УДК 914/919
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-28-37
ТОЛСТЫХ Оксана Николаевна
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва, РФ)
кандидат географических наук; e-mail: tolstykh.oksana@gmail.com
«КУЛЬТУРНЫЙ КОД» КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАНАДЫ
статья посвящена изучению «культурного кода» коренных народов, рассматривается взаимосвязь между этносом и окружающим его пространством через хозяйственную деятельность, а также через культуру питания, как части духовной культуры. Детально рассматривается понятие «гастрономическая картина мира» на примере автохтонных народов Канады. Согласно Конституции 1982 г. в Канаде определяют три группы коренных народов: индейцы, метисы и инуиты. Целью исследования является анализ культуры питания коренных народов страны через взаимосвязь «этнос - ландшафт - хозяйственная деятельность - культурный код». В статье определены и проиллюстрированы на карте физико-географические районы проживания аборигенного населения Канады: Арктические земли (Arctic Lands), Кордильеры (Cordillera), Внутренние равнины (Interior Plains), Канадский щит (Canadian Shield), Низменности Гудзо-нова залива (Hudson Bay Lowlands), Низменность Св. Лаврентия (St. Lawrence Lowlands), Аппалачи (Appalachian Region). Также показана статистика с определением наиболее плотных территорий заселения. Существенным результатом исследования является характеристика шести канадских территорий по принципу культурных «ареалов» и по видам хозяйственной деятельности аборигенного населения, которая была составлена автором и нанесена на картографическую основу. В качестве иллюстративной части научного материала автор берет за основу повествование о земледелии, охоте, рыболовстве разных племен коренных народов Канады.
Ключевые слова: коренные народы Канады, аборигенное население, культура питания автохтонных народов, аборигены Канады, индейцы, метисы, инуиты, культурные ареалы, хозяйственная деятельность
Для цитирования: Толстых ОН. «Культурный код» как образ жизни коренных народов Канады // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №4. С. 28-37. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-28-37. Дата поступления в редакцию: 11 октября 2021 г. Дата утверждения в печать: 3 декабря 2021 г.
UDC 914/919
DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-28-37
Oksana N. TOLSTYKH
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia)
PhD in Geography; e-mail: tolstykh.oksana@gmail.com
"CULTURAL CODE" AS A WAY OF LIFE INDIGENOUS PEOPLES OF CANADA
Abstract. The article is devoted to the studying the "cultural code" of indigenous peoples. The author considers the relationship among the ethnos and the surrounding space through economic activities, as well as through the culture of food, as a part of spiritual culture. The concept of "gastronomic picture of the world" is considered in detail using the example of the autochthonous peoples of Canada. According to the 1982 Constitution, Canada defines three groups of indigenous peoples: Indians, Métis and Inuit. The aim of the study is to analyze the food culture of the indigenous peoples of the country through the relationship "ethnos - landscape - economic activity - cultural code". The article identifies and illustrates on the map the physical and geographical areas of residence of the aboriginal population of Canada: Arctic Lands, Cordillera, Interior Plains, Canadian Shield, Hudson Bay Lowlands, St. Lawrence Lowlands, Appalachian Region. The author also shows statistics with the definition of the most densely populated areas. A significant result of the study is the characteristic of six Canadian territories according to the principle of cultural "areas" and by the types of economic activities of the aboriginal population, which was compiled by the author and plotted on a cartographic basis. As an illustrative part of the scientific material, the author takes as a basis the story of agriculture, hunting, fishing of various tribes of the indigenous peoples of Canada.
Keywords: indigenous peoples of Canada, aboriginal population, food culture of autochthonous peoples, aborigines of Canada, Indians, Métis, Inuit, cultural areas, economic activities.
