Научная статья на тему 'Педагогическая мастерская гимназии'

Педагогическая мастерская гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинкова Л. В., Виноградова Л. П., Ерофеева О. Г., Игнатова М. В., Сосновская Т. Г.

Педагогами гимназии разработаны модульные программы по всем образовательным направлениям. Для более полного представления о модульно-проектной технологии мы предлагаем вам следующие разработанные авторские программы, которые должны создать цельное впечатление о внедряемой технологии: 1. Программа курса мастерской ««Раз задача, два задача». 2. Программа курса лаборатории «Физика за чашкой чая». 3. Программа элективного курса «Химический практикум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая мастерская гимназии»

Педагогическая мастерская

Са

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИИ

Блинкова Л.В., Виноградова Л.П. , Ерофеева О.Г., Игнатова М.В., Сосновская Т.Г., Самохвалова Т.Г., гимназия № 1 г. Нерюнгри

Педагогами гимназии разработаны модульные программы по всем образовательным направлениям. Для более полного представления о модульно-проектной технологии мы предлагаем вам следующие разработанные авторские программы, которые должны создать цельное впечатление о внедряемой технологии:

1. Программа курса мастерской ««Раз - задача, два - задача».

2. Программа курса лаборатории «Физика за чашкой чая».

3. Программа элективного курса «Химический практикум».

Блинкова Л.В.,

заместитель директора Сосновская Т.Г.,

руководитель проблемного методического объединения

Технология разработки программ курсов вариативной части учебного плана по модульно-проектной технологии

Каждый ребёнок как носитель собственного (субъектного) опыта уникален. К моменту поступления в школу он уже имеет исходный уровень психологического развития, и темп его дальнейшего развития во многом определяет школа как коллектив профессионалов.

Главной особенностью организации процесса вариативного образования в нашей гимназии является системный подход:

1-5 классы: образовательное пространство, в котором ребенок развивает универсальные умения, необходимые для осознанной практической деятельности через самостоятельный выбор мастерских;

6-7 классы: образовательное пространство, в котором ребенок осуществляет практико-ориентированную деятельность через самостоятельный выбор лабораторий;

8 классы: образовательное пространство, в котором ребенок получает предпрофильную подготовку через комплекс предпрофильных курсов;

9-11 классы: образовательное пространство, в котором учащиеся получают дополнительную возможность для реализации индивидуальных образовательных потребностей через выбор элективных курсов.

Таким образом, вариативная часть учебного плана гимназии - полностью дифференцированная индивидуально - групповая модель (разновозрастные группы, состоящие из учащихся 1-5 , 6 - 7 классов и мобильные группы параллели в 8,9,10,11-х классах).

Инновационный подход в вариативном образовании гимназии связан с разработкой и внедрением модульно-проектной технологии (МПТ). Чем это вызвано?

Долгое время элективные курсы имели единственную функцию, они только «компенсировали» во мно-

гом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей обучающихся. Анализ состояния вариативного обучения в гимназии показал, что наших учеников уже не устраивает роль пассивных слушателей, им необходимы такие формы занятий, где они могли бы проявить свою активность, деятельный характер мышления, стремление к самостоятельности. Почему занятия вариативного курса часто являются продолжением урока, хотя их цели и содержание предполагают иные, более активные формы проведения занятий? Почему оно перегружено теоретическими знаниями и часто лишено практического содержания?

Существующая система организации вариативной части предполагала постоянный состав группы, большую продолжительность курса, обязательность посещения. Такие жесткие рамки слабо способствовали развитию творчества, раскрытию индивидуальности, созданию атмосферы успешности, комфорта на занятиях. У ученика отсутствовала оперативная возможность изменить курс в случае ошибочного выбора. Очевидно, что решение данных проблем связано с повышением мобильности курсов за счет их краткосрочности и с усилением практической направленности за счет организации проектной деятельности.

