Теория и практика общественного развития. 2022. № 8. С. 35-41. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 8. P. 35-41.
Научная статья УДК 316.3/.4(985)
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.8.4
Народосбережение Арктики: участие добывающих компаний в повышении качества жизни коренных народов Севера
Евгения Владимировна Потравная
Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3343-0253
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения качества жизни коренных народов Севера как одно из направлений обеспечения народосбережения в Российской Арктике. Актуальность темы исследования связана с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 в части обеспечения национального развития, сохранения населения, здоровья и благополучия людей, устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны России. Вопросы повышения качества жизни местного населения в Российской Арктике рассматриваются как важный элемент расчета индекса народосбережения. Обосновывается подход к расширению участия добывающих компаний в реализации проектов и программ социально-экономического развития арктических территорий. Анализируется опыт компании АО «Алмазы Анабара» по поддержке мер, направленных на развитие традиционных промыслов и повышение качества жизни населения в арктических районах Республики Саха (Якутия), включая содействие занятости, закупку продукции традиционных промыслов для нужд компании и др. На основе проведения социологических исследований в районах реализации проектов по добыче полезных ископаемых выделены основные социальные проблемы, которые волную местное население, а также факторы, которые влияют на качество жизни коренных народов Севера.
Ключевые слова: народосбережение; коренные народы Севера; качество жизни населения; добывающие компании; социально-экономическое развитие арктических территорий
Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ), проект № 22-28-01010 «Народосбережение как основа безопасного социально-экономического развития регионов России: анализ, прогноз и система мер по локализации и нейтрализации угроз».
Для цитирования: Потравная Е.В. Народосбережение Арктики: участие добывающих компаний в повышении качества жизни коренных народов Севера // Теория и практика общественного развития. 2022. № 8. С. 35-41. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.8A
Original article
Arctic People's Conservation: Participation of Extractive Companies in Improving the Quality of Life of the Northern First Nations
Eugenia V. Potravnaya
Cherepovets State University, Cherepovets, Russian, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3343-0253
Abstract. The article examines the issues of improving the quality of life of Northern first nations as one of the directions of ensuring people's conservation in the Russian Arctic. The relevance of the research topic is related to the implementation of Presidential Decree No. 474 of 21 July 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", "Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and National Security up to 2035", approved by Presidential Decree No. 645 of 26 October 2020 in terms of ensuring national development, population conservation, human health and well-being, sustainable social and economic development of the Russian Arctic zone. Improving the quality of life for local people in the Russian Arctic is seen as an important element in the calculation of the People' conservation index. The approach to expanding the participation of extractive companies in the implementation of projects and programs for the socio-economic development of the Arctic territories is justified. Analyzes the experience of Almazy Anabara JSC in supporting measures aimed at developing traditional crafts and improving the quality of life in the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia), including
© Потравная Е.В., 2022
promotion of employment, procurement of traditional crafts products for the company's needs, etc. Based on sociological research in the extractive project areas, the main social issues of concern to the local population, as well as factors that affect the quality of life of Northern first nations, are highlighted.
Keywords: people' conservation, Northern first nations, quality of life, extractive companies, socio-economic development of Arctic territories
Funding: the article was prepared with the financial support of a grant from the Russian Science Foundation (RNF), project No. 22-28-01010 "People saving as the basis for safe socio-economic development of Russian regions: analysis, forecast and system of measures for localization and neutralization of threats".
For citation: Potravnaya, E.V. (2022) People's Conservation of the Arctic: Participation of Mining Companies in Improving the Quality of Life of the Peoples of the North. Theory and Practice of Social Development. (8), 35-41. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.8.4 (In Russian)
Как отмечается в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, одной из ключевых целей национального развития является сохранение населения, здоровье и благополучие людей (О национальных целях развития, 2020).
Очевидно, что вопросы народосбережения имеют свою специфику в различных регионах страны. Важным приоритетом реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»2 (2020 г.) является народосбережение и улучшение качества жизни проживающих в Арктике коренных народов Севера. При этом следует учитывать, что показатели жизни народов Севера значительно отстают от общероссийских (Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, 2020). В «Стратегии народосбережения в Российской Федерации на период до 2050 года»3, одобренной решением Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению от 24 марта 2021 года № АГ/9-КС, предусмотрено создание необходимых социально-экономических условий, обеспечивающих устойчивый рост рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни (Стратегия народо-сбережения, 2021)4.
