Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговая трансформация в новой парадигме развития арктического пространства'

Бюджетно-налоговая трансформация в новой парадигме развития арктического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов В.В., Никулкина И.В.

Авторами предложены концептуальные подходы к совершенствованию налоговой, таможенной и региональной политики во взаимосвязи в целях стимулирования экономики арктических регионов, в том числе активизации и обеспечения сбалансированного развития внешнеэкономической, инновационной и инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумов В.В., Никулкина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая трансформация в новой парадигме развития арктического пространства»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

5 (194) - 2013

УДК 336.025

бюджетно-налоговая трансформация в новой парадигме развития арктического пространства

В. В. НАУМОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и финансовых рынков, E-mail: naumov. volga@yandex. ru Московский городской университет управления правительства Москвы

И. В. НИКУЛКИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и банковского дела E-mail: ingal23456@yandex. ru Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Авторами предложены концептуальные подходы к совершенствованию налоговой, таможенной и региональной политики во взаимосвязи в целях стимулирования экономики арктических регионов, в том числе активизации и обеспечения сбалансированного развития внешнеэкономической, инновационной и инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, социально-экономическое развитие арктических территорий, налогообложение, налоговое и таможенное стимулирование, налоговый механизм, таможенно-тарифное регулирование, таможенный механизм.

Монетарная политика, проводившаяся в России с начала 1990-х гг., в качестве одной из своих целей ставила жесткое лимитирование бюджетных расходов. Налоговая политика страны, в том числе и в сфере нефтяного сектора, полностью вписывалась в эти монетарные процессы - носила и носит до сих пор ярко выраженный фискальный характер и практически полностью сориентирована на пополнение государственного бюджета любой ценой. Это не только не способствует развитию экономики

страны, но оказывает сугубо негативное, тормозящее влияние на переход страны на инновационный путь развития. Естественно, с такой налогово-бюджетной моделью невозможно успешно решить проблему, связанную с освоением и развитием российских арктических территорий. Во-первых, государственный бюджет (в расходной части) не настроен в необходимой мере на финансирование такого проекта. Во-вторых, фискальная система налогообложения не способствует привлечению российских и иностранных инвестиций в развитие арктических территорий и их важнейших ресурсов (добыча, переработка и транспортировка нефти, разработка трудноизвлекаемых запасов, добыча из низкорентабельных месторождений и т. п.).

Следует отметить, что освоение и развитие арктических территорий является не просто одной из целевых программ российской экономики. Это проект, по значимости, перспективности и насущности которого не было и нет аналогов в современной России (да и в мире в целом).

Успешное освоение и развитие арктического пространства позволит сделать из него мощный плацдарм для инновационного развития этого реги-

она и испытательный полигон для распространения отработанного механизма инновационного развития по всей территории России и ухода от сырьевой модели хозяйствования.

Переход к устойчивому развитию Арктической зоны Российской Федерации невозможен без государственной поддержки и финансового обеспечения. Важнейшим условием устойчивого развития российской Арктики является создание институциональной основы реализации государственной арктической политики с участием бизнеса, науки, структур гражданского общества и коренных народов Севера. Ведущая роль в этом процессе должна отводиться государству, которое:

• создает институциональные условия активизации инвестиционного и инновационного процессов;

• обеспечивает общественные интересы в макрорегионе, в том числе защиту интересов национального бизнеса;

• формирует и поддерживает инфраструктурный каркас арктических территорий;

• обеспечивает софинансирование или государственные гарантии для значимых производственных и научных проектов;

• обеспечивает условия для совместного с частным бизнесом устранения социальных и экологических проблем [2].

В связи с огромной значимостью арктической программы экономическая заинтересованность государства в ее реализации должна претерпевать существенные изменения. Поэтому экономическую мотивированность государства на развитие российской Арктики следует рассматривать с экономико-тактических и экономико-стратегических подходов.

