Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ПАРТНЕРСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ И БИЗНЕСА / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / АРКТИКА / КАНАДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новиков Алексей Витальевич

В статье рассматриваются вопросы планирования землепользования при реализации проектов промышленного освоения Арктики. На примере северных провинций Канады показана эволюция стратегического планирования землепользования, анализируется его роль в социально-экономическом развитии территории. Показано, что участие коренных народов Севера в процессе планирования использования земельных, лесных и других природных ресурсов позволяет снизить конфликты между природопользователями, добывающими компаниями и местным населением, сохранить территории традиционного природопользования в местах проживания и традиционного природопользования коренных народов и создает необходимые условия для развития традиционных видов деятельности и устойчивого пространственного развития Арктики. Рассмотренный опыт Канады по организации планирования землепользования при освоении арктических территорий в районах проживания коренных народов может быть использован в Арктической зоне Российской Федерации для гармонизации интересов заинтересованных сторон - местных органов власти, бизнеса и коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Новиков Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND TENURE PLANNING IN ORDER TO DEVELOP TERRITORIES OF TRADITIONAL NATURAL RESOURCE USE: EXPERIENCE OF CANADA

The article studies issues of land tenure planning for implementation of projects aimed at industrial development of the Arctic. Using the example of Northern provinces of Canada it shows evolution of land tenure strategic planning, analyzes its role in social and economic development of the territory. It is shown that involvement of aboriginal people of the North in the process of planning the use of land, forest and other natural resources can lower conflicts among land users, mining companies and the local population, protect territories of traditional land tenure in places of residence and traditional natural resource use of aborigine people and create necessary conditions for the development of traditional types of activity and sustainable space development of the Arctic. Canadian experience of land tenure planning in development of Arctic territories in the area of aboriginal people residence can be used in the Arctic zone of the Russian Federation to balance interests of concerned parties, i.e. local bodies of power, business and aboriginal people of the North.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2021-4-169-179

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ:

ОПЫТ КАНАДЫ

А. В. Новиков

Государственный университет по землеустройству,

Москва, Россия

В статье рассматриваются вопросы планирования землепользования при реализации проектов промышленного освоения Арктики. На примере северных провинций Канады показана эволюция стратегического планирования землепользования, анализируется его роль в социально-экономическом развитии территории. Показано, что участие коренных народов Севера в процессе планирования использования земельных, лесных и других природных ресурсов позволяет снизить конфликты между природопользователями, добывающими компаниями и местным населением, сохранить территории традиционного природопользования в местах проживания и традиционного природопользования коренных народов и создает необходимые условия для развития традиционных видов деятельности и устойчивого пространственного развития Арктики. Рассмотренный опыт Канады по организации планирования землепользования при освоении арктических территорий в районах проживания коренных народов может быть использован в Арктической зоне Российской Федерации для гармонизации интересов заинтересованных сторон - местных органов власти, бизнеса и коренных народов Севера.

Ключевые слова: земельные ресурсы, планирование, коренные народы, традиционные промыслы, партнерство коренных народов и бизнеса, изменение климата, развитие территории, Арктика, Канада.

LAND TENURE PLANNING IN ORDER TO DEVELOP TERRITORIES OF TRADITIONAL NATURAL RESOURCE USE: EXPERIENCE OF CANADA

Alexey V. Novikov

State University of Land Use Planning,

Moscow, Russia

The article studies issues of land tenure planning for implementation of projects aimed at industrial development of the Arctic. Using the example of Northern provinces of Canada it shows evolution of land tenure strategic planning, analyzes its role in social and economic development of the territory. It is shown that involvement of aboriginal people of the North in the process of planning the use of land, forest and other natural resources can lower conflicts among land users, mining companies and the local population, protect territories of traditional land tenure in places of residence and traditional natural resource use of aborigine people and create necessary conditions for the development of traditional types of activity and sustainable space development of the Arctic. Canadian experience of land tenure planning in development of Arctic territories in the area of aboriginal people residence can be used in the Arctic zone of the Russian Federation to balance interests of concerned parties, i.e. local bodies of power, business and aboriginal people of the North.

Keywords: land resources, planning, aboriginal people, traditional works, partnership of aboriginal people and business, climate change, territory development, the Arctic, Canada.