Для оценки эффективности мер по народосбережению используются различные подходы, включая расчет индекса народосбережения, который позволяет определить и оценить результативность решений в данной сфере, а также проводить общественный мониторинг. Данный индекс охватывает такие направления, как численность населения, человеческий потенциал (капитал), качество жизни. При этом каждое направление включает соответствующий набор статистических и социологических показателей: численность населения (демография, миграция), человеческий потенциал (капитал) (образованность граждан и уровень профессиональной квалификации, здоровье и долголетие, культура и ценности, деловая активность), качество жизни (безопасность жизни, жилье и коммунальные услуги, благосостояние граждан, транспорт и связь, рынок труда и качество рабочих мест, социальная инфраструктура и качество окружающей среды (Методика определения индекса народосбережения, 2020).
В этих условиях важное значение имеет выявление социальных проблем, связанных с повышением качества жизни населения в контексте народосбережения, а также оценка отношения к приоритетным ценностям населения в рамках концепции народосбережения.
Проведенные социологические опросы населения в 2020 г. в арктических районах, где реализуются проекты по разведке и добыче полезных ископаемых (Оленёкский и Анабарский районы Республики Саха (Якутия)), показывают, что местных жителей волнуют следующие социально-экономические проблемы (в % от общего числа опрошенных): отсутствие рабочих мест (18,0 %), низкий уровень дохода (20,7 %), высокие цены на продукты (32,2 %), низкий уровень
1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 26.06.2022).
2 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (с изменениями и дополнениями) : Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
3 Стратегия народосбережения в Российской Федерации на период до 2050 года, одобрена решением Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению от 24 марта 2021 года № АГ/9-КС [Электронный ресурс]. URL: https://fNes.oprf.ru/stor-age/image_store/strategiya_narodosberezheniya.pdf (дата обращения: 26.06.2022).
4 Методика определения индекса народосбережения. Одобрена Решением Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению «21» сентября 2020 г. №АГ/2-КС [Электронный ресурс]. URL: https://ngtpp.ru/wp-content/uploads/2021/04/Metodika-Indeksa_03-2-1093279-v1.pdf (дата обращения 26.06.2022).
медицинского обслуживания (11,5 %), транспортные проблемы (17,6 %). В данном опросе принимали участие 130 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. В статистической обработке данных не учитывались варианты ответов «другое». 9,2 % ответивших оставили комментарии по данному вопросу и указали на отсутствие лекарств, преступность, алкоголизм, отсутствие интернета (Potravnaya, 2021).
Среди экологических проблем, которые волнуют жителей на рассматриваемых территориях, респонденты отмечали (в % от общего числа опрошенных): загрязнение окружающей среды (16,4 %), снижение поголовья оленей и изменение путей их миграции (23,1 %), сокращение объектов традиционных промыслов Севера (оленеводство, охота, рыболовство) (19,1%), переработка мусора (17,1 %), браконьерство (10,4 %), изменение климата (14,0 %). Представляется, что выявленные социально-экономические и экологические проблемы тесно связаны с миграционными настроениями и установками местного населения, при этом экономическое благосостояние и экологическое благополучие тесно связано с сохранением народонаселения (Potravnaya, Tishkov, 2022).
Следует учитывать, что в рамках реализации проектов по добыче полезных ископаемых в арктических районах могут быть созданы предпосылки и условия для решения многих перечисленных социальных и экономических задач. Так, программы социального инвестирования добывающих компаний и реализация компенсационных проектов в районах добычи полезных ископаемых, которые затрагивают места традиционного проживания и традиционную хозяйственную деятельность коренных народов Севера, включают создание новых рабочих мест для местного населения, поддержку строительства объектов социальной, транспортной инфраструктуры и др. (Novoselov et al. 2020; Novoselov et al. 2022). При этом поддержка мер по улучшению качества жизни местного населения может осуществляться как за счет средств самой добывающей компании, бюджетных инвестиций, путем использования механизмов государственно-частного партнерства, так и за счет долевого финансирования заинтересованных сторон (Новоселов, Потравный, Новоселова, Чавез Феррейра, 2018; Потравная, Кривошапкина, 2022).
