НАПРАВЛЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕ СКОЙ ЗОНЫ РОССИИ
(на примере Якутии)
В статье оцениваются основные направления экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации, возможности одновременного совмещения целей освоения природных богатств Арктических территорий с целями охраны природы и поддержки традиционных промыслов коренных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия). Показаны принципы решения этих задач на основе государственной поддержки коренных жителей. Обосновывается необходимость сохранения заселенности данных территорий. Проведено сравнение действующей практики государственной поддержки коренных народов в России и в странах, близких к ней по природно-климатическим условиям. Дана оценка перспективного развития промышленного производства и традиционных промыслов в регионе.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, поддержка коренного населения Севера, традиционные промыслы, перспективы заселенности северных территорий, российская Арктика, Республика Саха (Якутия)
Введение. В настоящее время в Арктической зоне (АЗ) России реализуется ряд крупномасштабных проектов формирования и развития опорных зон промышленного и сельскохозяйственного производств. В принятых Стратегиях развития России и регионов до 2030-2035 гг. предусмотрены инвестиционные проекты, направленные на разведку и добычу полезных ископаемых, развитие транспортной, энергетической и жилищной инфраструктур, обеспечение продовольственной безопасности региона.
Очевидно, что интенсивное освоение крупных месторождений полезных ископаемых и организация работы многих производств и поселений в АЗ требуют решения проблем народонаселения и поддержки традиционных промыслов коренных народов [1].
Якутия - один из немногих регионов, население арктической части которого неуклонно уменьшается. С 1990 г. численность жителей в ней сократилась более, чем в 2 раза. Если в 1990-е годы она составляла 148 тыс. чел., то в настоящее время немногим более 67 тыс. За прошедшие десять лет численность населения в АЗ республики уменьшилась почти на 9%. Временное пребывание работников, занятых на производстве вахтовым методом и находящихся только в ограниченных местах его концентрации, не гарантирует достижения необходимой заселенности северных земель.
Мировой опыт освоения и обживаемости земель в экстремальных условиях показывает усиливающееся стремление коренных малочисленных народов к доступным благам потребления, по качеству близким к городским. Таким образом, определяется ряд важных направлений социально-экономического обустройства арктических территорий России [2], связанных с необходимостью промышленного освоения территории с учетом специфики интересов и потребностей коренных жителей Севера, придерживающихся традиционных направлений хозяйствования, условий жизни и потребления [3].
Современное состояние производства продовольствия в арктических районах Якутии. Традиционные формы природопользования на арктических территориях - оленеводство, охота, рыболовство - не являются в настоящее время определяющими факторами их экономического развития. Главная роль принадлежит ин-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (проект №19-010 00120а «Системные характеристики прогнозируемых сценариев экологизации производства в аграрном сегменте экономики»).
тенсивному освоению крупных месторождений полезных ископаемых и организации работы многих производств, вызванных необходимостью развития продовольственного потенциала в условиях Арктики [4-5].
В настоящее время доля сельского хозяйства в производстве валового муниципального продукта АЗ Республики Саха (Якутия) составляет 3,3%. В арктических условиях эта отрасль имеет важное значение для обеспечения местного населения сельскохозяйственной продукцией собственного производства, для сохранения традиционного уклада жизни коренного населения и культурной идентичности коренных малочисленных народов.
По подпрограмме развития традиционных отраслей Севера государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» на поддержку и развитие оленеводства предоставляются 24 субсидии. В 2012-2018 гг. государственная поддержка составила более 4 млрд. руб. На начало 2019 г. в АЗ Якутии содержались 106,3 тыс. голов оленей, или 72,5% общего их поголовья в республике. Несмотря на государственную поддержку, в 2019 г. по сравнению с 2010 г. поголовье оленей сократилось на 16,2% [6]. Между тем производство мяса и продукции из оленины имеет значительный экспортный потенциал в контексте их экологической чистоты. После 2000 г. в связи со случаями заболеваний «коровьим бешенством» во многих странах Европы (как альтернатива говядине) рассматривается более широкое использование мяса диких животных (оленя, лося, косули).
В рамках подпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» с 2015 г. арктическим районам выделяются средства на строительство рыбопромысловых баз, ледников, приобретение вездеходной техники, катеров, рефрижераторных контейнеров и оборудования по переработке рыбы. В условиях арктических территорий страны применительно к развитию АПК целесообразно развивать технологии с использованием льда в качестве конструкционного материала для хранилищ пищевой продукции.
