Научная статья на тему 'Информация учреждения Российской академии наук «Уральского от деления» (УрО РАО)'

Информация учреждения Российской академии наук «Уральского от деления» (УрО РАО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация учреждения Российской академии наук «Уральского от деления» (УрО РАО)»

sustained international development. Oxford Studies in Comparative Education / Ed. by John Sayer. Symposium Books, 2002.

55. Khenner E. K., Shestakov A. P. The «Mathematical Modeling» Course for Russian’s Schools: its Aim, Methods and Content // Teaching& Learning Mathematical Modeling. Albion Publishing Chichester, 1997.

ИНФОРМАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМ И И НАУК «УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ» (УРО РАО)

2 марта 2011 г. состоялось очередное заседание бюро УрО РАО.

Первым был заслушан и обсуждался вопрос «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования».

С сообщением об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы «Полипарадигмальная педагогика» выступил ее научный руководитель д-р пед. наук А. С. Белкин.

Проводимые в рамках школы научные исследования отвечают образовательным потребностям на трех уровнях: социально-педагогическом (общественно-государственный заказ); научно-теоретическом (потребности педагогической науки); научно-методическом (потребности практики) - и объединяют в себе как фундаментальные, так и практико-ориен-тированные доминанты. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность школы сочетается с организационно-управленческими функциями. Приоритетными проектами в деятельности научной школы являются образовательные процессы в общеобразовательной и высшей школе, рассматриваемые в контексте персонально-личностного и компе-тентностного подходов. Учеными сформулированы основные позиции инновационного подхода в организации образовательного процесса, разрабатываются методики и технологии инновационных форм обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования по различным направлениям.

Кадровый состав научной школы представлен 56 кандидатами и 19 докторами наук - учеными с большим стажем научно-исследовательской деятельности, почетными работниками высшего профессионального образования РФ и молодыми исследователями. В составе научной школы и бывший министр образования Свердловской области, и политики Уральского региона, ректоры и проректоры ведущих вузов Урала, заведующие кафедрами, директора институтов, учителя и воспитатели школ.

Научные открытия школы получили высокую оценку не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами (в США, Китае, Корее, Иеруса-

лиме и в ряде стран ближнего зарубежья). Более 10 лет коллектив научной школы представлен в координационном комитете Международного фонда образования. Отечественному и мировому педагогическому сообществу хорошо известны педагогические идеи и результаты фундаментальных научных исследований ученых школы и ее руководителя: в области научного педагогического сознания (С. А. Днепров); теории и технологии ситуации успеха в учении (Е. В. Коротаева, И. А. Ларионова); возрастной педагогики и психологии (Л. П. Качалова); витагенного образования взрослых (Н. О. Вербицкая); историко-педагогических закономерностей с гуманистических позиций (Т. А. Сутырина, И. Е. Шкабара, Н. И. Мазур-чук), ментально-миссионного подхода в образовании (Т. А. Сутырина, А. В. Уткин); мониторинга образовательного процесса (В. Г. Горб, Л. Д. Назарова, С. Л. Фоменко), пассионарности личности как интегративной педагогической категории (И. С. Зимина).

Представителями научной школы за последние годы опубликовано более 120 работ в рецензируемых международных журналах: «Педагогика», «Философия образования», «Народное образование», «Русский язык в школе», «Начальная школа плюс: До и После», «Стандарты и мониторинг», «Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО», «Вестник УрГУ», «Педагогическое образование в России» и др. Ученые школы являются многократными дипломантами конкурса на лучшую учебную книгу вузов, проводимого под эгидой Фонда развития отечественного образования (2007, 2008). В 2007 г. выигран грант Российского гуманитарного научного фонда на публикацию монографии «Педагогические технологии в области теории и практики». Ряд изданных учебных пособий получил грифы МОиН РФ И УМО (2007-2010).

Ежегодно научная школа проводит международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции. Так, в 2009 г. с целью координации отечественных исследований с инновационными поисками стран Шанхайской Организации Сотрудничества (сессия ШОС проходила в г. Екатеринбурге) была проведена международная научнопрактическая конференция «Инновационные направления в образовании», объединившая более 350 ученых из 80 городов России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Украины и Литвы.

Представители научной школы, являясь специалистами высшей квалификации в области педагогических наук, весьма востребованы в образовательных учреждениях РФ и за рубежом (Болгария, Израиль, Италия, Китай, Франция, Германия).

