Научная статья на тему 'Проблемы обновления теоретико-методологического аппарата в исследовании экодизайна костюма народов российского дальнего Востока: синхро-диахронный контекст сравнений'

Проблемы обновления теоретико-методологического аппарата в исследовании экодизайна костюма народов российского дальнего Востока: синхро-диахронный контекст сравнений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION-CREATIVE SPACE / ETHNO-NATIONAL CULTURE / TRADITIONAL COSTUME / ETHNOSEMANTICS / ETHNOAND ECO-DESIGN / SYNCHRO-DIACHRONIC CONTEXT OF COMPARISONS / ИНФОРМАЦИОННО-КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / ЭТНОСЕМАНТИКА / ЭТНОИ ЭКОДИЗАЙН / СИНХРО-ДИАХРОННЫЙ КОНТЕКСТ СРАВНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каяк А.Б., Данилова О.Н.

В статье раскрывается смысловое содержание понятия «информационно-креативного пространства», используемого в качестве нового аналитического инструмента и средства обновления теоретико-методологического аппарата изучения феномена наследования этнокультурных ценностей, что особенно наглядно прослеживается на примере этнодизайна костюма коренных народов ДВ РФ. Подобные исследования в ХХI в. актуально значимы, исходя из острого интереса мирового социогуманитарного сообщества к механизмам и принципам сохранения системы традиционных ценностей и ее трансформаций в условиях тотальной глобализации и стремительной динамики процессов межкультурного взаимодействия народов мира, что требует синхро-диахроники контекста их сравнения. В сфере профессионального дизайн-образования данная проблематика исследована недостаточно, что подчеркивает необходимость внесения инноваций в область ее изучения и анализа как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Каяк А.Б., Данилова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF UPDATING THE THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPARATUS IN THE STUDY OF THE ECO-DESIGN OF COSTUMES OF THE PEOPLES OF THE RUSSIAN FAR EAST: SYNCHRO-DIACHRONIC CONTEXT OF COMPARISONS

The article reveals the semantic contents of a notion “informational and creative space”, which is used as a new analytical tool and means of updating theoretical and methodological apparatus of the study of the phenomenon of ethnic and cultural inheritance of values, which is especially clearly seen on an example of ethno-design of costumes of the indigenous peoples of the Far East of Russia. Similar studies in the XXI century it is important, based on the keen interest of the world socio-humanitarian community to the mechanisms and principles of preservation of the system of traditional values and its transformations in the conditions of total globalization and rapid dynamics of the processes of intercultural interaction of the peoples of the world, which requires synchro-diachronic context of their comparison. In the field of professional design education, this issue has not been sufficiently studied, which emphasizes the need to introduce innovations in the field of its study and analysis both at the theoretical and applied levels.

Текст научной работы на тему «Проблемы обновления теоретико-методологического аппарата в исследовании экодизайна костюма народов российского дальнего Востока: синхро-диахронный контекст сравнений»

2. Смирнова З.М. Использование принципа билингвизма при обучении в иностранной аудитории. Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2010; 3: 87 - 92.

3. Брыксина И.Е. Модель билингвального/ бикультурного языкового образования в высшей школе. Вестник ТГУ. 2010; Вып. 3 (83): 123 - 130. References

1. Gavrish L.F., Davydova N.N., 'Elen Byusson. Sozdanie sistemy bilingval'nogo razvitiya i obucheniya v usloviyah sovremennogo liceya. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2015; 3: 22 - 27.

2. Smirnova Z.M. Ispol'zovanie principa bilingvizma pri obuchenii v inostrannoj auditorii. Vestnik RUDN. Seriya Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2010; 3: 87 - 92.

3. Bryksina I.E. Model' bilingval'nogo/ bikul'turnogo yazykovogo obrazovaniya v vysshej shkole. Vestnik TGU. 2010; Vyp. 3 (83): 123 - 130.

