КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
УДК 371.134
DOI 10.23683/2227-8656.2017.3.11
&
ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Горячева Елена Анатольевна
Кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Клименко Ирина Ахсаровна
Кандидат философских наук, Академия строительства и архитектуры, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Авторами рассматривается актуальная проблема формирования визуальной комфортной среды для гармоничного становления личности, ее экологии с помощью дизайна как искусства создания современной среды. Идея авторов в том, что среда обитания современного человека, образующаяся природой, искусством и видами дизайна, такими как архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн интерьера, дизайн костюма и другие, организующими среду человека и даже его внешний вид таким образом, что влияют на
DESIGN AS THE ART OF VISUAL ENVIRONMENT CREATION IN PERSONAL ECOLOGY
Elena A. Goryacheva
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Irina A. Klimenko
Candidate of Philosophical Sciences, Academy of Construction and Architecture
of Don State Technical University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The authors consider the problem of comfortable visual environment formation for the harmonious personality formation. The environment ecology shaping with design, as the art of modern environment creation. The authors' idea is that the habitat of modern human, formed by nature, art and different design types, such as architectural design, landscape design, communicative design, interior design, costume design, etc., organize human environment and even his/her appearance in such a manner that they affect the personality and its ecology. Modern design has gone far
личность и ее экологию. Современный дизайн вышел за пределы привычной визуальной среды и работает также в создании виртуальной среды в системе Интернет, в которой современный человек проводит достаточно времени, чтобы ее воспринимать и изучать специалистами как социальную и визуальную среду. Проблемой влияния визуальной среды на людей, особенно на молодежь, которая много времени проводит в Интернете, участвуя, например, в онлайн-играх и многом другом, занимаются ученые разных направлений. Проанализировав результаты их исследований и наших представлений по данной проблеме, можно сделать вывод, что визуальная среда, созданная дизайном и другими видами искусства, оказывает непосредственное влияние на экологию личности.
Ключевые слова: дизайн, экодизайн, искусство, визуальная среда, экология личности.
beyond usual visual environment, and it is working to create a virtual environment on the Internet, on which modern person spends enough time for experts to perceive and study it as a social and visual environment. The problem of visual environment influence people, especially the youth, who spend a lot of time on the Internet, participating, for example, in online games and many other activities, is studied by the researchers of different branches. After analyzing the results of their research and our views on this issue, we can conclude that the visual environment, created by design and other kinds of art, has a direct impact on the personal ecology.
Keywords: design, eco-design, art, visual environment, personal ecology.
Введение
Статья посвящена актуальной проблеме становления личности, ее экологии в условиях гармоничного визуального пространства, развивающего личность и ее творческий потенциал. Человечество на протяжении веков существовало в природных условиях и создавало своим творчеством искусственную надприродную среду, основными элементами которой являются жилье, одежда, предметы быта. Они постепенно оформились как виды пространственного искусства: архитектура, костюм, декоративно-прикладное искусство. Эта среда обязательно отражала национальный колорит, дух эпохи и авторский почерк создателя. При этом изначально использовались имеющиеся природные материалы и доступные технологии. С техническим прогрессом вошли в жизнь людей искусственные материалы - не всегда полезные - компьютерные технологии, порождающие искусственную реальность -виртуальную. Дизайн как недавно сформировавшийся вид искусства служит базой для визуализации идей виртуального пространства и привычного надприродного пространства с помощью архитектуры, костюма, декоративно-прикладного искусства. Соответственно, возникает вопрос о том, как создать такую художественную среду, в том числе с помощью дизайна, чтобы сохранить наработанные человечеством
позитивные для него находки в создании визуальной среды, сохранить культуро- и здоровьесберегающую сущность этой среды.
Проблема экологии личности
Личность развивается гармонично в комфортной среде, отсюда возникает проблема экологии личности. Президент Академии гуманитарных наук, директор Республиканского гуманитарного института доктор экономических наук, профессор В.Т. Гуляев писал: «Экология личности является... вершинной психологией целостной личности. Экология личности - вершинная философия XXI в., соединяющая материальное и идеальное в позитивной деятельности людей, совершающих восхождение на следующую ступень развития, философия людей, которые смогут наконец обуздать агрессивность личности, переориентировать ее с мертвых ценностей на ценность жизни, созидание и единение. Это путь к новому большому направлению в науке». Далее, опираясь на его определение, ученые выявили очень важное для экологии личности ее свойство - инстинкт жизни и определили его как базовое понятие экологии личности. Они прописали его созидательную направленность и качественные характеристики личности. «Из этого инстинкта возникли сострадание и взаимопомощь, любовь к природе, способности к креативной (созидательной) деятельности, принятию решений, абстрактному мышлению, способность предвидеть хотя бы ближайшие результаты деятельности» [1, с. 3, 33]. Далее мы подробно рассмотрим возможности творческого развития личности и положительного влияния на экологию личности визуальной среды, образованной с участием дизайна.
