Научная статья на тему 'Природные и экологические основания дизайна как репрезентации взаимосвязи культурного наследия и проектного формообразования костюма'

Природные и экологические основания дизайна как репрезентации взаимосвязи культурного наследия и проектного формообразования костюма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1769
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / МЕТАМОДЕРНИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДИЗАЙН КОСТЮМА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ЭНВАЙРОНМЕНТ / POSTMODERNISM / METAMODERNISM / CULTURAL HERITAGE / COSTUME DESIGN / ECOLOGICAL DESIGN / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Данилова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются проблемы репрезентации культурного наследия в современной проектной культуре. Выявлены и обсуждаются признаки переходной стадии от постмодернизма к становлению метамодернистского характера творческой деятельности в дизайне костюма ХХ-ХХI вв. Модернизм и постмодернизм опирались на предшествующее культурное наследие, при этом в культуре периода постмодернизма получила развитие авторская интерпретация объектов реального мира, включая дальнейшую визуализацию новых образов. Новая парадигма метамодернизма в проектной культуре ориентирована на перфоманс, использование кинетических структур в объектах дизайна и сформирована под давлением интегрированных системных знаний, технологических достижений и технических эффектов. Развитие информационных технологий необратимо реструктурировало природу отношений в социокультурном пространстве, однако культурные акты настоящего, в частности, процессы компьютерной генерации образов, имеют невоспроизводимый виртуальный характер. Подобного рода творческая активность человека не ориентирована на проектирование объектов, имеющих долговременную культурную ценность. Намечены пути переосмысления традиции в проектной культуре, а также механизмы репрезентации культурного наследия в дизайне современного костюма. Наиболее перспективным направлением современной проектной культуры является переосмысление традиций с целью последующего формирования нового образа, выявление динамики процессов наследования и дальнейшего морфологического развития форм, прямые аналогии которых широко представлены в живой природе. Показана необходимость проведения междисциплинарных исследований в сфере изучения и актуализации объектов культурного наследия, что позволяет сформировать единую общетеоретическую концепцию экологического дизайна. Проанализированы ключевые вопросы эволюции проектной культуры с позиций методологии экологического дизайна и поиска новой стратегии формообразования костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Данилова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The natural and ecological foundations of design as a representation of the relationship between cultural heritage and costume design

The article deals of problems of representation of cultural heritage in modern project culture. Signs of the transition from postmodernism to metamodernism are traced in the change in the nature of creative activity in the design of costume of XX-XXI centuries. Modernism and postmodernism relied on prior cultural heritage, while in the culture of postmodernism period the author’s interpretation of the objects of the real world developed, including the further visualization of new images. The new paradigm of metamodernism in the project culture is focused on performance, the use of kinetic structures in design objects and is formed under the pressure of integrated system knowledge, technological achievements and technical effects. Development of information technologies is irreversible restructured the nature of relations in the socio-cultural space, but the cultural acts of the present, in particular, computer generated images, are virtual character. This kind of creative human activity is not directed at the design of objects with long-term cultural value. The ways of rethinking the tradition in the culture, as well as the mechanisms for the representation of cultural heritage in the design of modern costumes, are outlined. The most promising direction of modern design culture is redefining the traditions of creating a new image, revealing the dynamics of succession processes and the further development of morphological forms, direct analogies which are widely represented in nature. Interdisciplinary research has been carried out in the field of studying and actualization objects of cultural heritage and form-finding of costume, which makes it possible to form a single general theoretical concept of ecological design.The prognostic of the evolution of the modern project culture is made from the standpoint of the methodology of ecological design and the search for a new strategy for shaping the costume are analyzed.

Текст научной работы на тему «Природные и экологические основания дизайна как репрезентации взаимосвязи культурного наследия и проектного формообразования костюма»

УДК 7.012

О.Н. Данилова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Природные и экологические основания дизайна как репрезентации взаимосвязи культурного наследия и проектного формообразования костюма

В статье рассматриваются проблемы репрезентации культурного наследия в современной проектной культуре. Выявлены и обсуждаются признаки переходной стадии от постмодернизма к становлению метамодернистского характера творческой деятельности в дизайне костюма ХХ-ХХ1 вв. Модернизм и постмодернизм опирались на предшествующее культурное наследие, при этом в культуре периода постмодернизма получила развитие авторская интерпретация объектов реального мира, включая дальнейшую визуализацию новых образов. Новая парадигма метамодернизма в проектной культуре ориентирована на перфоманс, использование кинетических структур в объектах дизайна и сформирована под давлением интегрированных системных знаний, технологических достижений и технических эффектов. Развитие информационных технологий необратимо реструктурировало природу отношений в социокультурном пространстве, однако культурные акты настоящего, в частности, процессы компьютерной генерации образов, имеют невоспроизводимый виртуальный характер. Подобного рода творческая активность человека не ориентирована на проектирование объектов, имеющих долговременную культурную ценность. Намечены пути переосмысления традиции в проектной культуре, а также механизмы репрезентации культурного наследия в дизайне современного костюма. Наиболее перспективным направлением современной проектной культуры является переосмысление традиций с целью последующего формирования нового образа, выявление динамики процессов наследования и дальнейшего морфологического развития форм, прямые аналогии которых широко представлены в живой природе. Показана необходимость проведения междисциплинарных исследований в сфере изучения и актуализации объектов культурного наследия, что позволяет сформировать единую общетеоретическую концепцию экологического дизайна. Проанализированы ключевые вопросы эволюции проектной культуры с позиций методологии экологического дизайна и поиска новой стратегии формообразования костюма.

Ключевые слова и словосочетания: постмодернизм, метамодернизм, культурное наследие, дизайн костюма, экологический дизайн, энвайронмент.

Данилова Ольга Николаевна - канд. техн. наук, доцент кафедры дизайна и технологий; e-mail: odanilova@ inbox.ru.

O.N. Danilova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

The natural and ecological foundations of design as a representation of the relationship between cultural heritage and costume design

The article deals of problems of representation of cultural heritage in modern project culture. Signs of the transition from postmodernism to metamodernism are traced in the change in the nature of creative activity in the design of costume of XX-XXI centuries. Modernism and postmodernism relied on prior cultural heritage, while in the culture of postmodernism period the author's interpretation of the objects of the real world developed, including the further visualization of new images. The new paradigm of metamodernism in the project culture is focused on performance, the use of kinetic structures in design objects and is formed under the pressure of integrated system knowledge, technological achievements and technical effects. Development of information technologies is irreversible restructured the nature of relations in the socio-cultural space, but the cultural acts of the present, in particular, computer generated images, are virtual character. This kind of creative human activity is not directed at the design of objects with long-term cultural value. The ways of rethinking the tradition in the culture, as well as the mechanisms for the representation of cultural heritage in the design of modern costumes, are outlined. The most promising direction of modern design culture is redefining the traditions of creating a new image, revealing the dynamics of succession processes and the further development of morphological forms, direct analogies which are widely represented in nature. Interdisciplinary research has been carried out in the field of studying and actualization objects of cultural heritage and form-finding of costume, which makes it possible to form a single general theoretical concept of ecological design.The prognostic of the evolution of the modern project culture is made from the standpoint of the methodology of ecological design and the search for a new strategy for shaping the costume are analyzed.