На примере деятельности алмазодобывающей компании АО «Алмазы Анабара» (входит в АР АЛРОСА) в Республике Саха (Якутия) рассмотрим участие добывающих компаний в реализацию комплекса мер по повышению качества жизни местного населения. Социально-экономическое развитие арктических районов в зоне реализации проектов по разведке и добыче полезных ископаемых и трудоустройство местного населения (97 % всех работников компании - это местные кадры) является одним из приоритетных направлений деятельности компании.
По результатам проведения этнологической экспертизы проектов намечаемой деятельности на месторождениях р. Эбелях, р. Молодо, Лясегер-Юрях, участок Очуос в Анабарском, Оле-нёкском, Булунском районах Республики Саха (Якутия) разработаны и реализуются меры поддержки коренных народов Севера и их традиционных промыслов, в том числе в рамках Соглашений о социально-экономическом развитии данных муниципальных районов. На эти цели в 2021 году компанией было выделено 108,6 млн руб., что охватывает меры технической, технологической и логистической поддержки, развитие связи, внедрение новых технологий и обустройство транспортной и социальной инфраструктуры, взаимодействие с центрами занятости, обучение местного населения техническим специальностям с последующим трудоустройствам на производственные объекты компании на арктических территориях.
Начиная с 2016 г. генеральные Соглашения о таком сотрудничестве ориентированы на весь срок деятельности недропользователя на лицензионных участках, который охватывает период до 20 лет, что позволяет муниципальным районам планировать привлечение инвестиций на длительный период и дает уверенность в развитии на перспективу.
Такое содействие и помощь со стороны добывающей компании осуществляется практически по всем аспектам жизнедеятельности арктических муниципальных районов. К примеру, учитывая суровые условия Крайнего Севера, добывающая компания оказывает помощь местному населению в вопросах перевозок населения и грузов, организуя так называемые «зеленые рейсы», бесплатно направляются в арктические населенные пункты в районах деятельности компании овощи и фрукты для нуждающихся категорий лиц, выполняется перевозка оленеводов, детей, продуктов до стойбищ, оказывается помощь пострадавшим от наводнений, совместно с Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) при финансовой и организационной поддержке компании узкопрофильные специалисты Национального центра медицины (кардиолог, эндокринолог, педиатр, врач УЗИ) проводят медосмотры населения. К примеру, в 2021 г. бригада стоматологов работала с населением в с. Жилинда Оленёкского района, бригада узкопрофильных специалистов работала в с. Юрюнг-Хая Анабарского района.
Кроме того, компания участвует в культурной жизни районов в алмазной провинции, выступает спонсором ряда районных мероприятий. В 2022 г. оказывала помощь в перевозке оленей из
с. Жилинда на соревнование в с. Оленёк на празднование Дня оленевода, предоставила призовой фонд - «Бураны» на победителей соревнования и денежные призы. Для этих целей были приобретены также снегоходы для вручения победителям традиционных оленьих гонок в честь Дня оленевода, проводимых в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе и Оле-нёкском эвенкийском национальном районе Якутии.
Существенным фактором, влияющим на качество жизни местного населения, является содействие занятости, что связано с получением дохода, борьбой с бедностью. В таблице 1 динамика трудоустройства местного населения из числа коренных малочисленных народов Севера на производственных объектах компании. При этом общая численность трудоспособного населения Анабарского района в 2019 г. составила 2046 чел.
Таблица 1 - Динамика занятости местного населения в Анабарском районе Якутии на производственных объектах АО «Алмазы Анабара» за 2016-2022 гг._
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 (оценка)
Численность занятых работников компании на территории района, чел. 1440 1369 1422 1531 803 791 939
Численность занятых местных жителей района на объектах компании, чел. 124 160 175 163 129 139 180
Доля местных жителей, работающих в компании в общей численностью занятых, % 8,6 11,7 12,3 10,7 16,1 17,6 19,2
Примечание: Таблицы 1 и 2 составлены автором по данным АО «Алмазы Анабара».
Следует отметить, что снижение численности занятых на производственных объектах компании в 2020-2021 гг. связано с последствиями пандемии коронавируса. В рамках благотворительной помощи компании регулярно оказывается поддержка ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и детям войны в виде продуктовых наборов и подарков.
