НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (Международная научная конференция «Модернизация образования в условиях глобализации»,
14-15 сентября 2005 г., Тюмень)
В рамках празднования 75-летия Тюменского государственного университета 14—15 сентября 2005 г. была проведена международная научная конференция «Модернизация образования в условиях глобализации». На пленарном заседании обсуждались проблемы реформирования и модернизации системы образования на современном этапе.
Открывая конференцию, ректор Тюменского государственного университета проф. Г. Ф. Куцее, в своем докладе «Современному обществу - современные университеты», обращаясь к истории университетского образования, подчеркнул пассионарную миссию университета в судьбах своих народов. Обсуждая проблему современного университета, он представил модель классического университета в условиях регионального сообщества.
На данном этапе главная миссия университета, отметил он, - обучение молодежи интеллектуальной деятельности как профессии на основе поиска нового научного знания, формирование специалистов-профессионалов с высоким уровнем нравственности и культуры. Классический университет в любом региональном сообществе выполняет особую, трудно заменимую роль. Именно эти вузы реализуют основной объем подготовки кадров для научных учреждений региона, преподавателей по общенаучным дисциплинам для вузов, продвинутых средних учебных заведений. Поэтому уровень развития регионального классического университета в значительной мере определяет состояние всей региональной системы высшего профессионального образования и оказывает влияние на экономический и культурный потенциал региона в целом.
Одним из направлений модернизации высшего образования является формирование крупных университетских комплексов. Наиболее оптимальным вариантом является постепенное достраивание уже сформировавшегося крупного вуза до университетского комплекса путем создания новых учебных, научных, инновационных, обслуживающих и других структур и подразделений.
В условиях рыночной экономики мы должны формировать университет предпринимательского типа, отличающийся значительным объемом договорной научноисследовательской деятельности и привлекающий дополнительные средства за счет образовательных услуг.
Гибкость должна стать основным принципом стратегического менеджмента регионального классического университета.
Профессор Белградского университета иностранный член РАО Д. Ж Маркович в докладе «Модернизация образования в условиях глобализации и сохранение национального суверенитета> раскрыл сущность процессов глобализации коммуникаций и показал роль образования в сохранении национального идентитета.
Основу модернизации образования, подчеркнул он, составляет глобализация коммуникаций. Благодаря процессу глобализации рождается общечеловеческая культура (мировая культура), которая подразумевает общие убеждения, ценности, принципы.
Развитие информационных технологий не только создало условия для глобализации коммуникаций, но и привело к переменам в образовательной системе и образовательном процессе. Это дает возможность образованию сыграть свою роль в решении проблем глобализации коммуникаций.
Образование представляет собой идеальные рамки как для сохранения отдельных культур, так и для принятия ценнейших достижений других культур, формируя планетарную культуру. Следовательно, образование должно способствовать разрешению противоречия глобализации коммуникаций: образованный человек должен быть гражданином света и в то же время сохранять свой национальный идентитет.
В решении проблем глобализации образование должно обеспечить духовное и нравственное совершенствование человека, способствуя развитию культуры (информационной), адекватной новейшим достижениям научно-технического прогресса.
Заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ акад. РАО В. И. Загвязинский в докладе «Стратегические ориентиры развития образования и государственная образовательная политика> обозначил проблемы современного этапа модернизации системы образования.
По его мнению, в рамках проводимой в последние годы модернизации не удалось решить многие кардинальные проблемы развития образования:
• не решены проблемы доступности разных уровней образования, от дошкольного до послевузовского;
• нарушены пропорции в распределении обучающихся по уровням профессионального образования;
• не определено содержание этапа основного образования в школе, оно по-прежнему многопредметно и мозаично;
• осталась благим пожеланием установка на приоритетность воспитания в системе образования;
• растет детская и подростковая преступность, никто не может точно определить цифру брошенных и беспризорных детей и подростков;
• увеличивается количество больных детей и детей-инвалидов;
• финансирование образовательной системы остается скудным;
• имеет место глубокий кадровый кризис, статус учителя и вузовского педагога недопустимо низок;
• не решена проблема ресурсного обеспечения и вхождения образования в систему рыночных отношений.