Таким образом, анализ «болевых точек» помогает найти новое решение обозначенных проблем в вариативном образовании - это совмещение 2-х технологий: модульной и проектной. Эти технологии не новы, но они существуют изолированно друг от друга и в применении к уроку. Поэтому инновационный подход к организации и проведению вариативных курсов заложен в новом сочетании 3-х компонентов: МОДУЛЬ - ПРОЕКТ - ВАРИАТИВНЫЙ КУРС.

Методические рекомендации по составлению

программ вариативного курса по модульнопроектной технологии (МПТ)

Основная идея состоит в том, что программа всего вариативного курса разбивается на содержательные модули. Технологическая подача материала с учетом поэтапной реализации проекта формирует технологический модуль. В совокупности создается модульная

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Педагогическая мастерская

программа - целевой функциональный узел, в котором вместе объединены учебное содержание и технология овладения им.

Вариативный курс

Модульная Модульная Модульная

программа 1 программа 2 программа 3

¥ * ¥

СМ 1 СМ 2 СМ 3

ТМ 1 ТМ 2 ТМ 3

Как сформируется содержательный модуль? В программе всего вариативного курса выделяем основные системообразующие идеи, т.е. стержневые линии. Затем структурируем учебное содержание вокруг этих линий на обособленные, логически завершенные отдельные блоки - модули, которые должны быть дидактически упорядочены по целевому признаку, содержанию, по используемым средствам и методам. Эти взаимозаменяемые и подвижные содержательные модули лежат в основе модульных программ и определяют их название. Одна модульная программа планируется на один или максимум два семестра (5-12 часов). В состав вариативного курса входит до 4-х модульных программ.

Структура содержательного модуля:

1. Название программы. Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела в соответствии с определившейся стержневой линией.

2. Определение комплексной дидактической цели. Комплексная дидактическая цель имеет образовательный, воспитательный и развиваю-щи й аспекты.

3. Крат кое содержание программы. Составить краткое содержание модуля (темы, основные понятия, практикумы, деловые игры и т.п.).

4. (Ожидаемые результаты.

• Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Определить, какие общеучебные умения, навыки можно формировать и развивать в этом модуле.

• Формирование ключевых компетенций гимназистов. Обратить внимание на формирование и развитие компетенций, не-

обходимых для осуществления проектной деятельности обучающегося (это в основном коммуникативные и информационные компетенции).

5. Методический блок. Методический блок заполняется по мере приобретения методического опыта при реализации МПТ (темы проектов, литература для учителя и учащихся, методические рекомендации).

6. Материальное обеспечение. Электронные издания (компакт - диски, обучающие компьютерные программы, Интернет - ресурсы); техническое обеспечение (приборы, оборудование, реактивы) и т.д.

Следующий этап - формирование модуля деятельности. Технологически структурируем его с учетом этапов работы над проектом и поэтому называем технологическим модулем. Он состоит из трех частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждая часть имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Решение совокупности этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели всей модульной программы в целом.

Во вводной части дается краткая информация о содержании модуля, и определяются интегрирующие цели на весь модуль. Уяснив эти цели, обучающиеся понимают, каких результатов они добьются, какими компетенциями проектной деятельности они овладеют.

Диалогическая часть - это основная часть, где осуществляется организация познавательной деятельности учеников через проект. Она занимает от 80% всей структуры модуля и состоит из 2-х этапов:

• Информационный анализ проекта,

• Практическая реализация проекта.

Выбрав тему проекта, обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя анализируют его структуру, инструментальную среду его реализации, проводят обсуждение источников информации, поиск необходимой информации с использованием интерактивной! помощи, электронных или обычных учебников, справочного материала. Результатом является разработка последовательных шагов выполнения проекта, оформление продукта и его презентации. Проект углубляет познания учащихся по теме модуля. В итоге происходит оценка собственных интеллектуальных качеств и качества своей проектной деятельности. Работа может идти в свободном режиме, индивидуально или в группах.

