Помимо горизонтальных модулей, в программе обозна- методической деятельности через включение в исследование
чены и вертикальные модули, которые раскрывают содержа- методического знания с последующим превращением мето-
ние способов методической подготовки. дики в исследование. В вертикальных модулях выдерживает-
Каждый способ методической подготовки представляет ся содержание горизонтальных модулей, а на стыке модулей
продвижение будущего педагога в открытии и присвоении им проявляется исследовательская компетентность (таблица 2).
Библиографический список
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] : коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радио-новой, А.П. Тряпициной. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
2. Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.
3. Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе [Текст] / под ред. Г.Н. Прозумен-товой. - Томск : Дельтаплан, 2002. - Кн. 5.
4. Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога [Текст] / В.И.Слободчиков, Н.А. Исаева // Вопросы психологии. - 1996. - № 2.
5. Зинченко, В.П. Distant, content ... и образование [Текст] / В.П. Зинченко // Высшее образование в России. - 2005. - № 7.
6. Переход к Открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций [Текст] : коллективная монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - Ч. 1.
7. Поздеева, С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе [Текст] / С.И. Поздеева. - Томск : Дельтаплан, 2004.
8. Никитина, Л.А. Исследовательские проекты в методической подготовке педагога [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.А. Никитина. - Барнаул : АлтГПА, 2009.
Статья поступила в редакцию 15.05.09
УДК 373.1.02:372.8
Г.В. Крылова, соискатель АлтГПА, г. Яровое
О РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 0 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В работе описаны актуальность и современные контексты реализации модульной технологии обучения в сфере общешкольного образования, ориентиры ее развития на материале обучения географии, выделены ее преимущества по сравнению с традиционной системой обучения и основные результаты апробации модели реализации технологии модульного обучения (на материале географии).
Ключевые слова: современная методическая база, технология модульного обучения географии, взаимодействие субъектов образовательного процесса, компетентность учащихся, организационно-педагогические условия, модульный курс «География».
В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России, перестройки структуры образования в стране выдвигаются новые требования к целям и содержанию обучения. Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями, учебными навыками в пределах программы. В настоящий момент Россия нуждается в творчески мыслящих, образованных выпускниках, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства. Это обусловливает социальный заказ системе образования на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки самообразования, способной к созданию новых технологий, соответствующих мировым стандартам, к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе научной картины мира.
Одной из главных предпосылок реализации этого требования выступает создание современной методической базы для учителя в школах как непременной составной части общего образования. Согласно Концепции модернизации российского образования, в качестве одной из приоритетных задач государства признано формирование качественно новой личности выпускника, способного к самосовершенствованию, умеющего
применить полученные знания в новых экономических условиях. Разработка и реализация новых педагогических технологий призваны решать проблему подготовки качественно нового выпускника школы, способного отвечать современным требованиям общества.
Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации [1; 2; 3]. Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Данным требованиям, по нашему мнению, соответствует технология модульного обучения, которая, по сравнению с традиционными методами, позволяет каждому учащемуся достичь более высоких результатов в учебной деятельности, создает условия, способствующие саморазвитию, формирует потребность в дополнительном познавательном труде, обеспечивает высокий уровень мотивации учения, положительный эмоциональный фон обучения и создает ситуацию успеха.
С нашей точки зрения, основополагающим для реализации в школе технологии модульного обучения является определение М.А. Чошанова: «технология обучения - это целостная прикладная дидактическая концепция преобразова-
ния содержания и процесса обучения, гарантирующая достижение учащимися четко определенного уровня компетентности» [2, с. 27].
Технология модульного обучения основана на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения (осознается программа обучения и собственная траектория учения).
Модульное обучение, реализуя динамику развития современных дидактических теорий, синтезирует в себе их особенности, что позволяет сочетать различные подходы к отбору содержания материала по школьному курсу «География», его представлению и способам организации учебного процесса, создавая наиболее благоприятные условия развития учащихся посредством обеспечения гибкости содержания обучения, его адаптивности к их индивидуальным способностям и уровню подготовленности через организацию учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной модульной программе. Основой успешного обучения школьников по учебному предмету «География» являются организационно-педагогические условия реализации модели модульного обучения в общеобразовательной школе (использование адекватной учебному предмету педагогической технологии, индивидуализация процесса и проблематизация обучения, специальный модульный курс по географии).