Экономико-тактический подход предполагает, что для перехода страны на новую модернизаци-онную и инновационную модель развития страны в целом и успешной реализации арктической стратегии в частности необходимо изменить отношение к действующей бюджетно-налоговой модели. Во-первых, следует уйти от политики по существу финансового невмешательства государства (путем неоправданно жесткой экономии бюджетных расходов) в развитие экономики страны. Во-вторых, налоговой политике за счет необходимого сокращения фискальной функции следует вменить ре-гулятивно-стимулирующую функцию, сделать ее активной политикой налогового регулирования и стимулирования.

На начальных этапах государство должно быть заинтересовано не в получении дополнительных доходов от арктической программы, а в возможно полном обеспечении ее финансовыми ресурсами. Для этого вполне эффективным рычагом может выступить расширение бюджетных расходов на данную программу. Бюджетная экономия на арктической программе может привести к потере влияния России на эту сферу экономики. Кроме того, для повышения эффективности бюджетного механизма целесообразно расширить временные горизонты планирования и прогнозирования государственного бюджета.

В реальных условиях нехватки бюджетных ресурсов для полного обеспечения реализации арктической стратегии государство должно быть экономически заинтересовано в создании благоприятных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в развитие российского арктического шельфа. Для этого наряду с целенаправленной политикой расходов государственного бюджета необходима коренная перестройка налоговой (а также кредитной, амортизационной, таможенной и др.) сфер. Конечно, это будет связано с введением дополнительных льгот для проведения экономических операций на арктической территории, что также на первых этапах реализации данной стратегии приведет к определенному сокращению доходной части бюджета. Но такая ситуация оправданна в стратегическом плане. Увеличение бюджетных средств в развитии арктической зоны следует рассматривать в первую очередь не с позиций необходимых финансовых расходов государства, а с позиций эффективного инвестирования, которое в будущем обеспечит существенный экономический рост страны, а также создаст условия для укрепления национальной, внешнеторговой и экономической безопасности России.

Экономико-стратегический подход потребует вновь изменения в бюджетно-налоговой (и финансовой в целом) политике страны. Только на последующих этапах реализации арктической программы государству будет целесообразно в арктической сфере стремиться к получению доходов от ее функционирования.

Для создания эффективной системы налогообложения и таможенно-тарифного регулирования, соответствующей инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны, авторами предлагаются следующие концептуальные подходы:

• совершенствование бюджетно-налоговой, таможенной и региональной политики в их взаимосвязи для стимулирования развития экономики арктических регионов, в том числе активизации и обеспечения сбалансированного развития внешнеэкономической, инновационной и инвестиционной деятельности;

• совершенствование финансового механизма, в том числе бюджетно-налогового и таможенно-тарифного, для стимулирования и поддержки развития арктических территорий;

• совершенствование международных финансовых механизмов сотрудничества в Арктике. Выработка и реализация взаимосвязанной государственной (бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, внешнеэкономической и региональной) политики возможны при использовании административных и рыночных рычагов в оптимальном сочетании, при учете интересов федеральных, региональных и коммерческих структур.

До настоящего времени государственное регулирование развития арктических территорий в нашей стране носило и носит несистемный характер. По сути, все государственные меры, принимаемые за последние годы, направлены на предотвращение социального кризиса в северных и арктических регионах. В этой связи существует острая необходимость в повышении эффективности российской государственной политики в Арктике.

Во-первых, необходимо разработать и принять ряд нормативно-правовых актов и программных документов, регулирующих сферу российской Арктики (например Федеральный закон «О южной границе Арктической зоны Российской Федерации», Государственную программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы»), а также совершенствовать действующее законодательство (к примеру, внести изменения в Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза и т. д.).

Конечно, все программные документы должны иметь соответствующий статус и быть встроены в систему нормативного правового регулирования. По мнению авторов, действенность данных документов будет напрямую зависеть от правовой формы их утверждения. И только форма нормативного правового акта позволит реализовать их на практике.

Во-вторых, необходимо совершенствовать бюджетно-налоговый и таможенный механизмы.

