Научная статья на тему 'Научно-образовательная школа «Методология, теория и практика инновационного развития образования» академика рао В. И. Загвязинского'

Научно-образовательная школа «Методология, теория и практика инновационного развития образования» академика рао В. И. Загвязинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная школа «Методология, теория и практика инновационного развития образования» академика рао В. И. Загвязинского»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» АКАДЕМИКА РАО В. И. ЗАГВЯЗИНСКОГО

Научно-образовательная школа академика РАО В. И. Загвязинского прошла длительный, более чем 30-летний путь становления, неразрывно связанный в два последних десятилетия с эпохой социальных трансформаций и серьезного реформирования российского образования. С 2004 г. возникло серьезное расхождение гуманистической стратегии государства в социальной сфере с реальной политикой и практикой реформирования образования на уровне Федерации, регионов, муниципалитетов и образовательных учреждений. Исследования ученых научно-образовательной школы посвящены выявлению характера этих противоречий, их причин, негативных последствий, поиску мер и ресурсов обеспечения эффективного инновационного развития образования как важной предпосылки и составляющей инновационного развития всех социальных сфер и экономики России.

На всех этапах становления научно-образовательная школа активно участвовала в совершенствовании образовательного процесса, в корректировке образовательной политики в центре и в регионах.

Основатель научно-образовательной школы академик Российской академии образования Владимир Ильич Загвязинский - крупный ученый, известный в России и за ее пределами специалист по проблемам дидактики, методологии педагогики и инновационного развития системы образования. Владимир Ильич на протяжении всей своей многолетней исследовательской и практической деятельности остается верен отечественной традиции, согласно которой педагогика - наука как теоретическая, так и прикладная, и потому она должна ставить во главу угла преобразование педагогической действительности на прочной базе научно обоснованных, четко обозначенных идей, замыслов и гипотез. Эта позиция ученого нашла убедительное воплощение в более чем 400 трудах, среди которых есть монографии и учебные пособия, получившие широкую известность и неоднократно переизданные в центральных издательствах.

Как ученый-методолог высочайшего уровня, великолепный организатор и вдохновитель многих исследовательских программ, В. И. Загвязин-ский обладает огромным авторитетом. В его научной школе создаются ус-

ловия для свободного проявления индивидуальных способностей и творческого роста каждого участника. Ученый подготовил более 100 кандидатов и 19 докторов педагогических наук, которые известны своими достижениями в Тюменской области и за ее пределами.

Под руководством ученых-педагогов Тюменского государственного университета реализуются наиболее важные и продуктивные направления исследований научной школы:

• методология социально-педагогических исследований, инновационной практики и педагогического образования (акад. В. И. Загвязин-ский, д-р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова;

• педагогическая культурология (д-р пед. наук И. Е. Видт, д-р пед. наук О. С. Задорина);

• педагогическая герменевтика (д-р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова);

• информатизация образования (д-р пед. наук, проф. И. Г. Захарова);

• социальная реабилитация, уличная социальная работа (д-р пед. наук О. А. Селиванова);

• личностно-ориентированное образование (д-р пед. наук, проф.

Н. А. Алексеев);

• оздоровительная физическая культура, здоровьесбережение (д-р пед. наук, проф. И. В. Манжелей);

• комплексный мониторинг процесса образования (канд. пед. наук, доц. Т. А. Строкова).

По существу, это становящиеся научнь1е школы., развивающиеся в лоне единой научно-образовательной школы акад. РАО В. И. Загвязинского.

Особенность научно-образовательной школы академика РАО В. И. Загвязинского состоит в том, что это не школа авторской проблемы и авторской концепции лидера. Для школы характерны единство методологических оснований и требований к качеству научных разработок; общность основной проблематики (инновационное развитие образования, методология исследования и практических преобразований) при разнообразии конкретных направлений и тем исследования; тесное взаимодействие теории и практики (снимающее проблему внедрения теоретических разработок); научнопедагогическая направленность (воспитание методологической культуры соискателей, педагогов-исследователей и подготовка научной смены); атмосфера преемственности традиций, коллективной взаимопомощи и ответственности, удержание достаточно высокой «планки» требований к качеству работ; наличие организационного «ядра», которым в последние годы является академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета.