Введение

Промышленное освоение Арктики и связанная с этим реализация инвестиционных проектов по добыче природных ресурсов, строительству объектов инфраструктуры может оказать воздействие на условия жизнедеятельности и традиционные промыслы коренных народов Севера [5; 6]. Недостаточный учет интересов местного населения в процессе землепользования, добычи полезных ископаемых может привести к конфликту целей [1; 3]. При этом главным приоритетом коренных народов является сохранение исконной среды их обитания, традиционной культуры, этноса, развитие традиционных отраслей Севера [8]. Особая роль в обеспечении устойчивого развития арктических территорий принадлежит земельным ресурсам с точки зрения размещения производительных сил, сохранения природного капитала, охраны окружающей среды [2; 4; 7].

В этих условиях важное значение имеет анализ зарубежного опыта арктических стран в сфере планирования землепользования для гармонизации интересов заинтересованных сторон. Определенный опыт планирования землепользования накоплен в провинции Онтарио (Канада), что позволяет учитывать интересы коренных народов при развитии территории, использовании природных ресурсов [9; 13].

Эволюция подходов к планированию землепользования в северных провинциях Канады

Отношение коренных народов к планированию землепользования претерпело существенные изменения в процессе промышленного освоения арктической территории. На первых этапах (1975-2010) коренные народы отвергали государственные инициативы в части планирования землепользования, сопротивляясь запланированному крупномасштабному развитию. В дальнейшем местное население стремилось найти способы взаимодействия с правительством штата Онтарио, с тем чтобы найти способы участия в процессах

планирования развития территории с учетом ее сохранения и развития бизнеса. Речь идет не об отказе от соперничества в отношении использования природных ресурсов на арктических территориях, а о переходе к договорным отношениям путем признания и реализации права коренных народов на сохранение и развитие территорий традиционного природопользования и исконной среды их обитания. Исторические отношения провинции Онтарио с коренными народами были чреваты конфликтами по поводу доступа к земельным ресурсам, их распределения, включая лесоводство, защитные области и добывающую промышленность. Использование методов планирования в землепользовании в Канаде на начальных этапах способствовало усилению роли государства в освоении территории, что позволило применять органами власти принудительные меры в развитии территории и одновременно привело к ослаблению гражданского общества, коренных народов.

Коренные народы провинции нашли способы принятия решений, что предполагает их участие в планировании землепользования на основе Северной арктической инициативы. Такое взаимодействие включало возможность развития рыболовства, лесопользования, добычи полезных ископаемых на основе признания взаимных интересов и потребностей, проведения консультаций по планированию землепользования. Этот подход нашел отражение при реализации планов развития землепользования в провинции Онтарио.

Местное население провинции все в большей мере вовлекается в инициативы по планированию землепользования, что связано с развитием их экономического самоопределения, созданием условий для поддержки традиционных промыслов, сохранением природы. Бизнес также проявляет значительный интерес в участии развития данных арктических территорий, прежде всего с точки зрения добычи полезных ископаемых, углеводородного сырья, заготовки леса, развития туризма.

Природоохранные организации являются активными участниками экологического управления в Канаде [17], они рассматривали арктический лес как экосистему, которая требовала использования нового подхода с учетом сохранения неповрежденного арктического леса, развития и сохранения услуги экосистемы и естественных процессов. К примеру, Министерство природных ресурсов и лесного хозяйства провинции Онтарио отвечает за управление землями на территориях проживания коренных народов, осуществляет управление рыболовством, охраной дикой природы, земельными, водными ресурсами, лесоводством, развитием природных парков.

В 1977 г. в провинции Онтарио была создана комиссия на Северной окружающей среде, чтобы оценивать хозяйственное воздействие на природную среду в северных районах и регулировать такое воздействие в соответствии с законом об экологической экспертизе (1975 г.), а также обеспечивать участие коренных жителей Севера в решениях, затрагивающих их интересы.

На более ранних этапах процессов планирования (между 1975 и 2010 гг.) коренные сообщества на Крайнем Севере страны сопротивлялись государственному планированию землепользования в части распределения ресурсов. Одним из подходов политики планирования землепользования в данной провинции является лесная инициатива. В дальнейшем на основе партнерства заинтересованных сторон получили развитие меры по соуправлению арктическими территориями [12], с тем чтобы помочь коренным жителям достичь справедливости в использовании земли (получение дохода, содействие занятости).

