ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК С ФРОНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ
Е.А. Багрецова, А.В. Быков
В статье представлено влияние экспериментальной методики оздоровительных видов гимнастики на функциональное состояние студенток с нарушениями осанки. Проанализирован полученный эффект от применяемых упражнений с точки зрения специфичности методики. Выявлена польза применения поточного метода в занятиях современными видами гимнастики для студенток вузов, имеющих асимметричную осанку.
Ключевые слова: оздоровительные виды гимнастики, физическое воспитание, студентки вузов, функциональное состояние.
Правильная осанка с физиологической точки зрения создает наилучшие условия для деятельности всего организма, она обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, способствует наименьшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность. При фронтальных нарушениях осанки наблюдается снижение жизненной емкости легких, уменьшение экскурсии грудной клетки, снижении силы вдоха и выдоха. При коррекции фронтальных нарушений осанки активизация функций внешнего дыхания способствует общему оздоровлению организма, активной коррекции позвоночника. Поэтому показатели функциональных проб косвенно отражают влияние экспериментальной методики на осанку студенток и показывают сопряженное воздействие на их здоровье.
Целью нашего исследования было определение динамики функциональных показателей студенток с нарушениями осанки при применении комплексной методики с последовательным включением динамических, статодинамических и статических упражнений оздоровительных видов гимнастики в учебном семестре.
Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и спорта филиала «Севмашвтуз» ГОУВПО «Санкт-Петербургский
государственный морской технический университет» в г. Северодвинске Архангельской области (на данный момент филиал САФУ в г. Северодвинске).
Для участия в педагогическом эксперименте были отобраны в опытные группы студентки с фронтальными нарушениями осанки -экспериментальная группа (ЭГ) - п=22, контрольная группа (КГ) - п=22. ЭГ занималась по комплексной методике оздоровительных видов гимнастики, КГ - по общепринятой программе в соответствии с планом кафедры физической культуры и спорта с включением в занятия коррекционной гимнастики и плавания.
Экспериментальная комплексная методика занятий оздоровительными видами гимнастики была основана на последовательном применении динамических, статодинамических и статических упражнений в учебном семестре и состояла из 3-х блоков: подготовительный блок - аквааэробика; коррекционный блок статодинамической направленности - пилатес; коррекционный блок статической направленности - фитнес-йога [1].
Известно, что аквааэробика оказывает эффективное влияние на функциональные показатели организма, так как в занятиях в воде присутствует преимущественно аэробный режим работы с циклическими повторяющимися движениями. Отметим, что такие виды гимнастики, как пилатес и фитнес-йога достигают того же аэробного эффекта в занятиях благодаря применению поточного непрерывного метода, что отличает их от традиционных методик лечебной физкультуры не только по влиянию на опорно-двигательный аппарат, но и на функциональные системы студенток с нарушениями осанки.
Применение комплексной методики оздоровительных видов гимнастики с последовательным включением в учебном семестре динамических, статодинамических и статических упражнений позволила эффективно повлиять на процесс коррекции осанки у студенток экспериментальной группы, что проявилось в уменьшении (р<0,05) асимметричность в проявлении статической силовой выносливости на 82,7% и асимметричность осанки - на 86,7%. Данные показатели экспериментальной группы достоверно ниже (р<0,05), чем в контрольной.
На фоне уменьшения асимметричности осанки (р<0,05) и увеличения показателей силовой выносливости мышц (р<0,05), показатели контрольных испытаний, отражающих функциональное состояние студенток, так же достоверно отличались на заключительном этапе тестирования (табл. ).
Показатели функциональных проб экспериментальной и контрольной
групп
Этап Г руппа Функциональные пробы
ЖЕЛ (л) Проба Генчи (сек.) Проба Штанге (сек.) PWCl70 (кгм/мин) МПК (мл/мин) Экскурсия гр. кл. (см.)
