УДК 371.134
DOI 10.23683/2227-8656.2018.6.6
ДИЗАЙН ВИЗУАЛЬНОЙ
НАВИГАЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Горячева Елена Анатольевна
Кандидат социологических наук, доцент,
Южный федеральный
университет,
г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
Клименко Ирина Ахсаровна
Кандидат философских наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
Нами рассматривается актуальная проблема формирования и дизайна визуальной навигации в Интернете и реальном пространстве в инфраструктуре современного города как фактора социализации личности в городской среде. Современный дизайн позволяет разработать сайты для пользователей со всевозможными материалами различного социального характера по интересам пользователей, с указанием адресов, транспортных схем, временем работы объектов и т.д. Си-
VISUAL NAVIGATION DESIGN IN THE INFRASTRUCTURE OF A MODERN CITY AS A FACTOR OF PERSONAL SOCIALIZATION
Elena A. Goryacheva
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
Irina A. Klimenko
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
The authors consider the urgent issue of formation and design of visual navigation on the Internet and the real space in the infrastructure of the modern city as a factor of socialization of the individual in the urban environment. Modern design makes it possible to develop sites for users with all sorts of materials of different social nature according to the users' interests, indicating the addresses, transport schemes, working hours of objects, etc. The visual navigation system
стема визуальной навигации также должна решать ежедневные запросы граждан и приезжих по ориентации и интеграции в систему современного города круглосуточно, гармонично сочетаясь с запросами личности и с минимальной затратой усилий и времени. Она должна быть наглядной, доступной для россиян и иностранных граждан и позволять решать их злободневные запросы.
Ключевые слова: дизайн; визуальная навигация; инфраструктура современного города; социализации личности
should also address the daily needs of citizens and visitors for better orientation and integration with the modern city system around the clock in harmony with the needs of the individual and with minimal necessary efforts and time. It should be clear, accessible to Russians and foreign citizens and allow them to address their pressing needs.
Keywords: design; visual navigation; infrastructure of the modern city; socialization of the personality
Введение
Сформировавшаяся инфраструктура современного города предполагает определенную систему эффективной ориентации в объектах города и транспортной системы, необходимую для городских жителей и гостей города. Особенно данная проблема стала актуальной для города Ростова-на-Дону, ставшего одним из городов, выбранных в качестве принимающих иностранные футбольные команды для участия в международном чемпионате мира по футболу июня-июля 2018 г. Весь город во главе с правительством и администрацией активно готовился к встрече гостей города - иностранцев и россиян. «Подготовка к чемпионату - уникальная возможность обустроить новые территории с учётом не только современных, но уже и будущих требований. Тот задел, который мы создадим здесь, будет служить людям на десятилетия вперёд», - отмечал В. Голубев, губернатор Ростовской области.
Чтобы понять, каким образом дизайн визуальной коммуникации связан с ориентацией в социальном пространстве города и комфортным времяпрепровождением горожан, в том числе молодого поколения и приезжих, надо определиться в обозначенных понятиях, их свойствах и возможностях решения указанной проблемы.
Прежде всего, необходимо разобраться с довольно пространным и многозначным понятием «инфраструктура». К инфраструктуре относится объединение структур, организаций и предприятий, деятельность которых направлена на создание условий для качественной работы производства, а также нормальной жизнедеятельности людей. Собственно, инфраструктура представляет собой систему структур отраслей или объектов, обеспечивающих жизнь города и горожан, к ним относятся социальная, транспортная, финансовая, инженерная, инфор-
мационная, военная, рыночная, инновационная. Жителей города больше всего затрагивает социальная инфраструктура, направленная на удовлетворение потребностей населения, состоящая из сфер:
а) социально-бытовой, обеспечивающей условия жизнедеятельности и удовлетворения потребностей людей;
б) социально-культурной, содействующей духовному, интеллектуальному развитию и приобщению к региональным культурным традициям.
Таким образом, нам необходимо выявить влияние визуальной навигации на социализацию личности в гармоничном пространстве, способствующем ее творческому развитию и креативности.
