Научная статья на тему 'Планирование ожидаемого результата образования'

Планирование ожидаемого результата образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
538
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лисицына Л. С.

Статья посвящена проблеме разработки ожидаемого результата образования профессиональным сообществом на основе сетевой информационно-образовательной технологии [1]. Рассматриваются задачи и методы автоматизации планирования ожидаемого результата образования по модели результатов образования в виде план-графа [2]. Показана связь ожидаемого результата образования с содержанием целостного образовательного процесса для подготовки компетентного специалиста с минимизацией затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование ожидаемого результата образования»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ

Л.С. Лисицына

Статья посвящена проблеме разработки ожидаемого результата образования профессиональным сообществом на основе сетевой информационно-образовательной технологии [1]. Рассматриваются задачи и методы автоматизации планирования ожидаемого результата образования по модели результатов образования в виде план-графа [2]. Показана связь ожидаемого результата образования с содержанием целостного образовательного процесса для подготовки компетентного специалиста с минимизацией затрат.

Введение

Идентификаторы ожидаемого результата образования устанавливаются профессиональным сообществом на основе анализа требований рынка труда к подготовке компетентных специалистов, а также могут быть сформулированы на основании ожиданий Заказчика образовательных услуг, которым может и должен стать сам обучаемый - студент [1]. Наличие в модели результатов образования [2] всех идентификаторов ожидаемого результата образования во многом определяют успех в разработке ожидаемого результата образования. Среди идентификаторов ожидаемого результата образования особое место занимают компетенции.

Свойства компетенций

Подчеркнем основные свойства компетенций, которые заложены в концепцию сетевой информационно-образовательной технологии разработки результатов образования [1]/

1. Компетенции, независимо от их характера (предметные, ключевые, социальные и т.д.), могут детализироваться, следовательно, покрывать образовательное пространство неделимыми элементарными компетенциями и, тем самым, декомпозировать результаты образования.

2. Компетенции, независимо от их характера, могут иметь сопоставимые состояния компетентности, которые устанавливают различные требования к тому, что конкретно должен знать и уметь делать обучаемый. Формулировки требований, как и формулировки компетенций, должны быть на языке результатов, т.е. не зависеть от конкретики содержания образования: методов, моделей, технологий и т. п., используемых для достижения данного состояния компетентности.

3. Профиль образования позволяет сформулировать требования к состояниям компетентности с учетом профессиональной направленности подготовки.

4. Уровень образования позволяет сформулировать требования к состояниям компетентности в соответствии с общими требованиями к уровню теоретических знаний и практических умений бакалавров и магистров.

Задачи планирования ожидаемого результата образования

Цель планирования ожидаемого результата образования - составление учебно-методического плана и отбор модульного учебно-методического комплекса (УМК) для целостного образовательного процесса подготовки компетентного специалиста с условием минимальных затрат на его подготовку. Планирование ожидаемого результата образования проводится в два этапа.

Первый этап служит для компетентностного планирования подготовки специалистов. Здесь производится синтез минимального модульного плана (ММП), который содержит только то, что необходимо и достаточно для получения ожидаемого результата образования. ММП является компетентностной моделью специалиста, т. е. описывается не дидактикой дисциплин обучения, а идентификаторами результатов образова-

ния [2]. ММП служит также основанием для принятия решения о том, сможет ли вуз взяться за разработку ожидаемого результата образования или его образовательное пространство требует доработки и насколько. Синтез ММП по модели результатов образования в виде план-графа производится при решении следующих задач:

1. задача минимизации перечня состояний компетентности, освоение которых необходимо и достаточно для ожидаемого результата образования;

2. задача определение порядка освоения состояний компетентности.

Второй этап служит для отбора содержания образования. Ключом для отбора модулей УМК является ММП. В результате отбора будет получен модульный учебно-методический план с характеристиками нагрузки и видами занятий. Минимизация затрат (суммарной нагрузки) на подготовку специалиста на этом этапе сводится к решению задачи выбора модулей УМК из имеющихся альтернативных.

Минимизация перечня состояний компетентности

На основании свойств план-графа [2] можно сделать заключение, что эта задача решается на основании поиска композиции минимальных путей, ведущих в план-графе к множеству вершин Хц из одной или нескольких вершин Хи. Результатом решения этой задачи будет построение гиперграфовой модели ММП - ММП-граф.

Дано: план-граф H(X,P) и Хи ^ Х и Хц ^ Х - множество состояний исходной и целевой компетентности обучаемого, соответственно ( Хи , Хц Ф 0 , Хи п Хц = 0). Найти: ММП-граф

Решение: МПП-граф совпадает с подгиперграфом Н'(Х',Р') после удаления из него множества дуг VP'. Подгиперграф Н'(Х',Р') порожден в план-графе H(X,P) множеством вершин Х' таким, что:

Х' = ( u F(n i )) \ ( u F(n i )) и Хи u Хи', (1)

Ух; еХц Vхi еХи

где n i - путь, определяемый, как в [2], по план-графу H(X,P); F(n 0 - операция преобразования последовательности вершин пути n i = (хо, ... ,х;) в множество вершин (х0, ... ,х; }; Хи' - множество вершин таких, что

Vj Хи' 3 (х8е Хи & Х = (..., хJ , ..., х8 , ...}). Множество дуг для удаления VP' ^ P' содержит такие дуги, что Ург = (х8, хг)e VP' (х8, хг e (Хи' и Хи)). (2)

Пример: Для планирования некоторого ожидаемого результата образования в сфере дополнительного образования (повышение квалификации слушателей в области информационно-коммуникационных технологий) необходимо найти ММП-граф по фрагменту план-графа [3].

