Научная статья на тему 'Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности'

Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
977
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ABORIGINAL PEOPLES / ПЕРВЫЕ НАЦИИ / FIRST NATIONS / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-GOVERNMENT / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ИСКИ / LAND CLAIMS / ПРА-ВА АБОРИГЕНОВ / ABORIGINAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Френк Галина Юрьевна

Статья посвящена анализу правового статуса индейцев Канады. Канада является пер-вой страной в мире, осуществившей регулирование правового статуса коренных на-родов на конституционном уровне. Этому в значительной степени поcпособствовало возрождение политического движения аборигенов Канады c 70-х гг. XX в. Необходи-мо принимать во внимание, что значительное число коренных жителей страны не ас-симилировалось с евроканадским населением и сохраняет элементы традиционно-го для аборигенов образа жизни. Все индейцы в Канаде исторически подразделяют-ся на две категории статусные и нестатусные. Принадлежность к той или иной кате-гории подразумевает cущественные различия в правовом статусе аборигенов. Про-живание статусных индейцев в составе общины на территории резерваций, их при-верженность традиционному образу жизни и ведению хозяйственной деятельности, взглядам на устройство системы образования, здравохранения, самоуправления и ис-пользование природных ресурсов диктует необходимость выработки особого право-вого cтатуса для этой категории населения с учетом их этнокультурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of Canadian Indians: ethnocultural peculiarities

The article analyzes the legal status of Canadian Indians highlighting its ethnocultural peculiarities. Canada is the first country in the world that ensured the legal status of Indians on the Constitutional level. The Aboriginal rights movement, rooted in the 1970s, greatly encouraged the adoption of the new policy towards Indian population. It should be mentioned that vast majority of Aboriginal people didn’t assimilate into Euro-Canadian society; thus, they still maintain a traditional Indigenous lifestyle. Nowadays, all the Indians in Canada are divided into two legal categories: status and non-status Indians. Status Indians proved their Aboriginal origins; they are eligible for registration under the Indian Act, which provides a number of special rights and social benefits including the right to live in reservations. Non-status Indians are not registered with the federal government, so they are deprived of a range of rights available for status Indians. Indians residing on a reserve share unique cultures, identities, languages, and views of self-government, education, healthcare and tax systems

Текст научной работы на тему «Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности»

■ ■ ■ Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности

Френк Г.Ю.

ФРЕНК Галина Юрьевна - аспирантка, кафедра региональных исследований и международных отношений, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Москва, Российская Федерация. e-mail: galadav90@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу правового статуса индейцев Канады. Канада является первой страной в мире, осуществившей регулирование правового статуса коренных народов на конституционном уровне. Этому в значительной степени поспособствовало возрождение политического движения аборигенов Канады с 70-х гг. XX в. Необходимо принимать во внимание, что значительное число коренных жителей страны не ассимилировалось с евроканадским населением и сохраняет элементы традиционного для аборигенов образа жизни. Все индейцы в Канаде исторически подразделяются на две категории - статусные и нестатусные. Принадлежность к той или иной категории подразумевает существенные различия в правовом статусе аборигенов. Проживание статусных индейцев в составе общины на территории резерваций, их приверженность традиционному образу жизни и ведению хозяйственной деятельности, взглядам на устройство системы образования, здравохранения, самоуправления и использование природных ресурсов диктует необходимость выработки особого правового статуса для этой категории населения с учетом их этнокультурных особенностей.

Ключевые слова

Культура, коренные народы, Первые нации, самоуправление, земельные иски, права аборигенов.

Для цитирования: Френк Г.Ю. Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности // Коммуникология. Том 5. № 2. С. 126-133 DOI 10.21453/2311-30652017-5-2-126-133

Введение

Под коренными народами принято понимать исконное население той или иной территории, заселившее ее раньше других народов и ведущее традиционный образ жизни с сохранением традиционного способа хозяйствования [6].

В Канаде согласно Конституционному акту 1982 года коренными народами признаны три группы населения: 1) индейцы, по отношению к которым в Канаде также используется термин «Первые нации»; 2) эскимосы, которых в Канаде принято называть инуитами; 3) метисы - потомки смешанных браков англичан и французов с представителями коренного населения в период первоначального освоения Канады [Costitution Canada, 1982].

На сегодняшний день коренные народы в Канаде составляют около 1,4 млн. человек, что составляет чуть более 4% от общего населения страны. Подавля-

ющее большинство коренного населения представлено индейцами - около 61%, чуть более 30% аборигенов представлено метисами и лишь 4% составляют инуиты [9].

