Научная статья на тему 'Семиотика дизайна: дизайн как средство коммуникации'

Семиотика дизайна: дизайн как средство коммуникации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5186
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / СЕМИОТИКА / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хоменко Ольга Владимировна

Тема практического использования семиотических моделей и символов в пространстве вуза на сегодняшний день в России мало исследована, однако потребность в подобных исследованиях высока из-за растущей конкуренции, в том числе в сфере образования. На современных молодых людей большое влияние оказывает форма подачи информации, дизайн рекламных материалов, организация пространства. Символы помогают решить проблемы, связанные с навигацией и зонированием, привлекают внимание и быстро воспринимаются и интерпретируются. В статье выявлена коммуникативная роль знаков в графическом дизайне, рассмотрен вопрос мотивации студентов и преподавателей, проанализированы приёмы семиотики для разработки системы графических знаков с целью создания образа науки. Составлены визуальные ряды символов, которые можно использовать при решении задач, связанных с формированием пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семиотика дизайна: дизайн как средство коммуникации»

УДК 659.13

О. В. Хоменко

Омский государственный технический университет, Омск

СЕМИОТИКА ДИЗАЙНА: ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ

Тема практического использования семиотических моделей и символов в пространстве вуза на сегодняшний день в России мало исследована, однако потребность в подобных исследованиях высока из-за растущей конкуренции, в том числе в сфере образования. На современных молодых людей большое влияние оказывает форма подачи информации, дизайн рекламных материалов, организация пространства. Символы помогают решить проблемы, связанные с навигацией и зонированием, привлекают внимание и быстро воспринимаются и интерпретируются. В статье выявлена коммуникативная роль знаков в графическом дизайне, рассмотрен вопрос мотивации студентов и преподавателей, проанализированы приёмы семиотики для разработки системы графических знаков с целью создания образа науки. Составлены визуальные ряды символов, которые можно использовать при решении задач, связанных с формированием пространства вуза.

Ключевые слова: графический дизайн, пространство вуза, семиотика, коммуникация.

Одна из сфер деятельности дизайнера - художественное решение визуальных коммуникаций, в первую очередь в социально-значимых сферах, в том числе в образовании. В современном мире визуальные коммуникации являются инструментами управления процессом распространения информации и формирования общественного мнения. Как отмечает Л. Ю. Салмин в статье «Визуальные коммуникации. Новая реальность», «<...> в наши дни дизайн визуальных коммуникаций - это неопределенное множество проектных практик визуализации, создания и адресования визуальных текстов и сообщений в условиях бесструктурности и крайней визуальной «замусо-ренности» окружающей среды» [12].

Тема использования семиотических моделей и символов в пространстве вуза на сегодняшний день в России мало исследована, но является актуальной. Рост конкуренции, в том числе в сфере образования, способствует поиску новых средств и способов представления информации. На поколение современных абитуриентов и студентов большое влияние оказывает графическое оформление рекламных материалов, форма подачи информации. Следует отметить, что, несмотря на бурное развитие информационных технологий, позволяющих разрабатывать объекты визуальных коммуникаций быстро и качественно, на данный момент существует проблема отсутствия качественной организации пространства вуза с использованием объектов графического дизайна.

Отдельные аспекты проблемы нашего исследования затрагивались рядом авторов. Проблемам графического дизайна посвящены диссертации О. А. Ващук, Т. В. Лемешко, Т. С. Игошиной, А. И. Кудрявцева, Т. А. Мазуриной, М. И. Корзиной, Е. В. Черневич и др. Применению различных аспектов семиотики в дизайне и рекламе посвящены труды Е. В. Жердева, Е. А. Елиной, У. Эко, И. Н. Стор и др.

В англоязычной литературе вопросам семиотики графического дизайна уделяется значительное внимание. Для нашего исследования значимы работы Л. Мановича, Д. Кроу, К. Перес и др. Однако они посвящены либо вопросам семиотики визуальных коммуникаций в целом, либо частным аспектам, таким как механизмы взаимодействия шрифта и изображения, влияние знаковых систем молодёжных субкультур на графический дизайн, семиотике бренда и т. п.

