Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИЯ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ ОЙКУМЕНЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАНАДЫ'

ТЕРРИТОРИЯ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ ОЙКУМЕНЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАНАДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / ОЙКУМЕНА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / АВТОХТОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАНАДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толстых О.Н.

В статье автор определяет взаимосвязь понятий «территория», «географическое пространство» и«ойкумена», а также рассматривает территорию как географическое пространство. Особое внимание уделяется автохтонным народам Канады и их «ойкумене». Данное исследование важно для понимания тех условий, в которых протекала, протекает и будет протекать жизнь коренных народов страны. При помощи картографического метода показаны 7 физико-географических зон Канады. Все границы определены на основании относительного единства рельефа и физико-географических характеристик каждого региона. Также в картографическом варианте представлены 6 этнокультурных ареалов (территорий) проживания автохтонных народов Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY AS A GEOGRAPHICAL SPACE ON THE EXAMPLE OF ECUMENE OF AUTOCHTONIAN POPULATION OF CANADA

In the article, the author defines the relationship between the concepts of "territory", "geographic space" and "ecumene", and also considers the territory as a geographic space. Particular attention is paid to the autochthonous peoples of Canada and their "ecumene". This study is important for understanding the conditions in which the life of the indigenous peoples of the country proceeded, continues and will continue. Using the cartographic method, 7 physical-geographical zones of Canada are shown. All boundaries are determined on the basis of the relative unity of the relief and physical and geographical characteristics of each region. Also, in the cartographic version there are 6 ethnocultural areas (territories) inhabited by the autochthonous peoples of Canada.Territory is a concept that occupies one of the main places in the system of scientific knowledge. The geographical position of the territory, size or area, distance, boundaries of this territory are essential characteristics in its study. Depending on the object of research and problems, "territory" can be studied from different positions, including as a synonym for geographic space.The object of the study of this work is the territory as a geographic space. By exploring any territory, we mean the analysis of a certain spatial substance that is adapted (to a greater orlesser extent) for the life of people; we consider the function of the territory from the point of view of the environment and the possibilities of the process of vital activity of the population in its space; As a result, a territory is a space that has a certain capital (resource): economic, social, etc.The purpose of the study is to characterize the ecumene of the autochthonous population of Canada through the relationship of such concepts as "territory" and "geographic space".The concepts of "territory" and "population" are inseparable from each other, since any territory always has a certain capital, potential, base. It is this capital of the territory that becomes that "condition" for the life of each particular people living in a particular area.The issue of the area of the aboriginal population of Canada is closely related to the issue of the geographical location of the reservations, the quantity and quality of the lands they occupy. Modern Canadian Indians are dispersed over a vast territory. The scattered nature of reservations, their remoteness from large industrial centers and areas where the main population lives, give rise to the problem of connecting reservations with the rest of the territories, the problem of isolation from labor markets and goods, centers of modern culture. Speaking about the autochthonous population of Canada, and highlighting the geographical space (ecumene) in which the indigenous peoples lived before the arrival of the European colonizers, it should be noted that the natural environment was an important factor in the resettlement of the indigenous peoples of this part of the continent.In recent decades, one can observe a change in the concept of territory and geographic space. Socio-economic, political, ecological components are also undergoing a change in approaches and research methods.It is the natural resources of the area, the recreational potential, the economic development of the territory that allow the indigenous peoples of Canada to form their relationships according to the principle of "ecumene-ethnos" in modern times.Due to its vast area, Canada has a great variety of natural resources, but at the same time it has difficulties with the accessibility of certain parts of the country. But this territorial inaccessibility did not at all prevent the indigenous peoples of modern Canada in the distant past from populating this vast space, even if it was uneven.For the majority of aborigines in Canada, internal forced migration by the European colonialists has formed a new system of relations "ecumene-ethnos". It is the reservations for the aboriginal population that are the ecumene referred to as “inhabited land, that is. land inhabited by people. "The processes of placement and territorial distribution of productive forces and resettlement of the indigenous population are closely related to the Canadian territory (ecumene). Today we should talk about the territory of the country not only from the standpoint of the resource component, but also from the standpoint of human existence, the sphere of life of indigenous peoples. Ecumene more and more acquires a social status and begins to associate with territorial resources, as well as with human, economic and other potential. Everywhere in each territory the prerequisites for socio-economic development and living conditions of representatives of the “first nations” of Canada are formed.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИЯ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ ОЙКУМЕНЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАНАДЫ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 3. 2021 г. С. 120-130.

