Научная статья на тему 'Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем'

Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морева Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 377+378 ББК Ч34

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

О. В. Морева

Под таким названием 27-28 мая 2003 г. в Тюмени проходила Всероссийская научно-практическая конференция, организованная Тюменским Научным Центром Уральского отделения РАО, Тюменским государственным университетом, Департаментом образования и науки Тюменской области, Управлением по образованию г. Тюмени. Конференция явилась продолжением проводимой в течение почти десяти лет Тюменским Научным Центром РАО и ТюмГУ работы по методологии и технологии проектирования региональных образовательных систем. В конференции приняли участие наши коллеги из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Барнаула, Омска, Красноярска, Самары, Ельца, Шуи, Абакана, Новокузнецка, Волгограда, Кемерово, Кургана, Рубцовска, Кирова, Ханты-Мансийска, городов и поселков Тюменского района и области. В конференции приняли участие около 200 человек.

На конференции обсуждались проблемы определения стратегических ориентиров современной государственной политики в области образования и их реализации; социального и личностного компонентов образования; социализации личности в современном мире; проблемы разработки образовательных проектов и программ всех уровней: регионального, муниципального, образовательного учреждения; выявления социально-личностных аспектов современного профессионального педагогического образования; практической реализации современного социального заказа в инновационных образовательных учреждениях; научного и научно-методического обеспечения и социально-психологического сопровождения образовательных проектов и программ.

С приветствием к участникам конференции обратились представители администрации Тюменской области, областного и городского департаментов образования.

Открывая пленарное заседание, академик РАО В. И. Загвязинский отметил, что современная стадия развития российского образования характеризуется рядом кардинальных особенностей: из отрасли оно превращается в широкую социальную сферу, берет на себя не реализующиеся в других отраслях социальные функции; в условиях нестабильной и динамичной социально-экономической ситуации обнаруживается необходимость образования, опережающего актуальные запросы и выполняющего инновационно-преобразующие функции; наступил период упорядочения прежде бурной и стихийной инновационной деятельности. Образование сегодня может выступить гармонизующим началом в обществе.

Ученый представил накопленный Уральским Научным Центром РАО опыт разработки программ и проектов разных уровней - от окружных и областных - до образовательных учреждений. Он отметил, что в настоящее время директивный характер проектов и программ неразумен, ибо сковывает инициативу, нужны планы-ориентиры.

При проектировании образовательных систем, сказал В. И. Загвязинский, необходимо сочетать социально и личностно, процессуально и содержательно ориентированные подходы. На уровне стратегии образования необходима социально-личностная ориентация - СЛОВО (социально-личностно ориентированное воспитание и обучение). Он отметил, что, в отличие, например, от Федеральной программы развития образования до 2005 г., в проектах и программах, разрабатываемых Тюменским Научным Центром РАО, процессы стабилизации и развития изначально закладывались как одновременные, а не характеризующие разные этапы, и практика показала правильность такого подхода.

Академик РАЕН Г. Ф. Куцев посвятил свой доклад стратегии управления качеством высшего образования. В выступлении он отметил, что качество образования зависит в первую очередь от подготовки педагогических кадров, качества программ, уровня подготовки абитуриентов, материально-технической базы. В конце прошлого века, сказал он, главной задачей вузов было выживание. Сегодня ситуация изменилась. Многие проблемы, мешавшие нормальному функционированию высших учебных заведений десять лет назад, сегодня не существуют, зато появились новые. В первую очередь они связаны с увеличением количества студентов, что вызвало нехватку профессорско-преподавательских кадров, необходимость внутривузовского совместительства и т. п. Выход из ситуации может быть найден в увеличении доли самостоятельной работы студентов, что, в свою очередь, требует совершенствования материальнотехнической базы, системы контроля, распространения технологического подхода к обучению, информатизации учебного процесса и др. Наиболее интерес-

ными информационными технологиями, используемыми в ТюмГУ, являются сетевые технологии, кейс-технологии, телекоммуникационные технологии.

