М. В. Цымбал, канд. хим. наук, профессор РАЕ, доцент кафедры информационных технологий, Академия маркетинга и социально-информационных технологий О. А. Гордиенко, канд. пед. наук, профессор РАЕ, доцент кафедры русского языка, Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия, [email protected], [email protected]
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В статье представлена теория инновационного подхода к формированию научно-исследовательской активности студентов за счет использования модульно-цифровых образовательных ресурсов, имеющих определенную блочную структуру. Внутри нее выделяется информационно-мультимедийный блок; терминологический глоссарий; блок практических занятий, блок самостоятельной работы; блок-системы контроля знаний, уровня формирования навыков и развития умений; элективно-творческий блок. Особое внимание уделяется содержанию и междисциплинарному использованию элективно-творческого блока при обучении экологии, а также в дисциплинах, имеющих эстетико-культурное содержание.
Выделяются следующие уровни формирования научно-исследовательской активности студентов: репродуктивный, алгоритмический, эвристический, продуктивно-поисковый. Приводятся результаты обучения, в качестве которых представлены подготовка слайд-шоу, web-квестов, участие во внутривузовских студенческих конференциях, во всероссийских студенческих форумах, а также победы на всероссийских конкурсах, публикация тезисов и научных статей. Отмечается, что научно-исследовательская активность студентов должна иметь практически-деятельностный характер. Авторы делают вывод о том, что научно-исследовательская активность студентов зависит от целенаправленного развития креативности.
Ключевые слова: научно-исследовательская активность, модульно-цифровой образовательный ресурс, креативность, практически-деятельностный характер творческой активности
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» указано, что приоритетный национальный проект «Образование» направлен на «вовлечение студентов в фундаментальные и прикладные исследования», на «применение проектных методов» в обучении1. Поэтому особое внимание уделяется методам, сочетающим стандартные технологии обучения с формированием эмоционально-культурной сферы обучающихся.
Нами были разработаны и в течение 2008—2010 гг. апробированы модульно-циф-ровые образовательные ресурсы (МЦОР)2, включающие представленные ниже структурные элементы.
♦ Информационно-мультимедийный блок (ИМБ), состоящий из структурных модулей, подразделяющихся на содержательные единицы и отражающих возможности их использования для реализации дидактических компонентов (целевого, потреб-ностно-мотивационного, содержательного).
причем, каждый структурный модуль включает: цели изучения модуля, методику его изучения, основное содержание, структурно-логические схемы.
♦ Терминологиче- -ский глоссарий со специализированными терминами изучаемого курса.
♦ Блок практических занятий с вопросами для подготовки к занятиям, условиями и примерами выполнения некоторых типовых задач и методиками проведения деловых игр.
♦ Блок самостоятельной работы, содержащий сформулированные нами цели усвоения определенного учебного материала и источники информации.
♦ Блок-система контроля знаний, уровня формирования навыков и развития умений. Процесс закрепления изученного материала осуществляется за счет прохождения в режиме обучения многоуровневых тестовых заданий, выполнения итогового теста, классической контрольной работы, защиты практических работ, а также комбинированных контрольных заданий.
Разноуровневая система закрепления знаний возможна как в классическом виде, так и средствами введения в процесс обучения тематических деловых игр, инновационных методов обучения, таких как синк-вейны, web-квесты; метод проектов, слайд-шоу и других, которые не охватывают весь курс дисциплины в полном объеме, а яв-
Разноуровневаясистема закрепления знаний возможна как в классическом виде, так и средствами введения в процесс обучения тематических деловых игр, инновационных методов обучения.
ляются дополнением к основным методам обучения.
Элективно-творческий блок (ЭТБ). При работе с ним для основной массы студентов наиболее приемлема реферативная форма отчетности как более простая и привычная с точки зрения обучающихся, только что окончивших школу. Главная особенность ЭТБ заключается в интеграции знаний, творческих навыков и умений, сформированных в области изученного предмета как в другие дисциплины, так и в будущую специальность. На базе освоения ЭТБ у студентов первого курса формируется мотивация готовности к повышению уровня самообразования, способности к самостоятельному выбору формы закрепления знаний, а у студентов третьего курса формируется стремление к решению междисциплинарных задач на основе прикладных знаний, творчески реализуемых в различных сферах жизнедеятельности.
