Научная статья на тему 'Плюсы и минусы модульного обучения'

Плюсы и минусы модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11405
790
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчин Геннадий Демьянович, Гусейнов Али Зульфигарович, Когай Алла Игнатьевна, Позднякова Елена Владимировна

В статье рассматриваются сущность, содержание, положительные и отрицательные стороны применения модульного обучения в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strong and Weak Points of Module Education

The article covers the essence, the content, strong and weak points of module education implementation in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Плюсы и минусы модульного обучения»

Г.Д. Турчин и др. Ппюсы и минусы модульного обучения

ская граница, обозначенная Ю.М. Лотманом как возможность осуществления диалогических отношений.

Таким образом, в процессе актуализации представлений как внутренних элементов понимания обнаруживается и специфика понимания, и возможность его дальнейшего разворачивания.

Примечания

1 Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005.

2 Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003. Рубинштейн С.Л. О понимании Проблемы общей психологии. М., 1976. С.235-237.

4 Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала. М., 2001; Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. Вып.2. С.56-66.

5 Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. №1. С.3-18; №2. С.3-14.

6 Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч.3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002. С.88-103

7 Паутова Л.А. Повседневное представление о стабильности. Омск, 2004. С.37.

8 Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990; БрокмейерИ., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С.29-43.

9 Паутова Л.А. Указ. соч. С.45.

10 Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С.6.

УДК 15:378.1

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Г.Д. Турчин, А.З. Гусейнов, А.И. Когай, Е.В. Позднякова

Саратовский государственный университет, кафедра педагогики E-mail: izdat@sgu.ru

В статье рассматриваются сущность, содержание, положительные и отрицательные стороны применения модульного обучения в образовательных учреждениях.

Strong and Weak Points of Module Education

G.D. Turtchin, A.Z. Gusseinov, A.I. Kogay, E.V. Pozdnyakova

The article covers the essence, the content, strong and weak points of module education implementation in educational institutions.

Общепризнанно, что модульное построение учебных дисциплин способствует упорядочению процесса обучения, повышению самостоятельности обучающихся, достижению высокого уровня профессионализации личности. Поэтому многие средние и высшие общеобразовательные и специальные учебные заведения организуют процесс обучения на модульной1, семестрово-модульной2, про-блемно-модульной3 основе, для чего создаются соответствующие технологии обучения. И каждая технология обучения в процессе своей практической реализации имеет свои преимущества и недостатки.

Перейти к изучению самой идеи модульного обучения позволило последовательное ознакомление с такими понятиями как «педагогическая теория», «дидактическая теория», «методика обучения», «педагогическая технология» («технология обучения»).

Педагогическая теория - это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие процессов и явлений.

Дидактическая теория - это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

© Г.Д. Турчин, А.З. Гусейнов, АЛ. Koran, Е.В. Позднякова, 2007

Однако чтобы педагогическая (дидактическая) теория «заработала», реально дала ощутимый педагогический эффект, ее необходимо трансформировать в конкретную методику обучения (воспитания), а еще лучше -в педагогическую технологию.

Термин «методика обучения»4 существует для обозначения свода правил, указаний, относящихся к практике преподавания того или иного учебного предмета и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному предмету в его соотношениях с общими закономерностями обучения. В педагогической деятельности учителя (преподавателя) методика обучения выполняет важную роль, поскольку она «перекидывает мост» от теории к практике. Методика обучения, эффективность ее использования зависит от многих факторов: от того, насколько разработана сама теория, на которой базируется методика, от ясности и точности методических рекомендаций ее использования, а главное - от уровня педагогического мастерства и творчества самого учителя (преподавателя). Поэтому сложилось такое определение термина.

Методика обучения - это целостная система проектирования и организации процесса обучения, основанная на определенной дидактической теории, и совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых во многом зависит от мастерства и творчества учителя. В поисках условий повышения эффективности методик обучения педагоги пришли к выводу, что некоторые из них можно довести до уровня педагогических технологий. С учетом дискуссий сложилось следующее определение термина «педагогическая технология».

