ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 370.153
В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова
О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ П ЕДАГОГОВ-ИССЛ ЕДОВАТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье на основе содержания проекта Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации обсуждается проблема реорганизации сферы научных изысканий, касающихся образования. Чтобы противостоять разрушительным тенденциям имитации научного поиска, некорректных заимствований, словесного переодевания давно известных истин в исследовательских работах, предлагается рассмотреть направления профилактики и противодействия негативным явлениям в области педагогической науки.
Первое направление, которое можно условно назвать нормативно-репрессивным, прямо предусматривает процедурные рамки и строго регламентированные формы при подготовке публикаций, научных отчетов
и защите диссертаций. Многие из изложенных в проекте мер на современном этапе представляются авторам необходимыми: они создают фильтр, не допускающий прохождение подделок и слабых работ, лишенных новизны и конструктивности. Но есть и другое, очень важное направление работы - развитие методологической культуры исследователей, оказание им помощи в освоении и осуществлении поисковых процедур.
Показан десятилетний опыт по проведению на базе Тюменского государственного университета постоянно действующего Межрегионального урало-сибирского семинара по практической методологии социально-педагогического исследования. За истекший период было проведено 20 сессий, включающих лекции ведущих специалистов, мастер-классы педагогов-новаторов, деловые игры (мини-защиты проектов) и охватывающих все этапы научного поиска - от выбора темы и обозначения проблемы до оформления отчета, подготовки публикаций и представления результатов к защите.
Сделан вывод о том, что на современном этапе кардинального обновления всех сфер социальной жизни для урегулирования процессов научно-педагогического творчества целесообразно уравновесить административно-нормативные меры энергичными действиями по воспитанию социальной ответственности ученых, системно организованному формированию методологической культуры и развитию креативных способностей педагогов-исследователей.
Ключевые слова: методологическая культура, практическая методология педагогического поиска, опытно-педагогическое исследование в сфере образования, прогнозирование, моделирование и проектирование в педагогике.
Abstract. The paper discusses the reorganization problems regarding the educational research sphere and based on the draft of the Modernization Concept of the Scientific Staff Higher Attestation System in the Russian Federation, which recommends some preventive measures to counteract the research imitations, incorrect borrowing and paraphrasing of well-known ideas. The first, or the normative regressive trend, implies the prescribed procedure frames and rigid regulatory forms concerning the publications, scientific reports and defense of the theses. The authors regard most of the above measures as necessary for filtering out the plagiarism and superficial works. However, the other trend - more important in their opinion - implies the development of the research methodology culture.
The paper reveals the ten-year-experience of the Interregional Ural-Siberian Seminar on the Practical Methodology of Socio-Pedagogic Research, organized in Tumen State University. The twenty sessions of the given seminars included the lectures by leading specialists, master-classes and role plays (mini research defense), and involved all the research stages: selecting a theme, defining a research problem, and finally, a report preparation and presentation to the attestation comity.
The authors make a conclusion concerning the educational research regulations aimed to balance the administrative statutory measures with systematic development of methodology culture and fostering the researchers' social responsibility and creativity.
Keywords: methodology culture, practical methodology of pedagogic investigation, empirical educational research, prognosis, pedagogical modeling and projecting.
Озабоченность научно-педагогической общественности по поводу низкого качества многих диссертационных исследований, в частности педагогического профиля, при значительном росте в последние годы их количества, вполне понятна и оправдана. Тревожат не только девальвирующие науку явления коррупции, проплаченные и «позаимствованные» диссертационные подделки, но и качество честно сработанных сочинений, которые при этом не отличающиеся новизной, актуальностью и практической значимостью рекомендаций. Новый расширительный смысл приобрела старая сентенция относительно преподавателей вузов: «ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан» (теперь, некоторые посчитали, что и доктором тоже).
К сожалению, уже устоялись, вошли в жизнь разрушительные традиции имитации научной деятельности, когда в тексте диссертации и автореферата обоснована тема, выделена проблема, сформулирована гипотеза, сконструирована модель, проведен эксперимент, сделаны выводы, но отсутствует самое главное - творческое ядро: новые идеи, замыслы, оригинальные трактовки фактов, исследовательские технологии, педагогические и психологические механизмы нововведений. В таких исследованиях много общих, не
раскрывающих специфику предмета исследования суждений, определений и оценок, все сводится к словесному переодеванию уже известного, к замаскированным научной терминологией банальным истинам, подходам, определениям. Нередко все это является следствием некритического подражания диссертациям и авторефератам прежних лет, уже отжившим свой век шаблонам.
