в конечном счете приводит к падению мотивации работы и шире - престижа РАО.

Материал подготовлен доктором философских наук, ученым секретарем УрО РАО А. М. Андрюхиной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.