Как отмечалось выше, высказанные в рамках проведения социологических опросов пожелания населения в местах деятельности добывающей компанией реализуются в рамках проектов и программ социального инвестирования. К примеру, с помощью компании местные жители теперь без выезда в районный центр могут пользоваться услугами банкомата в с. Жилинда Оле-нёкского района и в с. Юрюнг-Хая Анабарского района. Только в Анабарском районе республики ежегодное финансирование АО «Алмазы Анабара» в рамках Соглашения о сотрудничестве по социально-экономическому развитию за 2020-2022 гг. составило 60 млн руб.
По заявкам Администрации Анабарского района за 2020-2022 гг. осуществлено 549 авиаперевозок жителей района по маршруту Саскылах - Якутск на сумму 18,9 млн руб., а также доставка авиагрузов для местного населения. В 2020-2021 гг. навигацией осуществлялись спонсорские перевозки грузов по заявкам муниципальных организаций и предприятий района по маршруту Архангельск - Юрюнг-Хая (107,1 тонн), а также автозимником по маршруту Якутск -Саскылах (2,8 тонн). Кроме того, добывающая компания АО «Алмазы Анабара» выполняла за счет собственных средств работы в 2021-2022 гг. по содержанию автозимника «Анабар» в Анабарском района протяженностью 315,4 км, которым пользуется местное население для перевозки грузов и людей. Затраты на эти цели составили 56,6 млн руб.
Существенным вкладом добывающей компании в поддержку традиционных промыслов и обеспечение качества жизни местного населения является закупка продукции традиционных промыслов (мяса, рыбы) у местных товаропроизводителей для собственных нужд компании. К примеру, в 2020 г. было заключено 5 договоров с местными производителями мяса и рыбы на поставку в 2021 г. 32,9 тонн оленины и 9 тонн рыбы. Данные договоры заключались компанией с МУП им. Спиридонова, ММУП им. Андросова, производственным кооперативом - родовой кочевой общиной «Соулима», родовыми общинами «Арылаах» и «Манит».
В таблице 2 приведены закупочные цены на продукцию традиционных промыслов и объемы закупок у местных товаропроизводителей Анабарского района за 2017-2021 гг. для собственных нужд добывающей компании.
Некоторое снижение закупок продукции традиционных промыслов у местных товаропроизводителей в 2020-2021 гг. связано со снижением объемов деятельности добывающей компании в условиях пандемии коронавируса.
Таблица 2 - Закупочные цены и объемы закупок продукции традиционных промыслов
в Анабарском районе для нужд компании АО «Алмазы Анабара»
Наименование продукции 2017 2018 2019 2020 2021
Закупочные цены, руб.
Оленина 200,0 250,0 250,0 270,0 280,0
Рыба муксун 250,0 250,0 300,0 300,0 350,0
Омуль 230,0 240,0 240,0 240,0 250,0
Рыба пелядь 170,0 250,0 250,0 260,0 260,0
Закупки продукции местных товаропроизводителей
Оленина, т 70 49,6 60,0 40,0 32,9
Рыба, т 20,0 22,0 20,0 10,5 9,0
Объем закупок, млн руб.
Всего 20,9 17,3 21,4 13,4 11,2
По трехстороннему соглашению с педагогами Анабарского улуса, муниципальным образованием и добывающей компанией осуществляются выплаты педагогам и медицинским работникам. При поддержке компании производится закупка и доставка (авиа) инвентаря для общеобразовательной школы в с. Юрюнг-Хая. В 2020-2021 гг. компания обучила 27 человек из числа местных жителей с последующим трудоустройством на своих производственных объектах, что способствовало росту занятости и доходов населения района.
Данная добывающая компания оказывает помощь Анабарскому району за счет собственных средств и техники в проведении буровых работ под установку свай для строительства жилых и социальных объектов. В 2020-2021 гг. для этих целей было пробурено 1014 м породы в условиях вечной мерзлоты. Доходы местного бюджета района от уплаты налогов от деятельности компании ежегодно составляют около 80 млн руб. Отметим, что налог на доходы физических лиц из числа местного населения, работающих на объектах данной добывающей компании, составляют ежегодно порядка 110 млн руб. В конечном итоге данные средства идут на формирование местного бюджета и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий жизни местного населения.
