Научная статья на тему 'Приоритеты экологического образования в комплементарной стратегии устойчивого социоприродного развития'

Приоритеты экологического образования в комплементарной стратегии устойчивого социоприродного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Баталова Элеонора Нигметовна

В статье раскрываются основные современные приоритеты экологического образования как образования для устойчивого развития в контексте идей комплементарной стратегии освоения действительности. Обращается внимание на взаимосвязанные культурологический, средовый, проективный, коммуникативный дискурсы, определяющие инновационный характер образовательного процесса, направленный на формирование экологической культуры личности. Комплементарная стратегия основана на понимании взаимосвязи человека и окружающего его мира как единой и неразрывной средовой целостности. Взаимодействие человека и природы происходит в определенной культурной среде, поэтому определяющим в целях экологического образования являются коэволюционные ценности экологической культуры. Экологическая культура, выступая доминирующим фактором становления индивида как субъекта, способствует формированию у него взгляда на себя как творца нового экологосообразного мира. Мы рассматриваем формирование экологической культуры и, связанной с ней, экологической компетентности как социально значимых личностных качеств: от мировоззренческих и смысловых до рефлексивно-оценочных. Идеи опережающего развития системы непрерывного экологического образования, актуализируют востребованность проектирования как одного из центральных механизмов преобразования педагогической действительности и формирования культурно-экологической образовательной среды, в которой происходит таинство «будущетворения». Подчеркивается важность коммуникативного потенциала культурно-экологической образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Баталова Элеонора Нигметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE COMPLEMENTARY STRATEGIES FOR SUSTAINABLE SOCIO-NATURAL DEVELOPMENT

The article describes the main current priorities of environmental education as education for sustainable development in the context of complementary strategies for the development of ideas to reality. Attention is drawn to the related cultural, environmental, projective, communicative discourses defining the innovative character of the educational process aimed at the formation of ecological culture of the person. Complementary strategy is based on an understanding of the relationship of man and the world around him as a single and indissoluble sredovoj integrity. The interaction between man and nature takes place in a specific cultural environment, so for the purpose of determining the environmental education are Coevolutionary values of ecological culture. Ecological culture, speaking the dominant factor in the development of the individual as a subject, promotes the formation of his view of himself as a creator of a new ekologosoobraznogo world. We consider the formation of ecological culture and related, environmental and social competence as a significant personal qualities: sense of philosophical and reflective-up evaluation. The ideas of the advanced development of continuous environmental education, design actualize the demand as one of the central mechanisms of transformation of pedagogical reality and the formation of cultural and ecological educational environment, in which the mystery of "buduschetvoreniya." The importance of the communicative potential of the cultural and environmental educational environment.

Текст научной работы на тему «Приоритеты экологического образования в комплементарной стратегии устойчивого социоприродного развития»

УДК 502 (07)

Г.С. КАМЕРИЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail ecology.ngpu@mail.ru

Э.Н. БАТАЛОВА, президент издательства «Алматыкитап» г.Алмаата, республика Казахстан

ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОМПЛЕМЕНТАРНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИОПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ1

G.S. Kamerilova, E.N. Batalova

PRIORITIES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE COMPLEMENTARY STRATEGIES FOR SUSTAINABLE SOCIO-NATURAL DEVELOPMENT

В статье раскрываются основные современные приоритеты экологического образования как образования для устойчивого развития в контексте идей комплементарной стратегии освоения действительности. Обращается внимание на взаимосвязанные культурологический, средовый, проективный, коммуникативный дискурсы, определяющие инновационный характер образовательного процесса, направленный на формирование экологической культуры личности. Комплементарная стратегия основана на понимании взаимосвязи человека и окружающего его мира как единой и неразрывной средовой целостности. Взаимодействие человека и природы происходит в определенной культурной среде, поэтому определяющим в целях экологического образования являются коэволюционные ценности экологической культуры. Экологическая культура, выступая доминирующим фактором становления индивида как субъекта, способствует формированию у него взгляда на себя как творца нового экологосообразного мира. Мы рассматриваем формирование экологической культуры и, связанной с ней, экологической компетентности как социально значимых личностных качеств: от мировоззренческих и смысловых до рефлексивно-оценочных. Идеи опережающего развития системы непрерывного экологического образования, актуализируют востребованность проектирования как одного из центральных механизмов преобразования педагогической действительности и формирования культурно-экологической образовательной среды, в которой происходит таинство «будущетворения». Подчеркивается важность коммуникативного потенциала культурно-экологической образовательной среды. Ключевые слова: экологическая культура, культурно-экологическая образовательная среда, педагогическое проектирование, коммуникативная деятельность

