Научная статья на тему 'Сетевое сообщество на основе методического интернет-центра: первый опыт создания и перспективы развития'

Сетевое сообщество на основе методического интернет-центра: первый опыт создания и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В.

В статье изложен опыт создания сетевого сообщества образовательных учреждений, занимающихся организацией и проведением курсов повышения квалификации различных категорий работников образования в области ИКТ, на основе сетевой многопользовательской ИС методического Интернет-центра. Проводится анализ реализованной концепции сетевого сообщества, изложены пути ее доработки с целью повышения активности взаимодействия участников сообщества, расширения возможностей интеграции ресурсов МИЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое сообщество на основе методического интернет-центра: первый опыт создания и перспективы развития»

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТРА: ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В.Н. Васильев, Л.С. Лисицына, А.В. Лямин

В статье изложен опыт создания сетевого сообщества образовательных учреждений, занимающихся организацией и проведением курсов повышения квалификации различных категорий работников образования в области ИКТ, на основе сетевой многопользовательской ИС - методического Интернет-центра. Проводится анализ реализованной концепции сетевого сообщества, изложены пути ее доработки с целью повышения активности взаимодействия участников сообщества, расширения возможностей интеграции ресурсов МИЦ.

Введение

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) разработал компетентностный подход к образованию на основе сетевых многопользовательских информационных систем (ИС) и впервые его реализовал в методическом Интернет-центре (МИЦ) (http://ito-center.ifmo.ru) для компетентностного повышения квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. МИЦ создан на основе научно-исследовательских работ СПбГУ ИТМО по ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (государственный контракт Министерства образования РФ № 1780 от 31.07.03, государственный контракт № 567 Федерального агентства по образованию РФ от 27.10.04 по направлению «Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей») и явился результатом многолетних наблюдений и обобщений большой практической работы по обучению современным ИКТ на курсах повышения квалификации различных категорий работников образования: учителей-предметников, методистов, администраторов образовательных учреждений (ОУ), школьных 1Т-специалистов. Разнообразие и повторяемость учебно-методических планов, краткосрочность и интенсивность обучения позволили выявить ряд закономерностей, характерных в целом для образовательной деятельности. На основе МИЦ сегодня сформировано и успешно развивается сетевое сообщество ОУ дополнительного профессионального педагогического образования Санкт-Петербурга (18 районных научно-методических центров города), получающих доступ к среде МИЦ для дистанционной методической поддержки компетентностного повышения квалификации в области ИКТ. В настоящее время идет формирование сетевого сообщества МИЦ из ОУ различных регионов Российской Федерации (к апрелю 2006 года официально заявили о своем участии в сетевом сообществе МИЦ 10 университетов РФ), для работы и общения которого университет ИТМО планирует в рамках проекта НФПК «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» (2006-2008 годы) доработать и развить концепцию МИЦ.

Концепция сетевого сообщества МИЦ (начальная версия)

Сетевое сообщество МИЦ создавалось, прежде всего, для тиражирования передового педагогического опыта, накопленного в СПбГУ ИТМО на курсах повышения квалификации работников образования в области ИКТ. К концу 2006 года через курсы прошло 8614 человек, было издано 19 пособий по данной тематике. Модульная коллекция учебных программ с соответствующим содержанием учебно-методических материалов МИЦ насчитывала 116 модулей для развертывания 723 часов оригинальных занятий по данной тематике.

Взаимодействие в МИЦ обеспечивалось сетевой информационно-образовательной средой, которая порождала два типа виртуальных центров МИЦ (рис. 1): центр разработки (СПбГУ ИТМО) и множество центров потребления методической помощи (ОУ1, ОУ2, ..., ОУп). Сетевая среда предназначалась для организации взаимодействия виртуальных центров МИЦ на основе базовых Интернет-технологий с целью обеспечения совместной работы и сетевого общения. Ядром среды был конструктор минимальных модульных планов (ММП), позволяющий администратору виртуального центра создавать упорядоченный набор состояний компетентностей, необходимых и достаточных для освоения требуемых знаний и практических умений слушателей курсов. С точки зрения технологий конструктора МИЦ администратору необходимо было задать (выбрать из имеющегося набора состояний компетентностей) исходную и целевую ИКТ-компетентность слушателей. На основе ММП формировался личный курс [1] с соответствующим учебно-методическим комплексом (УМК). Среда МИЦ позволяла администратору центра потребления организовать доступ к УМК личного курса для всех зарегистрированных в его центре преподавателей-тьюторов, которые могли не только скачивать по Интернету различные модули УМК данного курса, но и получать дистанционные консультации от авторов-разработчиков, писать отзывы и рецензии по итогам использования заимствованных методик, публиковать на форумах МИЦ сведения об опыте использования данного УМК в своей педагогической практике.

