Научная статья на тему 'О выездном заседании Бюро Президиума Уральского отделения РАО (обзор)'

О выездном заседании Бюро Президиума Уральского отделения РАО (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О выездном заседании Бюро Президиума Уральского отделения РАО (обзор)»

О ВЫЕЗДНОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО ПРЕЗИДИУМА УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАО (ОБЗОР)

15 декабря 2006 г. в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) состоялось выездное расширенное заседание Бюро Президиума Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО).

На заседании обсуждались следующие вопросы:

1. О научно-педагогической школе Тюменского государственного университета.

2. О работе вузов в условиях перехода в статус автономных некоммерческих организаций.

В обсуждении этих вопросов приняли участие ученые и практики Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Тобольска, Шадринска, Ишима, Кургана.

По вопросу о научно-педагогической школе ТюмГУ был заслушан доклад председателя ТюмНЦ УрО РАО академика РАО В. И. Загвязинского. В обсуждении доклада приняли участие ректор ТюмГУ член-корреспондент РАО Г. Ф. Куцев, академик РАО Е. В. Ткаченко, директор информационно-методического центра Управления по образованию г. Тюмени Т. Д. Шебеко.

Докладчик и ученые, принявшие участие в обсуждении доклада, отметили, что научные школы являются традиционной реалией российского академизма, подвергнувшегося серьезным испытаниям в период либеральных преобразований, однако сохраняют значительный потенциал. Одной из таковых выступает научная школа Тюменского государственного университета (руководитель академик РАО В. И. Загвязинский). Выступая оптимальной моделью научного творчества, некоего рода эталоном организации науки, она не раз становилась объектом пристального внимания академического сообщества на заседаниях Президиума РАО, Уральского отделения РАО, ученых советов Тюменского университета (1999, 2002, 2003, 2005 гг.).

Тематический приоритет школы, определившийся более 30 лет назад, составляют педагогическая инноватика, методология социально- и психологопедагогических исследований, теория социально-педагогических инноваций, теория и методика практическо-преобразовательной деятельности.

Институциональное ядро научной школы образует академическая кафедра, созданная в 2003 г. и являющаяся преемницей последовательно существовавших кафедр общей и социальной педагогики, теории и методики педагогического процесса, педагогики и психологии. В ее составе 3 академика РАО, 3 доктора педагогических наук, 1 доцент, 5 докторантов, 22 аспиранта,

15 соискателей. Объединяющим началом представителей школы за пределами формальной институализации выступает Тюменский научный центр УрО РАО (с 1994 по 1999 гг. СО РАО). В 2004-2005 гг. под его патронажем созданы Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий научные центры УрО РАО, возглавляемые соответственно профессорами С. А. Гильмановым и И. Г. Фомичевой, учениками академика В. И. Загвязинского.

Основными направлениями деятельности школы выступают:

• продуцирование нового научного знания (научные исследования);

• его презентирование (научная коммуникация, академическая мобильность, транспорентность); подготовка и издание учебной литературы;

• воспроизводство научного знания и научного сообщества.

В области научно-исследовательской деятельности школы за последние четыре года осуществлялась разработка общей методологии педагогических исследований и развития дидактических систем (В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов, Н. А. Алексеев), теории и практики инновационного развития образования (В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова, О. С. Селиванова и др.), теории экологического образования (В. А. Игнатова), педагогической культурологии (И. Е. Видт), педагогической герменевтики (А. Ф. Закирова), межкультур-ной коммуникации (И. Л. Плужник), развивающего потенциала современных информационных технологий (И. Г. Захарова) и др. Ежегодно выполняются работы по 5-6 темам, включенным в планы важнейших исследований РАО и Уральского отделения РАО.

Наиболее значимыми результатами исследований последних четырех лет стали обоснования идей полипарадигмальности современного образования, социально-личностной ориентации как ведущей в современном образовании, единства стабилизации и развития в период кризиса образования, герменевтической интерпретации как выражения сути педагогических процессов и явлений, морфологии образовательной сферы, механизмов смены образовательных моделей. Разработаны критерии оценки реализации образовательных программ, теоретические основы и технология социально-педагогического прогнозирования, моделирования и проектирования. Разработано более 20 программ развития образования субъектов федерации, административных и муниципальных образований, более 50 программ образовательных учреждений, принципы научно-методического сопровождения и мониторинга процесса реформирования образования всех уровней. На этой основе осуществлялось научное сопровождение многих программ и проектов, что свидетельствует об их прак-тико-ориентированной направленности.

В области презентации результатов исследований научной школы может быть отмечен заметный рост публикаторской активности и акаде-

мической мобильности в 2002-2006 гг. Если ограничиться только данными о деятельности представителей школы, объединенных на академической кафедре, то в среднем ежегодно публиковалось по 7 книг (2-3 в центральных издательствах), по 34 статьи (7 статей в центральных, реферируемых журналах), было организовано 5 конференций (в т. ч. одна Всероссийская), получены гранты РГНФ, РФФИ, КЦФЕ, Министерства образования, Госдепартамента США и Американского совета по международным исследованиям и обменам.