Развитие планирования землепользования на арктических территориях было основано, с одной стороны, на сохранении природных комплексов, а с другой - на передаче инициатив по управлению дикой природой путем развития туризма, коммерциализации лесного сектора экономики. Такие проекты комплексного земле-

пользования в рамках сотрудничества органов управления и коренных народов осуществлялись на основе государственно-частного партнерства. Речь идет о развитии методов адаптивного управления, которые включают меры соуправления, о развитии превентивного подхода к планированию землепользования.

В 2008 г. было объявлено о создании инициативы планирования для Крайнего Севера, в рамках которой было намечено защитить более чем 225 000 км2 северных арктических земель путем развития планирования на основе широкого привлечения общественности. В дальнейшем основные положения данной инициативы были включены в новое законодательство -Закон Крайнего Севера (Far Northern Law -2010 г.), в соответствии с которым коренные народы должны быть вовлечены в планирование и процесс принятия решений. Тем самым правительство провинции Онтарио объявило о новой политике планирования землепользования, которая включает основанное на мнении местного сообщества планирование землепользования.

Данный закон создает правовые основы для реализации стратегий землепользования на Крайнем Севере, а также формирует условия и предпосылки для интеграции и охвата широкого спектра задач, включая оценку совокупных эффектов, изменение климата и разработку мер по адаптации к климатическим изменениям, защиту интересов местных сообществ. При этом Министерство природных ресурсов и лесного хозяйства провинции Онтарио имеет право налагать мораторий на те или иные проекты промышленного освоения территории, если они противоречат экономическим интересам штата и коренным народам. Для таких целей может быть задействована процедура выдачи лицензий добывающим компаниям на рассматриваемых территориях. Таким образом, подписание родовыми общинами коренных народов и Министерством природных ресурсов и лесного хозяйства провинции Он-

тарио стратегии землепользования (2006 г.) свидетельствовало о принятии нового стратегического направления для территории арктического леса.

Взаимодействие государственных органов управления и коренных народов в Онтарио позволило регулировать земельные споры, а также вопросы комплексного управления использованием природных (земельных, водных) ресурсов на арктических территориях. Отказ от такого сотрудничества в рамках плана использования земельных ресурсов мог привести к значительным возражениям со стороны коренных сообществ из-за распределения лесных участков частной компании, что могло бы сказаться на ограничении и закрытии развития лесоводства в районе. Отметим, что условиями реализации такого плана землепользования были учет и оценка социально-экономических и экологических интересов и потребностей заинтересованных сторон, гарантия обеспечения северных интересов местному населению, проведение экологической экспертизы проектов, страховая защита данных территорий. Кроме того, в рамках такого планирования предусматривались условия развития горной промышленности, туризма и сохранения территорий традиционного природопользования. Тем самым лесная инициатива предполагала реализацию подхода к планированию территории, который обеспечивал предоставление льгот и преференций для коренного населения, развитие их самоуправления [12].

Характеристика территории

и проблемы сохранения арктического леса

Онтарио - вторая по величине область в Канаде, которая занимает приблизительно 1 млн км2. Этот регион главным образом находится в арктическом лесном поясе. Национальная территория коренных народов покрывает две трети провинции, население которой составляет более чем 12,2 млн человек. Экономические возможности развития данной территории ранее были связаны с торговлей мехом, которая в

настоящее время утеряна, а также с развитием рыболовства.

Представители коренных народов численностью примерно 2 400 человек, проживающие в провинции Онтарио, с середины 1990-х развивали сотрудничество с Министерством природных ресурсов и лесного хозяйства провинции Онтарио, чтобы обеспечить свои экономические возможности, включая лесоводство, развитие туризма и горной промышленности. В результате такого сотрудничества была принята стратегия землепользования, которая включала планы развития лесоводства и поддержки защищенных областей (территорий традиционного природопользования).

К перспективным направлениям социально-экономического развития данного региона относится разработка месторождений золота и алмазов. Здесь найдены крупные залежи хромита.