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК 391+7.067

Kayak A.B., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Professor, Department of History of Art and Culture, Maritime State University n.a. Admiral G.I. Nevelskoy

(Vladivostok, Russia), E-mail: anneta.kayak@yandex.ru

Danilova O.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russia),

E-mail: odanilova@inbox.ru

PROBLEMS OF UPDATING THE THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPARATUS IN THE STUDY OF THE ECO-DESIGN OF COSTUMES OF THE PEOPLES OF THE RUSSIAN FAR EAST: SYNCHRO-DIACHRONIC CONTEXT OF COMPARISONS. The article reveals the semantic contents of a notion "informational and creative space", which is used as a new analytical tool and means of updating theoretical and methodological apparatus of the study of the phenomenon of ethnic and cultural inheritance of values, which is especially clearly seen on an example of ethno-design of costumes of the indigenous peoples of the Far East of Russia. Similar studies in the XXI century it is important, based on the keen interest of the world socio-humanitarian community to the mechanisms and principles of preservation of the system of traditional values and its transformations in the conditions of total globalization and rapid dynamics of the processes of intercultural interaction of the peoples of the world, which requires synchro-diachronic context of their comparison. In the field of professional design education, this issue has not been sufficiently studied, which emphasizes the need to introduce innovations in the field of its study and analysis both at the theoretical and applied levels.

Key words: information-creative space, ethnonational culture, traditional costume, ethnosemantics, ethno- and eco-design, synchro-diachronic context of comparisons.

А.Б. Каяк, д-р культурологии, проф. каф. истории искусства и культуры, Морской государственный университет им. Адм. Г.И. Невельского,

г. Владивосток, E-mail: anneta.kayak@yandex.ru

О.Н. Данилова, канд. техн. наук, доц. каф. дизайна и технологий, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток, E-mail: odanilova@inbox.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРТА В ИССЛЕДОВАНИИ ЭКОДИЗАЙНА КОСТЮМА НАРОДОВ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: СИНХРО-ДИАХРОННЫЙ КОНТЕКСТ СРАВНЕНИЙ

В статье раскрывается смысловое содержание понятия «информационно-креативного пространства», используемого в качестве нового аналитического инструмента и средства обновления теоретико-методологического аппарата изучения феномена наследования этнокультурных ценностей, что особенно наглядно прослеживается на примере этнодизайна костюма коренных народов ДВ РФ. Подобные исследования в хХ| в. актуально значимы, исходя из острого интереса мирового социогуманитарного сообщества к механизмам и принципам сохранения системы традиционных ценностей и ее трансформаций в условиях тотальной глобализации и стремительной динамики процессов межкультурного взаимодействия народов мира, что требует синхро-диахроники контекста их сравнения. В сфере профессионального дизайн-образования данная проблематика исследована недостаточно, что подчеркивает необходимость внесения инноваций в область ее изучения и анализа как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.

Ключевые слова: информационно-креативное пространство, этнонациональная культура, традиционный костюм, этносемантика, этно- и эко-дизайн, синхро-диахронный контекст сравнений.

Динамика процессов глобализации и дистанцированность людей от своих национальных традиций беспрецедентно актуализируют проблематику межкультурного взаимодействия и, тем самым, диктуют необходимость введения в ее исследование нового аналитического инструментария [1, с. 21; 2, с. 6]. Одним из таких инструментов является понятие многофункционального «информационно-креативного пространства» (ИКП), которое позволяет изучать онтогенез межкультурного взаимодействия [3]. За основу исследования взята идея «креативного кластера и креативного пространства», впервые разработанная коллективом авторов под руководством С. Эванса, В.Н. Княгинина и др. применительно к конкретным территориям, регионам и странам мира [4; 5, с. 73 -75]. Учитывая общенаучную значимость информационного подхода в условиях современности, в нашем исследовании тематики статьи понятие «креативного пространства» трансформировано в аналитических целях и выступает в новом методологическом качестве как ИКП. Сущностно универсальное по своей значимости, оно призвано оптимизировать поиски новой методологии анализа объектов этно- и экодизайна костюма различных этнонациональных культур, в том числе коренных народов российского Дальнего Востока, региона, в котором уделяется особое внимание проблематике сохранения самобытности и многообразия этих культур. Применительно к ней, понятие ИКП может помочь в комплексном исследовании выше обозначенных процессов межкультурного и меж-цивилизационного взаимодействия, а также в анализе ситуаций общения на институциональном, неформальном межгрупповом и межличностном уровнях, что немаловажно для вероятностного прогнозирования социокультурных последствий реализации творческих проектов [6] в современных условиях муль-тикультурализма и этнокультурного плюрализма, социальной напряженности,

информационной наполненности и содержательности создаваемой человеком окружающей среды [7, с. 88].

