Губницкая Оксана Васильевна
Программа элективного курса «Долголетие»
Автором представлена программа элективного курса «Долголетие», актуальность которого объясняется важностью проблемы сохранения здоровья нации. Материал курса ориентирован на учащихся школы, где биология не является профильным предметом, желающих углубить свои знания в области естественных наук и интересующихся вопросами сохранения здоровья. Статья содержит методические пояснения, подробное учебно-тематическое планирование, фрагменты теоретической части программы и практикума.
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на вариативную образовательную систему, которая предполагает возможность выбора элективного курса, построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Занятия в рамках данного курса в гимназии, где биология не является профильным предметом, помогут школьникам углубить и закрепить знания по предметам естественно-научного цикла, необходимые для того, чтобы лучше понимать окружающий мир.
Курс опирается на знания и умения, полученные при изучении биологии. Ребята совершенствуют навыки подготовки рефератов, докладов, сообщений.
Основной формой организации обучения являются интерактивные занятия с применением компьютерных технологий, семинары. Программа предполагает совместную работу учеников (диалоговую, групповую, коллективную), которая способствует развитию их коммуникативной компетентности.
Программа построена следующим образом: изучение каждого параграфа начинается с постановки вопроса, проблемы, введения новых понятий, мотивации; затем следуют обсуждение, решение задач, поиск ответов. Изучение вопросов должно вестись через актуализацию личностного опыта учащихся, от конкретных наглядных образов к абстрактному обобщению. Ученик на занятиях - активный участник событий, познания.
1
Губницкая
Оксана Васильевна,
учитель биологии МОУ гимназия № 23, г. Челябинск
Долголетие
Только с пользой прожитая жизнь долга.
Леонардо да Винчи
Весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее.
Э. Фейхтерслебен
Пояснительная записка
Состояние здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сегодня вызывает беспокойство. В этой возрастной группе растет заболеваемость, увеличивается распространенность факторов риска для здоровья, снижаются показатели физического развития.
В процессе изучения материала курса ребята научатся осознанно и правильно относиться к своему здоровью, ориентироваться в разнообразных продуктах, освоят основные принципы здорового питания, овладеют техникой проведения биологического эксперимента.
Тип и вид элективного курса: предпрофильной подготовки, надпредметный.
Направленность материалов элективного курса по специфике содержания
Элективный курс «Долголетие» входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Биология» в основном образовании школьников. Предназначен для учащихся гимназии, желающих углубить свои знания по биологии. Способствует повышению естественно-научной грамотности - способности использовать знания в области естественных наук, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Требования к уровню профессиональной компетентности педагога: данный курс могут вести работающие в среднем звене учителя биологии, владеющие информационными технологиями.
Межпредметные связи: в содержании курса отражены межпредметные связи с физической культурой, химией, экологией, информатикой, психологией, ОБЖ.
Категория обучающихся: учащиеся гимназии, проявляющие интерес к изучению биологии и стремящиеся к здоровому образу жизни.
Место проведения: школа, гимназия (кабинет биологии, кабинет информатики).
Форма обучения: очная.
Губницкая Оксана Васильевна
Объем: 35 часов (1 час в неделю).
Цель программы: способствовать формированию образовательной компетентности ученика в области биологии на основе грамотного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи программы:
- формировать у учащихся культуру здоровья;
- обучать навыкам здорового образа жизни, обеспечивающим активную адаптацию личности к жизни в современном обществе;
- создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через практическую часть содержания курса;
- развивать познавательный интерес учащихся к биологии, химии, медицине, биохимии;
- развивать творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- формировать представление о таких профессиях, как врач, учитель, повар, эколог, химик-лаборант и др. Новизна программы заключается в расширении компетенций школьников по биологии за счет практико-ориенти-рованных приемов деятельности, активизирующих их познавательный интерес через мотивационный подход и эмпирические методы. Все работы предусматривают поисковый и творческий уровень деятельности учащихся и готовят их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Методы обучения и формы проведения занятий
Основными формами занятий являются:
- лекции (с использованием мультимедийных проектов, с постановкой проблемных вопросов);
- практические работы (самостоятельная работа, практикумы, работа с компьютерными программами, семинары). Формой итогового контроля является портфолио. Основным методом проведения занятий является проектный метод. Курс завершается защитой проекта «Формула здоровья».