В связи со сложившимся положением вполне оправданы сформулированные в проекте Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации основные цели реорганизации системы подготовки ученых и определения их квалификационного уровня, требования к процедурам апробации и защиты кандидатских и докторских диссертаций, в том числе меры по повышению гласности и совершенствованию оценивания качества работ, обеспечения самостоятельности и ответственности всех организаций и лиц, причастных к аттестации научных кадров [9].
Разумны предложения о введении по образцу некоторых зарубежных стран нового наименования ученой степени доктора по областям знания (не науки) - доктор медицины, права, истории, бизнес-управления, делового администрирования и т. д.; о сохранении в России традиционного двухуровневого (кандидат, доктор) подхода к присуждению ученой степени; о порядке комплектования экспертных советов ВАК и ротации членов советов.
Заслуживают одобрения и предложения о более жестких требованиях к научным журналам, в которых рекомендована публикация основных результатов диссертационного исследования. Это позволит пресечь стремление отдельных редакторов превратить данный вид изданий в источник прибыльного бизнеса, взимая плату с авторов и при этом нередко закрывая глаза на низкое качество публикуемых материалов.
Чтобы реализовать обозначенные в проекте положения, решить связанные с ними задачи, нужно выявить истоки, причины, факторы, породившие и питающие как позитивные, так и негативные явления и тенденции в сфере подготовки педагогов-иссле-
дователей. Укажем, прежде всего, на непрерывное в течение последних двух десятилетий реформирование образовательной системы, которое именуется то оптимизацией, то обновлением, то модернизацией, и которое пробудило творческую инициативу педагогов. Активизировались поиски нового лица школы, диверсифицированного содержания, форм, методов, образовательных технологий с использованием новых возможностей, которые предоставляют современные информационно-коммуникативные средства и сеть Интернет. Педагогический поиск приобрел массовый характер, его результаты получили широкое воплощение и в проектах преобразования образовательных структур учреждений, и в диссертационных исследованиях.
Одновременно в 1990-е гг. в обществе происходили серьезные и неоднозначные социальные трансформации. Как часть общего социально-экономического кризиса случился кризис образовательной системы, связанный с переходом к новой культурной эпохе и к иной социальной формации. Чтобы как-то поощрять творческие начинания педагогов, удержать их от ухода в другие сферы, ВАК и диссертационные советы снизили планку требований, критерии и показатели качества исследований. Часто такое «научное попустительство» было вызвано искренним стремлением помочь людям, находящимся в сложной жизненной и профессиональной ситуации, пытающимся найти себя, добиться профессионального успеха и признания. Однако именно указанные обстоятельства открыли шлюзы для прохождения слабых диссертаций, породили целую плеяду «докторов», не владеющих методологией научного познания.
В это же время возник и стал быстро приумножаться круг достаточно обеспеченных и в то же время лишенных высоких моральных устоев, ориентированных на вседозволенность лиц, которые сочли для себя полезным «прикупить» научную степень или научное звание для престижа, карьеры или «про запас».
Таким образом, проблема «липовых» диссертаций приобрела мировоззренческий, нравственный характер. В этой связи пробле-
му поиска путей модернизации системы аттестации научных кадров и качества научных исследований важно рассматривать не только с позиций ужесточения и «закручивания гаек», но и в плоскости реабилитации и сохранения нравственно-мировоззренческих начал научного труда.
То, что разрушение системы ценностей коснулось и научной сферы, сейчас уже ни у кого не оставляет сомнений. Назрела необходимость конкретизировать нормативно-оценочную и миро-воззренческо-методологическую составляющие научно-исследовательской деятельности.
В данной ситуации, как мы полагаем, возможны два взаимосвязанных стратегических направления профилактики и противодействия негативным тенденциям - нечестности, безответственности, обману в подготовке и представлении к защите научно-квалификационных работ.