Планирование технологического модуля на один семестр (5 часов). Название модульной программы

Структура ТМ Интегрирующая дидактическая цель Занятие

№ Тема Форма

1.Вводная часть

2. Диа- логи- ческая часть Информационный анализ проекта

Практическая реализация проекта

3. Итоговая часть

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

49

Педагогическая мастерская

И, наконец, итоговая часть - это защита проекта. Учащиеся защищают проект по схеме, которую они разработали на этапе информационного анализа проекта. Важную роль имеет оформление конечного продукта и практическая значимость проекта. После защиты возможна рефлексия и афиширование результатов.

Литература

1. Морозова М.М. Метод проектов как феномен образовательного процесса в современной школе / Продуктивное учение для всех. Научно-методический сборник. - М.: Народное образование.- № 2. - 2007. - С. 117-127.

2. Мартыненко И.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся //Продуктивное учение для всех. Научно-методический сборник.- М.: Народное образование. - № 2. - 2007. - С. 133-135.

3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа. -2001.

4. Шитиков Ю.А. Методика проектно-модульного обучения информатике в средней общеобразовательной школе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Нижневартовск. -2006.

Виноградова Л.П.,

заместитель директора Игнатова М.В.,

учитель начальных классов

Программа курса мастерской «Раз - задача, два - задача»

Пояснительная записка Курс мастерской «Раз - задача, два - задача» (22 час.) предназначен для формирования самостоятельной учебной деятельности с целью овладения рациональными способами решения стандартных и нестандартных задач. Данный курс разработан для учащихся 3 - 5 классов.

Анализируя содержание курса мастерской, выделяем 4 научные идеи (стержневые линии), вокруг которых формируем 4 модульные программы:

1. Задачи на процессы.

2. Задачи на движение.

3. Геометрические задачи.

4. Задачи с дробями и процентами.

Согласно предложенной схеме модульные программы курса имеют логическую завершённость и находятся во взаимосвязи, обеспечивают эффективность математического образования. Модули курса обеспечивают не только образовательный аспект, но и развивают умения наблюдать, анализировать обобщать, делать выводы, общаться и отстаивать собственное мнение. Мастерская способствует развитию навыков выбора, планирования, самоконтроля; развитию познавательного интереса и создает условия для творческой деятельности каждого ребенка.

Предлагаем вам разработку одной модульной программы курса мастерской.

1. Модульная программа «Задачи на процессы» (5 час.).

Модульная программа направлена на создание условий для самостоятельного открытия законов задач на процессы и освоение различных способов их решения.

2. Краткое содержание программы. Знакомство со структурными единицами задач на процессы. Установление связей между пропорциональными величинами. Раскрытие их с помощью простых задач на нахождение одной из величин по данным, соответствующим значениям двух других величин. Использование в краткой записи таблиц и схем. Решение задач на процессы.

3. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:

- Направить деятельность учащихся на овладение общими способами умения решать задачи арифметическим способом.

- Расширить представление о способах решения задач.

- Продолжить формировать навыки самостоятельного поиска различных способов решения задач.

- Учиться применять знания в нестандартных ситуациях.

- Формировать математическую грамотность.

Воспитательный аспект:

- Воспитывать интерес к математической грамотности.

- Создать условия для творческой деятельности в составлении собственных задач.

Развивающий аспект:

- Развивать познавательные интересы.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать математическую монологическую речь.

- Развивать умение вести наблюдение, исследование, делиться своими открытиями, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, искать рациональные способы решения математических задач.

- Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, индивидуальной и коллективной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ожидаемые результаты.