1 ЭГ (M±m) 2,9±0,4 18,4±5,2 27,3±7,4 85,2±22,8 1384,8±38,8 5,9±1,6
КГ (M±m) 2,8±0,4 17,5±3,6 23,9±5,2 82,3±17,9 1379,8±30,5 5,7±1,03
P >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
2 ЭГ (M±m) 3,4±0,6 27±7,7 36,8±9,5 124,2±55,8 1423,9±84,3 7,5±2,04
КГ (M±m) 2,9±0,5 22,5±4,3 31,5±6,9 93,9±22,3 1399,7±37,8 5,6±1,6
P <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
3 ЭГ (M±m) 3,4±0,5 23,5±6,1 33,1±9,6 106,8±43,2 1421,3±73,8 6,5±1,5
КГ (M±m) 3±0,5 18±3,8 25,6±6,1 91,4±42,5 1395,4±72,3 5,1±1,3
P <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05
4 ЭГ (M±m) 3,7±0,6 33,9±7,8 45,6±11,7 166,2±68,9 1522,5± 117,1 9,1±2,1
КГ (M±m) 3,1±0,5 26,1±3,2 36,2±8,9 101,8±21,4 1412,3±36,2 5,4±1,2
P <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Функциональный тест PWC170 отражает не только уровень работоспособности студенток с нарушениями осанки, но и реакцию их сердечнососудистой системы организма на нагрузку. На рисунке изображен графически результат теста PWC170 опытных групп на разных этапах контрольных испытаний.
Данные отображают графическую динамику в тесте на работоспособность, где видно, что на первом этапе контрольных испытаний группы практически одинаковы, а к последнему этапу -заметно отличаются по показателям нагрузки и ЧСС в тесте PWC170. Данная динамика объясняется применением в занятиях по экспериментальной методике поточного метода, что позволяет воздействовать на кардиореспираторную систему даже при преимущественно статических и статодинамических нагрузках в занятиях.
т (Г> =71 Е.5 1Г
2=16 (,б . і N2 Р= = 73,£ =161
N1 Г1 -48. =131, 1 / 3 и N1=4 9,9
П=13 6,1
і Суд мин)
— ЭГ сентябрь 2009 г —■— КГ сентябрь 2009 г
6 II і 8,7
‘2=15 2,4 N2= Г2= = 77,5 158,8
Г 11 = 4 7 7 /м =49?
, П =131,
і Суд мин)
-♦— ЭГ декабрь 2009 г. —•—КГ декабрь 2009 г.
і Суд мин) Г Суд мин)
ЭГ февраль 2010 г.КГ февраль 2010 г. —*—ЭГиюнь 7.010 г —•— КТиюнь 7.010 г
Показатели теста PWC17o контрольной и экспериментальной групп
Таким образом, применение комплексной методики основной на последовательном применении блоков упражнений из различных оздоровительных видов гимнастики может способствовать улучшению функциональных показателей студенток с нарушениями осанки благодаря использованию поточного метода. И коррекционная экспериментальная методика эффективно способна воздействовать не только на осанку, но и на функциональное состояние, что не маловажно для сохранения здоровья студенческой молодежи.
Список литературы
1. Солодянников В.А., Понырко Е.А., Люйк Л.В. Комплексное применение оздоровительных видов гимнастики для изменения асимметричности силовых показателей студенток вузов с фронтальными нарушениями осанки // Культура физическая и здоровье. 2013. № 2 (44). С. 59-63.
Багрецова Екатерина Александровна, канд. пед. наук, уч. мастер, e. ponyrkoanarfu. ru, Россия, Северодвинск, филиал Северного (Арктического) федерального университета, институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз),
Быков Анатолий Валентинович, канд. пед. наук, доц., av.bykovanaifu.ru, Россия, Северодвинск, филиал Северного (Арктического) федерального университета, институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)
FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS WITH DISABILITIES OF THE POSTURE WHILE
USING FORMS OF HEALTH GYMNASTICS
E.A. Bagretsova, A.V. Bykov
In this article presents the effect of the experimental method of improving health gymnastics on the functional state of students with impaired posture. Analyzed the effect of exercise used in terms of the specificity of the methodology. Spotted use application line method in studies of modern types of exercises for students of high schools having an asymmetrical posture.
Key words: forms of health gymnastics, physical education, university students, and functional conditions.
Bagretsova Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, [email protected], Russia. Severodvinsk, branch of NARFUin Severodvinsk,
Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Severodvinsk, branch of NARFU in Severodvinsk
УДК 796.012.
УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИКОЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВОЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В ВУЗЕ
В.А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов
Рассматриваются вопросы использования достижений передовых педагогических технологий по дисциплине «Физическая культура» в комплексе с военным обучением для повышения профессиональной прикладной подготовленности. Организация и методика проведения комплексных занятий должна нести черты модульного двухступенчатого построения процесса освоения учебного материала по интересам, персонального планирования волнового сетевого графика, внедрения средств повышения активности студента.
Ключевые слова: физическая культура, преемственность, военное обучение, модули обучения, профессионально-прикладные навыки.
В настоящее время педагогические возможности для формирования индивидуальной мотивации укрепления здоровья студентов средствами физического совершенствования реализуются не в полной мере. В