в рамках которого изучается сущность предмета, объекта, явления или процесса вне зависимости от содержания представляемой информации о них.
- системное - основанное на представлении процесса обучения как наличия двух и более информационных потоков различной степени приоритета, но обеспечивающих получение знаний по конкретно заданной траектории профильного обучения.
Таким образом, методы проектирования педагогических условий компьютерно-информационного обучения могут быть различными, но их содержание должно быть направлено на изменение процедур и способов реализации дидактических средств и ресурсов компьютерных систем, обеспечивающих специфику содержания профильного обучения. Дидактический материал
должен проходить систематическую корректировку с учётом новых знаний в науке, основы которой лежат в профиле обучения и информатике.
Библиографический список
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т.- М. : ОЛМА медиа Групп, 2007. -Т. 4. - С. 283.
2. Коджаспирова Г. М., Петров К. М. Технические средства обучения и методика их использования. -М. : Академия, 2001. - 256 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
4. Теория и методика обучения информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// kgpu.real. kamchatka. ru/
УДК 378.004 Цымбал Мария Владимировна
кандидат химических наук, доцент Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, Краснодар
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ХИМИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
В статье обосновывается структурно-логическая модель формирования модульно-цифрового образовательного ресурса по курсу «Химия», способствующая более глубокому изучению материала и развитию междисциплинарных и профессиональных навыков и обобщаются результаты внедрения его в учебный процесс.
Ключевые слова: Модульно-цифровой образовательный ресурс (МЦОР), содержательно-информационный блок, элективно-профессиональный блок, блок разноуровневого закрепления и контроля знаний, интегрированный блок, виртуальный эксперимент.
На фоне активного обновления педагогических технологий современный этап развития высшего образования в России ориентируется на создание методических систем обучения с использованием традиционной, интерактивной и рейтинговой технологий. Одной из важнейших технологий обучения становится модульно-ком-петентностная система с использованием мультимедийных ресурсов, направленная на формирование компетенций студентов.
Методологическая основа преподавания курса химии базируется на двух составляющих: базисной (3/4 всего времени) и профильной, на
которую отводится 1/4 часть времени [1, с. 55]. Базисный компонент обеспечивает уровень, соответствующий стандарту общеобразовательной химической подготовки и инвариантен для всех образовательных учреждений; профильная же составляющая определяется направленностью учебного заведения.
В данной работе мы исходили из того, что модуль - это целостное единство содержания и способов изучения предмета, объединяющего логически завершенные содержательные единицы простыми структурными связями между ними [2, с. 8]. Системно-модульный подход, опи-
рающийся на фундаментальность предмета, предполагает тесную взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов, позволяет формировать важнейшие ключевые компетенции у студентов [3, т. 2, с. 146].
Актуальность данного исследования:обуслов-лена необходимостью развития химической компетентности у студентов нехимических специальностей, стремлением к обеспечению каждого обучающегося электронными образовательными ресурсами с учетом небольшого количества аудиторных часов, отведенных на изучение курса.
Цель исследования состояла в разработке и апробировании модульно-цифрового образовательного ресурса (МЦОР) по курсу «Химия», включающего теорию и практику, организацию самостоятельной работы для студентов первого курса ВУЗов нехимической направленности.
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ творческих и исследовательских работ студентов.
В течение ряда лет на базе факультета менеджмента (специальность «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности») Академии маркетинга и социально-информационных технологий нами был разработан и апробирован МЦОР по курсу «Химия», включающий:
- содержательно-информационный блок, состоящий из тематических модулей с мультимедийным сопровождением;
- практический блок;
- лабораторный блок;
- элективно-профессиональный блок;
- блок разноуровневой системы закрепления и контроля знаний;
- терминологический глоссарий;
- приложения (справочная информация).
Содержательно-информационный блок - это
совокупность модулей с обязательными опорными конспектами (содержательными единицами) и интерактивным сопровождением, направленным на овладение предметом в соответствии с поставленной целью. Каждый структурный модуль включает: цели изучения модуля; методику изучения модуля; его основное содержание, опорные конспекты. Интерактивное сопровождение модуля позволяет совершенствовать его объяснитель-
но-иллюстративное содержание. Улучшение восприятия материала достигается за счет использования структурно-логических схем, которые делают обучение более наглядным и доступным; способствует выработке навыков самопланирова-ния, самоорганизации и самоконтроля.
Содержательно-информационный блок связан с глоссарием и приложением, что позволяет иметь более целостное представление о разделе дисциплины и полностью обеспечивает учебный процесс методическими и справочными материалами.