Citation: Tolstykh, O. N. (2021). "Cultural code" as a way of life indigenous peoples of Canada. Service and Tourism: Current Challenges, 15(4), 28-37. doi: 10.24412/1995-0411-2021-4-28-37. (In Russ.). Article History Disclosure statement
Received 11 October 2021 No potential conflict of interest was reported by Accepted 3 December 2021_the author(s)._
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/
Введение
«С точки зрения питания мы живём в лучшее и одновременно в худшее из времён» Пол Фридман В современном мире все чаще можно наблюдать, как этнокультурные различия между народами в сфере материальной культуры постепенно стираются. Питание любого этноса, как часть духовной составляющей также претерпевает изменения. Именно это делает актуальным исследование гастрономических особенностей и предпочтений различных этносов в отдельных регионах с учетом природно-климатических, социальных, культурных факторов.
Понятие «культурный код» раскрывали в своих исследованиях К. Леви-Стросс, Р. Барт и М. Дуглас, говоря, что это в первую очередь культурное явление. О «гастрономической картине мира» в своих работах повествовали Р.К. Бабаджанова и Г.М. Бова-ева (2017 г.), определяя факторы, которые влияют на формирование данной «картины». О взаимосвязи этноса и окружающего его пространства писал Л.Н. Гумилев (1989 г.), а в 2000 г. Л.А. Сугай определялась взаимосвязь между хозяйственной деятельностью человека и ландшафтом.
Теоретический аспект Гастрономию зачастую ошибочно принимают за кулинарию, хотя она является сферой, изучающей связи между культурой этноса и потребляемой им пищей. Достаточным подтверждением этого является понятие «гастрономическая картина мира», о которой говорят Р.К. Бабаджанова и Г.М. Боваева (2017 г.), выделяя определенные факторы, способствующие формированию этой «картины» [2, с.178]:
• Мифологические представления о пище;
• Религиозные особенности (запреты / разрешения);
• Географические данные местности;
• Территориальное расположение этноса.
Центральной фигурой этой «гастрономической картины мира» выступает человек, т.е. этнос (сообщество людей). Каждый этнос в течение периода своего формирования, проходит определенные этапы.
В результате этих исторических этапов происходит образование отличительных черт в культуре, внешнем облике, системе природопользования и взаимоотношении с окружающей его природой, а культура питания здесь выступает следствием взаимосвязи всех этих составляющих. Она возникает между человеком и окружающим его пространством, растительным миром, который распространен в местах проживания этноса.
В 1989 г. Л.Н. Гумилев о взаимосвязи этноса и окружающего его пространства писал следующее: «Каждый этнос, чтобы жить на Земле, должен приспосабливаться к условиям ландшафта. Связи этносов с окружающей природой рождают пространственные взаимоотношения. Но, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические черты. Усвоенные стереотипы (исторические традиции) составляют основное отличие членов единого этноса от другого» [4, с. 19].
Ландшафт, на территории которого проживает этнос, диктует свои условия взаимодействия человека и природы, а также определяет основные особенности культуры этноса. Л.А. Сугай (2000 г.) пишет: «Отметим, что в конце XVIII века первое значение «культуры» было господство человека над природой с помощью знаний и ремесел, второе значение - духовное богатство личности» [5].
Если задуматься над фразой «господство человека над природой с помощью знаний и ремесел», то совершенно очевидным становится тот факт, что и знания, и ремесла являются теми связующими звеньями, которые необходимы людям (этносу) для комфортного проживания на конкретной территории. Человек приспосабливается к природным условиям, начинает хозяйственную деятельность, формирует процесс природопользования, выращивает определенные культуры, которые позволяет его природная зона, а из получаемых даров природы этнос выделяет постоянно-потребляемую продуктовую линейку и формирует определенную культуру приема питания.
Р.С. Хакимов (2012 г.) говорил о взаимосвязи климатических зон, жизнедеятельности этноса и образе жизни представителей территориального сообщества людей следующее: «Различные климатические зоны создают среду обитания, в которой формируется тип жизнедеятельности людей, объединяющихся в племена и народы. Ландшафты и этносы тесно взаимосвязаны прежде всего в период формирования и становления народов. Особенности определенной среды создают неповторимые условия для жизнедеятельности, а значит, детерминируют и образ жизни» [8, с. 225].