Исходные положения культурной (социальной) антропологии о единстве и многообразии культур, об исторической динамике социокультурных процессов и взаимопроникновении этнокультурных ценностей разных народов мира составляют основания для выявления факторов и механизмов, обусловливающих специфику этих процессов [8]. В рамках настоящего исследования акцент проставляется на художественно-эстетическое восприятие образа человека в традиционном и современном костюме, репрезентирующем специфику культурного обмена на информационно-семантическом уровне.

В ИКП особое внимание уделяется организации визуально-художественных коммуникаций, взаимообогащению средств формообразования костюма на основе взаимообмена культурных смыслов, а также выявлению механизмов трансляции этнонациональных образов в объектах современного этно - и эко-дизайна костюма. В коммуникативной среде и в любой сфере жизнедеятельности людей к объекту дизайна можно отнести практически любой арт-объект или промышленное изделие. При этом основными составляющими объекта дизайна костюма являются образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность [9, с. 58 - 59, 64, 128, 171]).

Что касается сферы этно- и экодизайна современного костюма, то, учитывая пристальное внимание мировой общественности к ДВ РФ и странам АТР, вполне обоснован интерес социогуманитарного сообщества, как к механизмам и принципам культурного наследования этнонациональных ценностей автохтонных народов российского ДВ, так и к средствам формообразования, обусловленным процессами трансформаций в ситуации межкультурного обмена и используемым

в настоящее время носителями этнонациональных культур данных народов и профессионалами в сфере дизайна костюма.

В связи с этим обстоятельством, на первый план в определении роли интегрированного ИКП в межкультурном взаимодействии выдвигается ряд задач, продиктованных необходимостью создания нового методологического аппарата и аналитического инструментария, что позволит проводить исследование данных процессов на микроуровне:

- сформулировать понятие ИКП этно - и экодизайна костюма в целях микромасштабного исследования данной тематики;

- обосновать преимущества информационно-семантического среза исследований возможностей ИКП применительно к проблеме межкультурного творческого взаимодействия различных этнонациональных групп в сфере дизайна костюма;

- обосновать художественно-эстетические особенности традиционного костюма как формы репрезентации его функций, естественных этномировоззрен-ческих представлений, жизненно важных ценностей и механизмов адаптации носителей каждой из этих культур к условиям окружения и, более конкретно - к экологической его составляющей;

- выявить типовые (инвариантные) композиционные схемы традиционного костюма различных этнонациональных сообществ ДВ региона для визуального распознавания образа;

- обосновать специфику традиционного костюма (объектов протодизайна) в качестве модели мироздания и базовой установки для проектирования и гармонизации формообразующих средств артефактов и объектов этно- и экодизайна современного костюма;

- выявить принципы и механизмы данных интегративных процессов в визуальной области художественной коммуникации.

Представляется, что применение методов компаративистики в процессе решения поставленных задач позволит также, как и в образцах этнонациональной музыки, выявить универсальное и особенное в приемах формообразования традиционного костюма, этно- и экодизайна костюма - артефактов, произведенных носителями этнонациональных культур ДВ и/или профессиональными дизайнерами. Опора на семантику традиционного орнамента в синхронно-диахронном контексте сравнения может способствовать выявлению функционального назначения в ИКП новых объектов этнодизайна костюма коренных народов ДВ РФ.

Следует подчеркнуть, что в аналитических целях в данное исследование введен термин «функционально-эстетическое зонирование костюма» (ФЭЗК), расширяющий понятийно-терминологический аппарат дизайна [10]. Этот термин представляет собой некую трансформацию распространенного в сфере дизайна термина «функциональное зонирование», смысл которого сводится к декомпозиции единого пространства и локализации каждого из его композиционных средств [9, с. 147]. Термина ФЭЗК позволяет выделить и идентифицировать принадлежность микродеталей целостности традиционного костюма на этноге-нетическом уровне, а также изменений средств формообразования костюмного комплекса (цвет, орнамент, материал, технологии производства и проч.) в процессе межкультурного и межцивилизационного взаимодействия коренных народов российского ДВ с носителями других культур мультикультурного регионального пространства.