После изучения модульной программы «Задачи на процессы» обучающиеся должны

знать: основные элементы задач на процессы, их взаимосвязи;

уметь: самостоятельно выбирать удобный способ составления краткой записи, составлять логическую цепочку и находить рациональные способы решения задачи;

развивать: интерес к изучению математики, логическое мышление, способность к принятию нестандартных и творческих решений, навыки самоконтроля, умение работать индивидуально и в коллективе;

сформировать ключевые компетенции: умение осмыслить задачу, находить несколько вариантов решения проблемы; умение планировать свою деятельность, использовать термины, аргументировать свою позицию, вести прямое рассуждение, держать себя во время выступления, анализировать собственную деятельность.

5. Методический блок.

• Примерные темы проектных работ:

- Алгоритм решения задачи.

- Игры - задачи.

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Педагогическая мастерская

Календарно-тематическое планирование модульной программы «Задачи на процессы». Технологический модуль.

Струк- тура Интегрирующая дидактическая цель № Содержание занятия Форма занятия

Вводная часть Теоретическая часть: - дать представление о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах изучения данного модуля; - изучить структурные единицы задач. 1. Знакомство с модульной программой. Определение основных целей каждого ученика на модуль. Игровые ситуации с процессами: работа, масса, стоимость. Выделение структурных единиц задач на процессы. Выполнение теста. Беседа. Исследование плана. Тест. Игра в магазин.

Диалогическая часть Информационный анализ проекта: - определить исходный уровень ОУУН и КК, необходимых для осуществления проектной деятельности (навыки в решения задач); - определить компоненты проектной деятельности и этапы её реализации; - осуществить отбор активных форм обучения; Практическая реализация проекта: - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукты и формы презентации; - оформить индивидуальный план; - формировать самостоятельные поиски рациональных способов в решении задач; - составлять задачи на процессы из школьной жизни; - оформление решения задачи; - формировать навыки групповой работы. 2. Знакомство с индивидуальным планом ученика для модуля. Задачи на массу. Формулы. Меры массы. Составление таблиц и схем. Построение логической цепочки рассуждений. Коллективная и индивидуальная работа. Измерение массы продуктов в школьной столовой.

3. Задачи на стоимость. Меры стоимости. Формулы. Введение в проектную деятельность. Заполнение индивидуального плана. Выбор темы проекта. Разработка шагов выполнения проекта. Работа в группах. Индивидуальная работа. Вычисление стоимости продуктов в гимназическом баре.

4. Задачи на работу. Формулы. Накопление материала по проекту. План и форма защиты проекта. Работа в группах. Индивидуальная работа. Наблюдение работы за станками в швейной и столярной мастерской гимназии.

Итого- вая часть Защита проекта: - оценка качества своей проектной деятельности. 5 Презентация готовых проектов. Защита проектов.

- Виды схем и краткой записи.

- Сборник задач на процессы из школьной жизни.

- Памятки для решения задач.

- Занимательные задачи на процессы.

- Задачи на процессы для олимпиады.

- Таблицы, карточки, перфокарты.

- Мониторинг своих знаний, умений и навыков.

Литература для учителя

1. Истомина Н.Б. Математика в начальных классах. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

2. Свечников А.А. Решение математических задач в начальной школе. - М.: Просвещение, 1976.

3. Шклярова Т.В. Как научить нашего ребенка решать задачи. - Феникс, 2002.

4. Шульгина В.П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов. - Феникс, 2002.

Ерофеева О.Г., учитель физики

Программа курса лаборатории «Физика за чашкой чая»

Пояснительная записка Лаборатория «Физика за чашкой чая» проводится для учеников 6 - 7 классов. Занятия лаборатории проходят в форме чаепития, что способствует соз-

данию комфортной атмосферы и непринужденной беседы. Необычная форма организации позволяет ребятам чувствовать себя в «домашней» обстановке. На первом занятии ученики организуют группы по три - четыре человека для проведения исследований и подготовки защиты проектов по выбранным темам. Важной частью курса является его интегрированный характер.

Для организации практических работ на занятиях используется лаборатория «L-микро», которая снабжена приборами-датчиками. Применяя умения работы с программой EXCEL, ребята приобретают навыки рациональной обработки и представления результатов исследования.

Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Лабораторный курс состоит из 4-х модульных программ (22 час.):

1. «Тепловые явления» (5 часов)

2. «Электрические явления» (5 часов)

3. «Физические наблюдения» (6 часов)

4. «Физические эксперименты» (6 часов)

По окончании каждого модуля проводится публичная защита проекта - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

51

Педагогическая мастерская

Календарно-тематическое планирование модульной программы «Тепловые явления». Технологический модуль.

Струк- тура Интегрирующая дидактическая цель № Тема занятия Форма занятия

Вводная часть Теоретическая часть: - дать представление о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах обучения в данном модуле; - изучить методику проведения наблюдений; - дать представление о возможностях лаборатории «L- микро»-1: Тепловые явления. 1 Знакомство с модульной программой. Лаборатория «L- микро»-1. Тепловые явления. Установочная беседа.

Диалогическая часть Информационный анализ проекта: - определить исходный уровень ОУУНов и КК, необходимых для осуществления наблюдений тепловых явлений; - осуществить отбор форм обучения: «мозговой штурм», метод наводящих вопросов, управляемая дискуссия; - определить пути проведения исследований; -задать направление поиска информации; - определить форму представления результатов. 2 Термометр- «измеритель тепла». Групповая консультация. Проведение первого наблюдения за изменением температуры тела ученика с помощью разных термометров.

Практическая реализация проекта: - формировать навыки умений видеть проблему; - формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; - формировать навыки планирования, оценивания и коррекции своей работы; - формировать навыки работы в команде; - формировать навыки конструктивного общения: умение связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, задавать вопросы по проблеме исследования; - мотивировать учащихся на систематизацию полученных данных; - определить продукты проекта и формы их презентации. 3 Кипение. Температура кипения жидкостей. Исследование изменения температуры при кипении разных жидкостей. Проведение индивидуальных исследований.

4 Плавление. Температура плавления разных веществ. Исследование изменения температуры при плавлении. Проведение индивидуальных исследований.

Итоговая часть Защита проекта: -оценка собственных интеллектуальных качеств и качества своей проектной деятельности. 5 Представление презентаций по выбранной теме. Реклама: «Моя любимая кружка!» Буклет: «Народные традиции чаепития» Презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Представляю вашему вниманию разработку одной модульной программы в соответствии с основными требованиями модульно-проектной технологии.

1. Модульная программа «Тепловые явления» ( 5 час.).

Модульная программа направлена на создание условий для приобретения учащимися оптимальных методов наблюдений за физическими явлениями, происходящими с изменением температуры. Программа предполагает, что учащиеся уже имеют первоначальные навыки обращения с термометром на основе своего бытового опыта.

2. Комплексная дидактическая цель:

Образовательный аспект:

- Формировать навыки обращения с физическими приборами с соблюдением необходимой техники безопасности.

- Расширить представление о видах и правилах наблюдений за тепловыми процессами.

- Формировать умения и навыки ведения наблюдений и оформления полученных результатов (журнал наблюдений).

Воспитательный аспект:

- Воспитать уверенность в правильном выборе курса для реализации своих познавательных интересов.

- Создать условия для творческой самореализации.

Развивающий аспект:

- Развивать познавательные интересы.

- Развивать логическое мышление, формировать умение обобщать, делать выводы и искать пути решения проблемы.

- Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

- Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.

3. Краткое содержание изучаемого материала.

Физические наблюдения и их особенности. Термометр как физический прибор. Виды термометров. Правила обращения с термометром бытовым, лабораторным и электронным. Определение цены деления прибора. Построение температурного графика теплового процесса. Использование таблиц для занесения результатов измерений. Анализ экспериментальных данных.

4. Ожидаемые результаты.