УДК 914/919

ТЕРРИТОРИЯ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ ОЙКУМЕНЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАНАДЫ

Толстых О. Н.

Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и

туризма, Москва, Российская Федерация

E-mail: tolstykh.oksana@gmail.com

В статье автор определяет взаимосвязь понятий «территория», «географическое пространство» и «ойкумена», а также рассматривает территорию как географическое пространство. Особое внимание уделяется автохтонным народам Канады и их «ойкумене». Данное исследование важно для понимания тех условий, в которых протекала, протекает и будет протекать жизнь коренных народов страны. При помощи картографического метода показаны 7 физико-географических зон Канады. Все границы определены на основании относительного единства рельефа и физико-географических характеристик каждого региона. Также в картографическом варианте представлены 6 этнокультурных ареалов (территорий) проживания автохтонных народов Канады.

Ключевые слова: территория, ойкумена, коренные народы, автохтонное население, географическое пространство, Канада.

ВВЕДЕНИЕ

Территория — понятие, которое в системе научного знания занимает одно из основных мест. Географическое положение территории, размер или площадь, расстояние, границы этой территории являются существенными характеристиками при ее исследовании. В зависимости от объекта исследования и проблематики «территорию» можно изучать с разных позиций, в том числе и как синоним географического пространства.

Объектом исследования данной работы выступает территория как географическое пространство.

Цель исследования — охарактеризовать ойкумену автохтонного населения Канады через взаимосвязь таких понятий как «территория» и «географическое пространство».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Информационную базу исследования составляют работы таких ученых как Э. Б. Алаева, А. Г. Топчиева, А. М. Трофимова, В. В. Воронина, Д. М. Шарыгина и В. А. Столбова, интернет-источники, материалы учебных изданий.

М. Д. Шарыгин определил, что для территории важна взаимосвязь со следующими понятиями: доступность, освоенность, пропорциональность, уникальность и др. [1, с. 127]. Исследуя любую территорию, мы подразумеваем анализ определенной пространственной субстанции, которая адаптирована (в большей или меньшей степени) для жизни людей; мы рассматриваем функцию территории с позиции окружающей среды и возможности процесса жизнедеятельности населения в ее пространстве; в итоге территория — это

пространство, обладающее определенным капиталом (ресурсом): экономическим, социальным или др.

Понятия «территория» и «население» неотделимы друг от друга, т.к. любая территория всегда обладает определенным капиталом, потенциалом, базой. Именно этот капитал территории и становится тем «условием» жизни проживающего в конкретной местности каждого конкретного народа. М. Д. Шарыгин и В. В. Воронин писали следующее: «Вся жизнедеятельность людей протекает на определенной территории, которая выступает субстанциональным базисом человеческого бытия» [2, с. 156].

В исследованиях ученых разных времен мы можем видеть похожие мысли, которые обобщенно можно представить следующим образом: «территория — это определенная основа (участок земной поверхности), имеющая конкретные границы, как физико-географические, так и этнические, политические, социально-экономические и др.».

В зависимости от объекта исследования и проблематики «территорию» можно изучать с разных позиций:

- территория как среда жизни населения (исследование территориальной общности людей в рамках определенной локации, пространства);

- территория как естественный ресурс (изучение природного богатства местности, добыча полезных ископаемых и т.д.);

- территория как пространство, обладающее заповедными, уникальными зонами, местностями (генетический ресурс территории);

- территория как местность рекреационного назначения (ресурс рекреационный, определение специфики и профиля рекреационной деятельности);

- территория как пространство подверженное хозяйственному освоению (чаще всего это касается районов новых; другими словами, хозяйственное освоение новых территорий);

- территория как синоним географического пространства.