Стратегическая цель государственной экономической политики заключается в формировании конкурентоспособной, инновационной, социально ориентированной модели национальной экономики. России предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации экспортно-сырьевой экономики в инновационную, социально ориентированную. Во многом успешность такой трансформации будет зависеть от стабильности и устойчивости регионального развития северных и арктических территорий.

Поэтому меры налогового и таможенного стимулирования должны быть направлены на реализацию следующих основных государственных приоритетов регионального развития на Севере и в Арктике:

• стимулирование сбалансированного регионального развития и создание новых региональных центров экономического роста;

• содействие развитию регионов, имеющих особо важное геополитическое значение для страны, в том числе регионов Арктической зоны РФ;

• поддержка имеющегося или потенциального экспортно ориентированного производства (приоритетных отраслей промышленности);

• стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров и услуг;

• содействие развитию импортозамещающих производств в высоко- и среднетехнологичных секторах экономики;

• повышение конкурентоспособности российского экспорта (содействие развитию базовых отраслей промышленности и стимулирование экспорта продукции);

• стимулирование инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической деятельности (поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей и регионов страны, развитие инновационной инфраструктуры и т. д.);

• содействие технологической модернизации российской экономики (например за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий);

• поддержка малого и среднего предпринимательства.

Все эти приоритеты связаны одной идеей -созданием среды для реализации потенциала модернизации и создания новых производств. По существу, эти приоритеты являются «точками прорыва» в экономике России.

Модернизацию российской экономики надо начинать с Севера и Арктики, которые могут стать авангардом инновационного развития.

В этой связи следует пояснить, что в чистом виде инновационной экономики, все чаще принимаемой за реальный ориентир развития, не существует. В каждом конкретном случае активная инновационная деятельность в отдельных секторах хозяйства сочетается с традиционной специализацией, в том числе и в сфере добычи и переработки топлив-но-сырьевых ресурсов. Существующая сырьевая направленность экономики Севера и Арктики не должна является препятствием для ее ориентации на инновации. Напротив, стратегическое развитие территории базируется на реализации инновационных проектов эффективного использования уникального природного потенциала.

Совокупность приоритетов и предопределяет комплекс мер государственной политики для качественного преобразования социально-экономической системы страны и ее арктических регионов, среди которых:

• формирование механизма государственной поддержки территорий с особыми условиями функционирования (с особым статусом), в том числе территорий Арктической зоны РФ, увязанного с промышленной, финансовой (бюджетно-налоговой, таможенно-тарифной, инвестиционной) политикой;

• разработка и закрепление на законодательном уровне порядка типологизации арктических территорий, требующих государственной поддержки и включения их в программу развития (разработать и установить критерии, порядок отбора регионов), формирования и реализации государственных федеральных и региональных программ развития субъектов Арктической зоны РФ;

• формирование специальных финансовых институтов экономического развития - государственных внебюджетных фондов экономического назначения - внешнеэкономического и развития арктических территорий (например, Государственный внебюджетный фонд развития арктических территорий; Государственный внебюджетный внешнеэкономический фонд);

• создание государственного института по управлению региональным развитием Арктики;

• создание научного инновационного Арктического центра на базе Кольского и Якутского науч-

ных центров РАН (например, инновационный центр «Западная Арктика» - на базе Кольского научного центра РАН; инновационный центр «Восточная Арктика» - на базе Якутского научного центра РАН); • эффективное использование организационно-финансовых механизмов развития арктических территорий.

Достижение целей устойчивого развития экономики Арктической зоны РФ, успешная реализация государственной политики в Арктике предполагают выстраивание эффективных бюджетно-налоговых, таможенных механизмов, направленных на усиление стимулирующего влияния финансовой системы на развитие экономики страны в целом.

В-третьих, совершенствование международных финансовых механизмов сотрудничества в Арктике позволит перейти от финансирования отдельных проектов различными странами к системному финансированию по приоритетным направлениям деятельности международных организаций (например Арктического совета).

В настоящее время России требуется скорейшее завершение проводимой (с 1998 г.) налоговой реформы, меры которой должны быть направлены на оптимизацию налогообложения в целях стимулирования инновационного развития российской экономики.

