УДК 745/749
13.00.00 Педагогические науки
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ МАГИСТРОВ ДИЗАЙНА
Паллотта Валентина Ивановна К.пед.н. доцент
ORCID ID orcid.org/0000-0002-6878-5065 Researcher ID :о-4562-2017 E-mail: Pallotta@y andex. ru
Алексеева Ирина Викторовна
Зав. кафедрой дизайна, профессор, доктор
педагогических наук,
ORCID ID orcid.org/0000-0002-3025-0321
Researcher ID : M-5589-2017
E-mail: [email protected]
Тел. +7-988-387-77-59
Ерёмина Ирина Михайловна магистрант
Гжельский государственный университет Россия, Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, д. 67
Авторы отмечают усиление отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду и ухудшение экологической ситуации. В связи с этой проблемой в различных областях деятельности, в том числе в области дизайна, возникает необходимость применения экологического подхода. В образовательной среде высшей школы дизайна есть необходимость образовательных программ и курсов, направленных на формирование экологической культуры студентов. В контексте данного исследования, авторы обращают внимание на аспекты применения технологичных материалов, аспекты сохранения природных ресурсов. Выделяют социально-экономические аспекты экологического дизайна, которые заставляют уже сегодня думать о последствиях технологий и их экономичности, аспекты утилизации объектов производства с позиции экодизайна. Авторы анализируют проекты российских и иностранных дизайнеров, социальные проекты и государственные программы, выставки современного искусства, как профессионалов, так и любителей. Художники, дизайнеры используют одну из форм авангардистского искусства (трэш-арт), применяя мусор, как материал для творчества. Главная концепция трэш-арта привлекать интерес населения земли к охране природной среды. Таким образом, объектом исследований становятся как мир людей, так и мир природы с большим
UDC745/749 Pedagogical sciences
ASPECTS OF THE FORMATION OF AN ECOLOGICALLY-ORIENTED APPROACH TO THE RESEARCH WORKS OF MASTERS OF DESIGN
Pallotta Valentina Ivanovna Cand.Ped.Sci., associate Professor ORCID ID orcid.org/0000-0002-6878-5065 Researcher ID : o-4562-2017 E-mail: Pallotta@y andex. ru
Alekseeva Irina Viktorovna
Doctor of pedagogical Sciences, Head of the Design
Department, Professor, a member of the creative
Union of designers of Moscow,
ORCID ID orcid.org/0000-0002-3025-0321
Researcher ID: M-5589-2017
E-mail: [email protected]
tel. +7-988-387-77-59
Eryomina Irina Mikhailovna
graduate student
Gzhel State University
Russia, Moscow Region, Ramensky District,
Elektroizolyator 67
The authors mention the intensification of people's negative influence on the environment and the decline of ecological situation. According to this problem in different spheres of life not excepting designing the usage of ecological approach becomes actual nowadays. There is the necessity of including educational programs and courses connecting to the formation of students' ecological culture in the curriculum of the higher school of Design. In the context of this research, the authors pay attention to the aspects of using technological materials, to the aspects of preserving natural resources. There are socially economical aspects of ecological design which nowadays make people think of technological consequences and their economic feasibility and the aspects of wastes' recycling from the viewpoint of eco design. The authors analyze the research works of Russian and foreign designers, social projects and government programs, contemporary art exhibitions of professionals as well as amateurs. Artists, designers apply one of the avant-garde art's form (trash- art) using rubbish as an art material. The main conception of trash-art is to appeal people's interest to the protection of the environment. In such a way, the object of the research work is people's world as well as the world of nature with a great variety of problems. The problem aspects of ecology which are presented in this research work help to find the correct methodological ways of design teaching, help Masters of Design make their own researching and bring up
разнообразием проблем. Представленные проблемные аспекты экологии, позволят наметить курс соответствующей методологической организации процесса обучения дизайн-проектированию, выполнения исследовательских работ магистров дизайна, направленной на подготовку профессионалов в области экодизайна и воспитанию экологического мышления молодёжи
Ключевые слова: ДИЗАЙН, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ЭКОДИЗАЙН, ТРЭШ-АРТ, УМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОТРЕБЛЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, УТИЛИЗАЦИЯ
Doi: 10.21515/1990-4665-132-041
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время человечество стало задумываться о реальной угрозе экологии Земли. В мире современных технологий при стремительном развитии и применении новых искусственно созданных материалов, быстро растущих городов, постоянном строительстве и расширении жилых зон, при стремительно растущем количестве отходов, свалок, проблем со здоровьем человека, правительство, государство, да и все человечество в целом забило тревогу.