В свою очередь образ жизни это типичные для исторических и социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения и т.д. Это своего рода устаревшая форма бытия, параметрами которого выступают труд, общественная деятельность, привычки, особенности поведения.
Быт является повседневным привычным укладом жизни человека, где процесс приготовления и приема пищи занимает одну из главных ролей. И именно в бытовом общении представителей любого этноса возникает культура приема (потребления) пищи, традиции, обычаи и т.д. «В результате этого, исследования культуры повседневности, которые охватывают все сферы человеческой жизни, являются одним из наиболее активно развивающихся направлений современного гуманитарного значения» [3, с. 14-15].
К. Леви-Стросс, Р. Барт и М. Дуглас говорили о пище и о ее приеме как о «культурном коде», а также как о культурном явлении [3]. Другими словами, у каждого народа, сообщества, этноса с течением времени формируется свой «культурный код», который в широком смысле слова включает определенный набор продуктов, способ их обработки, технологии приготовления, пищевые предпочтения или ограничения, порой запреты, а также ритуалы, застольный этикет, режим питания и др.
Культуру питания этноса, а также культуру в целом определяют ряд факторов,
такие как географические и климатические, различные исторические события, направления хозяйственной деятельности, развитие производственных сил и др. Вышеперечисленное определяет исходные продукты, которые потребляют представители каждого конкретного этноса, что является их отличительным культурным признаком.
Основные материалы исследования
На сегодняшний день в Северной Америке в общем, и в Канаде, в частности, специалисты насчитывают довольно большое количество этнических групп, которые относят себя к коренным народам [6]. Говоря об автохтонном населении Канады и, выделяя территориальное пространство, на котором проживали коренные народы до прихода европейских колонизаторов, нужно отметить следующее, что природная среда явилась важным фактором при расселении этой части материка. Благодаря своей огромной территории Канада обладает большим разнообразием природных условий и ресурсов, но в то же самое время испытывает сложности с доступностью отдельных частей страны. Но эта сегодняшняя территориальная недоступность совершенно не помешала коренным народам современной Канады в далеком прошлом заселить это огромное пространство пусть даже и неравномерно.
Канаду принято делить на 7 физико-географических зон: Арктические земли (Arctic Lands), Кордильеры (Cordillera), Внутренние равнины (Interior Plains), Канадский щит (Canadian Shield), Низменности Гудзонова залива (Hudson Bay Lowlands), Низменность Св. Лаврентия (St. Lawrence Lowlands), Аппалачи (Appalachian Region) (рис. 1). Границы зон определены на основании относительной схожести физико-географических характеристик каждой территории.
Коренные народы Канады согласно Конституции страны 1982 г. представлены тремя группами: индейцы, метисы и ину-иты. К инуитам относят представителей этноса, сформировавшегося в районе Берингова моря, затем распространившегося на север и на восток (территория арктического побережья Америки вплоть до Грен-
Рис. 1 - Физико-географическое районирование Канады (сост. на осн. [9])
Fig. 1 - Physico-geographical zoning of Canada
ландии, а также Чукотки). Метисы - народ, образовавшийся и осознавший свою самобытность около 200-300 лет назад в результате смешения французов и индейцев племени кри [1]. А этносы различных индейских племен распространены по территории Канады повсеместно, за исключением территории Крайнего Севера. Там
представители индейских племен проживают в минимальном количестве.
При переписи коренного населения Канады в 2016 г. были получены следующие данные: 4,9% жителей страны официально имеют статус представителей «первых наций». Их общее количество составляет 1 673 780 чел. (табл. 1).