Keywords: postmodernism, metamodernism, cultural heritage, costume design, ecological design, environment.

Введение

современные гуманитарные исследования направлены на выявление традиций культурного наследования и поиск аксиологических оснований дальнейшего развития проектной культуры. Актуальными тенденциями современной культуры являются комплексное развитие процессов гуманизации, выявление общечеловеческих ценностей, а также практическое использование механизмов сохранения и трансляции культурного наследия. Важным методологическим аспектом исследования, формирующим единый смысловой контекст репрезентации культурного наследия, является комплексный подход в исследовании культуры как сверхсложной системы [20; 27, с. 28].

На данном этапе развития мировой культуры наблюдается обострение проблем сохранения живой природы и культурного наследия, остаются нерешенными задачи формирования экологического (ноосферного) сознания и развития экологической компетенции. Экологизация сознания имеет этнонациональные культурные предпосылки и отражает общечеловеческие потребности, направленные на поиск путей эволюции человека и природы, повторного использования полезных ресурсов, исключения вредных для здоровья человека элементов окружающей среды, утилизации и переработки промышленных отходов.

Проблемы формирования экологического сознания и экономного хозяйствования решаются на государственном уровне и в широком мировом масштабе. Необходимость сохранения природного и культурного наследия в России получила свое подтверждение в определении 2017 года как Года экологии. На правительственном уровне звучат призывы к общественности и жителям страны проявить более сознательное и ответственное отношение к природным объектам. Для продвижения ценностей экологической культуры предполагается проведение ряда реформ и форумов, а также практическое внедрение природоохранных технологий и реализация усилий по охране окружающей среды на территории россии. При помощи средств компьютерной графики разработан графический символ года экологии в виде стилизованного изображения растительных форм, репрезентирующих богатство и уникальность объектов природы [6].

Негативные последствия ухудшения экологической ситуации в мире, утрата понимания единства человека, природы и культуры, отчуждение людей от первооснов народного творчества выявляют ключевые проблемы перестройки мировоззрения и корректировки стратегий проектной культуры. Особое значение в этой связи приобретают задачи проектирования культурно-ориентированной среды обитания, выявления аспектов художественно-эстетической идентификации, воссоздания регионального и национального своеобразия предметной среды. В настоящее время в науке на базе естественнонаучных исследований сформирована система знаний о природе и экологии человека. Популяризация этой информации органично дополняет проектно-технологическую культуру XXI в., способствует широкой интерпретации особенностей ноосферного сознания и самоидентификации личности.

Таким образом, очевидна своевременность и необходимость комплексного исследования форм репрезентации культурного наследия в контексте экологической ориентации проектной культуры. Актуальность данного исследования обусловлена сменой парадигмы постмодернизма и возникновением новой идеи метамодернизма как перспективного развития мировой культуры.

Предмет и источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция

Выстраивание проблематики репрезентации культурного наследия в проектной культуре становится возможным в результате включения в систему знаний результатов гуманитарных и естественнонаучных исследований (искусствоведе-

ния, культурологии, истории, археологии, этнографии, антропологии, дизайна). Междисциплинарная значимость феномена культурного наследия требует систематизации и интеграции теоретических исследований из разных областей знаний.

Предметом данного исследования является экологический дизайн костюма как форма репрезентации культурного наследия.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании механизмов и форм репрезентации культурного наследия в проектной культуре и в экологическом дизайне современного костюма. Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: выявление закономерностей формообразования объектов культурного наследия; систематизация результатов междисциплинарных исследований в сфере изучения и актуализации объектов культурного наследия; разработка концепции экологического дизайна в контексте ценностей метамодернизма.

рамки исследования культурного наследия территориально ограничены артефактами культуры Дальневосточного региона, привлечены этнографические материалы и предметы традиционного костюма XIX-XX вв., а также объекты современного дизайна костюма, разработанные с использованием передовых технологий.

Проблема репрезентации культурного наследия имеет междисциплинарный характер, поэтому источниковая база исследования представляет собой несколько взаимосвязанных информационных блоков теоретического и прикладного характера: культурологические и искусствоведческие исследования; опубликованные материалы археологических и этнографических исследований; результаты полевых исследований автора (опрос, наблюдения, зарисовки); теоретические концепции экологического проектирования; цифровые материалы объектов проектной культуры, а также серии визуальных образов современного костюма. В культурологических исследованиях И.М. Быховской, С.Н. Иконниковой, Н.С. Злобина, Т.А. Чебанюк рассматривается проблема междисциплинарности исследований на основе формирования единой общетеоретической концепции, при этом подчеркивается необходимость интеграции накопленных знаний в области смежных наук, объединяющей все многообразие аспектов исследования в целостную систему [27, с. 28].

Методы исследования, методологические принципы и инструменты

Особенности материала исследования требуют использования системного подхода, культурно-антропологического и искусствоведческого подходов, а также анализа и синтеза объектов экологического дизайна с элементами научного прогнозирования. В качестве теоретической основы исследования применены положения теории симметрии, теории проектирования костюма и орнамента.

основная часть

На рубеже XX-XXI вв. в гуманитарных, прикладных и фундаментальных науках сформировался значительный объем знаний об особенностях мирового культурного наследия. В период постмодернизма, начиная со второй половины XX в., происходит постепенное разрушение традиционной системы понимания и познания мира, процессы массовой коммуникации способствуют возникновению

новых форм репрезентации отдельных аспектов культуры, искусства и дизайна. В информационной стадии развития цивилизации нарушаются взаимосвязи духовно-нравственного значения культурного наследия, возникает необходимость выявления структуры новых культурных феноменов и динамики их изменений, определения перспективы развития отношений человека и культуры [20; 27, с. 28].

В рамках научной методологии возникает концепция «мозаичности культуры», которая отображает тенденции развития проектной культуры. В проектной культуре выделены художественный, технический и научный типы графического языка. Основная смысловая единица изобразительного языка - икон - выступает знаком смысла, при этом в проектной культуре икон может иметь несколько вариантов различий в конфигурации и несколько проекций [21, с. 286, 289]. Вместе с тем, объективная логика иконологического метода приводит к частичному редуцированию художественного смысла графического образа [2, с. 21; 21, с. 282, 286; 25, с. 1223-1224].