Первое направление можно условно назвать процедурно-репрессивным. Оно определяет организационные рамки и требования, предусматривает карательные меры за нарушения регламентированных норм. Ключевые слова при изложении мер этого направления - ужесточение, ограничение, лишение (прав, званий, степеней, должностей и пр.).
Необходимо подчеркнуть следующее. Что касается коррупционных вариантов «остепенения», плагиата, изготовления диссертаций по заказу «под ключ» и т. п., то репрессивные меры следует применять решительно и бескомпромиссно (разумеется, если вина и злоупотребления убедительно доказаны). В отношении же истинных тружеников образовательной сферы репрессивные меры нужно применять максимально взвешенно, здесь более уместны конструктивные советы и квалифицированная помощь. Другими словами, нужно выполоть сорняки, не повреждая, а заботливо взращивая здоровые всходы в тесно связанной с практикой педагогической науке. Нужно также заметить, что, как показывает практика последних лет, репрессивные меры особых результатов не
дают и, зачастую являясь сопроводительной приметой тоталитаризма, лишь создают дополнительную напряженность.
В полемике о путях модернизации системы аттестации научных кадров акцент на директивных мерах должен уравновешиваться обращением к личности ученого и ценностно-мировоззренческой стороне научной деятельности. Ценностные ориентации, ценностное сознание и поведение ученого не формируются посредством давления, ужесточения и императива, а естественным образом эволюционируют в свободном самоопределении каждого исследователя. Для выработки подлинно научного мировоззрения и поведения молодых ученых важно через организацию методологического просвещения раздвинуть горизонты творческого исследования и, вооружая педагогов-исследователей эффективным научным инструментарием, запустить эвристические механизмы научно-педагогического поиска на основе многократной рефлексии, тесной связи с образовательной практикой и свободного творческого выбора.
Мы убеждены, что общекультурную и мировоззренческую ценность представляет не столько административно-репрессивное, сколько основательное научное стратегическое направление работы, не сулящее сиюминутной отдачи, - это развитие методологической культуры исследователей, оказание помощи в освоении поисковых процедур, причем не только соискателям, аспирантам и докторантам, но и их научным руководителям.
Дело в том, что идет закономерный процесс смены поколения ведущих научных кадров (руководителей, консультантов, экспертов), обеспечивающих становление молодых специалистов-исследователей. Членами диссертационных советов, научными руководителями, оппонентами становятся доктора и кандидаты наук, аттестованные в годы перестройки по сниженным стандартам. Многие из них не обладают должной для научного руководства и экспертизы методологической эрудицией. Они не всегда способны четко наметить ориентиры, критически оценить сделанное, нацелить своих подопечных на выявление факторов, психологических и пе-
дагогических механизмов, обеспечивающих успех нововведений. Их переподготовку, аттестацию как научных руководителей и экспертов могут взять на себя научно-образовательные центры тех университетов и научных организаций, в которых сложились научные школы, сохраняется и всячески отстаивается культ методологических знаний и культуры. В связи с этим вызывает недоумение следующий парадоксальный факт - Министерство образования и науки РФ из года в год выделяет абсолютное большинство бюджетных мест в аспирантуре и докторантуре как раз тем педагогическим вузам, где научных школ нет. А в новом законе об образовании определен статус аспирантуры и аспирантов, но исключено соискательство, что перекрывает путь в науку способным педагогам-новаторам и педагогам-исследователям [11].
Целесообразно продумать меры по сохранению соискательства и бюджетной аспирантуры для работников образования и особо - меры повышения исследовательской культуры потенциальных научных руководителей.
В Тюменском государственном университете наработан продуктивный опыт системной методологической подготовки педагогов-исследователей и научных руководителей Урало-Сибирского региона.
Академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ, Тюменский научный Центр Уральского (с 2013 г. - Сибирского) отделения Российской академии образования с 2003 г. по настоящее время проводят межрегиональные семинары по практической методологии научно-педагогического исследования. Семинары носят постоянный характер: за 10 лет проведено двадцать сессий, включающих пять двухгодичных циклов занятий, каждый из которых состоит из четырех практико-ори-ентированных семинаров (два осенних и два весенних).
Основным содержанием занятий является методология, теория и методика педагогического проектирования образовательных систем с учетом условий социокультурного информационного пространства Урало-Сибирского региона и России в целом.
