Научная статья на тему 'О реализации модульной технологии обучения на уроках географии в общеобразовательной школе'

О реализации модульной технологии обучения на уроках географии в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС "ГЕОГРАФИЯ" / PUPILS' COMPETENCE / MODERN METHODIC BASE / MODULAR SYSTEM OF GEOGRAPHY TEACHING / INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / MODULAR GEOGRAPHY COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Г. В.

В работе описаны актуальность и современные контексты реализации модульной технологии обучения в сфере общешкольного образования, ориентиры ее развития на материале обучения географии, выделены ее преимущества по сравнению с традиционной системой обучения и основные результаты апробации модели реализации технологии модульного обучения (на материале географии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF MODULAR SYSTEM OF TEACHING AT GEOGRAPHY LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

This work deals with topicality and modern contexts of realization of modular systems of teaching in the sphere of secondary education, the reference points of its development on the geography teaching facts (basis). Its advantages in comparison with traditional system of education and the main results of application of this modular system of teaching are emphasized.

Текст научной работы на тему «О реализации модульной технологии обучения на уроках географии в общеобразовательной школе»

Помимо горизонтальных модулей, в программе обозна- методической деятельности через включение в исследование

чены и вертикальные модули, которые раскрывают содержа- методического знания с последующим превращением мето-

ние способов методической подготовки. дики в исследование. В вертикальных модулях выдерживает-

Каждый способ методической подготовки представляет ся содержание горизонтальных модулей, а на стыке модулей

продвижение будущего педагога в открытии и присвоении им проявляется исследовательская компетентность (таблица 2).

Библиографический список

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] : коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радио-новой, А.П. Тряпициной. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

2. Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.

3. Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе [Текст] / под ред. Г.Н. Прозумен-товой. - Томск : Дельтаплан, 2002. - Кн. 5.

4. Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога [Текст] / В.И.Слободчиков, Н.А. Исаева // Вопросы психологии. - 1996. - № 2.

5. Зинченко, В.П. Distant, content ... и образование [Текст] / В.П. Зинченко // Высшее образование в России. - 2005. - № 7.

6. Переход к Открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций [Текст] : коллективная монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - Ч. 1.

7. Поздеева, С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе [Текст] / С.И. Поздеева. - Томск : Дельтаплан, 2004.

8. Никитина, Л.А. Исследовательские проекты в методической подготовке педагога [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.А. Никитина. - Барнаул : АлтГПА, 2009.

Статья поступила в редакцию 15.05.09

УДК 373.1.02:372.8

Г.В. Крылова, соискатель АлтГПА, г. Яровое

О РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 0 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В работе описаны актуальность и современные контексты реализации модульной технологии обучения в сфере общешкольного образования, ориентиры ее развития на материале обучения географии, выделены ее преимущества по сравнению с традиционной системой обучения и основные результаты апробации модели реализации технологии модульного обучения (на материале географии).

Ключевые слова: современная методическая база, технология модульного обучения географии, взаимодействие субъектов образовательного процесса, компетентность учащихся, организационно-педагогические условия, модульный курс «География».

В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России, перестройки структуры образования в стране выдвигаются новые требования к целям и содержанию обучения. Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями, учебными навыками в пределах программы. В настоящий момент Россия нуждается в творчески мыслящих, образованных выпускниках, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства. Это обусловливает социальный заказ системе образования на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки самообразования, способной к созданию новых технологий, соответствующих мировым стандартам, к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе научной картины мира.

Одной из главных предпосылок реализации этого требования выступает создание современной методической базы для учителя в школах как непременной составной части общего образования. Согласно Концепции модернизации российского образования, в качестве одной из приоритетных задач государства признано формирование качественно новой личности выпускника, способного к самосовершенствованию, умеющего

применить полученные знания в новых экономических условиях. Разработка и реализация новых педагогических технологий призваны решать проблему подготовки качественно нового выпускника школы, способного отвечать современным требованиям общества.

Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации [1; 2; 3]. Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Данным требованиям, по нашему мнению, соответствует технология модульного обучения, которая, по сравнению с традиционными методами, позволяет каждому учащемуся достичь более высоких результатов в учебной деятельности, создает условия, способствующие саморазвитию, формирует потребность в дополнительном познавательном труде, обеспечивает высокий уровень мотивации учения, положительный эмоциональный фон обучения и создает ситуацию успеха.