Модернизм и постмодернизм опирались на предшествующее культурное наследие, при этом в культуре периода постмодернизма получила развитие авторская интерпретация объектов реального мира или деталей текста, включая дальнейшую визуализацию новых образов согласно логике симулякра. Ж. Делез отмечает фактический триумф функционирования симулякров, когда образец и его копии являются заблуждением, иллюзией [2, с. 9; 14, с. 57]. Период постмодернизма в проектной культуре демонстрирует широкое применение эвристических методов анализа и синтеза, основанных на интуитивных поисках различных приемов репрезентации традиционной картины мира в виде простой репликации и цитирования архаичных артефактов, этнических ценностей, объектов предшествующей культуры. Объекты постмодернизма представляют собой многоуровневую систему, в которой интегрировались внехудожественные фрагменты, подлинные образцы текстов и их имитации, художественный и информационный тексты. Культурологический контекст создавался благодаря совокупности всех элементов этой системы [25, с. 1225].

Переходная стадия от постмодернизма к постпостмодернизму, кризис массовой культуры, ее фрагментация и постиндустриальное социокультурное развитие рассматриваются как следствие интеллектуальной деятельности человека в условиях приоритета виртуальной реальности. развитие информационных технологий необратимо реструктурировало природу отношений в социокультурном пространстве, однако культурные акты настоящего, в частности компьютерная генерация образов, имеют невоспроизводимый виртуальный характер. Подобного рода творческая активность человека не ориентирована на проектирование объектов, имеющих долговременную культурную ценность. Вместе с тем в эпоху постмодернизма возникает противоречие между достаточно высоким уровнем объективной достоверности знаний и их авторской субъективной интерпретацией, которая находит выражение во внешней репрезентации, в ироническом самосознании автора, в свободной трансформации традиционных образов и манипуляции культурными ценностями [15, с. 165; 29].

В начале XXI в. на смену исчерпавшим себя системам понимания и познания мира приходит потребность в определении нового типа культуры и мировоззрения. Понятие «метамодернизм» впервые предложено в 2010 г. как идея о «колебании» процессов в естественном миропорядке. Авторы этого термина голландские философы Тимотеус Вермюлен, Робин ван Ден и вслед за ними российские исследователи С. Федосин, В. Горюнов, Т. Даими, М.С. Третьякова разрабатывают новый понятийный аппарат исходя из концепции аксиоматического введения носителей -реальных объектов природы, культуры и общества, идеальных объектов, существующих в сознании и олицетворяющих собой сущность бытия [7; 9; 23; 24]. Достижения современной науки в области изучения эволюции и морфогенеза живых организмов, биологического полиморфизма и самоорганизации живых систем служат основой для формирования проектной культуры метамодернизма. Процессы становления и формирования метамодернизма как нового направления развития мировой культуры вселяют надежду на перестройку ориентиров творческой проектной деятельности в условиях информационной насыщенности современного общества, эстетического и функционального многообразия объектов дизайна. В исследованиях М.С. Третьяковой показаны возможности морфогенетического проектирования как механизма трансляции культурной традиции и формы репрезентации открытых систем в синергийно-эволюционной картине мира [23; 24].

Новая парадигма метамодернизма ориентирована на перфоманс, использование кинетических структур в объектах дизайна и сформирована под давлением системных знаний, технологических достижений и технических эффектов. Изменение парадигмы культуры в целом и проектной культуры в частности ориентировано на перестройку мировоззрения, освоение традиционных ценностей народной культуры, переосмысление традиций формирования нового образа, выявление динамики процессов наследования и дальнейшего морфологического развития форм, прямые аналогии которых широко представлены в живой природе [24].

Концепция экологического проектирования получила распространение в международной выставочной деятельности энвайронмент (англ. environment -окружающая среда) как способе демонстрации экспериментов с пластической формой (Международная выставка «Premio Valcellina Award», Италия). Энвай-ронмент находит применение в природной и искусственной среде, используется для наглядного пространственного представления результатов исследовательской деятельности и возможностей формообразования объемно-пространственных структур из различных материалов в архитектурной практике (инсталляция объектов в интерьере), в объектах авторского дизайна костюма (постановка проблемы взаимодействия человека с окружающей средой). Идея взаимодействия костюма и природы основывается на единстве законов формирования и функционирования биологических и искусственных систем [3, с. 135; 26, с. 120].

Переориентация проектной деятельности на решение экологических проблем обусловлена предпосылками зарождения модели духовного развития человеческого общества и цивилизации в целом, что приводит к необходимости создания принципиально новых качеств объектов экодизайна в соответствии с существу-

ющими потребностями и социальным устройством. Особое значение в этой связи приобретают проекты культурно-ориентированной среды обитания, направленные на воссоздание регионального и национального своеобразия предметной среды, способствующие также выявлению функционально-эстетических аспектов объектов культурного наследия в процессе их идентификации.

В результате социокультурного взаимодействия человека и общества сформировалось экологическое направление проектной деятельности, направленное на поиск средств гармонизации природных и техногенных структур, человека и объектов окружающей среды, включая костюм. Проблема костюма как объекта культуры, искусства и дизайна изучается с различных точек зрения (художественной, экономической, промышленной). экологизация проектно-производственной деятельности (М. Сууронен, П. Мэрдок, Ф. О. Генри) и экология потребления (С. Бранд) имеют общие концептуальные подходы. Новые качества экологически ориентированной проектной деятельности проявились в расширении взаимосвязей предметной среды, в стремлении к воссозданию традиционного качества жизни и многофункциональности костюма [14, с. 233-236].

Использование биологических законов гармонизации в процессе создания новых объектов дизайна позволяет вплотную подойти к решению основной задачи современной проектной культуры - формированию экологического сознания и целостной системы мировосприятия. Негативные последствия нарушения экологического равновесия в условиях приоритета техногенного развития цивилизации, такие, как утрата понимания единства человека и природы, отчуждение людей от первооснов традиционной культуры, безответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, выявляют ключевые проблемы корректировки стратегий проектной деятельности.

исследованиям этнического и экологического пространства, изучению семантического и психологического поля, анализу взаимодействия человека и окружающей среды посвящены работы отечественных и зарубежных ученых П. Бурдье, Л.Н. Гумилева, К. Левина, В.Ф. Петренко, В.И. Иовлева, К. Дей, А. Вильсона, В.А. Филин, Э. Холла, К. Линча. В научных работах Н.М. Калашниковой представлены результаты изучения народного костюма как объекта культурологического исследования. традиции народного искусства продолжали оставаться основным творческим источником проектной культуры, но сложилось более свободное отно -шение к первоисточнику, расширились рамки репрезентации наследия народного быта [8; 28]. Искусствовед Г.Т. Титорева отмечает неизбежные трансформации традиционного этнического искусства и создание на его основе нового ассоциативного искусства. Анализируя функции этнических элементов в современном костюме с позиций культурологического подхода, А.И. Затулий подчеркивает важность преемственности культурного наследия народов и рассматривает традиционный костюм как средство противостояния ценностям различных субкультур [10; 11, с. 166, 168; 15, с. 29].

