дискуссия
журнал научных публикаций
М. В. Цымбал, канд. хим. наук, доцент, профессор РАЕ,
кафедра информационных технологий, С. В. Павлюк, преподаватель, декан факультета СПО,
Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ), г. Краснодар, Россия, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Объявление Организацией Объединенных Наций Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014) утверждает новый этап развития экологического образования — этап экологического образования для устойчивого развития, который не только по временным рамкам, но и по содержанию согласуется с процессом модернизации российского образования в целом.
К существенным особенностям экологического образования для устойчивого развития следует отнести1:
— развитие мотивации к изучению и сохранению окружающей среды, к взаимодействию с другими людьми;
— осознание студентами своего места во взаимосвязях между природой, обществом, дизайном, собственной роли в улучшении будущего;
— приобретение опыта улучшения состояния окружающей среды;
— понимание межпредметности курса «Экология».
Во второй половине XX в. развилось одно из важных направлений — сохранение здоровой среды проживания человека и защита экосистемы Земли — экодизайн, который обладает собственными средствами воздействия на духовный мир человека — через создание всестороннего комплекса комфортных условий жизни и деятельности.
Экологическая проработка дизайнер -ского проекта предполагает применение но-
вых технологий и материалов, прошедших экологическую экспертизу, использование отходов производств, природных и нетрадиционных материалов.
Экологическая компетентность — осознанная способность, готовность к самостоятельной экологической деятельности, направленной на сохранение и устойчивое воспроизводство жизни, на практическое улучшение состояния среды обитания в процессе выявления, решения и предупреждения экологических проблем2. Поэтому одной из важнейших задач экологической российской образовательной политики является инновационное обновление и обеспечение современного качества образования в рамках модульно-компетентност-ного подхода, который предполагает такую организацию учебного процесса, когда целью обучения является формирование совокупности компетенций обучающегося, а средством ее достижения — модульное построение структуры и содержания курса*.
В течение ряда лет нами разрабатывался и апробировался на базе Академии маркетинга и социально-информационных
* Разработанный нами проект создания модульно-цифровых образовательных ресурсов по курсу «Экология» с элективными блоками для студентов среднего профессионального образования отмечен дипломом II степени на II Всероссийском конкурсе междисциплинарных проектов и программ по экологическому образованию и просвещению 2010 г. (Ярославль).
ДИСКУССИЯ ^
журнал научных публикаций V
технологий ИМСИТ электронный блок «Основы экодизайна» для самостоятельной работы студентов дизай- -
неров факультета среднего профессионального образования (СПО) по курсу «Экология» и «Основы природопользования», который позволяет интегрировать знания по экологии, основам дизайна, безопасности жизнедея- =
тельности (рис. 1).
Информационно-мультимедийный блок (ИМБ) состоит из структурных модулей с мультимедийным сопровождением, подразделяющихся на содержательные единицы и отражающих возможности их использования для реализации дидактических компонентов (целевого, потребностно-мотивационного, содержательного).
В приложении ИМБ дается полный анализ литературы и обобщена информация о возможных направлениях использования различных видов дизайна (промышленного, графического, архитектурного, ландшафтного, треш-, эко-, арт- дизайна) и представлены репродукции работ известных художников и дизайнеров.
На базе освоения творческого блока у студентов начинается формирование навыков, проявляющихся в готовности к повы-
Одной из важнейших задач экологической российской образовательной политики является инновационное обновление и обеспечение современного качества образования в рамках модульно-компетентностного подхода.
шению уровня самообразования и решению междисциплинарных задач на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности.
Логика организации заполнения блока предполагает восхождение от простых форм работы к более сложным. Разработанные студентами реферативные сообще-= ния, проекты и дизайн-проекты пополняют банк презентационных средств, а представленные работы — иллюстрируют и дополняют разделы и стенды выставки в Академии.
Содержание творческого блока постоянно обновляется, дополняется новой информацией, корректируется, что позволяет всегда ориентировать студентов на последние достижения в профессиональной области.
На базе освоения ИМБ, блока практических занятий и терминологического глоссария студентами формируется экологическая грамотность, которая описывает познание и оценку экологической реальности, знания о биосфере, предвидение последствий антропогенной деятельности человека для окружающей среды, определение способов рационализации и управления природопользованием.
Информационно-мультимедийный блок
1 -±- 1
Глоссарий Модули Мультимедийное сопровождение
Приложение
Информационный блок
Галерея работ известных художников и дизайнеров
Блок самостоятельной работы
Самоподготовка
Самоконтроль
Творческий блок
Рис. 1. Структурно-логическая модель электронного блока «Основы экодизайна»
дискуссия
журнал научных публикаций
Экологическая грамотность предусматривает, в основном, осведомленность1, которая описывается несколькими компонентами:
— понимание природы как среды обитания человечества, его «дома»;
— естественнонаучные знания о взаимодействии природы и общества;
— организационные и иные умения природо- = охранной деятельности.
Формирование экологической компетентности предполагает не только освоение отдельных компонентов блока, но овладение эко л ого-личностной составляющей, которая выражается в разработке и реализации дизайн-проектов, направленных на подбор и анализ конкретных экологических проблем, поиск решения, формируемых на базе полного освоения творческого блока (рис. 2).