Под семиотикой мы понимаем науку о знаках и знаковых системах. Известно, что знание основ семиотики необходимо как для создания, так и для верного понимания визуального контента. Семиотика как целостная наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, основывалась на традициях логики (Ч. Пирс, Г. Фреге) и лингвистики (Ф. де Соссюр, Е. Бюиссен). Ч. Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков, выделив знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы. Впоследствии Ч. У. Моррис выявил в структуре семиотики «синтактику, семантику и прагматику, которые изучают соответственно синтактическое, семантическое и прагматическое измерения семиозиса» [7. С. 5]. Прагматический аспект существования знаковых систем был

впервые тщательно рассмотрен Ч. С. Пирсом в конце XIX века. Пирс считал прагматическую составляющую основной для определения сущности знака. Объект становится знаком не благодаря своим физическим свойствам, а вследствие определённого использования его в сообществе. Следовательно, как синтаксис (способ построения знаковых конструкций), так и семантика (отношение знаков к обозначаемым объектам) являются лишь средством для выполнения знаками их основной функции: обеспечивать коммуникацию между людьми. По мнению У. Эко, культура - прежде всего коммуникация. Он предложил собственный анализ ряда коммуникативных сфер: кино, архитектуры, живописи, рекламы. Он отмечал, что «знаки имеют значение только в контексте какой-либо семы. Бывает, что сема сама по себе узнаваема и, стало быть, перед нами либо иконографическая сема, либо конвенциональная эмблема, считающаяся уже не икониче-ским изображением, но визуальным символом, но обычно ее контекст образует систему, внутри которой соответствующие знаки и могут быть узнаны» [17. С. 92].

Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак в данном случае - материальный предмет, объективно заменяющий другой предмет, свойство или отношение, который используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации [3]. Знак всегда конкретен, символ многозначен. Л. И. Тимофеев в «Кратком словаре литературоведческих понятий» определяет символ как предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)». В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Важное значение символа он связывает с природой образа, подчёркивая, что всякий образ условен и символичен, так как в единичном воплощает общее [14. С.139].

Различают простые и сложные символы. К простым можно отнести элементарные геометрические формы, обладающие многоплановостью и многозначностью содержания.

Флоренский выделял восемнадцать элементарных символов: «точка, вертикальная линия, наклонная линия, горизонтальная линия, их пересечение, угол, треугольник, четырехугольник, крест, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, круг, диск (поверхность круга), сфера, яйцо, валюта. Сложные символы несут по сравнению с простыми символами более определенное, фиксированное и однолинейное значение. К сложным символам относятся такие символы как Амур, лавровый венок и т.п.» [4].

А. В. Костина в книге «Эстетика рекламы» предлагает следующую типологию символов по функциональной заданности:

- научные, философские, художественные, мифологические, религиозные;

- природа, общество, весь мир;

- человечески-выразительные;

- идеологические и побудительные;

- внешнетехнические;

- классические [5. С. 231].

Типология символов предложена И. Г. Пендиковой и Л. С. Ракитиной в книге «Архетип и символ в рекламе». Авторы предлагают три основные группы символизации потребительских предпочтений в рекламе: антропологические, социальные и культурные.

Антропологические символы связаны со строением и физиологией человеческого тела, с процессами рождения, зачатия, взросления, смены состояния, смерти. Например, растение или дерево - символ человека.

Один из сильнейших социальных символов - образ семьи, а также символы самореализации, достижения цели и труда, праздника.

И. Г. Пендикова и Л. С. Ракитина так определяют культурные символы: «<...>достаточно условны, т.к. трактуются исходя из общечеловеческого контекста. В ряду культурных символов можно выделить географические, основанные на ассоциативной связи географического места и значения, которые он со временем обретает. Принято считать, что есть страны, специализирующиеся на выпуске определенной продукции, а значит, воспринимаемые как эталон качества. Использование в рекламе символов этих стран (Эйфелева башня - духи, Парфенон - оливковое масло и т. д.) приближает товар к представляемому идеалу» [8].

В зависимости от целей и задач, стоящих перед дизайнером, можно, используя семиотический подход, добиться высоких результатов при разработке объектов дизайна. На данный момент су-

ществует значительное число исследований, затрагивающих вопросы теории графического дизайна, семиотического потенциала графического дизайна. При этом авторы не рассматривают вопросы применения семиотического подхода к организации пространства вуза.