После изучения модульной программы «Физика за чашкой чая» учащиеся должны

знать: методику проведения физических наблюдений;

уметь: находить пути оптимального исследования физического процесса при наблюдении в различных

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Педагогическая мастерская

условиях, организовать самостоятельную работу со справочной литературой различного типа; строить графики по результатам наблюдений;

развивать: познавательный интерес к изучению физики как экспериментальной науки; логическое мышление; способность к принятию нестандартных и творческих решений; навыки контроля и самоконтроля; умение работать индивидуально и коллективно;

сформировать ключевые компетенции: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение самостоятельно генерировать идеи; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение планировать деятельность; формировать навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов); умение уверенно держать себя во время выступления.

5. Методический блок.

• Примерные темы проектов:

- Исследование изменения температурного режима в разных точках аудитории.

- Исследование процесса кипения воды.

- Исследование процесса изменения температуры при нагревании, охлаждении, плавлении и кипении веществ.

- «Почему чайные чашки такие разные?».

- «Моя любимая кружка!».

- «Как правильно заварить чай?».

- «Народные традиции чаепития».

Литература для учителя

1. Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике.-М.: Школа - Пресс, 2001.

2. Поваляев О.А., Степанов С.В., Хоменко С.В. Тепловые явления. Электрические явления: Руководство по выполнению экспериментов. - М.: ПФ РНПО Росучприбор, 2003.

Литература для учащихся

1. Кириллова И.Г Книга для чтения по физике 6-7. - М.: Просвещение, 1986.

2. Алексеева М.Н. Физика - юным. - М.: Просвещение, 1980.

Самохвалова Т.Г.,

учитель химии МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри»

Программа элективного курса «Химический практикум»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учеников 9 класса, которые выбрали естественнонаучный профиль обучения. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний в рамках профильного уровня изучения химии. Курс способствует обеспечению обучающихся целым арсеналом практических умений и навыков, ключевых компетенций в решении расчетных, экспериментальных, познавательных задач. Особенностью курса является практико-ориентированный характер, его актуальность определяется прикладным характером содержательной части модулей, что способствует повышению интереса к познанию предмета и ориентирует на профессии, свя-

занные с химией. Использование технологии педагогического проектирования позволяет достичь ожидаемых результатов. Темы практических работ позволяют ученикам интегрировать химические знания с биологией, географией, математикой, литературой. В основе курса лежит принцип обучения в сотрудничестве - возможность работы в парах.

Содержание курса представлено тремя модульными программами, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи. Последовательность изучения модулей:

1. «Трудная задача?!».

2. «Мир ОВР».

3. «Основы аналитической химии».

Основная научная идея модуля (стержневая линия) Название модульной програм- мы Ко- личе- ство часов Се- местр

Овладение приёмами оптимальных способов решения типовых и нестандартных задач по неорганической химии. «Трудная задача?!». 10 2-3

Систематизация и углубление знаний о сущности окислительновосстановительных реакциях; их роли в природе и жизни человека. « Мир ОВР». 6 4

Формирование и развитие предметных специфических знаний, практических умений в области анализа и идентификации неорганических веществ. «Основы аналити- ческой химии». 6 5

Представляю вашему вниманию программу одного из модулей элективного курса с защитой кратковременного экспериментального проекта.

1. Модульная программа «Основы аналитической химии». (6 часов)

Программа разработана для учеников, имеющих необходимые знания по качественным реакциям неорганических веществ. Ученики получают возможность самостоятельно исследовать вещества известного и неизвестного состава, а также вещества, выделенные из доступных и знакомых каждому человеку в повседневной жизни объектов.

2. Краткое содержание изучаемого материала.

Предмет аналитической химии. Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Маркировка химических реактивов, правила их хранения. Классификация катионов и анионов по группам (групповые реактивы). Алгоритм процесса идентификации неорганических веществ. Аналитические задачи по исследованию качественного состава веществ.

3. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:

- Углубить знания и умения о методах проведения качественного анализа неорганических веществ с помощью характерных реакций на катионы и анионы.