Ученый сказал, что в настоящее время возникла потребность в элитном высшем образовании, поскольку потребителя не устраивает любой специалист, имеющий диплом вуза. Для подготовки специалистов высокого уровня нужно создавать специальные группы, использовать пока не получившие широкого распространения в системе высшего образования формы студийного обучения, мастер-классы и т. п.

Академик РАО Ш. А. Амонашвили в докладе «Идеи гуманно-личностной педагогики как основы образовательной политики XXI в.» отметил, что в новом тысячелетии гуманизм становится важнейшим условием выживания человечества. Современная школа ориентирована в основном на обучение, и образовательное пространство, и предметы, и технологии, - продолжал Шалва Александрович. С одной стороны, это справедливо, ибо школа без обучения - не школа. Но по представлениям гуманной педагогики, в школе обязательно должны быть и воспитание, духовность, вера. Учитель должен верить в ребенка и стремиться помочь ему выполнить свою миссию на Земле, должен верить в себя, в свое педагогическое призвание и должен верить в гуманную педагогику. Педагогическая мудрость заключается в том, чтобы не противопоставлять воспитание и обучение, дух и знание, а «взращивать» мудрое знание, благородство духа. Знание в руках неблагородного человека становится злом и может стать источником несчастий для него самого и других людей. Учитель поэтому должен быть устремлен к Высшим ценностям, иначе он принесет ребенку зло. Особое значение, отметил в заключение академик, имеет обращение к педагогической мудрости, содержащейся в произведениях классики педагогики - образцах подлинно гуманного отношения к ребенку.

Член-корреспондент РАО В. П. Бездухов в своем выступлении, определяя культурные смыслы педагогической науки, сказал, что, на его взгляд, кризиса педагогической науки нет, а есть кризис культуры. Педагогика долгое время находилась в «прокрустовом ложе» и вынуждена была выражать прогрессивные идеи в завуалированной форме.

Особое внимание он обратил на проблему моральности педагогов, отметив, что основой морали является гуманистическая ориентация, ориентация на утверждение и реализацию в человеке его человеческой сущности. Мораль педагога представляет единство общественной и педагогической морали; проявляется в более широком, чем непосредственная педагогическая практика диапазоне общения; опирается на вечные идеалы гуманизма.

Определяя моральность учителя как систему, ученый выделил основные элементы ее структуры, к которым отнес: моральную рефлексию, систему моральных ценностей и систему моральных отношений.

Определяя стратегию развития профессионального обучения в России, проректор РГППУ, профессор В. А. Федоров сказал, что она должна строиться на основе многомерных моделей профессионального образования и рынка труда. Создание таких моделей предполагает совмещение ряда показателей, важнейшими из которых являются: прогноз перспективных потребностей рынка труда; рыночные механизмы регулирования качества и номенклатуры профессиональной подготовки; управленческие решения, обеспечивающие развитие профессионального образования; учет собственных ресурсов; наличие целевого заказа системе профессионального образования, выражающего образовательную политику регионов. В условиях социально-экономической нестабильности прогнозы не должны быть долговременными, наиболее удачной является практика составления планов-ориентиров, прогнозы могут быть достоверными только на небольшом временном отрезке в полгода - год.

Рассматривая педагогическую герменевтику как концепцию интеллектуального гуманизма и форму осмысления духовного опыта, доктор педагогических наук А. Ф. Закирова отметила, что современное состояние педагогики и острая необходимость достижения не декларативной, а подлинной гуманизации педагогической науки и практики требуют соединения на принципах взаимодо-полнительности и паритетности гуманитарных и естественнонаучных подходов в изучении человека и педагогической действительности. Она отметила, что мышление на основе художественной образности, провоцирует создание многомерного творческого понимания педагогических явлений. В качестве важнейшего фактора смыслопроживающей деятельности была представлена актуализация и рефлексивная оценка педагогом личного жизненного опыта, формирование личностного смысла интерпретируемого педагогического знания.