Решение проблемы визуальной навигации города в Интернете
Поиск в Интернете различных городских и объектов Южного федерального округа решен вполне оптимально. В г. Ростове-на-Дону разработан электронный путеводитель «Ростовгид» по городу и Южному федеральному округу. Главные разделы сайта: «Развлечения», «Здоровье», «Дети», «Дом», «Авто», «Спорт», «Индустрия», «Учреждения», «Архитектура», «Магазины», «Красота», «Образование», «Сервис», «Зоомир», «Туризм», «Бизнес», «Общество», «Природа». На сайте представлены материалы, обеспечивающие пользователя нужной информацией по административному делению Южного федерального округа: Астраханская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Ростовская область, Севастополь. Поиск необходимых сведений по территориям округа ведется с помощью нажатия в списке необходимого названия области, города. Далее по списку в алфавитном порядке находится необходимая социально-бытовая, социально-культурная информация по территориальным объектам региона и их административным центрам. Такой поиск в путеводителе максимально упрощен: разработан и применен удобный рубрикатор, в поисковике городов и поселений содержатся адреса, телефоны интересующих объектов, подробные описания, историко-культурные справки и оптимальные схемы проезда к ним, к достопримечательностям, памятникам культурных традиций, входящим в перечень. Все можно найти за считаные минуты, что делает работу с «Ростовгидом» информационно насыщенной и очень удобной.
Также современный электронный путеводитель поможет найти жителям и гостям Ростова-на-Дону нужный адрес или телефон места проведения культурного досуга, кроме того, определиться и с зоной
отдыха на природе. Приезжим часто требуются банки, их перечень с указанием адреса также содержится в предоставляемой базе (RostovGid.ru, 2005-2018).
Истоки визуальной навигации и решение этой проблемы в городе
К самым древним истокам визуальной навигации относятся каменные изображения - петроглифы, т. е. высеченные изображения, или резьба на камне. Они находятся практически на всех обитаемых континентах: Евразии, Северной и Южной Америке, Австралии и Африке. В разных странах эти изображения обнаруживают, как правило, в пещерах. В России (Карелия, Алтай, Урал, Якутия, Забайкалье) они располагаются на камнях, валунах на открытой местности, стенах пещер и гротов, их именуют писаницы. Название происходит от слова «расписанные». Выполнялись они кварцем (вырезались), с помощью краски - оксида железа или охры - с добавлением жира и крови (расписывались). Петроглифы Карелии являются наиболее древними, чем остальные, им около 5-6 тыс. лет. «В Карелии наскальные святилища всегда в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг, на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов» (Георгиевский, 2006). В этих петроглифах не было текстов. Они появились в более позднее время, нашли свое место в былинах и народных сказках о русских богатырях, Иване-царевиче и др. в виде указывающих направление движения текстов. «На развилине путей-дорог лежит вещий камень, а на нём надпись: "Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь -себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь"». А дальше текст-рекомендация - описание исследователей, как понять современнику надпись на камне. «Пойти прямо - это значит пойти наикратчайшим путём, стезёй мудрых, отринув и животное, и человеческое ради "Божеского", Божественного. Этот путь - путь мудрых. Прямая стезя - ни для зверей, ни для людей, но лишь для тех, кто дерзнёт идти за пределы всего известного» (Камень трёх дорог ... , 2011). Тексты на камнях в фольклоре несколько видоизменялись и преподносились в разных вариантах.
Не только в литературе зафиксированы данные народные артефакты. Художники также обратили свое внимание на русские писанки. Например, художник В. Васнецов, изучив русский фольклор, в своей
картине «Витязь на распутье» изобразил вещий камень, а на нем текст. Эта тема интересовала его всю жизнь. «На камне написано: "Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному". Следуемые далее надписи: "направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти" на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии» (Письмо В. Васнецова ... , 2012).
Сейчас дизайнеры особенно озабочены проблемой ориентации в современном городе и в архитектурном дизайне. Особенно это важно в городе-миллионнике, таком как современный Ростов-на-Дону.
