4. Выживут ли караси в озере объемом 500 000 м3, в воду которого попало 100 м3 сточных вод сернокислотного завода, содержащих 1600 кг оксида серы (VI). Токсичная концентрация серной кислоты для карасей 138 мг/л.
Решение:
т^О,) = 1600 103 г;
V ^О) = 20 ■ 103 моль = V (Н/О4);
т (Н^О4) = 20 кмоль ■ 98 кг/кмоль = 1960 кг. С (Н/04)=1960 - 106 мг : 500 100 000 л = 3,92 мг/л. Ответ: С (Н^04) = 3,92 мг/л, что значительно меньше токсичной концентрации.
5. Тетраэтилсвинец - важнейший антидетонатор для двигателей внутреннего сгорания. По имеющимся данным, в ФРГ в 1969 г. в двигателях грузовых машин было сожжено около 15 млн т этилированного бензина. Рассчитайте массу выброшенного в атмосферу оксида свинца (II), если молярная концентрация антидетонатора в бензине составляет 210-3 моль/л, а плотность бензина равна 750 г/л.
Решение:
Уравнение горения:
2РЬ(С2Н5)4 + 27 О2 = 2РЪО + 20Нр +16СО2
тб = 15 4012 г; Vб = тб : р = 151012 г : 750 г/л = 21010 л. V (РЪ(СН))) = Vб • с(РЪ(С2Н5)4) = 2 • 1010 л • 210-3 моль/л = 4107 моль.
По уравнению реакции:
V (РЪ(СН))) = п(РЪО) = 4-107 моль; т(РЪО) = V (РЪО) • М(РЪО) = 4107 моль-223 г/моль=8,92-109 г.
Ответ: т(РЪО) = 8920 т.
Мы считаем, что представленная образовательная программа для будущих учителей химии позволит при работе с детьми реализовать как информационно-познавательный, так и практико-ориенти-рованный уровни подготовки обучаемых в системе взаимоотношений человек и окружающая среда.
список литературы:
Артемьев В.П. Химический эксперимент в школе (с утилизацией токсичных соединений): Практические задания по методике преподавания химии. Пенза, ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. С. 8. Артемьев В.П. Химический эксперимент в школе (с утилизацией токсичных соединений): Практические задания по методике преподавания химии. Пенза, ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. С. 33. Габриелян О.С. Химия-8 // Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2003. Габриелян О.С. Химия-9 // Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2002. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю., Терё-нин В.Н. Химия-10 // Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2002. Габриелян О.С. Химия-11 // Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2003. Назаренко В.М. Экологизированный курс химии: от темы к теме // Химия в школе. 1994. № 3. С. 13-26. Назаренко В.М., Лучинина Н.В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании // Химия в школе. 1994. №1. С. 69-72.
УДК 371.3:546
разработка Школьного элективного курса «теория и практика химического процесса»
А.М. ЗИМНЯКОВ, М.В. ДУНЮШКИНА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и биохимии
Модернизация российского образования предусматривает переход на старшей ступени среднего (полного) образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в самоопределении учащихся играют элективные курсы.
Элективные курсы - важнейшее средство построения индивидуальных образовательных траекторий, так как в наибольшей степени они связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов.
В настоящее время ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы недостаточно. Это относится, в частности, к основам термохимии, химическому равновесию, химической кинетике. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные знания о химическом процессе и закономерностях его протекания. Между тем на вступительных экзаменах в ВУЗы, в ЕГЭ включаются задания, для успешного выполнения которых необходимы глубокие знания по упомянутым выше темам. Мы разработали элективный курс, включающий задачи с решениями и необходимой теоретической частью, для учащихся по теме: "Теория и практика химического процесса" в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Основы термохимии - необходимое методическое звено программы, формирующее целостную естественнонаучную картину мира. Здесь необходимо в первую очередь раскрыть понятие о термодинамической системе и внешней среде, рассмотреть тепло-
вые и материальные взаимоотношения этих двух категорий в рамках классификации систем. Связывая тепловые эффекты химических реакций с количеством вещества и решая задачи на применение закона Гесса, мы формируем у школьника представление
о материальном и энергетическом единстве мира, неуничтожимое™ материи и энергии и глобальном законе сохранения.