Э. Б. Алаев дал следующее определение географическому пространству: «Это совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» [3, с. 159]. Понятие «пространство» используется не только в географической науке, а также в физике и математике. Но нас в данном случае понятие «пространство» интересует с позиции географичности, т.е. взаимосвязи с конкретной территорией, акваторией, а также жизнедеятельностью этносов.

В целом географическое пространство можно считать основным понятием в географии, а существующее физическое пространство является одним из фундаментальных [4]. А. М. Трофимов определил, что «Географическое пространство — это совокупность физических отношений между географическими объектами и системами» [5, с. 6]. А. Г. Топчиев определяет географическое пространство так: «Порядок взаиморасположения целостных географических образований (геосистем) и их элементов» [6, с. 47]. А геосистема по мнению

Г. П. Скрыльника это «объект географии, который всегда привязан к пространству и существует только во времени» [7].

«Географическое пространство представляет собой сочетание геосистем и совокупность отношений координации и протяженности сосуществующих разнородных элементов» [2, с. 156]. У этих элементов существует сложная система взаимодействия и взаимозависимости, формируются разного рода связующие компоненты и условия. В целом можно считать, что географическое пространство — это совокупность взаимосвязей между географическими объектами (геосистемами).

Социально-географическое пространство, в отличие от других пространств, является наиболее завершенным, организованным, представляющим собой сочетание и взаимосвязь общественных объектов, явлений и процессов, которые объединены в рамках определенных территориальных границ в конкретные совокупности с характерным природным окружением. Другими словами, социально-географическое пространство — это пространство ойкумены [2, с. 150].

Среди русских ученых, начиная с XIX в., термин «ойкумена» имел географический, экологический, культурный и исторический смыслы, и определялся как «обитаемый мир». Э. Б. Алаев дает следующее определение: «Ойкумена — это заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества» [3, с. 26].

Впервые термин «ойкумена» был введен древнегреческим географом Гекатеем Милетским (прим. 550-490 гг. до н.э.). В своих трудах ученый излагал географический материал, прибегая к топографическому принципу, т.е. используя различные методы изображения географических и геометрических элементов местности, другими словами, он рассказывал о территориях и регионах, создавая картографический материал и планы местности. Г. Милетский тем самым определил, что «ойкумена» — это освоенная человечеством часть мира. Дальнейшее распространение термина «ойкумена» привело к появлению нескольких производных, одной из которых является — обитаемая земля, т.е. земля, заселенная людьми.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Вся жизнедеятельность людей происходила и происходит на определенной территории, которая является базисом человеческого бытия. Говоря о территории, мы чаще всего подразумеваем участок земной поверхности, имеющий определенные границы, устанавливаемые по физико-географическим, социально-экономическим, политическим, этническим или иным характеристикам. К XXI в. о территории в географической науке стали говорить более широко, как о некой субстанции, где происходит размещение и развитие сельского хозяйства, расселение населения, также территорию стали рассматривать в качестве естественно-природного и социально-экономического ресурса. По этой причине исследователи начинают все чаще говорить о потенциале территории, который включает в себя природные, демографические, экономические, социальные, экологические и иные возможности жизнедеятельности людей, населяющих ойкумену.

Насколько комфортна та или иная территория (ойкумена) для проживания на ней групп людей можно безошибочно сказать, зная физико-географическую характеристику местности. Средние температуры в разные времена года, ландшафты местности, а также обеспеченность гидроресурсами, совершенно четко помогают классифицировать пространство на пригодные, малопригодные и непригодные для жизни людей. Но несмотря на то, что в большинстве стран, обладающих арктической зоной, заселение малопригодных и непригодных территорий представлено неравномерно, а население по большей степени малочисленно, все же процесс заселения коренными народами происходил в далеком прошлом, и имеет свое продолжение и в наши современные дни.

Канаду принято делить на 7 физико-географических территорий: Арктические земли (Arctic Lands), Кордильеры (Cordillera), Внутренние равнины (Interior Plains), Канадский щит (Canadian Shield), Низменности Гудзонова залива (Hudson Bay Lowlands), Низменность Св. Лаврентия (St. Lawrence Lowlands) и Аппалачи (Appalachian Region) (рис. 1).