В период постмодернизма экологический дизайн получил развитие как новая парадигма проектной культуры, включающей в себя создание гармоничной пред-

метно-пространственной среды, организованной на основе информационного единства всех элементов проектируемой системы, выразительности и актуальности художественно-эстетического образа, телесности человека и связанной с ней тектонической целесообразности формы костюма. Так, в трудах И.Н. Савельевой изложены результаты научно-практических исследований традиционного костюма народов Крайнего Севера России: приемы адаптации костюма в экстремальных климатических условиях предложено использовать в процессе проектирования одежды специального назначения. В работах А.П. Жихарева, Н.С. Мокеевой, Т.В. Глушковой, О.Н. Харловой разработаны классификация ассортимента, характеристика и методы оценки защитных свойств спецодежды. Ф.М. Пармон впервые подошел к проблеме изучения народного костюма с позиций разработки классификационных таблиц для дальнейшего использования графической и аналитической информации в процессе автоматизированного проектирования костюма. Особого внимания и изучения заслуживают методы формообразования регионального скандинавского, итальянского и японского дизайна костюма, имеющие экологическую направленность. Аспекты искусствоведческого и культурологического анализа этнонационального дизайна отражены в работах М.А. Тимофеевой, Т.М. Журавской, результаты изучения японского дизайна костюма представлены в публикациях Д.Ю. Ермиловой [13; 14].

Экологическая этика заключается в гармонизации человека с окружающей природой за счет сокращения объемов потребления, использования натуральных материалов растительного и минерального происхождения, отказа от натурального меха. Обновленная система ценностей повлияла на экологизацию социокультурных и производственных процессов: пропаганду здорового образа жизни; экономию невозобновляемых природных ресурсов; внедрение безотходных и безвредных технологий; изобретение высокотехнологичных материалов, не загрязняющих окружающую среду. экологическое сознание сконцентрировано не только на компиляции информации о воздействии окружающих объектов на человека, но и на развитии творческих способностей личности [14, с. 233-236].

идеи метамодернизма влияют на расширение границ проектной деятельности, формируются принципиально новые планы реконструкции и модернизации среды традиционного обитания человека на основе применения механизмов культурной преемственности, воссоздания регионального и национального своеобразия новыми проектными средствами. В этом контексте актуализируются комплексные исследования артефактов мировой культуры и их дальнейшая интерпретация в качестве творческих источников экодизайна. Визуальные характеристики объектов культурного наследия находят отражение в художественно-образных и стилевых решениях объектов экодизайна костюма. Неисчерпаемым источником разработки актуальных принципов экодизайна служат эстетика и тектоника форм, системы пропорционирования, зонирования и орнаментации объектов традиционной культуры.

для разработки механизмов репрезентации культурного наследия и методологии дизайна костюма особое значение имеют результаты фундаментальных

этнографических и искусствоведческих исследований традиционного костюма и орнамента, представленные в работах В.К. Арсеньева, Л.Л. Барковой, П.Г. Богатырева, П.Я. Гонтмахера, С.В. Иванова, Н.В. Кочешкова, А.Г. Лебедева, И.А. Лопатина, Т.В. Мельниковой, А.Ф. Миддендорфа, Н.В. Полосьмак, Н.Ф. Прытковой, А.В. Смоляк, А.Ф. Старцева, Л.П. Тарвид, Ч.М. Таксами, Г.Т. Титоревой, Л.Я. Штернберга, B. Laufer, L. Crihfield Daldy, D.C. Gluckman, Sh. Sadako Takeda, Norio Yamanaka и др. В этнографических исследованиях Н.В. Кочешкова, Н.Ф. Прытковой предложена типология традиционной материальной культуры народов Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии. В.Г. Арсланов высказал предположение о том, что архаичные модели сознания демонстрируют большую устойчивость и продуктивность на протяжении всей истории культуры и искусства [2, с. 57].

Теоретической основой разработки концепции метамодернизма в дизайне современного костюма выступают философские аспекты регулирования человеческих потребностей на основе формирования экологического сознания, адаптации идеи ноосферы, сформулированной В.И. Вернадским и Э. Ле Руа, рациональное осмысление достижений традиционной культуры с учетом научных концепций Л.Н. Гумилева, Г.А. Беллера, Ю.А. Кувшинова [4; 8].

Согласно гипотезе В.Г. Арсланова, в период позднего неолита человечество осознавало, что миром управляют объективные законы, которые были репрезентированы в культуре в виде орнаментального искусства [2, с. 107]. Разнообразие форм проявления орнамента служит предметом исследования специалистов различных областей знаний. Комплексный анализ орнаментальных композиций проведен в исследованиях В.Я. Бересневой, Ю.Я. Герчука, Л.И. Ремпеля, С.В. Яблана. Орнамент как форма репрезентации объектов культурного наследия рассматривается с позиций дальнейшего совершенствования технологических приемов с закрепленными в них признаками временного уровня, культурных и этнотерриториальных особенностей конкретных обществ.

Исследование артефактов традиционной этнической культуры - неотъемлемый атрибут творческой логики современной проектной культуры [11, с. 168]. В исследованиях М.С. Третьяковой сформулированы способы переосмысления традиции и этапы их реализации в современном проектировании: эволюция формы; эволюция принципов; проведение аналогий между традицией и современностью (например, по сходству функций); включение технических достижений в процессы актуализации традиции. Использование методов современной науки позволяет наследовать и интерпретировать традицию в различных объектах, при этом ведущую роль играют эстетические ценности и ассоциативные образы, способствующие сохранению идентичности и самосознания [23; 24].

Наиболее перспективные тенденции развития современной проектной культуры заключаются в переосмыслении традиционного искусства и обогащении творческих поисков на основе использования новых технологий. Применение средств компьютерной графики позволяет выявить созвучные современной эстетике механизмы трансляции культурного наследия. Примером одной из форм репрезентации творческого наследия могут служить графическая обработка и стилизация

традиционного костюма и орнамента [11, с. 166-167]. Стилизация традиционного орнамента - эффективный инструмент трансляции традиции и синтеза новых проектных решений в соответствии с современными эстетическими воззрениями и технологическими возможностями [23].