В настоящий момент экологические проблемы человека, культуры выступают на первый план. Основным вектором решения проблемы охраны природы являются идеи всевозможных ограничений в использовании произведенных обществом продуктов в среду. Это определенная культура, требующая целенаправленного формирования. Образовательная среда высшей школы дизайна нуждается в образовательных программах и курсах направленных на формирование экологической культуры своих выпускников.
Рассматривая способы и возможности решения экологических проблем путем применения экологического подхода при проектировании дизайн-объектов, в условиях учебного дизайн-проектирования, выполнения научных курсовых исследовательских работ, возникает
ecological thinking of young people
Keywords: DESIGN, ECOLOGICAL APPROACH, ECO-DESIGN, TRASH-ART, SMART MATERIALS, CONSUMPTION, CONSERVATION, RECYCLING
насущная потребность учитывать не только эстетическую и функциональную сторону объекта, но и множество других аспектов, среди которых экологические, как важнейшие.
Многие ВУЗы в магистерские образовательные программы вводят учебные курсы по экодизайну. Следовательно темы курсовых и магистерских диссертаций во многих случаях отражают проблематику экологического подхода к дизайн-проектированию.
Утверждаемый, на кафедрах, план исследований традиционно ориентирует магистров дизайна на изучение теоретических аспектов становления экодизайна, знакомство с ведущими учеными в этой области. Уже в 70-х двадцатого столетия западные ученые сформулировали Новую экологическую парадигму (Р. Данлоп, У. Каттон и др.), которая акцентировала интерес на глобальных экологических проблемах и роли человека в изменении окружающего мира. Предлагалось посмотреть на население земли как на одно из звеньев в единой цепочке биосферы [18].
Теоретические аспекты экодизайна городской среды отражали в своих исследованиях К. Зитте, К. Линч, В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов. Принципы гармоничного отношения «человек-природа» (В .И. Вернадский, А.А. Горелов) заложены в учебниках по экологии Ю.В. Новикова, Н.И.Николайкина, В.ВМаврищева, Л.И.Губаревой, и других современных ученых.
Магистрам дизайна необходимо ориентироваться в исследованиях последних десятилетий проблемных вопросов экодизайна. Современные ученые обращаются к другим аспектам, например, М.В.Панкина, С.В. Захарова в исследованиях отмечают востребованность учебных курсов формирующих экологическую культуру в образовании [12]. И. А. Сосунова в исследовании социальных технологических проблем экодизайна в нашей стране отмечает необходимость подготовки внедрения достижений экодизайна в практику [16].
При выявлении теоретических аспектов экодизайна урбанизированной среды Г.С. Камерилова, Н.Н. Демидова отмечают, что, урбанизированная среда крупного города должна отличаться инструментальной экологически безопасной состоятельностью,
культурно-экологической осмысленностью [7].
В 90-е годы мир уже не в теории, а на практике почувствовал массовую тревогу за состояние среды обитания, не только в рамках области или страны, но в рамках целой планеты [4].
Немаловажным аспектом исследований магистров дизайна является тот факт, что массовая опасность жизни прогрессивной цивилизации, стимулированная научно-техническим прогрессом, привела к выходу в свет экологически нацеленных установок в сообществе, к осмыслению социальных обстоятельств экологической угрозы, и разработки стратегии ее преодоления [6].
Современный дизайнер, получающий квалификацию исследователя должен понимать, что проблема сохранения природного ландшафта и применение натуральных природных материалов с последующей возможной утилизацией становится наиболее актуальной на данный момент.