В научном коллективе школы в качестве основных методологических идей приняты:

• комплексный социально-педагогический подход к исследованию и разрешению проблем развития образования, обусловливающий межведомственный характер программ развития и исследовательских проектов;

• широкое понимание методологии как системы регулятивных идей и установок исследования и совершенствования практики обучения и воспитания;

• сотрудничество и сотворчество науки и практики в разработке и реализации программных документов;

• охват всех звеньев образовательной вертикали - от социальной стратегии, федеральной и региональной политики до практики образовательных учреждений;

• полный цикл разработки и реализации идей, подходов и проектов, включая прогнозирование, моделирование, проектирование, научно-методическое сопровождение, анализ результатов (от идеи до внедрения);

• поиск реально разрешимых проблем, «точек роста», внутренних и внешних ресурсов в каждой из разработанных программ и в каждом проекте;

• идея единства и совмещения задач стабилизации и развития образования;

• активное участие в отстаивании гуманистического развития образования, преодолении разрыва стратегии, политики (в том числе региональной) и практики преобразований и реформирования образования, коррекции допущенных в этом процессе ошибок.

Среди важнейших направлений исследований, проводящихся в научной школе, необходимо отметить следующие.

1. «Обеспечение взаимосвязи и согласованности федеральной стратегии, региональной политики и практики реформирования российского образования»>. Научный руководитель направления - академик РАО д-р пед. наук, проф. В. И. Загвязинский.

Научно-теоретические результаты. Наиболее значимыми результатами исследований последних лет стали: обоснование идеи социальноличностной ориентации как ведущей в современном образовании; идеи единства стабилизации и развития в период кризиса образования; разработка научных предпосылок и технологий социально-педагогического прогнозирования, моделирования и проектирования развития образовательных систем разных уровней, обеспечивающих не «догоняющий», а опережающий характер развития образования по отношению к запросам со-

циального заказа и экономики России; обоснование критериев оценки реализации образовательных программ.

Основные научные работы, в которых представлен научный результат:

• Захарова И. Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса в высшей школе: моногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 189 с.

• Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. 5-е изд. М.: Акад., 2008.

• Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогичес-кого исследования. 5-е изд. М., 2008; 6-е изд. М.: Акад., 2009.

• Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика. М.: Высш. шк., 2008. 391 с.

• Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень: Изд-во Тюм-ГУ, 2008. 120 с.

• Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 2-е изд. М.: Акад., 2008. 176 с.

• Емельянова И. Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика: мо-ногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 156 с.

• Кудашов Г. Н. Педагогика социального творчества молодежи: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009.

• Комплексный мониторинг эффективности опытно-экспериментальной работы в системе дошкольного и общего среднего образования: метод. рекомендации / Н. А. Алексеев, В. И. Загвязинский, И. Г. Захарова, О. А. Селиванова, Т. А. Строкова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 308 с.

• Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: моногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 196 с.

• Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: моногр. Тюмень:

Изд-во ТюмГУ, 2008. 192 с.

• Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Акад., 2008. 352 с.

• Педагогические инновации на современном этапе развития образования: сб. ст. представителей научной школы академика РАО В. И. За-гвязинского / под ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. 212 с.

• Прогнозирование, моделирование и проектирование в структуре педагогического исследования. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 68 с.

Практические результаты. Под руководством основателя научной школы В. И. Загвязинского разработаны и реализованы программы развития образования всех уровней: «Комплексная программа развития образования Тюменской области» (период с 1989 г. и по настоящее время), программа «Кадры - 2010. Профессиональное образование в Тюменской области» (2004-2010), «Программа развития образования Ямало-Ненецкого АО (на 2001-2005 гг. и на 2005-2010 гг.)», «Программа развития образования города Тюмени на 1994-2000 гг.», программы «Наши дети - наше будущее» на 2001-2005 гг. и «Интеграционные процессы в образовании» на 2008-2010 гг., «Программа развития образования г. Муравленко» на 1994-1999 гг. и на 2000-2005 гг., а также программы развития Ханты-Мансийска (на 2002-2006 гг.), Ноябрьска, Лабытнанги, Нижневартовска, Березовского района Ханты-Мансийского округа (на 1996-2000 гг.), Тюменского сельского района - на 1995-2000 гг., «Комплексная программа реабилитации инвалидов в Тюменской области на 1997-2000 гг.», программа «Одаренные дети» для Управления образования г. Ханты-Мансийска на 1998-2003 гг., а также исследовательские проекты более 30 образовательных учреждений Тюмени, Тобольска, Омска, Ханты-Мансийского АО и других территорий.