Особого внимания заслуживает изучение антропоэкологических основ формообразования костюма, изначально зародившихся в этнонациональной традиции. Система символов и знаков костюмного комплекса, телесный габитус представителей этнотерриториальных групп изучаются как текст, который достоверно репрезентирует духовные и материальные аспекты национальной культуры.

В качестве наиболее перспективного творческого источника для развития экологически направленной проектной деятельности, в том числе на основе применения научно-технических инноваций, необходимо использовать достижения традиционной культуры, в которых сконцентрирован огромный практический опыт человечества, полученный в условиях социокультурной и психофизиологической адаптации населения к окружающей природной среде.

Экологически ориентированная проектная культура непосредственно включена в процессы постиндустриального развития общества на фоне различных изменений среды обитания - социокультурных и технико-экономических преобразований, воздействия неблагоприятных природных факторов. Особую актуальность в условиях дисбаланса между природной сущностью человека и агрессивной окружающей средой приобретают экологические концепции дизайна, направленные на гармонизацию жизнедеятельности человека и создание дружественной материальной визуально-коммуникативной среды. Наиболее успешным решением задач экоди-зайна является региональный дизайн, творческим источником которого становятся уникальные образцы этнонационального наследия. В функциональных течениях скандинавского, японского, итальянского регионального дизайна интерпретируются местные традиции, при этом модернизация объектов осуществляется за счет использования ультрасовременных технологий и материалов [12, с. 128-129].

Дальневосточный региональный дизайн, в частности, японский дизайн костюма отличается сохранением всех достижений предшествующих поколений. Философия японского дизайна одежды основана на достижении изменчивости и движения. модели иссея мияке геометрически безупречны и на фигуре человека воплощают идею восприимчивости формы к переменам и развитию, приобретая объем и динамику. Эстетические нормы проектирования традиционного костюма интерпретируются в женских моделях из коллекции рей кавакубо.

исследователи модной индустрии отмечают влияние философии японского регионального экодизайна на творчество бельгийских, корейских и китайских дизайнеров: в сдержанных формах экологически ориентированного костюма прослеживается гармоничная соразмерность формы, здравый смысл, концептуальная сверхценность повседневности как органичной составляющей окружающей природы [5, с. 25]. Тенденции неотехнологического японского дизайна [14, с. 238] направлены на решение проблем адаптации высоких технологий к потребностям и культурным ценностям человека.

Восточное мировоззрение, стиль и язык проектной культуры оказывают влия -ние на западный дизайн, что можно объяснить сходством концептуального подхода в использовании исторических параллелей [5, с. 77]. Отличительными чертами скандинавского дизайна является следование ремесленным традициям, высокий функционализм изделий, повышенное внимание к физико-механическим и гигиеническим свойствам материала, к выбору цветового решения и гармонизации объектов с позиций визуальной экологии [12, с. 128]. Шведский дизайн отличает экологическая корректность проектных решений, соотнесенность результатов проектной деятельности с природной средой, защищенность потребителей, поддержка региональных и семейных ценностей. Заслуживает внимания гражданская позиция шведского общества, согласно которой близость к природе - это одновременно физическое и культурное понятие. Философия шведского дизайна эволюционировала от идеи экологической защиты окружающей среды до социокультурного измерения и оценки экологических проблем: приоритет качества жизни; совершенствование механизмов устойчивого развития; формирование новой парадигмы развития человеческого сообщества. В экологической тематике шведского дизайна решаются вопросы адаптации информационных и трансформационных технологий к потребностям современного человека [22, с. 254-255].

Интернационализация задач проектной культуры требует интеграции усилий по осмыслению достижений этнонациональной культуры, в основе которой лежит огромный исторический опыт. Экспериментальные дизайнерские разработки -concept design - представляют собой вид художественно-проектной футурологии, охватывающей интернациональные символы современной цивилизации [1, с. 7]. Освоение роли культурно-исторических ценностей, формирование новых эстетических норм проектирования, использование их в практике экодизайна современного костюма способствуют положительной адекватной самоидентификации носителей культуры. В коллекции современной женской нарядной одежды Джорджины Чэпмен прослеживается преемственность японской эстетической нормы и элементов формообразования костюма. Дизайн костюма в Италии является объектом традиционной семейной деятельности, направленной на сохранение исторических ценностей европейской культуры и развитие национальных приоритетов. Трикотажная одежда семейного клана дизайнеров одежды Миссони (Missoni) отличается сложным колоритом орнаментальных композиций, созданных на основе интерпретации традиционных технологий [5, с. 20]. В данном контексте концепция экодизайна позволяет провести реконструкцию традиционных ценностей в современной культуре.

Решение вопросов экологии человека с учетом информационно-технических достижений современного общества требует разработки принципиально новых подходов в создании объектов материальной среды, отвечающих биологической сущности человека. экодизайн костюма как многоуровневый феномен актуализирован с позиций необходимости научно-практического обоснования процессов создания качественно новых объектов, удовлетворяющих потребностям личности в самосовершенствовании и обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и

комфорт. Проблемы формирования актуальных потребительских качеств современных объектов экодизайна вызваны недостаточно осмысленным использованием в практике проектирования законов взаимодействия человека и природной среды, а также частичной утратой понимания ценностной системы формообразования этнонационального костюма.

Интерпретация объектов культурного наследия представляет комплексную историко-культурную, искусствоведческую проблему, решение которой реализуется, в том числе, и в различных формах репрезентации современной проектной культуры. Наиболее перспективные тенденции развития современной проектной культуры заключаются в переосмыслении традиционного искусства и обогащении творческих поисков на основе использования новых технологий [11, с. 166-167].

Модернизация социокультурных норм современного общества и внедрение в различные сферы деятельности прогрессивных научно-технических разработок влияют на формирование определенного качества жизни современного человека. информационно-коммуникативные и эстетические потребности личности формируются под влиянием рекламы модного образа жизни в соответствующем пространстве материальных ценностей. В данном контексте к внешним факторам стимулирования проектного творчества относятся объективные материально-технические, экономические, природно-климатические условия; внутренними факторами развития базовых стратегий дизайна являются эргономические, психофизиологические, биоэнергетические особенности человеческого организма. При антропологическом подходе экодизайн предстает как средство развития духовной составляющей этнокультурных мировоззренческих установок человека.

Переориентация проектной деятельности на решение экологических проблем обусловлена также возникновением современной модели духовного развития человеческого общества и цивилизации в целом, что приводит к необходимости создания объектов экодизайна принципиально нового качества в соответствии с существующими потребностями и социальным устройством. Особое значение в этой связи приобретают проекты культурно-ориентированной среды обитания, направленные на воссоздание регионального и национального своеобразия предметной среды, а также способствующие выявлению функционально-эстетических аспектов объектов культурного наследия в процессе их идентификации.

