Научная статья на тему 'Модульно-рейтинговая технология как основа профессиональной подготовки учителя'

Модульно-рейтинговая технология как основа профессиональной подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / MODULE-RATING APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING OBJECTIVES / EDUCATIONAL PROGRAMS / METHODOLOGY OF TEACHING PHYSICS / PLANNING OF PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS / MODULE-BASED PROGRAM / LEARNING ASSIGNMENTS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесленко Валентина Ивановна, Залезная Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается организация процесса профессиональной подготовки будущего учителя в условиях применения модульно-рейтинговой технологии. Конструирование модулей осуществляется на примере учебной дисциплины «Теория и методика обучения физике». Содержание каждого модуля рассматривается на основе принципа оптимальной передачи информационного и методического материала, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективное его усвоение студентами. Каждый модуль разбивается на учебные модульные элементы, с помощью которых преподаватель может управлять учебно-познавательной деятельностью студентов. Рассматривается методика построения перспективных линий профессионального обучения студентов на основе рейтинговой системы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Module-rating approach to professional training of physics teachers in a modern professional education institution

This article examines the process of teachers' professional training in conditions of using the module-rating approach. A model was constructed based on the example of teaching «Theory and methodology of teaching physics» discipline. Contents of each module for this discipline were reviewed to ensure optimal delivery of information and methodological materials in such a form that would support the most effective learning by students. Each module was broken into multiple learning module elements, which teachers can use to guide the student learning process. The authors also consider the methodology of building perspective lines for professional training based on rating control system.

Текст научной работы на тему «Модульно-рейтинговая технология как основа профессиональной подготовки учителя»

Литература

1. Меркулова А.С. К проблеме оценки компе-

тентности // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 163-165.

2. Перевощикова Е.Н. Теория и практика со-

здания тестов для аттестации студентов по учебной дисциплине. Н. Новгород: НГПУ, 2008.

3. Теория и практика создания аттестацион-

ных педагогических материалов: Учеб. пособие / Под ред. Е.Н. Перевощиковой.

Н. Новгород: НГПУ, 2003.

4. См.: Положение о рейтинговой системе

оценки качества подготовки студентов. ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет». 2011.

PEREVOSCHIKOVA E. RATING EVALUATION SYSTEM OF BACHELORS’ TRAINING

The article defines the structural components of the rating evaluation system of students’ training quality. This system is described from the standpoint of different approaches - system, active, student-centered and competence. The article reveals some technological aspects of implementing a rating system in the training of bachelors in accordance with the requirements of the federal state educational standards.

Key words: object of monitoring and evaluation, means of measurement and evaluation, competencies, rating technology.

В.И. ТЕСЛЕНКО, профессор Т.А. ЗАЛЕЗНАЯ, доцент Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Модульно-рейтинговая технология как основа профессиональной подготовки учителя

В статье рассматривается организация процесса профессиональной подготовки будущего учителя в условиях применения модульно-рейтинговой технологии. Конструирование модулей осуществляется на примере учебной дисциплины «Теория и методика обучения физике ». С одержание каждого модуля рассматривается на основе принципа оптимальной передачи информационного и методического материала, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективное его усвоение студентами. Каждый модуль разбивается на учебные модульные элементы, с помощью которых преподаватель может управлять учебно-познавательной деятельностью студентов. Рассматривается методика построения перспективных линий профессионального обучения студентов на основе рейтинговой системы контроля.

Ключевые слова: модульно-рейтинговая технология, профессиональные задачи, образовательные программы, методика обучения физике, проектирование, содержание образования, модульная программа, система заданий.

Под технологией образовательного лений с целью обеспечения условий для

процесса мы будем понимать дидактический проект последнего в форме специально организованной,структурированной деятельности, направленной на достижение поставленных целей [1]. Дидактическое проектирование - это разнообразная деятельность по обоснованию, прогнозированию, внедрению в практику обучения конкретных педагогических объектов и яв-

саморазвития и самореализации субъектов образования. Покажем это на примере изучения учебного курса «Теория и методика обучения физике ». При разработке проекта образовательного процесса по данной дисциплине учитывалось следующее: 1) основанием для реализации процесса профессиональной подготовки служат характеристики ФГОС ВПО и образовательная про-

48

Высшее образование в России • № 6, 2012

грамма по дисциплине; 2) активизация учебно-познавательной деятельности студентов происходит с использованием активных методов обучения и специальных средств.

С этой целью задается следующая последовательность действий преподавателя.

1. Выявление концептуальных основ проектирования процесса подготовки согласно требованиям ФГОС ВПО: а) анализ содержательного и функционального компонентов ФГОС высшего педагогического образования; б) выделение основных функций, видов профессиональной деятельности в подготовке будущего учителя физики.