Доктор педагогических наук, профессор С. А. Гильманов посвятил свое выступление проблеме социальной активности образования. Рассматривая социально активное образование как целенаправленное, инициативное, конструктивное и продуктивное участие образования в социокультурной жизни общества, он отметил, что социальная активность образования проявляется в кризисные, переломные периоды истории. В современной России усиление социальной активности образования вызвано сменой культурных ориентиров, демократизацией политической жизни, регионализацией и ростом самостоятельности субъектов образовательного процесса.

Определяя значение социокультурной среды для формирования педагогической культуры учителя, доктор педагогических наук, профессор В. Л. Бенин отметил, что педагогические вузы не должны располагаться преимущественно в небольших городах, не имеющих достаточной кадровой и материальной базы, отдаленных от культурных центров. Он рассказал, что около двадцати лет назад коллективы многих педагогических вузов искали решение проблемы развития

профессиональной культуры будущих учителей, через развитие внешних качеств (мимики, пантомимики и т. п.), беря за основу методику работы театральных институтов. Но педагогический и актерский труд кажутся похожими только на первый взгляд. Труд учителя гораздо сложнее актерского в том смысле, что педагог сам должен осуществить и драматургию, и режиссуру своей деятельности. Поэтому педагогические вузы должны обращать самое серьезное внимание на формирование личности педагогов, их широкой общей культуры.

Л. И. Лурье, доктор педагогических наук, профессор, посвятил свой доклад проблеме определения образовательной стратегии развития региональной системы повышения квалификации работников образования. Он отметил, что модернизация образования лишь определяет контуры желаемого будущего, формы и структурные элементы образования в меняющемся мире. В этом смысле важно найти инварианты, которые могут рассматриваться как ориентиры развития образования в мире «ускользающей реальности». В качестве таких констант можно рассматривать процессы развития общественных образовательных организаций в регионах, воспитание интеллектуальной элиты и формирование причастности педагога к миру науки, организацию системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров на базе ценностей университетского образования.

Доктор педагогических наук, профессор М. Н. Дудина представила опыт этико-педагогического анализа категории зла в образовательном процессе. Она отметила, что категория педагогического зла в мировой литературе о детстве не исследовалась, хотя и не отвергалась. Педагогика должна покаяться за века насилия над личностью, признать, что педагог далеко не всегда сеет «разумное, доброе, вечное», - сказала Маргарита Николаевна. Особенную актуальность приобретает исследование категории зла в современных условиях кризиса воспитания, отчуждения ребенка от образовательного процесса. Зло рассматривается прежде всего как ограничение свободы, сила, разрушительная для других и для себя. Дегуманизация и деградация личности растущего человека вызваны деструктивностью самого образования. Категории добра и зла составляют «главный нерв гуманистической педагогики», освоение этих категорий может быть основой формирования социальной компетентности, свободы и ответственности растущей личности.

И. Е. Видт, кандидат педагогических наук, доцент определила в своем выступлении суть образовательной политики в условиях культуры нового типа. Она отметила, что проблема взаимосвязи культуры и образования актуализировалась в процессе разработки и обсуждения государственных документов, определяющих судьбу отечественного образования. Анализируя достаточно широкий круг источников, И. Е. Видт приходит к выводу, что в научно-методической, общественно-педагогической и методической литературе культура понимается уз-

ко - или в контексте аксиологического подхода, или в русле какого-либо акцента - национального, эстетического, художественного и т. д. Даже в формально провозглашаемой культурологической парадигме акцент делается на культуротворческие, культурообразующие функции образования. Необходимость преодоления общецивилизационного кризиса ставит вопрос не только о новой структуре и новом содержании образования, но и новой методологии и стратегии. Именно они должны обеспечить движение от репродуктивно-информационного подхода к продуктивному, от предметно-дифференцированного к интегративному, от созерцательного к деятельностному, от эмпирического к концептуальному, от тематического к проблемному, от гносеологического к культурно-личностному, т. е. обеспечить культуроконтекстную модификацию образования.

