УДК 796:338.28; 796.078 ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Екатерина Александровна Понырко, преподаватель,
Филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске (филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске)
Аннотация
В связи с повышением требований к качеству высшего образования в Российской Федерации, эффективная деятельность студента предусматривает проведение значительного времени в положении сидя. Следствием этого, на фоне нарастающего снижения двигательной активности, является обострение проблемы распространения нарушений осанки среди студентов.
В статье представлены результаты опроса студентов ведущих ВУЗов Архангельской области: получены данные об оценке студентами собственного здоровья и осанки; выявлены негативные тенденции в образе жизни студенческой молодежи и условия учебной деятельности, оказывающие влияние на физическое состояние; определена мотивация к занятиям физической культурой в образовательном пространстве ВУЗа.
Ключевые слова: здоровье, образ жизни, двигательная активность, осанка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p102-107 MOTOR ACTIVITY AND POSTURE DISORDERS OF UNIVERSITY STUDENTS OF
THE ARKHANGELSK REGION
Ekaterina Aleksandrovna Ponyrko, the teacher,
Branch of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov in a city of
Severodvinsk, Arkhangelsk region
Annotation
Due to the quality requirements increase in the Russian higher education, the effectiveness of student’s work implies spending much time in a sitting posture. Consequently, with the progressing decrease in physical activity, the problem of the postural disorder among students has significantly aggravated.
The article represents the results of the survey conducted among the students of the leading Universities in the Arkhangelsk region. The data received include students’ self-evaluation of health, posture state and influence of the educational activities conditions on the physical state. Negative trends in a students’ lifestyle have been elicited. The motivation for the physical activities in the Universities has been defined.
Keywords: health, lifestyle, motor activity, posture.
ВВЕДЕНИЕ
Качественная составляющая различных проявлений жизнедеятельности человека непосредственно зависит от уровня его здоровья [1]. Одним из основных факторов, от которых зависит наше здоровье, является здоровый позвоночник [2].
В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее часто встречающихся. По данным исследований, проведенных в вузах Архангельской области 2009-2010 гг., распространенность нарушений осанки среди подростков и молодежи достигает 73,3% (n=251) [7], а патологий опорно-двигательного аппарата 33,19% (n=461) [6].
По нашему мнению, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменением образа жизни современного человека, обусловленным научно-техническим прогрессом. В условиях Европейского Севера России проблема двигательной активности приобретает большую значимость по сравнению с центральными регионами РФ. В связи
с этим исследование данных вопросов среди студентов ВУЗов Архангельской области представляется актуальным.
В работе были поставлены следующие задачи: выявить влияние учебной деятельности на состояние осанки студента и уровень двигательной активности в периоды учебного и каникулярного времени; определить мотивацию студентов ВУЗов Архангельской области к занятиям физической культурой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В мае 2011 года нами был проведен анкетный опрос студентов вузов Архангельской области: ФГБАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет», ГОУ ВПО «Поморский Государственный университет имени М.В. Ломоносова», ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», Филиала
«СЕВМАШВТУЗ» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технического университета» в г. Северодвинске. В исследовании приняли участие 600 респондентов, из них 36,5% юношей и 63,5% девушек. Анкета носила анонимный характер и состояла из блоков характерных задачам анкетирования.
По результатам анкетного опроса нами было установлено, что медицинские ограничения к выполнению физических упражнений имеют 40,2% опрошенных. Только 30,6% студентов оценивают свое здоровье «удовлетворительно» и «ниже удовлетворительного» по пятибалльной шкале. Остальные 69,4%, считают себя «практически здоровыми» и определяют состояние собственного здоровья на «5» - 20,2% студентов, на «4»
- 49,2%.
Положительный ответ на вопрос о влиянии осанки на здоровье дали 92,7% респондентов, 7,3% - отрицают влияние осанки на здоровье.
По вопросу о субъективном состоянии осанки, 49% респондентов ответили: «у меня чаще всего неправильная осанка, но вспоминая о ней, пытаюсь принять правильное положение»; 24% студентам приходится постоянно контролировать осанку; 12,2% указали на наличие неправильной осанки, и только 14,8% респондентов, по их мнению, имеют правильную осанку.
При длительной работе сидя 8% студентов не прилагают усилий для сохранения правильной осанки, 9,7% постоянно сутулятся, а 82,3% принимают удобную позу, осознавая, что она не всегда правильная.
Несмотря на то, что 14,8% студентов имеют правильную осанку, только 8% могут удерживать правильное положение сидя без постоянного контроля.