Таблица 1 - Аборигенное население Канады (перепись 2016 г., тыс. чел.) [7]
Table 1 - Aboriginal population of Canada (2016 census, thousand people)
Регион (провинция, территория) Аборигенное население, чел. Доля коренного населения в % от общего кол-ва жителей региона
общее кол-во Индейцы Метисы Инуиты
Британская Колумбия 270 585 172 520 89 405 1 615 5,9
Альберта 258 640 136 590 114 370 2 500 6,5
Саскачеван 175 020 114 565 57 875 360 16,3
Манитоба 223 310 130 505 89 360 605 18,0
Онтарио 374 395 236 685 120 585 3 860 2,8
Квебек 182 890 92 650 69 360 13 940 2,3
Нью-Брансуик 29 385 17 570 10 205 385 4,0
Новая Шотландия 51 490 25 830 23 315 795 5,7
Остров Принца Эдуарда 2 740 1 870 710 75 2,0
Ньюфаундленд и Лабрадор 45 725 28 370 7 790 6 450 8,9
Юкон 8 195 6 690 1 015 225 23,3
Северо-Западные территории 20 860 13 180 3 390 4 080 50,7
Нунавут 30 550 190 165 30 140 85,9
Канада 1 673 780 977 230 587 545 65 025 4,9
В табл. 2 представлена характеристика шести культурно-исторических регионов Канады с позиции хозяйственной деятельности каждого из них. Анализируя данную информацию, следует
обязательно отметить, что культурные «ареалы» аборигенного населения Канады всегда находились в движении и перемещении благодаря внутренней миграции.
Таблица 2 - Характеристика территорий Канады по принципу культурных «ареалов» и по видам хозяйственной деятельности аборигенного населения
Table 2 - Characteristics of the territories of Canada according to the principle of cultural «areas» and by the types of economic
activities of the aboriginal population
Регион Географическая характеристика Хозяйственная деятельность/ хозяйственные типы
Арктический Безлесная тундра вдоль Арктического побережья Аляски. Границы региона от Аляски на Западе до Лабрадора на Востоке • арктические морские охотники (прибрежные районы) • охотники на оленей карибу (внутренние районы к западу от Гудзонова зал.)
Субарктический Южнее Арктического региона зоны лесотундры и хвойных лесов. Территория ок. 4 тыс.км2 (от п-ва Лабрадор на севере Атлантики, вдоль южных берегов Гудзонова зал., на северо-запад по долине р. Маккензи) • лесные охотники (крупный таежный зверь, др. виды дичи) • рыболовы (промысел лосося)
Северо-Восточный Южнее Субарктического региона относительно теплый климат умеренного пояса; смешанные леса, обширные озерные и речные системы • земледельческая культура
Равнины Западнее от Северо-Восточного региона равнинная зона без резких перепадов высот с растительностью преимущественно степного типа без крупных лесных массивов • конные охотники на бизонов (ныне не существует)
Плато Нагорье, лежащее к западу от региона Равнин, между Скалистыми горами и Береговым хребтом; присутствуют географические контрасты от полупустынь до влажных хвойных лесов • переходные типы хозяйственных культур (влияние хозяйственно-культурных комплексов Великих равнин, Субарктики, особенно Северо-Западного побережья)
СевероЗападное побережье Полоса суши, ограниченная Береговым хребтом на самом западе страны, от государственной границы с США до Аляски • рыболовный тип хозяйственной культуры • охотничья культура
«Культурный код» как образ жизни коренных народов Канады
Территория всех шести регионов проживания коренных народов Канады естественным образом была использована для организации хозяйственной деятельности (рис. 2).
Северо-Восточный регион - это пространство аграрного сектора (земледелие, выращивание злаковых культур и др.). Племена лесных территорий и северных широт охотились на дичь с копьями, луками и стрелами, также использовали ловушки и силки - петлю, которая хватала животное за шею или ногу. В тяжелые времена люди
летом сушили большие запасы мяса, рыбы и ягод. Зимой, чтобы защитить замороженное мясо от животных, некоторые коренные народы хранили свою пищу высоко на дереве с очищенным от коры стволом.