Недостаточная научная разработанность проблемы предопределяет тему, цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель данной работы - исследование возможностей визуальной символики при создании образа науки средствами графического дизайна в пространстве вуза.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить коммуникативную роль знака в графическом дизайне;

- описать роль знаковой коммуникации для мотивации студентов к обучению;

- проанализировать примеры организации пространства вузов;

- подобрать визуальные ряды символов, формирующих образ науки.

Объект исследования - визуальные коммуникации в пространстве вуза.

Предмет исследования - система графических знаков и символов для создания визуального образа науки.

Сегодня общение с помощью визуальных образов прогрессирует благодаря развитию новых технологий. Представители молодого поколения охотно обмениваются стикерами, мемами, смай-лами. Визуальная коммуникация является одной из ключевых составляющих современных СМИ и социальных медиа.

В XXI веке в связи с бурным развитием информационных технологий возник особый интерес к изучению теоретических проблем процессов коммуникации. Прикладная область коммуникационного дизайна распространяется как на эстетическую сторону составления сообщений, так и на установление новых каналов коммуникации [10. С. 41].

Любое произведение графического дизайна предназначено в первую очередь для решения какой-либо коммуникативной задачи и, соответственно, в деятельности дизайнера основное значение имеет ее коммуникативный аспект. Превращая информацию в графические знаки и образы, проектируя средства визуального общения, дизайнер становится визуальным коммуникатором. Таким образом, дизайнер причастен к процессу визуализации, играющему все возрастающую роль в современной культуре. С. В. Савинова и А. А. Харунжева в статье «Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация» дают следующее определение визуальных коммуникаций: «системы визуально-графических знаков и решений, которые должны быть читаемыми (узнаваемыми), эстетически приятными и унифицированными, чтобы воздействовать на человека, обеспечивая его необходимой информацией, облегчая и ускоряя ориентацию в пространстве, регулировать поведение человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях». Авторы выделяют три вида визуальных коммуникаций в зависимости от выполняемых функций: «информационные (информативная функция), указательные (функция ориентирования), предписывающие (регулятивная функция)» [11].

Знак является искусственным и условным. В знаке выделяют две стороны - означаемое (понятие, содержание, смысл знака, его внутренняя сторона, то, что воспринимается сознанием) и означающее (внешнее выражение знака, то, что воспринимается органами зрения или слуха) [3]. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют также информативными, или коммуникативными, знаками. Существует множество информативных знаков и их систем, различающихся назначением, структурой и организацией. Основные виды информативных знаков: сигнал, символ, языковой знак.

Сигналы не имеют естественной связи с предметами или явлениями, о которых они информируют. Сигнал может быть звуковым, зрительным или иным условным знаком, передающим информацию. Сам сигнал не содержит информацию - информацию содержит знаковая ситуация. Содержание сигнала как условного знака меняется в зависимости от ситуации, от количества сигналов (например, в театре три звонка означают начало спектакля).

Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, и тем, что он свободен от ситуативной обусловленности. Например, изображение рукопожатия - это символ дружбы, герб -это изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу и т. д.

Всё многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить следующие основные типы знаков: естественные; функциональные; иконические; конвенциональные (условные).

А. С. Кармин выделяет также вербальные знаки и системы записи: «вербальные знаковые системы - важнейшие из созданных людьми знаковых систем: они образуют семиотический базис культуры. Их называют естественными, чтобы отличить от искусственных (формализованных) языков» [4].

Во время Олимпийских игр, форумов и других событий международного уровня символы приобретают особый статус, помогая донести информацию людям различных языковых групп. С появлением компьютерной графики и Интернета использование символов резко возросло. Символы помогают быстрее и эффективнее ориентироваться как в виртуальном мире компьютера, так и в реальном мире зданий и сооружений.

При формировании пространства вуза необходимо прежде всего учитывать образовательные потребности студентов и преподавателей, при этом мотивировать к учебной и профессиональной деятельности. Символы позволяют организовать зонирование и навигацию по помещениям, внести эмоциональные акценты, например, при формировании пространства для творческой студенческой жизни или неформального общения.

На рисунке 1 представлен пример оформления лекционной аудитории с помощью цветовых решений и геометрических форм. Яркое цветовое пятно на светлых стенах привлечёт внимание студентов к центру аудитории, где расположен стол преподавателя, таким образом, изображение в данном случае будет направлять взгляд студента.