Значений величин «энтальпия», «энтропия», «энергия Гиббса» для химической реакции позволяет не только сделать вывод о тепловом эффекте, но и оценить возможность самопроизвольного протекания этой реакции в заданных условиях (изолированная система, закрытая система) либо определить условия (например, температуру и давление), в которых реакция становится равновероятной в прямом и обратном направлении.
Химическое равновесие изучается в стандартном курсе химии, но недостаточно глубоко. Дополнительное введение понятия о константе химической реакции позволяет более обоснованно рассуждать о смещении равновесия при воздействии на систему извне (принцип Ле-Шателье).
Для того чтобы осознать свое место в мире, а тем более научиться управлять им и процессами, происходящими в нем, человек обязан понять сущность процессов и реакций и те законы, которым они подчиняются.
Разработанный нами элективный курс предусматривает как обычные уроки, так и лекции и семинары по программе, представленной ниже. По окончании каждого занятия учащиеся получают домашние задания, которые включают вопросы и (или) расчетные задачи.
Для контроля за знаниями учащихся по усвоению учебного материала проводятся как устный и письменный опрос учащихся, так и контрольные работы. Результаты контрольных работ обсуждаются на семинаре.
По окончании элективного курса проводится итоговая контрольная работа, защита рефератов.
По разработанной программе элективного курса проводились занятия в рамках спецкурса СШ № 66 г. Пензы. Изучение материала данного курса выбрали для себя 27 учащихся. Исходный уровень подготовки был разным - как весьма высоким, так и минимально допустимым. Однако все учащиеся проявили огромную заинтересованность в изучении курса.
Преподавание элективного курса выявило ряд трудностей. Основные трудности у учащихся связаны с вопросами химического равновесия, принципа Ле-Шателье, химического потенциала. Также трудности у учащихся вызывают и математические расчеты.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХИМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Пояснительная записка
Одной из целей естественнонаучного образования в профильных классах является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов. Для учащихся, выбравших естественнонаучные профили, уже недостаточно простой кон-
статации фактов, касающихся химических свойств веществ. Важно научиться предсказывать возможность протекания той или иной химической реакции, находить способы управления химическими процессами. Для этого необходимо выбрать критерии протекания химических реакций в заданном направлении и уметь определять условия достижения химического равновесия.
Хотя перечисленные вопросы обозначены в учебниках химии для старшей школы, рассмотрение их носит поверхностный характер, что не позволяет в должной мере применять при обсуждении критериев направления химических реакций разных типов числовые данные и результаты расчетов.
Цель курса: углубление знаний учащихся по теме «Теория и практика химического процесса».
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы.
В предлагаемом элективном курсе в качестве возможных критериев протекания химической реакции в заданном направлении последовательно предлагаются энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, потенциал. При этом в каждом случае рассматриваются возможности применения этих критериев в различных системах (в стандартных и нестандартных условиях) и ограничения по их применению. Школьники учатся определять условия (например, температуру и давление), в которых реакция становится равновероятной в прямом и обратном направлениях. Они приходят к пониманию, что, изменяя условия, можно повлиять на направление химической реакции, т. е. управлять ею. Более обоснованно рассуждать о смещении химического равновесия при воздействии на систему позволяет введение понятия о константе равновесия.
В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры.
Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (учебно-исследовательские работы учащихся).
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса.
Курс рассчитан на 34 часа, 2 часа в неделю.
Содержание курса
Часть I. Теория протекания химического процесса (21 ч)
Тема 1 Энтальпия (6 ч)
Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Первое начало термодинамики. Стандартная энтальпия. Энтальпия образования вещества. Закон Гесса и следствия из него (Керимов, 2001).
Демонстрации. Тепловой эффект при растворении серной кислоты в воде. Тепловой эффект растворения гидроксида калия в воде (Иванова, Кононова, 1969).
Практическая работа. Тепловой эффект растворения нитрата аммония (Зимняков, 1997).
Решениезадач. Расчет теплового эффекта химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям (Зайцев, 1985).
Обсуждаемые вопросы. Использование энтальпии в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции.