Сравнительно низкая экологическая нагрузка, высокий уровень развития традиционных видов хозяйства создают потенциал, достаточный для комплексного развития прибрежного рыболовства во многом за счет участия коренного населения. Модернизация агропромышленного комплекса, повышение спроса на экологически чистую продукцию позволят выйти на глубокую безотходную переработку продукции оленеводства и рыболовства, обеспечить развитие рыбоводства и пищевой промышленности, удовлетворение внутреннего спроса на продовольствие и выход на новые рынки сбыта, включая экспорт, создать новые рабочие места для населения арктических районов.
Таким образом, развитие и поддержку традиционных промыслов следует рассматривать как форму «зеленой» занятости местного населения [7-8].
Одним из основных жизнеобеспечивающих видов деятельности является охотничий промысел. Главными объектами охотничьего промысла являются дикий северный олень, белый песец, соболь, ондатра, белка. Значительные их ресурсы имеются в АЗ республики.
Во всех арктических районах АЗ республики прослеживается тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота. В 2018 г. по сравнению со средним значением за 2010-2017 гг. поголовье сократилось на 58,7% (до 5737 голов). Это снижение обусловлено высокими затратами на приобретение кормов. Около половины поголовья содержится в личных подсобных хозяйствах, 30% - в крестьянских фермерских хозяйствах и 20% - в сельскохозяйственных организациях.
Стратегией социально-экономического развития АЗ Республики Саха (Якутия) до 2035 года (2019 г.) предусмотрен проект «Конезаводы Арктики» - создания уникальных видов продукции переработки мяса колымской и янской пород лошадей, якутского аборигенного скота. В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность в АЗ республики развита слабо (табл. 1).
Таблица 1
Производство пищевых продуктов в АЗ Республики Саха (Якутия)
Регион Полуфабрикаты мясные, мясосо-держащие, охлажденные, замороженные Рыба переработанная и консервированная, ракообразные и моллюски Масло сливочное Молоко Изделия хлебобулочные недлительного хранения
всего,т на душу, кг всего,т на душу, кг всего,т на душу, кг всего, т на душу, кг всего, т на душу, кг
Респ. Саха (Якутия) Арктическая зона Респ. Саха (Якутия) 3567,1 9,2 3,67 0,14 6042,1 4607,0 6,23 68,76 2123,7 76,3 2,19 1,14 1657,27 62,30 1,71 0,93 37863,9 2581,6 39,0 38,5
Примечание: в расчетах данных показателей на душу населения принималась численность населения Республики Саха (Якутия) на 1.01.2020 г. 970105 чел. и численность населения арктической зоны республики — 67000 чел.
Крайне недостаточно в АЗ производится продукции тепличного хозяйства. Если в центральных областях европейской части России овощи и фрукты, выращиваемые в закрытом грунте, потребляются в объеме 32 кг/чел. в год, то в северных районах страны, в Сибири, где они являются практически единственным источником витаминов, их содержание в рационе составляет всего лишь 7 кг/чел.
По данным о состоянии сельскохозяйственного производства на северных территориях (на примере АЗ Якутии) в настоящее время недостаточно решена задача обеспечения жителей продуктами местного производства и следовательно требуемой заселенности территорий Севера.
Наиболее успешно эта задача может быть решена путем гарантированного закрепления угодий за коренными малочисленными народами Севера и их родовыми общинами для поддержания и развития традиционных промыслов. Между тем освоение нефтегазовых и минерально-сырьевых ресурсов напрямую затрагивает интересы проживающих коренных малочисленных народов Севера, значительная часть которых ведет традиционный образ жизни [9]. На Севере России за 1990-2018 гг. промысловые территории коренных жителей сократились на 47,5% за счет расширения территорий нефте- и газопромыслов.
Сравнение проблем освоения северных территорий России и Северной Америки, Канады, Норвегии. Анализ зарубежного опыта свидетельствует о поиске адекватных сценариев устойчивого развития арктических территорий [10-11]. При сходстве природно-климатических условий Аляски, Севера Канады, Норвегии и России наблюдаются заметные различия в освоенности и развитии этих территорий не в пользу России (табл. 2).
В проведении социальной политики в зарубежных странах и России расхождения по ряду показателей не слишком велики. Так, в системе здравоохранения США в среднем 54% услуг предоставляется за счет государства. На Аляске эта часть составляет 70%, в северных районах России - 84%. В колледжах США 23% учащихся обучаются бесплатно, на Аляске - 40%, в России - 52%.
