Научная статья на тему 'Использование элементов педагогических технологий в развитии профессиональной деятельности будущего учителя'

Использование элементов педагогических технологий в развитии профессиональной деятельности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА / МОДУЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЗЕЛ / РЕЙТИНГ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / GAME / THE MODULE / FUNCTIONAL KNOT / A RATING / MODULAR TECHNOLOGY / RATING SYSTEM OF AN ESTIMATION / A TECHNOLOGICAL CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

В статье идет речь об использовании элементов игровой, модульной и рейтинговой технологий в практике преподавания курса «Теория и методика обучения географии». В статье показаны сущность понятий «игра», «модуль» и «рейтинг», принципы и черты модульно-рейтингового подхода. В качестве примера представлена технологическая карта одной из тем курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Elements of Pedagogical Technologies in Development of Professional Work of the Future Teacher

The article deals with using some elements of game, modular and rating technologies in practice of teaching the course «Theory and techniques of teaching geography». The article presents such concepts as «Game», «The module» аnd «Rating», principles and lines of the module-rating ap-proach. As an example the technological card of one of the course themes is presented.

Текст научной работы на тему «Использование элементов педагогических технологий в развитии профессиональной деятельности будущего учителя»

лее подготовленных в теоретическом отношении студентов, и менее подготовленных студентов, которые будут ориентированы сначала на выполнение практической работы. В каждой группе желательно иметь аналитиков, которые анализируют проектную ситуацию и предлагаемые варианты ее решения, а также студентов, хорошо владеющих современными методами создания новых идей, таких, как метод мозгового штурма, метод анализа и синтеза. Так же в каждой группе должны быть студенты, владеющие современными информационными технологиями. В дальнейшем, при частом использовании проектной деятельности из тех и других студентов могут вырасти руководители творческих проектных групп.

Проект может быть индивидуальным. Если студент выполняет задание индивидуально, главная задача педагога - сформировать у него понятия об основных этапах технологии проектирования, направленность на обязательное достижение поставленной цели, с опорой на знание основных закономерностей проектных технологий.

При реализации технологии учебного проекта весь процесс проектирования детерминируется конечной целью, которую студент ставит перед собой, решая конкретную проектную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с полученным на отдельных этапах процесса проектирования студент корректирует собственную созидательную проектную деятельность.

Для совершенствования навыков проведения проектной и других видов созидательной деятельности, ведущих к развитию созидательной активности,целесообразно организовывать деятельность студентов по проектированию и созданию средств обучения, в том числе учебно-методического комплекса школы, разработок уроков, внеклассных мероприятий и так далее. Эта деятельность предоставляет обучающимся полную свободу в создании авторских проектов, в выборе способов, методов и форм проектирования. Поэтому представляется возможность сделать однозначный вывод о созидающем характере такой деятельности.

Список литературы

1. Бычков А. В. Созидательная педагогика: монография /А. В. Бычков. М.: Изд-во МГУ, 2001. 148с.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе /А. В. Бычков. М.: Изд-во МГУ, 2000. 48 с.

УДК 378 ББК С 481

И. В. Старчакова,

г. Чита

использование элементов педагогических технологий в развитии профессиональной деятельности будущего учителя

В статье идет речь об использовании элементов игровой, модульной и рейтинговой технологий в практике преподавания курса «Теория и методика обучения географии». В статье показаны сущность понятий «игра», «модуль» и «рейтинг», принципы и черты модульно-рейтингового подхода. В качестве примера представлена технологическая карта одной из тем курса.

Ключевые слова: педагогические технологии, игра, модуль, функциональный узел, рейтинг, модульная технология, рейтинговая система оценки, технологическая карта.

I. V. Starchakova

Chita

Use of Elements of Pedagogical Technologies in Development of Professional Work

of the Future Teacher

The article deals with using some elements of game, modular and rating technologies in practice of teaching the course «Theory and techniques of teaching geography». The article presents such concepts as «Game», «The module» and «Rating», principles and lines of the module-rating ap-proach. As an example the technological card of one of the course themes is presented.

Keywords: pedagogical technologies, game, the module, functional knot, a rating, modular technology, rating system of an estimation, a technological card.