Тема 2 . Энтропия (4 ч)
Изолированные системы. Второе начало термодинамики. Энтропия как «приведенная теплота» и как способ выражения термодинамической вероятности. Стандартная энтропия.
Демонстрации. Необратимое разложение дихромата аммония (Иванова, Кононова, 1969).
Решение задач. Расчет изменения энтропии в ходе химической реакции (Зайцев, 1985).
Обсуждаемые вопросы. Использование энтропии в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции (Керимов, 2001).
Тема 3 . Энергия Гиббса (4ч)
Закрытая система. Стандартная энергия Гиббса. Критерий протекания реакции.
Демонстрации. Взаимодействие алюминия с иодом (Иванова, Кононова, 1969).
Решение задач. Расчет энергии Гиббса (Зайцев, 1985; Браун, Лемей, 1983).
Обсуждаемые вопросы. Использование стандартной энергии Гиббса в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции в стандартных и нестандартных условиях (Керимов, 2001).
Тема 4 . Потенциал (6ч)
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионных полуреакций. Стандартный водородный электрод. Стандартный потенциал. Электрохимический ряд напряжений металлов. Сравнение силы окислителей и восстановителей. Критерий протекания окислительно-восстановительной реакции.
Демонстрации. Восстановление водородом серебра. Гальванический элемент и водородный электрод (Иванова, Кононова, 1969).
Практические работы. Конмутация иодид - и иодат-ионов в кислотной среде (Зимняков, 1997).
Решение задач. Расчет потенциалов. Стехио-метрические расчеты по уравнениям окислительно-
восстановительных реакций (Зайцев, 1985; Браун, Лемей, 1983).
Обсуждаемые вопросы. Использование стандартного электродного потенциала в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной окислительно-восстановительной реакции в стандартных и нестандартных условиях (Глинка, 1988).
Контрольная работа №1.
Часть II. Изменение направления химического процесса (13 ч)
Тема 5 . Скорость химической реакции (4 ч)
Скорость химической реакции. Зависимость скорости от условий протекания реакций. Закон действующих масс. Константа скорости химических реакций. Правило Вант-Гоффа. Катализ. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода (Иванова, Кононова, 1969).
Практическая работа. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (Зимняков, 1997).
Решение задач. Расчет скорости химической реакции (Зайцев, 1985; Браун, Лемей, 1983).
Обсуждаемые вопросы. Влияние различных факторов на изменение скорости химической реакции. Значение катализа в природе и технике (Керимов, 2005).
Тема 6 . Химическое равновесие и способы его смещения (7 ч)
Необратимые и обратимые химические реакции. Понятие о химическом равновесии. Принцип Ле-Шателье. Влияние температуры: энтальпийный и энтропийный факторы. Возможность протекания химической реакции в зависимости от знака изменения энтропии и температуры. Температура равновероятности прямой и обратной реакций. Влияние концентрации. Константа равновесия. Связь между концентрацией и парциальным давлением газообразного вещества. Изменение направления реакции путем изменения давления и (или) концентраций участников реакции.
Демонстрации. Равновесие между хромат- и дихромат-анионами (Иванова, Кононова, 1969).
Практическая работа. Смещение химического равновесия под действием нагревания или охлаждения (Зимняков, 1997).
Решение задач. Расчет температуры равновероятности прямой и обратной реакций. Расчет степени протекания реакции в стандартных и нестандартных условиях. Определение начальных и равновесных концентраций (Зайцев, 1985; Браун, Лемей, 1983).
Обсуждаемые вопросы. Влияние температуры на изменение направления химической реакции. Способы изменения концентраций участников реакции (Керимов, 2005).
Контрольная работа №2.
Итоговая контрольная работа.
требования к результатам обучения
После изучения элективного курса учащиеся должны:
- знать классификацию термодинамических систем, понятие об обратимых и необратимых реакциях, критерии, определяющие направление химических реакций (в том числе окислительно-восстановительных), условия установления и смещения химического равновесия;
-уметь подбирать коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса; составлять термохимические уравнения реакций; вести термохимические расчеты с использованием стандартных значений термодинамических величин — энтальпии, энтропии, энергии Гиббса, окислительно-восстановительного потенциала — и применять эти расчеты для предсказания направления химических реакций в гомогенных, гетерогенных системах, газовых смесях, растворах; рассчитывать состав равновесных систем, пользуясь концентрационными константами химического равновесия; пользоваться справочными таблицами и литературными данными для поиска значений термодинамических величин.