Тюменская область, отметил докладчик, стараниями руководителей стала авангардной площадкой, своего рода испытательным полем для новых инициатив, для новых направлений образовательной политики. Но на данном этапе реформирования высокие гуманистические ориентиры остаются лозунгами и декларациями. В основу же реальной образовательной политики, по существу, предлагается рыночно-конъюнктурная концепция. Как это реально выглядит:
• сокращение на 25% часов на изучение предметов без сокращения программы -на практике вынудит родителей оплачивать дополнительные часы, чтобы дети освоили программу;
• превращение образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации - неминуемо приведет к лишению значительной части детей и подростков из малообеспеченных семей возможности посещать учреждения дошкольного и дополнительного образования;
• процесс укрупнения классов, сокращение штатов за счет психологов, социальных педагогов, руководителей кружков и секций, медиков, логопедов - ведет к свертыванию воспитательной и оздоровительной работы.
Следует гибко подойти к судьбам образования и сохранить лучшие традиции, сохранить инновационное движение в наших образовательных учреждениях, начиная с учреждений дошкольного образования и кончая университетами.
Судья Конституционного суда РФ чл.-кор. РАН М. И. Клеандров (Москва) в докладе «О проблемах юридического образования в условиях глобализации» затронул недостатки юридического образования.
Почти никто из выпускников, отметил он, не может работать с большими объемами содержательной несистематизированной информации. Студентов не учат методологии работы с крупными объемами бумажной информации. Мало преподается таких важных для юристов предметов, как ораторское мастерство, юридическая коммуникативность, юридическая психология, медиаторство, конфликтология, т. е. дисциплины, которые необходимы юристу для практической работы. Учат праву позавчерашнего дня, поэтому стоит вопрос об опережающем юридическом образовании. От того, каким будет юридическое образование, зависит, каким будет государство, и как нам, нашим детям и внукам в нем жить. Нужно готовить юристов, способных не просто заучить законы, а решать серьезные правовые проблемы.
Директор Института государства и права ТюмГУ проф. Г. Н. Чеботарев в докладе «Правовое обеспечение высшего юридического образования в условиях Болонского процесса»> продемонстрировал пример инновационных решений в практике подготовки юристов. В возглавляемом им институте с этого года перешли к реализации концепции многоуровневой подготовки юристов, предусматривающей подготовку бакалавров по четырехлетней программе, магистров по двухлетней программе и специалистов по пятилетней и одногодичной (для бакалавров) программам.
Начало этому было положено в сентябре 2002 г., когда ТюмГУ стал участником международного проекта «Европейское обучение студентов Волго-Уральского региона: (ТЕМРИв)». Участниками проекта выступают: университеты Люнебурга, Ганновера (ФРГ), Оребру (Швеция), Або (Финляндия), в России - ТюмГУ, УдмГУ, ПермГУ. Европейские вузы-партнеры до начала эксперимента накопили значительный опыт внедрения ЕСТв (европейская система зачета кредитов). Целью проекта явилось освоение принципов ЕСТв российскими партнерами для экономических и юридических специальностей. Наряду с положительными результатами (возможность дальнейшего обучения за рубежом, доступ к полноценным учебным курсам и академической жизни в другом вузе) в ходе эксперимента выявился ряд проблем. Прежде всего это проблема несовместимости учебных планов. И она не может быть решена на уровне вуза. Ее можно решить только путем принятия новых государственных стандартов подготовки бакалавров, в которых необходимо значительно уменьшить число обязательных дисциплин. При переходе на систему кредитных единиц придется также отказаться от зачетов как формы аттестации знаний студентов, пересмотреть структуру Государственного образовательного стандарта, коренным образом изменить организацию учебного процесса, существенно расширить применение дистанционных технологий.
Продолжая мысль о проблемах подготовки специалистов, зав. кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета чл.-кор. РАО Э. Ф. Зеер (Екатеринбург) высказал мысль о необходимости ориентации ГОСов на компетенции. В своем докладе «Компетент-ностный подход в профессиональном образовании» он выделил следующие условия реализации компетентностного подхода:
• определение структуры и состава базовых компетентностей / компетенций для общеобразовательной школы (старшей ступени) и профессионального образования, а также проектирования ГОСов третьего поколения на основе компетентностного подхода;
• разработка инновационных технологий образования, формирование ключевых компетентностей / компетенций на основе развивающего и личностно ориентированного образования;
• построение новой организации учебно-пространственной среды, обеспечивающей качество образования;
• подготовка и переподготовка педагогов, способных реализовать стратегические направления реформирования российского образования.
