составляющую педагогической деятельности; как фактор учебно-воспитательного процесса, формирующий здоровьетворческое мышление учащихся.
Асп. ТюмГУ А. А. Бабина размышляла о приоритетах воспитания личности в системе образования. Обучение становится смыслообразующим фактором, утверждала она, когда формирует мотивы и ценностные ориентации личности. На сегодняшний день необходимо делать акцент на развитии способностей и дарований человека, помогать раскрытию сущностных сил каждой личности, ее самореализации. В институтах образования должны формировать активную, эмоционально зрелую личность, способную делать адекватный выбор и нести ответственность за его результат.
Проблемы достойного образа жизни педагогов и повышения уровня функционирования школ были достаточно емко представлены в материалах, присланных на конференцию. Так, Н. Б. Крылова, гл. ред. журналов «Новые ценности образования» и «Демократическая школа», размышляя о механизме определения цели образования, поставила вопрос о необходимости введения наряду с государственным общественного стандарта.
Педагогическое сообщество, писала она, должно осознать, что образовательная политика осуществляется совместно государственными и общественными структурами. Если государственный стандарт разработан и внедрен, то должен быть и общественный стандарт. Общественный стандарт - это совокупность требований педагогических и родительских сообществ к проводимой государством образовательной политике и добровольно взятых обязательств по участию в инновационном развитии образования и реализации этой политики. Основные требования общественности касаются обеспечения государством достойного образа жизни для педагогов и высокого уровня функционирования школ. Требования общественного стандарта - это либерализация сферы образования и демократизация школы, обеспечение относительной независимости школы от государственных структур управления.
Общим итогом дискуссии стало предложение наладить открытый диалог образования и науки, управлений и департаментов образования на местах с педагогической общественностью и наукой.
И. Н. Емельянова
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования»
15-17 августа 2005 г. в городе Хвалынске Саратовской области прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования». Организаторами конференции явились Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) в лице его представителя канд. пед. наук, доцента, члена Союза дизайнеров России Климова Виктора Петровича - руководителя проекта, получившего поддержку РГНФ за 2005 г., и Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске.
Основной целью конференции явилось рассмотрение проблем наименее разработанной области отечественной педагогики - художественного образования и возможностей реализации его традиционных принципов и инновационных поисков в системе многоуровневого отечественного образования в период его модернизации.
В конференции приняли участие представители художественных образовательных учреждений различного уровня из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России от Выборга до Красноярска (всего 97 участников).
На конференции обсуждались следующие проблемы:
• специфика и значение художественно-эстетической и культурологической концепции К. С. Петрова-Водкина в педагогической транскрипции;
• теоретико-методологическое значение и потенциал педагогического наследия деятелей отечественной культуры XIX-XX вв.;
• традиции русской художественной школы и проблемы современного профессионального образования;
• педагогические принципы и авторские технологии современного художественного образования;
• образовательная стратегия начала XXI в. и проблемы проектирования общероссийских и региональных систем художественного образования;
• опыт взаимодействия художественных школ в социокультурном пространстве современной России.
В итоговом выступлении В. П. Климова прозвучали основные характеристики полярных точек зрения на педагогические системы художественного образования. Это критика так называемой «академической системы», якобы купирующей творческий потенциал личности будущего художника, и противоположная позиция, указывающая на необходимость сохранения базовых основ профессии художника, которые не должны подменяться современными стилевыми ориентациями или мировоззренческими манифестами новейших педагогических систем в области искусства. Проблема особенно остро стоит в условиях коммерциализации высшего профессионального образования, когда в вузы принимаются студенты, не имеющие базовой довузовской подготовки. Данная ситуация усугубляется следующими факторами, которые были озвучены и другими участниками данной дискуссии:
• сокращение государственных учреждений дополнительного художественного образования;
• множественность позиций во взглядах на содержание и методическое сопровождение основных и пропедевтических дисциплин;
• слабое разграничение содержания художественного образования и эстетического воспитания в системе отечественного образования всех уровней;
• отсутствие полных и дидактически ясных программ и учебных пособий в образовательных учреждениях всех уровней (от начального до высшего);
• слабая методическая подготовка педагогов художественного профиля и отсутствие объективных критериев измерения качества их профессиональной деятельности, усугубляющихся субъективистскими позициями художников, пришедших в сферу образования, пренебрегающих целевыми ориентациями на модель будущего выпускника.
В последний день конференции был проведен круглый стол «Образовательная стратегия в начале XXI в. и проектирование общероссийских и региональных систем художественного образования», на котором обсуждались следующие вопросы:
1. Проблема создания проективной эстетически ориентированной модели педагога профессионального обучения как основы формирования особой профессионально-педагогической (элитарной) субкультуры. Участниками круглого стола было отмечено, что в условиях современной полипарадигмальной системы возникают различные постмодернистские течения и направления, которые зачастую размывают базовые установки отечественной культуры. Такое разрушение в сфере образования подобно «выстрелу в будущее». Постмодернистическому элементу в образовании присущи антисистемность, хаотичность, бессубъектность, безадресность. Они отводят субъектам образования роль «переводчиков» своих идей. Поэтому реабилитация многих традиционных для отечественного художественного образования форм и методов сегодня особенно актуальна.
2. Следующим вопросом было обсуждение путей и стратегии развития художественного образования в период его модернизации и, в частности, была выдвинута идея
проекта создания Открытой академии художественного образования в форме организации передвижных мастер-классов и семинаров в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Красноярске, Мегионе. Предложенное начинание упирается в вопросы ведомственной принадлежности инициируемых образовательных услуг, их финансирования, кадрового обеспечения и др. Проблема находится в стадии обсуждения и институционального представления.
3. Наиболее оживленным было обсуждение вопроса об экстраполяции методов дизайн-образования в систему формирования общего и профессионального художественного образования. Участникам семинара были продемонстрированы примеры инновационного проектирования педагогических систем различного масштаба: от создания проекта самостоятельных образовательных учреждений, формирования моделей новых специальностей и специализаций до создания локальных программ курсов, тематических разделов, отдельного урока и т. д.
4. Завершилась работа Круглого стола обсуждением представленных материалов конференции. В ряде случаев они содержали уникальные и ранее не опубликованные авторские педагогические программы мастеров прошлого, а также современные оригинальные приемы и методы обучения, которые актуальны для сегодняшней трансляции в реальный образовательный процесс. Отчетный сборник по конференции «Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина и траектория развития отечественного художественного образования»> включил все присланные материалы, имеющие разную научную и практическую ценность. В то же время многие участники и заочные корреспонденты заявили о своем желании продолжить обсуждение основных заявленных на конференции проблем с дополнением и коррекцией своих позиций. Поэтому и возникла идея, единогласно принятая всеми участниками, о создании коллективной монографии «Актуальные проблемы художественного образования»> в жанре хрестоматии, состоящей из трех разделов:
1. Педагогическая мемуаристика в парадигме художественного образования.
2. Теоретические и организационно-методические программы художественных систем различного уровня.
3. Современные исследования и авторские педагогические системы отечественного художественного образования.
Предлагаем принять участие в обсуждении содержания и структуры сборника, а также присылать тематические заявки на участие в нем.
Информация о данной Хрестоматии будет размещена на сайте УГНОЦ УрО РАО: http://www/urorao.ru/ugnoc.
Г. П. Климова, ответственная за подготовку монографии (Актуальные проблемы художественного образования»,
e-mail: [email protected].