Месторождение (рудник) алмазов Victor находится в Онтарио, принадлежит компании De Beers и является вторым по объему добычи алмазов рудником в Канаде после шахты Snap Lake Diamond. В 2005 г. коренные народы провинции подписали соглашение с добывающей компанией о совместном получении выгоды при эксплуатации данного месторождения. В результате строительства рудника на нем было создано 3 200 рабочих мест. Кроме того, было создано 400 мест в горнодобывающей промышленности и на работах по эксплуатации шахты. Другие отрасли промышленности включают производство гидроэнергии на крупных реках и развитие лесоводства. При этом доля особо охраняемых природных территорий составляла первоначально 8,6% от площади данного региона.

В северной области провинции Онтарио имеется много природных ресурсов. На рассматриваемой территория (к югу от 51-й параллели) расположен канадский арктический лес. Этот район охватывает 77% общих лесов Канады. Арктический лесной регион представляет собой полосу

земли шириной 1 000 км, отделяющую умеренный и лиственный лес на юг от тундры до севера. При этом защищенные области (особо охраняемые природные территории) должны быть идентифицированы как часть основанного на сообществе подхода планирования землепользования. Отметим, что в провинциях Квебек и Онтарио были самые большие территории неповрежденного арктического леса в Канаде. Здесь проживают главным образом коренные народы.

Среди проблем арктического леса в провинции Онтарио можно выделить изменение климата, кислотные дожди, изменение русел рек в результате их хозяйственного освоения и строительства дамб, урбанизацию и развитие береговой инфраструктуры, рыболовство, эксплуатацию нефтяных песков, добычу нефти и газа, развитие горной промышленности, сокращение биоразнообразия. При освоении данной территории необходимо разработать меры, гарантирующие адаптацию и защиту исконных территорий коренных народов в условиях климатических изменений.

По оценкам Всемирного института ресурсов, данный арктический лес идентифицирован как один из последних неповрежденных лесов в мире. Среди угроз арктическому лесу, которые следует учитывать в планировании землепользования, нужно отметить бурение нефтяных и газовых скважин, добычу полезных ископаемых.

Особое значение арктический лес имеет с точки зрения его углеродного потенциала для хранения выбросов парниковых газов и стоимости произведенных экоси-стемных услуг природного капитала. Эти угрозы в совокупности могут привести к общему снижению социальных и экологических услуг (потеря биоразнообразия, углеродного потенциала хранения, традиционных возможностей средств к существованию). В экологическом смысле эти потери могут включать нарушение условий жизни лесного оленя карибу, наруше-

ние нетронутых местностей, снижение потенциала хранения углеродных выбросов. По мнению ряда авторов, много инициатив сохранения особо охраняемых природных территорий в районе арктического леса провинции Онтарио были основаны на экономической оценке природных ресурсов, на ожиданиях экономической прибыли и накопления капитала [16].

Влияние горной промышленности на окружающую среду, развитие инфраструктуры, бурение пород, образование отвалов пород также связано с климатическими процессами. Таким образом, основанный на партнерстве подход позволил создать корпорацию местных жителей по устойчивому управлению лесными ресурсами, чтобы обеспечить свои требования в планировании землепользования и получить доступ к новым экономическим возможностям на данной территории. При этом рассмотрение вопроса о строительстве заводов по переработке древесины увязывалось с возможностями альтернативного использования лесов в части поглощения парниковых газов и получения коренными народами углеродных кредитов. Арктические леса Онтарио играют важную роль в депонировании и хранении углерода [10; 11]. В рамках такого планирования землепользования на территориях традиционного природопользования рассматривались также вопросы социального обеспечения коренных народов, развития образования, содействия занятости, развития инфраструктуры.

На провинциальном уровне некоторые природоохранные организации еще в 2008-2009 гг. привлекли внимание к проблеме сохранения в Онтарио арктического леса с точки зрения изменения климата, поглощения лесами парниковых газов, что потребовало изменения применяемых методов планирования землепользования и лесной сертификации [15]. Такой подход привел к усилению роли планирования на территориях традиционного природопользования коренных народов с учетом всего многообразия процессов по их со-

хранению и использованию. Изменение климата и поглощение выбросов парниковых газов стало преобладающей темой для общественного давления в Онтарио в контексте энергетической политики и политики планирования землепользования и развития.

