Научная статья на тему 'Формирование профильной ориентации обучающихся основной школы на естественнонаучное направление обучения на базе межпредметной интеграции'

Формирование профильной ориентации обучающихся основной школы на естественнонаучное направление обучения на базе межпредметной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Л. И., Климова Д. Н.

В статье рассматривается межпредметная интеграция физики и медицины как средство ориентации обучающихся основной школы на естественно-научный профиль. Интеграция обеспечивается разработанным авторами межпредметным элективным курсом «Физика и медицина» с мультимедийной видеоподдержкой материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Profile Orientation of Comprehensive School Pupils on Natural-Science Profile of Education on the Basis of Intersubject Type of Integration

The article considers an intersubject type of integration of physics and medicine as the means of profile orientation of comprehensive school pupils on natural-science profile. Integration is supplied with elaborated by the authors an intersubject elective course «Physics and Medicine» with a multimedia video support of the materials

Текст научной работы на тему «Формирование профильной ориентации обучающихся основной школы на естественнонаучное направление обучения на базе межпредметной интеграции»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬИОИ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Л И. Кундозерова, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академии, профессор,

Д. Н. Климова, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академии

В статье рассматривается межпредметная интеграция физикии медицины как средство ориентации обучающихся основной школы на естественно-научный профиль. Интеграция обеспечивается разработанным авторами межпредметным элективным курсом «Физика и медицина» с мультимедийной видео-поддержкой материалов.

В связи с переходом общественных школ на профильное обучение особую значимость приобретает проблема формирования профильной ориентации обучающихся как основы, способствующей осознанному выбору профиля на старшей ступени обучения. Это влечет за собой поиск новых подходов к организации профильной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в России: появления новых видов общеобразовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, вариативности образования.

Переход к профильному обучению предполагает формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков с учетом личностных особенностей девятиклассников. Анализ накопленного в теории и практике опыта подготовки обучающихся к выбору профиля обучения на старшей ступени выявил противоречия между:

— необходимостью подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения и недостаточной разработанностью учебно-методического сопровождения процесса профильной ориентации обучающихся предпрофильных классов (программ, содержания элективных курсов и электронных средств обучения);

— необходимостью использования новых технологий, включая информаци-

онные, и недостаточной разработанностью образовательных технологических средств профильной ориентации обучающихся основной школы;

— недостаточной разработанностью содержания межпредметной интеграции и ее значительным профориентационным потенциалом.

Под межпредметной интеграцией авторы понимают процесс и результат построения учебных дисциплин, обусловленные дидактическими условиями связи между обществом, человеком и природой (межпредметные связи), способствующие при этом созданию общей платформы сближения предметных знаний для успешности процесса профильной ориентации учащихся основной школы.

Проблема межпредметной интеграции обозначена в названиях и содержании профилей обучения: биолого-хими-ческий, физико-математический, есте-ственно-научный, информационно-техно-логический, агро-технологический, гуманитарный, экономический и др.

Авторами разработан и апробирован интегративный элективный курс «Физика и медицина» с мультимедийной поддержкой (учебное электронное издание «Физика и медицина» с защитой авторских прав, номер государственной регистрации 0320600167, регистрационное свидетельство № 7463 от 10.03.06), ори-

© Л. И. Кундозерова, Д. Н. Климова, 2006

ентирующий учащихся 9-х классов на выбор естественно-научного профиля обучения и, возможно, будущей профессии.

Разработка интегрированного курса осуществлялась на основе системного, аксиологического, личностно ориентированного и деятельностного подходов (Ю. К. Бабанский, В, В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, М. Н. Скаткин, С. А. Смирнов). Исследование выполнено в рамках федерального эксперимента по профильному обучению в Крапивинском районе Кемеровской области. Учебное электронное издание «Физика и медицина» экспонировалось на международном союзе выставок и ярмарок ЗАО «Кузбасская ярмарка» в павильоне «КузГГХА» на выставке «Образование. Карьера. Занятость» и было награждено дипломом 1-й степени.

