УДК 502
Н.Н. ДЕМИДОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail:[email protected] Э.Н. БАТАЛОВА, президент издательства «Алматыкитап» г. Алмаата, республика Казахстан
Г.С. КАМЕРИЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail:[email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ УРБОДИЗАЙН: КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ 1
N. N. Demidova, E.N. Batalova, G. S. Kamerilova
MODERN URBODIZAYN: CULTURAL AND ECOLOGICAL VECTOR OF DEVELOPMENT
В статье рассматриваются теоретические основы развития экологического дизайна как проектного освоения культурно-экологических реальностей урбанизированной среды крупного города, отличающейся особой остротой проявления всех экологических проблем. Аргументируется актуальность средового подхода, методологический контекст которого отражает главную позицию - «человековключенности» - неразрывной целостности человека и среды. Раскрывается потенциал экологического дизайна как способа реализации экологического подхода в дизайне городской среды с целью гармонизации отношений в урбосистеме «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека. В контексте комплементарной стратегии освоения среды города обоснованы ведущие мировоззренческие идеи, принципы и функции развития экологического дизайна, реализующие коэволюционную траекторию устойчивого развития, подходы постнеклассической науки и постмодернизма через расширение познания за счет рациональных и иррациональных способов, нелинейности процессов мышления, дискурсивности, художественного творчества.
Ключевые слова: урбодизайн, экологический дизайн, культурно-экологический подход.
Abstract. The article discusses the theoretical basis of the environmental design development as project assimilation of cultural and environmental realities of a large city urban environment, which is characterized by acute manifestation of all environmental problems. The relevance of environmental approach is reasoned, methodological context of which reflects the main position -"human-inclusion" - an inseparable integrity of the person and the environment. The potential of environmental design is revealed as a way of implementing an environmental approach to the design of the urban environment in order to harmonize relations in the urban system "man - nature" and include the responsibility of a man into them. In the context of complementary strategies for the development of the city environment the leading philosophical ideas, principles and functions of ecological design, implementing a co-evolutionary path of sustainable development, approaches of postnonclassical science and postmodernism through the expansion of knowledge by rational and irrational methods, nonlinear processes of thinking, discourse, artistic creativity are justified.
1 * Подготовлено в рамках научно-исследовательского проекта «Теория и методология исследований экодизайна урбанизированной среды мегаполиса:научно-образовательный дискурс», выполняемого НГПУ им. К.Минина в рамках государственного задания на оказание услуг №214/362
Keywords: design of the urbanized environment, ecological design, cultural and ecological approach.
Глобальные тенденции урбанизации, определившие бурный рост городов и городского населения, привели к формированию особой среды жизни современного человека - урбанизированной среды. Воплощая мощь и культуру человеческого сообщества, урбанизированная среда формируется под влиянием многих факторов, среди которых М.С.Коган выделяет:1) природный ландшафт; 2) социальный статус города - характеристика основных функций;3) исторически сложившаяся архитектура;4)эстетически художественная совокупность признаков, отражающих культуру города в самом широком ее смысле [5].
В общем виде ландшафт представляет собой природный, генетически однородный территориальный комплекс, для которого характерны единство геологического строения, определенный тип рельефа, климата, биоты. Функциональная роль города оказывает существенное значение на степень трансформации естественного природного комплекса. Особенностью городской среды является замещение природных ландшафтов рукотворными, возникшими как стихийно, так и в результате целенаправленной деятельности самого человека. Антропогенно преобразованный городской ландшафт, в котором проживает современный человек, принципиально отличается от природного, того, где прошла большая часть его естественной истории. Изменились естественные формы, видовой состав живой природы, ее звуки, запахи, что с течением времени привело к перевороту в экологическом сознании горожан [7].
Существует распространенное мнение, что природа воспринимается городскими жителями в расчлененном виде, существующая исключительно за городской чертой, и человек отчужден от нее. Не разделяя данную позицию, мы убеждены, что человек как часть природы и социума, неразрывно связан с ними, независимо от места своего проживания. Городская природа, отличаясь от сельского ландшафта, тем не менее, представляет собой взаимосвязанное единство абиотической среды и биоты, хотя и видоизмененное. Более того, в основе экологического восприятия, сознания и культуры горожан лежит объединенное в одно целое как естественных, так и рукотворных явлений урбанизированной среды. Великие достижения, совершенные в области формирования облика города, стали органической частью среды жизни человека, так же, как и естественный ландшафт. Преобразованные Воробьевы горы в Москве, Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге, Нижегородский откос, обилие воды журчащих в густой зелени Алмааты являются не менее величественной картиной для человека, чем «зеленое море тайги», грандиозные вершины гор Заилийского Алатау, широта степей. Чувство искреннего восхищения возникает как при встрече с грандиозными вершинами Кавказских гор, так и панорамой Парижа.
