Научная статья на тему 'Особенности ведения охотничьего промысла тради- ционными общинами Канады'

Особенности ведения охотничьего промысла тради- ционными общинами Канады Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
912
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охота / коренные народы / Канада / Первые нации / инуиты / метисы / бедность / Квебек / Альберта / Манитоба / Онтарио / Арктика / hunting / indigenous peoples / Canada / First nation / Inuit / Métis / poverty / Quebec / Alberta / Manitoba / On- tario / Arctic

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дарьяна Дмитриевна Максимова

Охотничий промысел – одна из главных составляющих традиционного образа жизни коренных народов Канады и их исконное право. Согласно ст. 35 Конституции Канады «существующие исконные или вытекающие из договоров права» трех групп коренного населения страны – Первых наций, инуитов и метисов – «признаются и подтверждаются». Также их право на охоту и рыбную ловлю защищено законом «Об индейцах» 1876 г. Они имеют особое право на круглогодичную безлицензионную охоту для обеспечения собственной жизнедеятельности. При этом существуют определенные правила ведения охотничьего промысла коренными общинами Канады, которые были установлены планомерно в процессе развития взаимоотношений коренных народов с канадскими властями на уровне субъектов федерации. В каждой провинции издаются свои правила охоты, в которых прописаны права всех охотников, в том числе для коренных, у которых этот вид деятельности является одним из основных источников пропитания и занимает важное место в традиционном хозяйстве. Несмотря на отсутствие ограничений в ведении такого промысла, наблюдается немало проблем, связанных с благосостоянием коренных жителей Канады. Препятствием на пути реализации традиционного образа жизни стали современные тенденции социально-экономического развития коренных канадцев. Среди этих тенденций также стоит отметить проблему бедности, которая с одной стороны, решается ведением охотничьего промысла, обеспечивающего аборигенные сообщества основным привычным для них пропитанием, с другой стороны, она же мешает им заниматься этим традиционным видом хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of hunting in Canadian traditional communities

Hunting is one of the main components of traditional way of life of the Canadian indigenous peoples and their primordial right. Section 35 of the Constitution Act, 1982 provides constitutional protection to the Aboriginal and treaty rights of First Nations, Inuit and Métis in Canada. In addition, the aboriginal right to hunt is protected by the Indian act, 1876. They have a special right to year-round unlicensed hunting to ensure their own livelihoods. However, there are certain rules for hunting established in the process of the relationship between the aboriginal peoples and the Canadian provincial authorities. Each Canadian province prescribes the rights and the rules of all hunters, including indigenous ones. The hunting is traditionally one of the main sources of food for indigenous peoples and it occupies an important place in their traditional economy. At the same time, they have many problems related to the welfare despite the absence of restrictions in the conduct of hunting. The obstacle to the implementation of the traditional way of life has become modern trends in socio-economic development of the indigenous Canadians. Among these trends, it is also worth noting the problem of poverty, which, on the one hand, is solved by the hunting, which provides the aboriginal communities with the basic food they usually need, on the other hand, it`s too expensive at the modern time to hunt because of the cost of hunting equipment.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения охотничьего промысла тради- ционными общинами Канады»

УДК 323.15, 639.1

Особенности ведения охотничьего промысла традиционными общинами Канады

Дарьяна Дмитриевна Максимова

к. полит. н., н. с. Отдела Канады ФГБУН «Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН» (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация. 123995 Москва, ИСКРАН, Хлебный пер., 2/3.

Тел: +7 916 556 53 91, E-mail: daryana.maximova@gmail.com

к. полит. н., доцент Кафедра международных исследований Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Амосова руководитель магистерской программы «Арктическое регионоведение».

677000 Якутск, ул. Белинского, д. 58, каб. 809-810 Тел.:+7 (924) 568 32 90, E-mail: daryana.maximova@gmail.com

Охотничий промысел - одна из главных составляющих традиционного образа жизни коренных народов Канады и их исконное право. Согласно ст. 35 Конституции Канады «существующие исконные или вытекающие из

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (17-02-00619) «Сравнительный анализ источников формирования доходов и проблема бедности в традиционных общинах северных регионов России, США и Канады».

217

договоров права» трех групп коренного населения страны - Первых наций, инуитов и метисов - «признаются и подтверждаются». Также их право на охоту и рыбную ловлю защищено законом «Об индейцах» 1876 г. Они имеют особое право на круглогодичную безлицензионную охоту для обеспечения собственной жизнедеятельности. При этом существуют определенные правила ведения охотничьего промысла коренными общинами Канады, которые были установлены планомерно в процессе развития взаимоотношений коренных народов с канадскими властями на уровне субъектов федерации. В каждой провинции издаются свои правила охоты, в которых прописаны права всех охотников, в том числе для коренных, у которых этот вид деятельности является одним из основных источников пропитания и занимает важное место в традиционном хозяйстве. Несмотря на отсутствие ограничений в ведении такого промысла, наблюдается немало проблем, связанных с благосостоянием коренных жителей Канады. Препятствием на пути реализации традиционного образа жизни стали современные тенденции социально-экономического развития коренных канадцев. Среди этих тенденций также стоит отметить проблему бедности, которая с одной стороны, решается ведением охотничьего промысла, обеспечивающего аборигенные сообщества основным привычным для них пропитанием, с другой стороны, она же мешает им заниматься этим традиционным видом хозяйства.

Ключевые слова: охота, коренные народы, Канада, Первые нации, инуиты, метисы, бедность, Квебек, Альберта, Манитоба, Онтарио, Арктика

218

Features of hunting in Canadian traditional communities

Daryana D. Maximova

Ph. D. in Political Science, researcher of the Department of Canada, Institute for US and Canadian Studies, Russian

Academy of Sciences Russia 123995, 2/3 Khlebny pereulok, Moscow.

Tel: +7 916 556 53 91, E-mail: daryana.maximova@gmail.com

Ph. D. in Political Science, Assistant Professor, Department of International Studies, Institute of Foreign Languages and Regional Studies, North-Eastern Federal University.

58, Belinsky st., Office 809-810, 677000 Yakutsk Russia Tel..:+7 (924) 568 32 90, E-mail: daryana.maximova@gmail.com

Hunting is one of the main components of traditional way of life of the Canadian indigenous peoples and their primordial right. Section 35 of the Constitution Act, 1982 provides constitutional protection to the Aboriginal and treaty rights of First Nations, Inuit and Métis in Canada. In addition, the aboriginal right to hunt is protected by the Indian act, 1876. They have a special right to year-round unlicensed hunting to ensure their own livelihoods. However, there are certain rules for hunting established in the process of the relationship between the aboriginal peoples and the Canadian provincial authorities. Each Canadian province prescribes the rights and the rules of all hunters, including indigenous ones. The hunting is traditionally one of the main sources of food for indigenous peoples and it occupies an important place in their traditional economy. At the same time, they have many prob-

219

lems related to the welfare despite the absence of restrictions in the conduct of hunting. The obstacle to the implementation of the traditional way of life has become modern trends in socio-economic development of the indigenous Canadians. Among these trends, it is also worth noting the problem of poverty, which, on the one hand, is solved by the hunting, which provides the aboriginal communities with the basic food they usually need, on the other hand, it's too expensive at the modern time to hunt because of the cost of hunting equipment.