Итак, понятие «экологический дизайн» в современной практике повсеместно используется как в дизайн-проектировании, так и в научных исследованиях[13]. Экологический дизайн -направление, определяющее наиважнейшее значение защиты окружающей среды на всём протяжении жизненного цикла изделия. Целью экологического дизайна становится регулирование взаимодействия современного человечества и мира природы. Таким образом, объектом исследований становятся как мир людей, так и мир природы с большим разнообразием проблем.
Экологический подход в дизайн-проектировании предполагает, в триаде «польза-прочность-красота», повышенное внимание категории
«польза», где материаловедческий аспект находится под пристальным вниманием и может являться предметом исследований магистров дизайна., При производстве, эксплуатации, при проектировании дизайн-объектов именно материалам придается большое значение. Для отечественных дизайнеров многие десятилетия советского периода материально-техническое обеспечение проекта представляло острую проблему, но не экологического характера. Паллотта В.И. исследуя дизайн-творчество отдельных мастеров в области дизайна отмечает, что отсутствие и ограниченность отделочных материалов существенно обедняла потенциал выразительных средств дизайна и зачастую предусматривала их динамичный поиск по предприятиям и городам страны[11].
Сегодня важным для человека является безопасность применения и безвредность материалов для здоровья. Специалисты независимого общественного института «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», деятельность которого охватывает вопросы стратегических исследований и разработке экспертных рекомендаций по широкому кругу социально-экономических вопросов, исследуя проблемы промышленного дизайна Российской Федерации, отмечают, что все большее признание среди дизайнеров получают анти токсичные, экологически чистые материалы. В расчет идут экономичность использования ресурсов и материалов, прочность, оптимальная пропорциональность расходов материалов и длительность функционирования изделий, вероятность их переработки по истечению срока эксплуатации.
Материаловедческий аспект экологического дизайна напрямую зависит и от современных технологий производства и организации предметно-пространственной среды человека. Конец 20-го века ознаменовался созданием и использованием так называемых «умных материалов», которые сумели приспособиться к переменам запросов человека и условий его жизнедеятельности, видоизменять собственные
параметры (механические, электрические, внешний вид, а также структуру, состав и функции). Это фотохромные, термохромные, электролюминисцентные, флуоресцентные и фосфоресцирующие материалы, проводящие полимеры, диэлектрические эластомеры, новые пьезоэлектрические материалы и др. С 2009 на Западе проводятся специальные выставки, на которыхэкспонируются ресурсы применения этих новейших материалов в дизайне [8].
Изучая возможности материалов магистры дизайна должны уделить серьезное внимание социально-экономическому аспекту проблемы экологического дизайна, который заставляет уже сегодня думать о последствиях технологий и их экономичности, полезных и вредных для человека и природы свойствах, возможности их утилизации и переработки. Возможно, многие из них не так широко используются сегодня, но завтра станут повсеместными.
Баланс во взаимоотношениях «человек - природа» многогранен в своих проявлениях и потенциях. С древних времен человек с особым почтением относился к окружающему миру и отражал его в своем творчестве, таком как символичное изображение в оформлении предметов быта и жилища Матери-Земли, Солнца и Луны, Воды и т.д., а также стилизованныхживотных и растительных форм. Гармония «человек -природа» испокон веков существовала в организации пространственной среды жилищ и ландшафтов[1].
Современный дизайнер не может не акцентировать внимание на балансе взаимоотношений человека и природы, который отражается в аспектах потребления, сохранения, утилизации. Магистрам дизайна обращающихся к проектам как российских, так и зарубежных дизайнеров важно уделить внимание разнообразию подходов и приемов использования экологического дизайна, направленного на установления
подобного баланса, восстановление контактов между человеком и природой.
Так в крупных городах, природе остается слишком мало места, поэтому экологический дизайн направлен на решение возможности дать современному человеку шанс взаимодействия с миром живой природы, не оставляя привычную жизнь мегаполиса или рабочего офиса. Аспект сохранения наиболее понятен современному человеку. Призывы беречь природу со школьной скамьи уже не первое десятилетие транслируется в сознание граждан. И в этом направлении имеются некоторые достижения, которые в том или ином роде связаны с дизайном.