примеры реферативных работ.
1. Американский физикохимик Дж. Гиббс.
2. Энтальпия реакции и тепловой эффект реакции.
3. Энтальпия и энтропия вещества: зависимость от температуры.
4. История открытия электрохимического ряда напряжений металлов.
5. Зависимость энергии Гиббса от температуры.
6. Вальтер Нернст — изобретатель водородного электрода.
7. Химическое равновесие и химическая промышленность.
8. Катализаторы биологической природы.
9. Значение катализа в природе и технике.
примеры контрольных работ
Контрольная работа №1.
Вариант 1
1. Рассмотрите реакцию, отвечающую уравнению
2 Ш2(г) = 2 Ш(г) + 02(г)
Используя справочные данные, рассчитайте значение энтальпии данной реакции. Является ли данная реакция а) экзотермической, б) эндотермической?
2. Используя справочные данные, рассчитайте значение энтропии данной реакции. Будет ли данная реакция протекать самопроизвольно в стандартных условиях?
3. Используя уравнение Гиббса и результаты расчетов 1 и 2, определите температуру, при которой данная реакция будет протекать равновероятно и в прямом, и в обратном направлении.
Вариант 2
1. Рассмотрите реакцию, отвечающую уравнению
Fe2O3(T) + 2Al(r) = 2Fe(T) + Al2O3(r)
Используя справочные данные, рассчитайте значение энтальпии данной реакции. Является ли данная реакция а) экзотермической, б) эндотермической?
2. Используя справочные данные, рассчитайте значение энтропии данной реакции. Будет ли данная реакция протекать самопроизвольно в стандартных условиях?
3. Используя уравнение Гиббса и результаты расчетов 1) и 2), определите температуру, при которой данная реакция будет протекать равновероятно и в прямом, и в обратном направлении.
Вариант 3
1. Рассмотрите реакцию, отвечающую уравнению
3 O2(r) = 2 Оз(г)
Используя справочные данные, рассчитайте значение энтальпии данной реакции. является ли данная реакция а) экзотермической, б) эндотермической?
2. Используя справочные данные, рассчитайте значение энтропии данной реакции. Будет ли данная реакция протекать самопроизвольно в стандартных условиях?
3. Используя уравнение Гиббса и результаты расчетов 1) и 2), определите температуру, при которой данная реакция будет протекать равновероятно и в прямом, и в обратном направлении.
Контрольная работа № 2.
Вариант 1
1. Рассмотрите равновесие:
2NO(r) + O2(r) = 2NO2(r); АЯ° < 0
Как сместится химическое равновесие, если в системе
а) температура понижается (р = Const)
б) давление растет (T = Const)
в) увеличится ли выход продукта при одновременном изменении температуры и давления, указанном в а) и б)?
Ответ должен быть обоснованным.
2. Рассчитайте исходные концентрации (С0) NO и O2 для системы
2NO(r) + O2(r) = 2NO2(r), если равновесные концентрации NO, O2 и NO2 равны соответственно 1,0; 0,2 и 0,5 моль/л.
Вариант 2
1. Рассмотрите равновесие:
С(т) + CO2(r) = 2CO(r) ; АЯ° > 0
Как сместится химическое равновесие, если в системе
а) температура повышается (р = Const)
б) давление падает (T = Const)
в) увеличится ли выход продукта при одновременном изменении температуры и давления, указанном в а) и б)?
ответ должен быть обоснованным.
2. Рассчитайте исходные концентрации (С0) С02 и СО для системы
С(т) + СО2(г) = 2СО(г), если равновесные концентрации СО2 и СО равны соответственно 0,3 и 0,8 моль/л.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
1. Рассчитайте значение стандартной энтальпии образования (кДж/моль) продукта экзотермической реакции
2№(т) + Вг2(ж) = 2№Вг(т), если при получении 41,20 г бромида натрия выделилось 144,4 кДж энергии в форме теплоты.