Таблица 2
Производство и реализация продукции традиционных промыслов коренных народов
Показатель Страны (в среднем за 2007-2017 гг.)
Россия - Север Сибири США - Аляска Канадский Север Норвегия
Объем вылова рыбы и морепродуктов
коренными жителями, тыс. т 176,1 115,2 137,8 158,6
Годовой вылов на 1 коренного жителя, т 5,4 9,4 7,6 10,3
Доля вылова рыбы коренными жителями
в общем объеме вылова рыбы, % 9,5 10,3 6,8 11,5
Розничная цена 1 кг рыбы и морепродук-
тов в среднем, долл. США 18,3 14,5 16,6 25,8
Объем производства оленины, т в год 3163 1446 918 1167
Производство оленины на одного корен-
ного жителя, кг/год 97 118 105 125
Розничная цена 1 кг оленины, долл. США 24,8 15,7 30,1 38,5
Объем продажи пушнины, добываемой
коренными жителями, на внешнем и
внутреннем рынках, млн. долл. США 2,6 3,1 2,8 2,9
Источник: рассчитано авторами по данным: [12-15].
Отличается от российской система привилегий для местного населения в штате Аляска, северных провинциях Канады, полярных областях Норвегии. В ней предусмотрено освобождение физических лиц от налогов. В России, в частности, в Республике Саха (Якутия) в инициативном порядке в 2019 г. принято решение об освобождении от ряда налогов жителей арктических районов. На законодательном уровне решается также вопрос об обнулении транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. Финансовая поддержка сельскохозяйственных территорий России проводится в русле общегосударственной политики протекционирования аграрного труда [16-17].
На Аляске свидетельством социальной заботы можно считать стимулирование развития мясной продовольственной базы, молочных, птицеводческих хозяйств. С прагматической точки зрения в фермерских хозяйствах нет особой необходимости - из Сиэтла продукты доставляются буквально за одни сутки. Но жители Аляски предпочитают местные продукты [12]. Частный капитал Аляски осуществляет отчисления в федеральную и региональную казну, а также выделяет средства на социальные нужды, в том числе на поддержку коренных жителей в размере 40-50% своих доходов, что значительно выше, чем в других штатах. В России в рамках социальной и экологической ответственности бизнеса также осуществляются меры поддержки коренных жителей Севера за счет добывающих компаний [2; 18].
Сравнивая сходство и различия путей социально-экономического развития северных территорий России и других стран, следует отметить общий основной признак: внешнюю поддержку хозяйства и быта населения, проживающего в экстремальных условиях Севера. В штате Аляска, северных провинциях Канады, в Норвегии поддержка активно осуществляется крупным и средним капиталом, для которого в свою очередь государство использует экономические и административно-правовые стимулы оказания такой поддержки. В России меры поддержки в настоящее время осуществляются главным образом государством за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Перспективы экономического развития северных территорий Якутии и их коренного населения. К важнейшим неотложным задачам социально-экономического развития Севера в ближайшей перспективе следует отнести:
- рост промышленного производства, в том числе высокотехнологичного;
- сохранение и общее оздоровление окружающей среды, особенно в местах проживания людей;
- развитие экологического и этнологического туризма;
- предотвращение демографического опустынивания территорий, влекущего за собой геополитические потери для страны.
Осуществление этих задач предусмотрено в региональных стратегиях развития АЗ РФ до 2030 г. [6].
По перспективным оценкам, в результате реализации мер по поддержке традиционных промыслов заготовка мяса диких северных оленей в арктических районах Якутии возрастет к 2024 г. до 1000 т в убойном весе. Поддержка проектов малой мощности по глубокой переработке рыбы и производству рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью или с уникальными потребительскими свойствами, а также кормов из отходов производства также позволит улучшить ресурсную базу производства сырья и готовой продукции в АПК региона.
Развитие системы заготовки пантов, пушнины, переработки продукции оленеводства и охотничьего промысла также направлено на создание условий для производства и реализации экспортно-ориентированной продукции. В этой связи предусматриваются меры по экономическому стимулированию глубокой безотходной переработки продукции оленеводства и финансовой поддержке (в виде субсидий) на приобретение убойных цехов, организацию сбора эндокринного ферментного сырья в оленеводческих стадах.