Так в экологическом строительстве определенную долю исконного ландшафта специально сохраняют в первозданном виде: строение «вписывают» в реальную природную среду. Такой метод позволяет потребителям ощущать себя внутри экосистемы. Например, Национальная библиотека Миттерана (архитектор Доминик Перро), парк Берси в Париже (архитекторы Бернард Ле Рой, Жан-Пьер Фугас и Марлен Ферранд) являются яркими примерами внедрения природного ландшафта в дизайнерский объект. Сегодня активно развивается направление «зеленой архитектуры». В его основу положен принцип внедрения природных элементов в структуру зданий и энергосберегающих систем. Их объемно-пространственная композиция, планировка связаны с принципами органической архитектуры, бионическими формами и технологиями. Например, технология вертикального озеленения разработанная французским ботаником Патриком Бланком.
Явно, экологический дизайн это не только ландшафтная организация среды, но и интерес к объектам повседневной жизни человека, интерьерному пространству как на работе, общественных местах, так и в жилом пространстве. Н.И. Барсукова, отмечает, что сегодня «... согласно
экологическим принципам средовая проблематика дизайна не ограничивается такими требованиями как эргономичность, эстетическая привлекательность и функциональность. В задачи экологического дизайна теперь входит и решение психологических проблем: благоприятно воздействовать на психику человека, восприниматься органично, вызывать положительные эмоции»[2].
Аспекты потребления современным населением воспринимаются чаще всего однобоко. Все мечтают, что вполне оправданно, о натуральных, экологически чистых материалах. Натуральные материалы, естественные формы, природные цвета и фактуры, изображение природы -всё это создает определенную стилистику и делает экодизайн определенной эстетической категорией интерьерного искусства.
Сейчас не только в жилом пространстве, но и в общественных местах, на работе в офисах использование экодизайна стало распространенным и популярным приемом, так как такой подход в дизайн-проектировании создает комфортную антистрессовую обстановку, влияет на психологическое и физическое состояние работников в условиях мегаполиса. В общественных учреждениях, где часто бывает огромное скопление народа и стрессового напряжения, например в банках, больницах, поликлиниках, дизайнеры стали все чаще применять экологический подход при проектировании дизайн-объектов, например, проект зоны отдыха сбербанка на Волгоградском проспекте (архитекторы М. Хазанов, Л. Топчеева). Простота, гармоничность, естественность - это то, чему мы можем учиться у природы, и чего так не хватает в современном мире. Экологический дизайн затрагивает не только здания, крыши домов с красивыми зелеными садами, парки, офисы, дома с вертикальными садами и предметами интерьера в стиле «эко», но и применяется при изготовлении детских вещей и игрушек. Многие российские дизайнеры создают одежду из натуральных тканей, а также
сами игрушки, например деревянные домики для кукол, лошадки, пирамидки и многое другое.
Однако в современном обществе тотальных потребителей, аспект потребления это одна сторона медали. Другая - ограничение запросов с целью сохранения и экономии ресурсов, только недавно приобрела нравственно-этическую категорию. Сегодня этот аспект нуждается в мероприятиях, которые будут формировать культуру разумного потребления у современного человека.
Магистры дизайна свои исследования могут наполнять аналитическими обзорами социальной деятельности и государственного регулирования сферы экологии. Не только в крупных мегаполисах, но и в малых городах уделяют внимание улучшению экологической ситуации дизайн средствами. Например, в 2016 году в парках города Орехово-Зуево были установлены топиарные фигуры, зеленые фигуры из деревьев, кустарников или другой растительности специально предназначены для эксклюзивного дизайна и восхищения творением рук человеческих. Согласно Программе «Расти с парком» там были посажены множественные деревья.
В последнее время внедрение экологического подхода является наиболее актуальной темой многих мероприятий. Например, в Государственной публичной научно-технической библиотеке России проходил научно-практический семинар, где участники приобщались к основным принципам экологического дизайна. Ознакомились с примерами его приложения в архитектурной и дизайнерской объёмно-пространственной организации жилых, общественных и промышленных помещений. Была организована деловая игра «Экология и экодизайн: создаем современную библиотеку». В процессе мероприятия команды разрабатывали проект библиотеки в аналогии с принципиальными
подходами экодизайна. В защите проектов и подведении итогов приняли участие 67 человек из библиотек Москвы и Московской области.