Сопутствующими методами являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектно-исследо-вательский.
Прогнозируемый результат: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, завершающаяся успешной презентацией достигнутых результатов, творческая познавательная деятельность, связанная с защитой работ на научно-практической конференции.
Контроль знаний мы не считаем главным в работе. Главная мотивация работы - это познавательный интерес.
Знания проверяются при анализе портфолио, которое отражает форму и процесс организации образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (собирание, отбор и анализ), а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для количественной и качественной оценки уровня обученности ребенка и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Коллекция работ учащегося демонстрирует не только учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также имеющийся прогресс в его знаниях и умениях.
Конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству успешности обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что способен ученик. Главная задача - проследить динамику индивидуальных достижений и личностного развития ребенка.
Оценить биологическое портфолио нужно, ориентируясь на следующие критерии, непосредственно отражающие основные цели обучения:
- развитость биологического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
- сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии);
- развитость коммуникативных биологических умений (умение работать в малых группах, выступать с биологическими докладами, четко излагать свою мысль, использовать диаграммы, таблицы, сформированность биологического языка);
- сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность при оценке своих способностей).
Компетентность учащегося
Компетентность учащегося определяется готовностью к решению проблем, связанных со здоровьем:
- анализ нестандартных ситуаций;
- планирование результатов своей деятельности;
- оценка результата своей деятельности;
- принятие ответственного решения в той или иной ситуации;
- обеспечение своими действиями его воплощения в жизнь готовностью к самообразованию в области здорового образа жизни:
- выявление пробелов в своих знаниях и умениях при решении новых задач;
- оценка важности той или иной информации;
Губницкая Оксана Васильевна
- осуществление информационного поиска;
- извлечение информации из различных источников;
- самостоятельное освоение знаний и умений, необходимых для решения поставленной задачи.
• готовность к использованию информации о здоровом образе жизни:
- использование информации для планирования и осуществления своей деятельности;
- принятие решений на основе обдуманной информации.
• коммуникативной компетентностью:
- получение в диалоге необходимой информации;
- умение отстаивать свою точку зрения в диалоге или публичном выступлении.
Учебно-тематическое планирование
№ Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практ. работы семинар
ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА)
1 Здоровье населения. Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни 1 1
2 Анкетирование 1 1
МОДУЛЬ 2 «ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ» (8 часов)
3 Место человека в системе животных 1 1
4 Носитель наследственности 1 1
5 Наследственные болезни 1 1
6
7 Диагностика, лечение и предупреждение наследственных заболеваний 2 1 1
8
9
10 Решение задач по генетике 3 1 2
МОДУЛЬ 3 «В ПОИСКАХ ЭЛИКСИРА ДОЛГОЛЕТИЯ» (7 ЧАСОВ)
11 Что такое здоровье? Практическая работа «Определение гармоничности телосложения» 1 1 (практ. раб.)
12 Наука геронтология История долголетия (с каменного века до наших дней) 1 Оформление портфолио
13 Гипотезы ученых о долголетии 1 1
14 Биологический возраст человека 1 1 Работа с компьют. программой
№ Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практ. работы семинар
15 Механизмы старения. Молекулярно-генетический механизм. Старение - запрограммированный процесс 1 1
16 Старение - итог нарушения генетического аппарата. Генетические факторы 1 1 (Самост. раб.)
