Научная статья на тему 'Налоговые инструменты реализации государственной Арктической политики Российской Федерации'

Налоговые инструменты реализации государственной Арктической политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ / STATE POLICY IN THE ARCTIC / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна

В статье анализируются основные направления социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации и формы государственной поддержки их традиционных отраслей хозяйствования и уклада жизни. В качестве эффективных мер автор рассматривает поддержку субъектов малого предпринимательства и введение специального налогового режима в Арктической зоне РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE TAX INSTRUMENTS IN ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the main directions of socio-economic development of indigenous peoples in the Russian Federation and forms of state support for their traditional economies and ways of life. As the author considers effective support of small businesses and the introduction of a special tax regime in the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты реализации государственной Арктической политики Российской Федерации»

УДК 336.025

Инга НИКУЛКИНА*

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPLEMENTATION OF THE STATE TAx INSTRUMENTS IN ARCTIC POLICY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье анализируются основные направления социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации и формы государственной поддержки их традиционных отраслей хозяйствования и уклада жизни. В качестве эффективных мер автор рассматривает поддержку субъектов малого предпринимательства и введение специального налогового режима в Арктической зоне РФ.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, государственная политика в Арктике, коренные малочисленные народы Севера

The article analyzes the main directions of socio-economic development of indigenous peoples in the Russian Federation and forms of state support for their traditional economies and ways of life. As the author considers effective support of small businesses and the introduction of a special tax regime in the Arctic zone of the Russian Federation. Keywords: Arctic, the Arctic zone of the Russian Federation, the state policy in the Arctic, indigenous peoples of the North

Одной из приоритетных задач проекта государственной программы развития Арктической зоны РФ является содействие развитию коренных малочисленных народов Севера. В каждом арктическом регионе России есть территории проживания коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время существует проблема сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов этих народов. Актуальность данной проблемы вызвана социально-экономическим положением коренных малочисленных народов Севера и разрушающейся их этнокультурной самобытностью. Экономика в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера слабо адаптирована к современным рыночным условиям. В настоящее время практически отсутствует переработка сырья отраслей традиционного природопользования

* Никулкина Инга Владимировна, заведующая кафедрой кафедрой финансов и банковского дела ФЭИ СВФУ, доцент, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected] Inga Nikulkina — Chair in Finance and Banking (NEFU).

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № "13-06-93939-ДЖИ8_а")

в производственных целях (оленеводство, рыболовство, звероводство, охото-промысел и др.]. Это обусловлено высокими транспортными затратами на перевозку продукции, отсутствием современных перерабатывающих производств. Так, например, из 64 населенных пунктов арктической зоны Республики Саха (Якутия], включенных в перечень территорий компактного проживания малочисленных народов Севера, только пять имеют круглогодичную наземную связь с районными центрами. В арктические районы Якутии сроки доставки грузов потребителям в ряде случаев составляют более года (в условиях короткой навигации по Северному морскому пути - около 2 мес., речным транспортом - от 20 суток до 4 мес.]. При наличии запасов минерального сырья, значительных рыбных и уникальных для развития туризма рекреационных ресурсов, имеет место спад производства, сохраняется низкий уровень жизни населения. Большинство сельского населения арктических районов не имеет работы и живет за чертой бедности. Уровень безработицы коренного населения в регионах Арктики в 1,5 -2 раза превышает средний по Российской Федерации.

В арктических регионах, где население преимущественно сельское с высокой долей представителей коренных малочисленных народов Севера, наблюдается сокращение численности населения. Так, например, численность населения арктических районов Якутии с 1990 г. по 2012 г. сократилась более чем в 2 раза, а численность населения Усть-Янского арктического района Республики Саха (Якутия] за этот период сократилась более чем в 5 раз (табл. 1].

Таблица 1

Динамика численности населения арктической зоны Республики Саха (Якутия),

тыс. чел.

1990 г. 2002 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г./ 1990 г. %

Республика Саха (Якутия] 1111,5 951,5 958,3 958,3 955,9 86,0

Арктическая зона РС (Я] 139,5 75,8 69,2 69,2 68,2 48,9

в том числе: Усть-Янский 42,9 10,0 8,1 8,1 7,8 18,2

Нижнеколымский 14,0 5,9 4,7 4,7 4,5 32,1

Булунский 17,6 9,8 9,1 9,1 9,4 53,3

Аллаиховский 5,4 3,4 3,1 3,1 2,9 54,1

Верхоянский 22,1 13,7 12,8 12,8 12,4 56,1

Абыйский 6,2 4,8 4,4 4,4 4,4 70,6

Жиганский 5,8 4,3 4,3 4,3 4,3 74,4

Момский 5,5 4,7 4,5 4,5 4,4 80,3

Среднеколымский 9,4 8,4 7,9 7,9 7,8 82,8

Анабарский 4,0 4,0 3,5 3,5 3,4 86,0

Оленекский 4,0 4,1 4,1 4,1 4,1 102,2

Эвено-Бытантайский 2,6 2,8 2,9 2,9 2,8 107,0

Источник: составлено автором по данным [7].