The article describes the main current priorities of environmental education as education for sustainable development in the context of complementary strategies for the development of ideas to reality. Attention is drawn to the related cultural, environmental, projective, communicative discourses defining the innovative character of the educational process aimed at the formation of ecological culture of the person. Complementary strategy is based on an understanding of the relationship of man and the world around him as a single and indissoluble sredovoj integrity. The interaction between man and nature takes place in a specific cultural environment, so for the purpose of determining the environmental education are Coevolutionary values of ecological culture. Ecological culture, speaking the dominant factor in the development of the individual as a subject, promotes the formation of his view of himself as a creator of a new ekologosoobraznogo world. We consider the formation of ecological culture and related, environmental and social

1 Подготовлено в рамках научно-исследовательского проекта «Теория и методология исследований экодизайна урбанизированной среды мегаполиса: научно-образовательный дискурс», выполняемого НГПУ им. К.Минина в рамках государственного задания на оказание услуг №2014/ 362

competence as a significant personal qualities: sense of philosophical and reflective-up evaluation. The ideas of the advanced development of continuous environmental education, design actualize the demand as one of the central mechanisms of transformation of pedagogical reality and the formation of cultural and ecological educational environment, in which the mystery of "buduschetvoreniya." The importance of the communicative potential of the cultural and environmental educational environment.

Keywords: Environmental culture, cultural and environmental educational environment, instructional design, communicative activities

«...Будьубежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование бездействия, а чтобы работать над великим и грандиозным делом» Л.-Б.Альберти

Общецивилизационный культурно-эволюционный процесс сопровождается изменениями доминирующих парадигм, определяющих трансформации в общих мировоззренческих взглядах, стилевых установках мышления в науке, искусстве, образовании. Господствующая долгое время классическая мировоззренческая стратегия, сопряженная с технократическим стилем мышления, развивалась в эпоху безоговорочной веры в могущество научно-технического прогресса, упоения собственными делами от проектов «покорения природы». Издаваемые материальные и духовные ценности общей монолитной, стилистически однородной культуры были призваны создавать ощущение безусловной стабильности и надежности. В этой альтернативной стратегии освоения действительности («кто не с нами, тот против нас») предполагалось однозначность трактовок и точек зрения, осуждение плюрализма, приоритет в познании методов строгой научной логики, рациональности, поиска жестко детерминированных причинно-следственных связей.

Новая комплементарная парадигмальная позиция мироосвоения, развивающаяся в эпоху постиндустриального, информационного общества, с его открытостью, неопределенностью, толерантностью, экологическим кризисом, перевернула представления о человеке и мире, в котором он живет, способах его познания. Комплементарная стратегия основана на идее средового подхода, понимания взаимосвязи человека и окружающего его мира как единой и неразрывной средовой целостности, гармоничное развитие которой связывается со становлением индивида как субъекта. Субъектность, составляя суть гуманистической идеологии эпохи, связана с творчески преобразующей деятельностью личности, которая составляет основу качественно нового общественного бытия. Комплементарная стратегия воплощает экокультурные идеалы эпохи, непрерывность и динамичность взаимосвязанного социоприродного сосуществования в логике устойчивого развития[1]. Актуализируются позиции мирного, равноправного взаимодействия; моноязычность уступает место полистилистичности; допускается возможность вероятностных и системных представлений и интерпретаций, сочетаний методов художественно-образного и рационально-логического в познании. Новый стиль мышления предполагает познание сложившейся ситуации изнутри нее самой, погруженным в нее осваивающим сознанием. Идеология «человековключенности» основана на проблематизации, компромиссах, диалоге [13].

Переориентация стратегических приоритетов затронула фундаментальные основы экологического образования, определив необходимость изменения его теоретико-методологического инструментария, ценностно-целевых ориентиров, содержательного базиса, образовательных технологий.

В основе новой философии экологического образования и соответственно его методологии заложены положения аксиологического подхода, обоснованные в

общепедагогических и философско-образовательных исследованиях (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е. И.Н.Шиянов), которые раскрывают его гуманистическую сущность[14], а также связанные с ними коэволюционные идеи Концепции устойчивого развития[7] .