Логика организации заполнения ЭТБ предполагает восхождение от простых форм работы к более сложным (схема 1).
В 2010—2013 гг. Академией маркетинга и социально-информационных технологий было организовано анкетирование студентов, изучающих предметы экологической направленности, всего было опрошено 458 человек. Результаты показали, что 30— 35% респондентов обсуждали темы шЫ-проектов и проектов с родными и близкими,
8
пт-н^ Мты-проект \1_ Участие в студенческой конференции
_\
! X
Участие в конкурсах и конференциях различного уровня
Схема 1. Структурно-логическая схема формирования научно-исследовательской активности студентов на базе освоения элективно-творческого блока
дискуссия
журнал научных публикаций
Результаты творческой (научно-исследовательской) активности студентов
Позиция Учебный год и предметы
2010/11 2011/12 2012/13
Э* Р Э ЭОП Э ЭОП Р
Подготовлено слайд-шоу 3 4 6 2
Подготовлено ^еЬ-квестов 8 5 5 9 4
Подготовлено шти-проектов 10 7 5 7 1
Участие во внутривузовских студенческих конференциях 3 2 5 5 2 2 2
Участие во всероссийских студенческих форумах 2 2 1 1
Победа на всероссийских конкурсах 2 2 1 2
Опубликовано тезисов в открытой печати 3 3 4 3 4
Опубликовано статей 2 3 3 5 3 3
* Принятые сокращения: Э — Экология, ЭОП — Экологические основы природопользования, Р — Русский язык как иностранный.
что свидетельствует о заинтересованности студентов в проблематике проектов, а также о том, что данный тип творческой работы воспринимается как новый, неизвестный вид учебной деятельности. Действительно, творческие виды работ практически не используются в школах. Как свидетельствуют исследования психологов, творческий подход к обучению выхолащивается в школах, задача которых «просто воспитать послушных исполнителей»3.
Именно потому, что у студентов практически отсутствуют навыки выполнения творческих работ, нами и была поставлена задача формирования научно-исследовательской активности обучающихся.
Для этого нами с 2008 года разрабатывались и апробировались в вузах г. Краснодара модели проведения творческих занятий по экологии, экологическим основам природопользования4 и по русскому языку
как иностранному5. Результаты обучения представлены в таблице.
Говорить об общей направленности исследования по отношению к таким, казалось бы, разным учебным предметам и разному контингенту обучающихся позволяет эстетико-культурное содержание дисциплин, так как современная экология — это междисциплинарный блок, затрагивающий все современные науки, деятельность людей, а также культуру и искусство; лингво-культура, лежащая в основе преподавания русского языка как иностранного, — особый тип взаимосвязи языка и культуры, проявляющийся как в сфере языка, так и в сфере культуры6.
На основании вышеизложенного очевидно, что научно-исследовательская активность студентов зависит от целенаправленного развития креативности и позволяет говорить о формировании соответствующей
Схема 2. Структурно-логическая схема формирования научно-исследовательской компетенции студентов
компетенции. Всё это обусловливает необходимость введения нового понятия — «научно-исследовательская компетенция студента», что позволит уточнить одну из принятых сейчас формулировок профессиональной компетенции — аналитическая и научно-исследовательская деятельность студента.
Творческая деятельность, проявляющаяся в научно-исследовательской активности студентов, является одним из показателей успешного формирования научно-исследовательской компетенции (схема 2).
Очевидно, что использование творческой и научной активности в качестве одного из критериев полноты формирования научно-исследовательской компетенции вырабатывает систему универсальных знаний и навыков, опыт творческой самостоятель-
ной деятельности и личной ответственности студентов и способствует развитию их креативности.
Такой подход учитывает следующие уровни формирования научно-исследовательской активности студентов:
— репродуктивный — студент выполняет проект по определенным алгоритмам и под контролем преподавателя;
— алгоритмический — студент совместно с преподавателем определяет тему творческой работы и алгоритм ее раскрытия, однако приемы и способы ее выполнения выбирает самостоятельно;
— эвристический — студент самостоятельно определяет дальнейшее направление исследования (часто на базе выполненного проекта или шМ-проекта), послед ователь-ность действий по разработке, вносит соб-
ственные коррективы, консультируясь при необходимости с преподавателем;
— продуктивно-поисковый - студент самостоятельно определяет назначение творческой работы, этапы действий по ее разработке, делает заключения и выводы; преподаватель выступает как эксперт при оценке данной работы.