Проведены исследования по грантам, в том числе:

• РГНФ «Разработка и научно-методическое сопровождение региональных проектов развития образования» (в рамках национального проекта «Образование») (2007-2008 гг.);

• Губернатора Тюменской области «Мониторинг психофизиологического развития учащихся образовательных учреждений с целью сохранения состояния здоровья - важная составляющая стратегии развития региона» (2006 г.).

Осуществлялось систематическое научно-методическое сопровождение по двум программам комплексного развития образования г. Тюмени (по программе на 1994-2000 гг. и программе «Наши дети - наше будущее» на 2000-2004 гг.), а также по программам развития образования ЯНАО и г. Муравленко. В последние 10 лет в экспериментальной работе участвовало более 60 образовательных учреждений Тюмени и области, в их числе 6 инновационных площадок, утвержденных в качестве федеральных: школы Тюмени № 70 (школа здоровья), № 90 (образовательно-оздоровительный центр «Крепыш»), № 32 (использование образовательного потенциала отдаленного городского микрорайона), № 40 (эксперимент по переходу на программы 11-12-летнего обучения), № 57 (физкультурный центр «Олимпия», ведущий спортивно-оздоровительную работу в микро-

районе), а также авторская федеральная площадка - лицей № 34 как образец опережающего развития по многим направлениям (компьютеризация, техническое творчество, раннее изучение иностранных языков, зарубежные связи).

2. «Формирование читательской компетентности как общекультурного опыта: теория и практика прикладной педагогической герменевтика». Научный руководитель направления - д-р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова.

Научно-теоретические результаты. Разработана концепция педагогической герменевтики, исследованы теоретико-методологические и методические аспекты герменевтической интерпретации педагогического знания. Изучен феномен «читательская компетентность», определены его функции в развитии общей культуры личности, проанализированы закономерности, содержание, методы, приемы и формы интерпретации и осмысления культурных текстов в условиях образовательного процесса и самообразования. В рамках концепции педагогической герменевтики разработана теория смыслообразования в педагогическом взаимодействии, выявлены его механизмы, закономерности, содержание, этапы и условия реализации; создана модель смыслоориентированного образования, в структуре которого выделены ценности, цели, принципы, содержание, методы, формы и критерии результативности.

Основные научные работы, в которых представлен научный результат:

• Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: моногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 196 с.

• Белякова Е. Г. Проектирование ценностно-смыслового контекста педагогического взаимодействия: метод. рекомендации. Тюмень: Изд-во ГИМЦ, 2009. 60 с.

• Белякова Е. Г. Смыслоориентированный урок: метод. рекомендации. Тюмень: Изд-во ГИМЦ, 2009. 56 с.

• Войтик Н. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. 136 с.

• Гуманитаризация образования в современной школе (из опыта работы) / под ред. С. С. Мальцевой. Тюмень: Акад., 2009. 56 с.

• Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования. Тюмень: Изд-во Тюм-ГУ, 2009. 90 с.

• Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: моногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 152 с.

• Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: монография. М:

Издат. дом Амонашвили, 2006. 328 с.

• Закирова А. Ф., Буйко Н. С. Герменевтика педагогического текста: моногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 244 с.

• Закирова А. Ф. Понятийно-терминологическая система педагогики: герменевтико-интерпретационный подход: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 72 с.

Практические результаты. Разработаны и внедрены в педагогическую практику комплекты учебных пособий, методических рекомендаций по педагогической герменевтике, педагогике смыслообразования и дидактические материалы по формированию читательской компетентности в условиях современной информационной среды.