Визуальная среда: природа, искусство и современный дизайн
Визуальная среда, окружающая человека, может быть, как уже отмечено, природного происхождения и искусственного, созданного руками людей. Формы, созданные природой и образующие естественную для человека окружающую среду, гармоничны физиологии человека и его эстетическим потребностям. «Создавая или изготавливая вещи, придавая им некоторую форму, которая есть культура, человек преобразует субстанции природы; первозданная схема творчества зиждется на возникновении одних субстанций из других - от века к веку, от формы к форме; это творчество... со всей сопровождающей его поэтико-метафорической символикой. Итак, поскольку смысл и ценность возникают из процесса взаимонаследования субстанций под общей властью формы, то мир переживается как дар (по закону бессознательного и детской психики), который должно раскрыть и увекове-
чить» [2, с. 32-33]. При этом форма предмета в основе своей обязательно антропоморфна. Все произведения, созданные человечеством в разных видах искусства, обладали оригинальностью самовыражения как в форме, так и в содержании, создавая особый образ его создателя, эпохи и, соответственно, стилизации формы данного времени. Искусственно организованное жизненное пространство человека интересовало давно мыслителей своими образными формами и по сей день вызывает множество толков и научных споров. Ученые разных специальностей исследуют проблему формы с позиций каждой из наук и в разных ракурсах высвечивают направления этих исследований. Философы рассматривают сущность понятия формы в искусстве, а также в дизайне. «Анализ истоков дизайна в связи с изменением эстетических взглядов XIX в. логично начать с кантовской теории искусства, который понял его как чистую форму и незаинтересованное любование. Эта позиция стала обоснованием отрыва художественной формы от социального содержания - тенденции авангарда. Начиная с Канта, формообразование становится предметом самостоятельного интереса. Впоследствии речь идет о свободном поиске форм выразительности через отстранение у А. Бергсона, трактовку формы как "эстетического факта" у Б. Кроче, определение чувственной символической формы у Э. Кассирера, как абстрагирование выразительной, динамической формы наших чувств у С. Лангер» [3, с. 32-33].
Именно авангардисты послужили развитию дизайна, они были первыми, кто начал проектировать форму, появилась возможность тиражировать, чему способствовали технический прогресс и урбанистическая среда. Эта среда отражает жизнь современного города в искусстве и архитектуре, в дизайне - обновленных формах на стыке технической цивилизации с духовной культурой народа, складывавшейся веками. В дизайне важно сформировать концепцию, соединив социокультурные потребности заказчика, художественную образность и эстетическую культуру, современные конструкции и технологии исполнения, красоту, практичность, комфортность и безопасность. А также суметь создать гармоничную среду, соединив разные виды искусства, иногда разные стили. В создании такой среды всегда участвовало искусство, в частности, его виды, произведения которых наличествуют в пространстве, не трансформируясь во времени, которые мы видим вокруг нас.
Два пространственных вида искусства - архитектура и декоративно-прикладное искусство - появились на заре человечества и всегда отражали самобытность своего создателя и время. В настоящее
время особенную роль в формировании современной художественной визуальной среды, созданной творчеством человека, играет группа пластических неизобразительных искусств: архитектура, декоративное искусство, дизайн. Отличие продуктов дизайна от произведений искусства в том, что творения искусства единичны, они не тиражируются, т.е. сохраняется уникальность изделия. В дизайне подразумевается серийность продукта творчества, но могут быть единичные творения, интерьеры, коллекции и др.
Дизайн и его разновидности в создании современной экологичной визуальной среды
Дизайн как современный вид искусства, вобравший элементы названных древних искусств, появился на стыке конца XIX в. и начала XX в. Началом этого процесса считается движение «За связь искусств и ремёсел», зародившееся в Англии, возглавил которое известный художник и теоретик в области предметного творчества У. Моррис. Именно в это время были заложены теоретические и творческие принципы дизайна, используемые в дальнейшем последователями. Становление дизайна относят к 20-м гг. XX в., что связано с формированием высших образовательных учреждений в России и Германии по данному профилю и с всемирным экономическим кризисом.