17 Предварительная защита проектов 1 Портфолио
МОДУЛЬ 4 «СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА» (3 часа)
18 Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения 1 1
19 Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь 1 1
20 Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования для оздоровления воздуха помещений 1 1
МОДУЛЬ 5 «ПРИРОДНАЯ СРЕДА ТЕРЯЕТ СВОИ СВОЙСТВА» (4 ЧАСА)
21 Природная среда - источник инфекционных заболеваний 1 1
22 Опасность химических отравлений. Организм защищается от загрязнений 1 1
23 Ионизирующее излучение. Радиация и здоровье 1 1
24 Влияние шумов на здоровье 1 1
МОДУЛЬ 6 «РЕЦЕПТЫ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ» (10 ЧАСОВ)
25 Основы рационального питания. Расчет калорийности рациона питания 1 1 (Практ. раб.)
26 Органические вещества, их роль в организме человека 1 1 1
27 Витамины и минеральные вещества: их многообразие и роль в организме. Определение витамина С 1 1 (Практ. раб.)
28 Продукты питания и процесс старения 1
29 Культура движения 1 1 (Раб. с компьют. программой) Оформление портфолио
30 Умственный и физический труд 1 1
31 Эмоции и стрессы 1 1
32 Экология вчера и сегодня 1 1
Губницкая Оксана Васильевна
№ Наименование тем курса Всего В том числе Форма
часов лекции практ. работы семинар контроля
33 Вредные привычки 1 1 (Раб. с компьют. программой)
34 СПИД - коварная болезнь 1 1
35 Защита проектов «Формула здоровья» 1 1 Выставка портфолио
Всего 36 35 10 10
В результате изучения курса учащиеся должны: Знать:
- признаки биологических объектов, в том числе человека;
- о значении белков, жиров и углеводов для организма человека;
- причины, влияющие на старение организма;
- о зависимости здоровья от состояния окружающей среды;
- основные области применения биологических знаний в защите здоровья человека;
- об особенностях индивидуального развития организма, о некоторых болезнях поведения.
Уметь:
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей и собственной деятельности;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, - описывать их и объяснять результаты;
- выявлять приспособленность человека к окружающей среде;
- анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (в том числе с использованием информационных технологий);
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- самостоятельно выполнять задания, связанные с проведением практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек;
- для соблюдения режима труда и отдыха, правил рационального питания;
- для наблюдения за состоянием собственного организма;
- для ведения здорового образа жизни.
Возможные темы исследовательских проектов:
1. Оценка состояния здоровья учащихся, посещающих данный элективный курс. Разработка рекомендаций по его улучшению.
2. Анализ заболеваемости и травматизма учащихся школы.
3. Изучение демографических показателей здоровья в своей местности.
4. Подготовка материалов (плакатов, листовок, презентаций) о факторах, разрушающих здоровье.
5. Сравнение содержания витамина С в свежем и консервированном соке.
6. Современные представления о сущности старения. Общие закономерности и теории старения.
7. Актуальные проблемы современной геронтологии.
8. Физиология и гигиена питания человека старшего возраста.
9. Пища долгожителей.
10. Как продукты старят органы. Программа состоит из 6 модулей.
В данной статье мы представляем фрагмент программы и практикума.
Ключевые понятия и термины: тип воспроизводства населения, демография, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, численность населения, болезнь, милосердие, ответственность, право на здоровье, факторы здоровья, факторы риска для здоровья. Цели:
- объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека;
- сопоставить понятия «здоровье» и «болезнь», указать границы их применения;
- указать связь между особенностями демографических процессов и состоянием здоровья населения;
- объяснить, почему сокращается рождаемость на фоне увеличения смертности;
- назвать факторы здоровья и риска болезни, определить их значимость.
Параграф 1. «Что такое здоровье?»
Проблемные задания для учащихся (работа в группах)
1. Ученые исходят из определения здоровья «как динамического равновесия организма с окружающей средой и природной средой, при которой все заложенные в биологической
Модуль 1.
«Выбираем здоровье»
и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно». Позиция других ученых может быть выражена следующим высказыванием: «Здоровье - это не только степень полноты целесообразной морфологической адаптации организма человека, но и степень активности его личности»
Сравните высказывания ученых и найдите расхождения в их взглядах. Чью точку зрения вы поддерживаете? Обоснуйте свой вывод.