Исходная компетентность слушателя:

• умеет создавать электронные почтовые ящики на общедоступных серверах и настраивать почтовый клиент;

• умеет писать электронные письма и прикреплять к ним файлы;

• умеет отвечать и пересылать письма;

• умеет пользоваться адресной книгой.

Требования к ожидаемому результату образования:

• создавать средствами текстового редактора документы любой сложности;

• преобразовывать эти документы в pdf- форматы, уметь редактировать их;

• осуществлять поиск необходимой информации в Интернете.

Установим по модели результатов образования [3] состояния исходной и целевой компетентности слушателя. Состояния целевой компетентности ожидаемого результата образования - 1.4-1.3, 1.7-2.2 и 1.7-4.2 (соответствующие вершины образуют множест-

во Хц и на рис. 1 отмечены звездочками). Исходная компетентность соответствует одной вершине план-графа - 1.8-1.2, которая определяет в план-графе два множества вершин - Хн и Хн', отмеченных на рис. 1 жирными точками и кружками, соответственно. Множество вершин Х', найденное на основании (1), порождает в план-графе подги-перграф, дуги которого выделены на рис. 2 жирными сплошными и пунктирными линиями. После удаления из него множества дуг УР' (2), показанных на рис. 2 пунктиром, мы получим ММП-граф (его дуги выделены жирными сплошными линиями). ММП-граф и является моделью искомого ММП.

1.4-2.1 1.4-2.2 1.4-2.3

Рис. 1. Установка состояний компетентности

1.4-2.1 1.4-2.2 1.4-2.3

Рис. 2. ММП-граф

Определение порядка освоения состояний компетентности

Каждая компонента связности ММП-графа, отличная от изолированной вершины, моделирует самостоятельную (с точки зрения порядка освоения компетенций) часть ММП. Например, ориентированный ММП-граф (рис. 2) содержит три компоненты связности, которые могут служить основой для трех параллельных образовательных

процессов ожидаемого результата образования. Пусть Н'к(Х'к, Р'к) - к-компонента связности подгиперграфа Н'(Х',Р'). Очевидно, что

3 Х\ с Х' к , Х\ * 0 ( V х1 е Х"к : р+( х1 ) = 0 ). (3)

Тогда порядок следования программ к-части ММП-плана определяется порядком следования гиперребер в следующем подмножестве:

Р" к = ир ( Н'к(Х' к, Р' к), Х"к ), (4)

где Ир - процедура обхода и упорядочения гиперребер к-компоненты Н'к(Х' к, Р' к) методом в глубину [4], начальными вершинами для которой поочередно служат вершины х1 е Х"к (3).

Построение учебно-методического плана

Множество гиперребер Р' ММП-графа (рис. 2) определяет отбор модулей УМК, содержание которых обеспечивает освоение соответствующих состояний компетентности ММП, а мощность |Р'| - количество таких модулей. Каждый модуль УМК характеризуется суммарной нагрузкой по всем видам занятий, что и определяет вес соответствующего гиперребра - 1;(рД Для вариативного модуля, имеющего множество '(р^ альтернативных вариантов содержания образования, вес гиперребра определяется как = Г С^)), где Г (х) - процедура выбора варианта модуля. Тогда оптимистическая оценка затрат на подготовку может быть выражена через продолжительность подготовки и определяется с помощью ММП-графа как

V = 2 1 (рД (5)

Vpj е Р'

Рис. 3. Модель ожидаемого результата образования

На рис. 3 для приведенного выше примера показана модель ожидаемого результата образования, построенная на основе ММП-графа: веса гиперребер установлены после отбора в [3] соответствующих модулей УМК. Здесь показаны два дискретных пространства: 0 - пространство формирования компетентности обучаемого и Б - пространство ожидаемых результатов образования (вершина моделирует ожидаемый результат образования). Гиперребро, имеющее в качестве истока множество вершин Хц в

пространстве 0 и в качестве стока - вершину в пространстве Б, моделирует испытание ожидаемого результата образования. Для подтверждения ожидаемого результата образования предусмотрено испытание в виде подготовки и защиты выпускной работы (4 часа), демонстрирующей знания и умения слушателя по поиску в Интернете информации по заданной тематике и оформлению отчета по найденным материалам в виде ёос-документа и рё^документа. Перейдя по модели ожидаемого результата (рис. 3) к описанию учебных программ отобранных модулей УМК с сохранением установленного в ММП порядком обучения и добавив в него требования к выпускной работе, мы получим учебно-методический план подготовки слушателя с характеристиками нагрузки и видами занятий.

Заключение

Таким образом, планирование ожидаемого результата образования по план-графу, в котором присутствуют идентификаторы ожидаемого результата образования и состояния исходной компетентности обучаемого, может быть формализовано и автоматизировано в сетевой информационной системе. Модель ожидаемого результата образования непосредственно связана с содержанием образования, а основой для ее построения послужил минимальный модульный план - ММП.

Литература

1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Концепция сетевой информационно-образовательной технологии для разработки результатов образования // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2005. № 23. С. 149-156.

2. Лисицына Л. С. Учимся строить модель результатов образования // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2005. № 22. С. 100-108.

3. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В. Методический Интернет-центр. СПб.: Питер, 2005. 96 с.: ил. (см. сайт www.ito-center.ifmo.ru ).

4. Андерсен Дж. Дискретная математика и комбинаторика: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. 960 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.