2. Определите константу равновесия реакции
^(г) + 3Н2(г) =2Ш3(г); если равновесные концентрации участвующих веществ равны: [М2]= 3моль/л; [Н2] =9 моль/л; [МН3]=4 моль/л. Определите исходные концентрации азота и водорода.
3. Запишите уравнение реакции и подберите коэффициенты, используя метод электронно-ионных полуреакций:
нитрит калия + серная кислота + иодид калия ^ ...
Как изменится скорость химической реакции 2Ш(г) + О2(г) = 2Ш2(г), если уменьшить объем в системе в 3 раза?
Вариант 2
1. Рассчитайте значение стандартной энтальпии образования (кДж/моль) продукта экзотермической реакции
2Р(белый) + 5С12(г) = 2РС15(г) если при получении 104,25 г пентахлорида фосфора выделилось 187,5 кДж энергии в форме теплоты.
2. Равновесие в системе
Н2(г.) + 12(г.) = 2Н1(г.) установилось при следующих концентрациях: [Н2]= 0,025моль/л; [12] = 0,005 моль/л; [Н1]= 0,09 моль/л. Определите исходные концентрации йода и водорода.
3. Запишите уравнение реакции и подберите коэффициенты, используя метод электронно-ионных полуреакций:
дихромат калия + серная кислота + сульфат железа(П) ^ ...
Во сколько раз возрастет скорость химической реакции в системе:
2SО2 + О2 = 2SО3 при увеличении давления в реакционной емкости в 3 раза?
Вариант 3
1. Рассчитайте значение стандартной энтальпии образования (кДж/моль) продукта экзотермической реакции
2А1(т) + 3Б2(г) = 2А№3(т) если при получении 27,72 г фторида алюминия выделилось 498,3 кДж энергии в форме теплоты.
2. При некоторой температуре равновесие в системе:
2Ш2(г) = 2Ш(г) + О2(г)
установилось при следующих концентрациях: [Ш2]= 0,006моль/л; [N0] = 0,024 моль/л. Найдите константу равновесия реакции и исходную концентрацию оксида азота (IV).
3. Запишите уравнение реакции и подберите коэффициенты, используя метод электронно-ионных полуреакций:
пероксид водорода + серная кислота + иодид аммония ^ ...
Во сколько раз следует увеличить концентрацию СО в системе:
2СО = СО2 + С, чтобы скорость химической реакции увеличилась в 4 раза?
Примеры лабораторных опытов.
Опыт 1. Термическое разложение бихромата аммония
Оборудование и реактивы: колба емкостью 200-250 мл, штатив, ступка, спиртовка, листовой асбест, кристаллический бихромат аммония, спирт, асбестовая сетка.
Ход работы (Ш4)2Сг2О7 = Сг2Оз + + 4Н2О| + 1107 кДж
Кристаллический бихромат аммония (крупные кристаллы) измельчить в ступке, но не превращать их в порошок.
1 вариант. В колбу поместить бихромат аммония (до 1/3 объема). Укрепив колбу в штативе в наклонном положении, направить отверстие колбы в безопасное место - в сторону от преподавателя и учащихся. Прогрев колбу, сосредоточить нагревание в одном месте до начала реакции и горелку отставить. Реакция продолжается бурно. Из горла колбы вылетает поток раскаленных частиц оксида хрома (III). На место их падения следует положить кусок асбеста (Ахметов, 1991; Бабич и др., 1991; Воробьев и др., 1976).
2 вариант. На асбестовую сетку поместить 2-3 г бихромата калия, сделать небольшое углубление, в это углубление капнуть 1-2 капли этилового спирта и поджечь.
Утилизация. Оксид хрома использовать, как химический реактив в лаборатории (Артьемьев, 2001).
Опыт 2. Разложение воды электрическим током
Оборудование и реактивы: прибор для электролиза, две пробирки, два кристаллизатора, раствор №0Н (массовой долей 5-8 %), изогнутые газоотводные трубки, железные электроды.
Ход работы
Примером эндотермической реакции может стать разложение воды электрическим током. Собирают установку согласно рис. 1 и-образную трубку заполнить на 2/3 объема раствором №0Н, закрыть отверстия трубки пробками с железными электродами.