Заказчиками разработок стали Городской информационно-методический центр Управления образования администрации г. Тюмени, Тюменский государственный университет, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Область применения научных разработок - процесс обучения в общеобразовательной школе, в том числе в профильных классах лицея и в пенитенциарном учреждении; процесс профессиональной подготовки педагогов в вузе, а также процесс научно-методического сопровождения исследовательской деятельности аспирантов и докторантов. В частности, в систему общего среднего образования внедрены программы элективных курсов и электронные дидактические материалы для профильных классов негуманитарной направленности: «Кибернетический пегас», «Литературное путешествие», «Проба пера», «Лингвистические парадоксы», «Дебют» (автор - канд. пед. наук С. С. Мальцева); в систему профессиональной подготовки педагогов в вузе - учебные пособия «Введение в педагогическую герменевтику», «Понятийно-терминологическая система педагогики: герменевтико-интерпретационный подход» (автор - д-р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова); в систему повышения педагогической квалификации -методические рекомендации «Смыслоориентированный урок» и «Проектирование ценностно-смыслового контекста педагогического взаимодействия» (автор - д-р пед. наук Е. Г. Белякова); в практику научно-исследовательской деятельности педагогов (аспирантов, докторантов, соискателей -участников проводимого в течение семи лет Урало-Сибирского, а в настоящее время - Всероссийского семинара по практической методологии педагогического исследования) - «Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования» (авторы - акад. РАО В. И. Загвя-зинский, проф. А. Ф. Закирова) и учебное пособие «Творческое ядро педа-

гогического исследования: проблема - идея - замысел - гипотеза» (авторы - акад. РАО В. И. Загвязинский, чл.-кор. РАО В. В. Сериков, проф. А. Ф. Закирова).

Проведены исследования по грантам, в том числе:

• РГНФ «Прогнозирование, моделирование и проектирование в структуре социально-педагогического исследования»;

• РФФИ «Изучение феномена функциональной неграмотности в условиях перехода к информационному обществу» (2007 г.);

• Президента РФ совместно с правлением общества «Знание» Тюменской области по теме «Центр консультативной поддержки. Университет третьего возраста» (2006 г.).

Осуществляется научное сопровождение инновационных процессов в образовании в школах № 17, 34 г. Тюмени; внедряются инновационные технологии в практику школы № 6 г. Нового Уренгоя, школ № № 60, 38 и 80 г. Тюмени, в систему профессионального обучения педагогов в Тюменском государственном университете и Югорском государственном университете, в практику повышения профессиональной квалификации педагогов в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования.

3. «Профилактика дезадаптивного поведения детей и подростков на региональном и муниципальном уровнях». Научный руководитель направления - д-р пед. наук, проф. О. А. Селиванова.

Научно-теоретические результаты. Разработаны содержание и методики, обеспечивающие эффективность профилактики и коррекции различных форм социально-психологической дезадаптации в подростковой среде, проведены анализ и оценка зарекомендовавших себя в мировой практике форм работы с данным явлением; определены формы, методы и механизмы переноса их в практику деятельности отечественных образовательных учреждений регионального и муниципального уровней.

Основные научные работы, в которых представлен научный результат:

• Селиванова О. А. Уличная социальная работа с подростками «группы риска». Тюмень: Вектор бук, 2005. 130 с.

• Селиванова О. А. Уличная социальная работа: теория и практика: моногр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 130 с.

• Селиванова О. А., Овчинникова Т. С., Шевцова Т. С. Профилактика агрессивности и жестокости в межличностных взаимоотношениях субъектов учреждений образовательной сферы. Тюмень: Вектор бук, 2009. 240 с.

• Селиванова О. А., Старцева Н. Г., Илькина С. С., Миллер Е. Г. Теория и практика организации индивидуально-профилактической работы

с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Тюмень. 2009. 68 с.

Практические результаты. Разработан ряд методических рекомендаций для органов местного самоуправления, которые обновили системные основы совершенствования организации работы в данном направлении: «Методическая программа с рекомендациями для сотрудников заинтересованных ведомств по вопросам оказания психологической помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН», «Алгоритм совместных действий органов власти и местного самоуправления по трудоустройству ранее судимых лиц», «О повышении эффективности профилактической работы по борьбе с самогоноварением и “шинкарством” в муниципальных образованиях», «Методические рекомендации по выявлению, лечению и реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ» и т. д. Определены типовые критерии оценки деятельности органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений в единой рейтинговой системе.

Многолетней базой реализации научных идей и методик их воплощения является Муниципальное автономное учреждение «Центр внешкольной работы “Дзержинец”» г. Тюмени.