Педагогическое образование в вузе является начальной ступенью в развитии профессиональной деятельности будущего учителя. На данном этапе непрерывного педагогического образования преобладает учебная деятельность. Существуют различные пути активизации учебной деятельности студентов. Большое значение имеют технологии игрового обучения, проблемного, модульного, рейтинговой оценки результатов обучения студентов и так далее. Элементы педагогических технологий широко используются в системе методической подготовки студентов.

Наиболее часто на занятиях по курсу «Теория и методика обучения географии» реализуются элементы технологии игрового обучения. Игры занимают в жизни человека существенное место, начиная с раннего детства, претерпевают в дальнейшем изменения, но не уходят совсем. Существует большое количество подходов к определению понятия «игра» (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общим является видение игры как определенного вида целенаправленной деятельности человека, возможное воссоздание через имитацию какой-либо жизненной, исторической, производственной ситуации.

В практике высшего профессионального образования интерес вызывают взрослые дидактические игры (далее - ВДИ). ВДИ представляет собой «... процесс решения умственных задач в игровой форме., активную познавательную деятельность обучаемых, связанную с преодолением определенных трудностей, в результате которой у объектов обучения развиваются и совершенствуются высшие психические процес-

сы, формируются практические общетрудовые и специальные умения» [2, с. 402].

В общем виде дидактическая игра в педагогическом вузе видится как самостоятельная активная познавательная деятельность студентов по решению педагогических задач. В результате такой деятельности у будущих учителей формируются профессиональные умения как в области общей дидактики, так и частной методики.

У проблемы разработки и внедрения ВДИ в практику педагогического образования есть ряд существенных особенностей:

1. Несмотря на то, что студенты только начинают изучать теоретические и практические основы будущей профессиональной деятельности, у них есть пережитый опыт обучения в школе. Иногда студенты до поступления в вуз работают в школе, то есть также имеют некоторую практику.

2. Студенты в ВДИ одновременно являются участниками учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, моделируемой педагогической деятельности в заданных условиях игры и моделируемой будущей педагогической деятельности.

Поэтому, согласно Е. В. Семеновой, использование игр в педагогическом вузе основано на следующих психологопедагогических принципах:

- принцип игрового моделирования;

- принцип профессиональной педагогической направленности игры, включающий в себя глубокое осмысление студентами - участниками игры - ее воспитательного значения;

- принцип проблемности содержания игры и процесса ее развертывания в познавательной деятельности студентов;

- принцип диалогического общения и

взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия педагогически грамотных решений, формирования личности будущего учителя и развития познавательных интересов и активности студентов;

- принцип личностного включения в игру, способствующий «смыслопорожде-нию» [2, с. 406].

Стоит отметить, что, учитывая специфику профессиональной деятельности учителя, невозможно обучить студентов всем аспектам его будущей профессии, предусмотреть все возможные ситуации, предположить заранее все выходы из этих ситуаций. Ведь реальная жизнь школы непредсказуемая, яркая, насыщенная событиями, она не поддается алгоритмизации. Но, тем не менее, именно игра дает возможность приблизить студентов к будущей реальной жизни. Студент в игре находится в условиях, которые похожи на действительность.

Игра в условиях педагогического образования является ролевой, так как характер педагогической деятельности дает возможность имитировать эту деятельность, все ее стороны. В условиях преподавания курса «Теория и методика обучения географии» ролевой характер игр определяется компонентами: функции учителя и учащихся, их активные отношения в игре, разнообразные игровые действия по планированию и реализации разнообразной педагогической деятельности, игровое употребление средств обучения. Центром педагогической деятельности в дидактической игре является игровая ситуация, «. проблемная по сути, обучающая и развивающая по назначению, ролевая и коммуникативная по реализации, смыслом которой является решение педагогических задач» [2, с. 408]. Педагогические задачи, составляющие основу игрового обучения, в курсе «Теория и методика обучения географии» представляют собой систему.

