Научная статья на тему 'Налоговые инструменты стимулирования малого предпринимательства коренных малочисленных народов Российской Арктики'

Налоговые инструменты стимулирования малого предпринимательства коренных малочисленных народов Российской Арктики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
237
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ARCTIC / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE POLICY IN THE ARCTIC / INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH / ECOLOGICAL TRADITIONS / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / TAX INSTRUMENTS OF DEVELOPMENT OF THE ARCTIC TERRITORIES / SPECIAL TAX TREATMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна, Сукнева Светлана Александровна, Луковцева Анна Станиславовна

В статье рассматривается проблема сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов севера России. По мнению авторов статьи, уменьшение численности населения в арктике представляется проблемой не только демографической и экономической, но имеет и эколого-культурологический аспект. высказывается авторская позиция о том, что для создания благоприятных налоговых условий осуществления предпринимательской деятельности на арктических территориях, направленной на развитие традиционного природопользования, целесообразно введение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в арктической зоне Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна, Сукнева Светлана Александровна, Луковцева Анна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of preservation and development of traditional ways of life, livelihoods and crafts of indigenous peoples in Russia. According to the authors, the decrease in population in Arctic is not only a problem of demographic and economic, but also has ecological and cultural aspect. The author’s position expresses that to create favorable tax conditions of doing business in Arctic territory directed to the developing of traditional land use, it is advisable to introduce a special tax regime for small businesses engaged in commercial activities in Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты стимулирования малого предпринимательства коренных малочисленных народов Российской Арктики»

налоги и налогообложение

111

УДК 336.025

налоговые инструменты стимулирования малого предпринимательства коренных малочисленных народов российской Арктики*

в статье рассматривается проблема сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов севера России. По мнению авторов статьи, уменьшение численности населения в Арктике представляется проблемой не только демографической и экономической, но имеет и эколого-культурологический аспект. высказывается авторская позиция о том, что для создания благоприятных налоговых условий осуществления предпринимательской деятельности на арктических территориях, направленной на развитие традиционного природопользования, целесообразно введение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне Российской Федерации.

Ключевые слова: Арктика; Арктическая зона Российской Федерации; государственная политика в Арктике; коренные малочисленные народы севера; экологические традиции; субъекты малого предпринимательства; налоговые инструменты развития арктических территорий; специальный налоговый режим.

The article considers the problem of preservation and development of traditional ways of life, livelihoods and crafts of indigenous peoples in Russia. According to the authors, the decrease in population in Arctic is not only a problem of demographic and economic, but also has ecological and cultural aspect. The author's position expresses that to create favorable tax conditions of doing business in Arctic territory directed to the developing of traditional land use, it is advisable to introduce a special tax regime for small businesses engaged in commercial activities in Arctic zone of the Russian Federation.

Keywords: Arctic; Arctic zone of the Russian Federation; state policy in the Arctic; indigenous minorities of the

, , „ „ „ North; ecological traditions; subjects of small business;

* Работа выполнена при финансовой поддержке Россий- " ' UI1UIUU,B' awuj«.« ui »«ш

ского фонда фундаментальных исследований (проект tax instruments of development of the Arctic territories;

№ 13-0б-93939-джи8_а). special tax treatment

Никулкина Инга Владимировна

канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и банковское дело» Северо-Восточного федерального университета E-mail: ingal23456@yandex.ru

Сукнева Светлана Александровна

д-р экон. наук, главный научный сотрудник Северо-Восточного федерального университета E-mail: sukneva@ire.ysn.ru

Луковцева Анна Станиславовна

аспирант кафедры «Финансы и банковское дело» СевероВосточного федерального университета E-mail: anna_lu90@mail.ru

112

И. В. Никулкина,А. С.Луковцева, С.А. Сукнева налоговые инструменты стимулирования

необходимость сохранения иразвития традиционного образа жизни,хозяйствования и промыслов народов Севера

Одной из приоритетных задач государственной экологической политики в Арктической зоне Российской Федерации является сохранение народонаселения, что требует соблюдения им традиционного образа жизни и развития промыслов коренных малочисленных народов Севера. На основании этого утверждения можно сделать вывод, что уменьшение численности населения в Арктике представляется не только демографической и экономической, но и эко-лого-культурологической проблемой, вызванной постепенным исчезновением самобытной культуры северных народов, включая их традиционные промыслы и экологические традиции.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в Арктической зоне объясняется ухудшением социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера вследствие того, что они слабо адаптированы к современным рыночным условиям. В настоящее время на данных территориях практически не перерабатывается в производственных целях сырье традиционного природопользования (оленеводство, рыболовство, звероводство, охотопромысел и др.), что обусловлено высокими транспортными затратами на перевозку продукции, отсутствием современных перерабатывающих производств. Так, из 64 населенных пунктов арктических и приарктических