Необходимо отметить и то, что индейцы в Канаде делятся на две категории -статусные и нестатусные, что имеет существенное для них значение.

Статусные и нестатусные индейцы

Статусные индейцы - это индейцы, официально подтвердившие свое аборигенное происхождение, они попадают под юрисдикцию Индейского акта, вступившего в силу в 1951 году. Они освобождены от уплаты федеральных налогов и налогов, утвержденных на уровне провинций и территорий, они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обучение детей в школах, право на использование ресурсов и угодий на территориях резерваций.

Статусные индейцы составляют около 75% от общего индейского населения Канады и проживают в составе более 600 племен, более чем в 2300 резервациях [9].

Единицей политической организации статусных индейцев является индейское племя. Каждое племя имеет право на создание своих органов управления, что предусмотрено Индейским актом с внесенными в него поправками от 1951 г. В состав племени могут входить исключительно лица индейского происхождения, только они могут пользоваться землями, отведенными под резервации.

Несмотря на то, что в Канаде государство несет определенные обязательства перед коренными народами, большинство статусных индейцев проживают в крайне неудовлетворительных условиях. Средний размер индейской резервации составляет 2 тыс. гектаров, однако данный показатель варьируется от региона к региону. Так, например, в провинции Британская Колумбия, где состре-доточено более 70% резерваций, средний размер резервации составляет лишь 20 гектаров. В целом, размеры резерваций в Канаде составляют лишь 0,4% от всей территории страны [3]. Данное обстоятельство зачастую не позволяет индейским общинам развивать традиционное хозяйство, которое исторически сложилось в условиях использования гораздо более обширных территорий с лесами, охотничьими и рыболовными угодьями. Причины сложившийся ситуации кроются в хозяйственной и экономической привлекательности данных территорий для государства и частных предпринимателей.

Необходимо отметить, что исторически вплоть до 1970-х гг в Канаде взаимоотношения с коренными народами строились на политике агрессивной ассимиляции с европейским населением. Те индейцы, которые не желали поддаваться ассимиляции с евроканадцами предпочитали жить в пределах обособленных резерваций, нередко изолированных от больших городов. Ввиду этого, проблемы, с которыми сегодня столкнулись канадские индейцы, являются весьма драматичными: высокий уровень бедности и безработицы, низкие показатели здоровья, высокие показатели детской смертности, алкогольная и наркотиче-

ская зависимости, высокий уровень самоубийств, короткая продолжительность жизни и прочее. Доходы аборигенных семей значительно ниже, чем в среднем по стране, при этом необходимо отметить, что статусные индейцы, проживающие в резервациях, зарабатывают меньше, чем их соплеменники, проживающие вне резерваций. Основным источником существования для подавляющего числа статусных индейцев остаются пособия и социальные выплаты государства.

Вторая категория индейского населения в Канаде представлена нестатусными индейцами, то есть теми, кто не смог официально подтвердить свое аборигенное происхождение за неимением соответствующих документов. Нестатусные индейцы составляют около 25% от всех индейцев Канады [10]. К нестатусным индейцам также относятся женщины, вступившие в брак с представителями некоренного населения - они автоматически утрачивают свой статус аборигена. Нестатусные индейцы проживают в большинстве своем в городах, на них не распространяются положения Индейского акта.

Права на землю и природные ресурсы

Правой статус коренных народов в Канаде регулируется законодательными актами и положениями федерального и местного уровня. Однако, рассматривая правовое положение индейцев необходимо принимать во внимание концепцию так называемых аборигенных прав, которые базируются на факте первожитель-ства индейцев, инуитов и метисов на территории Канады.

В общем виде существование аборигенных прав упомянуто в ряде законодательных актов: Королевской прокламации от 1763 года, Приказе от 1869 года по передаче Земли Руперта Канаде, Акте о Канаде от 1981 года (статьи 25, 35, 37 с последующими поправками). Из этих документов следует, что, так как до прихода европейцев на территорию Канады проживающие там аборигены располагали определенными правами, эти права сохраняются за ними по сей день, при условии, что эти права не были отменены последующими договорами и соглашениями или не были отменены федеральным законодательством.

К числу так называемых аборигенных прав относится прежде всего право на землю и природные ресурсы. Вопрос о праве собственности индейцев на земли, отведенные под резервации, в Канаде крайне сложен и является предметом споров, судебных тяжб и общественных дискуссий.