Рис. 1. Взаимодействие сетевого сообщества МИЦ

Характерной особенностью сетевого взаимодействия в МИЦ являлась пассивность центров потребления: такие центры не участвовали в разработке компетентност-ной модели предметной области, не могли самостоятельно размещать свои методические материалы в хранилище МИЦ. Они могли только получать дистанционную методическую поддержку в виде: готовых электронных УМК и консультаций от авторов-разработчиков из СПбГУ ИТМО. Наличие апробированных оригинальных методик обучения в области ИКТ, а также желание участвовать в разработке и пополнении коллекции методических материалов МИЦ определило главную задачу развития сетевой среды МИЦ - расширить права виртуальных центров, сделать всех участников сетевого сообщества активными участниками создания «методической копилки», приобщить к

разработке новых состояний ИКТ-компетентности МИЦ ведущих преподавателей не только из СПбГУ ИТМО, но и из других ОУ сетевого сообщества МИЦ.

Основы разработки новых состояний ИКТ-компетентностей

Состояния ИКТ-компетентностей, используемые для планирования ММП, определяются как требования к знаниям и практическим умениям, которые должны быть сформированы у слушателя при освоении соответствующих компетенций. Языком формулирования таких состояний должен стать язык результатов образования, который предполагает независимость от конкретики содержания (конкретных технологий, приемов, методик обучения и т.п.). Это означает, что состояния ИКТ-компетентностей определяется тем, что узнает и что научится делать слушатель, например: создавать электронные документы, разрабатывать образовательные Интернет-ресурсы, проектировать базы данных и т. п. В формулировках ИКТ-компетентностей на языке результатов образования не должны указываться программные приложения, технологии и среды, с помощью которых данные навыки будут освоены.

Для разработки состояний ИКТ-компетентности слушателя необходимо описать новые компетенции в данной предметной области. Компетенции обладают важным свойством - они могут детализироваться и, тем самым, определять иерархию результатов образования в данной предметной области. Детализацию компетенций необходимо производить до тех пор, пока при их формулировках можно использовать язык результатов образования. Компетенции, при детализации которых исчезает смысл результатов образования, назовем элементарными компетенциями результатов образования. Каждая элементарная компетенция может быть описана набором сопоставимых состояний ИКТ-компетентности, отличающихся уровнями знаний и умений. На рис. 2 приведены требования к трем уровням знаний и умений, использованных в МИЦ для идентификации состояний ИКТ-компетентностей.

Рис. 2. Требования к уровням знаний и умений состояний ИКТ-компетентностей

Основы доработки модели предметной области

Модель предметной области [2] устанавливает причинно-следственные связи между состояниями ИКТ-компетентностей и представляет собой ориентированный гипер-

граф Н(Х, Р), где X - множество различных состояний ИКТ-компетентности, Р - множество гиперребер, устанавливающих К-арное отношение порядка на множестве Х [1]. Каждое ориентированное гиперребро рг = (1г ; хг)е Р имеет:

• единственную вершину стока - хг,

• подмножество вершин истока - 1г Ф 0, 1г ^ Х\{ хг }.

Это свойство модели является следствием требования уникальности состояний ИКТ-компетентности, которое обеспечивается средствами автоматизированного контроля среды МИЦ.

Поэтому внесение в модель предметной области нового состояния ИКТ-компетентности - к связано:

• с идентификацией данного состояния ИКТ-компетентности хк е Х и проверкой его уникальности;

• с установлением вершин истока нового гиперребра рк = (1к ; хк)е Р.

Для идентификации состояния ИКТ-компетентности необходимо произвести доработку модели иерархии результатов образования данной предметной области и определить индекс состояния [1], в котором должны быть следующие поля:

Компетенция. Уровень состояния [. Профиль] [. Уровень образования] Здесь поля, выделенные как [х], являются необязательными и могут быть опущены. Поле Компетенция описывает детализацию компетенции вплоть до получения элементарных компетенций и имеет следующий формат:

Компетенция вида деятельности - компетенция направления деятельности - компетенция приемов направления - ...

Глубина детализации и, соответственно, иерархия результатов образования зависит от особенностей компетенции. Например: поле компетенции «2-1-2» соответствует следующей детализации компетенции [1]:

Использовать ИКТ для обеспечения учебного процесса — разрабатывать образовательные Интернет-ресурсы — в виде компьютерных тестов

Поле Уровень состояний определяется целым числом, соответствующим номеру данного состояния ИКТ-компетентности в ряду сопоставимых состояний данной элементарной компетенции. Например, состояние 2-1-2.1 соответствует начальному уровню (рис. 2) и требует:

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

Контроль знаний с помощью тестов. Особенности организации дистанционного тестирования. Формы тестовых заданий. Сценарии тестирования. Оценка результатов тестирования. Создавать тестовые задания в закрытой форме. Создавать линейные сценарии тестирования.