Программу физического воспитания в вузе считают эффективной, способствующей значительному улучшению осанки, 39,8% студентов, и только 5,5% субъективно отметили улучшение осанки за период обучения в вузе. Относительно мнения студентов о негативном влиянии программы физического воспитания на осанку 9,8% опрошенных отвечают утвердительно, но субъективно ухудшение осанки ощущают только 18% студентов.
Одним их необходимых элементов здорового образа жизни является рациональный режим труда и отдыха. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда [3]. По данным нашего исследования «строго соблюдают» режим дня только 3% респондентов; «скорее соблюдают, чем не соблюдают» - 31,7%; «скорее не соблюдают, чем соблюдают» - 42,2% и «не соблюдают» режим дня 23,2% студентов.
Ежедневно 24,8% респондентов затрачивают более пяти часов на работу за компьютером; 40,7% - от трех до пяти часов; 34,5% студентов - до трех часов. Регулярно перерывы для занятий физическими упражнениями при подготовке домашних занятий
делают только 7,5% респондентов; «время от времени» - 42,7%; «никогда» - 49,8% студентов.
Выше изложенные результаты анкетного опроса позволяют нам сделать вывод, что большинство студентов ведут образ жизни, способствующий отрицательному воздействию на опорно-двигательный аппарат, появлению неправильных форм осанки и ухудшению уже имеющихся нарушений. Учебная деятельность студента сопряжена со значительным объёмом научно-технической информации и большой трудоёмкостью. Снижение объёма двигательной активности приводит к тому, что адаптационнокомпенсаторные механизмы не справляются с нагрузкой [5]. По данным нашего опроса студенты начинают ощущать различные признаки отрицательного самочувствия в течении и к концу учебного дня (табл. 1.).
Таблица 1
Признаки отрицательного самочувствия студентов (%) в конце учебного дня
Признаки Очень часто Часто Редко Никогда Затрудняюсь ответить
Утомляемость 18,2 44,0 32,3 3,5 2,0
Рассеянность внимания 6,7 27,2 43,7 16,3 6,2
Ухудшение зрения 7,7 16,7 30,2 37,5 8,0
Боли в спине 7,7 12,0 40,5 34,7 5,2
Головные боли 5,2 20,2 47,2 24,3 3,2
Изменение осанки 3,2 11,3 29,3 35,7 20,5
Опираясь на полученные результаты, основным признаком отрицательного самочувствия в конце учебного дня большинство студентов указывают утомляемость, которая в свою очередь способствует снижению работоспособности, понижению мышечного тонуса скелетных мышц, нарушению симметричности удержания позвоночного столба, что приводит к его искривлению либо к ухудшению имеющихся нарушений.
Данные анкетного опроса позволили нам проследить динамику двигательной активности в школьное и студенческое время. По сравнению со школьными годами количество занимающихся в спортивных секциях снизилось с 55,5% до 34,2%, в танцевальных кружках - с 29,5 до 15,4%. Но в тоже время можно констатировать факт увеличения популярности физкультурно-оздоровительных программ. Количество респондентов занимающихся фитнесом выросло почти в 2 раза (с 10,3% до 20,3%). Несмотря на то, что 55,5% занимающихся посещали спортивные секции в школьные годы, только 12,3% имеют спортивный разряд. Признавая явную пользу для здоровья утренней гимнастики (табл. 2) 69% опрошенных никогда не выполняют ее, 19,3% - занимаются 1-2 раз в неделю и только 4,2% выполняют ее каждый день.
Таблица 2
Степень влияния форм двигательной активности на здоровье студента (%)
Формы двигательной активности Очень полезно Полезно Незначи- тельная польза Совер- шенно бесполезно Затрудняюсь ответить
Утренняя гимнастика 34,8 49,0 11,2 1,8 3,2
ФУ в режиме учебного дня 16,3 47,7 22,3 5,8 7,8
Активный отдых 55,7 34,2 7,3 0,8 2,0
Учебные занятия по ФВ 22,7 48,0 21,8 4,0 3,5
Спортивные секции 44,7 46,0 5,8 0,7 2,8
Танцевальные секции 31,0 43,7 15,0 5,2 5,2
Фитнес 30,8 45,3 11,3 5,0 7,5
ФУ при выполнении домашних заданий 20,8 45,2 23,0 5,5 5,5
Пешие прогулки 47,3 39,7 9,8 0,8 2,3
Физическая работа по дому 21,5 38,7 25,7 8,3 5,7
В каникулярное время количество занимающихся увеличивается, но незначительно (табл. 3). Как видно табл. 3 в каникулярное время значительно возрастает популярность активного отдыха и пеших прогулок, но снижается доля активной двигательной активности, за счет отсутствия обязательных занятий по физическому воспитанию и уменьшения количества занимающихся в спортивных, танцевальных секциях и фитнес группах.