Следует учитывать, что под защитой и сохранением исконной среды обитания коренных народов понимается изъятие территорий из хозяйственного оборота для их охраны, придание им особого статуса природопользования. В то же время сохранение традиционных территорий природопользования у коренных народов обозначает прежде всего сохранение их образа жизни. Таким образом, при законодательном регулировании понятия «охраняемые территории» следует учитывать разный смысл, который подразумевают регулирование, контроль и использование таких территорий. При этом роль защищенных областей, охраняемых территорий должна включать оценку состояния и изменения климата, опасности и преимущества, связанные с развитием тех или иных видов хозяйственной и иной деятельности, включая недропользование, туризм, традиционные промыслы, лесоводство.

Создание возможностей

планирования землепользования

на исконных территориях

В существующем контексте планирование землепользования представляет собой потенциально инновационный подход, чтобы обеспечить комплексное управление природными ресурсами. В системе планирования землепользования провинции Онтарио коренным сообществам ранее не были представлены возможности участия в развитии данной территории с учетом их потребностей, а также с учетом согласования интересов по добыче ресурсов на охраняемых территориях с точки зрения их сохранения. Северная арктическая инициатива создала возможности для местных сообществ развивать их собственный процесс планирования вместе с Министерством природных ресурсов и лесно-

го хозяйства провинции Онтарио. При этом ранее практика планирования землепользования во многом использовалась как инструмент воздействия органов власти, чтобы получить доступ к землям и ресурсам на местных территориях.

Новый стратегический подход к планированию землепользования позволяет создать условия для предварительного обсуждения всеми заинтересованными сторонами вопросов действий, когда могут возникнуть противоречивые интересы, когда цель одного уровня планирования не согласовывалась бы с целью другого уровня. Такой подход во многом основывается на учете и оценке экологических функций природного капитала на рассматриваемой территории.

Родовые общины коренных народов Онтарио предложили такой путь, чтобы участвовать в управлении традиционными территориями в интересах будущих поколений посредством новой экономической деятельности, а также обучения молодежи и создания новых рабочих мест. Это означало, что используются знания, учитываются приоритеты местного населения в планировании землепользования и управлении пространственным развитием территории.

Министерство природных ресурсов и лесного хозяйства провинции Онтарио в 2000 г. приняло Северную арктическую инициативу, чтобы создать условия для коренных народов в развитии коммерческого лесоводства на севере. Цель данной инициативы состояла в том, чтобы за счет комплексного использования традиционных территорий предоставить возможность заинтересованным сторонам получать выгоду от развития лесоводства в коммерческих целях. Такое взаимодействие на местном уровне позволило объединить экономические, социальные и экологические ценности в процессе принятия решений для обеспечения устойчивого развития в провинции Онтарио.

В рамках Программы развития лесоводства коренных народов была подготовлена

документация по планированию земле- и лесопользования, а также финансированию местных сообществ из различных фондов.

В арктической области Канады сообщества приняли планирование землепользования как инструмент обеспечения их традиционного образа жизни в условиях социальных изменений. Реализация комплексного подхода к планированию землепользования позволила коренным народам использовать вместо ранее применявшегося правового подхода и отстаивания своих интересов в судах развитие экономических инструментов регулирования в целях местного экономического развития и самоуправления. Коренные сообщества, которые поддержали арктическую лесную инициативу, извлекли выгоду с точки зрения организации системы продвижения своей продукции, получения доступа к финансированию.

Коренные жители, которые первоначально сопротивлялись промышленному развитию, с принятием новой системы планирования землепользования и лесной инициативы пересмотрели свое отношение к лесной промышленности. Местное правительство и коренные народы смогли продвинуться по вопросам общих интересов для экономического сотрудничества и развития лесоводства. Многоуровневое управление может обеспечить коренным сообществам доступ к использованию ресурсов на их территориях посредством планирования землепользования. Это возможно на основе развития партнерства в освоении местного потенциала, что позволяет расширить экономические возможности и благополучие коренных народов.

Местное население искало экономическую возможность как часть пути к общественному возобновлению, сохранению и развитию их культуры на основе партнерства. Реализации такого подхода способствовало создание корпорации лесоводства Whitefeather Forest Management

Corporation, которая находится в собственности местных родовых общин и позволя-

ет планировать развитие территорий традиционной деятельности. Эти изменения позволили коренным сообществам получить контроль над их ресурсами посредством процесса планирования землепользования. Положительный результат этих изменений состоял в том, что коренные народы получили широкий диалог в вопросах самоопределения, сохранения арктического леса. С другой стороны, планирование землепользования может обеспечить доступ и контроль к коммерческой деятельности, осуществляемой коренным сообществом.