Понимание единства и взаимосвязи естественной и рукотворной природы расширяет объем содержания экологической культуры, увеличивает возможность решения многих проблем устойчивого развития городов [3].
Человек, как полагает В.Франкл, помимо других потребностей, обладает глубоким внутренним врожденным стремлением придать своей жизни как можно больше смысла, то есть действовать в своей жизни в соответствии со значимыми для него ценностями. В условиях обострения урбоэкологических проблем жизненно важными становятся экологические ценности, включающие качество среды жизни. Приоритет при этом в современных исследованиях отдается экологическому дизайну урбанизированной среды.
Категория урбодизайна широко обсуждается в научной литературе как особое направление, соответствующее средовому подходу [8]. Культурно-экологический вектор его развития рассматривается нами в качестве эффективного инструментария реализации культурно-экологического подхода в дизайне с целью гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.
Представляя новое направление в культуре, экологический дизайн выступает как специфическое художественное творчество, основанное на строгой научной методологии. Дизайн урбанизированной среды развивает, завершает и дополняет архитектурно -планировочные градостроительные решения, обеспечивая ее своеобразную экологическую «аранжировку». Именно дизайн с его творческим потенциалом, по мнению А. Бранци, является сегодня режиссером градостроительного повествования, в котором человек выступает в качестве нового «активного героя», ответственного за качество среды своей жизни.
Культурно-экологическая ориентация дизайна среды предполагает органический синтез образного и научного системного подходов, вносящего в среду новые социоэкокультурные смыслы, объединяющие исторически сложившееся архитектурное пространство и мир современного человека. Экологический дизайн среды города обеспечивает сочетание традиций в виде объектов культурного и природного наследия и прогностические тенденции будущих форм культурного экологически безопасного проживания в урбанизированной среде. Происходит обогащение среды особыми средоформирующими компонентами - экологическими арт-объектами, олицетворяющими природные образы (дерево, волна). Одной из ярких форм синтеза дизайна, архитектуры и градостроительства стало развитие суперграфики, отличающейся особой сюжетной направленностью.
В эстетике постмодернизма главными становятся тенденции смешения стилей разных эпох и национальных субкультур, интернациональных течений (граффити, поп-арт, минимальное искусство, конструктивизм и др.).
В исследованиях К.А.Кондратьевой обращается внимание на главную идею культурно-экологического вариант дизайна - воссоздания в облике среды, ее социально-функциональном устройстве, стиля и образа жизни, которые свойственны той или иной региональной этнокультурной традиции, экокультурной идентичности и своеобразия, которые органично вплетаются в современный облик ее художественного проектирования. В этой связи автор выделяет три основных аспекта: ландшафтно-средовый, предметно-пространственный, структурно-образный, совмещающие в себе художественное и техническое начала [6]. Отметим сопряженность аспектов создания экокультурного своеобразия среды с выделенным М.С.Коганом комплексом факторов ее формирования.
Ландшафтно-средовый аспект определяется идеями природосообразности и культурного ландшафта, пространственными природными особенностями местности и предполагает максимально-полное и в то же время деликатное проектное освоение природной среды. На смену альтернативной стратегии освоения, в целом отвечающей идеям «покорения природы» и основанной на жестком противостоянии, конфронтации, технократизме, приходит комплементарная стратегия, которая опирается на глубокое восприятие уникальности местоположения, «превращающее кусок земного пространства в место исторической жизни людей» (М.М.Бахтин). Символизирующая открытость; основанная не на противопоставлении разных позиций, а на их взаимодополняемости комплементарная стратегия направлена на равноправное сосуществование различных подходов и стилей, снятие жесткой напряженности и увеличение человечности в среде. Такая культурная среда может быть воспринята только изнутри нее самой и познана погруженным в нее осваивающим сознанием. Идеология «человековключенности» основана на компромиссах и диалоге. В наибольшей степени реализуется в проектах ландшафтной архитектуры и экологического дизайна.
Предметно-пространственный аспект отражает взаимосвязь образа жизни и предметно-пространственной среды как материальной культуры. Урбанизированная среда исторична и хранит в себе образы и уклады жизни различных исторических эпох («историческая многослойность городской среды» (А.Э.Гутнов), обнаруживая генетическую память. Она впитывает исторические наслоения предметного мира и художественных форм,
наглядно и естественно обеспечивая при этом их единство. Города - живая летопись истории. Так, в современном Нижнем Новгороде гармонически сочетаются функционально-значимые и художественные объекты разных исторических эпох, выполнявших доминирующие функции и имеющих художественную ценность: крепость на границе Российского государства - Нижегородский кремль; крупный торговый центр -Нижегородская ярмарка; мощный центр индустриализации - Горьковский автозавод; полифункциональный центр - Кремль, ярмарка, ГАЗ, существующие в новом контексте; строящийся стадион для проведения чемпионата мира по футболу в 2018г., одна из наиболее протяженных канатных дорог, метро.