Подобные мероприятия все чаще проходят в различных общественных учреждениях: школах, библиотеках, клубах. Особенно важно, что в них участвует творческая молодежь - студенты и школьники. В учебных заведениях, в высших школах начинают уделять внимание экологическому подходу, вводя в учебный план дисциплины по экологии. Курсовые и дипломные исследования также посвящаются экологическим темам.
На данный момент правительство Российской Федерации уделяет огромное внимание экологической ситуации. Министерство природных ресурсов и экологии в России существует с 2008 года. Оно подчиняется непосредственно правительству. Недаром 2017 год в России был объявлен годом экологии, определенный Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме.
Планируется в октябре 2017 года провести III Российскую экологическую неделю в Москве. В рамках Международного делового форума предполагается собрать представителей властных структур, бизнесменов и научных сотрудников, специалистов в области экологии, изготовителей продуктов и услуг. Члены форума планируют рассмотреть важные проблемы экоинноваций в фирмах, методы уменьшения отрицательного влияния производственной деятельности на микроклимат мест проживания людей. В рамках форума откроются площадки с образовательно-деловым проектом, ориентированным на молодёжь. Особый интерес будут представлять мероприятия по проблемам подготовки эколого ориентированных специалистов и формирования природоохранного мышления молодёжи [15].
Аспекты утилизации пока относятся к инновационным проблемам и технологиям. Человечество ищет возможности переработки продуктов жизнедеятельности и производства. В этом направлении много делается, но этого крайне мало. Растут свалки, загрязняется атмосфера, вода, почва, гибнет флора и фауна, да и сам человек теряет здоровье и среду обитания. Мы с надеждой смотрим на ученых, но и творческие люди, художники, дизайнеры пытаются своими скромными силами творчески перерабатывать многие промышленные и бытовые отходы. Сегодня даже существует термин «мусорный дизайн».
Использование мусора, как материала в искусстве на Западе получило название - трэш-арт. Это одна из форм авангардистского искусства, являющаяся отдельным направлением энвайронментального искусства. Главная концепция трэш-арта привлекать интерес населения земли к охране природной среды [10].
Основой треш-арта, его главным методом является эстетический фактор, в соединении с творческим отношением к среде и вероятностью ее эстетического преобразования [3].
Сегодня известны имена ярких представителей трэш-арта из разных стран. Это англичане Тим Ноубл и Сью Вебстер, художница Джейн Перкинс. Американцы Лео Сиуэлл, и Том Дейнинджер, американка японского происхождения Саяка Каита Ганз, художник Том Денингер, Джо ПоганАврора Робсон, Кристина Льюис и др. Французы Бернард Прас и Эдуард Мартинье. Австралийцы Джон Дальсен и Джеймс Корбетт. Немецкий трэш-художник Ханс-Юрген Шульт, живущий в Нью-Йорке и работающий под псевдонимом Ха Шульт. И это далеко не полный перечень современных западных архитекторов, художников и дизайнеров, работающих в стиле мусорного дизайна.
В России привлечение внимания к проблемам экологии средствами искусства имеет свою историю и ярких представителей. Одним из самых
ранних известных проектов стал проект «Веревки» И. Кабакова в середине 1980-х [14].
В Москве в 2007 г. в московском сквере «Знаки Зодиака» в можно было наблюдать композиция скульптурные композиции из металлолома Андрея Асерьянца. В рамках Экологического международного фестиваля, который прошел в 2008 в Кронштадте поднимались вопросы создания арт-объектов из промышленных и бытовых отходов [10].
В столице Республики Бурятия Улан-Удэ в 2008 году был осуществлен проект дизайнера Анастасии Глининой, как обращение к людям сохранять природу, через масштабные скульптуры из мусора, собранного на побережье озера Байкал [9].
Почувствовав потенциал материала, отечественные творцы определились в своих предпочтениях, кто-то предпочитал пластик, кто-то металлолом, дерево, ткани и пр.