К примеру, в середине 1990-х местные сообщества региона выразили заинтересованность в ведении коммерческой деятельности, связанной с землепользованием и лесоводством, развивая сотрудничество с Министерством природных ресурсов и лесного хозяйства провинции Онтарио, что обеспечивало доступ к новым областям бизнеса, которые ранее были ограничены. Одновременно природоохранные организации провинции и местные органы управления договорились о реализации всестороннего подхода к планированию землепользования, с тем чтобы защитить 50% территории арктического леса. В дальнейшем в 2008 г. провинция Онтарио объявила об изменении политики планирования землепользования с учетом возможности промышленности по добыче природных ресурсов, что включало также защиту 50% региона посредством процесса планирования землепользования. Также рассматриваемый инструмент использовался для расширения возможностей местных сообществ по контролю над их территориями.

Центральный аспект этих отношений в планировании землепользования состоял в смягчении последствий влияния хозяйственной деятельности на природные системы, возможности возмещения экологического ущерба добывающих предприятий в ходе реализации проектов на территориях проживания коренных народов. Сохранение биоразнообразия, таким обра-

зом, становится существенным элементом планирования землепользования. Очевидно, что у различных участников процесса освоения арктических территорий имеются разные подходы и интересы, которые должны быть адаптированы к задачам деятельности коренных сообществ на территориях их проживания. В результате местные жители были включены в процесс принятия решений, чтобы развивать планирование землепользования.

Лесную инициативу в данном контексте следует рассматривать в увязке с задачами развития территории, создания новых экономических условий жизни и деятельности местного населения, предоставления мер поддержки, льгот для местного сообщества. Такой подход предусматривает учет интересов промышленности, коренных народов, защитников окружающей среды и правительства. Тем самым планирование землепользования позволяет защитить экологическую целостность рассматриваемой территории и создать условия для устойчивого будущего коренным жителям.

Новые подходы к планированию землепользования исходят из того, что северный арктический лес должен быть открыт для развития, что связано с необходимостью развития коренных народов, которые нуждаются в рабочих местах, а также в сохранении природных экосистем.

Заключение

1. Отношение коренных народов к политике землепользования в Канаде претерпело существенные изменения - от отказа сотрудничества с государственными органами по развитию территории к конструктивному сотрудничеству. Развитие

планирования землепользования направлено на предотвращение и разрешение конфликтов между коренными народами и горнодобывающими компаниями, чтобы обеспечить необходимые условия развития традиционных промыслов местного населения.

2. Усиление интереса коренных народов к вопросам планирования землепользования в арктическом лесу было связано с необходимостью сохранения и развития территорий традиционного природопользования, с изменением климата, сохранением биоразнообразия (сохранение лесного карибу - подвида северного оленя) в целях предотвращения конфликтов в связи с использованием защищенных областей на исконных землях проживания коренных народов. Решение данных проблем рассматривалось в увязке сотрудничества коренных народов с промышленностью. Такая позиция была основана на сопоставлении эффекта от сохранения леса и возможных потерь, связанных с изменениями климата.

3. На основе партнерства заинтересованных сторон в планировании землепользования получили развитие меры по со-управлению арктическими территориями.

4. Развитие системы планирования землепользования в провинции Онтарио имеет важное значение с точки зрения сохранения углеродного потенциала арктического леса для поглощения выбросов парниковых газов.

Рассмотренный опыт Канады может быть востребован для обоснования и реализации инвестиционных проектов промышленного освоения в российской Арктике [14].

Список литературы

1. Бурцева Е. И., Потравный И. М., Гассий В. В., Слепцов А. Н., Величенко В. В. Вопросы оценки и компенсации убытков коренным малочисленным народам в условиях промышленного освоения Арктики / / Арктика: экология и экономика. - 2019. - № 1 (33). -С. 27-42.

2. Новиков А. В. Анализ земельных ресурсов прибрежных арктических зон Республики Саха (Якутия) // Горизонты экономики. - 2021. - № 2 (61). - С. 98-103.

3. Новоселова И. Ю., Новоселов А. Л., Потравный И. М., Авраменко А. А. Управление конфликтами в сфере природопользования: анализ и поиск компромиссов : монография. -М. : КноРус, 2020.