Задачу ориентации в городской среде местных жителей разного поколения и приезжих решает дизайн визуальной навигации. «В современном городе ориентация основана на двух различных принципах информации - восприятии традиционной эмоционально-знаковой системы (комплекс опорных визуальных впечатлений, позволяющий распознавать конструкцию информационного пространства) и использовании "внеархитектурных" вербально-знаковых и мультимедийных средств навигации» (Гаврюшкин, 2010). Существуют понятия «коммуникативный дизайн», «графический дизайн» и «визуальная коммуникация». Коммуникация - это взаимодействие, оно как свойство дизайна означает систему общения с потребителем: информативную, актуальную, эстетическую выразительность художественного языка и использованные технические возможности для создания информационного и рекламного образа. «Визуальная коммуникация частично или полностью полагается на зрение и выражена прежде всего с помощью двухмерных изображений; она включает в себя и объединяет между собой знаки, шрифты, рисунки, объекты графического дизайна, иллюстрации, объекты промышленного дизайна, рекламу, анимацию, цветовые и световые объекты, а также электронные устройства» (Sless, 1981). Коммуникативный дизайн включает такие составляющие, как визуальный дизайн, реклама, шрифт и копирайтинг, информационные объекты в городской среде, анимация, перформанс, брендинг, телевизионный и веб-дизайн.
Методология исследования
С ростом городов возникла необходимость изучения социального процесса урбанизации. Заложили основы социологии города М. Вебер и Г. Зиммель. М. Вебер обосновал в своих работах «Город» и «Рост городов в XIX столетии» (1899 г.) типологизацию городов, их типовые характеристики, значение распространения культурных традиций и
развития интеллектуального творчества жителей. Г. Зиммель также постигал эту проблему в работе «Метрополис и ментальная жизнь», но анализировал психологические, включая бессознательные и сенсорные, аспекты процесса влияния городской среды на человека. Город может рассматриваться как сообщество и взаимодействие социальных групп, как социальная среда. Социологи Чикагской школы представляли город с точки зрения социальной лаборатории поведения людей и их общения. В период формирования информационного общества большое значение в городе имеют организация информационной среды и взаимодействие с ней человека.
Коммуникативный дизайн как визуальная трансляция информации и восприятие ее человеком изучается в разрезе двух научных направлений и подходов:
а) гуманитарного - восприятие и познание зрительного и виртуального образа как визуального объекта действительности;
б) естественно-научного - изучение восприятие зрительной информации «с точки зрения биологической и физической» (Бузинова, 2014).
Ученые пишут, что в настоящее время зрительные коммуникации из помощников пользователя начинают становиться мощными манипуляторами, так как с помощью зрения воспринимается около 70 % всей информации, остальные органы задействованы всего на 30 %. В целом современный подход складывается через все системы восприятия, включая аудиовизуальное (изображение + звук) и аними-рованное (изображение + движение + звук). Современная визуальная коммуникация выстраивается «посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики)» (Родькин, 2010). Исследователи пишут, что создаваемый информационный образ является основой воздействия на сознание определенной воспринимающей аудитории. Визуальная коммуникация представляет собой систему психологического влияния на аудиторию, формирующую посредством восприятия планируемых эмоций и желаний. В дизайне и архитектурной среде неверное использование форм, композиций форм и линий, цвета, формулировок текста, высоты объектов и сочетания этих элементов, создающих негативные ощущения при восприятии и этим приносящих психологический вред человеку, обязывает дизайнера исключить в своем творчестве возможность приносить вред здоровью.
На основе исследований Л.П. Селени разработаны критерии формирования социальной инфраструктуры города в соответствии со структурой городских социально-культурных групп и общностей с це-
лью «обеспечения социокультурного развития подрастающего поколения» - доступность, соразмерность социальных инфраструктур и «ин-тегративность содержательного, организационно-методического, материально-технического обеспечения социокультурного развития подрастающего поколения» (Селеня, 2008. С. 8). Кроме того, ею расписаны экосоциальные принципы целесообразного разумного устройства городской сферы, включающие систему оптимального «природопользования на иерархию потребностей человека», особенно детей и подростков. Они представляют собой некоторые принципы: «экологическое обеспечение оптимальных условий для развития индивидуальности», развитие способностей и потенций, креативности личности, «технологической активности человека на создание благоприятных условий. и ориентации организации устройства городской среды» для его личностного роста. «Развитие медиасреды - коммуникативного дизайна и новых видов искусства: видеоарт, медиаинсталляция, ме-диаперформанс, интернет-арт, веб-арт и других видов и жанров; все они отличаются как формой демонстрации произведений, так и технологиями их исполнения» (ОогуаеИеуа, 2015. Р. 64). Развитие молодого человека в этой инновационной гармоничной среде поднимает мотивацию раскрыться личности творчески и креативно, используя современные технологии.