Таблица3
Двигательная активность студентов в учебное и каникулярное время (в%)
Формы двигательной активности Каждый день 3< раз в неделю 1-2 раза в неделю Не занимаюсь
у/в к/в у/в к/в у/в к/в у/в к/в
Утренняя гимнастика 4,2 8,0 7,5 10,2 19,3 17,8 69,0 64,0
Активный отдых. 3,0 17,3 7,5 25,7 41,0 34,3 48,5 22,7
Учебные занятия по ФВ 1,5 1,8 9,2 1,8 53,0 10,8 36,3 85,5
Спортивные секции 2,5 4,5 12,2 8,7 19,5 14,7 65,8 72,2
Танцевальные секции 2,2 2,5 3,0 2,2 10,2 9,0 84,7 86,3
Фитнес 1,7 1,8 2,8 4,5 15,8 10,8 79,7 82,8
Пешие прогулки 49,8 66,7 24,5 17,5 19,5 7,7 6,2 8,2
Физическая работа по дому 25,3 34,5 25,5 24,0 37,7 27,7 11,3 13,8
Больше половины студентов (57,5%) основным причиной посещения занятий по физическому воспитанию называют «своевременное получение зачета», «поддержание физической формы» - 42,5%, «сохранение здоровья» отметили 16,8%, «возможность лучше выполнять свою работу, учебу» - 5,7%, «другое» указали 1,4% студентов, 1,1% -отметили отсутствие мотива к занятиям.
Наиболее привлекательным разделом общепринятой программы физического воспитания в вузе 46,2% студентов выделяют спортивные игры; 27,2% - выделяют гимнастику; легкая атлетика интересна 26% студентов; лыжная подготовка - 8,2% респондентам. Разделы общепринятой программы не привлекают 13,3% студентов.
В настоящее время преподавателям вузов нелегко привлекать студентов к занятиям по физической культуре, которые по форме и содержанию мало отличаются от традиционных. Среди молодёжи отмечается повышенный интерес к различным оздоровительным системам физических упражнений и методикам [4], которые предоставляют возможности для одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений.
Общепринятая программа физического воспитания в вузе «полностью соответствует» 10,8% потребностям студентам; «скорее соответствует» - 41%; «скорее не соответствует» - 21,8%; «не соответствует» - 13,2%. Затруднились дать ответ на данный вопрос 14,2% респондентов.
На вопрос: «Какие виды двигательной активности, на Ваш взгляд, необходимо включить в программу физического воспитания в ВУЗе» 77,5% студентов затруднились ответить, остальные 32,5% хотят заниматься плаванием, фитнесом, йогой, пилатесом, стретчингом, тяжелой атлетикой, танцами боевыми искусствами, конным спортом, велоспортом, хоккеем, флорболом и теннисом.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
- большинство студентов (57,5%) вузов посещают занятия по ФВ с целью получения своевременного зачета, что отрицательно сказывается на формировании потребности к занятиям физическими упражнениями. Некоторые студенты указывают на отсутствие мотива к занятиям физической культурой вообще. Это связано с несовершенством программы по ФВ, в которой отсутствуют элементы современных фитнес-технологий;
- научно-технический прогресс внес существенные изменения в образ жизни студенческой молодежи. По данным исследований, на фоне отсутствия интереса к физическим упражнениям, студенты ведут малоподвижный образ жизни, способствующий появлению неправильных форм осанки;
- Для коррекции осанки студентов необходимо внедрить в процесс физического воспитания современные физкультурно-оздоровительные технологии и целенаправленно воздействовать на опорно-двигательный аппарат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амельченко, И. А. Проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в системе физического воспитания студентов специального учебного отделения / И.А. Амельченко, Е.Г. Олейник // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. трудов / Харьковская гос. акад. дизайна и искусств. - Харьков, 2007. - № 2. - С. 70-75.
2. Хорошая осанка - красота и здоровье на всю жизнь / Т.Н. Блещунова, Л.В. Ильницкая, И.В. Сидорко, И.В. Козеев, А.И. Черный // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. трудов / Харьковская гос. акад. дизайна и искусств. - Харьков, 2006. - № 6. - С. 84-96.