4. Потравный И. М., Гассий В. В. Развитие особо охраняемых природных территорий как задача экологической экономики / / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - Т. 18. - № 2 (2). - С. 609-612.

5. Потравный И. М., Гассий В. В., Афанасьев С. М. Территории традиционного природопользования: ограничения развития или потенциал экономического роста? / / Арктика: экология и экономика. - 2017. - № 2 (26). - С. 4-16.

6. Потравный И. М., Моторина М. А. Развитие опорных зон в российской Арктике на основе проектного подхода // Горизонты экономики. - 2017. - № 6 (390). - С. 31-37.

7. Устойчивое пространственное развитие. Проектирование и управление : монография / под общ. ред. Н. В. Комова, С. А. Шарипова, С. И. Носова, Ю. А. Цыпкина. - М., 2021.

8. Экономика традиционного природопользования: взаимодействие коренных народов Севера и бизнеса в российской Арктике / под общ. ред. Е. И. Бурцевой, И. М. Потравного. - М. : Экономика, 2019.

9. Anderson R. B., Dana L. P., Dana T. E. Indigenous Land Right, Entrepreneurship, and Economic Development in Canada: Opting-in to the Global Economy // Journal of World Business. - 2006. - N 41 (1). - P. 45-55.

10. Baldwin A. Carbon Nullius and Racial Rule: Race, Nature and the Cultural Politics of Forest Carbon in Canada // Antipode. - 2009. - N 41 (2). - P. 231-255.

11. Berkes F. Evolution of Co-Management: Role of Knowledge Generation, Bridging Organizations and Social Learning // Journal of Environmental Management. - 2009. -N 90 (5). - P. 1692-1702.

12. Berman M., Schmidt J. I. Economic Effects of Climate Change in Alaska // Weather, Climate, and Society. - 2019. - Vol. 11. - P. 245-258.

13. Booth A. L., Muir B. R. Environmental and Land-Use Planning Approaches of Indigenous Groups in Canada: An Overview // Journal of Environmental Policy and Planning. - 2011. - N 13 (4). - P. 421-442.

14. Novoselov N., Potravny I., Novoselova I., Gassiy V. Sustainable Development of the Arctic Indigenous Communities: The Approach to Projects Optimization of Mining Company // Sustainability. - 2020. - N 12 (19). - P. 7963.

15. Racey G. D. Climate Change and Woodland Caribou in Northwestern Ontario: A Risk Analysis // Rangifer. - 2011. - N 25 (4). - P. 123-136.

16. Stand A. L., Muir B. R. Environmental and Local Group Land-Use Planning Approaches in Canada: an Overview // Journal of Environmental Policy and Planning. - 2011. - N 13 (4). -P. 421-442.

17. Zurba M., Stucker D., Mwaura G., Burlando C., Rastogi A., Dhyani S., Koss R. Intergenerational Dialogue, Collaboration, Learning, and Decision-Making in Global Environmental Governance: The Case of the IUCN Intergenerational Partnership for Sustainability // Sustainability. - 2020. - N 12. - P. 498.

References

1. Burtseva E. I., Potravnyy I. M., Gassiy V. V., Sleptsov A. N., Velichenko V. V. Voprosy otsenki i kompensatsii ubytkov korennym malochislennym narodam v usloviyakh

promyshlennogo osvoeniya Arktiki [Estimation and Compensation for Losses for Aboriginal Scanty Peoples in Conditions of Industrial Development of the Arctic]. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: Ecology and Economics], 2019, No. 1 (33), pp. 27-42. (In Russ.).

2. Novikov A. V. Analiz zemelnykh resursov pribrezhnykh arkticheskikh zon Respubliki Sakha (Yakutiya) [Analyzing Land Resources of Coastal Arctic Zones in the Republic of Sakha (Yakutiya)]. Gorizonty ekonomiki [Horizons of Economics], 2021, No. 2 (61), pp. 98-103. (In Russ.).

3. Novoselova I. Yu., Novoselov A. L., Potravnyy I. M., Avramenko A. A. Upravlenie konfliktami v sfere prirodopolzovaniya: analiz i poisk kompromissov, monografiya [Conflict Management in the Field of Natural Resource Use: Analysis, and Search for Compromises, monograph]. Moscow, KnoRus, 2020. (In Russ.).