В судебном решении по делу, известному как St. Catherine's case от 1889 года, было установлено, что земли, закрепленные за аборигенами в качестве резерваций Королевской прокламацией от 1763 года и другими государственными постановлениями не входят в реестр собственности, переданной доминиону Канада в 1867 году. Отсюда следует, что верховное право собственности на территориии, выделенные под аборигенные поселения, остается за Британской короной, а коренным народам, согласно Королевской прокламации и положениям Акта об индейцах, предоставлены права на пользование землями, отведенными под резервации.

В соответствии с законодательством Канады, Министерство по делам аборигенов уполномочено выдавать сертификаты на временное пользование или постоянное пользование землями в резервациях, продлевать или анулировать их. Наследники пользователя могут запрашивать продление соответствующего права.

Жители резерваций не имеют права сдавать земли в аренду, заключать любого рода договоры относительно пользования землей с лицами, незарегистрированными в качестве жителей резервации. На резервации не может быть наложен арест, они не могут быть отчуждены по решению суда.

Концепция аборигенных прав также распространяется на право заниматься охотой и рыбной ловлей, так как данные промыслы играют существенную роль в устройстве жизни и хозяйственном укладе аборигенов. Эти вопросы отражены во всех договорах, в которые вступали коренные народы, однако нередко условия этих договоров анулировались федеральными и провинциально-территориальными законами. Так, например, некоторые из заключенных с властями соглашений предоставляли коренным жителям право охоты в любое время года. Тем не менее, Верховный суд Канады вынес решение, указав, что федеральный закон запрещает стрелять перелетных птиц вне сезона, поскольку соответствующее соглашение не введено в Конвенциональный акт о перелетных птицах. Только в 1981 году право аборигенов заниматься охотой и рыбным промыслом в любое время года вместе с другими договорными правами получило подтверждение на конституционном уровне [1].

Право на самоуправление

Не менее важным аспектом, заслуживающим отдельного внимания, является право коренных народов на самоуправление.

Статусные индейцы располагают лишь ограниченной автономией на управление внутренней жизнью общины. Речь идет о возможности формировать Советы (band council), возглавляемые избираемым вождем (band chief) в каждой отдельно взятой общине. Каждая община может иметь не более одного вождя, а члены совета избираются по одному от каждых 100 жителей. Вождь общины избирается сроком на два года большинством голосов членов совета, либо избирателей общины. Право голосовать и быть избранным имеют только постоянные жители общины, достигшие 21 года.

Необходимо отметить, что хотя в Акте об индейцах указана данная процедура формирования органов управления в резервации, она носит исключительно рекомендательный характер. Акт об индейцах также предусматривает за общиной право формировать органы самоуправления с учетом культурно-исторических особенностей племени.

Однако автономия зачастую не является гарантией развития экономической жизни в общине. Это нередко связано с отсутствием каких бы то ни было стабильных доходов. Так, хотя все статусные индейцы освобождены от выплаты на-

логов, общины редко используют право на создание собственных систем нало-гооблажения в резервациях, что продиктовано культурно-историческими реалиями. Отсутствие стабильного экономического развития порождает проблему серьезной зависимости коренных народов от федеральных трансферов и льгот. В соотвествии с Индейским актом правительство обеспечивает экономическую поддержку общин коренных народов через субсидирование образовательных программ, здравохранения, жилищного строительства и проч.

Хотя Индейский акт заложил основы политики самоуправления Первых наций, значительные шаги в ее реформировании были предприняты только в 1995 году, когда правительство Канады, ссылаясь на ст. 35 Конституции, разработало директиву «Положение о неотъемлемом праве на самоуправление». Данное соглашение, действующее по сей день, предусматривает передачу коренным народам прав на самоуправление после заключения соответствующих договоров с федеральным правительством. Директива распространяется на все категории аборигенного населения, а статусным индейцам позволяет выйти из-под регулирования вопросов самоуправления, установленных Индейским актом [2].

По данным, предоставленным Министерством по делам аборигенов на 2016 год, 36 общин коренных народов по всей Канаде заключили соглашения о самоуправлении с федеральными властями. Всего было заключено 22 соглашения, 18 которых предусматривают и решение вопросов о разделе собственности на землю в пределах аборигенных поселений [2].

Пример территориальной автономии аборигенов - округ самоуправления индейцев Сешелт, созданный в провинции Британская Колумбия, который, согласно подписанным соглашениям, имеет весьма высокий статус: местные органы самоуправления имеют право разрабатывать и принимать собственные законодательные акты.