Такой подход учитывает следующие уровни формирования экологической компетенции студентов СПО:
— репродуктивный — студент выполняет дизайн-проект по определенным алгоритмам и под контролем преподавателя;
— алгоритмический — студент, совместно с преподавателем, определяет тему творческой работы и алгоритм ее раскрытия. Однако приемы и способы ее выполнения уже выбирает самостоятельно;
На базе освоения творческого блока у студентов начинается формирование навыков, проявляющихся в готовности к повышению уровня самообразования и решению междисциплинарных задач на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности.
— эвристический — студент самостоятельно определяет дальнейшее направление исследования (часто на базе выполненного дизайн-проекта или шЫ-проекта), последовательность действий по его разработке, вносит собственные коррективы, консультируясь при необходимости с преподавателем;
— продуктивно-поисковый — студент са-= мостоятельно определяет назначение творческой работы, материал, этапность действий по ее разработке, делает заключения и выводы. Преподаватель выступает как эксперт при оценке данной работы.
Итоги опроса студентов дизайнеров (более 150 респондентов) показали, что более 72 % из них использовали материалы, представленные в ИМБ; 50 % — приложение; 35-40 % — блок самоподготовки; творческий блок заинтересовал более 65 % студентов.
Практическо-деятельностный компонент является одним из критериев успешного формирования экологической компетентности. Уровень практически-дея-тельностной компоненты экологической компетентности у дизайнеров нами оценивался посредством реализации разумного проектирования элементов предметно-пространственной среды и совершенствования взаимосвязи человека и продуктов его труда
Дизайн-проект
Творческий блок
I
Реферативное сообщение |—>
Дизайнерская работа
Защита дизайн-проекта (работы)
Г
Банк дизайнерских работ
Рис. 2. Структурно-логическая схема формирования экологической культуры студентов дизайнеров факультета СПО
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
(дизайн) с природным окружением (эколо гия).
Дизайнерские работы были сфотографированы и представлены для оценки экспертам, в качестве которых выступали студенты-дизайнеры старших курсов и преподаватели специальных дисциплин Академии.
Результаты анализа творческой направленности работ показали, что студенты старших курсов отдают предпочтения эко-арт-дизайну (рис. 3), тогда как студен-
Треш-дизайн - это новое направление в дизайне, нацеленное на защиту окружающей среды, наравне с требованиями красоты, удобства и цены.
ты первого года обучения — треш-дизайну (рис. 4, 5).
- Эко-арт-дизайн — это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды, через дизайнерские работы Итальянский художник Марио Мерц, основатель направления, создавал инсталляции, которые можно назвать целыми экосистемами. Деталями для его произведений были и глины, и хвороста и старые газеты. Однако сторонники этого направле-
Рис. 3. Инсталляция «Планета»
Рис. 4. Трешь-гламур
Рис. 5. «Корабль-светильник»
Таблица 1
Творческая активность и направленность работ студентов дизайнеров факультета СПО
Направление Всего работ, %
2008-2009 2009-2010 2010-2011
Гламур-дизайн 16 23 23
Дизайн одежды 6 2
Предметы бытового назначения 6 18
Предметы интерьера 65 47 34
Картины 13 24 23
ния искусства абсолютно расходятся в вопросах использования материалов, средств, техники работы.
Треш-дизайн — это новое направление в дизайне, нацеленное на защиту окружающей среды, наравне с требованиями красоты, удобства и цены, уделяет особое внимание: использованию вторичных ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании, утилизации с учетом возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом (табл. 1).
Результаты теоретических и эмпирических исследований свиде- : тельствуют об успешном развитии экологической компетентности у большинства студентов-дизайнеров факультета СПО, что проявляется не только в осмыслении полученных знаний, но и применении их на практике. По результатам анкетирования было установлено, что около 25 % студентов обсуждают свои дизайн-проекты с родными и близкими.
Итак, на основании вышеизложенного очевидно, что:
— в качестве одного из средств формирования экологической компетенции студентов-дизайнеров факультета СПО, можно рекомендовать
элективный блок «Основы экодизай-
на»;
творческий блок направлен на организацию самостоятельной образовательной и творчески-проектной деятельности студентов в соответствии с эколого-компе-
Во второй половине XX в. развилось одно из важных направлений - сохранение здоровой среды проживания человека и защита экосистемы Земли - экодизайн.
тентностным и системно-деятельностным подходами.
— наиболее значимо использование электронного блока «Основы экодизайна», как комплекса условий, влияний и возможностей для развития личности в качестве развивающей образовательной среды для формирования экологической компетенции студентов-дизайнеров, так и основы для раскрытия и развития их творческих возможностей.
— практически-дея-тельностный характер экологической компетенции позволяет студентам первого курса СПО: развивать навыки публичных выступлений; способствовать развитию креативной деятельности студентов при дальнейшем обучении в высшей школе; совершенствовать информационную компетенцию и культуру; участвовать в конференциях разного уровня.
1. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009.
2. Цымбал М. В. Инновационные образовательные технологии при изучении курса «Экология» в системе среднего профессионального образования // Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе, кн. 2 / под ред. Д. В. Гулякина. Георгиевск: Изд-во ГТУ. 2010. Гл. 5. С. 146-157.