В выступлениях других докладчиков поднимались вопросы финансового кризиса системы образования; взаимоотношения государственных структур и образовательных учреждений; проблемы падения качества образовательных услуг; проблемы образовательных стандартов; проблемы, связанные с реализацией положений Болонской декларации; особенности формирования ценностей современного студенчества; вопросы национальной политики в образовании; пути преодоления разрыва между российской системой высшего профессионального образования и системой общего образования.
Дальнейшее обсуждение обозначенных на пленарном заседании проблем продолжилось на круглых столах «Компьютерная поддержка профессиональной деятельности», «Проблемы нормативно-правового обеспечения реформы высшего профессионального образования на современном этапе», «Университет и гуманитарные проблемы региона», «Естественно-научное образование через науку и инновации», «Миссия государственных и общественных организаций, СМИ в реализации возможностей спорта и формировании здорового образа жизни», «Философия образования и науки», «Инновационное образование на современном этапе» и секциях «Стратегия развития образования в условиях глобализации», «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании и профессиональной деятельности», «Университет в мировом образовательном пространстве».
Остановимся подробнее на работе круглого стола «Инновационное образование на современном этапе».
Развивая тезис о том, что современный этап реформирования образования требует прежде всего пересмотра цели образования, директор гимназии российской культуры Э. В. Загвязинская (Тюмень) обратила внимание участников конференции на то, что объем усвоенной учеником информации теряет свою актуальность и не может быть целью образования. В современном глобализирующемся постиндустриальном обществе даже взрослый человек, а тем более выпускник школы, утрачивает свою актуальность как носитель конкретного объема и качества информации, поскольку информация бесконечна и общедоступна благодаря глобальным источникам. Естественно, что объем и качество предметных знаний не могут являться целью современного образования. Целью образования должны стать предметные и социальные компетенции, под которыми следует понимать способность человека результативно действовать в нетипичных ситуациях. Дефицит именно таких учебных умений и выявлен у наших школьников в ходе Р18Л-исследований, что является следствием академичности и узкопредметности нашего образования.
Проф. ТюмГУ А. Ф. Закирова, отмечая актуальность разработки новой педагогической философии, раскрыла сущность феменолого-герменевтического подхода, который в педагогическом образовании способствует решению задачи формирования новой ценностной системы общества - системы открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной и толерантной. Герменевтический подход в педагогике ориентирует на творческое постижение педагогики как культуры на основе диалога, рефлексии и самопознания, предполагает сочетание рационального научного познания с интуитивным пониманием и эстетическим вчувствованием с опорой на широкие связи учебного материала с литературой, искусством, обыденным сознанием и личным жизненным опытом будущих педагогов.
Проф. Уссурийского государственного педагогического института В. А. Томилов, анализируя проблему устойчивого развития общества, неразрывно связанную с развитием образования, представил на обсуждение участников три модели построения образования:
• статическую - система образования дает знания, формирует умения и навыки, которые и определяют вектор поведенческой активности людей;
• динамическую - целью которой является работник, необходимый современному производству, адаптированному к потребителям;
• «транзитивную» - ориентированную на биологически заданные способности людей, являющиеся в ситуации их взаимодействия неизменными (инвариантными).
Доц. ТюмГУ Т. А. Строкова, размышляя о сложности оценки результатов той или иной образовательной системы, предложила подвергать оценке не только результат, но и процесс образования. Качество образования, подчеркнула она, нельзя рассматривать вне зависимости от качества образовательного процесса и условий его реализации, и предложила определить качество образования как совокупность оптимально сочетающихся важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для него условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся.
Зав. кафедрой педагогики Курганского государственного университета проф. В. Л. Савиных, оценивая инновационную деятельность образовательных учреждений на различных этапах реформирования системы отечественного образования, сформулировал два закона инновации: 1) новое всегда пробивает дорогу в борьбе; 2) введение нового является деструктивным моментом, нарушающим существующее состояние в образовательной системе. Далее он подчеркнул, что объективной причиной инновационной деятельности является динамизм образовательной среды: новые идеи превращаются в тенденции, тенденции в условия, условия в новые требования к педагогу; субъективной причиной занятия инновационной деятельностью является потребность педагогов в профессиональном самоопределении.