Тематическое содержание межпредметного элективного курса «Физика и медицина» приведено далее.

Тема 1. Элементы биофизики при изучении механики

Содержание. Влияние ускорений на организм человека. Простые механизмы в живой природе. Рычажные механизмы скелета человека. Деформации человеческого тела. Аппарат искусственного кровообращения (АПК).

Мультимедийная поддержка. Влияние ускорений на организм человека. Ухо. Вестибулярный аппарат. Рычажные механизмы скелета человека.

Знакомство с профессиогратмами фельдшера и врача-хирурга.

Проекты. «Суставная капсула и ее роль в суставе», «Вестибулярный аппарат — орган равновесия», «Возрастные и половые особенности черепа», «Транспортные и физико-химические свойства крови», «Врач-хирург».

Лабораторные исследовательские работы

1. С помощью бытового динамометра определите силу, развиваемую большим пальцем и мизинцем вашей руки.

2. Рассчитайте, какого веса груз вы можете поднять рукой.

Тема 2. Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений

Содержание. Пищеварение человека. Дыхание. Кессонная болезнь. Аппарат «искусственная почка». Законы сохранения и превращения энергии, массы, энергии импульса. Превращение энергии в живых клетках. Портативный спектрофотометр для анализа крови.

Мультимедийная поддержка. Пищеварение человека. Строение и функции органов дыхания. Кессонная болезнь водолаза. Декомпрессионная камера. Мочевыделительная система. Аппарат «искусственная почка». Капиллярные явления. Физическая модель сердечно-сосу-дистой системы. Энергетические превращения в живом организме. Мышцы человека. Тепловизор. Провизор.

Знакомство с профессиограммами врача по гигиене питания, врача-гемато-лога, врача-терапевта.

Проекты. «Объемы легочного воздуха», «Вентиляция легких», «Влияние на дыхание повышенного и пониженного давления», «Терморегуляция и закаливание», «Что такое кашель и чихание», «Профессиональные болезни водолазов», «Профессиональные болезни шахтеров и металлургов», «Обмен веществ и энергии. Рациональное питание».

Лабораторные исследовательские работы

1. Определение суточной потребности организма в белке. Для взрослого человека потребность в белке составляет 1,5 г на 1 кг массы тела, для грудного ребенка— 3,0-3,5 г, для ребенка до 10 лет — 2,5 г на 1 кг. Рассчитайте для каждого члена вашей семьи суточную потребность в белке.

2. Определение пульса. Найдите пульс у любого члена вашей семьи, определите, ритмичен ли он, сосчитайте число ударов в 1 мин. Попросите обследуемого сделать 20 приседаний, повторите подсчет пульса сразу после физической нагрузки, через 1, 2 и 3 мин по-

еле нее. Сделайте соответствующие выводы.

Тема 3. Элементы биофизики при изучении электричества

Содержание. Влияние электрического поля на организм человека. Электробезопасность. Медицина об электротравмах. Магниты в медицине. Электроанестезия и электросон. Соединение живых тканей с помощью магнита.

Мультимедийная поддержка. Био-точный манипулятор «искусственная рука».

Знакомство с профеесиограммами медицинской сестры и физиотерапевта.

Проекты. «Применение постоянного тока с лечебной целью — электрофорез», «Франклинизация — метод электротерапии», «Аэроионотерапия — лечение ионизированным воздухом», «Новости медицины по применению магнитов», «Электрические явления в сердце — электрокардиограмма», «Биоэлектриче-ство сна».

Лабораторные исследовательские работы

Изучите воздействие ароматических масел с лечебной целью на состояние своего организма. Сделайте соответствующие выводы.

Тема 4. Элементы биофизики при изучении колебаний и звука

Содержание. Биоритмы. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания — перкуссия. Выслушивание — аускультация. Акустическая диагностика заболевания легких.