В Квебеке правом на самоуправление воспользовались девять общин индейцев кри, соглашение с которыми федеральное правительство окончательно заключило в 2008 году.

Одной из последних законодательных инициатив стало заключение так называемых «секторальных соглашений», которые предусматривают частичный вывод регулирования местных вопросов из-под действия Акта об индейцах и расширяют спектр полномочий аборигенных общин. Примером секторальных соглашений является соглашение по вопросам образования в общине, заключенное индейцами Ми'кмак провинции Новая Шотландия с властями страны. Действие данного соглашения позволило внести изменения в систему образования аборигенов, в частности, индейские общины получили право самостоятельно разрабатывать программы обучения в школах, внедрять в процесс обучения курсы по изучению языков и культуры аборигенов.

Однако несмотря на наметившееся реформирование существующей системы в современной Канаде существуют сторонники более «глубокой» автономии, не приемлющие договорные формы получения автономии на условиях, согласуемых с правительством. Коренные народы зачастую воспринимают самоуправ-

ление как «естественное», «врожденное» право, данное им по праву многовекового проживания на землях Канады еще до прибытия туда европейцев.

Существенные сложности кроются в разных социально-политических и экономических воззрениях аборигенов и потомков британских и французских колонистов. Так к системе самоуправления коренных народов не всегда применимы взгляды и представления о «демократических выборах», «подчинении федеральному центру», «собственности на землю», «системе налогооблажения» и др.

В 2014 году индейское племя Ниписсинг, проживающее в провинции Онтарио, разработало собственную конституцию в обход Акта об индейцах и «Положения о самоуправлении». Хотя документ пока не был обжалован в суде, инициатива его создания может представлять определенную значимость для процесса развития института самоуправления коренных народов в будущем.

Избирательное право

Важным показателем развития правового статуса канадских индейцев является реализация их избирательного права. Право на участие в выборах на уровне провинций и территорий статусные индейцы получили только в период с 1949 по 1969 гг., на федеральном уровне - только в 1960 г. с вступлением в силу Закона об избирательном праве. До этого времени право голоса могли получить лишь те статусные индейцы, которые официально отказывались от своего статуса, т.е. переходили в категорию нестатусных.

Хартия прав и свобод от 1982 года, ставшая поправкой к Конституции Канады, окончательно закрепила за всеми аборигенами, достигшими 18-ти лет, право на участие в выборах на всех уровнях [7].

Несмотря на наличие избирательного права, коренные народы в Канаде демонстрируют невысокую избирательную активность, главным образом, когда дело касается общефедеральных выборов. Так, по официальным данным, свое избирательное право на федеральных выборах реализуют в среднем не более 45% статусных индейцев [5].

Позицию многих общин аборигенов иллюстрирует заявление организации индейцев племени могауков: «Когда индейцы голосуют, они перестают быть суверенной нацией и автоматически становятся канадскими гражданами и британскими подданными... Краснокожий морально обязан не участвовать в федеральных и провинциальных выборах» [10]. Низкая избирательная активность аборигенов в данном случае продиктована в определенной степени непризнанием общеканадской политической системы. Канадские исследователи Альфред и Терпэл отмечают, что коренное население в значительной степени воспринимает государственные институты власти как «инструменты колонизации» коренных народов, испытавает недоверие к ним. Это порождает постколониальную концепцию, согласно которой коренному населению стоит дистанцироваться от государственной политической структуры, в том числе путем неучастия в избирательном процессе.

Заключение

Урегулирование правового положения коренных народов, в частности индейцев, представляющих подавляющее число аборигенного населения, является одной из наиболее актуальных проблем в политической жизни Канады.

Как показал анализ, современное положение коренных народов в Канаде основывается на концепции аборигенных прав, сложившейся еще в период колониального господства Великобритании, а также на принципе самоуправления, выработанном во второй половине XX в. под влиянием политического движения коренных народов. Индейцы Канады, имеющие свои языки, культуру, социальные институты выступили против многолетнего подчинения евро-канадской правовой системе, добившись тем самым права на участие в выборах, избрание органов местного самоуправления и частично права на владение землей и ресурсами в пределах резерваций.

Хотя федеральные власти по-прежнему обладают правом создавать законы, регулирующие любые вопросы, связанные со статусными индейцами, многие индейские общины добились права на регулирование широкого спектра вопросов внутриполитической жизни в резервациях. Заключение офицальных соглашений с федеральным правительством позволило коренному населению расширить свою компетенцию в решении вопросов в сфере образования, здравох-ранения, жилищного строительства, хозяйственной деятельности.