2. Определение места и роли учебной дисциплины «Теория и методика обучения физике » в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин.

3. Формулирование системы микроцелей, усиливающих профессиональную подготовку студентов и целостность образовательного процесса: а) построение системы микроцелей общих и частных вопросов теории и методики обучения физике, обеспечивающей формирование у студентов профессиональных компетентностей и повышение уровня профессиональной подготовки; б) анализ полученных результатов и корректировка микроцелей.

4. Проектирование курса теории и методики обучения физике на основе модульной технологии:

а) структурирование и отбор учебного материала, обеспечивающих профессиональную направленность обучения;

б) разработка и анализ системы индивидуально-ориентированных заданий с выделением индивидуальных, групповых, коллективных форм работы студентов;

в) разработка системы контроля на базе рейтинговой системы оценки результатов подготовки студентов.

5. Разработка и внедрение в учебный процесс учебно-методического комплекса (УМК) по теории и методике обучения физике; анализ эффективности использования разработанного УМК.

6. Проектирование основных параметров образовательного процесса (логическая модульная структура учебно-воспитательного процесса в вузе, распределение по модулям учебно-познавательных заданий в соответствии с профессиональной направленностью обучаемых, рациональное и эффективное использование рейтинговой системы контроля в учебном процессе).

Учитывая выделенные выше действия преподавателя в проектировании образовательного процесса, можно сделать вывод, что в данном случае предлагается проект преподавания дисциплины, в котором учебно-воспитательный процесс построен на основе структурных элементов, объединенных в систему взаимодействующихмодулей. Системообразующим фактором в данном случае является мотив, направленный на общую цель - повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя физики.

Цели обучения предполагается описывать на языке осваиваемой деятельности и формулировать в виде перечня типовых задач, которые обучаемые должны научиться решать. В связи с этим таксономия целей обучения по каждому из модулей рассматривается на основе систематизации профессиональных задач. Процесс подготовки представляется как совокупность взаимодействующих модулей, управляемых преподавателем и студентом по принципу обратной связи.

Конструирование модулей осуществляется в соответствии с содержанием учебной дисциплины «Теория и методика обучения физике», реализуемой в условиях индивидуально-ориентированного обучения. Структурирование учебного материала, глубина изложения, а также объем и последовательность изучения, рекомендуемая литература и цифровые образовательные ресурсы определяются с учетом образовательной программы. Вариативную составляющую модульной программы обеспечивает принцип динамичности согласно профессиональной направленности обуча-

емых. Принцип перспективности позволяет студентам понять значимость профессиональной подготовки, повысить их мотивацию в процессе всего обучения в вузе.

Ориентировочная деятельность студентов осуществляется в ходе индивидуальной самостоятельной работы с учебно-методическими пособиями, заданиями, практикумами, компьютерными программами, а также в процессе знакомства с рабочей программой, структурно-логическими схемами и т.д.

Выделенная совокупность модулей с необходимым методическим сопровождением (комплектом компьютерных программ, задач, заданий) и определенной организацией системы форм учебных занятий и средств объединяется в учебно-методический комплекс, включающий тестовые и ситуационные задания.

Разработка модульной программы по теории и методике обучения физике проводится на основе работ, посвященных модульной технологии и модульному обучению [2,3].

Мы исходим из того, что модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и техно-

логия овладения им. Таким образом, содержание обучения методике преподавания физики представлено в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с основной целью. Дидактическая цель должна быть четко сформулирована для обучаемого и потенциально содержать в себе не только указания и объем заданий, но и уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными обучаемыми. Содержание, методы и организационные формы построения модулей должны обеспечить планомерное развитие мотивационно-потребностной сферы личности студента. Речь идет о развитии положительной мотивации учения (профессиональных мотивов, мотивации, самоутверждения, эмоциональной мотивации, познавательных мотивов). Схематически содержание каждого модуля можно представить на основе принципа оптимальной передачи информационного и методического материала для наиболее эффективного его усвоения студентами (рис. 1).

Обратная связь

Рис. 1. Структура учебных модульных элементов

50

Высшее образование в России • № 6, 2012

На рисунке представлено в графическом виде содержание модуля с нумерацией учебных модульных элементов (МЭ). Сплошными линиями обозначены МЭ лекционных, семинарских и лабораторных занятий. Пунктирными линиями выделены МЭ индивидуальной и самостоятельной работы. Такая структура учебных модульных элементов предъявляется студентам в начале семестра перед изучением частных вопросов методики преподавания физики.