Практически-деятельностный характер научно-исследовательской активности позволяет студентам:
♦ развивать навыки публичных выступлений и ведения дискуссий;
♦ совершенствовать информационную компетенцию и культуру научного труда;
♦ формировать научно-исследовательскую компетенцию;
♦ участвовать в конкурсах и конференциях высокого уровня7;
♦ публиковать результаты исследований в научных журналах разного уровня8.
Таким образом, научно-исследовательская активность студентов напрямую связана с их креативными способностями, которые требуют специального развития. Чтобы осуществить эту задачу, следует учитывать структуру формирования научно-исследовательской компетенции студента. Именно в предложении ввести новый тип компетенции, в его разработке, в доказательстве его результативности и заключается инноваци-онность рассмотренного подхода.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 3.05.2014).
2. См.: Цымбал М.В. Модульно-цифровой образовательный ресурс курса «Экология» как источник творческой активности студентов СПО / Материалы Междун. науч. конф. «Наука и образование современной России», 15—18 ноября 2010 г. // Успехи современного естествознания. 2010. № 12. С. 129—130; Гордиенко О.А. Информационно-справочный ресурс: Зарубежная литература и искусство XIX века и рубежа XIX—XX веков: хрестоматия, музыка, живопись, практикум // Международный журнал экспериментального образования . 2010. № 12. С. 33—36.
3. Васильев И.В. Юридическая психология. СПб: Питер, 2008.С. 381.
4. Цымбал М.В. Инновационные образовательные технологии при изучении курса «Экология» в системе среднего профессионального образования // Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Кн. 2. Гл. 5 / под ред. Д.В. Гулякина. Георги-евск: Изд-во ГТУ, 2010. С. 146-157; Цымбал М.В. Павлюк С.В. Формирование экологической компетенции у студентов-дизайнеров // Дискуссия. 2011. № 10(18). С. 112-118.
5. Игровые технологии обучения в преподавании русского языка как иностранного // Стратегии исследования языковых единиц: сб. ст.. Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2011. С. 289-292; Лингвострановед-ческий подход к преподаванию русского языка как иностранного (на материале обучения на Кубани иностранных студентов) // Россия и славянский мир в интеллектуальном контексте времени: сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. в 2 ч. Ч. 2. Славянск-на-Кубани, 2012. С. 34-39.
6. Гордиенко О.А. Развитие креативного мышления студентов при знакомстве с культурными ценностями другого народа: игровые ситуации в учебной деятельности // Xудожественное слово в пространстве культуры: проблемы игрового начала: коллективная монография. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013. С. 260-272.
7. Цымбал М.В. Кравченко Л.Н. Междисциплинарная парадигма как основа формирования ключевых компетенций студентов // Дискуссия. 2012. № 8(26). С. 51-56; Назари Асадула, Гордиенко О.А. К вопросу о создании учебника по русскому языку для иностранцев, говорящих на дари // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Межд. науч.-практ. конф. Краснодар: «Изд. Дом - „Юг"», 2013. С. 275-279; Антониу Ожвальду Франсишку, Гордиенко О.А. Учет родного языка как один из основных принципов обучения русскому языку в неязыковой среде // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Межд. науч.-практ. конф. Краснодар: «Изд. Дом - „Юг"», 2013. С. 280-282.
8. Цымбал М.В., Рожкина Е.Г. Что мы едим, покупая полуфабрикаты и инстант-продукты // Экология. Риск. Безопасность: сб. науч. тр. Межд. науч.-практ. конф. В 2 т. Курган: Изд. КГУ, 2010. Т 1. С. 69; Цымбал М.В., Чигвинцева М.К., Кузнецова С.Л. Содержание опасных пищевых добавок в некоторых продуктах // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2010, № 2-3. С. 107-109; Цымбал М.В. Чигвинцева М.К. Рожкина Е.Г. Пищевые добавки как одно из ярких проявлений современности // Междун. конф. с элементами научной школы для молодежи «Производство, технология, экология». Ижевск, 2010. С. 316-322; Цымбал М.В. Лысенко К. О пищевых добавках в йогуртах и шоколаде // Материалы III Обще-
рос. студ. электр. науч. конф. «Студенческий научный форум» 15—20 февраля 2012 года. URL: http://rae.ru/ forum2011/20/1646 (дата обращения: 28.04.2014); Ки-реева О., Шоповалов С. Цымбал М.В. Треш-дизайн
на страже окружающей среды // Материалы III студ. междун. заоч. науч.-практ. конф. Ч. I. (23 мая 2012 г.). Новосибирск: Изд. «Сибир. ассоциация консультантов», 2012. С. 174-179.