Структурно-образный аспект показывает органическую связь с традиционной культурой и системой ценностей. Это, прежде всего, возрождение ценностей традиционной модели деятельности, в которой в синкретическом единстве сосуществует духовная и материальная основа, создается тесная связь художественного творчества и материальных потребностей. Находит отражение в разнообразных направлениях художественного творчества.
Высокое предназначение урбоэкодизайна, объединяющего культурно-экологические гуманитарно-художественное и научно-техническое направления культуры, состоит в проектировании новой целостной урбоэкологической картины современного мира на идеях коэволюции и устойчивого развития, гармонии взаимоотношений человека и природы. Картины, воплощающей идеи постнеклассической науки через расширение познания и освоения городской среды за счет рациональных и иррациональных способов, нелинейности процессов мышления, дискурсивности, актуализации аксиологичности, искусства, экологической культуры. Реализованные экодизайн-проекты позволяют оценить необходимость и достаточность образно-смысловых культурно-экологических ключей к освоению человеком городского пространства и понимания необходимости их взаимного сотворчества.
Обобщая вышеизложенное, полагаем, что культурно-экологический вектор развития урбодизайна предполагает реализацию системы взаимосвязанных стратегических принципов:
Культурно-экологический - «дизайн вписан в культуру эпохи» и выражает ее основные ценности и нормы. Стратегия устойчивого развития актуализирует процесс формирования экологической культуры и культуры устойчивого развития, обладающий мощным консолидирующим потенциалом, отражающим коэволюционные ценности взаимосвязанного социоприродного развития. Идеи культурно-экологической концепции дизайна нашли отражение в исследованиях Г. Г. Курьеровой, О. Г. Генисаретского, К.А. Кондратьевой, В. Ф. Сидоренко. Используя современные технологические возможности, экодизайн урбанизированной среды фиксирует новые экогуманистические смыслы, одухотворяет типовые технологии градостроительными проектно-экологическими идеями. Данный принцип обеспечивает осознание растущей социокультурной роли экологического дизайна в формировании экомировоззренческих позиций и коэволюционных ценностей населения;
Системно-синергетический - связан с идеями постнеклассических научных подходов и определяет рассмотрение экологического дизайна как целостной, открытой, иерархичной, динамично-нелинейно развивающейся системы, с внутренними и внешними взимосвязями, обладающей эмерджентными свойствами. Единство системы экологического дизайна обеспечивается принципами самоорганизации, согласованности, кооперативности, взаимовлияния, комплементарности; использованием методов организации многомерного пространства, моделирования альтернативных вариантов культурно-экологического подхода к освоению урбанизированной среды. Инновационность урбоэкодизайна среды определяется открытостью, неопределенностью проектной ситуации с широким спектром возможных
разрешений в условиях расширения контекста и допустимости неожиданных, на первый взгляд, парадоксальных идей.
Средово-антропологический - «Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек» (Л.Мохой-Надь). Антропоцентическая нацеленность дизайна, проявляется в учете всего круга потребностей, запросов, предпочтений и возможностей человека, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в т.ч. и эстетических) свойствах урбанизированной среды. Акцентируется внимание на формировании среды как органического единства всей системы визуально-чувственных и функциональных условий пространства, что выявляется в процессе концептуального экогуманистического анализа аспектов художественного проектирования на принципах природо-и культуросообразности. Средовые параметры, создающие психофизиологический комфорт, достигаются совершенствованием формы пространства, знаковостью среды [1;2]. На физическом уровне реального пространства - это эргономичность, антропоморфность, соразмерность человеку. На социально-психологическом уровне - это отражение человеком внешнего мира - в экологической деятельности, чувстве идентификации, территориальности, в общественных чувствах (патриотизме), в менталитете населения, чувствующего себя неотъемлемой частью среды.
Художественно-эстетический - направлен на создание привлекательного художественно-ценного экологического дизайна урбанизированной среды, вызывающей положительные эмоции, обеспечивающей комфортное в физиологическом и художественном плане существование человека. Это предполагает образные и конструктивные проектные решения на принципах естественно-природного формообразования [4], экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма городского пространства.