Программа каждого двухгодичного цикла охватывает все этапы научно-педагогического исследования:
• обоснование выбора темы;
• выдвижение рабочей гипотезы;
• выбор теоретических и эмпирических методов исследования;
• проведение опытно-экспериментальной работы;
• интерпретация результатов;
• оформление текста диссертации или научного отчета и представление его к защите.
Таким образом, на семинаре представлена общая (инвариантная) основа процедуры педагогического поиска.
В то же время в каждом из пяти проведенных циклов занятий темы лекций и семинаров, привязанные к соответствующему этапу исследования, варьируются и трактуются в новом ракурсе с учетом изменившихся социокультурных и научно-образовательных условий.
Так, например, проблеме педагогического гипотезирования были посвящены семинары «Творческое ядро научно-педагогического исследования» (март 2006 г.), «Идея, замысел и гипотеза научно-педагогического исследования» (апрель 2008 г.), «Формирование авторской концепции научного исследования по педагогике» (апрель 2010 г.). Тема выбора методов научного исследования варьировалась как «Тематическое разнообразие и инструментальная специфика современных научно-педагогических исследований (ноябрь 2008 г.), «Конструирование и реализация авторской методики педагогического исследования» (декабрь 2010 г.) и т. п. Особое внимание на семинарах регулярно уделяется проблеме преодоления типичных методологических ошибок исследователей.
К участию в работе семинаров привлекаются аспиранты, докторанты, соискатели, педагоги-исследователи и научные руководители. География участников достаточно обширна - в основном это Урало-Сибирский регион (Тюмень, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Пермь, Нижний Тагил, Сургут, Но-
ябрьск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Барнаул, Томск, Тобольск, Ишим, Норильск, Курган, районы юга Тюменской области). Некоторые из проведенных семинаров имели всероссийский характер, привлекая в качестве участников педагогов-исследователей из Москвы, Саратова, Самары, Волгограда, Уссурийска и других городов. Кроме того, активно проводятся выездные семинары в Екатеринбурге, Новосибирске, Омске, Тобольске, Ишиме, Нижнем Тагиле, Муравленко и др.
Основной состав лекторов - это ученые-педагоги Тюменского государственного университета: авторы данной статьи академик РАО В. И. Загвязинский и профессор А. Ф. Закирова, член-корреспондент РАО Г. Ф. Куцев, доктора наук О. А. Селиванова, И. Г. Захарова, Н. А. Алексеев, И. В. Манжелей, Н. Н. Малярчук, доценты Т. А. Строкова, С. Н. Дегтярев, Т. В. Обласова и др. Научный потенциал ученых-педагогов, ведущих семинар, сформировался на базе признанной в научно-педагогическом сообществе научно-педагогической школы Тюменского государственного университета.
С лекциями для участников методологического семинара в разное время также выступали ведущие ученые-методологи России: академик РАО В. П. Борисенков (Москва), академик РАО Ш. А. Амона-швили (Москва - Тбилиси), члены-корреспонденты РАО В. В. Сериков (Волгоград), А. П. Тряпицина (Санкт-Петербург), В. П. Бездухов (Самара), Э. Ф. Зеер (Екатеринбург), а также профессора И. П. Лебедева (Пермь), С. А. Днепров (Екатеринбург), Е. А. Александрова (Саратов) и др.
Кроме того, для проведения семинара дополнительно приглашаются педагоги-новаторы, руководители экспериментальных педагогических площадок и докторанты.
При организации семинара его руководители опираются на синтез технологических (новые информационные технологии) и гуманитарных (инструментарий педагогической герменевтики), качественных и количественных подходов в проведении научного исследования. Занятия проходят в форме лекций, семинаров, мастер-классов, деловых игр, мини-защит исследовательских проек-
тов, посвященных развитию образовательных учреждений, и проектов кандидатских и докторских диссертаций.
В процессе подготовки к семинарам его организаторы разработали за счет средств Тюменского университета и Грантов РГНФ Минобразования и науки РФ специальные научно-методические издания по методологии педагогического поиска (например, «Прогнозирование, моделирование и проектирование в структуре социально-педагогического исследования», Тюмень, 2007; В. И. Заг-вязинский, А. Ф. Закирова «Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования», Тюмень, 2009; «Творческое ядро педагогического исследования: проблема - идея - замысел - гипотеза», Тюмень, 2010; «Авторская концепция научно-педагогического исследования: формирование и методы реализации», Тюмень, 2012; «Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание, инструментарий», Тюмень, 2012), большинство из которых слушатели получают в дар (как раздаточный материал) или приобретают за символическую плату.