Неоспорима связь декоративно-прикладного искусства с истоками возникновения дизайна, так как практичность и эстетика существуют в обоих направлениях художественной деятельности. В разные эпохи создавались авторские инновационные вещи и массовые изделия (народные промыслы). И дизайн, и декоративно-прикладное искусство продолжат развиваться наряду с другими видами искусства, создавая художественную визуальную среду, удовлетворяя потребности людей, в идеальном случае гармонизируя пространство, участвуя в экологии личности.
Каким образом происходит восприятие визуальной среды: разных форм, конструкций, цветового решения, фактур материалов и др., очень важно для понимания их воздействия на людей. Психологи изучают влияние плоских, объемных и пространственных форм и всех остальных составляющих на психику человека. В науке существует гештальтпсихология, посвященная этому направлению. Есть и практические направления - арт-терапия, цветотерапия.
Физиологи считают, что форма может быть агрессивной, как цвет и фактуры, и при продолжительном воздействии на личность могут возникнуть необратимые процессы, разрушающие эту личность. В связи с этим возникла новая наука видеоэкология.
Искусствоведы и культурологи рассматривают форму как одну из сторон прекрасного в произведениях искусства и ее значение в историческом ракурсе для человечества.
Социальных философов также интересует аспекты существования формы в социуме. Актуальным, на наш взгляд, представляется изучение мнений ученых разных специальностей по проблеме визуальной формы, поскольку выводы специалистов разных областей знаний позволят набрать такую мозаичную картину, отражающую многостороннее и разноуровневое воздействие формы как элемента искусственной окружающей среды на становление личности. Также важно цветовое решение элементов среды и поверхностей, где применяются различные материалы и фактуры.
Очень важно сохранять культурные памятники архитектуры, как правило, формирующие исторический центр города. Они в основном комфортны для восприятия, поскольку содержат элементы декора зданий и соответствуют требованиям видеоэкологии. Кроме того, они являются наглядной иллюстрацией достижения предыдущих поколений в зодчестве и источником вдохновения для потомков. Очень важно сохранять в гармонии стили исторически сложившегося центра и вновь отстраивающихся объектов, расположенных территориально близко к архитектурному артефакту.
Автор книг, посвященных изучению архитектурно-исторической среды города, О.И. Пруцын занимается и исследованием проблемы сохранения этой среды. Учитывая результаты его трудов в рамках проблемы «Обеспечение комфортной визуальной среды в городе», авторы этой статьи разработали ряд рекомендаций, направленных на сохранение исторически ценных культурных объектов, композиций фасадов, благоустройство места расположения культурного центра, применение природных объектов, цветового решения, гармоничного с природой, учет требований видеоэкологии при архитектурном обновлении таких территорий. Предлагается сохранять существующую этажность как «более комфортную визуальную среду, чем многоэтажные объекты», с применением ярусности, выразительности форм и силуэтов конструкций, согласованности цветовых решений в современных и исторических архитектурных и пространственных объектах [4].
По данным критериям формируется комфортная визуальная среда для человека, где необходимо наличие природных объектов и зон. Визуальная среда окружения людей обусловливает качество их жизни. Особенно важно соблюдать эти требования в городе. Г.Д. Лихачев писал, что окружение человека непременно оказывает на него воспита-
тельное воздействие [5]. Прогулки на природе восстанавливают психоэмоциональное состояние горожан, компенсируя издержки негативного воздействия городской неблагоприятной среды. «Визуальное восприятие природного окружения оказывает успокаивающий, релаксационный эффект... Создание благоприятных санитарно-гигиенических, экологических и эстетических условий в городе, а также цветовое оформление среды в ходе разнообразных творческих акций и мероприятий всегда сопровождаются только положительными эмоциями» [6].
