ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В. В. АВДЕЕВ,
специалист по налогам и сборам
Плательщиками страховых взносов согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Отметим, что если был заключен гражданско-правовой договор с индивидуальным предпринимателем, то уплачивать страховые взносы с выплачиваемых ему по данному договору сумм не нужно. В данном случае плательщиком взносов будет сам предприниматель, который относится к следующей группе страхователей. Если же договор трудовой, то выплаты по нему облагаются пенсионными взносами независимо от того является работник индивидуальным предпринимателем или нет;
• лица, не производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям страхователей, то ему необходимо исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию.
Например, индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей. У него в штате четыре работника, нанятых по трудовому договору. Следовательно, он признается плательщиком страховых взносов по двум основаниям:
— как индивидуальный предприниматель, который производит выплаты физическим лицам;
— как индивидуальный предприниматель, который уплачивает страховые взносы за себя.
Приведенный список плательщиков страховых взносов практически идентичен тому, что содержится в ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ), однако его можно назвать минимальным, так как в п. 2 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ уточнено, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться и иные категории плательщиков страховых взносов (страхователей).
Так, например, в целях Федерального закона № 167-ФЗ частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, а физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 того же закона, приравниваются к страхователям.
Федеральный закон № 212-ФЗ не вводит особого порядка регистрации страхователей. Контроль осуществляется каждым фондом на основании данных об их учете (регистрации) в территориальных органах соответствующего фонда (ст. 6 Федерального закона№ 212-ФЗ):
— в ПФР (ст. 11 Федерального закона № 167-ФЗ) по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
— в ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»),
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право:
1) получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нор-
мативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, атакже получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
3) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Ранее при возврате страховых взносов, пеней и штрафов у плательщика возникало множество вопросов и сложностей, поскольку контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Приходилось обращаться в ПФР для проведения сверки, затем обращаться в налоговые органы с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С 2010 г. согласно ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за полнотой и своевременностью их уплаты в фонды обязательного медицинского страхования осуществляется ПФР и его территориальными органами. Таким образом, благодаря нововведениям у плательщиков страховых взносов будет возникать меньше вопросов, и для решения всех возникающих проблем необходимо обращаться в один государственный орган, т. е. в ПФР;
4) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, лично либо через своего представителя. Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях;
5) представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. В целях
контроля за исчислением и уплатой страховых взносов органы контроля проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений;
6) присутствовать при проведении выездной проверки. Особенности проведения выездных налоговых проверок определены ст. 35—39 Федерального закона № 212-ФЗ. Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, ее особенностью являются то, что она осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Проводится выездная проверка на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля. Форма решения о проведении выездной проверки (форма 9-ПФР) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 757н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов». В решении указывается:
— полное и сокращенное наименования плательщика страховых взносов;
— предмет проверки;
— периоды, за которые проводится проверка;
— должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки.
В рамках выездной проверки может быть проверен период, предшествующий календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (не более трех лет).
Выездная проверка проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении. При проверке обособленного подразделения организации срок проверки не может превышать одного месяца.
В ходе выездной проверки органы контроля одновременно вправе проверить правильность
уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством (в полномочии ФСС России), а также документы, связанные с предоставлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (в полномочии ПФР).
В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке (форма 12-ПФР) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»;
7) получать копии акта проверки и решений органов контроля за уплатой страховых взносов, а также требования об уплате страховых взносов. Форма акта выездной проверки (форма 17-ПФР) утверждена приказом Минздравсоцразвития России № 957н. Акт проверки плательщиков страховых взносов в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма;
8) требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов;
9) не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему федеральному закону или иным федеральным законам;
10) обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и
действия (бездействие) их должностных лиц. Из ст. 53 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть направлены для обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу подобной жалобы в суд.
Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящим должностным лицом органа контроля зауплатой страховых взносов.
Решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых при рассмотрении жалобы, от нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов,нонеболеечемна15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу;
11) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов контроля за уплатой страховых взносов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Органы контроля зауплатой страховых взносов несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам страховых взносов вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий
(решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные плательщикам страховых взносов убытки возмещаются за счет бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неправомерные действия (решения) или бездействие должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) на участие в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля за уплатой страховых взносов в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона№ 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие
письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
В соответствии с п. 2ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны:
1) правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают сумму страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (п. 1ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ). При этом сумма, предназначенная для уплаты в ФСС России, уменьшается на величину расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ);
2) вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для физических лиц, не признаваемых индивиду-
альными предпринимателями, считаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона№ 212-ФЗ база для начисления плательщиком страховых взносов определяется в виде суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за расчетный период в пользу физических лиц (работников), за исключением выплат, указанных в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом база для начисления страховых взносов представляет собой стоимостную характеристику (денежное выражение) объекта обложения страховыми взносами (выплат и вознаграждений).
Плательщики определяют базу для начисления страховых взносов отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. В базу включаются выплаты не только в денежной, но и в натуральной форме. В последнем случае страховые взносы считаются по ценам, используемым сторонами, или по ценам, подлежащим государственному регулированию. При этом косвенные налоги (например, НДС) учитываются в стоимости переданных товаров (работ, услуг), являющихся натуральными выплатами в пользу физического лица. Независимо от формы выплаты (как и для ЕСН) страховые взносы в ФСС России не нужно будет исчислять с вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера;
3) представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона№ 212-ФЗ обязаны ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность в виде:
— расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинс-
кое страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н. Представить расчет на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования плательщики страховых взносов обязаны до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России. Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС РФ) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н. Представить расчет в территориальный орган ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России, необходимо до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ).
Обратите внимание! В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом). Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, не
производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР), утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 895н.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Федеральным законом № 212-ФЗ срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 ООО руб.
Из ч. 2ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) следует, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 2, 3 и 4ст. 15.33 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное, несут руководители и другие работники организации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (см. письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-02-07/1-167).
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Федерального закона № 212-ФЗ привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
— представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 212-ФЗ, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов;
— выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
— обеспечивать сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов в течение шести лет.
Кроме того, плательщики страховых взносов — организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь п. 3 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ, обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов не только в налоговую инспекцию, но и в оба органа контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС России);
2) о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или его закрытия (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение).
Плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать о создании или закрытии обособленных подразделений организации не только в налоговую инспекцию, но и в оба органа контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС России);
3) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.
В то же время у плательщиков нет обязанности сообщать в органы контроля о случаях участия в российских и иностранных организациях, как это предусмотрено в отношении налоговых органов (подп. 2 п. 2ст. 23 Налогового кодекса РФ).
Плательщики страховых взносов осуществляют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
3. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
4. Об утверждении формдокументов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов: приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н.