Образ человека в традиционном костюме может рассматриваться как результат синтеза антропологических особенностей, эстетического идеала конкретного этноса, адаптации формы костюма к социокультурным и природно-климатическим условиям среды обитания. Изучение традиционного кроя, схем ФЭЗК, изобразительных элементов орнамента позволяет выявить существенные признаки традиционного формообразования объектов протодизайна костюма, определить их назначение в системе связей с окружением [11 - 13]. Следует отметить, что в этно- и экодизайне современного костюма особое внимание уделяется методам создания композиционной целостности и художественно-эстетической привлекательности нового образа человека. Ценность нового произведения в данной сфере определяется широтой диапазона знаковых систем, задействованных при создании художественного образа. Диахронный срез интерпретации традиционных стилевых форм приобретает особое значение исходя из принципа совместимости разновременного опыта творческой деятельности.

Современная стратегия экодизайна костюма направлена на решение комплексных проектных, образовательных, производственных и коммуникативных задач, обусловленных актуальными экологическими проблемами. В контексте развития художественных коммуникаций в ИКП ДВ региона России задачи проектной культуры экодизайна направлены на выявление традиционных механизмов культурного наследования и создание новых, а также формирование наглядных представлений о современной интерпретации традиционных ценностей.

Универсальные принципы художественного мышления и ФЭЗК сформировались в процессе эволюции традиций, выступающих в качестве свода правил и руководящей основы последовательной фиксации элементов структуры жизненно важной информации в диахронике их сравнения. Визуальное восприятие традиционного костюма, его силуэтной формы, цветовой гаммы, орнамента, конструктивно-декоративных членений, а также других воплощений эстетического канона, обусловленного антропоморфными особенностями носителя этнической культуры, является неотъемлемой частью художественного опыта его личности и культурно-исторической памяти этноса [10]. Следует отметить, что формообра-

зующие признаки традиционного костюма содержат смысловую и информационную составляющие изначально бесписьменной культуры коренных народов российского ДВ. В проектной культуре настоящего времени создание художественно-эстетического образа человека в этно- и экомодифицированном костюме представляет собой творческий процесс создания концептуального образа, как носителя информации.

Что касается проектирования структуры и функций каждого из элементов ИКП, то оно осуществляется специалистами в области дизайна с учетом динамики геополитических процессов, международного права и экономики, тенденций экологических исследований, достижений мировой культуры и искусства. На прикладном уровне основные задачи функционирования ИКП направлены на стимулирование творческого саморазвития личности, на создание условий для решения актуальных проектных задач этно- и экодизайна с учетом соблюдения принципа прямой и обратной связи дизайнеров с населением, что само по себе повышает их профессиональную ответственность за качества производимой продукции, полученные результаты и вероятностно прогнозируемые социокультурные последствия внедрения их в практику [10, с. 166 - 175]. Между представителями различных сегментов ИКП происходит прямое общение в режиме реального времени, возникают информационные связи, непосредственно влияющие на коммуникативные процессы [14].

ИКП экодизайна костюма в ДВ регионе России можно рассматривать как динамичную зону межкультурного взаимодействия представителей различных этнонациональных сообществ его коренных народов, населения славянского происхождения, этнических мигрантов, туристов из ближнего и дальнего зарубежья. В дихотомичных условиях глобализации, выдвигающих на первый план проблему сохранения этнонациональной самобытности народов мира, возникает необходимость в реконструкции средств формообразования традиционного или национального костюма в объектах современного этно- и экодизайна костюма, а также в рекламных образах.

ИКП экодизайна костюма является зоной эмоционального воздействия зрительно воспринимаемых образов человека, на уровне формирования визуальных кодов и художественных систем. Эволюция семантики традиционного костюма осуществляется в определённых стилевых рамках, ограниченных возможностями технологии и особенностями материалов для одежды. В процессе проектирования объектов экодизайна современного костюма обычно используется стилеобразующие признаки, характерные для традиционного искусства. Обращение к универсальным композиционным схемам и визуальной символике этнонационального культурного наследия в экодизайне костюма позволяет исключить те риски инновационных творческих решений, которые могут вероятностно определить негативные социокультурные последствия в деле сохранения этнонациональной культуры коренных народов ДВ России и их культурного наследия.