И. П. Лебедева, доктор педагогических наук раскрыла в своем докладе проблемы организации мониторинга качества образования учащихся в процессе реализации муниципального образовательного проекта. Она отметила, что современный мониторинг качества образования часто не выполняет функции, связанные с обеспечением качественного управления. Представленная ею технология организации мониторинга качества образования включает: особый механизм сбора информации, позволяющий составить первоначальный прогноз развития образования; анализ полученной информации на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне по специально разработанному алгоритму; электронные средства хранения информации, отражающие не только учебные достижения школьников, но и уровень их личностного развития; методику математико-статического анализа данных, предусматривающую построение динамических рядов и трендовых математических моделей, отражающих влияние случайных и неслучайных факторов на социальное самоопределение личности.

На конференции работали четыре секции, на которых состоялось обсуждение докладов ученых и педагогов-практиков из разных городов России.

На секции «Теоретические проблемы разработки образовательных проектов и программ всех уровней» шло обсуждение методологических основ проектирования образования, в качестве которых большинство докладчиков предложили считать социально-личностно ориентированное образование как наиболее соответствующее современному состоянию системы образования Росси и перспективному социальному заказа. В работе секции приняли активное участие ученые, представители органов управления образования и институтов переподготовки педагогических кадров.

Секция «Реализация современного заказа в образовательных учреждениях» собрала ученых, руководителей образовательных учреждений, педагогов. Работа секции развернулась вокруг трактовки социального заказа образованию и особенностей его педагогической интерпретации и реализации в образо-

вательных учреждениях разных типов. Особое внимание было обращено на проблему «состыковки» запросов разных заказчиков образования, в роли которых выступают общество, государство, семья, личность.

Секция «Социально-личностные аспекты современного профессионального педагогического образования» пригласила педагогов высших учебных заведений, представителей системы повышения квалификации педагогических кадров к разговору об особенностях работы о студентами педагогических специальностей высших и средних специальных учебных заведений. Наиболее острыми, на взгляд участников работы секции, являются проблемы преемственности профессионального педагогического образования, самореализации педагога и студента (ученика) в образовательном процессе и другие.

На секции «Практика научного и научно-методического обеспечения и социально-психологического сопровождения образовательных проектов и программ» состоялось обсуждение проблем мониторинга качества образования и социального заказа, психологического сопровождения и психодиагностики разных категорий учащихся. К сожалению, гораздо меньше была представлена проблема социально-педагогического и методического сопровождения образовательных проектов и программ. В работе секции приняли участие руководители образовательных учреждений, психологи, преподаватели вузов, представители органов управления образованием.

В рамках конференции проведена презентация научных изданий Уральского отделения РАО и Тюменского Научного Центра РАО. Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В. И. Загвязинский представил книги «Теория обучения. Современная интерпретация», «Методология и методы психоло-го-педагогического исследования», «Основы социальной педагогики»; доктор педагогических наук, профессор М. Н. Дудина - «Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории»; доктор педагогических наук, доцент А. Ф. Закирова - «Введение в педагогическую герменевтику», «Теоретические основы педагогической герменевтики»; кандидат физико-математических наук, доцент И. Г. Захарова - «Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы».

Участники конференции смогли познакомиться с работой некоторых инновационных образовательных учреждений г. Тюмени (средние школы № 34, 49, 70, 80, «Центр психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей «Успех»), в которые были организованы экскурсии.

Участники конференции пришли к следующим выводам. Согласно государственным документам, роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому правовому государству, рыночной экономике, необходимости выхода отечественного образования на международный уровень.

Образовательная политика России на современном этапе должна отражать общенаучные тенденции, богатый отечественный педагогический опыт и общемировые (глобальные) условия.