Наиболее значимыми стали издания: книга В. И. Загвязинского «Теория обучения: Современная интерпретация» (М.: Академия, 2001), получившая гриф учебно-методического совета по педагогическому образованию Министерства образования и удостоенная Золотой медали на конкурсе научной - учебно-методической литературы в Новосибирске (2002 г.); учебное пособие В. И. Загвязинского и Р. А. Атаханова «Методология и методы психо-лого-педагогического исследования» (М.: Академия, 2001), также получившее гриф УМС по педагогическому образованию Министерства образования и отмеченное Золотой медалью (2003) на Сибирском конкурсе научной литературы (в 2006 г. указанные книги выпущены уже в 3-м издании); учебники

В. А. Игнатовой «Естествознание» (М.: Академия, 2003), И. Г. Захаровой «Информационные технологии: Назначение и возможности подготовки педагогов» (М.: Академия, 2003).

В 2006 г. вышли в свет два новых учебных пособия В. И. Загвязинского (М.: «Академия»), книга А. Ф. Закировой «Педагогическая герменевтика» (М.: Дом Ш. А. Амонашвили), О. С. Булатовой «Искусство современного урока» (М.: «Академия»), Н. А. Алексеева о личностно-ориентированном обучении (Ростов н/Д: «Феникс»).

Из научных форумов наибольший резонанс вызвали заседание Президиума РАО (2003 г.), круглый стол совместно с редколлегией журнала «Педагогика» (2002 г.), сессия Российско-германского совета по социальной педагогике «Германия - Западная Сибирь». Достаточно широкое представительство приобретают межрегиональные семинары по наиболее актуальным проблемам педагогики и педагогических исследований, проводящиеся дважды в год и получающие поддержку РГНФ. Новой формой работы стали мастер-классы по педагогической инноватике, проведенные ведущими учеными школы в Саратове и Перми, Новосибирске и Екатеринбурге, во многих городах севера Тюменской области. Важным средством презентации результатов исследований становятся журналы «Образование», «Образование и наука», издаваемые в Тюмени и Екатеринбурге, главным редактором которых является В. И. Загвя-зинский.

В области подготовки кадров высшей квалификации научная школа также выделяется значительными достижениями. В 1996 г. под руководством академика РАО В. И. Загвязинского создан диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций (Д 212.274.01) по специальностям 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. За время существования совета защищены 137 кандидатских и 24 докторских диссертаций (ежегодно в среднем по 16 кандидатских и 3 докторских). Непосредственно под руководством основателя школы, академика В. И. Загвязинского подготовлены и защищены 95 кандидатских и 17 докторских диссертаций. Его ученики работают в Москве, Минске, Екатеринбурге, Кемерово, Волгограде и многих других городах России. Среди них доктора педагогических наук, профессора С. А. Гильманов, Н. А. Алексеев, А. Ф. Закирова, Л. И. Гриценко, О. С. Булатова, доцент Т. А. Строкова, чьи труды выделяются высоким уровнем исследовательской техники, оригинальностью концептуального видения и пользуются заслуженным признанием в академической среде; под их руководством также ведется подготовка и защита кандидатских диссертаций, что позволяет говорить о формировании определенной научной традиции и преемственности.

Коллектив исследователей-педагогов завершает работу над «Терминологическим словарем педагога» (20 п. л.) и учебником «Общая педагогика» (20 п. л.) по заказам издательств «Академия» и «Высшая школа».

В целом анализ деятельности научной школы позволяет констатировать ее всероссийскую известность, упрочение высокой научной репутации, сохранение тематико-методологической традиции, преемственность не менее трех генераций ученых (основатель, преемники, ученики преемников), продуктивно работающих в обозначенном научном направлении.

Инновационную деятельность ученых и практиков объединяет созданный 12 лет назад Тюменский научный центр Уральского отделения РАО. Успешной работе школы способствует создание и деятельность академической кафедры методологии и методики социально-педагогических исследований. Научная школа разрабатывает проблемы методологии и методики социально-педагогических и психолого-педагогических исследований, педагогической инноватики и развития региональных образовательных систем, активно борется за сохранение и развитие гуманистических традиций отечественного образования. Созданы, изданы (и переиздаются) в центральных издательствах учебные пособия для педагогических специальностей по теории обучения, методологии и методам психолого-педа-гогических исследований, социальной педагогике (более 20 наименований). Рабо-

ты исследователей регулярно публикуются в центральных научных изданиях, в том числе в ведущем теоретическом журнале «Педагогика».

Самостоятельные научные направления разрабатывают доктора наук

С. А. Гильманов, Н. А. Алексеев, А. Ф. Закирова, О. А. Селиванова, Л. И. Гриценко, И. Г. Фомичева, В. А. Игнатова, доценты О. С. Булатова, О. В. Морева, Н. А. Голиков, Т. А. Строкова. Проводятся общероссийские и межрегиональные конференции, круглые столы, семинары. Получили признание Урало-Сибирский семинар по методологии науки для докторантов, аспирантов и соискателей, проводимый регулярно два раза в год в Тюмени, и выездные семинары и мастер-классы (в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, Барнауле, Челябинске, Кургане и др.).

Бюро Президиума УрО РАО постановило:

• одобрить и считать достаточно продуктивной работу научно-педагогической школы Тюменского государственного университета (руководитель -академик РАО В. И. Загвязинский). Рекомендовать использовать опыт ее работы в процессе становления научных школ региона;

• обратить внимание на более настойчивое продвижение на общероссийском и международном академическом уровне работ молодых исследователей посредством публикаций их трудов в центральных академических и зарубежных изданиях;

• активнее стимулировать участие студентов в научных исследованиях как стартовой стадии подготовки исследователей в области педагогических наук.

А. Ф. Закирова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.