Key words: hunting, indigenous peoples, Canada, First nation, Inuit, Métis, poverty, Quebec, Alberta, Manitoba, Ontario, Arctic

В Северной Америке насчитывается большое число этнических групп, относящих себя к коренным народам. Только на территории Канады проживает более 630 зарегистрированных индейских общин, а Север страны населяют инуиты. В настоящее время в Канаде насчитывается 2366 резерваций площадью 2,7 млн га. Наибольшее число резерваций небольшого размера разбросано в горных районах Британской Колумбии. В степных районах и на севере Канады, напротив, резервации занимают площади в многие тысячи гектаров. Согласно переписи населения 2016 г. население Канады составило 34 460 065 человек. Из них 1673 785 человек отнесли себя к коренным народам. Согласно ст. 35 Конституции Канады 1982 г. было определено три группы аборигенного населения: Первые нации (индейцы) - 977 230 чел. (58,4%), инуиты (эскимосы) - 65 025 чел. (3,9%), метисы (потомки от смешанных браков европейцев с индейцами) - 587 545 чел. (35,1%) [1].

220

История взаимоотношений государства и племён коренных народов Канады берет начало еще в колониальный период развития страны. Так, в 1763 г. была издана Королевская прокламация Георга III [2, с. 26-34], регламентирующая отношения колонистов с аборигенами. Прокламация признавала аборигенное право на охоту и рыбную ловлю на «индейских землях», освобождала аборигенов от налогообложения, а также предусматривала приобретение земель на основе договоров с племенами. При этом исключительным правом покупки земли у индейцев обладал только монарх, а местные власти как правомочные его представители лишь осуществляли это право. В период с 1763 до начала 1920-х гг. было заключено около десятка таких договоров [3, с. 7-8]. Но договоры эти часто имели неравноправный характер - аборигены уступили огромные, наиболее богатые ресурсами земли за определенные компенсации, услуги, подарки, а также в обмен на создаваемые резервации [4, с. 8-9]. Договорный процесс стал признанием de facto исконного суверенитета индейских племен. Договоры между правительством и коренными народами перманентно обновлялись, по некоторым из них до сих пор ведутся переговоры [3, с. 8].

Первый закон о коренных народах появился также в до-конфедеративный период развития страны. Так, в 1857 г. в «Законе о цивилизации индейских племен» [5], принятом британским колониальным правительством, индейцам предоставлялось избирательное право. Однако это право, как и британское гражданство, давалось лишь в обмен на свою землю, язык, культуру и традиционные права канадских аборигенов. В законе говорилось, что, если индеец выучился читать и подписался «жить как белый», ему разрешается голосовать, иметь собственность

221

и может выполнять функции присяжного заседателя. Но этими правами воспользовались немногие, большинство коренных жителей видело в этом законе попытку лишить их исконных земель и традиций.

С созданием канадского государства в 1867 г. полную власть в принятии решений по договорам с индейцами и по приобретению их земель получило уже канадское правительство. И в 1876 г. был принят комплексный закон «Об индейцах» (Indian Act), который действует и поныне. Хотя целью закона на этот раз была провозглашена защита исконных земель аборигенов, формальное право на их владение оставалось у британской короны. Именно британский монарх должен управлять землями аборигенов посредством его представителя в лице специально учрежденного министра по делам индейцев («индейского агента»). Поэтому и созданные на территории Канады индейские резервации считались «землями Короны, отданными в пользование индейских общин» [6]. Для индейцев Канады учреждался специальный «статус индейца», который выражался в официальной регистрации индейцев государственными органами управления. Индейцы вне резерваций стали называться «нестатусными», а зарегистрированные и проживающие в резервациях индейцы - «статусными» (Status Indians), на них распространяется действие закона «Об индейцах» и соответствующие законодательству права и льготы [7]. Одно из таких - право на охоту. Но здесь есть свои особенности организации этого промысла коренных народов в Канаде.

Охота на диких животных в Канаде находится в ведении провинциальных властей, которые издают специальные правила, как для некоренных, так и для коренных охотников («статусных» индейцев, метисов и инуитов), имеющих особые права на охоту. Что касается «неста-

222

тусных» индейцев, то на них особое право на охоту не распространяется.

Особые права коренных народов Канады на охоту:

- они освобождены от оформления лицензий на охоту;

- они не ограничены специальными сезонами охоты и могут охотиться круглый год;

- у них есть особое право на «охоту для еды» (hunting for food), т.е. их добыча не ограничена лимитами или квотами. Понятие «охота для еды» - это собирательство с целью пропитания или осуществления традиционного образа жизни (проведение традиционных праздников, обрядов, церемоний и т.д.). «Охота для еды» должна осуществляться коренными охотниками только для себя, своей семьи или других коренных семей (например, соседей). При этом добыча может быть разделена с членами семьи некоренного происхождения, проживающими с ними в одном доме.

Право коренных народов на охоту и рыбную ловлю защищено ст. 35 Конституции Канады 1982 г. [8] и законом «Об индейцах» 1876 г. Кроме того, в Конституционный акт 1930 г. включен Договор передачи природных ресурсов (Natural Resources Transfer Agreement), в котором говорится, «что упомянутые индейцы имеют право, данное им провинциальными властями, на охоту, трап-перство и рыбную ловлю во все времена года на всех незанятых королевских землях (Crown Lands) и на любой другой земле, к которой упомянутые индейцы могут иметь доступ» [9].

Королевские земли - земли, принадлежащие короне. Большинство земель в Канаде находится в ведении пра-

223

вительства от имени монарха (ок.89% или 8 886 356 кв. км.). Королевские земли могут быть федеральными (41%) или провинциальными (48%), оставшиеся 11% -это королевские земли, отданные в частное владение. Большая часть федеральных королевских земель находится в федеральных территориях (Северо-Западных территориях, Нунавуте и Юконе) и управляется Министерством по делам аборигенов и развитию Севера. И только 4% федеральных королевских земель находится в провинциях - это национальные парки, индейские резервации или территории военных баз канадских вооруженных сил. В свою очередь провинции большую часть своих земель определяют как провинциальные королевские земли - это обширные территории провинциальных парков и дикая незаселенная местность (леса, поля и т.д.).