Заключение
В связи с развитием инфраструктуры городов, совершенствованием современных информационных технологий и профессионального творчества специалистов, в том числе дизайнеров, визуальная коммуникация стала еще более необходимой на различных уровнях связи человека со средой.
Здесь очень важна роль дизайнера в профессиональном создании архитектурной и визуально-коммуникационной среды, доступной, комфортной, гармоничной для воспринимающего человека. В творчестве дизайнеры должны учитывать достижения в разных науках и специфические знания психологии, физиологии, биологии, социологии, архитектуры и др. Гармоничная среда должна соответствовать экологическим принципам создания оптимальных условий для развития индивидуальности, ее способностей и потенций. Создание благоприятных условий в организации и устройстве городской среды и ориентации в ней способствует технологической активности человека для его личностного роста и креативности. Особенно важен положительный
аспект в социализации молодого поколения и детей в городской и виртуальной среде.
Литература
Бузинова А.А. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2014. 225 с.
Гаврюшкин А.В. Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды : автореф. дис. ... канд. архитектуры. М., 2010. 25 с.
Георгиевский И. Карельские петроглифы. Режим доступа: https:// www.culture.ru/ ma-terials/32944/karelski e-p etroglify.
Камень трёх дорог. Что завещали нам этой надписью предки? Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/3818405/po st162782415.
Письмо В. Васнецова В. Стасову. Режим доступа: https://proza.ru>2012/11/13/1312.
Родькин П. Визуальные коммуникации - это? // PR Design Павел Родькин. Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/2010/ vi sualcommuni cati ons. html.
Селеня Л.П. Социализация детей и подростков в условиях городской среды : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2008. 27 с.
Goryacheva Е.А. Personality in the age of information technology // WSCHODNIE PARTNERSTWO. Materialy XI Miçdzynaradowej naukowi-praktycznej konfer-encji. Przemysl.: Nauka i studia, 2015. P. 64.
RostovGid.ru. Путеводитель по Ростову и Южному федеральному округу. 2005- 2018. Режим доступа: http://www.rostovgid.ru/.
Sless D. Learning and visual communication. N.Y., 1981.
Поступила в редакцию
References
Buzinova, A.A. (2014). Visual PR-text in the management of public communications (Candidate Dissertation, St. Petersburg).
Gavryushkin, A.V. (2010). Information and orientation aspects of urban design Wednesday (Abstract, Candidate Dissertation, Moscow).
Georgievsky, I. Karelian petroglyphs. Available at: https:// www.culture.ru/materials/ 32944/karelskie-petroglify.
The stone of three roads. That bequeathed to us this inscription ancestors? Available at: https://www.liveinternet.ru/users/3818405/po st162782415.
Letter of V. Vasnetsov to V. Stasov. Available at: https://proza.ru>2012/11/13/1312.
Rodkin, P. Visual communication is? PR Design Pavel Rodkin. Available at: http://www.prdesign.ru/text/2010/visualcom muni cati ons. html.
Selenya, L.P. (2008). Socialization of children and adolescents in the urban environment (Abstract, Candidate Dissertation, Moscow).
Goryacheva, Е.А. (2015). Personality in the age of information technology. WSCHODNIE PARTNERSTWO. Materialy XI Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Przemysl.: Nauka i studia.
RostovGid.ru. Guide to Rostov and the Southern Federal District (2005-2018). Available at: _http : / / www .rostovgid.ru/.
Sless, D. (1981). Learning and visual communication. N.Y.
26 октября 2018 г.