Стратегическую программу качественного обновления экологического образовательного процесса на всех его ступенях составляет феномен экологического гуманизма, рассматривающий личностное развитие во взаимосвязи с окружающей средой; в гармонии и «сотворчестве» с природой; на основе рационального природопользования (Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глазачев). «Аксиологическая пружина» экологического образования в виде экологического гуманизма придала активность системе ценностей всех методических компонентов: целевому, содержательному, процессуальному, технологическому, рефлексивно-оценочному. Идеи экологического гуманизма определяют принципиально иное, чем ранее, представление о смысле экологического образования, состоящем, в общем и профессиональном развитии личности, становлении ее социально-ценных мировоззренческих и нравственных качеств, необходимых для создания экологической и нравственной гармонии в мире.

Полидетерминированность экологического образования обогатила его методологический базис связанными с экогуманизацией личностно-ориентированными идеями, раскрываемыми в разных взаимодополняющих контекстах: культурологическом, антропоэкологическом, деятельностном, компетентностном (С.В.Алексеев, Н.Д.Андреева, Н.Ф.Винокурова, С.Н.Глазачев, Н.Н.Демидова, Д.С.Ермаков, А.Т.Захлебный, И.Д.Зверев, Г.С.Камерилова, М.А. Картавых, Н.М. Мамедов, В.В.Николина, И.Н.Пономарева, Л.В.Попова, И.Т.Суравегина). Все они в той или иной степени связаны с субъектностью, поскольку развитие, в представлениях Л.С.Выготского, есть не что иное, как социально-культурная деятельность [2].

Одним из ведущих приоритетов развития экологического образования является культурологический дискурс. Взаимодействие человека и природы происходит в определенной культурной среде, поэтому определяющим в его современных целевых ориентирах лежат коэволюционные ценности экологической культуры[12]. Именно коэволюционная стратегия с ее установкой на толерантность, стремление к мирному развитию полифонического бытия, по мнению Н.Н.Моисеева, должна стать оптимальной стратегией во взаимоотношениях человечества и всего многообразия форм жизни на Земле [10]. Инновационные культурологические тенденции, коэволюционные ценности и смыслы современного экологического образования определили его главный акцент на развитие экологической культуры, в основе которой лежит формирование экологической компетентности [3, 4, 15]. Мы рассматриваем формирование экологической культуры и экологической компетентности в единстве их взаимосвязанных компонентов (ценностных, когнитивных, творческо-деятельностных, внешнеповеденческих) как социально значимых личностных качеств: от мировоззренческих и смысловых до рефлексивно-оценочных. Формирование экологической культуры осуществляется на научных экологических основах современной картины мира, раскрывающих его целостность и единство, неразрывную связь отдельных компонентов, рассматриваемых с точки зрения устойчивого коэволюционного развития[17]. Освоение ценностных ориентаций и научно-экологического содержания происходит в процессе деятельности: эмоциональной, основанной на чувствах и отношениях и обеспечивающей мотивацию; познавательно-исследовательской, включающей изучение экологических проблем, поиск путей их разрешения; творчески-созидательной, направленной на охрану и восстановление природного окружения[11]. Экологическая культура, выступая доминирующей субстанцией становления индивида как субъекта, способствует формированию у него взгляда на себя как творца нового экологосообразного мира.

Мы разделяем позицию Н.М.Мамедова на необходимость осмысления нового культурного синтеза в виде культуры устойчивого развития[15] . Это становится важным

еще и потому, что современное экологическое образование рассматривается как образование для устойчивого развития[19]. Весьма продуктивным представляется обращение к проектной культуре, которая, по мнению ряда исследователей, является основой новой образовательной парадигмы XXI века.

Поиск ведущих факторов развития и становления экокультурной личности привел нас к выводу о необходимости рассмотрения другого важного современного приоритета развития экологического образования - средового дискурса. В теории экологического образования заложены фундаментальные основы средового подхода, раскрыты его развивающая сущность и функции, определены структурные варианты среды. Ставя во главу угла культурологичность, мы подчеркиваем выдающуюся роль культурно-экологической образовательной среды в формировании экологической культуры, являющейся измерением не только «должного», но и «сущего» в человеке. В этом отношении чрезвычайно важным является вывод о единстве человека и среды, их взаимовлиянии друг на друга. Погруженный в культурно-экологическую среду обучаемый не только осваивает ее ценности, но и, воздействуя на нее, преобразуется сам.

Рассматривая культурно-экологическую образовательную среду как среду культуропорождающую, нами предпринята попытка выделения основных принципов ее формирования и критериев оценки качественных характеристик [6, 18].