Помимо этого, всем участникам предлагаются материалы лекций и семинаров на электронных носителях.
В общей сложности за 10 лет работы свою методологическую квалификацию повысило солидное количество педагогов-исследователей Урало-Сибирского региона и России. На каждой из сессий семинара присутствовало от 80 до 170 участников. Большинство из них работает в рамках семинара регулярно. Часть по своему желанию в межсессионный период представляет свои научные разработки для дальнейшего обсуждения на консультациях и апробации на предстоящих семинарах. За время существования методологического семинара более 120 слушателей (педагогов школ, преподавателей вузов, управленцев) защитили кандидатские и докторские диссертации, а Тюменская область официально признана территорией-консультантом в сфере образования.
Необходимо подчеркнуть, что тематика и актуальность успешно защищенных участниками семинара научных работ по педагогике отвечают сложным социокультурным и образовательным запро-
сам нашего времени, а ряд из них носит фундаментальный, новаторский характер. Среди таковых докторские диссертации О. А. Селивановой «Психолого-педагогическая реадаптация безнадзорных подростков в условиях открытого социума» (2005 г.), Н. Н. Савиной «Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики» (2010 г.), Т. П. Днепровой «Национальная толерантность в консервативно-либеральном противостоянии отечественного образования» (2011 г.), Е. Г. Беляковой «Смыслообразова-ние в педагогическом взаимодействии» (2009 г.), Т. В. Обласовой «Актуализация личностно-развивающего потенциала учебно-информационных умений школьников» (2012 г.) и др.
Серьезным вкладом в развитие педагогической науки явились практико-ориентированные кандидатские диссертации постоянных участников методологического семинара С. В. Хохловой «Мониторинг качества школьного образования» (2003 г.), О. И. Майковой «Педагогические условия продуктивного освоения точных и естественных наук учащимися с гуманитарным стилем мышления» (2008 г.), С. С. Мальцевой «Специфика обучения гуманитарным дисциплинам в профильных классах негуманитарной направленности» (2009 г.), И. В. Шулер «Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды» (2011 г.) и многих других.
Опыт организации работы постоянно действующего методологического семинара Тюменского госуниверситета свидетельствует о том, что для поднятия методологической культуры педагогов-исследователей сегодня чрезвычайно важно, возрождая традицию Всесоюзных методологических семинаров доперестроечного времени, создать в разных регионах России (а не только в Москве и Санкт-Петербурге) центры методологической подготовки соискателей и научных руководителей.
Еще одним серьезным направлением работы научных сотрудников университета является создание и публикация учебников, учебных пособий и монографий для студентов, аспирантов, соискателей и педагогов-исследователей по общей и социальной педаго-
гике, методологии и методике социально-педагогических и психолого-педагогических исследований, педагогической герменевтике, многие из которых были выпущены в центральных издательствах массовым тиражом. Некоторые выдержали до семи переизданий, а отдельные представлены в широком доступе на электронных носителях и используются во различных педагогических учебных учреждениях России [1-8, 10].
Итак, на современном этапе кардинального обновления всех сфер социальной жизни для урегулирования процессов научно-педагогического творчества целесообразно уравновесить административно-нормативную тенденцию энергичными действиями по воспитанию социальной ответственности ученых, системно организованному формированию методологической культуры и развитию креативных способностей педагогов-исследователей..
Литература
1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 3-е изд. М.: Академия, 2010. 176 с.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. 5-е изд. М.: Академия, 2008. 192 с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. 7-е изд. М.: Академия, 2012. 208 с.
4. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инно-ватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 176 с.
5. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг... Концепция педагогической герменевтики. М.: Владос, 2011. 272 с.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. 7-е изд. М.: Академия, 2011. 192 с.
7. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова,
Р. Атаханов и др., под ред. В. И. Загвязинского. М.: Академия, 2013. 240 с.
8. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
9. Проект Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф. / документы /3307.
10. Социальная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. М.: Юрайт, 2012. 405 с.
11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/документы/ 2974.