районов Республики Саха (Якутия), включенных в перечень территорий компактного проживания малочисленных народов Севера, только пять имеют круглогодичную наземную связь с районными центрами. В арктические районы Якутии сроки доставки грузов потребителям в ряде случаев составляют более года (в условиях короткой навигации по Северному морскому пути — около 2 месяцев, речным транспортом — от 20 суток до 4 месяцев). При наличии запасов минерального сырья, значительных рыбных и уникальных для развития туризма рекреационных ресурсов, происходит спад производства, сохраняется низкий уровень жизни населения. Большинство сельских жителей арктических районов не имеют работы и живут за чертой бедности. Уровень безработицы коренного населения в регионах Арктики в 1,5-2 раза превышает средний по Российской Федерации [1].

В арктических и северных регионах России происходит значительное сокращение численности житеелй. Так, население арктических районов Якутии с 1990 по 2013 г. уменьшилось более чем в три раза, а в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия) — более чем в пять раз (табл. 1) [2].

В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) проживают преимущественно коренные народы Севера. Согласно данным, полученным в ходе Всероссийской переписи населения 2010 г., 25,1% всех эвенов и 15,4% эвенков Республики Саха (Якутия) проживают в Арктике [4]. Якуты, эвены и эвенки составляют 64,4%

Таблица 1

Динамика численности населения арктической зоны Республики Саха (Якутия),

тыс. человек

Районы Арктической зоны Республики Саха (Якутия) 1990 г. 2002 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 / 1990%

Республика Саха(Якутия) 1111,5 951,5 958,3 958,3 955,9 955,6 86,0

Арктическая зона 139,5 75,8 69,2 69,2 68,2 27,3 32,5

В том числе районы: Усть-Янский 42,9 10,0 8,1 8,1 7,8 7,6 17,7

Нижнеколымский 14,0 5,9 4,7 4,7 4,5 4,5 32,1

Булунский 17,6 9,8 9,1 9,1 9,4 8,9 50,6

Аллаиховский 5,4 3,4 3,1 3,1 2,9 2,9 53,7

Анабарский 4,0 4,0 3,5 3,5 3,4 3,4 85,0

Источник: составлено авторами по данным [3].

Таблица 2

Доля представителей отдельных национальностей в структуре населения,%

Районы Якуты Русские Эвенки Эвены

Республика Саха (Якутия) 48,7 36,9 2,2 1,6

Арктическая зона 39,4 22,3 11,5 13,5

В том числе районы: Абыйский 80,0 8,7 1,2 7,9

Аллаиховский 39,0 31,7 1,2 20,1

Анабарский 21,6 3,7 22,7 6,4

Булунский 23,4 28,9 25,0 14,0

Усть-Янский 42,9 27,0 1,0 16,5

Источник: рассчитано авторами по данным [4].

Республика Саха (Якутия) Арктическая зона Динамика числа действующих малых предприятий, тыс. ед.

населения пяти арктических районов. При этом в Абыйском районе на их долю приходится 89,1% населения (табл. 2).

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства

Особую актуальность в настоящее время приобретает поддержка субъектов малого предпринимательства в Арктической зоне, особенно в части развития коренных малочисленных народов Севера, что обусловлено малонаселенностью территорий, неразвитостью инфраструктуры, ограниченным рынком сбыта товаров и услуг.

Динамика числа действующих малых предприятий в Республике Саха(Якутия) свидетельствует о том, что количество малых пред-

приятий значительно увеличилось во второй половине 2010-х гг., в то же время на территории пяти арктических районов республики их число практически не меняется (рисунок) [5].

Российский опыт свидетельствует, что без государственной поддержки и стимулирования большинство арктических территорий малоперспективны для успешного развития малого предпринимательства (особенно арктические территории Якутии и Чукотки).

Предложения по созданию благоприятных налоговых условий для осуществления предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов Севера

Для создания благоприятных налоговых условий осуществления предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов Севера на арктических территориях,

114

И. В. Никулкина,А. С.Луковцева, С.А. Сукнева Налоговые инструменты стимулирования

Таблица 3

Специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне Российской Федерации

Налоговая льгота Порядок применения Обоснование

1. Налоговые каникулы Освобождение в течение первых трех лет деятельности для вновь созданных организаций на территории Арктической зоны Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу. Освобождение от уплаты налогов предоставляется по отдельным видам деятельности по перечню и условиям, устанавливаемым Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. В последующие годы необходимо предусмотреть возможность применения пониженных дифференцированных ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций Стимулирование малого предпринимательства в Арктической зоне позволит решить ряд проблем социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера: • создание новых производств для переработки животного и растительного сырья, изготовления изделий художественных промыслов и др., например создание базового центра-инкубатора по производству художественной, сувенирной продукции (в том числе из мамонтовой фауны), меховых, кожаных изделий; создание мультисервисного центра по бытовому обслуживанию населения в арктических районах Республики Саха (Якутия); • создание рабочих мест для решения проблемы занятости (самозанятости) населения; • развитие новой сферы деятельности - арктического туризма

2. Установление минимального налога по специальным налоговым режимам Ведение пониженной налоговой ставки в размере 1% по специальным налоговым режимам (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения) Данная мера позволит создать благоприятные налоговые условия для осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщикам, оказывающим социально значимые услуги в условиях Арктики

Источник: составлено авторами по [6-9].