Две пробирки наполняют дистиллированной водой и опрокидывают вверх дном в кристаллизаторы с водой. В пробирки подводят изогнутые газоотвод-
Ахметов Н. С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.: Просвещение, 1991. - 469 с. Бабич Л. В., Балезин С. А., Глинка Ф. Б. и др. Практикум по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1991. - 320 с.
Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия - в центре наук. Ч. I. - М.:
Мир, 1983. - 329 с. Воробьева В. И., Ипполитова Е. А., Немкова О. Г. и др. Практикум по неорганической химии. - М.: Издательство МГУ, 1976. - 248 с. Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В. А. Рабиновича. - Л.: Химия, 1988. - 704 с. Зайцев О. С. Задачи и вопросы по химии. - М.: Высшая
школа, 1985. - 301 с. Зимняков А.М. Методические рекомендации к лабора-торно-семинарским занятиям по физической химии по теме «Химическая термодинамика». - Пенза, 1997. - 17 с. Иванова М. А., Кононова М. А. Химический демонстрационный эксперимент. - М.: Высшая школа, 1969. - 248 с. Керимов Э. Ю. Курс лекций по физической химии. Введение. Химическая термодинамика: Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета, обучающихся специальности "химия-биология". - Пенза, 2001. - 139 с. Керимов Э. Ю. Курс лекций по физической химии. Химическая кинетика: Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета, обучающихся специальности "химия-биология". - Пенза, - Пенза, 2001. - 92 с. 2005. - 139 с.
УДК 371.3:547
разработка тестовых заданий по теме: «азотсодержащие органические соединения»
Е.Ф. СИДОРОВА, А.М. ЗИМНЯКОВ, М.Б. ЛЕПИЛИНА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра химии и биохимии
Изучена тестовая форма контроля знаний. В процессе изучения азотсодержащих органических веществ расширяются знания о кислотах, основаниях, амфотерных соединениях, представления о пространственном строении молекул. Важный итог изучения аминов и аминокислот - ознакомление со строением и свойствами белков. Важность знаний о гетероциклических азотсодержащих веществах заключается в подготовке к изучению состава и строения нуклеиновых кислот.
Одним из объективных инструментов контроля знаний является тестирование. Как и любая другая форма контроля, тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Достоинством можно считать оперативность, объективность оценивания, а главным недостатком - непригодность для проверки характера мыслительной, творческой деятельности ученика. Обучение работе с тестами приобретает особую актуальность в связи с экспериментом по введению Единого государственного экзамена.
Сегодня предлагается большое число тестов, самых разных по уровню сложности и содержанию. Тем не менее, в школьной практике тестирование в курсе органической химии используется ограниченно. Была поставлена задача - разработать систему тестовых заданий по теме: «Азотсодержащие органические соединения». Данные тестовые задания представляют собой структурированный комплекс тестов, охватывающий максимально большое число элементов знаний по данной теме.
Важнейшее отличие тестового задания от обычного - его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля. Была использована такая система автоматизированного опроса, которая позволяет быстро и регулярно получать оперативную информацию о степени подготовленности учащихся, уровне их знаний и умений по данной теме.
ные трубки от электролизера. Прибор подключают к источнику тока. Наблюдают образование и накопление газов в пробирках (следует обратить внимание на соотношение их объемов). Отключить внешний источник энергии, реакция разложения заканчивается без подвода внешней энергии (рис.1) (Бабич и др., 1991; Воробьев и др., 1976).
К (-): 2Н2О + 2 е" ^ Н2 + 2ОН" А (+): 4ОН" -4е" ^ О2 + 2Н2О 2Н2О ^ 2Н2 + О2 - 285 кДж
Рис.1 Демонстрация эндотермической реакции разложения воды
Утилизация. Раствор щелочи в и-образной трубке использовать повторно, добавив более концентрированный раствор №ОН (контроль по показаниям ареометра) (Артемьев, 2001).
список литературы.
Артемьев В. П. Химический эксперимент в школе (с утилизацией токсичных соединений): Практические задания по методике преподавания химии.