Кроме того, охотничий промысел каждой группы коренного населения имеет свои особенности. Поэтому в этой статье мы разберем право на охоту по отдельности для традиционных общин Канады («статусных» индейцев, инуитов, метисов, а также для коренных народов, подписавших Соглашения по земельным искам).

«Статусные» индейцы и право на охоту

«Статусные» индейцы по праву регистрации в законе «Об индейцах» имеют аборигенные права на охоту и рыбную ловлю на следующих территориях:

- на индейских резервациях; природных заповедниках; провинциальных лесах; провинциальных парках, в которых разрешена лицензированная охота; незанятых королевских землях; и других королев-

224

ских землях, где лицензированные охота и траппер-ство разрешены;

- на частной территории с разрешения владельца земли; федеральных землях, таких как общинные пастбища и военные базы, когда подобные территории открыты для охоты или с разрешения управляющего пастбищем или командующего базой;

- При необходимости сообщество Первых наций может построить коммунальную кабину на королевской земле, чтобы расширить право на «охоту для еды». В случае возникновения потребности в создании такой коммунальной кабины, общины должны обратиться в провинциальный орган по охране окружающей среды [10].

Как уже упоминалось выше, в каждой провинции прописаны свои правила. Например, в провинции Манитоба специально для коренных народов составлен гид по их правам и обязанностям. Так, в Манитобе, «статусные» индейцы не могут:

- охотиться на запрещенных диких животных. Например, на орлов, ястребов, сов и белых медведей;

- выкидывать добычу или отказываться от нее;

- использовать или иметь с собой свинцовую дробь на водоплавающую птицу во время охоты;

- продавать, торговать, обмениваться в качестве бартера, отдавать мясо или любую часть дикого животного людям некоренного происхождения. Добыча может быть передана другому индейцу на безвозмездной основе для употребления в пищу. Использование несъедобных частей для изготовле-

225

ния традиционных поделок, сувениров на продажу запрещается;

- охотиться в специальных районах, которые были закрыты для сохранения популяции отдельных видов животных [11].

В связи с тем, что коренные народы Канады могут охотиться неограниченно круглый год, возникает проблема сохранения популяции животного мира. Когда уровень использования больше, чем природа может дать, тогда местность уже не может удовлетворить потребности людей. Порой, ограничения становятся необходимыми для всех, в том числе для коренных народов, чтобы обеспечить выживание диких популяций [12]. В связи с этим, в провинции Манитоба существуют ограничения, которые предназначены сохранить дикую природу. И эти ограничения распространяются на всех пользователей -коренных и лицензированных охотников. Так, не индейцы могут сопровождать индейцев во время охоты, но не могут помогать им охотиться, участвовать в процессе охоты. Например, не индейцы не могут ставить или снимать сети, стрелять в животное, носить оружие, искать или спугивать дичь, брать себе любое мясо, рыбу или часть животного, добытое коренными. Но они могут помочь в извлечении дичи или в ее транспортировке в сопровождении индейца. Также лицензированные охотники могут сопровождать «статусных» индейцев, но при этом каждый может охотиться в соответствии со своими правами, предоставленными им лицензией [13]. В свою очередь, коренные охотники в Манитобе не могут охотиться на запрещенных животных.

226

Инуиты и право на охоту

Инуиты (эскимосы) могут охотиться для собственного пропитания так же круглый год, даже в период суровых зим. В зависимости от сезона они охотятся на различных животных: морских млекопитающих и диких животных Арктики.

На морских млекопитающих инуиты, как правило, охотятся зимой, когда те выходят на лед. Но на некоторых из них, таких, как кит, инуиты охотятся в открытом море. Некоторые млекопитающие добываются инуитами, чтобы использовать их не полностью, а лишь нужные им продукты. Например, тюлень добывается ради его мяса и кожи, морж - бивней и мяса (в основном для собак), белуга - кожи и жира, нарвал - бивней и мяса для собак.

Инуиты охотяться на таких диких животных, как карибу (северный олень), овцебык, песец, белый медведь, арктический заяц. Охота на белых медведей и тюленей квотируется. Особое значение не только для инуитов, но и индейцев имеет карибу, одно из самых важных животных для пропитания и проживания коренных народов Канады. Охота на карибу ведется осенью в период миграции на юг на зимовку, когда их легче добыть. Что касается карибу, то их добыча не ограничена квотами и согласно правам инуитов на охоту они могут добывать карибу столько, сколько им нужно для ведения традиционного образа жизни. Мясо карибу употребляется в пищу, а его шкура в основном используется для изготовления одежды. В последнее время в некоторых ареалах обитания численность карибу сократилась. Защитники дикой природы бьют тревогу по этому поводу. Одной из основных причин сокращения популяции считается человеческий фактор, в том числе их истребление, причем в ос-

227

новном охотниками коренного происхождения (инуита-ми и индейцами). Например, в восточном Лабрадоре популяция карибу в начале 1990-х гг. насчитывала 800 тыс. голов, на сегодняшний день всего 30 тыс. голов. В связи с этим были предприняты меры самими инуитами по сохранению популяции. Совет сообщества Нунатукавут (совет инуитов из Нунатукавута) принял решение второй год подряд ввести мораторий на охоту на карибу. Более того, это решение было подкреплено со стороны властей. Правительство провинции Ньюфаундленд и Лабрадор постановило приостановить охоту на карибу в местности Джордж Ривер на пять лет. Но были и несогласные с этим решением. Например, индейцы племени инну отказались соблюдать этот мораторий, предложив другой подход к решению этой проблемы. Они посчитали количество карибу, которое добывалось ими для пропитания в предыдущие годы, и решили сократить это число в четыре раза. Так, сообщается, что вместо 1200 голов карибу индейцы инну сократят свою норму до 300 голов в год. «Это наша мера по сохранению поголовья карибу, - говорит представитель инну, - таким образом, мы сознательно не хотим, брать столько, сколько добывали в последние годы для того, чтобы сохранить популяцию» [12].

Метисы и право на охоту

Некоторые метисы Канады могут пользоваться особым правом на охоту согласно «делу Поули» (case R. v Powley) [15]. В 1993 г. канадская общественность обсуждала это громкое дело в провинции Онтарио, когда братья Поули, метисы по происхождению, были обвинены в незаконной охоте на лося, в результате чего их арестовали, объяснив это тем, что они не имели право охотиться без лицензии. В суде братья сослались на статью 35 Кон-

228

ституции Канады 1982 г., которая защищала право коренных народов охотиться в целях пропитания. В результате длительного судебного процесса в течение 10 лет в 2003 г., Верховный суд Канады признал права сообщества метисов в Со-Сент-Мари в провинции Онтарио. Таким образом, фактически, приравненные к индейцам метисы получили право заниматься традиционными промыслами - охотой и рыболовством, чтобы обеспечивать себя пропитанием. «Дело Поули» стало прецедентом, и теперь метисы имеют практически такие же особые права на охоту и рыболовство, как индейцы и инуиты.