Бюро Уральского отделения РАО одобрило научно-исследовательскую и научно-организационную деятельность научной школы «Полипарадиг-

мальная педагогика» и рекомендовало ее коллективу включиться в реализацию Комплексной программы НИР УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2011-2013 гг.

Далее был заслушан доклад по итогам реализации проекта Комплексной программы УрО РАО «Педагогическая герменевтика: вопросы теории и научно-образовательной практики» д-ра пед. наук, проф. академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований А. Ф. Закировой (Тюменский государственный университет). Автором доклада были охарактеризованы концептуальные основания педагогической герменевтики - становящегося методологического познания феноменов гуманитарной культуры, построенного на идее взаимодополнительности логико-гносеологического и ценностно-смыслового начал интерпретации педагогических текстов. Данное направление обращено не только к науке, но и к религии, искусству, языку, этнопеда-гогике, а также к личному жизненному опыту педагога. Своевременность обращения педагогики к герменевтике обусловлена актуализацией проблемы культурного опосредования становления личности педагога и вос-питуемого, необходимостью совершенствования понимания как вида интеллектуально-духовной деятельности.

Роль чтения как вида деятельности состоит не только в передаче и получении информации, но и в качественных изменениях сознания личности, развитии эмпатийности, диалогичности, гуманности и способности к углубленному анализу и рефлексии. Вместе с тем на современном этапе развития чтение осложнено факторами идеологического и социокультурного характера, а также активным влиянием новых информационных технологий и медиа-культуры. Педагогическая герменевтика призвана, с одной стороны, способствовать преодолению последствий идео-кратического давления на сознание читателя, а с другой - нейтрализовать издержки технократического подхода, совершенствуя общие механизмы смыслообразования и актуализируя развивающий и мировоззренческий потенциал информации, представленной на разных носителях.

Практическая значимость концепции педагогической герменевтики состоит в выявлении связей и психолого-педагогических закономерностей взаимодействия в процессе интерпретации педагогического знания, рационально-логического объяснения и эмоционально-образного понимания педагогических текстов. Система принципов педагогической герменевтики включает интегральность, культурное опосредование процесса интерпретации, концептуализацию метафор, принцип превращенной формы, соединение гносеологического и онтологического планов понимания текстов, обратимость мышления в процессе их истолкования.

Основные теоретические положения концепции педагогической герменевтики, а также практические рекомендации, воплощающие различные варианты применения герменевтического подхода, отражены в следующих научных и методических разработках: А. Ф. Закирова «Теоретические основы педагогической герменевтики»; А. Ф. Закирова, Н. С. Гильманова «Герменевтика педагогического текста»; Е. Г. Белякова «Смысло-образование в педагогическом взаимодействии»; Е. Г. Белякова «Смыслоориентированный урок»; Н. С. Буйко «Интерпретация педагогического текста как средство развития мышления педагога»; Н. В. Войтик «Актуализация педагогического потенциала учебного текста»; С. О. Аквазба «Интерпретация художественного текста как средство воспитывающего обучения осужденных»; Т. А. Гартунг «Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла»; С. С. Мальцева «Гуманитаризация профильной школы: образовательный потенциал семиотических практик»; И. В. Шулер «Формирование читательской культуры студентов в условиях современной информационной среды»; Т. В. Обласова «Формирование учебно-информационных умений школьников» и др.

Концепция педагогической герменевтики конкретизирована с учетом социокультурной специфики современной информационной среды. Выявлены и системно охарактеризованы такие особенности информационной среды, как глобальность, мозаичность, мультимедийность, интерактивность, виртуальность, гипертекстуальность. Исследован феномен «читательская компетентность», определены ее функции в развитии общей культуры личности. Разработаны модель обучения студентов вуза на основе эффективной читательской деятельности; критерии развитости читательской компетентности; модель развития учебно-информационных умений школьников в процессе обучения предметам гуманитарного цикла. Доказано, что использование герменевтического инструментария в ходе ведения научных исследований проблем образования способствует актуализации эвристического потенциала педагогической методологии: усилению субъективно-личностного начала научного поиска, расширению его прогностических возможностей, общекультурной значимости и концептуальной полноценности.

Концептуальные положения педагогической герменевтики могут быть использованы не только в практике профессионального обучения педагогов и исследовательской деятельности, но и в системе повышения квалификации педагогических кадров, в деятельности информационно-методических центров разных уровней, учебно-методических объединений и редакционных советов, связанных с подготовкой к изданию научной, научно-популярной и учебно-методической литературы по педагогике.