истоками формирования концепции экологической составляющей композиции современного костюма служат этнические технологии, в которых закреплены особенности традиционного миропонимания, религиозных, художественно-эстетических, этических и гигиенических норм, технических приемов и технологических средств создания традиционного костюма.

основным формообразующим приемом творческой деятельности в традиционных культурах является проецирование антропоморфных особенностей на объекты окружающей среды в виде объемно-пространственных, структурных, плоскостных силуэтных предметных аналогов или изображений. Эффект активного психоэмоционального воздействия объектов культурного наследия достигался за счет использования контрастных цветовых сочетаний в геометрическом орнаменте.

Канонические традиции декоративности и цельности образа проявляются в схемах акцентирования элементов формы костюма и соответствующих проекций антропоморфных особенностей фигуры человека - ориентирных точек и зон топографической анатомии. Очевидно, изначально эти зоны активного визуального восприятия и распознавания образа служили базовыми структурными элементами традиционного костюма. Эстетический канон, закрепленный в культурном наследии, утверждается многократным повторением геометрической структуры артефактов, что является основанием для разработки типологии формообразования и орнаментации объектов экодизайна костюма. В устойчивой архаичной традиции эстетический канон обусловлен особенностями мифологического и образного мышления, предметным выражением представлений о структуре мироздания и роли человека во взаимодействии с природными явлениями.

Важными информационными признаками объектов культурного наследия для дальнейшей их репрезентации в современном дизайне являются принципы формообразования и гармонизации тектонической системы костюма. В формообразовании вновь созданных объектов экодизайна костюма, по аналогии с традиционными этнотехнологиями, учитывается возможность демонтажа, замены деталей и вторичного использования изделий или их элементов [22, с. 247]. Способы формообразования традиционной одежды и декора основываются на преобразованиях классической и аффинной симметрии, выполнении разверток шаблонов-трафаретов, трансформациях комбинаторно-модульной системы. Рациональное ограничение приемов и средств формообразования в экологическом дизайне костюма приводит к максимальному приближению к идеальной пространственной модели, в которой заведомо исключена дисгармония. Технические приемы декорирования, цветовая гамма, использование различных материалов в объектах культурного наследия ограничены традицией, типом хозяйственной деятельности и наличием определенного сырья для получения материалов с заданными свойствами. Использование привозных материалов повышает престижность изделий. По результатам анализа художественно-эстетического канона в объектах культурного наследия установлены важные принципы формообразования: тектонические и пропорциональные взаимосвязи элементов формы основаны на закономерностях природного формообразования (модульная система, кинетическая трансформация, пропорции «золотого сечения» и т.д.). Формообразование одежды на основе использования горизонтальных модулей представлено в коллекции Мартина Марджела.

Систематизация способов формообразования и орнаментирования традиционного костюма показала общность функционально-эстетического и тектонического подхода к формообразованию костюма в различных этнических культурах, что послужило основанием для разработки модели репрезентации культурного наследия (рис.), обеспечивающей цельность традиционного и нового художественно-эстетического образа. Предложенная модель представляет собой систему взаимообусловленных и взаимосвязанных композиционных, художественно-эстетических и тектонических признаков «форма (силуэт) - орнамент (декор) - материал (сырье) - конструкция (покрой)» (ФОМК), дополненных формулировками,

предложенными к использованию в современной проектной культуре: технические и технологические инновации; функционально-эстетическое зонирование костюма; топографическая анатомия и особенности телосложения; проекция жизненно важных зон организма.

Рисунок. Модель репрезентации культурного наследия в современной проектной культуре (на примере традиционного костюма)

Предложенная модель является методологической основой комплексного изучения объектов культурного наследия, выявления типологических признаков, дальнейшего проведения систематизации и классификации орнаментированных артефактов. Идентификация геометрической формы визуальных символов объектов культурного наследия проведена на основе принципов и методов аналитического исследования с привлечением инструментов и средств математического аппарата.

исходя из особенностей формообразования и орнаментирования изделий, выделены классификационные группировки декора по зонам расположения внутри силуэтной формы, по видам структурно-графической композиции, типологии первичного элемента (прообраза) и принципам его преобразования, техническим приемам орнаментации. При разработке классификации преследовалась цель объединения в классы объектов на основе выявления однородных тектонических и декоративно-композиционных признаков. Информационные параметры, описывающие качественный уровень и свойства артефактов, определены в зависимости от семиотического содержания группировок классификации.

Результаты исследования объектов традиционной культуры, полученные в интегрированной графоаналитической системе, дают основания для проведения глубокого анализа творческого источника и разработки принципиально нового подхода к проектированию современных объектов экодизайна. В результате изучения геометрических закономерностей формообразования традиционного костюма

установлена комплементарность жизненно важных зон топографической анатомии и зон акцентирования (орнаментации) костюма.

Такая обширность культурной проявленности, включенность в исследователь -ский процесс большого количества дисциплин создают определенную сложность научной систематизации знаний в процессе выстраивания всех аспектов культурной репрезентации как целостной системы. Применение системного подхода как направления методологии научного познания XX - нач. XXI в. означает совокупность методов научного исследования на основе использования современных технических средств.

Логическая структура этапов разработки и обоснования механизмов репрезентации культурного наследия охватывает искусствоведческую, экспериментально-графическую, проектную части. В соответствии с логикой проведения теоретического и аналитического исследования рассмотрены взаимосвязи ее элементов формы традиционного костюма, в частности орнаментальные композиции. Орнамент как часть формы согласован с конструкцией и назначением изделия, его выразительные качества зависят от свойств материалов и технологии изготовления. Характеристика типовых вариантов расположения орнамента позволяет выделить каноны формообразования артефактов. В теории дизайна костюма структурные соотношения формы и декора, динамика их изменений рассматриваются с позиций цикличности и проявления законов зрительного восприятия - возникающих иллюзий зрения (Т.В. Козлова, Г.И. Петушкова). Процедура поэтапного изучения и фиксирования орнамента позволяет установить наличие или отсутствие особых единичных образцов композиционной структуры. Полученные информационно-графические массивы дают основания для идентификации и разделения артефактов различных культурных и этнических традиций, определения их места в истории материальной культуры.

Орнамент рассматривается как целостный объект исследования, обладающий многообразными типами связей элементов. Установлено, что в орнаментальном искусстве синтезируется ряд взаимосвязанных характеристик, что приводит к вы -явлению функциональных задач орнамента. К основным классификационным признакам орнамента относят происхождение, назначение, содержание, технические приемы орнаментации, состав и особенности мотивов, композиционные приемы.

