Научная статья на тему 'Российской академии образования – 60 лет'

Российской академии образования – 60 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российской академии образования – 60 лет»

ББК Ч34 (2)

УДК 061.12:37

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ - 60 ЛЕТ

В. А. Федоров

6 октября 1943 г. решением Совета народных комиссаров СССР была создана Академия педагогических наук РСФСР. То, что она организована в разгар страшной войны свидетельствовало о признании заслуг педагогической науки в воспитании и обучении школьников и учащейся молодежи страны. В 1966 г. академия преобразована в Академию педагогических наук СССР, на базе которой в 1991 г. учреждена Российская академия образования (РАО).

В 2002 г. в РАО состояли 125 академиков и 147 членов-корреспондентов. Она включает 6 отраслевых отделений:

• Философии образования и теоретической педагогики (Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием);

• Психологии и возрастной физиологии (Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики);

• Образования и культуры (Государственный институт семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Центр социологии образования);

• Общего среднего образования (Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий, Институт образования Сибири, Дальнего востока и Севера);

• Профессионального образования (Институт педагогики и психологии профессионального образования, Институт профессионально-технического образования, Институт образования взрослых, Институт информатизации образования, Университет РАО).

5 региональных отделений:

• Северо-западное (Санкт-Петербург; Институт продуктивного обучения; НИИ региональных проблем развития образования);

• Сибирское (Красноярск; Институт стратегии развития, управления и прогнозирования образования Сибири; Институт мониторинга качества региональных образовательных систем);

• Поволжское (Казань);

• Южное (Ростов-на-Дону; НИИ социально-педагогических проблем);

• Уральское (Екатеринбург).

В первые годы своей работы АПН РСФСР занималось только школой. Уже в союзной академии было создано отделение профтехобразования, а сейчас

объектом исследования является вся система непрерывного образования: от дошкольной педагогики до последипломного образования, образования взрослых и повышения квалификации.

В рамках 18 комплексных программ РАО осуществлялись фундаментальные и прикладные исследования, ориентированные на теоретическую и практическую разработку таких ключевых задач, как обеспечение качества образования и его доступности, преемственности различных уровней профессионального образования, обновления системы воспитания, укрепление здоровья обучающихся, подготовки кадров для современной системы образования. Наибольшее внимание в экспериментальных исследованиях уделялось проблемам модернизации содержания образования, разработке и проверке новых психо-лого-педагогических и информационных здоровьесберегающих технологий, средств обучения и воспитания.

Ощутимые научные результаты получены учеными в области профессионального образования. Они нашли отражение в развитии многофункциональных образовательных центров, региональных колледжей непрерывного образования, опережающей подготовки кадров по актуальным специальностям.

Среди исследований минувших лет в этой области следует выделить такие разработки, как методология и методика оценки качества образовательных стандартов среднего профессионального образования, система критериев качества начального профессионального образования, механизмы прогнозирования развития системы подготовки специалистов среднего звена.

Участвуя в модернизации начального и среднего профессионального образования, Академия направляет усилия на научное обеспечение преемственности различных звеньев образования, разработку государственного образовательного стандарта; создание прогноза потребности в подготовке кадров.

РАО проведен цикл работ по проблемам системы высшего образования, по проектированию ее содержания и инновационных технологий, разработке принципиально новых учебных курсов, выводящих на системный уровень познания научной картины мира. Важным направлением исследования академии стало методическое обеспечение развития педагогического образования в России.

Психологи академии исследовали реальную непрерывность процесса взросления на всей дистанции современного детства. Это дало возможность существенно дополнить имеющиеся представления об общих закономерностях психического развития детей. Активизировалась исследовательская работа психологов и физиологов, связанная с выявлением и учетом влияния на детей мощного информационного потока, включая неконтролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета и тому подобных факторов. Значительные усилия психологов направлены сегодня направлены на стимулирование познавательных потребностей, актуализацию психологической поддержки саморазвития.