Арктические районы республики весьма благоприятны для ведения клеточного звероводства с точки зрения наличия кормовой базы (сорной рыбы и отходов рыбной отрасли). Разведение клеточных зверей (соболя, серебристо-черной лисицы норвежского типа), шкурки которых являются востребованным сырьем для предприятий легкой промышленности и наиболее экспортно-ориентированным видом пушно-мехового сырья, позволит диверсифицировать производство, укрепить межотраслевые связи, создать новые рабочие места в арктических районах. По оценкам, с 2024 г. переработка и производство продукции из пушнины и кожевен-но-мехового сырья может составить 85 млн. шт. ежегодно.
Выполненная Академией наук Якутии оценка ягодного, грибного и травяного потенциалов АЗ республики показывает, что возможные ежегодные объемы заготовок лекарственного сырья, ягод, грибов и орехоплодных здесь составляют соответственно 36 т, 3993,8 т, 2112,5 т и 2220,0 т. При этом в арктических районах рекомендуются сбор и заготовка растительных ресурсов для личного потребления населения. В Академии наук также осуществляется программа исследований по вопросам формирования пищевых технологий и рационов на базе традиционных продуктов Севера.
В центрах муниципальных районов представляется целесообразным развитие перерабатывающих отраслей АПК, в том числе переработка мясной, молочной продукции и продукции рыболовства, путем создания полного цикла «производство - переработка - продажа» с внедрением современных технологий на всех этапах жизненного цикла продукции. Развитие традиционных отраслей Севера (скотоводства и коневодства, животноводства) связано с необходимостью обеспечения местного населения мясом, рыбой и молоком собственного производства, продовольственной безопасности в этом регионе.
Особую роль в обеспечении продовольственной безопасности в арктических районах все еще имеет северный завоз - гарантированное обеспечение населенных пунктов АЗ топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием. Правительство Республики ежегодно утверждает потребность в завозе жизнеобеспечивающих грузов в разрезе муниципальных образований и основных предприятий. В перечень социально значимых продовольственных товаров входит 12 наименований: мука, макаронные изделия, масло растительное, крупы, чай, соль, сахар, мясопродукты и рыбопродукты,
сухое и сгущенное молоко, фрукты и овощи переработанные и консервированные. Кроме того, в ассортимент данных продовольственных товаров входят детское питание, молоко и молокопродукты, яйца, овощи и бахчевые, фрукты свежие, маргарин, колбасные и кондитерские изделия. В число населенных пунктов Республики Саха (Якутия), в которые предусмотрена доставка социально значимых продовольственных товаров, входит 268 населенных пунктов, из них 97 населенных пунктов АЗ.
Поддержка проектов развития традиционных промыслов, производства и закупки продуктов питания из местного сырья позволит не только снизить остроту проблемы северного завоза, но и создать предпосылки для поставок продукции традиционных промыслов в другие регионы страны и за рубеж, учитывая высокие экологические стандарты такой продукции.
В этой связи заслуживает внимания и распространения опыт ряда добывающих компаний (АО «Алмазы Анабара», ООО «Арктик Капитал») по закупке продукции традиционных промыслов, продуктов питания для собственных нужд, а также финансирование проектов по переработке такой продукции в рамках Соглашений о социально-экономическом развитии территории между добывающей компанией, органами местной власти, коренным населением и их родовыми общинами [19-20].
В сфере АПК предусматриваются меры по стимулированию занятости и самозанятости населения, организации закупок промысловой продукции в районных центрах, созданию инфраструктуры (логистических центров, приобретение транспорта для осуществления перевозок), модернизации производств путем создания комплексов глубокой переработки продукции оленеводства и рыболовства. Реализация проекта «Строительство торгово-логистических центров» при содействии Фонда развития Дальнего Востока, разработка регионального закона о факториях позволит коренным образом повысить продовольственную безопасность АЗ Республики Саха (Якутия).
Решение поставленных задач развития АПК тесно связано со строительством доступного, энергоэффективного, безопасного и комфортного жилья, пригодного для условий Арктики. В Республике планируется реализовать проект «Типовой дом для Арктики», отвечающий современным требованиям износостойкости, бы-стровозводимости, энергоэффективности, экологичности в Арктике.
Важной задачей является реализация проекта «Рабочие кадры для Арктики». Он предусматривает расширение программ профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации для взрослого населения, а также открытие новых профессий и специальностей, таких как «Оленевод-механизатор», «Егерь», «Таксидермист», «Охотник промысловый», «Хозяйка чума».