Рис. 1. Пример организации пространства вуза - ИГУМО

Важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной и научной деятельности как у студентов, так и у преподавателей, так как эмоциональный подъём помогает достигать целей, в том числе образовательных, быстрее и эффективнее. Одним из приёмов, входящих в метод эмоционального стимулирования, можно назвать введение интересных фактов, вдохновляющих цитат, уместного юмора в учебный процесс. Помимо образовательного процесса данный приём можно использовать и при организации пространства вуза (Рис. 2).

«мшкптгокь I -этодамют^кш™!.

КАКАЯ СИЛА БЫЛА V ПЮДЕЙ, КАК ОНИ СТРЕМИЛИСЬ ДАЖЕ В ЭТОЙ

СТРАШНОЙ СИТУАЦИИ ВНУШИТЬ ДЕЛЯН

ЛЮБОВЬ КРОДОМЬ

НИКОЛАЙ КЮНГ

Рис. 2. Использование мотивирующих лозунгов на фасаде МГПУ

Изображение как основа визуального языка, состоит из двух основных элементов: формы и цвета. Выделяют различные типы изображений: рисунок, фотография, иллюстрация, компьютерная графика. Разнообразны и графические техники, с помощью которых создаются объекты визуальной коммуникации: от коллажа и линогравюры до офорта и ксилографии. С точки зрения семиотики изображение мы рассматриваем как компонент знаковой системы, функционирующий внутри культуры и состоящий из набора графических элементов, а также механизмов их взаимодействия. В контексте графического дизайна синтактика описывает набор используемых элементов и правила их взаимодействия в структуре визуального сообщения. С точки зрения синтактики принципиальные отличия функционирования изображения от шрифта, как различных способов визуализации информации, выражаются в их различиях взаимодействия с цветом, перспективой, пространством, текстурой.

Символы оказывают более сильное воздействие на человека, чем текст или фотография, так как воздействуют на подсознание. Это можно использовать при разработке объектов графического дизайна. В частности, при разработке мотивирующих плакатов или при оформлении стендов. Особенно актуально использование символов при работе с молодой аудиторией, отдающей предпочтение визуальному контенту.

Рассмотрим логотипы и изображения, используемые вузами, чтобы определить, какие символы являются наиболее часто используемыми в сфере образования и науки. С точки зрения функциональной заданности наиболее близки они к научным символам.

В логотипах образовательных организаций используются символы, связанные с обучением или спецификой вуза (для технических вузов - шестерни, для сельскохозяйственных - колос, для гуманитарных - перо). Один из наиболее популярных символов образования - книга. Многие вузы используют изображение книги в качестве основного элемента логотипа (рис. 3), а также при разработке информационных и рекламных материалов.

а) б) в) г)

Рис. 3. Использование символа книги (а, б, в - изображения книги в логотипах вузов, г - совмещение классической бумажной и современной электронной книги -эмблема центра информационных технологий ОмГТУ)

Согласно словарю символов, «открытая книга означает <...> учение и дух мудрости, откровение и мудрость писаний. Книга связана с символизмом дерева, и дерево вместе с книгой могут олицетворять целый космос» [13]. Достоинством данного символа можно считать узнаваемость, быструю идентификацию и понимание. Но в то же время символ стал тиражируемым, с его помощью сложно передать специфику и выделить вуз среди конкурентов. Если для университета Сорбонны или Оксфорда этот логотип - дань традициям, то для современных российских вузов скорее устаревающий символ. В России большое количество вузов и для победы в конкурентной борьбе необходимо соответствовать «духу времени», быть в тренде и уметь заинтересовать целевую аудиторию - молодёжь, живущую в эпоху информационных технологий.

Также один из популярнейших символов науки - планетарная модель атома (Рис. 4).

Данный символ является узнаваемым и представляет широкие возможности для использования в качестве символа науки и образования. Позволяет использовать его в качестве самодостаточного символа и в качестве элемента, например, когда нужно объединить несколько отраслей науки или секций конференции.

На рисунке 5 представлен пример использования формул в качестве символа науки, в данном случае физики, биологии, химии. Особенностью данной группы символов является то, что для их верного понимания необходимы знания в определённой области науки. Данные символы можно отнести как к научным, так и математическим.