направленной на развитие традиционного природопользования, предлагается введение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (табл. 3).

направления развития малого предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации

Наиболее эффективными направлениями развития малого предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации являются:

• создание и развитие предприятий оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, социальной инфраструктуры, перерабатывающих производств, в том числе производств продовольственной продукции, завоз которой из других регионов страны требует высоких затрат;

• создание предприятий малой и нетрадиционной энергетики, позволяющих сократить объемы завоза топливно-энергетических ресурсов;

• внедрение инновационных технологий при разработке низкорентабельных или мелких по объемам запасов месторождений полезных ископаемых (например, золотодобычи в арктической зоне Якутии);

• развитие туристических услуг (арктический этнографический, экологический туризм);

• сохранение и развитие традиционных видов деятельности и самобытности коренных малочисленных народов Севера, оленеводства, охотничьих промыслов, звероводства, прибрежного и речного рыболовства, сбора и переработки дикорастущих плодов [10].

Выводы

Ресурсы и условия Арктики предоставляют широкие возможности для развития малого предпринимательства и сохранения самобытности, традиций коренных малочисленных народов. По нашему мнению, предложенный в статье специальный налоговый режим будет способствовать созданию и развитию перерабатывающих производств, в том числе производств продовольственной продукции, завоз которой из

других регионов страны требует высоких затрат, а также сохранению и развитию традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера. Это позволит не только решить проблему самообеспечения населения арктических территорий продукцией традиционных отраслей экономики, но и стать дополнительным стабильным источником доходов местных и региональных бюджетов, а также способствовать повышению социально-экономического статуса мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, снижению экологической нагрузки и рациональному ведению традиционного хозяйства.

Литература

1. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка подпрограммы государственной программы Российской федерации «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» в Республике Саха (Якутия)». URL: http://www. sakha.gov.ru/en/node/65700.

2. Сукнёва С.А. Демографические процессы в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) / Социально-экономические, демографические и исторические исследования на Севере России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (24-25 декабря 2013 г., Сыктывкар). Сыктывкар, 2013. Часть II. С. 68-73.

3. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия) 2013: стат. сб. Якутск, 2013.

4. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия) 2012: стат. сб. Якутск, 2012.

5. Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия). URL: http://src-sakha.ru/publikatsii/analiticheskie-dokladyi.

6. Наумов В. В., Никулкина И. В. Бюджетно-налоговая трансформация в новой парадигме развития арктического пространства / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 5 (194). С. 2-8.

7. Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера: материалы доклада рабочей группы Президиума Государственного Совета РФ по вопросам политики в отношении северных территорий РФ. Москва, 2004. URL: http://www.arctic-today.ru/index.php/ arkticheskoe-zakonodatelstvo.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.

9. Проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации» на 20122020 годы» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения». URL: http://www.sakha.gov.ru.

10. Никулкина И. В. Механизмы государственной финансовой политики в развитии Арктической зоны Российской Федерации. СПб.: Нордмедиздат, 2013. 336 с.

Из выступления В.В. Путина на VI Инвестиционном форума «Россия зовет!» 2 октября 2014 г.

В течение 2015 года будет создана национальная система платежных карт с независимой от международных систем инфраструктурой: единым операционным центром и собственными платежными инструментами. Она должна обеспечить безопасность и конфиденциальность расчётов наших граждан. Далее. Будем придерживаться и заявленного курса на расширение и диверсификацию внешнеэкономических связей. Среди приоритетов - углубление делового, торгового, инвестиционного, технологического партнерства со странами Латинской Америки, государствами АТР, с нашими коллегами по БРИКС в том числе, разумеется - и с Китаем, и с Индией.

Наряду с развитием внешней торговли, стимулированием экспорта, участием в интеграционных проектах мы намерены в полной мере использовать одно из конкурентных преимуществ России - емкий внутренний рынок. По объему он занимает шестое место в мире. Наша задача в ближайшие годы осуществить индустриальный рывок, создать сильные национальные компании в обрабатывающих секторах, способные производить конкурентоспособную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.