Проект по модернизации отраслей оленеводства и рыбохозяйственного комплекса предполагает продолжение реализации подпрограмм по конкурсному распределению средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на приобретение объектов модернизации отраслей (рыбопромысловых баз, убойных цехов, холодильного оборудования, вездеходной техники и т. д.) с увеличением доли софинансирования инициатора заявки, что позволит повысить к 2024 г. годовой объем вылова рыбы до 6000 т и объем глубокой переработки рыбы - до 2000 т.
Особого внимания заслуживает проект «Модельные территории коренных малочисленных народов Севера», целью которого является создание модели территории с официальным статусом «кластер традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера» в центральной части Жиганского района. Данная модельная территория предусматривает создание экономики, которая будет основываться на комплексном использовании местных природных ресурсов, производстве экологически чистой продукции и предоставлении услуг в сфере туризма.
Заслуживает внимания и распространения на федеральном уровне опыт Республики Саха (Якутия) по проведению этнологической экспертизы проектов [21]. Такой подход предполагает гармонизацию интересов добывающих компаний, местных органов власти и коренных жителей при реализации проектов промышленного освоения Арктики [22]. В рамках возмещения потенциальных убытков коренным народам Севера при хозяйственном освоении территорий традиционного природопользования добывающие компании осуществляют компенсационные платежи, часть средств которых может быть использована на поддержку традиционных промыслов, развитие производств по переработке сельскохозяйственного сырья, создание объектов инфраструктуры. Такой подход соответствует реализации принципа получения и использования выгод при промышленном освоении Арктики [23].
Координацию и мониторинг реализации «Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» осуществляет Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия). В качестве целевых показателей реализации данной Стратегии можно отметить сохранение уровня естественного прироста и снижения миграционного оттока населения, сокращение уровня общей безработицы до 5,7%, повышение уровня жизни населения Арктических районов в 1,8 раза по сравнению с базовым уровнем.
Заключение. Приоритеты развития северных территорий исходят, с одной стороны, из потребности эффективной реализации задач освоения природных богатств Севера, а с другой - сохранения и дальнейшего развития коренного этноса. При этом имеется в виду возможность оптимизации соотношения направлений хозяйственного развития по чисто экономическому критерию и сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.
Поддержка и развитие традиционного природопользования необходимы в первую очередь для сохранения этноса, опыта проживания людей в экстремальных природных условиях, успешного противостояния им, для предотвращения демографического опустынивания арктических территорий и сбережения уникальных ландшафтов. Немаловажными также являются сохранение и развитие производства редких видов естественных и высоко востребованных продуктов потребления - рыбных деликатесов, дичи, оленины, ценного фармакологического сырья. Все это необходимо для улучшения качества жизни и сохранения человеческого капитала. Поддержка этих территорий важна также для гарантии продовольственной независимости страны, регулирования занятости и оптимизации рынка труда, предотвращения избыточной концентрации промышленного производства на отдельных территориях и доминирования сверхурбанизированных мест проживания [24].
В качестве мер поддержки местных товаропроизводителей продовольствия полезно использовать опыт некоторых добывающих компаний по закупке продукции традиционных промыслов, продуктов питания местного производства для собственных нужд, а также по финансированию проектов переработки такой продукции в рамках Соглашений о социально-экономическом развитии территории между добывающей компанией, органами местной власти, коренным населением и их родовыми общинами.
Важной действенной компенсацией за изменения природных и этносоциальных условий проживания коренных народов в процессе промышленного освоения Севера могло бы стать расширение сферы производства потребительских товаров, особенно продуктов питания, производимых на месте с целью умножения их видов и качества. Меры, направленные на повышение качества жизни населения на основе улучшения условий быта, проживания, роста занятости местного населения, могут стать основным средством урегулирования противоположных интересов ко-
ренных жителей и добывающих компаний при реализации проектов промышленного освоения территории Арктики.
Литература
1. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Российская Арктика: логика и парадоксы перемен //Проблемы прогнозирования. 2019. № 6 (177). С. 4-21.
2. Бурцева Е.И., Потравный И.М., Гассий В.В., Слепцов А.Н., Величенко В.В. Вопросы оценки и компенсации убытков коренным малочисленным народам в условиях промышленного освоения Арктики // Арктика: экономика и экология. 2019. № 1(33). С. 27-42.
3. Российская Арктика: современная парадигма развития /Под ред. акад. А.И. Татаркина. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с.
4. Бурцева Е.И., Потравный И.М., Гассий В.В. и др. Экономика традиционного природопользования: взаимодействие коренных народов Севера и бизнеса в российской Арктике / Под общ. ред. Е.И. Бурцевой и И.М. Потравного. М.: Экономика, 2019. 318 с.