Успешное межличностное общение людей в процессе восприятия объектов этно- и экодизайна костюма обеспечивается средствами формообразования костюма, целенаправленного использования методов анализа и синтеза в выборе общественно значимой визуальной информации. Дизайнеры костюма демонстрируют свою готовность к расширению пространства художественной коммуникации и к исследованиям данной проблематики в микромасштабном измерении посредством обращения к актуальным визуальным символам и ценностям традиционной культуры, глубокого их изучения на информационно-семантическом уровне. При этом следует отметить неизбежное влияние современных технологических возможностей на качество полученных художественных решений этно- и экодизайна, а также появление совершенно других материалов в сфере производства современного костюма.

Практика показывает, что культурно-историческая трансформация архети-пических кодов традиционного костюма в объектах современного этно- и экоди-зайна оказывает негативное влияние на целостность визуального восприятия, разрушая композиционные связи вновь создаваемых орнаментальных сюжетов на уровне этносемантики. Современные проекты ФЭЗК, представляя собой модификацию традиционных иконографических значений отдельных элементов композиции орнамента, тем не менее, остаются в пределах этносемантических полей.

В результате проведенного компаративистского анализа эколого-адаптаци-онных факторов и средств композиционного формообразования традиционного костюма, всех видов содержания артефактов этно- и экодизайна костюма установлено, что определяющую роль в осуществлении процессов межкультурного взаимодействия играют средства гармонизации образа человека в костюме, сформированные на уровне информационной этносемантики. Проведение анализа с учетом средств формообразования обеспечивает микроуровень рассмотрения данных интегральных процессов, таких как непрерывность взаимосвязи социокультурной практики в пространстве жизнедеятельности этносов и универсальных антропометрических структурных схем и механизмов, обеспечивающих ФЭЗК, выступающего в качестве модели мироздания и системы средств взаимосвязи человека с окружением, специфичной для каждого этнонационально-го сообщества. При этом заслуживает особого внимания следующее: ИКП как инструмент анализа позволяет выявить мельчайшие изменения функционально-эстетического зонирования этнонационального костюма, происходящие в процессе межкультурных коммуникаций. Тем самым, в современных условиях

функционирования ИКП исследователю в процессе обновления понятийно-категориального аппарата представляется возможность микромониторинга инверсии образа человека в традиционном костюме в рамках эмоционально-когнитивной эмпатийности реципиента, а также в ходе наблюдения «актерского перевоплощения» представителей современных творческих сообществ и театральных коллективов на различных мероприятиях (фестивалях, конкурсах, выставках).

Следует подчеркнуть, что, как уже было сказано выше, термин ИКП, помимо аналитической функции, приобретает в наши дни и прикладную значимость, что подтверждается реализацией культурно-образовательных проектов экодизайна современного костюма (для экспозиций ПГОМ им. В.К. Арсе-ньева, для демонстрации коллекций студенческого театра моды «Пигмалион» ВГУЭС, для постановок танцевального ансамбля пос. Красный Яр Пожарского района Приморского края и проч.), направленных на визуализацию интерпре-

Библиографический список

тируемых архетипических образов и быстро распознаваемых элементов традиционного костюма носителей культур коренных народов дальневосточного региона РФ.

Позитивные результаты изучения процессов межкультурного взаимодействия коренных народов ДВ РФ подтверждают инструментальность предлагаемого в статье методологического аппарата и универсальность предложенных аналитических средств, используемых в исследовании данных интегральных процессов в ИКП этно- и экодизайна костюма в сфере художественных коммуникаций. Проведенное исследование содействует окончательному закреплению выводов о неразрывности процессов этнокультурной динамики, активизации межкультурного и межцивилизационного взаимодействия этих народов, как между собой, так и с другими представителями населения многонационального российского Дальнего Востока и стран АТР

1. Соловьева А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа. Архангельск: КИРА, 2009.

2. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. Москва: Государственная академия славянской культуры, 2006.

3. Данилова О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна. Дизайн и технологии. 2011; 19 (61): 9 - 19.

4. Evans S. Creative Clusters. Available at: http://creativeclusters.com/?page_id=701

5. Княгинин В.Н. Культурная индустрия в пространстве города. 60 параллель. 2009; 2 (33): 68 - 77.

6. Орлова Э.А. Теоретические основания изучения социального взаимодействия. Обсерватория культуры. 2008; 1: 4 - 13.

7. Орлова Э.А. История антропологических учений. Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2010.

8. Каяк А.Б. Межкультурные и межцивилизационные закономерности и механизмы развития музыкального взаимодействия. Полигнозис. 2008; 2: 105 - 124.