INTENSIFICATION OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY AS A RESULT OF SCIENTIFIC-RESEARCH COMPETENCE FORMATION
M. V. Tsimbal, Candidate of Chemistry, Professor of RANH, Docent, the department of information technologies, Academy of marketing and socially-information technologies, O. A. Gordienko, Candidate of Pedagogy, Professor of RANH, Docent, the department of Russian language, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia, [email protected], [email protected]
This article presents the theory of innovative approach to students' scientific-research activity by means of module-digital educative resources application, which has specific block structure. Inside of the theory the authors mark information-multimedia block; terminological glossary; block of practical lessons, block of independent work; block-system of knowledge control skills' formation level and abilities' development; elective-creative block. The special attention is paid to content and inter-disciplinary application of elective-creative block for ecology studying and also for the disciplines with esthetic-cultural content. This work marks out the next levels of students' scientific-research activity formation: reproductive, algorithmic, heuristic and productive-searching. The research work provides the results of education in the form of slide-show, web-quests, participation in intramural students' conferences and all-Russian students forums, and also victories at all-Russian contests, publication of theses and scientific articles.
It is noted that sutdents' scientific-research activity should have practice-activity character. The authors make a conclusion that students' scientific-research activity depends to purposeful development of creativity.
Key words: scientific-research activity, modular digital educational resource, creativity, almost-active nature of creative activity
References
1. [The order of the government of the Russian Federation from November 17, 2008 N 1662-R Of the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (with changes and additions)] (in Russian). Available at: http://base.ga-rant.ru/ (accessed 3.05.2014).
2. Tsymbal M.V. Modul'no—tsifrovoi obrazovatel'nyi resurs kursa «Ekologiia» kak istochnik tvorcheskoi ak-tivnosti studentov SPO [Module-digital educational resource course "Ecology" as a source of creative activity of students ACT]. Uspekhi sovremennogo estestvozna-niia — The success of modern estestvoznaniya, 2010, no 12, pp. 129—130; Gordienko O.A. Informatsionno-sprav-ochnyi resurs: Zarubezhnaia literatura i iskusstvo Kh-IKh veka i rubezha KhIKh—KhKh vekov: khrestomatiia, muzyka, zhivopis', praktikum [Resource reference: Foreign literature and art of the nineteenth century and the turn of the nineteenth and twentieth centuries: a reader, music, painting, workshop]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia — International journal of experimental education, 2010, no. 12, pp. 33—36.
3. Vasil'ev I.V. Iuridicheskaia psikhologiia [Legal psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 656 p.
4. Aktual'nye aspekty mnogourovnevoi podgotovki v vuze, kn. 2 [Actual aspects of multilevel training in high school. Part 2]. Georgievsk, Izd-vo GTU Publ., 2010; Tsymbal M.V. Pavliuk S.V. Formirovanie ekologiches-koi kompetentsii u studentov-dizainerov [The formation of ecological competence of students-designers]. Diskus-siia — Discussion, 2011, no. 10(18), pp. 112—118.
5. Igrovye tekhnologii obucheniia v prepodavanii russk-ogo iazyka kak inostrannogo [Gaming technology in the teaching of Russian as a foreign language]. Strategii issle-dovaniia iazykovykh edinits: Sbornik statei. [Research strategies of linguistic units: Collected papers]. Tver, Izd-vo M. Batasovoi Publ., 2011, pp. 289-292; Lingvostra-novedcheskii podkhod k prepodavaniiu russkogo iazyka kak inostrannogo (na materiale obucheniia na Kubani inostrannykh studentov) [Encyclopaedic approach to teaching Russian as a foreign language (on the material of study in the Kuban international students)]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi
konferentsii «Rossiia i slavianskii mir v intellektual'nom kontekste vremeni». Ch. 2. [The collection of materials Int. sci.-pract. conference «Russia and the Slavic world in the intellectual context of the time»]. Slavyansk on Kuban, 2012, pp. 34-39.