Кроме игровой технологии, проектирование процесса обучения, обеспечивающего развитие профессиональной деятельности будущего педагога и отвечающего целостной природе развития личности учащегося, можно осуществить посредством рейтинговой системы оценивания и

модульности. Отличительными особенностями сочетания рейтинговой и модульной технологий являются:

- структурирование дисциплины «Теория и методика обучения географии» по содержанию на законченные части, то есть модули;

- разработка структуры модуля, в которой выделяются цель, задачи, оборудование, собственно учебный материал, методика овладения им студентами посредством выполнения системы заданий;

- открытая рейтинговая система оценивания, за счет которой студенты информированы о сроках выполнения того или иного задания, а также баллах, получаемых за эту работу. Сюда также входит шкала перевода суммы рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.

В структуре рейтинговой оценки выделяются:

- виды индивидуальной учебной деятельности студентов, в том числе творческие;

- критерии оценки, положительные коэффициенты за своевременность, качество, сложность выполняемой работы, с одной стороны, и отрицательные коэффициенты за опоздания, пропуски, задержку выполнения работ, с другой;

- переход от интегрированной оценки к общепринятой системе оценивания.

Значение рейтинговой системы оценивания определяется тем, что она способствует повышению активности и персональной заинтересованности студентов в результатах собственного учебного труда, стимулирует их к получению еще большего объема знаний, к систематической самостоятельной работе. Рейтинг также сводит к минимуму элемент случайности при сдаче экзаменов и зачетов, так как оцениваются все результаты студентов, полученные в течение семестра или учебного года.

Сочетание рейтинговой и модульной технологий позволяет реализовать субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента. Оно основано на совместном достижении целей и реализации задач, поставленных перед каждым модулем, сформулированных в технологической карте (табл. 1).

Таблица 1

Технологическая карта модульно-рейтингового обучения.

Курс «Теория и методика обучения дисциплинам профильной подготовки».

Раздел «Организация образовательного процесса». Тема «Методы обучения» семестр 6

Модуль месяц № учебного элемента Содержание задания Управление деятельностью Баллы

2 октябрь УЭ-0 Интегрирующая цель В процессе работы над учебными элементами вы должны: - знать сущность понятия «метод обучения», классификации методов обучения, характеристику методов обучения географии, уровни усвоения знаний; - уметь отбирать методы обучения в соответствии с учебным материалом, обосновывать выбор, соотносить методы с уровнями усвоения.

УЭ-1 Входной контроль Цель: проверь готовность к восприятию нового учебного материала На основе знаний по педагогике и психологии ответь на следующие вопросы: - что означает категория «метод обучения»? - какие существуют классификации методов обучения? - почему при выборе методов обучения вы должны учитывать возрастные особенности учащихся? Проверь правильность ответов. По 1 баллу за правильный ответ, максимум - 3 балла.

УЭ-2 Цель:сформировать знания о методах обучения географии, выявить различия в подходах к их классификации, научить отбирать и применять методы обучения в зависимости от целей, содержания обучения и подготовленности учащихся; выявить связь между методами обучения и уровнями усвоения знаний. Задания для аудиторной самостоятельной работы: по практикуму «Технология обучения географии»[3,с.7] выполнить задания № 1-5 Используй учебные пособия: 1. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие / Л. М. Панчешникова. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с. 2. Методика и технология обучения географии в школе: учеб. пособие / И. В. Душина [и др.]. - М.: Астрель, 2002. - 169 с. 3. Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов: учебное пособие для студентов. - М.: Астрель, 2007. - 382 с. Подготовься к устному обсуждению выполненных заданий По 3 баллу за правильно выполненное задание, максимум 15 баллов. По 1 баллу за дополнения, корректировку ответов, максимум - 5 баллов.

УЭ-3 Выходной контроль Цель: проверь свои знания по теме. Выполни тест в тетради, сдай преподавателю Используй дидактические карточки с тестовыми заданиями (10 вопросов) По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов

УЭ-4 Рефлексия. Вернитесь к интегрирующей цели. Достигли ли вы ее? Подсчитай количество набранных рейтинговых баллов. Оцени себя

Модульное обучение направлено на развитие самостоятельности, учет индивидуальных особенностей и формирование творческой личности будущего педагога. Рейтинговая система оценивания, в свою очередь, позволяет студентам координи-

ровать собственную учебную деятельность согласно плану работы в рамках данного модуля, проводить корректировку и самооценку.