Физико-географическое районирование Канады определяет наличие большого территориального потенциала. На каждой такой территории в Канаде локализуются этносы, другими словами, трудоресурсный потенциал, а также основные производственные фонды, т.е. экономический потенциал, инфраструктурные сооружения и конструкции. В совокупности формируется интегральный территориальный потенциал ойкумены.

Каждая из семи физико-географических территорий имеет свою степень освоенности, уникальности и доступности для автохтонного населения. Процесс жизнедеятельности населения обусловлен экономическим, социальным и иным капиталом каждой конкретной местности (резервации).

Сегодня на территории многонациональной Канады в каждой административно-территориальной единице (10 провинций и 3 территории) проживает автохтонное население, которое относится согласно Конституции Канады от 1982 г. к «первым нациям»: индейцы (977230 человек), метисы (587545 человек), инуиты (65025 человек) [8].

С момента создания Конфедерации в 1867 году и до окончания Второй мировой войны в 1945 году происходило всяческое подавление коренного населения. На протяжении почти 80 лет федеральное правительство страны при поддержке провинциальных властей осуществляло процесс переселения индейцев с их земель и размещения их в резервациях. Для большинства аборигенов Канады данное явление стало внутренней насильственной миграцией, которая для многих племен нарушила многовековую взаимосвязь «ойкумена-этнос». Следствием этого стала социальная деградация коренного населения, т.к. были подорваны экономические основы их жизнедеятельности. И только северные и западные районы страны практически неизменно сохранили области расселения индейцев и инуитов в пределах их исконных территорий.

Рис. 1. Физико-географическое районирование Канады (составлено автором на основании [9]).

В современной Канаде общины могут создаваться и упраздняться Министерством по делам индейцев, по этой причине число резерваций может меняться от одной переписи к другой. В 1981 году в Канаде существовало 576 общин [10], а в 2016 году уже было зафиксировано 630 [11]. Также на 2016 год эти общины официально были зарегистрированы на территории 3100 резерваций [12]. Примерно 60% коренных народов проживали преимущественно в сельской местности, это на 33% больше, чем доля некоренных народов, проживающих в преимущественно сельских регионах [13].

Канада является территорией смешения большого количества этносов. Представители всех трех групп коренных народов заселяют современную Канаду очень неравномерно. Еще в 16 веке приехавшие на обширные канадские территории европейцы могли отчетливо наблюдать сложившиеся шесть основных культурно-исторических региона проживания автохтонного населения (рис. 2):

ТЕРРИТОРИЯ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ _ОЙКУМЕНЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАНАДЫ_

- Арктический регион (безлесная тундра вдоль Арктического побережья Аляски; границы региона от Аляски на Западе до Лабрадора на Востоке);

- Субарктический регион (южнее Арктического региона зоны лесотундры и хвойных лесов; территория около 4 тыс. км. от п-ва Лабрадор на Севере Атлантики, вдоль южных берегов Гудзонова залива, на Северо-Запад по долине р. Маккензи);

- Регион Северо-Западное побережье (полоса суши, ограниченная Береговым хребтом на самом Западе страны, расположилась от государственной границы с США до Аляски);

- Регион Плато (нагорье, лежащее к западу от региона Равнин, между Скалистыми горами и Береговым хребтом; присутствуют географические контрасты от полупустынь до влажных хвойных лесов);

- Регион Равнин (западнее от Северо-Восточного региона равнинная зона без резких перепадов высот с растительностью преимущественно степного типа без крупных лесных массивов);

- Северо-Восточный регион (южнее Субарктического региона относительно теплый климат умеренного пояса; смешанные леса, обширные озерные и речные системы).

1 -Арктический регион

2 - Субарктический регион

1 3 - Регион Северо-Западное побережье

4 - Регион Плато 2 5 - Регион Равнин

6 - Северо-Восточный регион

4 Н » Ж Л ¡*

Рис. 2. Этнокультурные ареалы Канады и Аляски накануне европейской колонизации (составлено автором на основании [12]).

Исследуя территорию, мы подразумеваем анализ пространства, в границах которого проживают этносы с конкретно сформировавшимися формами жизни. «Капитал» территории становится тем «условием» благополучной/неблагополучной формы жизнедеятельности этноса. В таблице 1 представлена характеристика

освоенности канадских территорий автохтонным населением по принципу хозяйственной деятельности.