Решением проблемы комфортного проживания в искусственно созданной среде, особенно в городе с участием природы, занимаются
1 ^ ^ ^ ГЛ
ландшафтный дизайн и экодизайн. Экология в дизайне интерьера - это целое философское направление в современном дизайне, вбирающее в себя формирование экологичной среды, гармоничной человеку, на основе природных материалов, естественных условий и экологических принципов. Здесь должны сочетаться усилия архитекторов и дизайнеров интерьера, которые заключаются в максимальном освобождении пространства от лишних вещей, приоритет отдается простым формам и силуэтам в мебели и предметам декора. Максимальное использование естественных и искусственных источников света, панорамных окон или их имитации с видами природных ландшафтов, растений и
животного мира, аквариумов и других объектов, связанных с прирос с _______
дой. В экодизайне принято использовать природные натуральные материалы: разные сорта дерева, камень, керамику, натуральный текстиль, чтобы они были безвредны для человека и могли легко утилизироваться при необходимости без ущерба для окружающей среды. Экодизайн предполагает экономичность дизайна, оборудование и материалы, применяемые в проекте. Они обязательно просчитываются по принципу использования минимальных ресурсов как по стоимости, так и по малозатратной эксплуатации. Сообразность с личностью заказчика и природная простота учитываются при создании интерьера направления «экодизайн».
Творчество, креативность в экологии личности
«Личность часто рассматривается как человек, обладающий какими-то свойствами (сознанием, субъектностью, креативностью - способностью созидать или способностью быть социальным существом и т.д.), но в этот перечень не входит самое страшное и опасное свойство личности - все возрастающая способность к уничтожению жизни на Земле» [1, с. 12]. Становление творческой личности связано с развитием ее творческого потенциала - субъективности личности, которая заложена
в каждом человеке. Этот процесс может проходить всю жизнь, начиная с детства, продолжаясь в юности и заканчивая зрелым возрастом и старостью. Кстати, закладывается этот потенциал и в период внутриутробного развития плода. Традиционно отдельные народы, например, японцы, уделяют особое внимание этому периоду в жизни матери. Ее принято было окружать прекрасными вещами в интерьере; на природе надо было любоваться красивыми ландшафтами, услаждать свой слух приятной музыкой, т.е. окружающая среда беременной женщины должна была вызывать только положительные эмоции и восхищение. В искусстве накоплен колоссальный опыт народного творчества, творчества отдельных одаренных людей в разных видах искусства.
Творческий процесс не ограничивается занятием искусством, но искусство дает огромные возможности, позволяющие раскрыться личности человека в различных направлениях творческой деятельности.
Исторически сложилось так, что человек сам стал эстетически совершенствовать среду и самого себя именно в декоративно-прикладном творчестве. Следовательно, развитие личности современного человека гармонично осуществляется на занятиях этим видом творчества. Очень важно начинать занятия с младшего детского возраста, тогда это происходит гармонично, как заложено генетически в подсознании человека. Дети сами стремятся к художественной деятельности, как только в их поле зрения появляются инструменты и материалы для выполнения разных видов работ. Любое изделие, выполненное с удовольствием, приносит детям удовлетворение, развивая их мотивацию заниматься творчеством. Комфортная обстановка может создаваться в детских учреждениях и в системе дополнительного образования, где ребенок социализируется и индивидуализируется. Личность ребенка формируется в гармоничной среде как самодостаточная, развивающаяся, творческая.
Современные технологии позволяют ему одинаково успешно осваивать художественную обработку как текстиля, кожи, так и дерева, керамики, стекла, металла. Вся эта художественная деятельность является базой гармоничного развития личности, несмотря на засилье в СМИ негативной для этого процесса информации. Она закладывает фундамент устойчивости личности к наносному, искусственному, как кажется, модному веянию времени в рекламе, допустим, к образам отрицательных героев, образу жизни, манерам поведения и т. д. Кроме того, у таких творческих детей, да и позднее у взрослых редко возникают комплексы при возникновении новых модных течений и брендов, когда в силу дороговизны они что-то не могут приобрести. У них есть
возможности сделать самостоятельно если не лучше, то хотя бы отличную копию, зная технологии выполнения изделий и имея развитый художественный вкус. Или сделать свое творческое авторское изделие, ничуть не уступающее по качеству исполнения и более соответствующее своему образу жизни.
Такой процесс происходит очень гармонично, поскольку наработан народом веками, хранится в народной памяти, этническом менталитете и является составляющей структуры личности. Проблемой обучения в творческой среде занимаются ученые в разных странах мира, проводят научные исследования и эксперименты по формированию условий для развития творческой личности. Например, автор исследования в американской педагогике Дж.Б. Крамер, рассматривая роль визуального искусства в этом процессе, сделал следующий вывод: «Это исследование демонстрирует, как увлекательные и творческие классы визуального искусства среднего уровня способствуют формированию учебных сред, которые оживляют и стимулируют лучших студентов; помогают им развиваться как самостоятельным и творческим ученикам; предоставляют им возможности заботиться о других и окружающем их мире» [7].