Для решения многочисленных проблем социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации крайне необходима активная государственная поддержка их традиционных отраслей хозяйствования и уклада жизни. В этой связи особую актуальность приобретает поддержка субъектов малого предпринимательства в Арктической зоне РФ. Значимость малого предпринимательства в арктических регионах обусловлена объективными факторами малонаселенности территорий, неразвитостью инфраструктуры, ограниченным рынком сбыта товаров и услуг.

Российский опыт свидетельствует, что без государственной поддержки и стимулирования большинство арктических территорий малоперспективны для успешного развития малого предпринимательства (особенно арктические территории Якутии и Чукотки].

По мнению автора, для создания благоприятных налоговых условий осуществления предпринимательской деятельности на арктических территориях, направленной на развитие традиционного природопользования, целесообразно введение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ (табл.3].

Таблица 3

Специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ

Налоговая льгота Порядок применения Обоснование

1. Налоговые каникулы Освобождение в течение первых трех лет деятельности для вновь созданных организаций (зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) на территории Арктической зоны РФ по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу. Освобождение от уплаты налогов предоставляется по отдельным видам деятельности по перечню, устанавливаемому региональными органами власти субъектов РФ. В последующие годы предусмотреть возможность применения пониженных дифференцированных ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций. Стимулирование малого предпринимательства в Арктике позволит решить ряд проблем социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера: - создание новых производств -переработка животного и растительного сырья, художественных промыслов и др.; - создание рабочих мест - решение проблемы занятости (самозанятости] населения; - развитие новой сферы деятельности - арктического туризма.

2. Установление минимального налога по специальным налоговым режимам

Ведение пониженной налоговой ставки в размере 1% по специальным налоговым режимам (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения]

В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов Севера на арктических территориях - поддержка налогоплательщиков, осуществляющих полезные виды деятельности на арктических территориях, оказывающие социально значимые услуги в условиях Арктики_

Автор считает, что наиболее эффективным направлением развития малого предпринимательства в Арктической зоне РФ являются:

• создание и развитие предприятий оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, социальной инфраструктуры, перерабатывающих производств, в том числе производств продовольственной продукции, завоз которой из других регионов страны требует высоких затрат;

• создание предприятий малой и нетрадиционной энергетики, позволяющих сократить объемы завоза топливно-энергетических ресурсов;

• внедрение инновационных технологий при разработке низкорентабельных или мелких по объемам запасов месторождений полезных ископаемых (например, золотодобычи в арктической зоне Якутии];

• развитие туристических услуг (арктический этнографический, экологический туризм];

• сохранение и развитие традиционных видов деятельности и самобытности коренных малочисленных народов Севера, оленеводства, охотничьих промыслов, звероводства, прибрежного и речного рыболовства, сбора и переработки дикорастущих плодов.

Ресурсы и условия Арктики представляют широкие возможности для развития малого предпринимательства и сохранения самобытности, традиций коренных малочисленных народов. По мнению автора, предложенный специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих коммерческую деятельность в Арктической зоне РФ, будет способствовать созданию и развитию производств по вышеперечисленным направления малого бизнеса. Это позволит не только решить проблему самообеспечения населения арктических территорий продукцией традиционных отраслей экономики (оленеводства, рыболовства и охоты], но и стать дополнительным стабильным источником доходов местных и региональных бюджетов, способствовать развитию духовного, культурно-исторического наследия народов, проживающих в районах Арктики.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - Ч. 2. - № 32. - Ст. 3340; с последующими изменениями и дополнениями.

2. Наумов, В.В., Никулкина, И.В. Бюджетно-налоговая трансформация в новой парадигме развития арктического пространства. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №5 (194). - С. 2-8.

3. Никулкина, И.В. Государственная финансовая политика развития Арктической зоны Российской Федерации как ключевой фактор социально-экономического развития арктических территорий. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №48 (237). - С. 18-25

4. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]: Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http://www. consultant. ru/online/.

6. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка подпрограммы государственной программы Российской федерации «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» в Республике Саха (Якутия). URL: http://www.sakha.gov.ru/en/node/65700.

7. Сукнёва, С.А. Демографические процессы в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). // Социально-экономические, демографические и исторические исследования на Севере России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (24-25 декабря 2013 г., Сыктывкар): в 2 ч. - Сыктывкар, 2013. - Ч. II. - С. 68-73.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.