6. Gordienko O.A. Razvitie kreativnogo myshleniia stu-dentov pri znakomstve s kul'turnymi tsennostiami drugo-go naroda: igrovye situatsii v uchebnoi deiatel'nosti [Development of creative thinking of students at acquaintance with the cultural values of other people: 's situation in training activities]. Khudozhestvennoe slovo v pros-transtve kul'tury: problemy igrovogo nachala: kollektivnaia monografiia [Word of art in the space of culture: problems of play: collective monograph]. Ivanovo, Ivan. gos. un-t Publ., 2013, pp. 260-272.
7. Tsymbal M.V. Kravchenko L.N. Mezhdistsiplinarnaia paradigma kak osnova formirovaniia kliuchevykh kom-petentsii studentov [Interdisciplinary paradigm as the basis for the formation of key competencies students]. Diskussiia — Discussion, 2012, no. 8(26), pp. 51-56; Nazari Asadula, Gordienko O.A. K voprosu o sozdanii uchebnika po russkomu iazyku dlia inostrantsev, govori-ashchikh na dari [To the question about creation of the textbook on Russian language for foreigners who speak dari]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye voprosy filologicheskikh issledo-vanii» [Materials of Int. sci.-prac. conference «Actual questions of philological research»]. Krasnodar, Izd. dom «Iug» Publ., 2013, pp. 275-279; Antoniu Ozhval'du Fransishku, Gordienko O.A. Uchet rodnogo iazyka kak odin iz osnovnykh printsipov obucheniia russkomu iazyku v neiazykovoi srede [Accounting of the native language as one of the basic principles of teaching Russian language in non-linguistic environment]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye voprosy filologicheskikh issledovanii» [Materials of Int. sci.-prac. conference «Actual questions of phil-
ological research»]. Krasnodar, Izd. dom «Iug» Publ., 2013, pp. 280-282.
8. Tsymbal M.V., Rozhkina E.G. Chto my edim, poku-paia polufabrikaty i instant-produkty [What we eat, buying semi-finished products and instant products]. Sborn-ik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii «Ekologiia. Risk. Bezopasnost'» [Collection of sci. papers of the Int. sci. conference «Ecology. Risk. Safety»]. Kurgan, Izd. KGU Publ., 2010, vol. 1, pp. 69-71; Tsymbal M.V., Chigvintseva M.K., Kuznetsova S.L. Soderzhanie opasnykh pishchevykh dobavok v nekotorykh produktakh [The content of dangerous food additives in some products]. Izvestie Vysshikh uchebnykh zavedenii. Pishchevaia tekhnologiia — Izvestia vuzov. Pishevaya tekhnologia, 2010, no 23, pp. 107-109; Tsymbal M.V. Chigvintseva M.K. Rozhkina E.G. Pish-chevye dobavki kak odno iz iarkikh proiavlenii sovremen-nosti [Food additives as one of the clearest manifestations of modernity]. Trudy Mezhdunarodnaia konferentsiia s elementami nauchnoi shkoly dlia molodezhi «Proizvodstvo, tekhnologiia, ekologiia» [Proc. Int. conference with elements of the sci. school for youth «Production, technology, ecology»]. Izhevsk, 2010, pp. 316-322; Tsymbal M.V. Lysenko K. O pishchevykh dobavkakh v iogurtakh i sho-kolade [About food supplements in the yogurt and chocolate]. Trudy III Obshcherossiiskaia studencheskaia elek-tronnaia nauchnaia konferentsiia «Studencheskii nauch-nyi forum» [Proc. III all-Russian student electronic sci. conference «Student's scientific forum»]. Available at: http://rae.ru/forum2011/20/1646 (accessed 28.04.2014); Kireeva O., Shopovalov S. Tsymbal M.V. Tresh-dizain na strazhe okruzhaiushchei sredy [Trash-design on guard of environment] Materialy III studencheskoi mezh-dunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii [Proc. III int. student correspondence sci.-pract. conference]. Novosibirsk, Izd. «Sibir. assotsiatsiia konsul'tantov» Publ., 2012, pp. 174-179.