Типология орнаментальных элементов определена методом последовательного выделения множества признаков, их классификации и ранжирования по степени значимости при формировании декора, по характеру взаимосвязи между основными признаками с учетом материала и техники выполнения. Дальневосточный орнамент по геометрическим признакам относится к криволинейному, пластические элементы орнамента имеют сходство с биоформами животного и растительного происхождения, представляющими особый интерес для исследования параметрических характеристик элементов, выявления закономерностей структурного построения орнаментальных мотивов, их систематизации с использованием математического аппарата.

Уровень жизнеобеспечения в системе экологической культуры формируется на основе принципов сохранения целостности и сбалансированности взаимодействия человека и окружающей природной среды, рационального использования природного сырья и материалов. Защитная функция одежды от неблагоприятного воздействия внешних факторов выражается в использовании материалов, отвечающих эксплуатационным требованиям и соответствующих климатическим условиям данного региона. Особенную охранительную, магическую, сакральную функцию в объектах культурного наследования выполнял орнамент, в композиционной структуре которого и зонах расположения в костюме реализовано материально-графическое начало мифологических знаний и образов. Заслуживает всестороннего изучения и использования в современных условиях система народных знаний, приемов оздоровления и регуляции жизнедеятельности организма человека.

В социокультурном пространстве востребованы интерактивные технологии, включенность широкой зрительской аудитории в процессы информационного обмена, творческой коммуникации. Анализ состояния проектной культуры Дальневосточного региона России, включая музеи, библиотеки, выставки современного искусства, рекламу, дизайн, выявил отсутствие условий для создания цельной экологически направленной инфраструктуры. Опыт и результаты совместных теоретических разработок с представителями научных, социальных, учебных учреждений и организаций показали перспективность данного направления развития экологического дизайна. Апробация методики репрезентации объектов культурного наследия проведена в условиях выполнения проекта экомузея «Клио» (о. Попова), проектов Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева, студенческого театра «Пигмалион» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток), хоровых и танце -вальных фольклорных коллективов Приморского края.

репрезентация культурного наследия выстраивается на основе комплексного подхода к созданию художественно-эстетического образа, использования биологических законов гармонизации, тектонических свойств материалов, средств формообразования и приемов орнаментации. В практической деятельности требуются специальные аналитические навыки распознавания признаков объемно-пространственной структуры, средств их гармонизации, способов акцентирования композиционного центра, прогнозирования и моделирования динамики развития и восприятия формы. В дальнейшей творческой деятельности полученное образование приводит к осознанному применению системы профессиональной базовой экспертной оценки визуальной информации, формирует навыки критического самоанализа и обоснованного выбора дизайнерских методов работы.

Очевидно, эволюционное развитие метамодернизма становится возможным на основе реализации теоретического предположения, сформулированного в работах В.Г. Арсланова, И. Пригожина, И. Стенгерса, М. Лифшица о гармоничном взаимодополняющем сочетании противоположных полюсов естественно-научной картины мира и возможностей самопорождения, спонтанного развития жизни, искусства, дизайна [2, с. 30-31]. Необходимо уделять особое внимание психофизиологическим

факторам комфортного существования человека с учетом информационно-биоэнергетических компонентов окружающей среды. Метамодернизм ориентирован на развитие зоны взаимодействия общества и природы, создание условий для интеграции различных видов творческой, интеллектуальной, экологической деятельности, что способствует восстановлению коммуникативных и репрезентативных функций проектной культуры, способствует повышению региональной конкурентоспособности.

В сферу современных научных исследований входит вопрос об адаптации и трансформации методологических подходов искусствометрии для прогностического анализа возможностей проектной культуры. Познание предполагает комплексный экспериментальный анализ различных количественных и качественных признаков артефакта, в результате которого могут быть выявлены суть изучаемого объекта, возможности его дальнейшей трансформации и адаптации в новых объектах проектной культуры [2, с. 57; 16]. Прогнозирование направлений проектного формообразования и экспериментальные поиски представлений о социокультурной и художественно-эстетической значимости новых форм объектов дизайна осуществляются в исследовательском энвайронменте (англ. «environment» - окружающая среда), который представляет собой инсталляцию в заданных условиях природной или искусственной среды [1, с. 24; 26, с. 120]. Арт-объекты костюмного энвайрон-мента (wearable art) служат важными элементами экологических, политических и социальных акций (Ванкувер, Канада «Wearable Art Awards», Новая Зеландия «WOW 2010»). Экологический костюмный энвайронмент, прежде всего, направлен на решение проблем экологии человека путем создания выразительных художественно-эстетических образов, использования натуральных материалов и создания условий для гармоничного взаимодействия организма человека с окружающей средой. Костюмный энвайронмент демонстрирует различные формы репрезентации человеческого тела: соединение людей в целостный объект при помощи деталей одежды; использование проекций различных частей и внутренних органов организма человека; создание текстильных скульптур в форме платьев, соотносимых с человеческим ростом [26, с. 120-124].

Современная проектная культура получает развитие как результат интуитивно -го поиска креативных решений с использованием закономерностей циклического развития модных тенденций. Прогнозы формируются на основе детерминированных взаимосвязей социокультурных приоритетов, внешних факторов среды и наиболее существенных признаков объекта прогнозирования. Источниками информации для интуитивных методов прогнозирования служат индивидуальные и коллективные экспертные оценки, вербальные и невербальные данные, получаемые в процессе общественных и личностных коммуникаций [17; 18].

В прогнозировании тенденций развития метамодернизма применяется метод экстраполяции, основанный на развитии ранее установленных закономерностей, которые автоматически используются в дальнейшей репрезентации объекта прогнозирования. Применение методов эвристики, логического моделирования, прогнозирование тенденций репрезентации новых объектов по аналогии явля-

ются на сегодняшний день базовыми и наиболее результативными для развития авторского подхода [18; 19, с. 341-358]. Целенаправленное использование методов аналогии и ассоциации в процессе формообразования и репрезентации объектов экодизайна костюма направлено на гармонизацию образа человека и окружающей креативной среды. Комбинаторный поиск вариантов трансформации природных структур, архетипических форм и символов способствует совершенствованию интуитивно-эмоциональной и интеллектуальной деятельности, переосмыслению роли культурно-исторических ценностей в современном дизайне. В период мета-модернизма преобладают индивидуальные методы прогнозирования (аналитический, анкетирование, построение сценариев и генерация идей) объектов проектной культуры с целью сохранения, пропаганды, переосмысления и репрезентации культурно-исторического наследия.

Быводы и научная новизна

В настоящее время антропологический подход является отличительной особенностью экодизайна: выявлена необходимость согласованного решения комплексных задач экодизайна современного костюма и экологии человека. Решение экологических проблем и рациональные преобразования предметной среды производятся, прежде всего, с целью улучшения психосоциальных условий существования человека и обеспечения его жизненно важных потребностей.