Совершенствуясь профессионально в выбранной художественной деятельности при обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях, молодежь уже формирует свою авторскую позицию еще более осознанно, обозначив круг своих творческих интересов и свои убеждения в этом вопросе. «Овладение традиционными и современными технологиями декоративно-прикладного искусства позволит студентам ощутить красоту народного художественного творчества, овладеть современными материалами и технологиями декора, создавать творческие работы, развивая свой творческий потенциал в созидательной деятельности, преобразуя себя, окружающую среду предметами, гармоничными и создателю, и культурным традициям, и современности» [8, с. 180].
Человек открывает в своем творчестве свое внутреннее скрытое от всех, иногда даже от него самого, глубинное чувствование и выражение своего скрытого «я». Это всегда радость от результата, которая способствует новым творческим поискам и креативным решениям. Творчество и креативность - это не синонимы. Изучением этого вопроса занимаются специалисты разных областей знания. Были проведены в психологии А.Ф. Лазурским серьезные исследования личности в естественных условиях, в результате которых он создал новую классификацию личностей. В 1916 г. он ввел понятия «эндопсихика» как
содержимое внутренних механизмов личности (характер, умственная одаренность и темперамент) и «экзопсихика» как отношение личности к внешнему миру (объектам, среде: природе, людям, различным социальным группам, науке, искусству, а также внутренней жизни индивида) [9].
А.Ф. Лазурский отметил в материалах по классификации личностей, что энергия и активность - это не только волевое усилие, а «нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений» [10, с. 53]. Он создал классификацию личности по принципу ее активного приспособления к среде по уровням и типам, которая актуальна в настоящее время. К низшему уровню он отнес неприспособленных личностей, которые с трудом приспосабливаются к требованиям окружающей среды и подчиняются ей. Здесь личность не может раскрыться, как могла бы в других условиях. К среднему уровню отнес приспособленных личностей, способных к получению образования и успешной деятельности в условиях любой среды; они комфортно занимают место, которое соответствует внутреннему психическому складу (эндопсихике). К высшему уровню отнес приспособляющих личностей, имеющих большое социальное значение и способных приспосабливать среду к своим запросам, идеям; они активны, инициативны. К высшему уровню Лазурский отнес лидеров, которые влияют на людей и общество в целом.
Современный американский ученый М. Бренер, занимаясь проблемой лидерства, изучал развитие лидерского потенциала «на основе искусств как жизнеспособной альтернативы более традиционным методологиям развития лидерства, научились использовать возможности своего правого полушария», чтобы развивать творческие компетенции, необходимые для решения сложных современных проблем по-новому и по-разному. Участники проведенного эксперимента высказались, что программа предоставляет больше возможности в том, как они «учились творческому решению проблем и инновационному лидерству в организациях» [11].
Значительный вклад внесла в изучение психологии творчества и одаренности Д.Б. Богоявленская, известный ученый философ, психолог. Она писала: «Мы пытались показать, что способность к творчеству -это путь развития способностей и становления личности, ибо она не предзадана и строится постоянно. Шаг назад - и вы не способны творить. Самодостаточность и самочинность - вот обязательные условия для творца» [12, с. 302]. Автор этого научного направления выделила единицу творчества, разработала метод «креативное поле», который да-
ет возможность распознавать творческие способности и одаренности, развивать их и реализовывать индивидуализацию образования.
Автор концепции общих закономерностей поведенческой направленности личности в течение жизни С. Минакова занимается проблемой целостной личности. Она связывает проблему нависшей угрозы экологической катастрофы с разбалансированностью взаимодействия «материального мира вещей» и «идеального, духовного мира сознания» [13, с. 12, 34]. На ее тексты опираются ученые, занимаясь проблемой экологии личности. И нам важна ее позиция для построения нашего исследования в определении роли визуальной среды в экологии личности.
Ученые считают, что инстинкт жизни и его перечисленные выше составляющие существенно важны для экологии личности, поскольку составляют целесообразность деятельности человека и рассматривают исторически сложившиеся средства его защиты и дальнейшие перспективы выживания. Рассматривая проблему экологии личности, обратимся к концепциям и перспективным подходам формирования личности, способствующей выживанию человечества. Ю.Г. Волков анализирует различия в подходах к созидательной деятельности творческой и креативной личности. Он пишет в статье «Креативная личность» о «возможности творческой личности вносить изменения в общественную жизнь через личное самовыражение» и в рамках обозначенной автором концепции выявляет актуальный на современном этапе социума «образ креативной личности, для которой, в отличие от творческой, важны автономия, независимость, свобода в контексте согласования с общественными интересами, с логикой социальных изменений, с ограничением эгоистических амбиций и фокусированием усилий на создании отношений социального соучастия и доверия» [14, с. 25].