Несомненно, за эти годы были приняты меры по совершенствованию налоговой системы страны, но в основном они сводились либо к мерам по увеличению налоговых поступлений в бюджет, либо к устранению ранее допущенных ошибок.

К тому же, по мнению ряда ученых-налогове-дов, «большинство изменений в налоговое законодательство выглядели разрозненными, не составляли единой программы действий по реформированию российской налоговой системы» [3].

Говоря о российской налоговой реформе, необходимо отметить, что к настоящему времени налоговая система РФ сформирована, налоги поступают в достаточном количестве, а их рост опережает динамику как ВВП в целом, так и другие макроэкономические показатели. В таких условиях возможен налоговый маневр, позволяющий создать экономические условия для ускорения инвестиционных и инновационных процессов в российской экономике, в том числе в экономике арктических регионов. Такой маневр возможен за счет снижения, а также перераспределения налого-

вой нагрузки между отраслями экономики (между экономикой и населением), используя эффективные инструменты налогового и таможенно-тарифного регулирования.

Сегодня как никогда существует необходимость в разработке и скорейшей реализации налоговых стимулов для бизнеса, экономических стимулов и социальных гарантий для граждан, работающих и проживающих в Арктической зоне РФ, а также для привлечения и закрепления молодежи для работы в районах Арктики, особенно молодых научных, педагогических, медицинских кадров и специалистов инновационного профиля.

В связи с этим целесообразно разработать комплекс государственных мер в сфере налогообложения, направленных на стимулирование и поддержку развития российских арктических территорий.

На первоначальном этапе комплекс государственных мер следовало бы обозначить и включить в Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2013 год и последующие годы1. В этих документах должны быть отражены в качестве новых направлений создание бюджетно-налоговых и таможенно-тарифных стимулов для регионального развития и для осуществления внешнеэкономической деятельности в Арктике.

В течение трехлетнего периода эти меры необходимо законодательно закрепить. Тем самым будет создана правовая основа реализации государственной политики в сфере регионального развития арктических территорий при одновременном принятии Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы», региональных, муниципальных арктических программ и ряда основополагающих федеральных законов (например, Федеральный закон «О южной границе Арктической зоны Российской Федерации», Федеральный закон «Об инновационном центре «Арктика» и др.).

Кроме того, необходимо на основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития регулярно уточнять приоритетные направления

1 Один из документов, учитываемых в процессе бюджетного

проектирования. Несмотря на то, что этот документ не является

нормативным правовым актом, он служит основанием для вне-

сения изменений в бюджетное, таможенное законодательство

и законодательство о налогах и сборах.

6 -

бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики, увязывая их с задачами сохранения конкурентных позиций российской экономики, регионального развития и требованиями национальной безопасности.

В качестве мер налогового стимулирования освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации предлагается следующее.

1. Введение специального налогового режима, стимулирующего освоение и развитие Арктической зоны РФ (а не только значимых инвестиционных проектов), в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса. Специальный налоговый режим для субъектов Арктической зоны РФ предусматривает налоговые стимулы для:

• организаций, добывающих на арктическом континентальном шельфе, - специальный налоговый режим для организаций, добывающих на континентальном шельфе;

• организаций, получивших статус участников инновационного проекта «Арктика» -налоговые льготы (налоговые каникулы). В этой связи необходимы принятие Федерального закона «Об инновационном центре «Арктика»» и введение нового участника налоговых отношений - «организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований и разработок в Арктической зоне РФ»;

• субъектов малого бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Арктической зоны РФ - специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса Арктической зоны РФ;

• социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Арктической зоне РФ - налоговые льготы;

• организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ -специальный налоговый режим для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ.

2. Введение специального налогового режима для участников внешнеэкономической деятельности в Арктической зоне РФ. Специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения для участников внешнеэко-

номической деятельности в Арктической зоне РФ (организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Арктической зоне РФ).