Историческая рефлексия - «нет дерева без корней, нет города без истории». Позволяет проследить историческую смену градостроительных и культурно-экодизайнерских направлений и идей в формировании урбанизированной среды в соответствие с общественными потребностями. Истоки экологического дизайна связываются с теоретическими достижениями Дж. Рескина, У.Морриса (конец ХЕХ-начала ХХ вв.) в области социокультурной значимости архитектуры, воплощении в ней высоких моральных качеств и природных мотивов, понимания критерия красоты как гармонии, национальных традиций. Зарождение принципов экодизайна (начало - середина ХХв.) пришлось на период функционализма и экономической универсальности индустриального общества, отраженной в стилевом решении модерна и его вариаций. Ценности и цели устойчивого коэволюционного развития постиндустриального, информационного общества (середина ХХ в.- началоХХ!) сопряжены с эстетическими представлениями постмодернизма как многообразия проэкологических стилей, приемов и форм, направленных на достижение экологической стабильности.
Региональности - учет уникальности пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах. Проявляется в единстве ландшафтно-средовых, проектно-пространственных, структурно-образных представлений. Экологический дизайн урбанизированной среды не только обращает внимание на ландшафтное своеобразие территории при создании высоко художественных образцов культурного ландшафта. В его задачи входит органичное вплетение в ткань урбанизированной среды, этнических мотивов и художественной культуры. Региональные культурно-исторические традиции, местный колорит, природа и образ края оказывают существенное влияние на образ жизни и психологию жителей. Это ярко проявляется в их художественно-образном пространственном отображении мира и себя в нем. Урбанизированная среда воспринимается органично с возможностью творческого
участия в ее обустройстве и обеспечении перспектив ее будущего культурно- экологического развития.
Одним из наиболее популярных приемов, используемых в больших городах разных регионов и стран является «ситуация музея» - смысловой контекст, в рамках которого проектируется городская среда. Историческая реконструкция городских улиц и отдельных районов обеспечивает возрождение в новом качестве их культурных значений, обладающих глубокими культурными корнями. Анализ исторических метаморфоз среды обнаруживает многие интересные обстоятельства в традиционной экологической культуре жителей, отраженные в материальной культуре, фольклоре, промыслах, градостроительстве. Широко реализуется в движении по охране объектов природного и культурного наследия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазычев, В.Л. Экологическая интерпретация городской среды / В.Л. Глазычев-М.: Наука,1984.
2. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры (лицо города) / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев -М.,1990.
3. Демидова, Н.Н. Теоретические аспекты экодизайна урбанизированной среды//Современные проблемы науки и образования. / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова-2014. -№3; URL: http://www/science-education. ru/ 117-13155(дата обращения 20.05.2014)
4. Демидова, Н.Н., Основы экологического дизайна урбанизированной среды: учебное пособие / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2014. -67 с.
5. Демидова, Н.Н., Методика проведения экологического аудита городской территории: учебно-методическое пособие. / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 166 с.
6. Демидова, Н.Н., Культурно-экологическая направленность дизайна урбанизированной среды / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, О.В. Кораблёва //Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г.: в 17 частях. Часть 2. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 61-63.
7. Иовлев, В.И. Архитектурное пространство и экология / В.И. Иовлев - Екатеринбург: Архитектон, 2006. - 298 с.
8. .Камерилова, Г.С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина / Г.С. Камерилова. - Н.Новгород: НГПУ,2000.- 223с.
9. Кондратьева, К.А. Дизайн и экология культуры / К.А. Кондратьева - М.:МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2000.
10. Коган, М.С. Культура города и пути ее изучения / М.С. Коган // Город и культура.- СПб, 1993.
11. Курочкин В.А. Экологическая тематика в городском арт-дизайне/ В.А. Курочкин // «Архитектон: известия вузов» № 42 Июнь 2013, http://archvuz.ru/2013_2/16.
12. Лаппо, Г.М. География городов. / Г.М. Лаппо. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,1997.-480с
13. Макшеева, А.И. Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию / А.И. Макшеева // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no4 (дата обращения: 13.03.2015)
14. Медведев, В. Ю. Сущность дизайна / В.Ю. Медведев-СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
15. . Перцик, Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. / Е.Н. Перцик-М.:Мысль,1990.-365с
16. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.-2-изд. / И.А. Розенсон - Спб.: Питер Пресс,2013.
17. Филин, В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что-плохо?/ В.А.Филин.-М.:Видеоэкология,2006.-512с.
18. Mumford I. The culture of cities. -N. Y., 1968.
19. Scholte J. A. Globalization. A Critical Introduction. Houndmills, New York: Palgrave Macmillan.2005. PP.67-74.
20. http://www.dslib.net/tech-estetika/jekologicheskij-dizajn-opyt-issledovanija-processov-hudozhestvennogo-proektirovanij a.html#3800764
© Демидова Н.Н., Баталова Э.Н., Камерилова Г.С., 2015