Таблица 1.

Освоенность территории Канады автохтонными народами по принципу хозяйственной деятельности

Название Хозяйственная деятельность Народы региона , языковые

региона семьи

Хозяйственные типы Народы региона

Арктический регион арктические морские охотники эскимосы, инуиты

(Крайний Север) (прибрежные районы), охотники на Языковая семья

оленей карибу (внутренние районы к эскимосско-алеутская

Западу от Гудзонова залива)

Хозяйственные типы Народы региона

Субарктический лесные охотники (крупный таежный атабаски, алгонкины

регион зверь, др. виды дичи), рыболовы Языковые семьи

(промысел лосося) Запад - атабаскская, Восток и Центр-алгонкинская

Народы региона

Регион Северо- Хозяйственные типы салиши, цимшианы, вакаши, хайда,

Западное побережье рыболовный тип хозяйственной тлинкиты

культуры, охотничья культура Языковые семьи салишская, цимшианская, вакашская; Семья На-Дене: тлингитский язык, хайда и др.

Хозяйственные типы Народы региона

Переходные типы хозяйственных атабаски, ктунаха, салиши

Регион Плато культур (влияние хозяйственно - Языковые семьи

культурных комплексов Великих Атабаскская, салишская,

равнин, Субарктики, особенно Северо языкикутенэ

- Западного побережья)

Народы региона

Хозяйственные типы атабаски, алгонкины

Регион Равнин конные охотники на бизонов (ныне не Языковые семьи

существует) табаскская, алгонкинская сиуанская

Народы региона

Северо - Восточный Хозяйственные типы ирокезы, восточные

регион земледельческая культура алгонкины Языковые семьи алгонкинская, ирокезская

Составлено автором.

Вопрос об ареале аборигенного населения Канады тесно связан с вопросом географического расположения резерваций, количеством и качеством занимаемых ими земель. Современные канадские индейцы расселены дисперсно по огромной территории. Разбросанность резерваций, их удаленность от крупных промышленных

ТЕРРИТОРИЯ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ

_ОЙКУМЕНЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАНАДЫ_

центров и районов обитания основного населения порождают проблему связи резерваций с остальными территориями, проблему изоляции от рынков труда и товаров, очагов современной культуры [10]. Говоря об автохтонном населении Канады, и, выделяя географическое пространство (ойкумену), на котором проживали коренные народы до прихода европейских колонизаторов, нужно отметить следующее, что природная среда явилась важным фактором при расселении коренных народов этой части материка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В последние десятилетия можно наблюдать изменение представлений о территории и географическом пространстве. Социально-экономические, политические, экологические компоненты также претерпевают изменение подходов и методов исследования.

2. Именно природные богатства местности, рекреационный потенциал, хозяйственная освоенность территории позволяют коренным народам Канады формировать свои взаимоотношения по принципу «ойкумена-этнос» в современное время.

3. Благодаря своей огромной площади Канада обладает большим разнообразием природных ресурсов, но в то же самое время испытывает сложности с доступностью отдельных частей страны. Эта территориальная недоступность совершенно не помешала коренным народам современной Канады в далеком прошлом заселить это огромное пространство, пусть даже и неравномерно.

4. Для большинства аборигенов Канады внутренняя насильственная миграция со стороны европейских колонизаторов сформировала новую систему взаимоотношений «ойкумена-этнос». Именно резервации для аборигенного населения и являются той ойкуменой, о которой говорится «обитаемая земля, т.е. земля, заселенная людьми».

5. С канадской территорией (ойкуменой) тесно связаны процессы размещения и территориального распределения производственных сил и расселения коренного населения. Сегодня следует говорить о территории страны не только с позиции ресурсной составляющей, но и с позиции человеческого бытия, сферы жизнедеятельности коренных народов. Ойкумена все больше и больше приобретает социальный статус и начинает ассоциироваться с территориальными ресурсами, а также с человеческим, экономическим и иным потенциалом. Повсеместно на каждой территории формируются предпосылки социально-экономического развития и условия жизнедеятельности представителей «первых наций» Канады.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Столбов В. А., Шарыгин М. Д. Поведенческая география. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009. 354 с.