В основе повышения результативности реализации модульной технологии обучения выступает структурно-функциональная модель, рассматриваемая как система взаимосвязанных элементов: цели; принципов, условий и методов; структурных компонентов; содержания и результата. Критериями оценки сформированности компетентности учащихся в ходе изучения курса «География», которые позволяют фиксировать результаты внедрения модели реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе, являются: самоорганизация учащихся, их стремление к саморазвитию и самообразованию, а также организация самостоятельной работы по учебному модулю.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности: оно обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях; модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения; модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется структуризацией содержания обучения; четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы; вариативностью структурных организационно-методических единиц через структурные компоненты реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе: эмоциональный, потребностно-мотивационный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.
Реализацию технологии модульного обучения в общеобразовательной школе следует рассматривать как целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее формирование компетентности учащихся и протекающее более эффективно при использовании следующих организационно-педагогических условий: специ-
ального модульного курса «География», внедрения адекватной педагогической технологии, индивидуализацию процесса обучения, проблемного обучения. Технология модульного обучения включает в себя модульную программу, состоящую из отдельных частей учебного материала - модулей; принципов модульного обучения (модульности, структурирования содержания обучения, гибкости, оперативности, паритетности) и педагогических условий их реализации, методов обучения (информационных, операционных, поисковых) и контроля (текущего, рубежного и итогового).
Сконструированная модель технологии модульного обучения в общеобразовательной школе в качестве основных элементов предполагает: цель, принципы, структурные компоненты, содержание, результат. В основу функционирования модели положены принципы вариативности, гуманизации, дифференциации, диалогичности. Реализация сконструированной модели является многоступенчатой программой, все части которой взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему формирования компетентности учащихся, обучаемых с использованием технологии модульного обучения, в которой немаловажным фактором является необходимость осуществления субъект - субъектного взаимодействия учителя и обучающихся.
Для реализации технологии модульного обучения на материале географии в общеобразовательной школе необходимы: осознание значимости школьниками учебной деятельности; развитие умений самостоятельной работы с материалами модуля; создание высокого уровня мотивации и ценностных ориентаций; отношение к обучению как к психологическому пространству реализации собственных возможностей. Результатом реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе является компетентность обучающихся по предмету, качественный уровень которой определен с помощью критериев, представляющих совокупность четырех структурных компонентов: потребностно-мотивационного, операционально-деятельностного, эмоционального и оценочно-рефлексивного.
Анализируя результативность реализации технологии модульного обучения в учебном процесс, мы выявили, что она обладает здоровьесберегающим потенциалом, т.к. является оптимальным вариантом осуществления индивидуального подхода к обучению. Здоровьесберегающий эффект данной технологии, привлечение внимания школьников к предмету, формирование у обучающихся навыков самообразования являются теми причинами, по которым практика использования на уроках в общеобразовательной школе технологии модульного обучения заслуживает внимания и распространения.
Практика апробации реализации технологии модульного обучения географии в общеобразовательной школе показала, что модульное обучение обеспечивает: исключение стрессовых ситуаций на уроке за счет создания ситуации успеха, что благоприятно сказывается на самочувствии обучающихся и повышении интереса к предмету; возможность выйти за границы учебника и привлекать в качестве текстов тренировочных упражнений дополнительный и занимательный материал; индивидуальный подход в обучении; формирование у обучающихся навыков самообразования и самоконтроля.