Метис, который собирается на охоту, должен предъявить доказательства того, что он метис по происхождению и считает себя таковым. Если он был застигнут на охоте, то в течение 60 дней должен предоставить доказательство. В случае отсутствия такового, его действия будут расцениваться как правонарушение. Таким образом, охотник-метис должен доказать прежде всего свое метисное происхождение, чтобы его действия были расценены как право на охоту представителя коренного народа. Для того в «деле Поули» были прописаны следующие критерии: 1) человек метисного происхождения должен себя признавать это, при этом также рассматривается длительность самоидентификации себя в качестве метиса. Чтобы доказать свою идентичность он может быть членом какого-нибудь общества метисов или должен проживать в традиционной общине (поселении); 2) должен доказать, что у него есть связь с историческим метисным сообществом провинции, где проживает. Для этого можно предоставить генеалогическое древо, включающее информацию где и в какой период его предки-метисы жили. Чем раньше начинается генеалогические корни, тем лучше. Они могут быть составлены со второй

229

половины XIX в.; 3) должен доказать, что принадлежит к современному метисному сообществу провинции. Для этого нужно назвать это сообщество и продемонстрировать свою вовлеченность в его жизнь; 4) должен иметь документы, подтверждающие то, что он проживает на территории провинции, где охотиться [15].

Рассмотрим права метисов на охоту на примере провинции Альберта. В настоящее время в Альберте насчитывается 8 поселений метисов и 17 метисных сообществ.

Особые права на охоту метисов Альберты:

- Метисы, доказавшие свое коренное происхождение, могут охотиться для своего пропитания все сезоны (круглый год);

- Метисы могут охотиться для своего пропитания в пределах исконных земель своего сообщества, если таковые определены. Если границы не очерчены, то власти Альберты определяют условную границу их традиционного природопользования в пределах 160 км вокруг сообщества (поселения) метисов. В пределах этой территории они могут охотиться на незанятых королевских и других землях, к которым у них есть доступ (в том числе на частных владениях, если у них есть разрешение владельца земли);

- Метисы не могут охотиться на землях, непригодных для ведения охоты: 1) на землях, используемых добывающей промышленностью, где ведется лесозаготовка или другая хозяйственная деятельность; 2) на огороженных землях, а также на землях, отданных под сельское хозяйство; 3) на землях, на которых есть постройки; 4) на землях, на которых пасутся или могут присутствовать домашние животные; 5) в заповедниках, провинциальных парках, зонах для отдыха и развлечений, экологических за-

230

поведниках и других местах, где вынесено предупреждение, что охота запрещена [16].

Также в охотничьих гидах для метисов прописывается, что мясо любой дичи, добытое для пропитания, не должно быть растрачено, уничтожено, испорчено, в том числе метисы не должны отказываться от него. То есть они должны добытую дичь обязательно употребить в пищу.

Продажа, покупка, бартер, коммерческая деятельность с добычей, а также предложение таких услуг входит в ведение закона «О дикой природе» (Wildlife Act) [17]. Охота с целью продать добытую дичь, в том числе с целью продать ее отдельные части (мясо, трофейные головы, оленьи рога, шкуру) запрещена. Однако, случайная (незапланированная) продажа шкуры оленя, марала, лося или вилорогой антилопы, которые были добыты в соответствии с особыми правами на охоту метисов, разрешается законом «О дикой природе».

В целях сохранения и контроля популяции следующих видов животных все охотники, в том числе из числа метисов, должны регистрировать каждое убитое животное в личном порядке и в доказательство предоставлять определенные части туши:

- снежный баран (чубук) старше одного года должен быть зарегистрирован в течение 30 дней со дня добычи (охотник должен представить полный и неизмененный череп с рогами и целыми глазами);

- снежная коза (или горный козел) должен быть зарегистрирован в течение 30 дней со дня добычи (охотник должен представить резцовый зуб (передний зуб);

231

- медведь гризли должен быть зарегистрирован в течение 4 рабочих дней со дня добычи (охотник должен представить череп и шкуру, свидетельство о принадлежности к мужскому или женскому полу должно быть прикреплено к шкуре);

- пума должна быть зарегистрирована в течение 2 рабочих дней со дня добычи (охотник должен представить череп и шкуру, свидетельство о принадлежности к мужскому или женскому полу должно быть прикреплено к шкуре) [16].

Право метисов охотиться с целью пропитания не включает право ловить животных в ловушки с целью продать их мех. Они могут заниматься трапперством только при наличии лицензии на ловушки.

Вывоз добычи из Альберты регулируется федеральным и провинциальным законами. Некоторые виды дичи и некоторые части добычи запрещается вывозить за пределы провинции Альберта любым человеком, в том числе и метисами. Например, нельзя вывозить медвежьи лапы, медвежьи желчные пузыри.

На всех охотников, в том числе на метисов, распространяются следующие федеральные законы: конвенционный закон «О мигрирующих птицах» (Migratory Birds Convention Act) [18] и Инструкции по мигрирующим птицам (Migratory Birds Regulations) [19]. Охотники-метисы могут охотиться на мигрирующих птиц круглый год, но при этом квоты (bag limits), оформление разрешения (лицензий) и другие законы, касающиеся миграционной охоты на птиц применимы к метисам. Департамент устойчивого развития ресурсов (Sustainable Resource Development) возлагает ответственность на Канадскую службу дикой природы (Canadian Wildlife Service), кото-

232

рая должна осуществлять контроль и следить за применением этих правил и законов на охотников-метисов.

Соглашения по земельным искам коренных народов и право на охоту

В настоящее время границы территорий коренных народов Канады определяются не только в пределах резерваций, но и специальными Соглашениями по земельным искам коренных народов. Эти Соглашения заключены между провинциальными и федеральным правительствами и отдельными индейскими племенами и инуита-ми. С 1970-х гг. коренные народы Канады заявили о своих правах в так называемых земельных исках (land claims) федеральному правительству, в которых они направили свои претензии на исконно принадлежащие им земли и требовали установить самоуправление для коренных общин в рамках этих территорий. В Канаде функционирует специальная правительственная Комиссия по земельным искам. В итоге, по принятой в Канаде практике, общины коренного населения имеют право на предъявление претензий на возвращение в собственность исконных земель, либо на получение компенсаций от правительства Канады за их изъятие в историческом прошлом. Такие претензии могут быть направлены в федеральные ведомства для оценки их обоснованности. Свое совместное заключение об обоснованности выставляемых исков выносят Министерство по делам аборигенов и развитию Севера и Министерство юстиции. Вопрос о компенсациях решается либо через судебные инстанции, либо через упомянутую комиссию по искам, которая выступает в качестве посредника на соответствующих переговорах. Вся процедура разрешения земельных спо-

233

ров может занимать годы, однако достигнутые в результате переговоров соглашения получают законодательное оформление и не подлежат каким-либо изменениям. Итак, на сегодняшний день в Канаде заключено 16 Соглашений по земельным искам Первых наций и инуитов. В этих соглашениях прописаны особые отношения Первых наций с их землей, охотой и рыболовством и окружающей средой.