Нужны условия и специалисты для успешного процесса подготовки креативной личности и реализации ее потенциала в современном обществе. «Необходимо пробудить и раскрепостить социальную энергию масс, сформировать условия, способствующие творческой самореализации личности, вернуть социальный престиж представителям творческих профессий» [15, с. 32]. Помимо данного вопроса, остро встает проблема взаимодействия и позитивной направленности социальной среды, визуальной среды, экологии личности, а также знаний по данной проблематике у специалистов, чтобы решать проблему экологического кризиса. «Необходимо в образовании будущих специалистов в области создания искусственной среды: дизайнеров, архитекторов, декораторов, художников ввести в курсы социальной экологии
разделы "визуальная экология", "экология личности", чтобы студенты, магистранты могли составить целостную картину значимости данной информации в их профессиональной деятельности и ее результатах для человечества в целом» [16, с. 99].
Дизайн, виртуальная среда, коммуникация
Кроме привычного для всех сформировавшегося до конца XX в. визуального пространства, природного и искусственного, созданного творчеством человека: архитектуры, дизайна ландшафта, интерьера и др., появилось новое искусственное пространство практически на границе XX и XXI вв. - результат развивающихся компьютерных технологий - Интернет. Глобальная сеть Интернет возникла как новое коммуникативное пространство информационного общества. С одной стороны, это источник информации, с другой - возможность международных коммуникаций, проведения досуга в сети Интернет, т. е. это еще и появление новой коммуникативной социальной среды - виртуальной. Эта новая социальная среда также имеет возможность положительного и негативного воздействия на личность. Для ее создания и оформления мощной технологической базы задействованы различные специалисты в медиасреде, медиаискусстве, медиадизайне; их творческая деятельность должна принести свои плоды позитивного влияния, критерии которого надо еще разрабатывать. Одно точно известно, что она не должна быть агрессивной, разрушающей личность, что эта среда должна гармонизировать личность, а также стимулировать ее творческое развитие вообще и конкретно в этой среде. Это новое пространство развивающей деятельности человека - сфера информационно-коммуникативной деятельности, медиасреда, медиаискусство, медиа-дизайн - виртуальное поле с социальными и культурными гранями.
Для многих современников в информационном обществе виртуальная среда стала второй средой повседневного существования людей; этот тезис отражает жизнь молодого поколения, но актуален и для людей разного возраста. Мы можем наблюдать в общественном транспорте, что практически все пассажиры, кроме стариков и маленьких детей, увлеченно и сосредоточенно изучают информацию, скачанную из Интернета, или играют в игры. Они прочитывают переписку, смотрят скачанную тематическую информацию, просматривают новости и т.д. «Возможности сети Интернет в организации культурного досуга, познавательной деятельности людей, знакомства с классическим и современным искусством, новыми видами медиаискусства могут быть использованы каждым интересующимся искусством человеком или увлеченным каким-либо видом творческой деятельности. Знакомство с
искусством и творчеством разных народов способствует толерантному отношению людей разных культур» [17, с. 94].
Визуальная среда в Интернете начала изучаться учеными еще в конце XX в. Например, в диссертационной работе американца М. Кру-зе «Музеи, галереи, арт-сайты, виртуальные кураторы и Всемирная паутина» проводится исследование о путях развития современного искусства и способах его интернационализации техническими возможностями Интернета и с помощью законодательных актов. «В исследовании делается вывод о том, что успешный отход от имитации традиционных печатных СМИ с помощью интерактивных элементов приведет нас к созданию глобальной формы изобразительного искусства, которая не контролируется несколькими членами традиционного учреждения искусств... Сегодняшнему местному и национальному законодательству необходимо будет переосмыслить на глобальном уровне дальнейшую интернационализацию искусства» [18]. Актуализируются важность изучения произведений искусства и доступность его пользователям Интернета, зрителям всего мирового сообщества. Мы в других публикациях описывали, что в Интернете доступны различные сайты, позволяющие онлайн участвовать в процессе создания какого-то творческого проекта в сфере искусства.