3. Критерии здорового образа жизни студенческой молодежи / Н.В. Дегтярьова,
B.Г. Лосик, В.П. Цымбал, Н.Ф. Соломко, Ю.О. Долинный // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. трудов / Харьковская гос. акад. дизайна и искусств. - Харьков, 2006. - № 1. - С. 68-75.
4. Казакова, Н.А. Аквааэробика как нетрадиционное средство для улучшения физического состояния студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 6 (28). - С. 36-42.
5. Куделия, И. А Коррекция физического состояния студентов специального отделения // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. трудов / Харьковская гос. акад. дизайна и искусств. - Харьков, 2006. - № 6. - С. 106-113.
6. Интегративная оздоровительная технология в коррекции психосоматического здоровья студентов / И.Г. Парфенов, В.В. Калгин, И.Н. Гернет, О.В. Джагаркова, Н.Г. Колодий, Е.Е. Макарова // XXXIX Ломоносовские чтения : сборник докладов. - Северодвинск, 2010. - C. 55.
7. Понырко, Е.А. Динамика нарушений осанки детей школьного и юношеского возраста города Северодвинска // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6 (36). -
C. 56-59.
REFERENCES
1. Amelchenko, I.A. and Oleynik, Ye.G. (2007), “The problems of health-keeping technologies implementation within the system of students’ physical education in a specialized educational department”, Collection of scientific works ‘Physical education of students with creative specialties’, No. 2, pp. 70-75.
2. Bleshchunova, T.N., Ilnitskaya, L.V. Sidorko, I.V., Kozeyev, I.V. and Chernyy, A.I. (2006), “Good posture - beauty and health for the entire life”, Collection of scientific works ‘Physical education of students with creative specialties’, No.6, pp. 84-96.
3. Degtyarova, N.V., Losik, V.G., Tsymbal, V.P., Solomko, N.F. and Dolinnyy, Yu.O. (2006), “Criteria of students’ healthy lifestyle”, Collection of scientific works ‘Physical education of students with creative specialities’, No.1, pp. 68-75.
4. Kazakova, N.A. (2007), “Waterobics as an untraditional way of students’ physical state improvement”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No.6, pp. 3642.
5. Kudeliya, I.A (2006), “Physical state correction among the students of a specialized
department”, Physical education of students with creative specialties, No. 6, pp. 106-103.
6. Parfenov, I.G., Kalgin, V.V., Gernet, I.N. Dzhagarkova, O.V., Kolodiy, N.G. and Makarova, Ye.E. (2010), “Integrational health-improving technology in a psychosomatic health correction of students”, XXXIX Lomonosovskie chteniya: reports collection, Severodvinsk, Branch «Sevmashvtuz» of Saint-Petersburg state marine technical university in Severodvinsk, pp. 55.
7. Ponyrko, Ye.A. (2011), “Dynamics of postural disorder among the children of school and youth age in Severodvinsk”, Physical culture and health, No.6 (36), pp. 56-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2012.
УДК 796.01
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Людмила Николаевна Ростомашвили, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены характерологические особенности, как психофизического развития, так и вторичных отклонений в состоянии здоровья детей со сложными нарушениями развития, обозначено их негативное влияние на естественный ход развития ребенка, его двигательную активность и успешность освоения двигательного действия. Раскрывается концепция амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающая необходимость использования коррекционно-компенсаторных условий обучения и воспитания этих детей. Представлено содержание организационных, педагогических и психологических условий, которые в сочетании с программой адаптивного физического воспитания образуют коррекционно-развивающую среду образовательного процесса. Раскрыта специфика средств и методов обучения двигательным действиям. Описывается влияние коррекционной направленности совокупности организационно-педагогических и психологических образовательных условий, которые становятся основой для повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития.
Ключевые слова: дети со сложными нарушениями развития, своеобразие психофизического развития, вторичные нарушения, двигательная активность, совокупность организационнопедагогических условий, коррекционная направленность, успешность обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p107-110
CORRECTION ORIENTATION OF ORGANIZATIONALLY-PEDAGOGICAL TERMS IS BASIS OF INCREASE OF MOTIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH DIFFICULT VIOLATIONS OF DEVELOPMENT
Lyudmila Nikolaevna Rostomashvili, the candidate of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the characterological features, as psychophysical development, as well as secondary abnormalities in the health status of children with complex developmental disorders, their negative impact on the natural course of the child's motor activity and success of the development of motor actions has been indicated. The concept of amplification (enrichment) of child development, providing the need for remedial-compensatory terms of training and education of these children, has been revealed. The content of the organizational, pedagogical and psychological conditions which, in conjunction with a program