На основе проведенной опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что для эффективного обучения по модульной технологии учащимся необходимы: развитие умений самостоятельной работы с текстом; создание высокого уровня мотивации; воспитание адекватной самооценки собственных учебных успехов и продвижений; формирование коммуникативной компетентности; создание ценностных ориентаций;
Как показал проведенный эксперимент, в ходе реализации технологии модульного обучения учащиеся общеобразовательной школы приобретают более прочные знания. Несмотря на то, что качество знаний и успеваемость учащихся с течением времени снижаются, но происходит это значительно медленнее, чем при обучении по традиционной методике. В качестве одного из показателей результативности модели реализации модульного обучения нами выделены уровни удовлетворенности школьников учебной деятельностью. Как основу удовлетворенности учащихся учебной деятельностью мы представляем внутреннее состояние личности, определяющееся следующими позициями: наличием знаний, умений и навыков, потребностью и готовностью к учебной деятельности и общению, а также наличием интереса к процессу обучения.
Библиографический список
Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группах обнаруживается общая положительная динамика повышения уровней сформи-рованности компонентов компетентности обучающихся, предложенных в соответствии с моделью. Вместе с тем, характер динамики отдельных структурных компонентов реализации технологии модульного обучения и уровней сформированно-сти ее компетентности оказались различными для экспериментальной и контрольной групп.
Анализ результатов исследования, т.е. сопоставление уровней сформированности компетентности обучающихся по предмету экспериментальной группы до формирующего этапа и по его окончании, позволяет говорить об эффективности сконструированной модели реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе.
1. Лаврентьев, Г.В. Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения [Текст] : учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994.
2. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : методическое пособие / М.А. Чошанов. - М., Народное образование, 1996.
3. Шамова, Т.И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы [Текст] / Т.И. Шамова. - Новосибирск, 1994.
Статья поступила в редакцию 15.05.09
УДК 371.382.044.3+374.2
Т.И. Головко, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул
КОРРЕКЦИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена анализу опыта народной педагогики в процессе коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный опыт интеграции этнопедагогического и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления подростков. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов, гендерных игр и традиций.
Ключевые слова: возрастной кризис подростков, народная педагогика, возрастные объединения, инициальные обряды, социализация.
Идея о продуктивности использования многовековых традиций народной культуры в преодолении подростками одного из наиболее сложных этапов их жизненного пути является одной их классических идей отечественной педагогики.
В соотнесении с данной идеей методологически значимыми являются работы фольклористов и педагогов художественного образования Т.И. Баклановой [1], Г.Н. Волкова [2], А.Ф. Некрыловой [3] и др. о роли этнической культуры в развитии личности; о развитии нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре; обоснование возможности использования этнопедагогических факторов, средств, приемов, методов в условиях современной социокультурной деятельности. Без традиции, по словам Н.А. Бердяева, невозможна никакая национальная культура, в которой органично сочетается «...момент консервативный и момент творческий... Под консервативным моментом понимается связь с духовным прошлым, внутреннее принятие из этого прошлого того, что в нем есть наиболее священного» [4, с. 31].
Кроме того, для нас представляют интерес методологические подходы, ставящие в центр научной проблематики тенденции развития отечественной сферы социокультурной деятельности и, в частности, досуга. В логике этих рассуждений нам представляется важным наблюдение В.В. Туева, который
в развитии современных социокультурных процессов выделил дихотомические пары актуальных тенденций, куда входит тенденция фольклоризации и вестернизации содержания и форм социально-культурной творческой деятельности. Остановимся подробнее на характеристике данных тенденций.
По мнению В.В. Туева, демократические процессы, нашедшие отражение в сфере досуга и творчества, но не базирующиеся «на глубокой культурно-образовательной традиции», сопровождаются управленческой, технической, досуговой малограмотностью населения, общей его малокультурностью, «тем, что мы называем синдромом досугового примитивизма». Вместе с тем, наблюдается и «гипертрофия профессионализации сценического самодеятельного искусства в ущерб подлинно народному» [5, с. 74].
Вместе с тем тенденция фольклоризации творческой деятельности населения, детских и подростковых досуговых занятий является динамично прогрессирующей. Широкое этно-национальное движение вызвано к жизни как альтернатива процессу всеобщей американизации, но приобретает сегодня как позитивные, культуроразвивающие формы, так и эпигонские национальные черты. Мы разделяем идею В.В. Туева о том, что тенденция фольклоризации социально-культурной и творческой деятельности в России набирает силу как на науч-