Особая миссия российского образования - в гармонизации отношений в обществе, отношений человека и природы, человека и культуры.

Современная стратегия развития образования должна ориентироваться на сочетание интересов личности, общества, государства, комплексный социально-педагогический анализ социально-экономической и образовательной ситуации, моделирование и проектирование на этой основе образовательных систем всех уровней: государства, региона, муниципальных образований и образовательных учреждений. В современном российском образовании сложилась парадоксальная ситуация, выражающаяся в разрыве между в целом верными положениями государственных нормативных документов и реальной практикой деятельности образовательной системы. Одним из вариантов выхода из этой ситуации может быть углубление регионализации образования, развитие систем регионального прогнозирования, проектирования и программирования.

В нестабильных социально-экономических условиях, когда вполне возможны самые разные сценарии дальнейшего общественного развития, образование должно стать социально-активным, формируя социальные отношения и ценности, инициируя социокультурные новшества.

Особенность ситуации делает невозможным директивный характер программ и планов развития образования, они должны быть ориентационными и обеспечиваться системой организационно-управленческого и научно-методического сопровождения и мониторинга.

Особенностью процесса проектирования современного российского образования является опора на культурологические основания, социальный заказ, совмещение социально и личностно, процессуально и содержательно ориентированных подходов.

Современный социальный заказ образованию, представляя единство культурно-исторического, социумно-ситуативного и личностно-индивидуального компонентов, реализуется в практике инновационной деятельности образовательных учреждений, которые в разных регионах России накопили опыт интерпретации и реализации социального заказа в сфере воспитания, обучения, социализации с учетом возможностей социокультурной среды и интересов личности. Результаты данной работы образовательных учреждений разных типов и видов выражаются, в том числе, в активизации деятельности по разработке программ развития, систем мониторинга и т. п.

В то же время исследователи отмечают недостаточную реализованность образовательных запросов школьников и их родителей в части содержания об-

разования, технологий, дополнительных образовательных услуг, материальнотехнической базы.

Особое внимание в современном российском образовании необходимо обратить на личность педагога, его профессиональную подготовку, психологопедагогическую культуру, социальный статус, моральные качества и профессиональную компетентность, обеспечение его достойного существования.

В целом современное российское образование должно перейти от стратегии «маятника», абсолютизации отдельных подходов, унификации - к полиак-центной стратегии, опирающейся на глубокую внутреннюю и внешнюю интеграцию социального и личностного, анализа и прогноза, норматива и творчества, соответствующей периоду стабилизации общества и упорядочения инновационных процессов в образовании.

Конференция рекомендовала:

Поручить Тюменскому научному центру РАО подготовить рекомендации по определению стратегических ориентиров проектирования регионального образования, концептуальных направлений модернизации и развития образования в Тюменской области;

Поручить академической кафедре методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ (зав. кафедрой - В. И. Загвязинский) разработать проблему социально-личностной ориентации современного профессионального педагогического образования;

Рекомендовать органам управления образованием всех уровней активизировать работу по созданию межведомственных координационных советов, занимающихся проблемами образования, перейти к реализации на практике концепции «социально активного образования»;

Органам управления образованием, институту повышения квалификации педагогических кадров, Тюменскому научному центру РАО - разработать региональную программу подготовки и переподготовки управленческих кадров для системы образования с ориентацией на стратегическое планирование и управление, на социальное партнерство;

Разработать рекомендации по учету социальных и личностных факторов в работе социально-педагогических и психологических служб системы образования;

Создать научно-методический банк данных (преимущественно на базе электронных средств информации) по наиболее важным достижениям педагогической науки и практики (отечественной и зарубежной) в области определения стратегических ориентиров развития образования; проектирования образования; выявления, педагогической интерпретации и практической реализации социального заказа системе образования; интеграции (внутренней и внешней) социального и личностного компонентов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.