Педагогическая технология (технология обучения) - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Педагогические технологии не исключают и

не умаляют высокого педагогического мастерства учителя и творчества учителя. В работе учителя-мастера технологии дают более устойчивый эффект, чем в работе недостаточно опытного педагога.

Отличие методики от технологии состоит в степени выраженности, реализуемости следующих критериев:

1) целенаправленности (ясности, точности, дидактической проработанности целей);

2) концептуальности (опоры на глубоко разработанную педагогическую (дидактическую) теорию);

3) системности (цели, содержание, формы, методы, средства, условия обучения проектируются и применяются в целостной системе);

4) диагностичности (оценка исходного, промежуточного и итогового результата учебной деятельности - учащиеся должны иметь не формальный, количественный, но глубоко качественный, диагностический характер);

5) гарантированность качества обучения (коэффициент усвоения учебного материала должен быть не ниже 0,7);

6) новизны (опора на новые, новейшие достижения педагогики, психологии, дидактики, использование современных видеосредств, компьютерной техники и т.д.).

К дидактическим теориям, которые в последние годы получили достаточно глубокую теоретическую разработку и практическое применение, можно с полным основанием отнести модульное обучение, с помощью которого удалось решить ряд дидакти -ческих задач.

Семантический смысл сочетания «модульное обучение» связан с международным словом «модуль», основное значение которого - функциональный узел. Идеи модульного обучения активно разрабатывались такими учеными педагогами, как П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов, М.В. Кларин, С.Я. Батышев.

Модуль в представлении А.И. Камышен-кова есть учебный элемент в форме стандартизированного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов5:

Г.Д. Турчпн п др. Плюсы п минусы: модульного обучения

- точно сформулированная учебная цель;

- список необходимого оборудования, материалов и инструментов;

- список смежных учебных элементов, межпредметные связи;

- собственно учебный материал в виде текста лекций;

- методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу;

- контрольные (проверочные) работы разных типов для обучающих и инспекторских (проверочных) целей;

- электронный учебник двух типов: обучающий и контролирующий.

Компоненты модульного пакета не являются жестко фиксированными и могут варьировать в зависимости от конкретной дисциплины; ступени образования; уровня образованности, подготовленности студентов; личного и профессионального опыта преподавателя.

Л.В. Загрекова, Т.И. Шамова считают, что обучающий модуль - это интеграция различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме6. Модуль - крупная единица курса (раздел или тема) и представляет собой фундаментальное понятие дисциплины - явление, закон, структурный план или группу взаимосвязанных понятий7. Обычно семестровый лекционный курс (40-50 часов) делят на 10-12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. Модуль - самостоятельная структурная единица. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде контрольной работы (письменной) или с помощью компьютера. В результате такого контроля студент получает оценку, но имеет возможность выяснить сте-

пень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончанию каждого модуля служит предварительным контролем для следующего.

Основные преимущества модульного обучения заключаются в следующем:

1) обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними8;

2) гибкость структуры модульного построения каждого конкретного курса, обеспечивающая также и высокую адаптивность самой модульной системы как по отношению к набору абитуриентов, так и по отношению к выпуску студентов вуза (в случае изменения конъюнктуры на рынке специалистов);

3) осуществление в диалектическом единстве интеграции и дифференциации содержания обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации в процессе обучения (М.А. Чошанов).

Основные недостатки модульного обучения заключаются в следующем:

1) трудоемкость изготовления модулей и подготовки к проведению занятий;

2) внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса: подготовки соответствующей учебно-материальной базы; изменения планирования работы преподавателей; оптимального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможностей учебно-материальной базы; разработки необходимого методического обеспечения; организации контрольных проверок знаний;

3) процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;

Педагогика

121

4) для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.

Сочетание традиционного и инновационного подхода в преподавании позволяет сглаживать многие недостатки педагогического процесса.

Примечания

1 Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989.

Вяткин Л.Г. Основы педагогики высшей школы. Саратов, 2003.

3 Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

4 Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.

5 Камышенков А.И. и др. Из опыта внедрения модульнорейтинговой системы обучения на математическом факультете // Модульно-рейтинговая технология обучения. -Барнаул, 1993. С.134-148.

6 Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М., 2004.

7 Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994. №5.

8 Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.