9. Дизайн: ил. словарь-справочник. Москва: Архитектура-С, 2004.

10. Данилова О.Н. Функционально-эстетическое зонирование объектов экодизайна. Владивосток: Дальнаука, 2011.

11. Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX -XXвв. Санкт-Петербург: Наука, 1995.

12. Старцев А.Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе. Владивосток: Дальнаука, 2017.

13. Подмаскин В.В. Народные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов: проблемы этногенеза и этнической истории. Владивосток: Дальнаука, 2006.

14. Петренко М.А. Этнопедагогика как средство воспитания духовно-нравственной личности. Международный журнал экспериментального образования.2016; 7: 24 - 28.

References

1. Solov'eva A.N. 'Etnichnost'i kul'tura: problemy diskurs-analiza. Arhangel'sk: KIRA, 2009.

2. Kuchmaeva I.K. Social'nye zakonomernostii mehanizmy nasledovaniya kul'tury. Moskva: Gosudarstvennaya akademiya slavyanskoj kul'tury, 2006.

3. Danilova O.N. Informacionno-kreativnoe prostranstvo regional'nogo 'ekodizajna. Dizajn i tehnologii. 2011; 19 (61): 9 - 19.

4. Evans S. Creative Clusters. Available at: http://creativeclusters.com/?page_id=701

5. Knyaginin V.N. Kul'turnaya industriya v prostranstve goroda. 60parallel'. 2009; 2 (33): 68 - 77.

6. Orlova 'E.A. Teoreticheskie osnovaniya izucheniya social'nogo vzaimodejstviya. Observatoriya kul'tury. 2008; 1: 4 - 13.

7. Orlova 'E.A. Istoriya antropologicheskih uchenij. Moskva: Akademicheskij Proekt; Al'ma Mater, 2010.

8. Kayak A.B. Mezhkul'turnye i mezhcivilizacionnye zakonomernosti i mehanizmy razvitiya muzykal'nogo vzaimodejstviya. Polignozis. 2008; 2: 105 - 124.

9. Dizajn: il. slovar'-spravochnik. Moskva: Arhitektura-S, 2004.

10. Danilova O.N. Funkcional'no-'esteticheskoe zonirovanie ob'ektov 'ekodizajna. Vladivostok: Dal'nauka, 2011.

11. Kocheshkov N.V. Dekorativnoe iskusstvo narodov Nizhnego Amura i Sahalina XIX -XX vv. Sankt-Peterburg: Nauka, 1995.

12. Starcev A.F. 'Etnicheskiepredstavleniya tunguso-man'chzhurov oprirode iobschestve. Vladivostok: Dal'nauka, 2017.

13. Podmaskin V.V. Narodnye znaniya tunguso-man'chzhurov i nivhov: problemy 'etnogeneza i 'etnicheskoj istorii. Vladivostok: Dal'nauka, 2006.

14. Petrenko M.A. 'Etnopedagogika kak sredstvo vospitaniya duhovno-nravstvennoj lichnosti. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya.2016; 7: 24 - 28.

Статья поступила в редакцию 30.11.18

УДК 378.016

Kudrin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: kudrin008@yendex.ru

Silakova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: sergei_silakov@mail.ru

Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: tana_24@mail.ru

TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AS TEACHERS-ORGANIZERS OF BASICS OF LIFE SAFETY. The article analyzes a level of readiness for future professional activity of the teacher-organizer of the basics of life safety of bachelors of education. The research describes a course "Introduction to the profession" developed by the authors through the characteristics of the contents of lectures and practical classes in the discipline, as well as the contents of the invariant and variable independent works of bachelors, highlights the methodological conditions for the implementation of independent activities of bachelors, aimed at the formation of readiness to carry out their professional activities in the field of life safety.

Key words: teacher profession, job analysis, teacher-organizer OBZH, bachelor of life safety, independent work of students.

А.А. Кудрин, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: kudrin008@yendex.ru

О.В. Силакоеа, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: sergei_silakov@mail.ru

Т.А. Спицына, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: tana_24@mail.ru

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье анализируется подготовка бакалавров образования к будущей профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности; описывается разработанный авторами курс «Введение в профессию» через характеристику содержания лекционных и практических занятий по дисциплине, а также рассматривается содержание инвариантной и вариативной самостоятельных работ бакалавров, выделяются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.