Поле Профиль соответствует в МИЦ двум категориям слушателей: П - пользователь персонального компьютера, I - программист или 1Т-специалист. По умолчанию в системе устанавливается профиль П. Поле Уровень образования введено для идентификации состояний ИКТ-компетентности студентов различных уровней образования (бакалавров и магистров), изучающих ИКТ в данной предметной области.

Особенности функционирования МИЦ в новой версии

Доступ в систему осуществляется со страницы http://ito-center.ifmo.ru посредством стандартного Web-обозревателя. Для входа в систему необходимо указать логическое имя, пароль и выбрать из списка группу безопасности. Каждой группе безопасности

соответствует совокупность прав на доступ к ресурсам системы. В предыдущей версии системе были предусмотрены четыре группы безопасности:

• «Администратор»;

• «Автор программ»;

• «Менеджер курсов»;

• «Преподаватель-тьютор».

Для исключения противоречий между пользователями, являющихся сотрудниками различных ОУ, и предоставления пользователям дополнительных возможностей по управлению содержанием в новой системе необходимо переопределить распределение прав между группами безопасности.

Основными ресурсами системы являются словари, индексы состояния и их поля, электронные курсы и методические материалы, сообщения и доски объявлений, форумы и чаты, учетные записи пользователей и ОУ, зарегистрированных в системе. Разграничение прав пользователей на создание, просмотр, редактирование и удаление различных ресурсов в системе осуществляется по четырем признакам. Первый признак -группа безопасности, к которой принадлежит пользователь, второй признак - наличие у пользователя прав владельца ресурса, третий признак - наличие у пользователя прав пользователя ресурса, четвертый признак - ОУ, которому принадлежит пользователь. Владельцем ресурса по умолчанию становится пользователь, который создал этот ресурс. Изменить владельца любого ресурса и принадлежность ОУ может только член группы безопасности «Администратор». «Менеджер курсов» может изменить владельца ресурса, зарегистрированного в конкретном ОУ. При этом, «Менеджер курсов» при выборе пользователя-владельца имеет доступ только к списку пользователей, которые являются сотрудниками его ОУ. Правила доступа пользователей различных групп безопасности определяются выражением

р (х1, Х2 ) Л Р2 (Х2 , Х3) Л Р3( Х1, Х3 , Х4 , Х5 , Х6 ) ,

где Р1 - предикат, определяющий принадлежность пользователем х1 группе безопасности х2; Р2 - предикат, определяющий возможность выполнения команды х3 для группы безопасности х2; Р3 - предикат, определяющий возможность выполнения команды х3 в зависимости от того, является или нет пользователь системы х1 владельцем ресурса х4, пользователем ресурса х5 и сотрудником ОУ х6, за которым закреплен ресурс.

Подобная декомпозиция задачи определения прав на доступ к ресурсам системы позволяет значительно снизить объем программного кода и, как следствие, трудозатраты на разработку и модификацию среды центра.

Для установления состояний ИКТ-компетентности, которые непосредственно предшествуют новому состоянию, необходимо включить в перечень истоков соответствующего нового гиперребра те состояния, которые уже имеются в модели, или инициировать разработку недостающих предшествующих состояний. Среда МИЦ выполняет проверку возможности установления таких связей, а также извещает всех потенциальных разработчиков о необходимости доработки новых состояний ИКТ-компетентности.

Поддержание целостности иерархии результатов образования при добавлении новых состояний ИКТ-компетентностей требует сравнительного анализа добавляемых и существующих состояний. Возможность алгоритмизации данного процесса обеспечивается требованием, в соответствии с которым описание состояний компетентности осуществляется на основе тезауруса, который составляется экспертным советом МИЦ. При обнаружении совпадения нового состояния ИКТ-компетентности с существующим среда предоставляет пользователю две возможности: отказаться от добавления или добавить новое состояние ИКТ-компетентности, несмотря на найденное совпадение. В

последнем случае среда синхронизирует названия и описания совпавших состояний ИКТ-компетентностей и присваивает добавленному состоянию номер версии на единицу больше, чем у существующего. Далее среда оповестит пользователей о необходимости переноса ссылки с устаревшего состояния ИКТ-компетентности на новое. После того, как все ссылки будут перенесены, устаревшее состояние ИКТ-компетентности может быть удалено из среды.

Литература

1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В. Методический интернет-центр. - СПб.: Питер, 2005. 96 с.: ил. (опубликована на сайте ito-center.ifmo.ru )

2. Лисицына Л.С. Учимся строить модель результатов образования. // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2005. № 22. С. 100-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.