Практический блок содержит методики описания выполнения практических занятий, условия и примеры решения типовых задач. Компьютерная образовательная среда успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет делать вывод о степени справедливости тех или иных гипотез.
Лабораторный блок содержит методики проведения лабораторных опытов и формы отчета, по проведенной работе. Химический эксперимент относится к специфическим методам обучения, что обусловлено особенностью предмета - химии, при изучении которого нельзя упускать наглядность. Живой химический эксперимент позволяет наблюдать происходящее в данной химической реакции, устанавливать какой-то определенный факт и, поэтому, служит активным средством формирования многих эмпирических понятий, зависимостей, закономерностей и выводов.
Последнее время повышенное внимание студентов привлекает интерактивная, мультимедийная обучающая среда, на которую они ориентированы благодаря широкому распространению видеоигр. Примером таких обучающих систем являются виртуальные лабораторные работы, которые моделируют поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде, помогают овладевать новыми знаниями и умениями в научно-естественных дисциплинах. При проведении лабораторных работ нами широко использовалась компьютерная симуляция на основе программы ЗДет1аЬ [4, т. 2, с. 137].
Практический и лабораторный блоки МЦОР содержат сформулированные нами рекомендации, указывающие цель усвоения определенного учебного материала и источники информации.
Главная особенность элективно-профессионального блока заключается как в интеграции химии в другие естественнонаучные дисциплины, так и в будущую специальность.
Разработанные студентами реферативные сообщения и проекты, пополняют банк презентационных средств, иллюстрирующих определенный раздел элективно-профессионального блока. Самые интересные по содержанию студенческие работы могут быть положены в основу исследовательской студенческой работы, результаты которой в будущем могут быть представлены не только на внутривузовских студенческих смотрах, но и на научно-практических конференциях разного уровня. Содержание элективно-профессионального блока постоянно обновляется, дополняется новой информацией, корректируется, что позволяет всегда ориентировать студентов на последние достижения в профессиональной области.
Разноуровневая система контроля знаний состоит из заданий для защиты модуля и содержательной единицы. Каждый модуль оценивается индивидуально после его освоения. В качестве контроля уровня знаний и используются тестовые задания, традиционные контрольные работы и химический контрольный эксперимент. Экзамен является обязательным итоговым подтверждением уровня усвоенных знаний.
На современном этапе модернизации отечественного образования особое внимание уделяется системам управления качеством, позволяющим осуществлять мониторинговые исследования процесса обучения и состояния образовательной среды. Для анализа результата по степени реализации цели мы использовали феноменологический подход [5], предполагающий самодиаг-
ностику студентами своего отношения к различным учебным ситуациям. Наряду с тестированием и анкетированием, применялись малоформа-лизованные процедуры (самооценка, экспертная оценка, наблюдение, беседа, анализ результатов исследовательской деятельности).
В апробации приняли участие около 100 человек, оценка выставлялась по пятибалльной шкале, наиболее привычной для студентов - вчерашних школьников. Итоги опроса студентов относительно использования блоков МЦОР при подготовке к занятиям по курсу «Химия» (табл. 1) и анонимного анкетирования студентов относительно форм проведения занятий (табл. 2).
Большинство респондентов при подготовке к занятиям регулярно использовали материалы, представленные в блоке практических занятий, содержательно-информационном блоке, глоссарии и в справочных материалах (приложение). Лабораторный, элективно-профессиональный блоки и блок закрепления и контроля знаний для подготовки к занятиям использовались студентами первого курса менее регулярно, однако, необходимо отметить постепенно возрастающий интерес у них к элективно-профессиональному блоку МЦОР, возможно из-за усиления роли факторов самоактуализации и самоосознании себя, как профессионально компетентной личности.
Очевидно, что студенческие «предпочтения» по предложенным трем методикам проведения лабораторных занятий, распределились примерно одинаково. Однако, наиболее интересной формой проведения лабораторной работы,
Таблица 1
Результаты диагностики студентов относительно использования блоков МЦОР по курсу «Химия» при самоподготовке к занятиям
Наименование блока % студентов
2007-2008 2008-2009 | 2009-2010
Содержательно-информационный блок
Практический блок
Лабораторный блок
Элективно-профессиональный блок
Блок закрепления и контроля знаний
Терминологический глоссарий
Приложения
меньше 30% 30-60 %
60-80 % более 80%
Таблица 2
Результаты анкетирования по формам проведения занятий
Наименование блока Формы проведения занятий % студентов
2007-2008 2008-2009 2009-2010
Лабораторный Эксперимент
Виртуальный эксперимент
Виртуально-экспериментальный
Элективно- профессиональный Реферативный
Исследовательский
Проектный
Интегрированный
Разноуровневый контроль знаний Экспериментально-контрольный опыт
Контрольная работа
Комбинированный
Тестовый контроль
□ Всероссийские и международные конференции
□ Публикации в научнопрактических журналах
□ Внутривузовская конференция
Рис. 1. Результаты творческой активности студентов факультета менеджмента Академии маркетинга и социально-информационных технологий с 2007 по 2010 учебные годы
с точки зрения студентов, является возможность выполнения лабораторной работы виртуально с дальнейшим сравнением с результатами, полученными на практике.