В Соглашениях подчеркивается, что подписавшиеся под ним коренные народы могут вести охоту и заниматься рыболовством в пределах их исконной территории, отданной им в самоуправление по условиям соглашения. Но для того, чтобы охотиться и заниматься рыбной ловлей за пределами их территории коренным народам, подписавшим Соглашение, требуется приобретать лицензии. Также индейцы или инуиты могут охотиться на территории другого коренного народа с письменного согласия со стороны последнего.

Количество добычи на исконной территории коренных народов, отданной им в соответствии с Соглашением, не ограничена никакими квотами и нормами, однако все, что было добыто во время традиционной охоты должно предназначаться только для собственного употребления и проживания. При этом незаконной считается охота, убийство или поимка в ловушку без лицензии таких животных как овцебык, белохвостый олень и лось.

Также коренные народы не могут охотиться с целью продать изделия из кожи. Но они могут использовать несъедобные части животных для изготовления поделок и сувениров на продажу. Охота может вестись круглый год в любой сезон для осуществления традиционного образа жизни, в частности, для проведения церемоний, например, для Потлача. Важным событием у племен индейцев

234

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хайда была традиционная церемония Потлач. Самым значимым был Потлач дома. К этой церемонии начинали готовиться задолго до её наступления, потому что требовалось около десяти лет, чтобы собрать необходимое количество вещей (меха, шерстяные одеяла и другие ценные вещи) для раздачи гостям (среди которых также были приглашены представители оппозиционного клана), чтобы продемонстрировать им свои возможности и богатство.

Самым первым соглашением в Канаде, подписанным в результате земельного иска коренных народов, было Соглашение о заливе Джеймс и квебекском Севере 1975 г. (Convention de la Baie-James et du Nord québécois), в результате которого индейцы племени кри и инуиты получили контроль над выделяемыми им землями. Надо отметить, что это соглашение стало прецедентом в Канаде, и в последующем стало примером к подаче земельных исков коренных народов по всей стране. В этом документе было затронуто множество областей, особое внимание было уделено социально-экономическому развитию квебекского Севера. В канадской провинции Квебек имеются свои северные территории под названием Нунавик (Nunavik), которые занимают обширную площадь (около 444 тыс. км2.) к северу от 55-й параллели.

Итогом соглашения стало создание в 1978 г. двух организаций, представляющих коренные народы Нунавика в их отношениях с правительством Квебека и Канады, в целом. Были созданы региональная администрация Кати-вик (Administration Régionale Kativik), представляющая все коренные сообщества Нунавика (как инуитов, так и индейцев), и общество Макивик (Société Makivik), представляющее только инуитов Квебека (около 10 тыс. человек). Но лишь в 1999 г. была создана Ассамблея Нунави-

235

ка (Assemblée du Nunavik) или правительство Нунавика. Создание этой Ассамблеи явилось, по сути, приобретением автономии инуитами. Официальными языками Нунавика были провозглашены французский, английский языки, а также родной язык инуитов - инуктитут. Ассамблея Нунавика финансируется провинциальным и федеральным правительствами. Кроме того, специально для обеспечения прямого диалога с коренными народами в Квебеке был создан Секретариат по делам коренных народов (Secrétariat aux affaires autochtones) [20].

Права на охоту коренных народов Севера Квебека прописаны в статье 24 Соглашения о заливе Джеймс и квебекском Севере. Приведем несколько подпунктов из этой статьи, касающиеся сохранения дикой природы.

24.3.2. Каждый абориген имеет право на сбор любого вида дикой фауны, за исключением видов, требующих время от времени полной защиты, в пределах территории для обеспечения дальнейшего существования таких видов или сохранения их популяции;

24.3.6. b) Для того, чтобы сохранить отдельные виды животных, нуждающихся время от времени в защите, должны создаваться или уже существовать специальные заказники, когда такая защита необходима;

24.3.16. Коренные народы имеют право торговать всеми побочными продуктами, оставшимися от добычи;

24.3.19. Коренные народы имеют исключительное право на трапперство на территории, оговоренной настоящим Соглашением. Например, право на трапперство в коммерческих целях (для продажи пушнины);

24.3.32. Территория, оговоренная в настоящем Соглашении, делится на три категории:

Категория I (1 % от всей территории) - территория, находящаяся под полным и исключительным кон-

236

тролем коренных народов и предназначена для их исключительного использования; Категория II (15%) - территория, которая не является собственностью коренных народов. На этой территории индейцы и инуиты имеют исключительное право на охоту, рыбную ловлю и трапперство наряду с охотниками некоренного происхождения, которые могут оформить лицензию на промысел; Категория III (84%) - земля для совместного использования коренных и некоренных жителей, с учетом прав, условий и ограничений, установленных в Соглашении. То есть коренные народы обладают первостепенными, но не исключительными правами эксплуатации этой земли. На этой земле коренные народы тоже имеют право на охоту [21].

Соглашением был создан Координационный комитет, который стал главным органом управления и контроля над охотой, рыбной ловлей и трапперством на территории. В состав комитета входят по восемь представителей от коренных народов и от правительства Квебека, во главе комитета - председатель. Координационный комитет может предоставлять рекомендации ответственному провинциальному или федеральному министру. Например, рекомендации о введение необходимых директив, правил, контроля и мониторинга относительно особого права коренных народов на охоту, рыбную ловлю и траппер-ство; рекомендации относительно сохранения популяции отдельных видов животных и др. Например, на основании единогласной рекомендации Координационного комитета ответственный министр может изменить список видов, на которые могут охотиться коренные народы. Или в одном из подпунктов статьи 24 прописано, что Ко-

237

ординационный комитет может установить верхний предел количества лосей и карибу, которых могут добыть во время охоты коренные и некоренные жители. Этот верхний предел устанавливается с целью сохранения популяции этих видов. Далее рекомендация комитета должна дойти до ответственного по этим вопросам провинциального министра или местного правительства, которые должны отдать соответствующие распоряжения. Таким образом, в 2001 г. верхний предел количества лосей для добычи коренными, разрешенный правительством Квебека, составил 140 лосей в период с 1 августа 2001 г. по 31 июля 2002 г. В 2003 г. количество лосей верхнего предела также составило 140 особей в год. В целом, такая практика сохранения популяции время от времени повторяется.