С нашей точки зрения, основополагающим для реализации в школе технологии модульного обучения является определение М.А. Чошанова: «технология обучения - это целостная прикладная дидактическая концепция преобразова-

ния содержания и процесса обучения, гарантирующая достижение учащимися четко определенного уровня компетентности» [2, с. 27].

Технология модульного обучения основана на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения (осознается программа обучения и собственная траектория учения).

Модульное обучение, реализуя динамику развития современных дидактических теорий, синтезирует в себе их особенности, что позволяет сочетать различные подходы к отбору содержания материала по школьному курсу «География», его представлению и способам организации учебного процесса, создавая наиболее благоприятные условия развития учащихся посредством обеспечения гибкости содержания обучения, его адаптивности к их индивидуальным способностям и уровню подготовленности через организацию учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной модульной программе. Основой успешного обучения школьников по учебному предмету «География» являются организационно-педагогические условия реализации модели модульного обучения в общеобразовательной школе (использование адекватной учебному предмету педагогической технологии, индивидуализация процесса и проблематизация обучения, специальный модульный курс по географии).

В основе повышения результативности реализации модульной технологии обучения выступает структурно-функциональная модель, рассматриваемая как система взаимосвязанных элементов: цели; принципов, условий и методов; структурных компонентов; содержания и результата. Критериями оценки сформированности компетентности учащихся в ходе изучения курса «География», которые позволяют фиксировать результаты внедрения модели реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе, являются: самоорганизация учащихся, их стремление к саморазвитию и самообразованию, а также организация самостоятельной работы по учебному модулю.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности: оно обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях; модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения; модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется структуризацией содержания обучения; четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы; вариативностью структурных организационно-методических единиц через структурные компоненты реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе: эмоциональный, потребностно-мотивационный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Реализацию технологии модульного обучения в общеобразовательной школе следует рассматривать как целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее формирование компетентности учащихся и протекающее более эффективно при использовании следующих организационно-педагогических условий: специ-

ального модульного курса «География», внедрения адекватной педагогической технологии, индивидуализацию процесса обучения, проблемного обучения. Технология модульного обучения включает в себя модульную программу, состоящую из отдельных частей учебного материала - модулей; принципов модульного обучения (модульности, структурирования содержания обучения, гибкости, оперативности, паритетности) и педагогических условий их реализации, методов обучения (информационных, операционных, поисковых) и контроля (текущего, рубежного и итогового).

Сконструированная модель технологии модульного обучения в общеобразовательной школе в качестве основных элементов предполагает: цель, принципы, структурные компоненты, содержание, результат. В основу функционирования модели положены принципы вариативности, гуманизации, дифференциации, диалогичности. Реализация сконструированной модели является многоступенчатой программой, все части которой взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему формирования компетентности учащихся, обучаемых с использованием технологии модульного обучения, в которой немаловажным фактором является необходимость осуществления субъект - субъектного взаимодействия учителя и обучающихся.

Для реализации технологии модульного обучения на материале географии в общеобразовательной школе необходимы: осознание значимости школьниками учебной деятельности; развитие умений самостоятельной работы с материалами модуля; создание высокого уровня мотивации и ценностных ориентаций; отношение к обучению как к психологическому пространству реализации собственных возможностей. Результатом реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе является компетентность обучающихся по предмету, качественный уровень которой определен с помощью критериев, представляющих совокупность четырех структурных компонентов: потребностно-мотивационного, операционально-деятельностного, эмоционального и оценочно-рефлексивного.

Анализируя результативность реализации технологии модульного обучения в учебном процесс, мы выявили, что она обладает здоровьесберегающим потенциалом, т.к. является оптимальным вариантом осуществления индивидуального подхода к обучению. Здоровьесберегающий эффект данной технологии, привлечение внимания школьников к предмету, формирование у обучающихся навыков самообразования являются теми причинами, по которым практика использования на уроках в общеобразовательной школе технологии модульного обучения заслуживает внимания и распространения.

Практика апробации реализации технологии модульного обучения географии в общеобразовательной школе показала, что модульное обучение обеспечивает: исключение стрессовых ситуаций на уроке за счет создания ситуации успеха, что благоприятно сказывается на самочувствии обучающихся и повышении интереса к предмету; возможность выйти за границы учебника и привлекать в качестве текстов тренировочных упражнений дополнительный и занимательный материал; индивидуальный подход в обучении; формирование у обучающихся навыков самообразования и самоконтроля.