В «Словаре символов» Д. Тресиддер приводит следующее описание: «алхимики подметили, что разрезанное поперек яблоко в своей сердцевине содержит некую пятиконечную форму, что напоминало им об искомом пятом элементе, <.. .> они использовали этот плод в качестве символа знания» [15].

Часто при оформлении научных изданий используется изображение спирали ДНК. Спиральные формы встречаются в природе часто, начиная от водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве спираль - один из самых распространенных узоров - от Европы (спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии). Комбинируя символы и облекая их в определенные формы, можно добиться усиления их воздействия, так как в данном случае изображение будет восприниматься как на сознательном, так и на бессознательном уровнях (Рис. 5).

а)

б)

в)

Рис. 4. Использование модели атома в логотипах научных учреждений и мероприятий (а, б - логотипы вузов, в - логотип конференции)

а) б) в) г)

Рис. 5. Использование изображений яблока, формул, спирали, в качестве символов науки

Довольно часто используются изображения дерева, символизирующего рост, а также стилизованные изображения полушарий мозга человека. Данные символы являются распространенными и легко узнаваемыми, предоставляют широкие возможности для последующего использования (размещение различных изображений, ассоциирующихся с определенными областями науки) (Рис. 6).

А. Н. Уайтхед в книге «Символизм, его смысл и воздействие» отмечает: «достоинства использования широко распространенных символов заключаются в лёгкости узнавания, интерпретации и произнесения, а также в знакомстве с подразумеваемыми ассоциациями и культурной предысторией символа. Очевидно, что человек испытывает потребность в определенной упорядоченности, в слове или символе, которым можно верить и которые вселяют в него ощущение знакомства. Символы действуют на интеллект, воображение, эмоции сильнее, чем любое другое средство» [16. С. 47].

Для создания образа науки можно предложить использовать в качестве основы при оформлении пространства вуза следующие изображения, размещенные в открытых интернет-источниках (Рис. 7, 8). На основе подобных изображений можно разработать объекты графического дизайна, отражающие специфику конкретного вуза.

Перед размещением графических материалов в пространстве вуза рекомендуется провести анкетирование целевой аудитории с целью выявления подходящих символов. Данная задача может быть решена посредством голосования в социальных сетях, где студентам предлагается выбрать наиболее подходящие на их взгляд символы. Таким образом, мы получим отклик от представителей целевой аудитории, а студенты ощутят свою причастность к формированию пространства вуза, в котором учатся.

Рис. 6. Использование изображений яблока, формул, спирали, в качестве символов науки

Рис. 7. Формирование образа науки и образования посредством объектов графического дизайна с использованием символов: книга, карандаш, дерево

Рис. 8. Создание образа науки посредством компоновки символов в фигуры

Проанализировав символы, с помощью которых создаётся образ науки, можем сделать вывод о возможности их дальнейшего использования при разработке объектов графического дизайна в образовательных организациях. Стоит отметить, что хотя некоторые изображения на протяжении нескольких веков используются в качестве символов науки (книга, сова, перо), из-за их широкого распространения велика вероятность, что будет потеряна уникальность конкретного вуза. Можно порекомендовать использовать стилизацию для таких символов, чтобы они выглядели более современными и уникальными, ведь как бы ни развивались информационные технологии, а учиться читать люди продолжают по книгам. Также необходимо учитывать особенности целевой аудитории. Если разрабатываются средства визуальной коммуникации для студентов,

допустимо использовать стилизацию, смелые цветовые решения, юмор. При организации пространства учебных аудиторий или административных помещений предпочтение лучше отдавать классическим символам, органически вписанным в среду вуза.

Подводя итог, отметим, что символы позволяют в кратчайшие сроки считать информацию даже на большом расстоянии или при движении. В результате анализа распространённых символов науки и образования выявлены наиболее популярные и легкоузнаваемые символы: книга, модель атома, формулы и др.

По результатам работы сделана попытка создания образа науки в вузе при помощи средств графического дизайна с применением семиотического подхода. Составлены визуальные ряды символов, которые можно использовать при решении задач, связанных с формированием пространства вуза. Таким образом, применение семиотического подхода к созданию объектов графического дизайна является перспективным и востребованным методом организации пространства современного вуза. Данная тема является актуальной, требует дальнейшего изучения и практического применения при формировании пространства вуза.