Новые формы передачи визуальной культуры и новое отношение к искусству значимы для современного общества и для системы образования. Распространение современного искусства и выстраивание новых отношений между зрителем и произведением искусства в Интернете рассматривает в своей диссертации «Transversalia.net: виртуальная обучающая среда для преподавания ценностей через современное искусство. Интерактивный опыт для средней школы анализируется уже в начале XXI в.: «Transversalia.net - это инструмент, разработанный в соответствии с параметрами Всемирной паутины, предлагаемый образовательной среде средней школы» [19]. Эта разработанная для Интернета система преследует цели заинтересовать общество современным искусством и создать технические условия для соединения общества с информационными средствами об искусстве, соединив искусство и общество многоуровневыми связями, ориентированными на разного потребителя. Основная цель данной концепции - создание лучшего общества, более гуманного.
Существуют исследования по привлечению к проблеме экологии через используемые материалы и произведения искусства воспитательного характера [20]. Другие рассматривают проблему экологии, отражая ее в произведениях [21]. По проанализированным источникам
научных американских исследований мы заключаем, что они так же озабочены проблемой воздействия искусства и конкретно дизайна на личность путями распространения искусства, национального компонента в сети Интернет, связи искусства с решением экологических проблем и гуманизации общества с помощью обучения искусству.
Выводы
Визуальная среда, созданная дизайном и другими видами искусства, оказывает непосредственное влияние на экологию личности. Особенная роль дизайна как вида искусства в этом процессе заключается в двойственности его участия, т.е. в создании реальной визуальной среды и виртуальной среды, активно посещаемой людьми. Нами рассмотрены пути позитивного влияния на личность через произведения дизайна и
ТЛ С С
искусства в этих средах. В традиционной визуальной среде - это комфортное для формирования личности и проживания человека (физиологически, психологически) здоровьесберегающее и культурообразующее пространство, сформированное с сохранением памятников культуры и зодчества в городской среде, современных построек с учетом требований видеоэкологии, экодизайна, ландшафтного дизайна с обязательным включением природных объектов. Возможности дизайна в образовании виртуальной визуальной среды в сети Интернет, в различных видах современного искусства и играх также должны воздействовать на личность пользователя только с гуманных позиций в отношении человека, развивающим образом, гармонично его природе и интересам. Становление субъективности личности как ее творческого потенциала происходит гармонично в комфортном визуальном пространстве, соответствуя физиологии человека, его психологии и его этническим корням, снижая риск воздействия негативных социальных факторов, что является важным фактором для экологии личности.
Литература
1. Селедец В.П., Коженкова С.И. Социальная экология : учеб. пособие. Ч. 2. Владивосток, 2006.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М., 2001.
3. Клименко И.А. Истоки дизайна в культуре : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2003.
4. Иванов В.А., Колчин Е.А., Ко-някин Г.Н. Обеспечение комфортной визуальной среды в городе // JSRP. 2015. № 2 (22).
References
1. Seledets V.P., Kozhenkova S.I. Sotsi-al'naya ekologiya : ucheb. posobie. Ch. 2. Vladivostok, 2006.
2. Bodriyyar Zh. Sistema veshchey / per. s fr. S. Zenkina. M., 2001.
3. Klimenko I.A. Istoki dizayna v kul'ture : diss. ... kand. filos. nauk. Rostov n/D., 2003.
4. Ivanov V.A., Kolchin E.A., Konya-kin G.N. Obespechenie komfortnoy vizual'noy sredy v gorode // JSRP. 2015. № 2 (22).
5. Лихачев Г.Д. Диалектика взаимодействия художественного сознания и эстетической культуры. Новосибирск, 1995.
6. Куприянова Т.С. Теоретико-методическая база для формирования экологической культуры личности в процессе взаимодействия с природой и творческой созидательной [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http:// elibrary.ru/download/47404000.pdf (дата обращения: 02.11.2016).
7. Kramer J.B. Closer to the heart: An exploration of caring and creative visual arts classrooms [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search. proquest.com/docview/610201436?accountid =141586 (дата обращения: 02.11.2016).
8. Горячева Е.А. Творческая личность студента в культурно-образовательном пространстве искусства // Гуманитарий Юга России. 2015. Т. 2, № 4.
9. Яровицкий В. 100 великих психологов. Александр Фёдорович Лазурский. М., 2004.
10. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924.
11. Brenner M. Arts-Based Learning and Leadership Development: A Case Study [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search.proquest.com/docview/ 816838065?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. M. : Академия, 2002.
13. Минакова С. Предотвращение экологической катастрофы (учебное пособие по экологии личности). Кировск; Апатиты, 2000.
14. Волков Ю.Г. Креативная личность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 2-4.
15. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11.
16. Горячева Е.А. Визуальная среда в экологии личности // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 12.
17. Горячева Е.А. Личность, искусство и творчество в информационном обществе
5. Likhachev G.D. Dialektika vzai-modeystviya khudozhestvennogo soznaniya i esteticheskoy kul'tury. Novosibirsk, 1995.
6. Kupriyanova T.S. Teoretiko-metodicheskaya baza dlya formirovaniya ekologicheskoy kul'tury lichnosti v protsesse vzaimodeystviya s prirodoy i tvorcheskoy sozidatel'noy [Elektronnyy resurs] // Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 5. URL: http:// elibrary.ru/ down-load/47404000.pdf (data obrashcheniya: 02.11.2016).
7. Kramer J.B. Closer to the heart: An exploration of caring and creative visual arts classrooms (data obrashcheniya: 02.11.2016). Ann Arbor, 2010. URL: http:// search. proquest.com/docview/610201436?accountid =141586 (data obrashcheniya: 02.11.2016).
8. Goryacheva E.A. Tvorcheskaya lich-nost' studenta v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve iskusstva // Gumanitariy Yuga Rossii. 2015. T. 2, № 4.
9. Yarovitskiy V.100 velikikh psikholo-gov. Aleksandr Fedorovich Lazurskiy. M., 2004.
10. Lazurskiy A.F. Klassifikatsiya lich-nostey. L., 1924.
11. Brenner M. Arts-Based Learning and Leadership Development: A Case Study [El-ektronnyy resurs]. Ann Arbor, 2010. URL: http://search.proquest.com/docview/81683806 5?accountid=141586 (data obrashcheniya: 02.11.2016).
12. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey. M. : Akademiya, 2002.
13. Minakova S. Predotvrashchenie ekologicheskoy katastrofy (uchebnoe posobie po ekologii lichnosti). Kirovsk; Apatity, 2000.
14. Volkov Yu.G. Kreativnaya lichnost' // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie I obshchestvennye nauki. 2011. № 2-4.
15. Volkov Yu.G. Kreativnoe obshchestvo kak tsel' rossiyskoy modernizatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011. № 11.
16. Goryacheva E.A. Vizual'nayasreda v ekologiilichnosti // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2014. № 12.
17. Goryacheva E.A. Lichnost', iskusstvo i tvorchestvo v informatsionnom obshchestve
// Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11.
18. Kruse M Museums, galleries, art sites, virtual curating and the World Wide Web [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 1998. URL: http:// search.proquest.com/ docview/304452353?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
19. Boj r.Transversalia.net: A virtual learning environment for the teaching of values through contemporary art. An interactive experience for the secondary school [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2004. URL: http:// search.proquest.com/ docview/305041467?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
20. Heineman AMNurturing neighborhoods: Buster Simpson's eco-art [Электронный ресурс]. Ann Arbor, 2010. URL: http://search.proquest.com/docview/ 733885619?accountid=141586 (дата обращения: 02.11.2016).
21. Kierulf A. Printmaking and place [Электронный ресурс] // Journal of Visual Art Practice. 2015. Vol. 14, No. 3. URL: http://dx.doi.org/10.1080/14702029.2015.109 4230 (дата обращения: 02.11.2016).
Поступила в редакцию
// Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2015. № 11.
18. Kruse M Museums, galleries, art sites, virtual curating and the World Wide Web [Elektronnyy resurs]. Ann Arbor, 1998. URL: http:// search.proquest.com/docview/ 304452353?accountid=141586 (data obrash-cheniya: 02.11.2016).
19. Boj T. Transversalia.net: A virtual learning environment for the teaching of values through contemporary art. An interactive experience for the secondary school [Elektronnyy resurs]. Ann Arbor, 2004. URL: http:// search .proque st.com/docvi ew/30504146 7?accountid=141586 (data obrashcheniya: 02.11.2016).
20. Heineman A.M. Nurturing neighborhoods: Buster Simpson's eco-art [Elektronnyy resurs]. Ann Arbor, 2010. URL: http:// search.proquest.com/docview/73388561 9?accountid=141586 (data obrashcheniya: 02.11.2016).
21. Kierulf A. Printmaking and place [Elektronnyy resurs]. Journal of Visual Art Practice. 2015 Vol. 14, No. 3. URL: http://dx.doi.org/10.1080/14702029.2015.109 4230 (data obrashcheniya: 02.11.2016).
6 апреля 2017 г.