На основе проведенной опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что для эффективного обучения по модульной технологии учащимся необходимы: развитие умений самостоятельной работы с текстом; создание высокого уровня мотивации; воспитание адекватной самооценки собственных учебных успехов и продвижений; формирование коммуникативной компетентности; создание ценностных ориентаций;

Как показал проведенный эксперимент, в ходе реализации технологии модульного обучения учащиеся общеобразовательной школы приобретают более прочные знания. Несмотря на то, что качество знаний и успеваемость учащихся с течением времени снижаются, но происходит это значительно медленнее, чем при обучении по традиционной методике. В качестве одного из показателей результативности модели реализации модульного обучения нами выделены уровни удовлетворенности школьников учебной деятельностью. Как основу удовлетворенности учащихся учебной деятельностью мы представляем внутреннее состояние личности, определяющееся следующими позициями: наличием знаний, умений и навыков, потребностью и готовностью к учебной деятельности и общению, а также наличием интереса к процессу обучения.

Библиографический список

Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группах обнаруживается общая положительная динамика повышения уровней сформи-рованности компонентов компетентности обучающихся, предложенных в соответствии с моделью. Вместе с тем, характер динамики отдельных структурных компонентов реализации технологии модульного обучения и уровней сформированно-сти ее компетентности оказались различными для экспериментальной и контрольной групп.

Анализ результатов исследования, т.е. сопоставление уровней сформированности компетентности обучающихся по предмету экспериментальной группы до формирующего этапа и по его окончании, позволяет говорить об эффективности сконструированной модели реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе.

1. Лаврентьев, Г.В. Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения [Текст] : учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994.

2. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : методическое пособие / М.А. Чошанов. - М., Народное образование, 1996.

3. Шамова, Т.И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы [Текст] / Т.И. Шамова. - Новосибирск, 1994.

Статья поступила в редакцию 15.05.09

УДК 371.382.044.3+374.2

Т.И. Головко, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул

КОРРЕКЦИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена анализу опыта народной педагогики в процессе коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный опыт интеграции этнопедагогического и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления подростков. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов, гендерных игр и традиций.

Ключевые слова: возрастной кризис подростков, народная педагогика, возрастные объединения, инициальные обряды, социализация.

Идея о продуктивности использования многовековых традиций народной культуры в преодолении подростками одного из наиболее сложных этапов их жизненного пути является одной их классических идей отечественной педагогики.

В соотнесении с данной идеей методологически значимыми являются работы фольклористов и педагогов художественного образования Т.И. Баклановой [1], Г.Н. Волкова [2], А.Ф. Некрыловой [3] и др. о роли этнической культуры в развитии личности; о развитии нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре; обоснование возможности использования этнопедагогических факторов, средств, приемов, методов в условиях современной социокультурной деятельности. Без традиции, по словам Н.А. Бердяева, невозможна никакая национальная культура, в которой органично сочетается «...момент консервативный и момент творческий... Под консервативным моментом понимается связь с духовным прошлым, внутреннее принятие из этого прошлого того, что в нем есть наиболее священного» [4, с. 31].

Кроме того, для нас представляют интерес методологические подходы, ставящие в центр научной проблематики тенденции развития отечественной сферы социокультурной деятельности и, в частности, досуга. В логике этих рассуждений нам представляется важным наблюдение В.В. Туева, который

в развитии современных социокультурных процессов выделил дихотомические пары актуальных тенденций, куда входит тенденция фольклоризации и вестернизации содержания и форм социально-культурной творческой деятельности. Остановимся подробнее на характеристике данных тенденций.

По мнению В.В. Туева, демократические процессы, нашедшие отражение в сфере досуга и творчества, но не базирующиеся «на глубокой культурно-образовательной традиции», сопровождаются управленческой, технической, досуговой малограмотностью населения, общей его малокультурностью, «тем, что мы называем синдромом досугового примитивизма». Вместе с тем, наблюдается и «гипертрофия профессионализации сценического самодеятельного искусства в ущерб подлинно народному» [5, с. 74].

Вместе с тем тенденция фольклоризации творческой деятельности населения, детских и подростковых досуговых занятий является динамично прогрессирующей. Широкое этно-национальное движение вызвано к жизни как альтернатива процессу всеобщей американизации, но приобретает сегодня как позитивные, культуроразвивающие формы, так и эпигонские национальные черты. Мы разделяем идею В.В. Туева о том, что тенденция фольклоризации социально-культурной и творческой деятельности в России набирает силу как на науч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.