Список литературы

1. Анищенко, И. Г. Понятие знака в науке и искусстве [Электронный ресурс] / И. Г. Анищенко, В. Н. Вагин. - URL: http://works.doklad.ru/view/wCkeczzm_AQ.html.

2. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть [Электронный ресурс] / В. Л. Глазычев. - URL: https:// info.wikireading.ru/111700.

3. Журавлёва, А. Ю. Семиотика. Типы знаков и их использование в рекламе [Электронный ресурс] / А. Ю. Журавлёва, А. А. Чистякова // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016. - URL: http://www.scienceforum. ru/2016/1465/19729.

4. Кармин, А. С. Культурология. Краткий курс [Электронный ресурс] / А. С. Кармин. - URL: http://thelib.ru/books/anatoliy_solomonovich_karmin/kulturologiya_kratkiy_ kurs-read-2.html.

5. Костина, А. В. Эстетика рекламы: учебное пособие [Текст] / А. В. Костина. - М.: Вершина, 2003. - 304 с.

6. Манович, Л. Наука о культуре? Социальный компьютеринг, цифровые гуманитарные и культурная аналитика. Можем ли мы изучить всё? [Электронный ресурс] / Л. Манович. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-o-kulture-fragmenty-perevodov.

7. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков [Электронный ресурс] / Ч. У. Моррис. - URL: http:// www.bim-bad.ru/docs/morris_semiotics.pdf.

8. Пендикова, И. Г. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Коммерция (торговое дело)» [Текст] / И. Г. Пендикова, Л. С. Ракитина; под ред. Л. М. Дмитриевой. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 303 с.

9. Победин, В. А. Знаки в графическом дизайне [Текст] / В. А. Победин. - Харьков: Ранок, 2001. - 96 с.

10. Романовский, В. Г. Проблемы коммуникативности в современном дизайне [Текст] / В. Г. Романовский // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2012. - № 1. - С. 41-44.

11. Савинова, С. В. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация [Текст] / С. В. Савинова, А. А. Харунжева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 18. - С. 139-146.

12. Салмин, Л. Ю. Визуальные коммуникации. Новая реальность [Текст] / Л. Ю. Салмин // Архитектон: известия вузов. - 2016. - № 56. - С. 61-70.

13. Словарь символов [Электронный ресурс]. - URL: http://my-dict.ru/dic/slovar-simvolov/2200612-kniga.

14. Тимофеев, Л. И. Краткий словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л. И. Тимофеев, Н. Венгров. - М.: Учпедгиз, 1963. - 192 с.

15. Трессидер, Д. Словарь символов [Электронный ресурс] / Д. Трессидер. - URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/index.php.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Уайтхед, А. Н. Символизм, его смысл и воздействие [Текст] / А. Н. Уайтхед; пер. С. Г. Сычева. - Томск: Водолей, 1999. - 64 с.

17. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко; пер. А. Г. По-гоняйло, В. Г. Резник. - СПб: Петрополис, 1998. - 432 с.

SEMIOTICS OF DESIGN: DESIGN AS A COMMUNICATION TOOL

Khomenko O. V., Omsk State Technical University, Omsk, scale84@ya.ru

The theme of the practical use ofsemiotic models and characters in the University environment today in Russia is insufficiently studied, however, it need for such developments is high because of increasing competition, including in the field of education. For today's young people are greatly influenced by the form ofpresentation of information, design ofpromotional materials, organization of environment. The symbols help to solve the problems associated with navigation and zoning to attract attention and quickly perceived and interpreted. The article reveals the communicative role of signs in graphic design, considered the question of motivation of students and teachers, analyzed the techniques of semiotics to develop a system of graphic symbols with the aim of imaging science. Compiled visual the rows of symbols that you can use when solving problems related to the formation of University environment.

Keywords: graphic design, the space of the university, semiotics, communication.

References

1. Anishchenko, I. G. and Vagin, V. N. Ponyatie znaka v nauke i iskusstve [=The concept of sign in the culture and art], available at: http://works.doklad.ru/view/wCkeczzm_AQ.html, accessed 22.11.2017. (In Russ.).

2. Glazychev, V. L. Dizajn kak on est' [=The design as it is], in: WikiChtenie [=WikiReading], available at: https://info.wikireading.ru/111700, accessed 10.10.2017. (In Russ.).