2. Один из мудрейших философов древности Сенека как-то заявил: «Будь моя воля, я сделал бы заразным здоровье, а не болезни». Что имел в виду философ? Обоснуйте ответ.
Показатели здоровья
В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используются различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность); уровень заболеваемости и травматизма, соответствующее возрасту физиоло-
гическое состояние организма.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела, массы, окружности грудной клетки и оценку гармоничности физического развития.
Практикум к курсу рассчитан на то, чтобы учащиеся сумели дополнить теоретические знания практическими навыками. По мере выполнения заданий они смогут научиться правильно формулировать цель работы, суть проблемы, отбирать нужную информацию. Практикум помогает учащимся развить творческий потенциал, приобрести или расширить информационную и коммуникативную компетентность, развить наблюдательность, любознательность.
Фрагмент практикума
Расчет калорийности рациона питания
Задание 1
Определите энергетическую ценность белого хлеба, если известно, что в 100 г его содержится 8,1 г белков, 0,9 г жиров, 4,7 углеводов.
Задание 2
Составьте суточное меню. Пользуясь таблицей, информацией, указанной на этикетках товаров, таблицей химического состава пищевых продуктов, рассчитайте примерную энергоемкость вашего завтрака, обеда и ужина, а затем суммарную калорийность суточного рациона.
Помните, что при кратковременном недостатке калорийной пищи организм частично расходует запасные вещества (главным образом, жир и гликоген). При длительном недостатке энергетически ценной пищи организмом расходуются также и белки, что ведет к общему ослаблению организма.
Однако при длительном избыточном потреблении калорийной пищи часть жиров и углеводов не используется непосредственно, а откладываются в виде подкожного жира в жировых клетках. Следствие - избыточный вес, ожирение. Подсчитано, что лишние 100 ккал в день ежедневно прибавляет к массе тела 9 г (т.е. более 3 кг веса в год).
Статистика показывает, что современный человек потребляет в среднем 3 120 ккал, вместо необходимых 2 000 для женщин и 2 500 для мужчин.
Потратить 100 ккал гораздо труднее, чем получить их, съедая семь драже арахиса в глазури или семь оливок! Информация о том, как потратить 100 ккал, приводится в таблице 1.
Губницкая Оксана Васильевна
Таблица 1. Энергозатраты при физической активности, эквивалентные 100 ккал.
Вид физической активности Время (мин.)
Ходьба в умеренном темпе 25
Быстрая ходьба 15
Бег 10
Катание на коньках 23
Катание на лыжах 25
Игра в теннис 14
Плавание 11
Катание на велосипеде 8
Таблица 2. Энергозатраты в домашних условиях (данные приведены в ккал/ч на 70 кг массы тела).
Вид физической активности Энергозатраты
Сон и отдых в постели 65-77
Отдых сидя (дома) 85-106
Гигиенические процедуры (одевание, умывание и др.) 102-144
Чтение, домашняя учеба 90-112
Шитье, вязание 95-111
Мытье посуды, глажение белья 129-144
Вытирание пыли, подметание пола 167-180
Стирка, мытье пола, готовка, физическая зарядка 157-290
Таблица 3. Энергозатраты при ум-
ственной работе (данные приведены в
ккал/ч на 70 кг массы тела).