Например, у племени ирокезов, как правило, были в избытке мясо, рыба и птица, доступных для них в дикой природе. Также они жили в основном за счет собственных культур - кукурузы, бобов и кабачков, называемых «Три сестры» («Three sisters»)1. Мужчины расчищали
1 Термин «Три сестры» возник из мифа о сотворении ирокезов. Миф гласит, что земля на-
Рис. 2 - Территории культурных «ареалов» Канады и Аляски по видам хозяйственной деятельности аборигенного населения
Fig. 2 - Territories of cultural «areas» of Canada and Alaska by species economic activities of the aboriginal population
землю для посадки, вырубали деревья и стригли кусты, а женщины сажали, ухажи-
чалась, когда «Небесная женщина», которая жила в верхнем мире, выглянула через дыру в небе и провалилась в бескрайнее море. Животные увидели ее приближение, поэтому взяли почву со дна моря и разложили ее на спине гигантской черепахи, чтобы обеспечить ей безопасное место для приземления. Этот «Черепаший остров» теперь называется Северной Америкой. Небесная женщина забеременела еще до того, как упала. Когда она приземлилась, она родила дочь. Когда дочь выросла в молодую женщину, она тоже забеременела (западным ветром). Она умерла при рождении мальчиков-близнецов. Небесная Женщина похоронила свою дочь на «новой земле». Из ее могилы выросли три священных растения - кукуруза, бобы и тыква. Эти растения давали пищу ее сыновьям, а позже и всему человечеству. Эти особые дары обеспечили выживание ирокезов. Термин «Три сестры» в настоящее время является наиболее широко известным термином, связанным с компаньонными посадками. Многие северо-восточные племена верят, что Великий Дух передавал людям кукурузу, бобы и тыкву как особые дары, обеспечивающие выживание. Считалось, что три урожая находятся под защитой Трех сестер - духов, коллективно именуемых Де-о-ха-ко, что означает «наши поддерживающие» или те, кто поддерживает нас.
вали и собирали урожай (рис. 3). Примерно через 10 лет, когда земля истощилась, люди переселялись и расчищали новые плодородные поля.
Коренное население региона Равнин в своем прошлом имело такой тип хозяйственной деятельности, как охота на бизонов (сегодня данный вид деятельности не существует). Она была высоко развита на протяжении тысяч лет. Охота проводилась в июне, июле и августе, когда бизоны были упитанными и сытыми после летнего периода, их мясо было чистым, а их шкуры легко поддавались выделке. От одного бизона община получала около 700 кг мяса. После охоты шкуру снимали с животного и разделывали тушу. Затем мясо и шкуры передавались женщинам племени для обработки (рис. 4). Мясо нарезали тонкими кусочками и развешивали на решетках, чтобы сушить на солнце.
В свежем виде мясо жарили на вертеле или варили в кожаном мешочке с горячими камнями. В результате получался густой питательный суп. Столь же обычным
Рис. 3 - Ирокезы, обрабатывающие поля кукурузы2
Fig. 3 - Mohawks tilling the corn fields
явлением было сушеное мясо бизона, известное как вяленое мясо, которое можно долгое время хранить в мешках из сыромятной кожи. Женщины также готовили пеммикан с высоким содержанием белка
- высушенное мясо, измельченное в порошок, который затем смешивали с горячим расплавленным жиром буйвола и ягодами. Этот ценный продукт питания охотник мог легко унести в небольшом кожаном мешочке. Позже пеммикан стал основным продуктом питания торговцев мехом и путешественников.
Регион Плато - пространство смешанных типов хозяйств. Лосось был основным источником пищи для коренных народов, проживающих в регионе Плато. Охотники из северных регионов каждую весну собирались в местах ловли рыбы в ожидании появления первого лосося (рис. 5).
Рыбаки использовали рыболовные сети и сооружали плотины на мелководье с быстрыми водами, чтобы поймать косяки рыб. Из тысяч пойманных ежегодно лососей очень небольшая часть съедалась в свежем виде, остальное очищали, коптили и сохраняли на зиму в подземных ямах, выстланных берестой. Также коренное население внутренних территорий Региона Плато употребляло в пищу дикие овощи, в основном коренья и ягоды, которые являлись важной частью рациона их питания.