4. Potravnyy I. M., Gassiy V. V. Razvitie osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriy kak zadacha ekologicheskoy ekonomiki [The Development of Protected Natural Territories as an Objective of Ecological Economics]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo Tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Izvestiya of the Samara Academic Center of the Russian Academy of Science], 2016, Vol. 18, No. 2 (2), pp. 609-612. (In Russ.).

5. Potravnyy I. M., Gassiy V. V., Afanasev S. M. Territorii traditsionnogo prirodopolzovaniya: ogranicheniya razvitiya ili potentsial ekonomicheskogo rosta? [Territories of Traditional Natural Resource Use: Restrictions or Potential of Economic Growth?]. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: Ecology and Economy], 2017, No. 2 (26), pp. 4-16. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Potravnyy I. M., Motorina M. A. Razvitie opornykh zon v rossiyskoy Arktike na osnove proektnogo podkhoda [The Development of Strong Zones in the Russian Arctic on the Basis of Project Approach]. Gorizonty ekonomiki [Horizons of Economics], 2017, No. 6 (390), pp. 31-37. (In Russ.).

7. Ustoychivoe prostranstvennoe razvitie. Proektirovanie i upravlenie, monografiya [Sustainable Space Development. Projection and Management, monograph], edited by N. V. Komov, S. A. Sharipov, S. I. Nosov, Yu. A. Tsypkin. Moscow, 2021. (In Russ.).

8. Ekonomika traditsionnogo prirodopolzovaniya: vzaimodeystvie korennykh narodov Severa i biznesa v rossiyskoy Arktike [Economics of Traditional Natural Resources Use: Interaction of Aboriginal People of the North and Business in the Russian Arctic], edited by E. I. Burtseva, I. M. Potravnyy. Moscow, Ekonomika, 2019. (In Russ.).

9. Anderson R. B., Dana L. P., Dana T. E. Indigenous Land Right, Entrepreneurship, and Economic Development in Canada: Opting-in to the Global Economy. Journal of World Business, 2006, No. 41 (1), pp. 45-55.

10. Baldwin A. Carbon Nullius and Racial Rule: Race, Nature and the Cultural Politics of Forest Carbon in Canada. Antipode, 2009, No. 41 (2), pp. 231-255.

11. Berkes F. Evolution of Co-Management: Role of Knowledge Generation, Bridging Organizations and Social Learning. Journal of Environmental Management, 2009, No. 90 (5), pp. 1692-1702.

12. Berman M., Schmidt J. I. Economic Effects of Climate Change in Alaska. Weather, Climate, and Society, 2019, Vol. 11, pp. 245-258.

13. Booth A. L., Muir B. R. Environmental and Land-Use Planning Approaches of Indigenous Groups in Canada: An Overview. Journal of Environmental Policy and Planning, 2011, No. 13 (4), pp. 421-442.

14. Novoselov N., Potravny I., Novoselova I., Gassiy V. Sustainable Development of the Arctic Indigenous Communities: The Approach to Projects Optimization of Mining Company. Sustainability, 2020, No. 12 (19), p. 7963.

15. Racey G. D. Climate Change and Woodland Caribou in Northwestern Ontario: A Risk Analysis. Rangifer, 2011, No. 25 (4), pp. 123-136.

16. Stand A. L., Muir B. R. Environmental and Local Group Land-Use Planning Approaches in Canada: an Overview. Journal of Environmental Policy and Planning, 2011, No. 13 (4), pp. 421-442.

17. Zurba M., Stucker D., Mwaura G., Burlando C., Rastogi A., Dhyani S., Koss R. Intergenerational Dialogue, Collaboration, Learning, and Decision-Making in Global Environmental Governance: The Case of the IUCN Intergenerational Partnership for Sustainability. Sustainability, 2020, No. 12, p. 498.

Сведения об авторе

Алексей Витальевич Новиков

кандидат экономических наук, доцент кафедры городского кадастра Государственного университета по землеустройству. Адрес: ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», 105064, Москва, ул. Казакова, д. 15. E-mail: 9080485@live.ru

Information about the author

Alexey V. Novikov

PhD, Assistant Professor

of the Department

for Urban Cadastre of the SULUP.

Address: State University of Land

Use Planning, 15 Kazakova Str.,

Moscow, 105064,

Russian Federation.

E-mail: 9080485@live.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.