Размышляя о месте педагога в системе образования, где он является субъектом, творцом, а не средством, и, соответственно, требует внимательного и уважительного отношения со стороны государства, доц. ТюмГУ Е. И. Безруков остановился на противоречивых тенденциях в сфере оплаты труда педагогов. Одна из острых проблем сегодняшнего дня, по его мнению, заработная плата учителя, которая является самой низкой среди всех категорий бюджетников. Один из путей решения проблемы повышения заработной платы учителям в Тюменской области стала оплата по категориям. Однако возникает вопрос: почему малоподготовленный математик должен оплачиваться по 1-й категории, а прекрасный учитель физкультуры - по 4-й?
Продолжая разговор о системе оплаты труда учителей, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ИППУ ТюмГУ Н. А. Голиков заострил внимание на проблеме оптимизации финансовой политики в области образования. Его обеспокоенность связана прежде всего с тем, как эта проблема решается властью. Речь идет о сокращении узких специалистов, работающих в образовании: педагогов-психологов, учителей-логопедов, пе-дагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов. За счет сокращения повышается заработная плата учителям. Понятно стремление областной администрации повысить учителям заработную плату. Но за счет чего и кого? Если фонд оплаты труда при сокращении кадров не снижается, руководитель образовательного учреждения принимает решение о распределении финансовых ресурсов. Естественно, под сокращение попадают те должности, которые прямо не влияют на показатели успешности обучения. Этот процесс затрагивает не только конкретных специалистов, он затрагивает детей, и прежде всего детей из неблагополучных семей.
Докторант кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ Н. Н. Малярчук обратилась в проблеме здоровья педагога, которую она рассмотрела в нескольких аспектах: как составляющую культуры здоровья нации, обладающей социально значимой ценностью; как определенный уровень телесного, душевного и духовного здоровья учителя, позволяющий ему сохранять высокую работоспособность и профессиональное долголетие; как фактор профессиональной деятельности, ведущий к творческому саморазвитию; как здоровьесберегающую и здоровьесозидающую
составляющую педагогической деятельности; как фактор учебно-воспитательного процесса, формирующий здоровьетворческое мышление учащихся.
Асп. ТюмГУ А. А. Бабина размышляла о приоритетах воспитания личности в системе образования. Обучение становится смыслообразующим фактором, утверждала она, когда формирует мотивы и ценностные ориентации личности. На сегодняшний день необходимо делать акцент на развитии способностей и дарований человека, помогать раскрытию сущностных сил каждой личности, ее самореализации. В институтах образования должны формировать активную, эмоционально зрелую личность, способную делать адекватный выбор и нести ответственность за его результат.
Проблемы достойного образа жизни педагогов и повышения уровня функционирования школ были достаточно емко представлены в материалах, присланных на конференцию. Так, Н. Б. Крылова, гл. ред. журналов «Новые ценности образования» и «Демократическая школа», размышляя о механизме определения цели образования, поставила вопрос о необходимости введения наряду с государственным общественного стандарта.
Педагогическое сообщество, писала она, должно осознать, что образовательная политика осуществляется совместно государственными и общественными структурами. Если государственный стандарт разработан и внедрен, то должен быть и общественный стандарт. Общественный стандарт - это совокупность требований педагогических и родительских сообществ к проводимой государством образовательной политике и добровольно взятых обязательств по участию в инновационном развитии образования и реализации этой политики. Основные требования общественности касаются обеспечения государством достойного образа жизни для педагогов и высокого уровня функционирования школ. Требования общественного стандарта - это либерализация сферы образования и демократизация школы, обеспечение относительной независимости школы от государственных структур управления.
Общим итогом дискуссии стало предложение наладить открытый диалог образования и науки, управлений и департаментов образования на местах с педагогической общественностью и наукой.
И. Н. Емельянова
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования»
15-17 августа 2005 г. в городе Хвалынске Саратовской области прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования». Организаторами конференции явились Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) в лице его представителя канд. пед. наук, доцента, члена Союза дизайнеров России Климова Виктора Петровича - руководителя проекта, получившего поддержку РГНФ за 2005 г., и Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске.
Основной целью конференции явилось рассмотрение проблем наименее разработанной области отечественной педагогики - художественного образования и возможностей реализации его традиционных принципов и инновационных поисков в системе многоуровневого отечественного образования в период его модернизации.
В конференции приняли участие представители художественных образовательных учреждений различного уровня из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России от Выборга до Красноярска (всего 97 участников).