Мультимедийная поддержка. Сердце — пример колебательной системы в живой природе. Ухо. Голосовой аппарат человека.

Знакомство с профессиограммой врача-оториноларинголога.

Проекты. «Физическая природа биологических часов», «Биологические ритмы и сон», «Опера или оперетта — требование к кандидатам».

Лабораторные исследовательские работы

Биоциклы. Пользуясь графиком, определите состояние своих биоциклов на сегодняшний день. Рекомендации: 365 умножьте на количество дней со дня рождения и прибавьте количество високосных лет за этот период. Затем разделите полученное число на 23 для физического; на 28 — для эмоционального; на 33 — для интеллектуального биоциклов. Количество дней, оставшихся сверх целого числа циклов, полученных в результате деления, будет указывать, в какой фазе биоциклов находится человек в определяемый день (рисунок).

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 33 Сутки

Графическое изображение физического (а), эмоционального (б)

и интеллектуального (в) циклов человека

Тема 5. Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома

Содержание. Глаз человека. Светочувствительность глаза. Фокусировка искусственного хрусталика. Оптические приборы в медицине.

Мультимедийная поддержка. Глаз человека. Процесс восприятия света. Оптические приборы в медицине: микроскопы, бинокулярные лупы.

Знакомство с профессиограммой врача-окулиста.

Проекты. «Как не утратить зрение?», «Эндоскоп», «Фиброскоп», «Фи-броэндоскоп для лечения маленьких детей».

Лабораторные исследовательские работы

Определение остроты зрения.

В завершение изучения интегрированного курса «Физика и медицина» осуществляются выполнение профессиональных проб и защита проектов. Целесообразно также провести понятийнотерминологическую ролевую игру, целями которой являются совершенствование навыков работы со справочной медицинской литературой, свободное воспроизведение учащимися содержания

учебной информации, полученной в процессе изучения межпредметного элективного курса.

Основным показателем качества знаний, умений и навыков по курсу «Физика и медицина» служит осознанный выбор обучающимся естественно-научного профиля обучения, а в дальнейшем — профессии медицинского работника.

Поступила 23.06.06.

РОЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. Г. Камышанова, учитель биологии высшей категории лицея № 5 г. Ельца Липецкой области, аспирант Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина

Профильное обучение в средней общеобразовательной школе является средством, обеспечивающим преемственность высшего и среднего образования. Автор делает акцент на формировании ключевых компетенций у старшеклассников, которые позволят им в дальнейшем успешно обучаться в вузе и овладевать профессией.

Текущие социально-экономические преобразования российского общества настоятельно требуют изменения общеобразовательной и профессиональной школ, что обеспечило бы социальную и профессиональную адаптацию личности. Важными задачами отечественного образования в сложившихся условиях являются создание системы непрерывного образования, комплексов государственных и общественных учреждений, способствующих самообразованию личности, ее всестороннему и гармоничному развитию, обеспечение преемственности между уровнями образования: дошкольным, общим, средним профессиональным, высшим и послевузовским.

На сегодняшний день наиболее перспективным средством обучения в общеобразовательной школе, обеспечивающим преемственность высшего и среднего образования, ученые считают профильное обучение.

Актуальность введения профильного обучения в средней общеобразователь-

ной школе диктует социальный заказ на развитие личности постиндустриальной эпохи, которая должна обладать конкурентоспособностью на рынке труда и быть готовой к непрерывному образованию. Смысл профильного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучаемого, его личностных характеристик, а также в том, чтобы научить учащихся решать проблемы — и те, с которыми они встретятся в будущей взрослой жизни, и те, с которыми они встречаются сегодня.

Поскольку общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить уровень образованности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором возникают и новые сферы деятельности, и новые ситуации, то целью школы является формирование так называемых ключевых компетенций. Так, в Концепции модернизации россий-© Т. Г. Камышанова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.