При работе с элективно-профессиональным блоком для основной массы студентов наиболее приемлема реферативная форма отчетности, как более простая и привычная с точки зрения респондентов, только что закончивших школу. Исследовательская работа привлекает очень немногих, несмотря на достаточно большой процент студентов (35,17% от общего количества) демонстрирующий большой интерес к выполнению экспериментального контрольного опыта.
На рисунке 1 представлены результаты творческой активности студентов факультета менеджмента Академии маркетинга и социально-информационных технологий с 2007 по 2010 учебные годы.
Анализ полученных результатов показал, что увеличение творческой активности студентов происходит за счет исследовательских работ, которые выполняются студентами старших курсов. Такие работы имеют ярко выраженную междисциплинарную профессионально-химическую направленность, например интеграция химии и экономическо-технологической производственной деятельности нефтедобывающего комплекса или взаимосвязь химических, экологических и социальных факторов развития общества.
Полученные результаты свидетельствуют о росте деятельностной составляющей формирования химической компетенции, способствуют развитию креативной деятельности при дальнейшем обучении в высшей школе и в последующей профессиональной работе.
Очевидно, что преподавание с использованием МЦОР прекрасно сочетается с традиционны-
ми, «привычными» приемами технологии преподавания и обучения: лекциями, семинарскими занятиями, лабораторными работами, что позволяет студентам нехимических специальностей: формировать интеллектуальные умения и научно-исследовательские навыки; обеспечивать повторение и обобщение материала, как в рамках модулей, так и в рамках содержательных единиц; интегрировать полученные знания в другие естественно-научные дисциплины; выбирать систему закрепления и контроля знаний; развивать свою информационную компетентность.
Библиографический список
1. Сироткин О. С. Химическое образование как определяющий фактор технического прогресса и современного развития общества // Химическое образование и развитие общества : материалы Международной науч.-практ. конф., 11-13 октября 2000 г., Москва, Россия. - М., 2000. - С. 55-56.
2. Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://academjust.ryazantelecom.ru>bd/2/ oop.pdf (дата обращения: 5.01.11).
3. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе : в 2-х ч. / под ред. Д. В. Гулякина // Ростов-на-Дону : Северо-Кавказский ГТУ, 2010. - С. 146-159.
4. Гайдукова Н. Г., Шабанова И. В., Цымбал М. В. Электронные информационные технологии - фактор реализации нового образовательного стандарта при изучении химии // Новые образовательные технологии в вузе : сб. материалов седьмой Международной науч.-метод. конф. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2010. - С. 137-139.
5. Пузыревский В. Ю. Ценностно-смысловое содержание ключевых компетенций // Интернет-журнал «Эй-дос». - 2007. - 30 сентября. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : Ыйр:// http://www.eidos.ru/joumal/2007/ 0930-18.htm (дата обращения:10.01.2011).
удк 378.14 Панишева Елена Васильевна
Костромской государственный технологический университет
СУЩНОСТЬ ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье ставится проблема повышения эффективности российского образования в условиях информатизации. Дается определение и раскрывается сущность программно-дидактического обеспечения учебного процесса с позиций ресурсного подхода. Приводится классификация современных информационных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: программно-дидактическое обеспечение, информатизация образования, информационный образовательный ресурс, ресурсный подход.
.. .очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей -вся переподготовка должна быть ориентирована на использование
современных технологий.
Д. А. Медведев
Вступление человечества в XXI век обозначилось глобальной информатизацией во всех сферах общественной жизни людей: науке, экономике, политике, культуре. Привлекательными новые технологии стали и для системы образования. Как показывает анализ работ авторитетных специалистов (В. П. Беспалько, Ю. С. Бра-
новский, Б. С. Гершунский, Л. Х. Зайнутдинова, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Г. К. Селевко и др.), внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс сможет обеспечить повышение качества профессиональной подготовки учащихся, что будет являться залогом экономического роста государства