2. Воронин В. В., Шарыгин М. Д. Экономическая, социальная и политическая география. Самара: Из-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. 392 с.

3. Алаев Э. Б. Экономико-географическая терминология. М.: Мысль, 1977. 199 с.

4. Коростелева М. С., Санкова Е. А. Географическое пространство в условиях меняющегося общества // Межкультурный диалог и вызовы современности: другость и инаковость в своём и родном: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции / под общ. ред. В. П. Степанова, С. М. Губаненковой. 2019. С. 173-178.

5. Трофимов А. М. Четыре лекции из цикла «Пространственная география». Казань, 1979. С. 6.

6. Топчиев А. Г. Географическое пространство и его свойства // Всесоюз. Симпозиум по теорет. вопр. географии. Киев. 1977. С. 47.

7. Скрыльник Г. П. Пространство-время в развитии геосистем и природные риски // Научные горизонты. 2018. № 6(10). С. 123-148.

8. Толстых О. Н. Роль культуры коренных народов Канады в формировании туристского интереса // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации: Сборник научных трудов. 2020. С. 414-418.

9. Bone R. M. The regional geography of Canada. Don Mills. Ontario: Oxford University Press, 2003. 582 с.

10. Стельмах В. Г. Тишков В. А., Чешко С. В. Тропою слез и надежд: Книга о современных индейцах США и Канады М.: Мысль, 1990. 316 с.

11. Максимова Д. Д., Соколов В. И. Коренные народы Канады: эволюция отношений с государством // Институт США и Канады российской Академии наук. 2010. С. 55-71.

12. Толстых О. Н., Беломестнова М. Е. Регионализация в современной Канаде на примере коренных народов: демографический, культурный и географический аспекты // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 76-79.

13. Statistics Canada (2016), Census of Population [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statcan.gc.ca/

TERRITORY AS A GEOGRAPHICAL SPACE ON THE EXAMPLE OF ECUMENE OF AUTOCHTONIAN POPULATION OF CANADA

Tolstykh O. N.

Russian State University of Physical Education Sport Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation

E-mail: tolstykh.oksana@gmail.com

In the article, the author defines the relationship between the concepts of "territory", "geographic space" and "ecumene", and also considers the territory as a geographic space. Particular attention is paid to the autochthonous peoples of Canada and their "ecumene". This study is important for understanding the conditions in which the life of the indigenous peoples of the country proceeded, continues and will continue. Using the cartographic method, 7 physical-geographical zones of Canada are shown. All boundaries are determined on the basis of the relative unity of the relief and physical and geographical characteristics of each region. Also, in the cartographic version there are 6 ethnocultural areas (territories) inhabited by the autochthonous peoples of Canada.

Territory is a concept that occupies one of the main places in the system of scientific knowledge. The geographical position of the territory, size or area, distance, boundaries of this territory are essential characteristics in its study. Depending on the object of research and problems, "territory" can be studied from different positions, including as a synonym for geographic space.

The object of the study of this work is the territory as a geographic space. By exploring any territory, we mean the analysis of a certain spatial substance that is adapted (to a greater or lesser extent) for the life of people; we consider the function of the territory from the point of view of the environment and the possibilities of the process of vital activity of the population in its space; As a result, a territory is a space that has a certain capital (resource): economic, social, etc.

The purpose of the study is to characterize the ecumene of the autochthonous population of Canada through the relationship of such concepts as "territory" and "geographic space". The concepts of "territory" and "population" are inseparable from each other, since any territory always has a certain capital, potential, base. It is this capital of the territory that becomes that "condition" for the life of each particular people living in a particular area. The issue of the area of the aboriginal population of Canada is closely related to the issue of the geographical location of the reservations, the quantity and quality of the lands they occupy. Modern Canadian Indians are dispersed over a vast territory. The scattered nature of reservations, their remoteness from large industrial centers and areas where the main population lives, give rise to the problem of connecting reservations with the rest of the territories, the problem of isolation from labor markets and goods, centers of modern culture. Speaking about the autochthonous population of Canada, and highlighting the geographical space (ecumene) in which the indigenous peoples lived before the arrival of the European colonizers, it should be noted that the natural environment was an important factor in the resettlement of the indigenous peoples of this part of the continent. In recent decades, one can observe a change in the concept of territory and geographic space. Socio-economic, political, ecological components are also undergoing a change in approaches and research methods.