Вид физической активности Энергозатраты
Спокойное чтение, локти на столе 90
Спокойное чтение, сидя без 100
опоры
Чтение вслух сидя 102-112
Учеба, школьные занятия, 107-111
самоподготовка
Слушание лекции сидя 102-112
Писание писем 90-112
Работа в лаборатории сидя 102-112
(практические занятия)
Работа в лаборатории стоя 151-180
(практические занятия)
Беседа, обсуждение чего-либо 106
сидя
Задание 3
Составьте свой режим дня, опираясь на предлагаемый пример. Рассчитайте энергозатраты организма в течение суток. Пример:
Ночной сон - 7 ч х 65 = 455
Утренний туалет - 40 мин. (0,7 ч) х 102 = 71
Завтрак - 20 мин. (0,3 ч) х 99 = 30
Дорога на работу - 25 мин. = 100
Работа - 7 ч х 106 = 742
Возвращение с работы - 25 мин. = 100
Обед - 30 мин. (0,5 ч) х 100 =50
Отдых - 1 ч х 85 = 85
Домашняя учеба - 3 ч х 90 = 270
Ужин - 30 мин. (0,5 ч) х 99 = 50
Отдых, чтение - 1 ч х 85 = 85
Другие виды домашней работы, прогулка - 1 ч х 157 = 157 Итого: 24 часа - 2 195 ккал.
Итак, энергозатраты в рассматриваемом случае составляют 2 195 ккал.
Пищевой рацион этого человека не должен превышать 0,05 х 2 195 + 2 195 = 2 305 ккал Задание 4
Сопоставьте рассчитанную вами калорийность суточного рациона с величиной суточных энергозатрат. Скорректируйте составленное вами меню, если энергозатраты существенно превышают энергетическую ценность рациона. Задание 5
Рассчитайте, сколько энергии тратит ученик на написание контрольной работы в течение урока (40 мин.). Предложите
меню из нескольких блюд для восстановления затраченной энергии.
Задание 6
В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши и девушки в единицу времени (1 час) тратят 36 ккал и 31 ккал соответственно. При подготовки к урокам энергозатраты возрастают на 30 %, при занятии спортом - на 400 % от основного обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей и девушкой при подготовке к урокам (3 ч) и занятиях спортом (2 ч). Оборудование:
- PVD-плеер;
- видеоматериалы;
- компьютер;
- мультипроектор;
- мультимедийные программы;
- таблицы. WR
Использованная литература
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. - М.: АО МДМ, 1996.
2. Величковский Б.Т., Кирпичев Б.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997.
3. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2000.
4. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: Учебник для дифференцированного обучения: 9 класс. - М.: Просвещение, 1997.
Программа элективного курса «Долголетие»__
Губницкая Оксана Васильевна
5. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
6. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. - М.: Проосвещение,1986.
7. Пугал Н.А. Биология 9 (8). Человек. Практикум по гигиене. - М.: 2003.
Литература для учителя
1. Вогралик В.Г. Можно ли продлить жизнь? - Горький: Волго-вятск. кн. изд-во, 1984.
2. Гундаров И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? -М.: Медиа сфера, 1995.
3. Гуфеланд X. Искусство продлевать человеческую жизнь. (Ма-кробиотика) // Время жить: Сборник. - СПб: Лейла, 1996.
4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
5. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. 8 кл.: задачи, дополнительные материалы. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Дружинина А. Здоровое питание. - М.: АСТ-Пресс книга, 2004.
7. Смирнова Н.С., Соловьева В.С. Биологический возраст человека. - М.: Знание, 1986. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. Биология; № 9).
9. Скурихин И.М, Нечаев А.П. Все о пищи с точки зрения химика: Справочное издание. - М.: Высшая школа, 1991.
10. Бакдыков Г. Энциклопедия резервных возможностей человека. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.
Визуальные материалы
1. Видеофильм «Анатомия, физиология и гигиена человека. 9 класс».
2. Компьютерный диск «1 С: Репетитор. Биология».
3. Компьютерный диск «Биология. Анатомия и физиология человека». Электронная библиотека «Просвещение».
4. Компьютерный диск «Экология. Учебное электронное пособие».
5. Видеокассеты «Анатомия 1,2». Киновидеостудия «Кварт», 1997.
6. http:// www. рtpu.ru/ vita/ rubrika/ 8/ video.htm
7. http:// members.nbci.com/ mol_byology./
8. http:// rpg.da.ru./
9. http:// www. Apdubrov.da/ru./