Изучение процессов, происходящих в региональных образовательных системах, например, Урала, позволяет достоверно судить о состоянии образования в Российской Федерации. С другой стороны, проводимые в регионе педагогические исследования прогностического и инновационного характера, научно поддерживающие функционирование и развитие образовательных учреждений и органов управления ими, оказывают эффективное влияние на всю систему образования России.

Данные обстоятельства повлияли на принятие Российской академией образования решения о создании в 1997 г. Уральского государственного научнообразовательного центра РАО (УГНОЦ РАО) в Екатеринбурге на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета. Открытие УГНОЦ РАО способствовало росту научного потенциала, координации и интенсификации научных исследований по проблемам образования, выявлению скрытых резервов и повышению эффективности сотрудничества ученых Уральского региона. Опыт сотрудничества в рамках исследований по программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» свидетельствовал об эффективности координации общих усилий и указывал на наличие в территориях Уральского региона достаточно высокого научного потенциала, высококвалифицированных научно-педагогических кадров, разрабатывающих научные основы развития образовательных систем. Деятельность Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования одобрена научной и педагогической общественностью всех регионов Большого Урала.

Высоко оценивая деятельность УГНОЦ РАО, Президиум Российской академии образования принял решение создать в Екатеринбурге Уральское отделение Российской академии образования. С 5 декабря 2000 г. в соответствии с приказом Президента академии Н. Д. Никандрова в Екатеринбурге появилось Уральское отделение Российской академии образования (УрО РАО).

Эта научная организация, объединяет членов Академии, работающих в Уральском регионе, осуществляет фундаментальные и прикладные исследования и их координацию, а также включает на правах ассоциированных членов образовательные учреждения, научные и иные организации, расположенные на территории Уральского региона России (республики Башкортостан, Удмуртия, Свердловская, Пермская, Тюменская, Челябинская, Курганская и Оренбургская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Коми-Пермяцкий автономные округа) и действующие в интересах российского образования, а также вновь создаваемые региональные научные центры.

Председателем УрО РАО избран член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Г. М. Романцев.

Основными видами деятельности УрО РАО, направленными на решение стоящих перед ним задач, являются:

• координация фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в Уральском регионе и затрагивающих региональные проблемы образования;

• проведение комплексной научной экспертизы региональных образовательных программ и проектов на всех этапах реализации;

• обеспечение взаимосвязи членов УрО РАО с научными учреждениями, обществами, творческими союзами, вузами и другими организациями РФ;

• разработка регионального образовательного стандарта и диверсифицированных моделей развития регионального образования;

• стимулирование разработки и внедрения в рамках региона перспективных педагогических технологий и системы экспериментальных и инновационных площадок;

• участие в создании и совершенствовании комплексной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для потребностей образования региона;

• организация и содействие проведению комплексных научно-поисковых, проектно-разработческих и внедренческих работ в рамках региональных и межрегиональных образовательных программ силами научных учреждений РАО и научных центров УрО РАО;

• проведение инициативных и поисковых работ по созданию нового содержания образования и проектированию новых форм учебных заведений;

• организация сотрудничества с зарубежными научными учреждениями, участие в международных научных программах, в международных научных организациях, в совместных научных исследованиях, а также во внешнеэкономической деятельности в области образования;

• осуществление образовательной деятельности;

• обеспечение издательской деятельности организаций и учреждений УрО РАО, издание научных журналов, сборников, научно-популярных журналов и брошюр;

• организация в установленном порядке научных сессий УрО РАО, региональных, всероссийских и международных конференций, симпозиумов, выставок.

В настоящее время в состав Уральского отделения входят следующие действительные члены РАО: Е. В. Ткаченко (Москва), В. И. Загвязинский (Тюмень), А. В. Усова (Челябинск); члены-корреспонденты РАО: Г. М Романцев (Екатеринбург), Б. А. Вяткин (Пермь), С. Е. Матушкин (Челябинск), Э. Ф. Зеер (Екатеринбург), К. Ш. Ахияров (Уфа).

За три года существования УрО РАО выполнило работу по консолидации деятельности ученых, педагогов-практиков и менеджеров образования по развитию педагогической науки и практики в условиях модернизации образования с учетом специфики Уральского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.