It is the natural resources of the area, the recreational potential, the economic development of the territory that allow the indigenous peoples of Canada to form their relationships according to the principle of "ecumene-ethnos" in modern times.

Due to its vast area, Canada has a great variety of natural resources, but at the same time it has difficulties with the accessibility of certain parts of the country. But this territorial inaccessibility did not at all prevent the indigenous peoples of modern Canada in the distant past from populating this vast space, even if it was uneven.

For the majority of aborigines in Canada, internal forced migration by the European colonialists has formed a new system of relations "ecumene-ethnos". It is the reservations for the aboriginal population that are the ecumene referred to as "inhabited land, that is. land inhabited by people. "

The processes of placement and territorial distribution of productive forces and resettlement of the indigenous population are closely related to the Canadian territory (ecumene). Today we should talk about the territory of the country not only from the standpoint of the resource component, but also from the standpoint of human existence, the sphere of life of indigenous peoples. Ecumene more and more acquires a social status and begins to associate with territorial resources, as well as with human, economic and other potential. Everywhere in each territory the prerequisites for socio-economic development and living conditions of representatives of the "first nations" of Canada are formed.

Keywords: territory, ecumene, indigenous peoples, autochthonous population, geographic space, Canada.

References

1. Stolbov V. A., Sharygin M. D. Povedencheskaya geografiya. Perm': Perm. gos. un-t, 2009. 354 p. (in Russian)

2. Voronin V. V., Sharygin M. D. Ekonomicheskaya, social'naya i politicheskaya geografiya. Samara: Iz-vo Samar. gos. ekon. un-ta, 2006. 392 p. (in Russian)

3. Alaev E. B. Ekonomiko-geograficheskaya terminologiya. M.: Mysl', 1977. 199 p. (in Russian)

4. Korosteleva M. S., Sankova E. A. Geograficheskoe prostranstvo v usloviyah menyayushchegosya obshchestva // Mezhkul'turnyj dialog i vyzovy sovremennosti: drugost' i inakovost' v svoyom i rodnom: Sbornik nauchnyh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / pod obshch. red. V. P. Stepanova, S. M. Gubanenkovoj. 2019. p. 173-178. (in Russian)

5. Trofimov A. M. CHetyre lekcii iz cikla «Prostranstvennaya geografiya». Kazan', 1979. P. 6. (in Russian)

6. Topchiev A. G. Geograficheskoe prostranstvo i ego svojstva // Vsesoyuz. Simpozium po teoret. vopr. geografii. Kiev. 1977. P. 47. (in Russian)

7. Skryl'nik G. P. Prostranstvo-vremya v razvitii geosistem i prirodnye riski // Nauchnye gorizonty. 2018. № 6(10). P. 123-148. (in Russian)

8. Tolstyh O. N. Rol' kul'tury korennyh narodov Kanady v formirovanii turistskogo interesa // Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii: Sbornik nauchnyh trudov. 2020. P. 414-418. (in Russian)

9. Bone R. M. The regional geography of Canada. Don Mills. Ontario: Oxford University Press, 2003.

582 p.

10. Stel'mah V. G. Tishkov V. A., Cheshko S. V. Tropoyu slez i nadezhd: Kniga o sovremennyh indejcah SSHA i Kanady M.: Mysl', 1990. 316 p. (in Russian)

11. Maksimova D. D., Sokolov V. I. Korennye narody Kanady: evolyuciya otnoshenij s gosudarstvom // Institut SSHA i Kanady rossijskoj Akademii nauk. 2010. P. 55-71. (in Russian)

12. Tolstyh O. N., Belomestnova M. E. Regionalizaciya v sovremennoj Kanade na primere korennyh narodov: demograficheskij, kul'turnyj i geograficheskij aspekty // Innovacii i investicii. 2020. № 6. p. 76 -79. (in Russian)

13. Statistics Canada (2016), Census of Population [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.statcan.gc.ca/

Поступила в редакцию 17.05.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.