Среди факторов, влияющих на качество жизни населения территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия), Гнатюк Г.А. и Федорова А.С. выделяют следующие (Гнатюк, Федорова, 2021):
- социально-экономические (географические) - характер и структура экономики, ВРП на душу населения, уровень доходов, величина прожиточного минимума, обеспеченность жильем, благоустройство территории, стоимость потребительской корзины;
- социальные - уровень заболеваемости, безработицы, образования, безопасности, обеспеченности врачами, доля населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума, демографическая ситуация;
- этнологические факторы - социокультурные особенности населения (традиции, обычаи, этнос).
При этом значение этносоциальных факторов качества жизни коренных народов Севера все более возрастает (Слепцов, 2021). Для характеристики качества жизни населения используются такие параметры, как качество окружающей среды и экологическая ситуация. К примеру, компания АО «Алмазы Анабара» по просьбам местного населения осуществляет мониторинг и контроль качества воды, забираемой населением с. Саскылах для питьевого водообеспечения, поставила за счет собственных средств контейнеры для раздельного сбора мусора.
Отдельные авторы предлагают учитывать при оценке качества жизни коренных народов Севера субъективные факторы, связанные с ощущениями благополучия и удовлетворенностью жизнью (Забелина, Курносова, Копцева, Лузан, Щукина, 2021). С этих позиций качество жизни определяется не только определенными научными критериями, но и собственными ощущениями людей. Именно от ощущений отдельного индивидуума зависит его удовлетворенность жизнью, её качеством. Безусловно, на данные ощущения влияют такие объективные признаки, как пол, возраст, уровень образования, вид деятельности.
Анализ социологических опросов, проведённых в арктических районах Якутии в связи с промышленным освоением данных территорий, показывает, что изменение качества жизни под влиянием этого процесса отмечают все опрошенные, независимо от гендерных, возрастных и других отличий.
Таким образом, поддержка добывающими компаниями в рамках своей деятельности проектов и программ, направленных на улучшение условий и качества жизни коренных народов Севера, является важным фактором народосбереждения. Для анализа и мониторинга процессов народосбережения в Российской Арктике предлагается использовать социологические методы исследования, этносоциальный мониторинг проектов на всех этапах их жизненного цикла. Как
показывает имеющийся опыт российских компаний и зарубежная хозяйственная практика, участие добывающих компаний в поддержке коренных народов Севера в арктических регионах имеет важное значение для повышения качества жизни местного населения и тем самым способствует народосбережению в Арктике (Sosa, Keenan, 2001; Ibironke Todumosu-Ayanu, 2014).
Список источников:
Гнатюк Г.А., Федорова А.С. Качество жизни населения территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) // Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность. Труды II Гран-берговской конференции. Новосибирск, 2021. С. 470-477. 10.53954/9785604607893_470.
Забелина Е.В., Курносова С.А., Копцева Н.П., Лузан В.С., Щукина К.Е. Стратегии экономического поведения коренных малочисленных народов Севера и их влияние на субъективное благополучие // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. 14(6), 797-809. 10.17516/1997-1370-0761.
Новоселов А.Л., Потравный И.М., Новоселова И.Ю., Чавез Феррейра К.Й. Механизм реализации инвестиционных проектов экологической направленности на основе долевого финансирования // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 4. С. 1488-1497.
Потравная Е.В., Кривошапкина О.А. Оценка приоритетности компенсационных проектов различными группами населения при промышленном освоении Арктики // Вестник университета. 2022. № 1. С. 176-188. 10.26425/1816-4277-2022-1 -175-187.
Слепцов А.Н. Родовая община коренных малочисленных народов Севера в системе управления традиционным природопользованием // Арктика: экология и экономика. 2021. Т. 11, № 4. С. 568-581. 10.25283/2223-4594-2021-4-568-581.
Ibironke Todumosu-Ayanu. Governments, Invertors and Local Communities: Analysis of a Multi-Actor Investment contract Framework. Governments, Investors and Local Communities // Melbourne Journal of International Law. 2014. Vol. 15. pp. 1-42.
Novoselov A., Potravny I., Novoselova I., Gassiy V. Social Investing Modeling for Sustainable Development of the Russian Arctic // Sustainability. 2022, 14, 933. https:/doi.org/10.3390/su14020933.
Novoselov A., Potravny I., Novoselova I., Gassiy V. Sustainable Development of the Arctic Indigenous Communities: The Approach to Projects Optimization of Mining Company // Sustainability. 2020, 12 (19). 7963. https://doi.org/10.3390/su12197963.
