ЮБИЛЕИ
ДУМАЮЩИЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ...
Имя Владимира Ильича Загвязинского сегодня широко известно в педагогических кругах, оно в некотором роде даже дистанцировалось от своего «носителя» и живет самостоятельно: к нему апеллируют как к авторитету, на него ссылаются. И в свои 75 юбиляр такого масштаба уже себе вроде бы и не принадлежит... А поэтому его юбилей - дело не совсем личное, это повод для педагогической общественности посмотреть на сегодняшние проблемы образования через призму вклада в него конкретного человека. А вклад этот немалый!
Вот лишь официальное признание его достижений: академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель ТНЦ УрО РАО, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ, обладатель высокой награды - медали Ушинского, главный редактор журнала «Наука и образование. Известия Уральского отделения Российской академии образования», научный редактор журнала «Образование» (Тюмень), председатель экспертного совета при Управлении образованием Тюмени. Впрочем, официальный список должностей и званий нужно дополнить теми, которые неизменно сопровождают Владимира Ильича на протяжении всей его профессиональной карьеры: думающий, ответственный, творческий, добросовестный, энергичный.
Владимир Ильич начинал свою деятельность учителем средней школы маленького провинциального города Ишим на юге Тюменской области, куда он был распределен после окончания исторического факультета Тюменского педагогического института. Как он сам говорит, преподавая тогда историю, нужно было кривить душой, и поэтому он, став директором вечерней школы, сконцентрировал свои усилия на дидактике, на методике обучения. Этому были посвящены кандидатская и докторская диссертации. Такая проблематика была вне идеологии и позволяла полностью реализовать интеллектуально-творческий потенциал, которым одарен Владимир Ильич. В Ишиме, по его словам, он состоялся и как семьянин (сюда он привез молодую жену, здесь родились его дети), и как ученый. Когда к защите была подготовлена докторская диссертация, Загвязинский получил приглашения работать и во Владимир, и в Новосибирск, и в Омск, и в Казань, и даже в Москву. Но Тюменский обком партии проявил «патриотизм» и направил молодого доктора в создающийся Тюменский государственный университет. Так ТюмГУ получил замечательного сотрудника, человека, которым и сегодня гордится, имя которого - достойное украшение университета.
Но личность подобного масштаба всегда перерастает границы одного учреждения, города и даже региона. Сегодня имя Загвязинского является знаковым в российском масштабе. Его знают и читают везде, где интересуются проблемами методологии образования.
Собственно, можно сказать, что «все вернулось на круги своя»... Ведь Владимир Ильич - москвич по происхождению, родился в интеллигентной московской семье юристов - вузовских преподавателей. Отец - Загвязинский Илья Исаакович - профессор, мать - Блюма Григорьевна - доцент. Они, пережив «историю страны своей», разделили сопутствующие фрагменты биографии со многими людьми того времени: ГУЛАГ, реабилитация, потом восстановление в партии, но с предписанием жить «в некрупных» городах. Так повезло Тюмени, так москвичи Загвязинские стали тюменцами. А сегодня Владимир Ильич, став гордостью отечественной педагогики, мог бы украсить любой вуз, любую педагогическую структуру и в Москве тоже.
А то, что В. И. Загвязинский сегодня является гордостью и Тюменского университета, и образовательного пространства Уральского округа, по-моему, совершенно очевидно. И дело даже не в том, что он - академик. Он - великий труженик, мастер своего дела. Мне помнится, когда я была студенткой исторического факультета ТюмГУ, то в социалистическом соревновании между кафедрами побеждала, к моему тогдашнему немалому удивлению, кафедра педагогики и психологии.
Владимир Ильич умеет организовать работу в системе, распределить обязанности между коллегами, вовремя, настойчиво, но корректно проконтролировать их. И это проявляется в любом виде деятельности, которой занимается Загвязинский. В организации учебного процесса и его методического обеспечения на новом факультете: именно кафедра Владимира Ильича стала «ядром» открывшейся в 1994 году Высшей педагогической школы, где была начата подготовка психологов и социальных педагогов. В разработке программ развития образования территорий разного уровня - ЯНАО, Тюмени, Ноябрьска и др. - всего более 10 программ. В организации научно-исследовательской деятельности по планам УрО РАО. В организации работы с аспирантами, докторантами и соискателями, которая тоже перешагнула рамки одного университета. На организуемые кафедрой региональные семинары по методологии и теории исследования собирается более сотни слушателей из разных регионов (от Саратова до Новосибирска). В руководстве диссертационным советом, который успешно действует с 1996 г. (на сегодня в нем защищено 108 кандидатских и 15 докторских диссертаций). В создании сети инновационных школ, в обеспечении научно-методического руководства инновационными процессами через систему научного руководства образовательными учреждениями сотрудниками кафедры, через деятельность экспертного совета при Управлении образования Тюмени, который возглавляет Владимир Ильич.
Признаваемая всеми пассионарность Владимира Ильича позволяет ему быть столь же продуктивным и как ученому. За долгую научную жизнь он подготовил более трехсот публикаций, в том числе двадцать книг и десять учебников. Только за последнее время он издал поистине научные бестселлеры: настольной книгой многих аспирантов и докторантов являются «Методология и методика психолого-педагогического исследования» и «Теория обучения: современная интерпретация».
Особенно мне хочется отметить, что тематика работ Владимира Ильича - и первых, и нынешних - отражает его педагогическое кредо: творчество, личность, гуманизм. Как-то, решив освоить метод контент-анализа в педагогике, я «пошалила» и решила выяснить, какие самые частотные слова в названиях работ Загвязинского (иначе говоря, о чем он всю жизнь пишет?). Скажу честно, было некоторое опасение: вдруг среди них окажутся слова «коммунистический» и т. п. Ведь время-то какое было! И я еще раз восхитилась своим учителем. Самыми употребляемыми оказались - «творчество», «личность», «гуманизм», «социализация». Владимир Ильич всегда был верен себе и умел проводить свою линию в разных условиях. Он никогда не боялся критиковать и не боится этого делать сейчас, он не боится идти против общепринятых позиций, но всегда это делает тактично и филигранно. Это какая-то особая мудрость, которой, наверное, нельзя научиться, это дар Божий.
А еще Владимир Ильич просто замечательный человек, награжденный многими талантами: он пишет стихи, он великолепно поет романсы, он - эстет, влюбленный в красоту, почитатель и знаток балета и классической музыки.
Хотя все-таки его основной талант - педагогический, поскольку он так умеет выстроить свои отношения с людьми, что хочется быть чище, умнее, ответственнее, рядом с ним начинаешь верить в свои силы и в то, что «все у нас получится»...
Владимир Ильич как-то рассказал историю: на научной конференции к нему подходит профессор со своим аспирантом и представляет его своему ученику: это - Владимир Ильич Загвязинский, по его книге вы изучаете методологию исследования. И аспирант восхищенно-удивленно выдыхает: так Вы живой???
Да, некоторым удается попасть в классики при жизни. Живите долго, Владимир Ильич!
От. имени коллег и учеников Ирина Видт