Проблема бедности в традиционных общинах и право

на охоту

В конце 2012 г. был утвержден закон «О рабочих местах и экономическом росте» (Jobs and Growth Act, 2012), в котором были затронуты земли индейских резерваций, была упрощена схема эксплуатации канадских земель для последующего их промышленного освоения. В связи с этим законом по стране прошли массовые митинги коренного движения «Нет бездействию» (Idle No More), которое своего рода стало новым этапом борьбы коренных народов Канады за свои права [22]. Безусловно, отдельные территории выделенные коренным народам по договорам были изначально предусмотрены для ведения традиционного образа жизни в резервациях, а именно занятия охотой, рыболовством и трапперством являются первоочередными для аборигенов Канады. Следовательно,

238

любые изменения в эксплуатации их территории могут сказаться негативно на традиционном укладе жизни традиционных общин. Но есть и другое мнение. Коренные народы Канады зачастую пребывают за чертой бедности, не имея возможности улучшить свое социальное положение. Поэтому некоторые считают, что поправки к закону «Об индейцах», принятые согласно новому закону «О рабочих местах и экономическому росту» «должны ускорить прохождение возможных сделок о сдаче земли в аренду, к чему стремились сами лидеры коренных народов, чтобы повысить конкурентоспособность в условиях экономического развития. Следовательно, эти поправки были поняты неправильно» [22]. Таким образом, коренное население по мнению последних могло бы получить материальную выгоду и доход от сдачи в аренду ре-зервационных земель промышленным предприятиям.

Проблема бедности присутствует среди коренного населения Канады - до сегодняшнего дня характерны более высокий уровень безработицы и более низкий уровень доходов по сравнению с остальным населением страны. Так, в 2006 г. безработными были более 23% аборигенов, проживавших в резервациях, и более 12% аборигенов, проживавших вне резерваций (общий уровень безработицы в Канаде на этот год составлял лишь 5,2%) [23]. В 2011 г. в целом положение немного изменилось - безработных индейцев в резервациях незначительно уменьшилось до 22%, вне резерваций до 9% [24], общий уровень безработицы по Канаде вырос до 7% [25].

Интересно отметить, что в наименьшей степени от безработицы среди аборигенного населения страдают «нестатусные» индейцы, которые по закону не получают никаких привилегий в канадском обществе. Такие же контрастные различия существуют и в ежегодных дохо-

239

дах. Если средневзвешенный доход лица неаборигенного происхождения оценивался в 2006 г. почти в 26 тыс. долл., то у аборигена он был почти вдвое меньше -14,5 тыс. долл. (в том числе - у аборигена в резервации -11,2 тыс., у аборигена вне резервации - 16,8 тыс.). Еще разительнее эти контрасты на севере Канады, где средневзвешенный доход проживающего там инуита составлял в 2005 г. 16,7 тыс. долл., в то время как у приезжих северян неаборигенного происхождения он составлял более 60 тыс. долл. [23] В 2010 г. если средневзвешенный доход лица неаборигенного происхождения оценивался уже в 50,7 тыс. долл., то у представителя Первых наций -41,7 тыс. долл. [26]. Но надо указать, что эти показатели всегда выше для лиц с высшим образованием. Более низкий уровень образования среди аборигенов во многом объясняет их низкую заработную плату. Например, в 2011 г. среди инуитов в возрасте от 25 до 64 средневзвешенный доход варьировался от 21 тыс. долл. для инуитов без образования и до 45 тыс. долл. для образованных. Такой же разрыв в показателях присутствует у Первых наций - от 24 до 68 тыс. долл. для необразованных и образованных индейцев [27]. Или в 2015 г. аборигены с дипломом о высшем образовании зарабатывали почти столько же, сколько и их некоренные коллеги (аборигены 26 долл. в час, неаборигены - 27,41 долл. в час) [28].

Тем не менее, социальные проблемы коренного населения Канады остаются драматичными - самый высокий в стране уровень бедности и безработицы, алкоголизм и наркотики, наибольшая заболеваемость и наименьшая продолжительность жизни, более высокий уровень суицида, необеспеченность жильем и т.д. Судьбы коренного населения находятся в фокусе внимания канадского государства, которое ныне делает немало для улучшения

240

положения аборигенов. Эволюционируют и механизмы государственного регулирования жизнедеятельности канадских аборигенов. Много внимания уделяется традиционному образу жизни. И здесь важно учитывать необычную структуру аборигенных доходов, частью которого также можно считать ведение традиционного уклада жизни, во время которого они добывают пищу, в частности, это охотничий промысел. В связи с этим высокий уровень безработицы среди коренного населения и небольшой достаток еще не говорят о том, что они не состоятельны, поскольку охота занимает неотъемлемую часть их повседневной жизни.

Приведем следующий пример. В канадской Арктике стоит остро проблема сокращения популяции животных в связи с появлением заполярных рынков (в поселках, где проживают инуиты), на которых продается добытая охотой продукция. Старейшины вспоминают, что раньше инуиты безвозмездно делились друг с другом, но теперь все изменилось - развиваются коммерческие отношения между ними. Дело в том, что не все инуиты владеют искусством ведения охоты в суровых условиях Крайнего Севера, многие утратили способность ведения традиционной охоты на тюленя, карибу и т. д. При этом рыба и мясо остаются основными продуктами на столе у инуитов.

В Канаде было проведено специальное исследование, по результатам которого было выявлено, что все более острой становится проблема недоедания среди инуитов. Половина опрошенных детей в возрасте от 11 до 15 лет ответили, что они иногда ложатся спать голодными, в то время как 75% взрослых ответили, что часто недоедают [14]. С одной стороны, существование таких рынков, где можно купить привычную традиционную пищу (мясо

241

карибу, тюленя, кита и др.), является спасением для тех инуитов, которые не могут самостоятельно добыть себе такую пищу. Более того, мясо арктических животных можно купить через интернет. Причем это очень прибыльный бизнес.

В последнее время в продуктах из арктических животных нуждаются практически все поселения инуитов, но не у всех есть возможность обеспечить себя достаточным количеством продуктов. Например, инуиты с западной канадской Арктики могут заказать через интернет мясо карибу с восточной канадской Арктики. Доставка осуществляется самолетом. Частные авиакомпании «Фёрст Эйр» (First Air) и «Канадиан Норт» (Canadian North) даже снизили тарифы на перевозку таких грузов.