3. Внесение изменений в общий режим налогообложения в целях государственной поддержки и стимулирования конкретных мероприятий, связанных с освоением и развитием Арктической зоны РФ (например, применение налоговых льгот по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, совершенствование механизма инвестиционного налогового кредита, амортизации и др.).

4. Введение экологического налога и создание экологического фонда Арктики.

5. Введение упрощенных таможенных процедур для участников инновационного проекта «Арктика», субъектов малого бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Арктической зоны РФ, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций, добывающих на арктическом континентальном шельфе.

Следующая мера государственного регулирования - использование таможенного механизма. В качестве таможенно-тарифных стимулов предлагается широко использовать стимулирующую функцию таможенной пошлины, в том числе в виде тарифных льгот (возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара).

В частности, целесообразно было бы не взимать таможенную пошлину при ввозе на таможенную территорию России товаров (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в рамках международного сотрудничества в области исследования и освоения Арктической зоны РФ и товаров - сырья, материалов, технологического оборудования (за исключением подакцизных товаров) - для использования их в экспортном производстве или импортозамещении по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также предоставить тарифные льготы в виде возврата уплаченной пошлины в отношении ввозимых товаров (за исключением подакцизных товаров) для использования их в целях модернизации производства, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. В отношении ввозимых товаров, предназначенных для собственного производства на территории

Арктической зоны РФ, также следует предоставить тарифные льготы в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины. Организации, осуществляющие ввоз таких товаров, должны быть включены в федеральную программу развития Арктической зоны РФ.

Проблему северного завоза можно решать с помощью сезонных пошлин в отношении ввозимых товаров (за исключением подакцизных товаров), предназначенных для субъектов Арктической зоны РФ на период северного завоза (в период навигации), по перечню, утверждаемому Правительством РФ2.

Следует пояснить, что для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 мес. в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

В период северного завоза (навигации) с 1 июня по 1 октября целесообразно устанавливать сезонные пошлины с пониженной ставкой (по сравнению со ставками, установленными в таможенном тарифе) либо на определенный срок (например, 1 месяц) предоставлять освобождение от уплаты таможенных пошлин. Ставки сезонных таможенных пошлин следует дифференцировать в зависимости от сроков ввоза (по месяцам). Например, на продукцию мукомольно-крупяной промышленности (товарная группа 11 по коду ТН ВЭД России) ставка ввозной таможенной пошлины установлена 10 %. В период северного завоза (навигации) на данную группу товаров можно было бы установить следующие сезонные ставки: 5 % - с 1 июня по 31 июня; 0 % - с 1 июля по 31 сентября; 5 % - с 1 октября по 31 октября, с тем чтобы с 1 ноября вернуться к ставке по таможенному тарифу в 10 %.

Реализация изложенных мер будет способствовать комплексному решению проблемы освоения и устойчивого развития арктических территорий, созданию эффективной системы налогообложения и таможенно-тарифного регулирования в интересах социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

2 Главная цель северного завоза - своевременное (в установленные сроки), достаточное (в нужном объеме) обеспечение северных регионов страны необходимыми товарами (продовольствием, промышленными товарами народного потребления, продукцией производственно-технического назначения, энергоносителями и нефтепродуктами).

- 7

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N° 32. Ст. 3340 (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» в Республике Саха (Якутия)». URL: http://www. sakha. gov. ru/en/node/65700.

3. Пансков В. Г. О возможных направлениях налоговой политики // Финансы. 2012. № 5. С.30-34.

4. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения, 2012. Тезисы докладов VI Международной научно-практической конференции. 12-14 апреля 2012 г. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра, 2012.

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года (проект). [Электронный ресурс]. URL: http://copy. yandex. net/?fmode=envelope&url=http %3A %2F -2Fnarfu. ru %2Fdevelopment_program%2F Stategy_arctic.pdf&lr=213 &text=%D0%A 1 %D0 %A2 %D0 %A0 %D0DAB&l 10n=ru&mime=pdf&sign=c46 436ea408a36200ada515ebff79eaf&keyno=0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.