В Тюменском научно-образовательном центре УрО РАО на базе академической кафедры Тюменского госуниверситета, при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области, Тюменского областного государственного института развития регионального образования, в тесном сотрудничестве с Городским информационно-методическим центром продолжается разработка следующих направлений и проектов:

• методология педагогики: гуманитарные основания и герменевтический инструментарий (проектирование и апробация методического пособия для магистрантов, аспирантов и докторантов);

• комплекс диагностических методик исследования уровня развития читательской компетентности в условиях новой информационной среды (формирование пакета качественных и количественных методов диагностики для вузов);

• диагностика учебно-информационных умений школьников (учебно-методическая разработка для педагогов общеобразовательных школ);

• формирование текстовой деятельности в процессе обучения гуманитарным дисциплинам старшеклассников (создание учебного пособия для педагогов средних общеобразовательных школ).

Выполнение данных научно-методических разработок ведется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве одного из разделов темы «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материалах Тюменской области) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (№ 14.740.11.0235).

Бюро Уральского отделения Российской академии образования отметило новизну и значимость концептуальных положений педагогической герменевтики и научно-методических разработок в области формирования читательской культуры, читательской компетентности, учебно-информационных умений и гуманитарных методов научно-педагогического исследования. Было рекомендовано расширить сферу внедрения научных разработок по прикладной педагогической герменевтике с выходом в социокультурное информационное пространство города, включающее в себя библиотечную и издательскую сети.

Члены Бюро рассмотрели и приняли за основу четвертую Комплексную Программу НИР УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 20113-2013 гг. Ученый секретарь УрО РАО Л. М. Андрюхина проинформировала, что количество заявленных в программу проектов возросло с 92 до 134. Проектный подход позволил укрупнить тематику научных исследований, стал

основой реальной интеграции науки и практики образования. Расширился круг социальных партнеров УрО РАО. Среди заказчиков проектов Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство образования и науки Челябинской области, Управление по делам образования администрации г. Челябинска, Департамент образования г. Тюмени, Департамент образования и науки Тюменской области, Министерство физической культуры и спорта Челябинской области, Региональное объединение работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей», Администрация Серовского городского округа, Совет директоров УСПО Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство молодежной политики Челябинской области, Ассоциация поддержки педагогического образования Тюменской области, мэрии городов Урала и др.

В целом реализация Комплексной программы НИР УрО РАО будет способствовать объединению интеллектуальных ресурсов науки и образования Урала в осуществлении проектов по приоритетным направлениям социокультурной модернизации образования и его опережающего развития. Программа направлена на решение задач, поставленных перед образованием в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. и Программе фундаментальных исследований Российской академии образования на 2008-2012 гг.

Бюро УрО РАО приняло решение о создании на базе Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) научно-образовательного центра УрО РАО «Инновационные теории и технологии в образовании». Директором Центра утвержден ректор УрГПУ Б. М. Игошев. В своем выступлении он подчеркнул, что совместная деятельность вуза и Уральского отделения Российской академии образования, координирующего научные исследования в сфере образования в рамках Большого Урала, позволит значительно продвинуться в разработке и внедрении инноваций в образовании, особенно в подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности. Создаваемый центр будет разрабатывать инновационный продукт, способствующий реализации политики государства в сфере модернизации профессионального образования.

Одним из главных вопросов в работе Бюро УрО РАО стало обсуждение проекта плана реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Российской а.кадемией образования и Уральским отделением Российской академии образо-

вания на 2011 г. Представляя проект плана, заместитель председателя УрО РАО В. Я. Шевченко подчеркнул важность этого документа, проинформировал членов Бюро о порядке его доработки и последующего согласования.

Бюро УрО РАО приняло решение о приеме на основе поступивших заявлений в ассоциированные члены УрО РАО Ревдинского филиала ГОУ СПО Свердловского областного медицинского колледжа и МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум», г. Серов.

В заключение заседания Бюро Б. М. Игошев вручил председателю УрО РАО академику Г. М. Романцеву медаль УрГПУ «За заслуги перед Уральским государственным педагогическим университетом» 1-й степени. Эта медаль была учреждена в связи с 80-летием УрГПУ.

Ученый секретарь УрО РАО, д-р филос. наук, профессор Л. М. Андрюхина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.