В 2008 году в Перми появилась традиция: ежегодно украшать город новыми композициями из металла. Там свои работы в разные годы выставляли художники из Нижнего Тагила, Ижевска, Перми и Латвии. В 2009 году в городе Екатеринбурге состоялся I Всероссийский фестиваль парковой скульптуры из металлолома "ЛОМ" положивший традицию проведения ежегодных мероприятий. Парковые скульптуры создавались из автомобильных деталей, обрезков труб, и различного бытового лома [17]. На сегодня мероприятия приобрели статус Международного фестиваля актуального искусства.
Из мусора делается одежда, картины, скульптуры и многое другое. Не только профессиональные художники и дизайнеры выбирают мусор, как материал для творчества, но и рядовые люди с удовольствием в сети Интернет делятся приемами, как из пластиковых бутылок, пакетов, шин и других ненужных, готовых к выбросу, вещей сделать нужные для дома поделки. Существуют совершенно уникальные организации, которые
привлекают внимание людей к экологическим проблемам на высоком профессиональном и социальном уровне, выбирая своим главным инструментом искусство. К таким относится галерея современного искусства «Белая лошадь», организованная в 2006 году в городе Геленджик.Галерея реализует культурно-экологический проект: «Отходы цивилизации - в произведения искусства». Автор этого проекта -Н.Б Никифорова [5].
Выявив проблемные аспекты экодизайна, можно утверждать, что они могут стать базой формирования экологоориентированных образовательных программ, проектов, ориентиром научных исследований магистров дизайна.
Литература
1. Алексеева И.В., Омельяненко Е.В. Истоки декоративно-прикладного и орнаментального искусства России. Теория и практика общественного развития. 2015. С. 238-240.
2. Барсукова Н.И. Основы теории и методологии дизайн-проектирования городской среды: учебно-методич. Пособие.-Тольятти: Изд-во ПВГУС,2015.-172с.
3. Джон Дальсен: искусство творить из мусора. [Электронный ресурс] //Web-сайт kulturologia.ru.- Режим доступа http://www.kulturologia.ru/blogs/230909/11522/, свободный. - Загл. с экрана.
4. Дэнлап Р. Э., Гэллап Д. Г., Гэллап А. М. Здоровье планеты // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 11-14.
5. Журнал галереи Белая Лошадь. [Электронный ресурс] /^еЬ-сайтlivejournal.com.- Режим доступа http://ninagallery.livejournal.com:, свободный. -Загл. с экрана.
6. Калинникова М. В. Образование в процессе формирования экологического общества (Социологический подход) :Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 : Саратов, 2003 367 с. РГБ ОД, 71:04-22/28.
7. Камерилова Г. С., Демидова Н. Н. Теоретические аспекты экодизайна урбанизированной среды // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.;ЦКЬ: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13155 (дата обращения: 10.09.2017).
8. Княгинин В.Н. Промышленный дизайн Российской Федерации: возможность преодоления «дизайн-барьера» : учеб. пособие / под ред. М. С. Липецкой, С. А. Шмелевой; — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012.
9. Мусор как искусство. Шесть художников, которые используют промышленные и бытовые отходы. [Электронный ресурс] //Web-сайт solidwaste.ru.-Режим доступа http://www.solidwaste.ru/publ/view/683.html:, свободный. - Загл. с экрана.
10. Осипова Н. О.. «Мусорный» ландшафт современной культуры./ Н. О.Осипова.// Вестник Вятского государственного университета.- 2011.- №3-1.-С. 118119.
11. Паллотта В.И. Дизайн в творчестве архитектора Субботина Ю.С. Культура и время перемен. 2016. № 1(12).С.1.
12. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как интегрирующее содержание профессиональной подготовки дизайнеров и специалистов в области экологического образования // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6-2. - С. 373-377.
13. Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 400-400; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 25.05.2017).
14. Раппопорт А. «Веревки» Ильи Кабакова. Опыт интерпретации концептуалистского ассамбляжа // Советское искусствознание.- 1990.- № 26- С. 33-61.
15. Российская экологическая неделя. [Электронный ресурс] //Web-сайт rusecoweek.ru. Режим доступа - http://rusecoweek.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
16. Сосунова И. А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития / Вестник международной академии наук (Русская секция) - 2015-№1.
17. СтиликС. Об искусстве Trash-art. [Электронный ресурс] / Web-сайт art.yacht-com.ru - 2011. - Режим доступа: http ://art.yacht-com. ru/arti cl e s/art/trash-art.html, свободный. - Загл. с экрана.