5. Гассий В.В., Потравная Е.В. Перспективы развития местного производства продовольственных товаров при промышленном освоении в Арктической зоне //Региональные агросистемы: экономика и социология, 2018. № 4. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.iagpran.ru/journal.php?id=198
6. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) до 2030 года. Доклад Центра стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://src-sakha.ru/previews/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-arkticheskoy-zonyi-respubliki-saha-yakutiya-do-2030-goda/
7. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор экономического роста в мире и в России //Проблемы прогнозирования. 2018. № 5(170). С. 3-12.
8. Войкина Е.А., Потравный И.М. «Зеленая» занятость и рынок труда при формировании экологически ориентированной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 217-240.
9. Татаркин А.И., Захарчук Е.А., Логинов В.Г. Современная парадигма освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2(18). С. 4-13.
10. Annika E. Nilsson, Marcus Carson, Douglas S. Cost, Bruce C. Forbes, Riina Haavisto, Anna Karlsdottir, Joan Nymand Larsen, 0yvind Paasche, Simo Sarkki, Sanne Vammen Larsen, Alexander Pelyasov. Towards Improved Participatory Scenario Methodologies in the Arctic // Polar Geography 0:0, 2019. Рp. 1-15. https://doi. org/10.1080/108893 7X. 2019.1648583
11. Southcott, Chris. Resource Development and Northern Communities — An Introduction. Northern Review, [S.l], n. 41, pp. 3-12, sep. 2015. ISSN 1929-6657. Available at: https://thenorthernreview.ca/index.php/nr/article/view/476. Date accessed: 27oct. 2019. doi: https://doi.org/10.22584/nr41.2015.001
12. Агранат Г.А. Аляска: новая модель развития регионов // География. 2002. №37. С. 17-26.
13. Trend in Alaska's People and Economy. Anchorage. October 2001; Multiculturalism and the Canadian Constitution /Edit. By Stephen JA Tierney. UBCPress. 2007. P. 27-35.
14. Материалы официального сайта Росстата (раздел «Сельское хозяйство и балансы продовольственных ресурсов) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain/ rosstat/ru/statistics/enterprise/economy
15. Multiculturalism and the Canadian Constitution / edit. by. S. Tierney. UBC Press. 2007. P. 27-35.
16. Денисов В.И. Ускорение развития аграрного сектора экономики России на основе повышения эффективности государственной поддержки сельских товаропроизводителей // Проблемы прогнозирования. 2019. № 1(172). С. 95-105.
17. Денисов В.И. Неиспользуемые возможности государственной поддержки аграрного труда в России // Экономика региона. 2018. T. 14(3). С. 1003-1014.
18. Потравный ИМ, Гассий В.В., Черноградский В.Н., Постников А.В. Социальная ответственность компаний-недропользователей на территории традиционного природопользования как основа партнерства власти, бизнеса и коренных малочисленных народов //Арктика: экология и экономика. 2016. № 2(22). С. 56-63.
19. Gassiy, V.; Potravny, I. The Compensation for Losses to Indigenous Peoples Due to the Arctic Industrial Development in Benefit Sharing Paradigm //Resources, 2019, 8(2), 71. https://doi.org/10.3390/resources8020071
20. Nosov, S.I.; Bondarev, B.E.; Gladkov, A.A.; Gassiy, V. Land Resources Evaluation for Damage Compensation to Indigenous Peoples in the Arctic (Case-Study of Anabar Region in Yakutia) // Resources. 2019. № 8. 143. https://doi. org/10.3390/resources8030143
21 Sleptsov, A.; Petrova, A. Ethnological Expertise in Yakutia: The Local Experience ofAssessing the Impact of Industrial Activities on the Northern Indigenous Peoples // Resources. 2019. № 8. 123. https://doi. org/10.3390/resources8030123
22. Gassiy V., Potravny I. The Assessment of the Socio-Economic Damage of the Indigenous Peoples Due to Industrial Development ofRussian Arctic // Czech Polar Reports. 7(2). Р. 257-270. ASSW 2017.
23. Petrov, A.N., Tysiachniouk, M.S. Benefit Sharing in the Arctic: A Systematic View //Resource. 2019. № 8. 155. https://doi. org/10.3390/resources8030155
24. Власова Т., Волков С. Мировой опыт оценки жизнеспособности сельскохозяйственной деятельности в быстроменяющейся Арктике //Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 10. С. 98-104.