Задания составлены в виде планов, строго согласованных с темами различных по форме учебных занятий (лекционных, семинарских, практических). Каждое из них предполагает формирование у студентов не только профессиональных умений, но и профессиональных компетентностей. На этом этапе также отрабатываются действия планирования деятельности; контрольные и корректировочные действия; действия по формированию умений сотрудничать с учащимися. В индивидуально-ориентированную систему заданий входят задания на оценку анализа содержания лекций; задания по выделенной структуре раздела; задания к каждой теме раздела и задания по подходам к решению задач. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы формулируются отдельно и предъявляются перед изучением учебного курса методики преподавания физики.

При работе с модулем студент может выбрать уровень выполнения заданий и темп усвоения учебного материала по предмету. Это должно быть одним из условий достижения конечного результата в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого.

Модульная программа по теории и методике обучения физике строится на основе сочетания принципов преемственности, персонализации, систематичности, интеграции и фундаментализации. Соблюдение данных закономерностей обеспечивает результативность педагогического процесса и позволяет делать разнообразные прогнозы

относительно связи совместной деятельности преподавателя и студента. Основная цель программы - раскрыть субъективный опыт обучаемого, согласовать этот опыт с содержанием предметных знаний и профессиональных умений, которые должны быть усвоены и сформированы до обучения методике преподавания физики. Основной результат обучения - выявление у каждого студента личной избирательности по отношению к содержанию программного материала, обобщению и систематизации учебного материала по дисциплине. Таким образом, особенность модульной программы заключается в том, что знания здесь являются средством выполнения различных видов интеллектуальной деятельности, которые направлены прежде всего на развитие личности.

За этапом построения структуры модуля следует этап формирования содержания модуля, включающий следующие направления: 1) представление целей обучения;

2) формирование содержания обучения;

3) управление учебными действиями и методическое обеспечение процесса усвоения;

4) обеспечение обратной связи; 5) выделение способов самоконтроля промежуточных и итоговых результатов собственной деятельности студентов.

Добиваясь включения студента в учебную деятельность и обеспечивая ее завершенность по каждому модулю, преподаватель по-разному включается в процессы саморегуляции этой деятельности студентом.

С целью стимулирования мотивации учения в начале модуля представляются цели деятельности как опережающее отображение ожидаемого результата. Поэтому цели ориентированы, с одной стороны, на организацию познавательного действия, с другой - на выявление результативности учения, т.е. на распределение и ранжирование студентов в группе по результатам комплексной, суммируемой оценки их достижений в течение всего процесса профес-

сиональной подготовки. Основой успешной ориентировки при постановке цели деятельности является рейтинговая система контроля. Такое обучение предполагает накопление и обобщение студентами опыта анализа конкретных действий, формирование у них умения выделять и производить оценку существенных для достижения искомого результата условий, варьировать эти условия, отбирать их в рациональную систему.

Под рейтинговой системой понимают систему накопления баллов, которая отражает успеваемость обучаемых и их творческий потенциал [4]. Для нашей проблемы рейтинговая система контроля является замыкающим компонентом саморегуляции, представляющим собой информацию о результате деятельности. Эта информация регулирует процессы корректировки действий в случае рассогласования информации о результате деятельности с исходными представлениями о его качестве. Критерии оценки позволяют избежать субъективизма в оценивании обучаемых. Общеизвестно, что использование рейтинговой системы способствует повышению мотивации

студентов к учебе и активизации их самостоятельной работы. При объединении модульной технологии обучения и рейтинговой системы контроля говорят уже о модульно-рейтинговой технологии обучения, подразумевая освоение дисциплины по модулям и оценивание планомерного поэтапного освоения каждого модуля в баллах с помощью контрольных мероприятий.

Литература

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактичес-

кие и психологические основания образовательной технологии. М.: Педагогический поиск, 2003. 256 с.

2. Рудницкая С.В. Модульное обучение как

целостная система: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. РГПУ им. А.И. Герцена. М., 1996. 213 с.

3. Юцявичене П.А. Теория и практика модуль-

ного обучения. Каунас: Изд-во Швиеса, 1989. 271 с.

4. Тесленко В.И. Управление качеством про-

фессиональной подготовки будущего учителя на основе программно-целевого подхода. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т, 2005. 306 с.

TESLENKO V., ZALEZNAYA T. MODULE-RATING APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICS TEACHERS IN A MODERN PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTION

This article examines the process of teachers’ professional training in conditions of using the module-rating approach. A model was constructed based on the example of teaching «Theory and methodology of teaching physics » discipline. Contents of each module for this discipline were reviewed to ensure optimal delivery of information and methodological materials in such a form that would support the most effective learning by students. Each module was broken into multiple learning module elements, which teachers can use to guide the student learning process. The authors also consider the methodology of building perspective lines for professional training based on rating control system.

Key words: module-rating approach, professional training objectives, educational programs, methodology of teaching physics, planning of professional training programs, module-based program, learning assignments system.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.