Источники

1. Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады // Правоведение. М., 1989. №3. С. 53-57.

2. ЛаричевА.А. Самоуправление коренных народов в Канаде // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. Екатеринбург. 2016. Том 16, №1. С. 135-149.

3. Соколов В.И. Глобализация и аборигенное население Канады // США - Канада. Экономика, политика, культура. М., 2002. № 5. С. 47-59.

4. Тишков В.А. Индейские права и канадская конституция // Тропою слез и надежд. Книга о современных индейцах США и Канады. М., 1990. С. 316.

5. Bargiel J. Federal Voter Turnout in First Nations Reserves // Research Note. 2012. P. 2-7.

6. Cambridge Dictionary. 2016. http://dictionary.cambridge.org/dictionary

7. Canadian Charter of rights and freedoms. 1982. http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/ page-15.html

8. Constitution Act. 1982. http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/

9. National Household Survey. 2011. https://www12.statcan.gc.ca

10. Statistics Canada. 2011. https://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/as-sa/99-011-x/99-011-x2011001-eng.cfm

■ ■ ■ Legal status of Canadian Indians: ethnocultural peculiarities

Frenk G.Yu.

FRENK Galina Yurievna, Postgraduate, Department of regional studies and international relationships, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Russian Federation. e-mail: galadav90@mail.ru

Abstract

The article analyzes the legal status of Canadian Indians highlighting its ethnocultural peculiarities. Canada is the first country in the world that ensured the legal status of Indians on the Constitutional level. The Aboriginal rights movement, rooted in the 1970s, greatly encouraged the adoption of the new policy towards Indian population. It should be mentioned that vast majority of Aboriginal people didn't assimilate into Euro-Canadian society; thus, they still maintain a traditional Indigenous lifestyle. Nowadays, all the Indians in Canada are divided into two legal categories: status and non-status Indians. Status Indians proved their Aboriginal origins; they are eligible for registration under the Indian Act, which provides a number of special rights and social benefits including the right to live in reservations. Nonstatus Indians are not registered with the federal government, so they are deprived of a range of rights available for status Indians. Indians residing on a reserve share unique cultures, identities, languages, and views of self-government, education, healthcare and tax systems.

Keywords: culture, Aboriginal peoples, First Nations, self-government, land claims, Aboriginal rights.

For citation: Frenk G.Yu. Legal status of Canadian Indians: ethnocultural peculiarities. Communicology. Volume 5. No 2. Pp. 126-133 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-126-133

References

1. Bargiel J. (2012) Federal Voter Turnout in First Nations Reserves // Research Note, pp. 2-7.

2. BelousovaE.V. (1989) Pravovoe polozhenie korennih narodov Kanadi [Legal state of Aboriginal Peoples in Canada]. In: Pravovedinie [Legal Studies], Vol. № 3. Moscow, pp. 53-57.

3. Cambridge Dictionary (2016). Available at: http://dictionary.cambridge.org/dictionary

4. Canadian Charter of rights and freedoms. 1982. Available at: http://laws-lois.justice.gc.ca/ eng/const/page-15.html

5. Constitution Act. 1982. Available at: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/

6. Larichev A.A. (2016) Samoupravleniye korennih narodov v Kanade [Self-government of Aboriginal peoples in Canada]. In: Nauchniy ezegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya RAN [Scientific journal of Institute of Philosophy and Law of the Russian Academy of Sciences, Ural branch ], Vol. 16 № 1. Ekaterinburg, pp. 135-149.

7. National Household Survey (2011). Available at: https://www12.statcan.gc.ca

8. SokolovV.I. (2002) Globalizatsiya i aborigennoe naselenie Kanadi [Globalization and Aboriginal population of Canada]. In: SSHA-Kanada. Ekonomika, politika, kultura [USA-Canada. Economy, politics, culture], № 5. Moscow, pp. 47-59.

9. Statistics Canada. 2011. Available at: . http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/

10. Tishkov V.A. (1990) Indeiskie prava i kanadskaya konstitutsiya [Indian rights and Canadian Constitution]. In: Tropoyu slez i nadezd. Kniga o sovremennih indeitsah SSHA i Kanadi [On the path of tears and hopes. The book about modern American and Canadian Indians]. Moscow: Misl' Publ., 316 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.