- Формировать специфические предметные умения и навыки, необходимые для проведения химического эксперимента.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

53

Педагогическая мастерская

Планирование модульной программы «Основы аналитической химии». Технологический модуль.

Струк- тура Интегрирующая дидактическая цель Тема занятия Форма занятия

Вводная часть Теоретическая часть. Дать представление: - о целях и содержании модульной программы; - о результатах обучения в данном модуле; - о методах качественного анализа неорганических веществ. Предмет аналитической химии. Качественный анализ: методы и приемы. Установочная лекция. Беседа.

Диалогическая часть Практическая часть. Формировать: - навыки, приемы самостоятельной экспериментальной деятельности; - навыки групповой работы. Анализ химического состава почвы. Практическая работа в микрогруппах.

Анализ снеговой воды. Практическая работа в микрогруппах.

Идентификация катионов металлов по окраске пламени. Практическая работа. Групповая работа.

Решение экспериментальных задач. Практическая работа. Индивидуальная консультация.

Итоговая часть Защита проекта. Оценить: - личные умения и навыки в постановке химического эксперимента; - уровень своей проектной деятельности. Анализ и идентификация вещества неорганического происхождения. Индивидуальная экспериментальная работа. Защита краткосрочного проекта.

Воспитательный аспект:

- Способствовать формированию уверенности в правильном выборе индивидуальной профильной траектории ученика.

- Формировать отношение к предмету химии как к области будущей практической деятельности.

- Формировать ответственность за ту природную среду, в которой мы живем.

Развивающий аспект:

- Развивать и укреплять интерес к предмету.

- Развивать логическое мышление; формировать умение обобщать, делать выводы и находить технические приемы безопасного и правильного выполнения химического эксперимента.

- Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы при выполнении проектов.

4. Ожидаемые результаты.

После изучения модульной программы учащиеся должны

знать: общие теоретические основы аналитической химии; качественные реакции на катионы и анионы; характеристику веществ в свете ТЭД; технику безопасности при проведении опытов;

уметь: практически проводить качественные реакции на катионы и анионы; анализировать результаты опытов; высказывать гипотезы о возможных результатах эксперимента; проводить анализ известного и неизвестного вещества неорганического происхождения; подготовить и технически грамотно провести химический эксперимент; организовать самостоятельную работу с учебной, методической и справочной литературой различного типа; использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами;

развивать: познавательный интерес к изучению профильного предмета;

навыки контроля и самоконтроля; умение работать индивидуально и коллективно;

сформировать ключевые компетенции: умение планировать, анализировать; владение эвристически-

ми методами решения проблемы, навыками работы в группе, различными социальными ролями в коллективе; формирование и развитие культуры безопасного, ответственного обращения с веществами, материалами; умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать необходимую информацию.

5. Методический блок.

На итоговом занятии ученики выполняют кратковременный проект, в ходе которого они должны осуществить основные этапы проектной деятельности:

- определение цели;

- выдвижение гипотезы;

- разработка плана действий;

- самостоятельный эксперимент;

- итоги работы (отчет в произвольной форме: описание, таблица, схема);

- оценка результата проектной деятельности (самооценка, экспертиза учителя).

• Тема краткосрочного проекта:

- Анализ и идентификация вещества неорганического происхождения.

Литература и другие

информационные источники для учителя

1. Богданов Н.Н. Химия. Лабораторные работы 8-11 класс. -М.: АСТ, 2001.

2. Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия 8-9. -М: Дрофа, 2002.

3. Золотников Ю.А. Основы аналитической химии. - М.: Высшая школа, 2002.

4. Электронная лаборатория систем мультимедиа «Общая и неорганическая химия», 2002.

Литература и другие

информационные источники для учащихся:

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М.: Аст-Пресс, 1999.

2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. - М.: Просвещение, 1997.

3. Химический эксперимент с использованием микролаборатории / Сост. Евстигнеев В.Е. - М.: ГП «Центр МНТП», 2001.

54

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.