Регион Северо-Западного побережья
- это прибрежная территория с таким ти-
2 https://www.gardencityharvest.org/the-real-dirt-garden-city-harvest-blog/2016/03/30/ understanding-the-historic-wampanoag-three-sisters-garden-a-short-lesson-in-folklore-and-planting
Рис. 4 - Разделывание туши бизона (фотоснимок 1905 г.)3
Fig. 4 - Butchering a bison carcass (photo,1905)
Рис. 5 - Абориген, ловящий рыбу сетью (фотоснимок 1903 г.)
Fig. 5 - Aboriginal fishing with a net (photo, 1903)
пом хозяйственной деятельности, как рыболовство, а также охота. Разнообразные
3 https://www.pinterest.ca/ pin/348254983657662658/
4 https://www.cookandculture.com/native-american-food-history/
Рис. 6 - Коренное население региона СевероЗападного побережья5
Fig. 6 - Indigenous people of the Northwest Coast region
Рис. 7 — Охотник племени Наскапи6
Fig. 7 — Nascapi Hunter
ресурсы океана, такие как лосось, моллюски, осьминоги, сельдь, крабы, киты и водоросли, позволили исконным коренным народам Тихоокеанского побережья поселиться на постоянных местах (рис. 6). В отличие от ирокезов, которые переезжали каждые 10 лет, автохтонные народы тихоокеанского побережья обычно строили постоянные деревни.
В Субарктическом регионе Канады у коренного населения кроме охоты на оленей существует рыболовный помысел. Данный регион обладает большими территориями лесотундры и хвойных лесов (рис. 7).
Арктический регион Канады располагается на территории Канадского Арктического архипелага. Границы простираются от Аляски на западе до Лабрадора на
5 https://quizlet.com/558765041/chinook-tribe-facts-flash-cards/
6 https://www.pinterest.dk/
pin/322851867022772467/
Рис. 8 — Коренной житель Канадской Арктики (фотоснимок 1924 г.)7
Fig. 8 — Native inhabitant of the Canadian Arctic (photo, 1924)
востоке. Хозяйственный тип деятельности здесь представлен охотой в прибрежных районах (арктические морские охотники) и охотой на оленей карибу (внутренние районы к западу от Гудзонова залива) (рис. 8).
Научные исследования некоторых деревенских поселений Канады свидетельствуют о том, что коренное население проживало на этих территориях более 4000 лет назад. Образ жизни коренных народов Канады доказывает, что аборигены страны адаптировались к суровым канадским условиям ландшафта, сохранив свои знания, умения, ремесла, а также типы хозяйственной деятельности на протяжении многих столетий.
Выводы
1. Современный мировой процесс глобализации, касается и территории Канады в районах проживания коренного населения. Основывается он на двух факторах - географическом и культурном.
2. Физико-географическое районирование Канады доказывает наличие большого природного потенциала: климатические зоны, разнообразие ландшафта определяют процесс жизнедеятельности этноса, его «культурный код», образ жизни, в том числе и основные продукты питания.
3. Коренные народы Канады пронесли свои уникальные традиции и обычаи сквозь века, пережив суровые исторические периоды. «Первые нации» вынуждены были приспосабливаться к новым,
7 https://www.thevintagenews.com/2016/08/16/ beautiful-collection-of-old-photographs-capturing-the-everyday-life-of-the-inuit/
порой весьма сложным для них природным и климатическим условиям, заново обустраивать свой быт, менять формы хозяйственной деятельности.
4. Характерные традиции в культуре питания и гастрономии сохранились у всех автохтонных народов Канады, которые руководствуются в своей в жизни следующим правилом: «Умения и знания приготовления пищи в домашних условиях - это самый старый и надежный мост, связывающий нас с культурой
прошлого и историческими традициями и обычаями».
5. Изучение культуры коренных народов Канады будет способствовать на наш взгляд привлечению туристов в эти суровые, но очень интересные регионы. Культура автохтонных народов страны может выступать определенным туристским ресурсом, который требует более глубокого исследования, в том числе и для специалистов туристской отрасли.
Список источников
1. Андреев К.Ю. Правовой статус коренных малочисленных народов в зарубежных странах: Справочник. М.: Центр социал. науч.-информ. исслед., 2006. 144 с.