3. Zhuravleva, A. YU. and Chistyakova, A. A. Semiotika. Tipy znakov i ih ispol'zovanie v reklame [=Semiotics. Types of signs and their use in advertising], in: Studencheskij nauchnyj forum - 2016 [=Student Scientific Forum - 2016], available at: URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1465/19729, accessed 24.01.2018. (In Russ.).

4. Karmin, A. S. Kul'turologiya. Kratkij kurs [=Culturology. Short course], in: Elektronnaya biblioteka [=Electronic library], available at: http://thelib.ru/books/anatoliy_solomonovich_karmin/ kulturologiya_kratkiy_kurs-read-2.html, accessed 27.09.2017. (In Russ.).

5. Kostina, A. V. (2003) Estetika reklamy: uchebnoeposobie [=The aesthetics of advertising: training manual], Vershina, Moscow, 304 p. (In Russ.).

6. Manovich, L. (2016) Nauka o kul'ture? Social'nyj komp'yutering, cifrovye gumanitarnye i kul'turnaya analitika. Mozhem li my izuchit' vsyo? [=The science of culture? Social computering, digital Humanities and cultural Analytics. Can we study everything], in: Praktika I interpretatsiya [=Practice and interpretation], pp. 18-24, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-o-kulture-fragmenty-perevodov, accessed 20.11.2017. (In Russ.).

7. Morris, Ch. W. Osnovaniya teorii znakov [=Foundations of the theory of signs], available at: http://www.bim-bad.ru/docs/morris_semiotics.pdf, accessed 20.11.2017. (In Russ.).

8. Pendikova, I. G. and Rakitina, L. S. (2012) Arhetip i simvol v reklame: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam «Reklama», «Marketing», «Kommerciya» (Torgovoe delo) [=Archetype and symbol in advertising: textbook for students of high schools trained on specialities «Advertising», «Marketing», «Commerce (Trading business)], Yuniti-Dana, Moscow, 303 p. (In Russ.).

9. Pobedin, V. A. (2001) Znaki v graficheskom dizajne [=The signs in graphic design], Ranok, Har'kov, 96 p. (In Russ.).

10. Romanovsky, V. G. (2012) Problemyi kommunikativnosti v sovremennom dizayne [=The Problems of communicativeness in modern design], in: Regional'nye arhitekturno-hudozhestvennye shkoly [=Regional architecture and art school], Novosibirsk, pp. 41-44. (In Russ.).

11. Savinova, S. V. and Harunzheva, A. A. (2016) Podhody k opredeleniyu svojstv i funkcij vizual'nyh kommunikacij i ih klassifikaciya [=Approaches to the definition of the properties and functions of visual

communication and their classification], in: Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [=Scientific-methodical electronic journal «Concept»], pp. 139-146, available at: http://e-koncept. ru/2016/56217.htm, accessed 10.02.2018. (In Russ.).

12. Salmin, L. Yu. (2016) Vizual'nye kommunikacii. Novaya real'nost' [=Visual communications. A new reality], in: Arhitekton: izvestiya vuzov [=Architecton: news of higher education], Ekaterinburg, pp. 61-70. (In Russ.).

13. Slovar' simvolov [=Character dictionary], available at: http://my-dict.ru/dic/slovar-simvolov/2200612-kniga, accessed 10.02.2018. (In Russ.).

14. Timofeev, L. I. and Vengrov, N. (1963) Kratkij slovar' literaturovedcheskih terminov [=A brief glossary of literary terms], Uchpedgiz, Moscow, 192 p. (In Russ.).

15. Tressider, D. Slovar' simvolov [=Dictionary of symbols], available at: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/index.php, accessed 10.02.2018. (In Russ.).

16. Whitehead, A. N. (1999) Simvolizm, ego smysl i vozdejstvie [=Symbolism, its meaning and impact], Vodolej, Tomsk, 64 p. (In Russ.).

17. Eko, U. (1998) Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [=Absent structure. Introduction to semiology], Petropolis, Saint-Peterburg, 432 p. (In Russ.).

Хоменко Ольга Владимировна - документовед отдела разработки электронного контента Центра информационных технологий; магистрант факультета элитного образования и магистратуры, Омский государственный технический университет, Омск.

scale84@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.