Разработка модульного обучения показывает, что в данной системе обеспечи-

ваются особые условия для развития личности студентов, их будущей профессиональной деятельности. Обучаемые более самостоятельно или полностью самостоятельно могут работать с предложенной ему учебной модульной программой, выбирая индивидуальный путь ее освоения с учетом своих возможностей и потребностей. При этом функции преподавателя варьируются от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих [4].

П. Я. Юцявичене в качестве основополагающих принципов, определяющих сущность модульного обучения, выделяет следующие:

- принцип модульности. Это принцип определяет модульный подход к обучению, в соответствии с которым обучение строится по отдельным «функциональным узлам» - модулям, содержащим цели, задачи, содержание, методику овладения им. Способствует достижению конкретных дидактических целей;

- принцип структуризации содержания обучения. Этот принцип позволяет разделить все содержание модуля на обособленные элементы, требует рассматривать учебный материал в рамках модуля не только как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, но и как имеющий определенную структуру, состоящую из обособленных элементов, которые могут быть как взаимосвязанными, так и самостоятельными;

- принцип динамичности. Данный принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа, требует такого построения учебного материала модулей, чтобы разделы его переменной части были бы достаточно независимы друг от друга и могли легко изменяться, дополняться и развиваться;

- принцип метода деятельности. Этот принцип требует, чтобы студенты овладели учебным материалом на базе системы действенных знаний, реализует деятельностный подход к обучению;

- принцип осознанной перспективы. Указанный принцип требует понимания, осознания и личностного принятия обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения;

- принцип разносторонности методического консультирования. Этот принцип требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности преподавателя, формирования умений обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, навыков самостоятельной познавательной деятельности;

- принцип паритетности. Данный принцип предполагает субъектное взаимодействие между педагогом и обучаемым, при котором сам учащийся максимально активен, а педагог выполняет консультационно-координирующую функцию, реализуемую на основе индивидуального подхода [4, с. 38-48].

- принцип результативности. Этот принцип позволяет за счет рейтинговой системы оценивания получить интегрированный результат учебной деятельности по тому или иному модулю и в совокупности по всей дисциплине.

Все принципы взаимосвязаны, находятся во взаимодействии. Они объективно определены целостной природой самой системы модульного обучения. Практически все принципы модульного обучения отражают особенности построения модулей и модульных программ, раскрывают специфику конструирования содержания модулей.

Г. В. Лаврентьев и Н. Б. Лаврентьева [1, с. 34-38] выделяют черты модульного обучения, главными из которых являются:

- цели и задачи, формулируемые в деятельностном аспекте и предъявляемые студентам перед началом обучения;

- подготовка учебного материала, позволяющая студенту решить эти задачи и достичь поставленные цели обучения;

- деятельность в процессе обучения с акцентом на учебную деятельность студента;

- роль преподавателя, выполняющего функции диагноста, консультанта-советчика, мотиватора;

- методы и средства обучения, чаще всего продуктивные, активизирующие и развивающие, помогающие комплексному достижению целей обучения и контроля;

- участие обучаемого, усваивающего информацию в активной форме работы с учебным материалом;

- индивидуализация и темп учения, позволяющие студенту выбирать способ и средства учения, учиться в «своем темпе», повторять модуль или его части столько раз, сколько ему необходимо;

- свобода действий, дающая возможность обучаться в удобное для студента время и зависящая от его индивидуальных потребностей и др.

Содержание каждого модуля включает четыре взаимосвязанных блока. Во-первых, блок дидактических целей, трансформирующихся в целевую программу действий для студентов. В-вторых, собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы. В-третьих, блок информации о возможных путях и способах освоения данного учебного материала. В-четвертых, блок информации о способах контроля и самоконтроля, содержащий варианты контрольных заданий, вопросов, тестов. Подобное структурирование содержания модуля позволяет реализовать управляющую функцию модуля. Студент, получив технологическую карту, знакомится с вариантами возможных заданий, вопросов, педагогических ситуаций, конечным результатом своей деятельности, он может предполагать уровень оценки своих достижений.

Модульное обучение строится в системе «преподаватель - студент - аудитория», поэтому необходимо создать условия для развития умений самоконтроля и самооценки обучающихся. Это позволит студенту в процессе изучения материала модуля осознавать степень успешности своей учебной деятельности, необходимость в оказании ему помощи со стороны.