Системная целостность среды определяет комплекс необходимых и достаточных компонентов, образующих интегративную экокультурно-ориентированную общность на основе ценностно-смысловых мировоззренческих доминант коэволюции и устойчивого развития, идей постнеклассической науки, инноваций в психолого-педагогических подходах, внутри которой происходит становление экологической культуры и экологической компетентности. Средовый контекст определяет самостоятельность творческой личности, в полной мере обретающей свою субъектность не только в отношении созидательного преобразования окружающей среды, но и самого себя. Человек становится творческой силой, «своим собственным скульптором» (М.А.Лившиц). Среда способствует постижению Себя-Нового, освающегося как новые экологические ценности, знания, способы деятельности, так и новые степени свободы и экологической ответственности. Представляя эволюционно-динамическое явление, среда нуждается в управлении, которое обеспечивает баланс с внешним экокультурным окружением, своевременной и точной реакцией на его новые запросы и изменения; а также поиск путей более эффективного использования внутренних образовательных ресурсов. Потенциал культурно-экологической образовательной среды вуза раскрывается через ее интерактивность, означающую организацию обучения на основе результативного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В этой связи продуктивность среды напрямую зависит от применяемых коммуникативных технологий обучения, включающих различные виды диалога и всестороннее межсубъектное культуропорождающее сотрудничество.

Важной особенностью экологического образования является расширенное понимание культурно-экологической среды, включающей не только среду образовательного учреждения, но и всего социоприродного окружения жизнедеятельности человека, в частности, урбанизированной среды. Выступая главной формой расселения, крупные города и формирующаяся в них урбанизированная среда - это сфера концентрации интеллектуально-духовного потенциала цивилизации, сфера мощного культурного развития и разнообразной коммуникации, особой остроты экологических проблем.

Идеология постиндустриального контекста педагогических исследований связана с массовыми инновациями, среди которых особое место занимает проективность. Экологическая культура каждой эпохи создает своего творца, который, с одной стороны, является ее «продуктом» («покоритель природы», «экологически ответственный тип личности», с другой - условием ее дальнейшей эволюции. Проективный дискурс связан с идеями опережающего развития системы непрерывного экологического образования, его

прогностическими функциями. Это определяет ее приоритетное рассмотрение в рамках экологического образования как образования для устойчивого развития. Проективность обладает мощным развивающим потенциалом, обеспечивая: продуктивность воображения в проектировании субъективной эколого-педагогической реальности и программирования действий по ее изменению; интенсивность и свободу научно-педагогического творчества; логичность и последовательность межсубъектного взаимодействия в совместной креативной деятельности; мотивацию к развитию социально-экологической активности; внутреннее эмоциональное обогащение за cчет позитивности эколого-созидательной деятельности; становление важных для будущей самореализации экологически значимых личностных качеств.

Представляя творческий способ мысленного создания педагогической модели экологического образования как образования для устойчивого развития и воплощения ее в образовательную практику, проектирование становится одним из центральных механизмов преобразования педагогической действительности. Рядом исследователей (Н.Г.Алексеев, Ю.В.Громыко, В.В.Рубцов) проектирование раскрывается как культурная форма образовательных инноваций, в которых происходит взаимодействие технократического и гуманистического, исследовательского и прогностического, информационно-образного и социально-преобразовательного.

Идеи педагогического проектирования, разработанные в психолого- педагогической науке (М.П.Горчакова-Сибирская, Г.Л.Ильин, Е.С.Заир-Бек И.А.Колесникова, В.Е.Радионов), раскрываются нами на концептуальном уровне: разработка методической системы экологического образования, а также культурно-экологической образовательной среды, в которой происходит таинство «будущетворения». Разработанные концепции послужили теоретико-методологической основой для создания более конкретных проектов: программ элективных курсов, технологического инструментария, методических рекомендаций. Разделяя позицию авторов[5] и в логике нашего исследования, считаем, что педагогическое проектирование - это не только и не столько обучение, где приоритетным является проект как ведущий метод. Педагогическая ценность проективности состоит в том, что она сама по себе является средством создания и реализации проектов, заключающих в себе не только учебный, но и жизненный смысл. Жизненность экологической проблематики обеспечивает успешную социализацию личности, снимает конфликтность вхождения обучаемого в социальную и социально-профессиональную среду, освоение культурных смыслов. В этом случае в познании главным носителем и источником информации является отнюдь не педагог, а каждый субъект образования. Обучаемый оказывается в ситуации самостоятельного выбора (проектирования) конкретных целей и траектории движения к их достижению (образовательный маршрут); самостоятельного определения экологического содержания образования, самостоятельного проектирования комплекта учебных материалов для себя и других участников учебного сотрудничества; проектирование культурно-экологической образовательной среды, включающей сетевые и информационно-коммуникационные технологии. Коммуникативное взаимодействие порождает коллективное творчество («мозговой штурм», case study), ненавязчиво управляемое педагогом.