18. Cotton W., Dun^ R. Environmental sociology: A new paradigm // American sociologist. 1978. Vol. 13.№ 2.
References
1. Alekseeva I.V., Omel'janenko E.V. Istoki dekorativno-prikladnogo i ornamental'nogo iskusstva Rossii. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015. S. 238240.
2. Barsukova N.I. Osnovy teorii i metodologii dizajn-proektirovanija gorodskoj sredy: uchebno-metodich. Posobie.-Tol'jatti: Izd-vo PVGUS,2015.-172s.
3. Dzhon Dal'sen: iskusstvo tvorit' iz musora. [Jelektronnyj resurs] //Web-sajt kulturologia.ru.- Rezhim dostupa http://www.kulturologia.ru/blogs/230909/11522/, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
4. Djenlap R. Je., Gjellap D. G., Gjellap A. M. Zdorov'e planety // Sociologicheskie issledovanija. 1992. № 12. S. 11-14.
5. Zhurnal galerei Belaja Loshad'. [Jelektronnyj resurs] //Web-sajtlivejournal.com.-Rezhim dostupa http://ninagallery.livejournal.com:, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
6. Kalinnikova M. V. Obrazovanie v processe formirovanija jekologicheskogo obshhestva (Sociologicheskij podhod) :Dis. ... d-ra sociol. nauk : 22.00.01 : Saratov, 2003 367 c. RGB OD, 71:04-22/28.
7. Kamerilova G.S., Demidova N.N. Teoreticheskie aspekty jekodizajna urbanizirovannoj sredy // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 3.;URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13155 (data obrashhenija: 10.09.2017).
8. Knjaginin V.N. Promyshlennyj dizajn Rossijskoj Federacii: vozmozhnost' preodolenija «dizajn-bar'era» : ucheb. posobie / pod red. M. S. Lipeckoj, S. A. Shmelevoj; — SPb. : Izd-vo Politehn. un-ta, 2012.
9. Musor kak iskusstvo. Shest' hudozhnikov, kotorye ispol'zujut promyshlennye i bytovye othody. [Jelektronnyj resurs] //Web-sajt solidwaste.ru.- Rezhim dostupa http://www.solidwaste.ru/publ/view/683.html:, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
10. Osipova N. O.. «Musornyj» landshaft sovremennoj kul'tury./ N. O.Osipova.// Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo universiteta.- 2011.- №3-1.-S. 118-119.
11. Pallotta V.I. Dizajn v tvorchestve arhitektora Subbotina Ju.S. Kul'tura i vremja peremen. 2016. № 1(12).S.1.
12. Pankina M.V., Zaharova S.V. Jekologicheskij dizajn kak integrirujushhee soderzhanie professional'noj podgotovki dizajnerov i specialistov v oblasti jekologicheskogo obrazovanija // Fundamental'nye issledovanija. - 2012. - № 6-2. - S. 373-377.
13. Pankina M.V., Zaharova S.V. Jekologicheskij dizajn kak napravlenie sovremennogo dizajna. Opredelenie ponjatija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 4. - S. 400-400; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (data obrashhenija: 25.05.2017).
14. Rappoport A. «Verevki» Il'i Kabakova. Opyt interpretacii konceptualistskogo assambljazha // Sovetskoe iskusstvoznanie.- 1990.- № 26- S. 33-61.
15. Rossijskaja jekologicheskaja nedelja. [Jelektronnyj resurs] //Web-sajt rusecoweek.ru. Rezhim dostupa - http://rusecoweek.ru/, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
16. Sosunova I. A. Jekodizajn v Rossii: social'no-tehnologicheskie aspekty i problemy razvitija / Vestnik mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija) - 2015- №1.
17. StilikS. Ob iskusstve Trash-art. [Jelektronnyj resurs] / Web-sajt art.yacht-com.ru -2011. - Rezhim dostupa: http://art.yacht-com.ru/articles/art/trash-art.html, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
18. Cotton W., Dunlor R. Environmental sociology: A new paradigm // American sociologist. 1978. Vol. 13.№ 2.