Включение в содержание модуля контрольных заданий различного типа: устных, письменных, обязательных для всех и предлагаемых на выбор, репродуктивного, конструктивного и творческого характера, теоретических и практических - позволяет это сделать. Студент также может руководствоваться графиком изучения данного модуля, то есть перечнем различных видов учебной деятельности и форм контроля с указанием дат их проведения.

Рейтинговая система оценивания, используемая в процессе модульного обучения, позволяет осуществлять как текущий,

так и итоговый контроль, обеспечивающий в совокупности циклическое управление на всех его этапах. Текущий контроль, в основном, реализуется на каждом занятии, в том числе через самоконтроль и самооценку. Студенты, зная, какое содержание, в каком объеме, на каком уровне усвоения, за какой максимальный промежуток времени должно быть освоено, способны сравнить свои достижения с предполагаемыми и внести необходимые коррективы в процесс своего профессионального образования (самостоятельно либо при помощи преподавателя), чтобы повысить его эффективность.

Требования к выполнению того или иного вида профессиональной или познавательной деятельности и критерии оценок в рамках рейтинговой системы могут обсуждаться со студентами и откорректированы с учетом их пожеланий. При успешной деятельности у студента появляется возможность попытаться перейти от репродуктивных видов деятельности к конструктивным, от них - к творческим.

Представляется возможным сделать вывод о том, что функции управления в процессе модульного обучения частично переданы модулю и реализуются через график изучения модуля, блок информации о различных методах освоения содержания профессионального образования, систему способов деятельности по освоению содержания конкретного модуля и систему форм контроля. По мере развития процесса обучения преподаватель все чаще исполняет роль координатора и консультанта по вопросам организации оптимального профессионального самообразования студента.

Еще одной характерной чертой сочетания рейтинговой системы оценки и модульного подхода к обучению является динамика модулей и развитие профессиональной деятельности студента. Это проявляется в наличии этапов: аналитического этапа, этап систематизации и обобщения и проектировочно-конструктивного [2, с. 456].

Таким образом, видим, что реализация элементов педагогических технологий, в частности игровой, модульной и рейтинговой системы оценивания, создает особые условия для развития профессиональной

деятельности студента, формирования ак- и умений, а постоянное обогащение опыта

тивного, творческого отношения к собствен- творчества, формирование механизма само-

ному профессиональному образованию. совершенствования и самореализации лич-

Главная цель использования технологий - ности каждого студента в сфере будущей

не накопление профессиональных знаний профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модуль ного обучения. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. 156 с.

2. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.

3. Старчакова И.В. Технология преподавания географии: практикум /И.В. Старчакова.Чита: изд-во ЗабГГПу, 2001. 36с.

4. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Сов. педаго гика. 1990. № 1. С. 55-58.

УДК 33 ББК У9 (2) 49

Т. В. Сурикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Чита

Формирование компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристической индустрии

В статье рассматривается проблема формирования компетенций в сфере инновационной деятельности у будущих специалистов туристской индустрии в рамках обучения по дисциплине «Инновации в сфере туризма», относящейся к вариативной части профессионального блока дисциплин. В процессе проектирования содержания и ожидаемых результатов обучения по данной дисциплине, а также отбора средств и форм обучения применены идеи компетентностного подхода.

Ключевые слова: бакалавр туризма, компетенции в сфере инновационной деятельности, компетентностный подход.

T. V. Surikova

Chita

Innovation Competences Formation of the Future Specialists in Tourism Industry

The paper reveals the problem of developing the Innovation competence of the future professionals in tourism industry in the framework of teaching "Innovations in the Tourism Sector", which is related to the elective component of the professional disciplines unit. The ideas of competent ap-proach were applied in the process of designing the content and expected learning outcomes in the discipline, as well as the selection of means and forms of training.

Keywords: Bachelor of Tourism, competences in the field of innovation activities, competent approach.

В настоящее время во всех сферах деятельности актуальным становится решение теоретических и практических вопросов перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, что определило стратегическое направление развития в Российской Федерации. Сегодня восприим-

чивость хозяйствующих субъектов к инновациям обусловливает совершенствование хозяйственного механизма страны в целом.

Характерной чертой инновационных процессов является высокий уровень неопределенности и риска, сложность прогнозирования результатов, концентрация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.