2. Бабаджанова Р.К., Боваева Г.М. Языковая картина мира как особая когнитивная система выражения национальной гастрономии // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: Сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 177-180.
3. Винокурова М.А. Исторический аспект изучения повседневной культуры питания якутского этноса // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2019. №3(19). С. 14-28.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Монография. Л., 1989.
5. Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - нач. XX века // Труды ГАСК. Вып. II. Мир культуры. М., 2000. С. 39-53.
6. Толстых О.Н., Беломестнова М.Е. Регионализация в современной Канаде на примере коренных народов: демографический, культурный и географический аспекты // Инновации и инвестиции. 2020. №6. С. 76-79.
7. Толстых О.Н. Роль демографических процессов в развитии аборигенного туризма (статистический обзор коренного населения Канады) // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: Мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. С. 134-137.
8. Хакимов Р.С. Исторический аспект структурированности пространства России // Ученые записки Казанского ун-та. Сер.: Гум. науки. 2013. Т.155. №3-1. С. 223-231.
9. Bone R.M. The regional geography of Canada. Don Mills: Oxford University Press, 2018.
References
1. Andreeva, K. Y. (2006). Pravovoy status korennyh malochislennyh narodov v zarubeznyh stranah [Legal status of indigenous peoples in foreign countries]: handbook. Moscow: Centr social. nauch.-inform. issled. (In Russ.).
2. Babadzhanova, R. K., & Bovaeva, G. M. (2017). Yazikovaya kartina mira kak osobaya kognitivnaya sistema vira-geniya nacionalnoy gastronomii [The linguistic picture of the world as a special cognitive system for expressing national gastronomy]. Innovacionnoe razvitie sovremennoy nauki: problemi, zakonomernosti, perspectivy [Innovative development of modern science: problems, patterns, prospects]: Coll. of art. Penza: Nauka i Prosveshhenie, 177-180. (In Russ.).
3. Vinokurova, M. A. (2019). Istoricheskiy aspect izucheniya povsednevnoy kulturi pitaniya yakutskogo etnosa [The historical aspect of studying the everyday food culture of the Yakut ethnic group]. Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki [Arctic XXI. Humanitarian sciences], 3(19), 14-28. (In Russ.).
4. Gumilev, L. N. (1989). Ot Rusi k Rossii [From Rus' to Russia]: A monograph. Leningrad. (In Russ.).
5. Sugai, L. A. (2000). Terminy «kultura», «civilizacia» i «prosveshenie» v Rossii XIX - nachala XX vv. [The terms "culture", "civilization" and "enlightenment" in Russia XIX - early XX century]. Trudy GASK. Vyp. II. Mir kul'tury [Proceedings of GASK. Iss. II: World of Culture], 39-53. (In Russ.).
6. Tolstykh, O. N., & Belomestnova, M. E. (2020). Regionalizaciya v sovremennoy Kanade na primere korenniy narodov: demograficheskiy, kulturniy i geograficheskiy aspect [Regionalization in modern Canada on the example of indigenous peoples: demographic, cultural and geographical aspects]. Innovacii i investicii [Innovation and Investment], 6, 76-79. (In Russ.).
7. Tolstykh, O. N. (2021). Rol demograficheskih processov v razvitii aborigennogo turizma (statisticheskiy obzor ko-rennogo naseleniya Kanady) [The role of demographic processes in the development of aboriginal tourism (statistical survey of the aboriginal population of Canada)]. Turistsko-rekreacionnyj kompleks vsisteme regional'nogo razvitija [Tourist and recreational complex in the system of regional development]: Materials of the IX International scientific-practical conf. Krasnodar: Kuban State University, 134-137. (In Russ.).
8. Khakimov, R. S. (2013). Istoricheskiy aspect strukturirovannosti prostranstva Rossii [The historical aspect of the structuredness of the space of Russia]. Uchenye zapiski Kazanskogo un-ta. Serija: Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities], 3-1, 223-231. (In Russ.).
9. Bone, R. M. (2018). The regional geography of Canada. Don Mills: Oxford University Press.