Проведены исследования по грантам, в том числе:

• Губернатора Тюменской области «Профилактика агрессивности и жестокости в межличностных взаимоотношениях субъектов учреждений образовательной сферы» (2008 г.);

• Губернатора Тюменской области «Разработка и реализация программы “Социально-педагогическая помощь и сопровождение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в патронатных семьях в Тюменской области в каникулярный период”» (2008 г.).

Наиболее значимми результатами деятельности научно-образовательной школы академика РАО В. И. Загвязинского за последние 10 лет являются

• обоснование идеи социально-личностной ориентации как ведущей в современном образовании, единства стабилизации и развития в период кризиса общества и образования;

• создание теоретических основ и технологии социально-педагогического прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем разных уровней;

• разработка теории и практики педагогического мониторинга и научно-методическое сопровождение в процессе реформирования образования;

• создание концепции педагогической герменевтики;

• исследование развивающего потенциала современных информационных технологий;

• разработка теоретических основ и практических вопросов здо-ровьесбережения и формирования культуры здоровья педагога.

Научные результаты отражены в более чем 50 монографиях и учебных пособиях, солидная часть которых издана в центральных российских издательствах. Разработано более 20 программ развития образования и более 60 программ образовательных учреждений, которые активно внедряются в образовательную практику региона. Заслугой ученых научной школы является то, что Тюмень утверждена Минобразования и науки и институтом «Эврика» первым в России городом - экспериментальной площадкой.

Подтверждением эффективности инновационных программ области является тот факт, что, согласно данным российских и международных исследований, по реализации инновационного потенциала молодежь Тюменской области занимает ведущие места среди регионов. В целом анализ деятельности научной школы позволяет констатировать ее всероссийскую и международную известность, упрочение высокой научной репутации, сохранение тематико-методологической традиции, преемственность не менее трех генераций ученых (основатель, преемники, ученики преемников), продуктивно работающих в обозначенном научном направлении.

За минувшие 10 лет участниками научно-образовательной школы защищено 48 кандидатских диссертаций. Докторские диссертационные исследования по актуальной тематике представили и защитили 14 человек:

• «Основы дидактической теории взаимодействия ученика и объекта изучения» И. П. Лебедевой (2001 г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики» А. Ф. Закировой (2001 г.);

• «Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе» И. Е. Видт (2003 г.);

• «Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения» И. Г. Захаровой (2003 г.);

• «Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки» И. Л. Плужник (2003 г.);

• «Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественнонаучного образования» С. А. Паничева (2004 г.);

• «Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды» И. В. Манжелей (2005 г.);

• «Психолого-педагогическая реадаптация безнадзорных подростков в условиях открытого социума» О. А. Селивановой (2005 г.);

• «Педагогическая интеграция рациональной и эмоциональной сторон процесса школьного обучения» О. С. Булатовой (2005 г.);

• «Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий» Е. А. Александровой (2006 г.).

• «Формирование исследовательской культуры социального педагога» С. В. Шмачилиной (2006 г.).

• «Интерпретация художественного текста как средство развития артистизма в процессе музыкально-художественного воспитания старшеклассников» К. Н. Федоровой (2006 г.).

• «Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования» И. Н. Емельяновой (2008 г.).

• «Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты)» Н. Н. Малярчук (2009 г.).

• «Смыслообразование в педагогическом взаимодействии» Е. Г. Беляковой (2009 г.).

Члены коллектива научной школы неоднократно отмечены различными знаками государственного и общественного признания.

Руководитель научно-образовательной школы акад. РАО В. И. Загвя-зинский - кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1960 г.) и Ордена Почета (2005 г.), Заслуженный деятель науки РФ (1997 г.). Дважды, в 2002 и 2003 гг., награжден Большой золотой медалью на конкурсах научной и учебно-методической литературы «УчСиб» (г. Новосибирск). В 2009 г. В. И. Загвя-зинскому присвоено звание Почетного работника образования и науки Тюменской области и заслуженного профессора Тюменского госуниверситета.

Закирова А. Ф. в 2004 г. удостоена звания лауреата премии Уральского отделения РАО, в 2006 г. - звания Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.

Захарова И. Г. в 2006 г. также получила звание лауреата премии Уральского отделения РАО, а в 2010 г. - звание Почетного работника высшего профессионального образования РФ.

Алексеев Н. А., Белякова Е. Г., Фугелова Т. А. - лауреаты Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2008 года, проводимого Фондом развития отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.