Этапы реализации концепций экодизайна формируются в зависимости от конкретной цели и накопленного в социуме практического опыта, который используется и переосмысляется с учетом интеграции теоретических знаний, когнитивной и творческой деятельности. Различные формы репрезентации культурного наследия опираются на предшествующий опыт сосуществования человека и природы, выраженный в конкретных археологических и этнонациональных артефактах.

В общем виде стратегии экодизайна направлены на формирование системного подхода в проектной деятельности на основе укрепления междисциплинарных связей и экологического (ноосферного) мышления. Формирование концептуальных основ экодизайна в настоящее время осуществляется с учетом приоритета гуманитарных и экологических ценностей, экологической этики, нового уклада и качества жизни, основанного на коэволюции человека и природы [14, с. 233].

экодизайн обеспечивает психофизиологический комфорт за счет применения средств визуальной гармонизации искусственной предметной среды, а также на основе использования композиционных законов согласованного взаимодействия элементов или достижения образных ассоциаций с экологически благоприятными объектами природного происхождения. Дальнейшая конкретизация ориентиров экологического проектирования связана с развитием стратегий репрезентации культурного наследия. экодизайн является качественно новым продуктом ноосферы, результатом познавательной, творческой, производственной деятельности и научного знания о взаимодействии между обществом и природными формами движения материи.

результаты изучения традиционного костюма и воспроизводства эстетического идеала в объектах экодизайна костюма как формы репрезентации культурного наследия внедрены в методологию преподавания дисциплин «История костюма», «Проектирование костюма», «Методология дизайн-проектирования костюма» для студентов по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Дизайн костюма». Апробация методики репрезентации объектов культурного наследия проведена в условиях выполнения проекта экомузея «Клио» (о. Попова), реконструкция объектов традиционного костюма проведена в процессе создания коллекций моделей одежды для студенческого театра «Пигмалион» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток), хоровых и танцевальных фольклорных коллективов Приморского края.

Таким образом, появление концепции метамодернизма демонстрирует зарождение высокотехнологичной экологической культуры и необходимость формирования экологического сознания. Концептуальные направления экологического проектирования отражают основные тенденции решения задач репрезентации культурного наследия в контексте общечеловеческих ценностей и социокультурных проблем.

1. Аронов В.Р. Современная теория дизайна //Проблемы дизайна - 5: сб. науч. тр. М.: Артпроект, 2009. С. 7-25.

2. Арсланов В.Г. Постмодернизм и русский «третий путь»: tertium datur российской культуры XX века. М.: Культурная революция, 2007. 656 с.

3. Белько Т.В. Природа. Искусство. Дизайн: моногр. / Тольятти: ТГУС, 2008. 189 с.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.

5. Гейл К., Каур Я. Мода и текстиль: рождение новых тенденций; пер. с англ. Т.О. Ежов; науч. ред. Т. В. Кулахметова. Минск: Гревцов Паблишер, 2009. 240 с.

6. Год экологии в России [Электронный ресурс]. URL: http://megabook.ru/artide/Год%20 экологии%20в%20России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Горюнов В. Метамодернизм и синкретика: попытка систематизации // Metamodernizm .URL: http://metamodernizm.ru/syncretism/

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2006. 511 с.

9. Даими Т. Проект иной творческой стратегии [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kultura.az/news/20110527052702341

10. данилова о.н. дальневосточный орнамент как культурно-исторический источник современного дизайна: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. 196 с.

11. Данилова О.Н. Функционально-эстетическое зонирование объектов экодизайна: монография. Владивосток: Дальнаука, 2011. 202 с.

12. Дизайн: ил. словарь-справочник / под общ. ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко; Моск. архит. ин-т (гос. академия). М.: Архитектура-С, 2004. 288 с.

13. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды // Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: сб. науч. трудов. М.: Изд-во ГАСБУ, 1997. С. 12-40.

14. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М.: Академия, 2003. 288 с.

15. Затулий А.И. Костюм рубежа третьего тысячелетия: семиотика, ассоциации, психоанализ. Владивосток: Дальнаука, 2005. 213 с.

16. Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / сост. и ред. Ю.М. Лотмана,

B.М. Петрова; 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 368 с.

17. Козлова Т.В., Заболотская Е.А., Рыбкина Е.А. Костюм. Теория художественного проектирования. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. 380 с.

18. Педрони М. От модного прогноза к кулхантингу // Новое литературное обозрение. 2012. № 24 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlobooks.ru/node/2195

19. Петушкова Г.И. Проектирование костюма. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

20. Сидоренко В.Ф. Идея проектной культуры // Проблемы дизайна - 6: сб. статей / отв. ред. В. Р. Аронов. М.: НИИ ТИИИ РАХ, 2011. С. 41-53.

21. Степучев Р.А. Проектный графический изобразительный язык. Основы теории проектирования костюма / под ред. Т.В. Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988.

C. 279-346.

22. Тимофеева М.А. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: Рос. гум. ун-т, 2006. 286 с.

23. Третьякова М.С. Возможности для переосмысления традиции в современной парадигме: «традиционные» паттерны и вычислительное проектирование // Архитектон: известия вузов. 2014. № 47 [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/2014_3/19

24. Третьякова М.С. «Эволюционное» морфогенетическое проектирование: возможности переосмысления традиции // Архитектон: известия вузов. 2014. № 48. URL: http://archvuz.ru/2014_4/19

25. Федоров А.А. литература постмодернизма конца хх века: человек в мире современной культуры // Вестник БашГУ 2011. № 4. Т. 16. С. 1223-1227.

26. Цветкова Н.Н. Особенности текстильного энвайронмента XXI в. // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 14-й междунар. науч. конф. / под ред. Н. М. Калашниковой. СПб.: СПГУДТ, 2011. С. 120-124.

27. Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры: учебное пособие. СПб.: Наука, 2010. 350 с.

28. Широковских М.С. Проблема интерпретации народного орнамента в промышленном текстиле // Архитектон: известия вузов. 2015. № 51. URL: http://archvuz.ru/2015_3/20

29. Kirby A. The Death of Postmodernism And Beyond // Philosophy now. Feb/Mar 2017 URL: https://philosophynow.org/issues/58/The_Death_of_Postmodernism_And_Beyond

© О.Н. Данилова, 2017

Для цитирования: Данилова О.Н. Природные и экологические основания дизайна как репрезентации взаимосвязи культурного наследия и проектного формообразования костюма // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 1. С. 200-219.

For citation: Danilova O.N. The natural and ecological foundations of design as a representation of the relationship between cultural heritage and costume design // Ibe Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2017. Vol. 9. № 1. P. 200-219.

Дата поступления: 17.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.