Биологи, чиновники по охране природы, защитники дикой природы бьют тревогу по поводу увеличения числа интернет-магазинов, продающих такую продукцию. Считается, что интернет-продажи вдвое увеличили норму добытых инуитами на охоте животных. Наиболее уязвимым к таким переменам оказалось поголовье карибу, которое в последние годы резко сократилось [29].

С другой стороны, для того, чтобы охотиться, нужны немалые средства. На сегодняшний день инуиты-охотники используют современные приспособления для ведения охоты, которые стоят недешево. Для ведения охоты современному инуиту необходимо приобрести снегоход, топливо, сани, палатку, спальный мешок, GPS, еду, специальную одежду, ружье, патроны. В одном канадском исследовании посчитали, сколько стоит все это, чтобы пойти на трехдневную охоту. В итоге сумма колеблется от 15 до 23 тыс. долл. Если посчитать только еду, патроны и топливо на три дня охоты, то выходит сумма от 400 до 600 долл. [14].

242

Таким образом, существование рынка на Севере Канады, где можно купить всю местную продукцию, добытую на охоте, выгодно всем - как инуитам-охотникам, так и инуитам-потребителям, не умеющим охотиться. Безусловно, есть при этом большие проблемы, связанные с недостатком средств коренных народов, как для проведения охоты, так и для покупки провизии.

Таким образом, при необходимости добычи традиционной пищи, без которой коренные народы Канады чаще всего не могут обойтись, возникает несколько проблем: 1. Неумение охотиться (не все аборигены способны вести традиционный образ жизни); 2. Отсутствие денежных средств для покупки добычи у охотников (в случае неумения охотиться); 3. Неспособность купить необходимое оборудование для современной охоты (экипировка очень дорого стоит); 4. Сокращение популяции добываемых животных (из-за появления рынков и интернет-магазинов). В то же время надо признать, что для коренных народов Канады, испытывающих недостаток денежных средств и находящихся за чертой бедности, охота является одним из основных источников жизнеобеспечения и занятости.

Литература и источники

243

1. The Aboriginal population in Canada, 2016 Census of Population. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. statcan.gc.ca/pub/11-627-m/11-627-m2017027-eng.htm (дата обращения: 23.10.2017).

2. Royal Proclamation by the King George R. October 7, 1763 // A Collection of the Acts Passed in the Parliament of Great Britain and of Other Public Acts Relative to Canada. Quebec, 1824. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. canadiana.org/view/42695/0030 (дата обращения: 23.10.2017).

3. Лопуленко Н. А. Опыт автономии в канадской Арктике - Нунавут // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 2004. № 170. 37 с.

4. Попков Ю. В. Аборигены Канады: современное положение в основных сферах жизни. Новосибирск, 1994. 26 с.

5. Civilization of Indian Tribes Act. Toronto, 1857. [Электронный ресурс]. - URL: http://signatoryindian.tripod. com/routingusedtoenslavethesovereignindigenouspeoples/id1 0.html (дата обращения: 23.10.2017).

6. Government of Canada. Indian Act // Justice Laws Website. [Электронный ресурс]. - URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/i-5/ (дата обращения: 23.10.2017).

7. Максимова Д. Д., Соколов В. И. Коренные народы Канады: эволюция отношений с государством // США-Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 12. С. 55-71.

8. Конституции зарубежных государств / ^ст. В. В. Маклаков. М.: БЕК, 1999. 584 с.

9. Natural Resources Transfer Agreement. 1930. [Электронный ресурс]. - URL: http://landportal.info/library/

244

resources/lex-faoc080613/natural-resources-transfer-agreement -nrta (дата обращения: 23.10.2017).

10. Mease A. Wildlife Management in Canada // Northern Research Portal. [Электронный ресурс]. - URL: http://scaa.usask.ca/gallery/northern/content?pg=ex12-2

(дата обращения: 23.10.2017).

11. The Rights and Responsibilities of First Nations People. Manitoba Hunting Guide. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gov.mb.ca/sd/wildlife/hunting/firstnations.html (дата обращения: 23.10.2017).

12. Notzke C. Aboriginal Peoples and Natural Resources in Canada. Concord: Captus Press Inc., 1994. 339 p.

13. Sustainable Development. First Nations Rights and Responsibilities. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gov.mb.ca/sd/firstnations/index.html?print (дата обращения: 23.10.2017).

14. Galloway G. Inuit make hard choice to extend ban on caribou hunt // The Globe and Mail. 26.01.2014. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theglobeandmail.com/ news/national/labrador-quebec-caribou-numbers-plunge/ article16512942/ (дата обращения: 23.10.2017).

15. R. v. Powley, [2003] 2 S.C.R. 207, 2003 SCC 43. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.canlii.org/en/ ca/scc/doc/2003/2003scc43/2003scc43.html (дата обращения: 23.10.2017).

16. Métis Harvesting in Alberta. [Электронный ресурс]. -URL: http://aep.alberta.ca/fish-wildlife/fishing-hunting-trapping/documents/MetisHarvestingAlberta-Jun2010.pdf (дата обращения: 23.10.2017).

17. Canada Wildlife Act. (R.S.C., 1985, c. W-9). [Электронный ресурс]. - URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/ eng/acts/W-9/ (дата обращения: 23.10.2017).

245

18. Migratory Birds Convention Act, 1994 (S.C. 1994, c. 22). [Электронный ресурс]. - URL: http://laws-lois.justice.gc.ca /eng/acts/m-7.01/ (дата обращения: 23.10.2017).

19. Migratory Birds Regulations (C.R.C., c. 1035). [Электронный ресурс]. - URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/ regulations/C.R.C.,_c._1035/ (дата обращения: 23.10.2017).

20. Максимова Д. Д. Северная политика провинции Квебек // Канадский ежегодник. 2013. Вып.17. С. 109-116.

21. Convention de la Baie-James et du Nord québécois et conventions complémentaires (édition 1998). Sainte-Foy: Les Publications du Québec, 1998. 754 p.

22. Максимова Д. Д. «Нет бездействию»: новый этап борьбы коренных народов Канады за свои права // США-Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 1. С. 71-81.

23. Gionet L. Inuit in Canada: Selected findings of the 2006 Census. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/11-008-x/2008002/article/ 10712-eng.htm (дата обращения: 23.10.2017).

24. Fact Sheet - 2011 National Household Survey Aboriginal Demographics, Educational Attainment and Labour Market Outcomes. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1376329205785/ 1376329233875 (дата обращения: 23.10.2017).

25. Unemployment rates in Alberta and Canada. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/160205/cg-a003-eng.htm (дата обращения: 23.10.2017).

26. Grant T., Curry B. The wealth of the nation: A snapshot of what Canadians earn. September 11, 2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://beta.theglobeandmail.com/news /politics/who-are-the-1-per-cent-a-snapshot-of-what-canadians-earn/article14269972/?ref=

246

http://www.theglobeandmail.com& (дата обращения: 23.10.2017).