Любая культура вырабатывает свои формы и правила коммуникации, призванные обеспечить наиболее эффективное достижение целей. Вектор развивающего экологического образования позволяет, вслед за Л.С.Выготским, рассматривать процесс развития личности как непрерывную социально-культурно-историческую коллективную деятельность. Исходя из этого, формируется особое приоритетное направление - коммуникативный дискурс. В современных психолого-педагогических исследованиях коммуникативность определяется как особый вид деятельности, средство и условие продуктивного общения и взаимодействия (И.А.Колесникова, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В ее основе лежит диалогическая методология (М.М.Бахтин), формирующая современный субъект-субъектный подход в экологическом образовании[20]. Он предполагает особую организацию

технологической инструментовки учебного процесса, которая рассматривалась нами в рамках культурно-экологической образовательной среды [8, 16]. Становление субъектности имеет вид учебного исследования, механизмом которого выступает полипозиционность, которая задается системой экологических ситуаций. Полипозиционность осуществляется в процессе выхода за пределы предметного экологического содержания, в пространство социального позиционирования - в пространство действия из разных реальных, жизненных ситуаций. Оно особенно уместно при изучении знакомых каждому экологических проблем урбанизированной среды. Социальное позиционирование как экологическое действие «среди других» и «для других» реализуется как новая форма организации учебной деятельности, создающая принципиально иные ситуации развития творческой самостоятельности. Она предполагает организацию «своих проектных групп» и разработку правил диалогового взаимодействия в них, формирует позиционную установку «Я ответственен за результаты работы группы». В этом случае проектирование культурно-экологической образовательной среды предполагает организацию открытого пространства учебного и социального позиционирования. Через развертывание реальных эколого-проблемных ситуаций обучения - моделей общения происходит процесс становления субъектности, овладение методами проектирования как современными способом познания мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в теорию устойчивого развития.- М.:СТУПЕНИ,2002.-240с

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский Т.4. -М.:Просвещение,1984.

3. Демидова, Н.Н. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева // Вестник Мининского университета. - 2014. - №2. - URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6

4. Ермаков, Д.С. Экологическое образование: от изучения экологии - к решению экологических проблем / Д.С. Ермаков, И.Т.Суравегина.- Новомосковск: НФ УРА0,2005.-142с.

5. Заир-Бек, Е.С.Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дисс.докт.пед.наук / Е.С.-Заир-Бек. - СПб.1995.-35с.

6. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С.Запесоцкий. -СПб, 2002. - 278 с.

7. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н.С. Касимова. - М.: МГУ, 2007. - 348 с.

8. Колесникова, И.А.Педагогическое проектирование. / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия»,2007.-288с.

9. Камерилова, Г.С. Интерактивный потенциал культурно-экологической образовательной среды / ,С. Камерилова// Нижегородское образование. - 2013. - №4.- С.19-24.с.

10. Моисеев, Н.Н. Экология и образование/ Н.Н.Моисеев.- М.:»ЮНИСАМ»,1996.-192с.

11. Николина, В.В.Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учебное пособие/ В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая.-Н.Новгород: Изд-во ВВАГС,2002.- 72 с.

12. Никонорова, Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования (философско-социологический аспект проблемы): автореф.дисс. на соиск.уч.ст.д.философ.н. / Е.В. Никонорова. - М.,1994.

13.Огурцов, А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования / А.П. Огурцоов//Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». -2006.-№1(4). -С.3 -27.

14. Педагогика: учебное пособие. /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов-М.:Школа-Пресс,1998.-512с.

15. Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография /Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой.- Н.Новгород, 2013.-307с.

16. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: Учебное пособие. /Под ред. Н.Ф. Винокуровой.- Н.Новгород: ООО» Исток», 2013.-148с.

17. Урсул, А.Д. Универсальный эволюционизм: Концепции, подходы, принципы, перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. - М.:РАГС, 2007. - 324 с.

18. Формирование культурно-экологической среды региона: Коллективная монография.-Н.Новгород: НГПУ, 2012.-158с.

19. Education for Sustainable Development in the UNECE Region[Electronic resource].- http:// www. unece. org /env/ esd /welcome. Htm

20. Anderson Н (1997).Сопуегеайоп, language and possibilities:A postmodern approach to therapy.New York:Basic Book.

© Камерилова Г.С., Баталова Э.Н. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.