Научная статья на тему 'Формирование экологической компетенции у студентов-дизайнеров'

Формирование экологической компетенции у студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННО-ЭЛЕКТИВНЫЙ БЛОК / ИНФОРМАЦИОННО-МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БЛОК / ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODULNO-KOMPETENTNOSTNYJ THE APPROACH / ELEKTRONNO-ELEKTIVNYJ THE BLOCK / THE INFORMATION-MULTIMEDIA BLOCK / THE CREATIVE BLOCK / ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цымбал М. В., Павлюк С. В.

В статье рассматриваются ключевые вопросы формирования экологической компетенции у студентов дизайнеров факультета СПО. Доказывается, что развитию экологической компетенции способствует использование электронного блока «Основы экодизайна» для самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental competence formation of students-designers,

The paper considers key issues of the environmental competence of the design faculty students of secondary vocational education. It is proved that the competence development contributes the use of «Eco-design principles» block for students self-study work.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетенции у студентов-дизайнеров»

дискуссия

журнал научных публикаций

М. В. Цымбал, канд. хим. наук, доцент, профессор РАЕ,

кафедра информационных технологий, С. В. Павлюк, преподаватель, декан факультета СПО,

Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ), г. Краснодар, Россия, [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Объявление Организацией Объединенных Наций Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014) утверждает новый этап развития экологического образования — этап экологического образования для устойчивого развития, который не только по временным рамкам, но и по содержанию согласуется с процессом модернизации российского образования в целом.

К существенным особенностям экологического образования для устойчивого развития следует отнести1:

— развитие мотивации к изучению и сохранению окружающей среды, к взаимодействию с другими людьми;

— осознание студентами своего места во взаимосвязях между природой, обществом, дизайном, собственной роли в улучшении будущего;

— приобретение опыта улучшения состояния окружающей среды;

— понимание межпредметности курса «Экология».

Во второй половине XX в. развилось одно из важных направлений — сохранение здоровой среды проживания человека и защита экосистемы Земли — экодизайн, который обладает собственными средствами воздействия на духовный мир человека — через создание всестороннего комплекса комфортных условий жизни и деятельности.

Экологическая проработка дизайнер -ского проекта предполагает применение но-

вых технологий и материалов, прошедших экологическую экспертизу, использование отходов производств, природных и нетрадиционных материалов.

Экологическая компетентность — осознанная способность, готовность к самостоятельной экологической деятельности, направленной на сохранение и устойчивое воспроизводство жизни, на практическое улучшение состояния среды обитания в процессе выявления, решения и предупреждения экологических проблем2. Поэтому одной из важнейших задач экологической российской образовательной политики является инновационное обновление и обеспечение современного качества образования в рамках модульно-компетентност-ного подхода, который предполагает такую организацию учебного процесса, когда целью обучения является формирование совокупности компетенций обучающегося, а средством ее достижения — модульное построение структуры и содержания курса*.

В течение ряда лет нами разрабатывался и апробировался на базе Академии маркетинга и социально-информационных

* Разработанный нами проект создания модульно-цифровых образовательных ресурсов по курсу «Экология» с элективными блоками для студентов среднего профессионального образования отмечен дипломом II степени на II Всероссийском конкурсе междисциплинарных проектов и программ по экологическому образованию и просвещению 2010 г. (Ярославль).

ДИСКУССИЯ ^

журнал научных публикаций V

технологий ИМСИТ электронный блок «Основы экодизайна» для самостоятельной работы студентов дизай- -

неров факультета среднего профессионального образования (СПО) по курсу «Экология» и «Основы природопользования», который позволяет интегрировать знания по экологии, основам дизайна, безопасности жизнедея- =

тельности (рис. 1).

Информационно-мультимедийный блок (ИМБ) состоит из структурных модулей с мультимедийным сопровождением, подразделяющихся на содержательные единицы и отражающих возможности их использования для реализации дидактических компонентов (целевого, потребностно-мотивационного, содержательного).

В приложении ИМБ дается полный анализ литературы и обобщена информация о возможных направлениях использования различных видов дизайна (промышленного, графического, архитектурного, ландшафтного, треш-, эко-, арт- дизайна) и представлены репродукции работ известных художников и дизайнеров.

На базе освоения творческого блока у студентов начинается формирование навыков, проявляющихся в готовности к повы-

Одной из важнейших задач экологической российской образовательной политики является инновационное обновление и обеспечение современного качества образования в рамках модульно-компетентностного подхода.

шению уровня самообразования и решению междисциплинарных задач на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности.

Логика организации заполнения блока предполагает восхождение от простых форм работы к более сложным. Разработанные студентами реферативные сообще-= ния, проекты и дизайн-проекты пополняют банк презентационных средств, а представленные работы — иллюстрируют и дополняют разделы и стенды выставки в Академии.

Содержание творческого блока постоянно обновляется, дополняется новой информацией, корректируется, что позволяет всегда ориентировать студентов на последние достижения в профессиональной области.

На базе освоения ИМБ, блока практических занятий и терминологического глоссария студентами формируется экологическая грамотность, которая описывает познание и оценку экологической реальности, знания о биосфере, предвидение последствий антропогенной деятельности человека для окружающей среды, определение способов рационализации и управления природопользованием.

Информационно-мультимедийный блок

1 -±- 1

Глоссарий Модули Мультимедийное сопровождение

Приложение

Информационный блок

Галерея работ известных художников и дизайнеров

Блок самостоятельной работы

Самоподготовка

Самоконтроль

Творческий блок

Рис. 1. Структурно-логическая модель электронного блока «Основы экодизайна»

дискуссия

журнал научных публикаций

Экологическая грамотность предусматривает, в основном, осведомленность1, которая описывается несколькими компонентами:

— понимание природы как среды обитания человечества, его «дома»;

— естественнонаучные знания о взаимодействии природы и общества;

— организационные и иные умения природо- = охранной деятельности.