27. Inuit: Fact Sheet for Inuit Nunangat. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/89-656-x/89-656-x2016014-eng.htm (дата обращения: 23.10.2017).

28. Aboriginal people and the labour market. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/170316/dq170316d-eng.htm (дата обращения: 23.10.2017).

29. Selling caribou meat online may hasten herds' decline: biologist // CBC News. 24.05.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbc.ca/news/canada/north/selling-caribou-meat-online-may-hasten-herds-decline-biologist-1.1311871 (дата обращения: 23.10.2017).

References

1. The Aboriginal population in Canada, 2016 Census of Population // URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/11-627-m/11-627-m2017027-eng.htm (Accessed on October 23, 2017).

2. Royal Proclamation by the King George R. October 7, 1763 // A Collection of the Acts Passed in the Parliament of Great Britain and of Other Public Acts Relative to Canada. Quebec, 1824. // URL: http://www.canadiana.org/view/ 42695/0030 (Accessed on October 23, 2017).

3. Lopulenko N. A. Opyt avtonomii v kanadskoi Arktike -Nunavut // Issledovaniya po prikladnoi i neotlozhnoi etnolo-gii [Experience of autonomy in the Canadian Arctic // Studies on applied and urgent ethnology]. No 170. Moscow, 2004. 37 p.

247

4. Popkov Yu. V. Aborigeny Kanady: sovremennoe polozhe-nie v osnovnykh sferakh zhizni [Aboriginal peoples of Canada: the current situation in the main spheres of life]. Novosibirsk, 1994. 26 p.

5. Civilization of Indian Tribes Act. Toronto, 1857 // URL: http://signatoryindian.tripod.com/routingusedtoenslavethesov ereignindigenouspeoples/idlO.html (Accessed on October 23, 2017).

6. Government of Canada. Indian Act // Justice Laws Website // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/i-5/ (Accessed on October 23, 2017).

7. Maksimova D. D., Sokolov V.I. Korennye narody Kanady: evolyutsiya otnoshenii s gosudarstvom // SShA-Kanada: eko-nomika, politika, kul'tura [Aboriginal Peoples of Canada: Evolving Relations with Government // USA v Canada: Economics - Politics - Culture]. 2010. No 12. P. 55-71.

8. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv [Constitutions of foreign states] / V.V. Maklakov. M.: BEK, 1999. 584 p.

9. Natural Resources Transfer Agreement. 1930 // URL: http://landportal.info/library/resources/lex-faoc080613/ natural-resources-transfer-agreement-nrta (Accessed on October 23, 2017).

10. Mease A. Wildlife Management in Canada // Northern Research Portal // URL: http://scaa.usask.ca/gallery/ northern/content?pg=ex12-2 (Accessed on October 23, 2017).

11. The Rights and Responsibilities of First Nations People. Manitoba Hunting Guide // URL: http://www.gov.mb.ca/ sd/wildlife/hunting/firstnations.html (Accessed on October 23, 2017).

12. Notzke C. Aboriginal Peoples and Natural Resources in Canada. Concord: Captus Press Inc., 1994. 339 p.

248

13. Sustainable Development. First Nations Rights and Responsibilities // URL: http://www.gov.mb.ca/sd/firstnations/ index.html?print (Accessed on October 23, 2017).

14. Galloway G. Inuit make hard choice to extend ban on caribou hunt // The Globe and Mail. 26.01.2014 // URL: https://www.theglobeandmail.com/news/national/labrador-quebec-caribou-numbers-plunge/article16512942/ (Accessed on October 23, 2017).

15. R. v. Powley, [2003] 2 S.C.R. 207, 2003 SCC 43. // URL: https://www.canlii.org/en/ca/scc/doc/2003/2003scc43/2003sc c43.html(Accessed on October 23, 2017).

16. Métis Harvesting in Alberta // URL: http://aep. alberta.ca/fish-wildlife/fishing-hunting-trapping/documents/ MetisHarvestingAlberta-Jun2010.pdf (Accessed on October 23, 2017).

17. Canada Wildlife Act. (R.S.C., 1985, c. W-9) // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/W-9/ (Accessed on October 23, 2017).

18. Migratory Birds Convention Act, 1994 (S.C. 1994, c. 22) // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/m-7.01/ (Accessed on October 23, 2017).

19. Migratory Birds Regulations (C.R.C., c. 1035) // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/C.R.C., _c._1035/ (Accessed on October 23, 2017).

20. Maksimova D. D. Severnaya politika provintsii Kvebek // Kanadskii ezhegodnik [Northern politics of Quebec// Canadian Yearbook]. 2013. No 17. P. 109-116.

21. Convention de la Baie-James et du Nord québécois et conventions complémentaires (édition 1998). Sainte-Foy: Les Publications du Québec, 1998. 754 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Maksimova D. D. «Net bezdeistviyu»: novyi etap bor'by korennykh narodov Kanady za svoi prava // SShA-Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [Idle No More Movement:

249

A New Phase in the Struggle for Indigenous Rights in Canada // USA v Canada: Economics - Politics - Culture]. 2014. № 1. P. 71-81.

23. Gionet L. Inuit in Canada: Selected findings of the 2006 Census // URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/11-008-x/2008002/article/10712-eng.htm (Accessed on October 23, 2017).

24. Fact Sheet - 2011 National Household Survey Aboriginal Demographics, Educational Attainment and Labour Market Outcomes // URL: https://www.aadnc-aandc.gc.ca/ eng/1376329205785/1376329233 875 (Accessed on October 23, 2017).

25. Unemployment rates in Alberta and Canada // URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/160205/cg-a003-eng.htm (Accessed on October 23, 2017).

26. Grant T., Curry B. The wealth of the nation: A snapshot of what Canadians earn. September 11, 2013 // URL: https://beta.theglobeandmail.com/news/politics/who-are-the-1-per-cent-a-snapshot-of-what-canadians-earn/article 14269972/?ref=http://www.theglobeandmail.com& (Accessed on October 23, 2017).

27. Inuit: Fact Sheet for Inuit Nunangat // URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/89-656-x/89-656-x2016014-eng.htm (Accessed on October 23, 2017).

28. Aboriginal people and the labour market // URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/170316/dq170316d-eng.htm (Accessed on October 23, 2017).

29. Selling caribou meat online may hasten herds' decline: biologist // CBC News. 24.05.2013 // URL: http://www.cbc.ca/news/canada/north/selling-caribou-meat-

250

оп1те-тау-ка81еп-кегё8-ёесНпе-Ыо1о§181;-1.1311871 (ЛссеББеё оп ОсЮЬег 23, 2017).

\

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.