Г. В. Крылова
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
К преимуществам модульного обучения относятся высокая степень приспособляемости к организационным и технологическим условиям, возможность совершенствовать модули без изменения структуры программы, создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Являясь законченным блоком информации, модуль включает программу действий, методическое руководство, дидактические цели, использует все формы и методы организации обучения, обеспечивает индивидуализацию, развивает интеллект, речь, память. Учащиеся успешно осваивают стандарт образования.
В настоящее время в образовании сложилась ситуация, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы. Однако они недостаточно используются в педагогической деятельности.
Данное противоречие, мы считаем, можно разрешить, используя в процессе обучения дидактическую систему, которая получила название «технология модульного обучения».
Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации [1. С. 5; 2. С. 11]. Приоритетным является овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Этим требованиям как нельзя лучше соответствует модульное обучение.
Модульному обучению в области высшей и профессиональной школы посвящено немало работ (П. А. Юця-вичене, М. А. Чошанов, Н.Е. Эрганова и др.). Философскому осмыслению модульного обучения и особенностям его применения в школе и в вузе посвящены работы М.Т. Гро-мковой, И.Б. Сенновского и др. Психологические аспекты реализации индивидуального подхода при модульном обучении исследованы М. Д. Мироновой. Разработкой системы дидактических целей и задач в модульных программах занимались И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков и др.
Сравнительный анализ традиционного и модульного обучения, проведенный Н.Б. Лаврентьевой [3, 4], показывает, что к преимуществам модульного обучения относятся высокая степень гибкости и приспособляемости к конкретным организационным и технологическим условиям, возможность постоянно совершенствовать учебные модули без изменения общей структуры программы; создание климата сотрудничества и партнерства.
В настоящее время модульное обучение реально апробировано в системе высшего и послевузовского образования. Однако теоретических разработок и экспериментальных исследований модульного обучения в педагогической системе общеобразовательной школы недостаточно, а в начальной школе их просто нет.
Автор считает, что модульное обучение можно эффективно организовать среди учащихся общеобразовательной школы и при этом достичь высоких результатов, т.к. данная технология обладает целым рядом несомненных достоинств.
Задачей нашего исследования явилась опытноэкспериментальная проверка эффективности реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе.
Одним из наиболее полных и конкретных является определение модуля П. А. Юцявичене: «Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [5. С. 21].
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебными модулями.
Работа по учебным модулям - превращение учащихся и преподавателей в партнеров - приводит к изменению характера их деятельности; вместо существующего «натаскивания» у школьников возникает необходимость в самостоятельном прокладывании пути. При этом на учителя возлагается очень ответственная функция - определить эффективность достижения учащимися конечной цели обучения на каждом его этапе и внести соответствующие коррективы.
Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая или специальная), входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки.). Такая система предоставляет обучающимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции учебных достижений.
Модульное обучение позволяет использовать весь набор методов и форм организации обучения, который накоплен учителем. Это работа в парах и в группах с консультантом, самостоятельная и фронтальная работа, работа с картографическим материалом, с техническими средствами обучения, с таблицами и иллюстрациями и многое другое [4, 6].
Необходимо отметить, что модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля [5, 7, 8].
Представим последовательность деятельности учителя при составлении модульной программы.
Создавая модульную программу, нужно знать, что она включает комплексную дидактическую цель и совокупности модулей. Каждая модульная программа имеет свое название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела. Например, в ходе изучения географии по курсу 10-го класса мы выделили следующие разделы: «Зарубежная Азия», «Западная Европа» и т.д.
Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т. е. первичное структурирование содержания. Таким образом учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета.
Второй шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность учебных модулей модульной программы.
Третий шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (также на трех уровнях) для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.
Четвертый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.
В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.
Пятый шаг - построение самого модуля.
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий законченный блок информации, целевую программу действий ученика, рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Таким образом, учебный модуль представляет собой целевую программу действий по усвоению конкретного содержания.
Практика показала, что наиболее приемлемым является следующая структура учебного модуля:
№ учебного Учебный материал Советы учителя
эксперимента с указанием задании
Для выявления результатов опытно-экспериментальной работы был проведен эксперимент, в ходе которого выявились:
- степень обученности учащихся по географии до включения в эксперимент и после его завершения;
- анализ эффективности реализации технологии модульного обучения.
Нами была проведена проверка степени обученности учащихся по географии до эксперимента и после него в экспериментальном и контрольном классах.
Выявлено, что степень обученности учащихся до проведения эксперимента примерно одинакова (72,4 и 73,1 соответственно) в экспериментальном и контрольном классах, что способствовало чистоте эксперимента. После проведения эксперимента степень обученности учащихся в контрольном и экспериментальном классе изменилась. Она выросла в классе, обучаемом по модульной технологии, и составила 79,3 в отличие от 72,6 в контрольном классе.
Для доказательства эффективности реализации технологии модульного обучения нами проведен анализ степени сохранения знаний по географии у учащихся контрольного и экспериментального классов. В таблице приведены результаты, полученные при контрольных проверках уровня знаний учащихся по географии через год (9-й класс) и через два (10-й класс).
Из таблицы видно, что уже через год качество знаний у учащихся контрольной группы снизилось на 10,1%, успеваемость - на 5,2%. У экспериментальной группы даже через два года после изучения дисциплины качество знаний составило 79,9%, успеваемость - 97,9%. Таким образом, обучаясь по модульной технологии, учащиеся приобретают более прочные знания. Хотя, естественно, и качество знаний, и успеваемость с течением времени понижаются, но значительно медленнее, чем при обучении по традиционной методике.
Как показал эксперимент, результатом модульного обучения является практически стопроцентное усвоение знаний учащимися по предмету на уроке, а при желании - и материала повышенного уровня сложности. В индивидуальных беседах учащиеся отмечали, что использование модульной технологии вносит разнообразие в учебный процесс, учит писать лекцию, находить в тексте главное и второстепенное, в то же время сокращается время на подготовку домашних заданий, есть возможность самостоятельно продвигаться по модулю и решать задания повышенного уровня сложности.
Результаты сравнительного анализа сохранения знаний по географии, %
Показатель После изучения географии России Через год Через два года
Качество знаний 85,4 75,6 82,1 65,5 79,9 57,8
Успеваемость 100 99,9 99.6 94.7 89 4 9
Примечание. Жирным шрифтом выделены результаты экспериментальной группы.
Немаловажным является и то, что у учащихся развивается интеллект, память и речь, в процессе обучения они приобретают коммуникативные умения. В ходе работы с учебными модулями учащиеся успешно осваивают стандарт образования и продвигаются на более высокий уровень, при этом реализуется парадигма образовательного процесса, которая заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
В ходе исследования удалось выявить и доказать, что модульная технология гарантирует достижение каждым учащимся более высоких результатов в учебной деятельности по сравнению с традиционными методами, создает реальные условия, способствующие самореализации личности, формирует потребность в дополнительном познавательном труде, обеспечивает мотивацию изучения на разных уровнях, дает положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация модульного обучения: Метод. рекомендации для учителей малокомплектных школ. Барнаул: АКИПКРО, 2000. С. 3-8.
2. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 123 с.
3. ЛаврентьеваН.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. 252 с.
4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994. 128 с.
5. ЮцявиченеП. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. С. 2-42.
6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе / Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа. 2001. С. 42-65.
7. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994. № 5. С. 16-18.
8. Шамова Т.И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы. Новосибирск: НГУ, 1994. 127 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 января 2008 г.