Формирование экологической компетентности предполагает не только освоение отдельных компонентов блока, но овладение эко л ого-личностной составляющей, которая выражается в разработке и реализации дизайн-проектов, направленных на подбор и анализ конкретных экологических проблем, поиск решения, формируемых на базе полного освоения творческого блока (рис. 2).

Такой подход учитывает следующие уровни формирования экологической компетенции студентов СПО:

— репродуктивный — студент выполняет дизайн-проект по определенным алгоритмам и под контролем преподавателя;

— алгоритмический — студент, совместно с преподавателем, определяет тему творческой работы и алгоритм ее раскрытия. Однако приемы и способы ее выполнения уже выбирает самостоятельно;

На базе освоения творческого блока у студентов начинается формирование навыков, проявляющихся в готовности к повышению уровня самообразования и решению междисциплинарных задач на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности.

— эвристический — студент самостоятельно определяет дальнейшее направление исследования (часто на базе выполненного дизайн-проекта или шЫ-проекта), последовательность действий по его разработке, вносит собственные коррективы, консультируясь при необходимости с преподавателем;

— продуктивно-поисковый — студент са-= мостоятельно определяет назначение творческой работы, материал, этапность действий по ее разработке, делает заключения и выводы. Преподаватель выступает как эксперт при оценке данной работы.

Итоги опроса студентов дизайнеров (более 150 респондентов) показали, что более 72 % из них использовали материалы, представленные в ИМБ; 50 % — приложение; 35-40 % — блок самоподготовки; творческий блок заинтересовал более 65 % студентов.

Практическо-деятельностный компонент является одним из критериев успешного формирования экологической компетентности. Уровень практически-дея-тельностной компоненты экологической компетентности у дизайнеров нами оценивался посредством реализации разумного проектирования элементов предметно-пространственной среды и совершенствования взаимосвязи человека и продуктов его труда

Дизайн-проект

Творческий блок

I

Реферативное сообщение |—>

Дизайнерская работа

Защита дизайн-проекта (работы)

Г

Банк дизайнерских работ

Рис. 2. Структурно-логическая схема формирования экологической культуры студентов дизайнеров факультета СПО

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

(дизайн) с природным окружением (эколо гия).

Дизайнерские работы были сфотографированы и представлены для оценки экспертам, в качестве которых выступали студенты-дизайнеры старших курсов и преподаватели специальных дисциплин Академии.

Результаты анализа творческой направленности работ показали, что студенты старших курсов отдают предпочтения эко-арт-дизайну (рис. 3), тогда как студен-

Треш-дизайн - это новое направление в дизайне, нацеленное на защиту окружающей среды, наравне с требованиями красоты, удобства и цены.

ты первого года обучения — треш-дизайну (рис. 4, 5).

- Эко-арт-дизайн — это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды, через дизайнерские работы Итальянский художник Марио Мерц, основатель направления, создавал инсталляции, которые можно назвать целыми экосистемами. Деталями для его произведений были и глины, и хвороста и старые газеты. Однако сторонники этого направле-

Рис. 3. Инсталляция «Планета»

Рис. 4. Трешь-гламур

Рис. 5. «Корабль-светильник»

Таблица 1

Творческая активность и направленность работ студентов дизайнеров факультета СПО

Направление Всего работ, %

2008-2009 2009-2010 2010-2011

Гламур-дизайн 16 23 23

Дизайн одежды 6 2

Предметы бытового назначения 6 18

Предметы интерьера 65 47 34

Картины 13 24 23

ния искусства абсолютно расходятся в вопросах использования материалов, средств, техники работы.

Треш-дизайн — это новое направление в дизайне, нацеленное на защиту окружающей среды, наравне с требованиями красоты, удобства и цены, уделяет особое внимание: использованию вторичных ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании, утилизации с учетом возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом (табл. 1).

Результаты теоретических и эмпирических исследований свиде- : тельствуют об успешном развитии экологической компетентности у большинства студентов-дизайнеров факультета СПО, что проявляется не только в осмыслении полученных знаний, но и применении их на практике. По результатам анкетирования было установлено, что около 25 % студентов обсуждают свои дизайн-проекты с родными и близкими.

Итак, на основании вышеизложенного очевидно, что:

— в качестве одного из средств формирования экологической компетенции студентов-дизайнеров факультета СПО, можно рекомендовать

элективный блок «Основы экодизай-

на»;

творческий блок направлен на организацию самостоятельной образовательной и творчески-проектной деятельности студентов в соответствии с эколого-компе-

Во второй половине XX в. развилось одно из важных направлений - сохранение здоровой среды проживания человека и защита экосистемы Земли - экодизайн.

тентностным и системно-деятельностным подходами.

— наиболее значимо использование электронного блока «Основы экодизайна», как комплекса условий, влияний и возможностей для развития личности в качестве развивающей образовательной среды для формирования экологической компетенции студентов-дизайнеров, так и основы для раскрытия и развития их творческих возможностей.

— практически-дея-тельностный характер экологической компетенции позволяет студентам первого курса СПО: развивать навыки публичных выступлений; способствовать развитию креативной деятельности студентов при дальнейшем обучении в высшей школе; совершенствовать информационную компетенцию и культуру; участвовать в конференциях разного уровня.

1. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009.

2. Цымбал М. В. Инновационные образовательные технологии при изучении курса «Экология» в системе среднего профессионального образования // Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе, кн. 2 / под ред. Д. В. Гулякина. Георгиевск: Изд-во ГТУ. 2010. Гл. 5. С. 146-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.