Potravnaya E.V. Social Problems of Industrial Development of the Arctic Territories // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. 14 (7): 1008-1017. 10.17516/1997-1370-0780.
Potravnaya E.V., Tishkov S.V. Why young people leave the Arctic: the results of sociological research // Evolution of Biosphere and Technogenesis. IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 962. 2022. 10.1088/1755-1315/962/1/012030.
Sosa I., Keenan K. Impact Benefit Agreements between Aboriginal Communities and Mining Companies: Their Use in Canada. Report, Canadian Environmental Law Association, October 2001. 29 p.
References:
Gnatyuk, G.A., Fedorova, A.S. (2021) Kachestvo zhizni naseleniya territoriy traditsionnogo prirodopolzovaniya Respubliki Sakha (Yakutiya) [The quality of life of the population of the territories of traditional nature use of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Prostranstvennyy analiz sotsialno-ekonomicheskikh sistem: istoriya i sovremennost. Trudy II Granbergovskoy konferentsii. Novosibirsk, 470-477. Available from: doi:10.53954/9785604607893_470. (In Russian)
Ibironke Todumosu-Ayanu (2014). Governments, Invertors and Local Communities: Analysis of a Multi-Actor Investment contract Framework. Governments, Investors and Local Communities. Melbourne Journal of International Law. 15, 1-42.
Novoselov, A.L., Potravny, I.M., Novoselova, I.Yu. & Chavez Ferreira, K.Y. (2018) Mekhanizm realizatsii investitsionnykh proyektov ekologicheskoy napravlennosti na osnove dolevogo finansirovaniya [Mechanism of implementation of environmental investment projects based on equity financing]. Ekonomika regiona. 14 (4), 1488-1497. (In Russian)
Novoselov, A., Potravny, I., Novoselova, I. & Gassiy, V. (2022) Social Investing Modeling for Sustainable Development of the Russian Arctic. Sustainability, 14, 933.
Novoselov, A., Potravny, I., Novoselova, I. & Gassiy, V. (2020) Sustainable Development of the Arctic Indigenous Communities: The Approach to Projects Optimization of Mining Company. Sustainability, 12 (19), 7963. Available from: doi:10.3390/su12197963.
Potravnaya, E.V.. Krivoshapkina, O.A. (2022) Otsenka prioritetnosti kompensatsionnykh proyektov razlichnymi gruppami nase-leniya pri promyshlennom osvoyenii Arktiki [Compensation projects priority assessment by various population groups in the arctic industrial development]. Vestnik universiteta, 1, 176-188. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2022-1-175-187. (In Russian)
Potravnaya E.V. (2021) Social Problems of Industrial Development of the Arctic Territories. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 14 (7): 1008-1017. Available from: doi:10.17516/1997-1370-0780.
Potravnaya, E.V., Tishkov, S.V. (2022) Why young people leave the Arctic: the results of sociological research // Evolution of Biosphere and Technogenesis. IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 962. Available from: doi: 10.1088/17551315/962/1/012030.
Sleptsov, A.N. (2021) Rodovaya obshchina korennykh malochislennykh narodov Severa v sisteme upravleniya traditsionnym prirodopolzovaniyem [The tribal community of the indigenous peoples of the North in the system of traditional nature management]. Arktika: ekologiya i ekonomika. 11 (4), 568-581. Available from: doi:10.25283/2223-4594-2021-4-568-581. (In Russian)
Sosa, I., Keenan, K. (2001) Impact Benefit Agreements between Aboriginal Communities and Mining Companies: Their Use in Canada. Report, Canadian Environmental Law Association, October, 29 p.
Zabelina, E.V., Kurnosova, S.A., Koptseva, N.P., Luzan, V.S. & Shchukina, K.E. (2021) Strategii ekonomicheskogo povedeniya korennykh malochislennykh narodov Severa i ikh vliyaniye na subyektivnoye blagopoluchiye [Economic behaviour strategies of the Northern small-numbered indigenous peoples and their impact on the subjective well-being]. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki, 14 (6), 797-809. Available from: doi:10.17516/1997-1370-0761. (In Russian)
Информация об авторе Е.В. Потравная - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления Череповецкого государственного университета, Череповец, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1143331.
Information about the author
E.V. Potravnaya - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Economics and Management, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1143331.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 09.08.2022.