Университетом на сегодняшний день накоплен опыт трех сессий с использованием системы тестирования. Введен в действие паспорт теста, позволяющий судить о его назначении и структуре, принадлежности конкретной дисциплине в базе данных методического обеспечения образовательных программ ВГУЭС. Ведется разработка подходов к созданию педагогических тестов в зависимости от того, к дисциплине какого цикла образовательной программы он будет относиться, специфики тестируемой области знаний с учетом курса тестируемого. Разработана программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по разработке и применению педагогических тестов в учебном процессе, только в этом году прошли обучение более 50 человек.
К важнейшим достоинствам систем электронного тестирования следует отнести оперативность при подведении итогов и их опубликовании, беспристрастность оценок, меньшую трудоемкость при редакции тестов, простоту и экономичность их тиражирования, возможность осуществления самоконтроля, дистанционное взаимодействие с обучающимся. Применение Интернет-технологий в электронном тестировании не просто расширяет географические рамки, но, прежде всего, представляет дополнительный инструментарий оценки взаимодействия с обучаемым. Интернет-тестирование не является альтернативой личному участию обучающегося в формах итогового контроля, а является инструментом, который расширяет и дополняет средства контроля знаний обучаемых.
Литература
1. Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста//Высшее образование сегодня. - 2005. - 4. - С.16-21.
2. Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. -3. - С.55-60
3. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России//Педагогика. - 2002. - 2. - С. 15-21.
4. Кабанов А.А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки//Педагогика. - 1999. - 2. -С.66-68.
5. В.В. Крюков, К.И. Шахгельдян, Е.Н. Архипова. Разработка и внедрение интегрированных Инетр-нет-сред обучения и тестирования//Ргасее^^8 of IEEE International Cinference on Advanced Learning Technologies, Kazan, Russia, 9-12 September, 2002, pp. 312-314.
6. IMS QTI v.1.2. http://www.imsglobal.org
7. Игнатова И.Г., Соколова Н.Ю. Электронный учебный план как основа интеграции компьютерных средств обучения в системе ОРОКС//Открытое образование. - 2004. - 3. - С.51-54.
8. Гмарь Д.В., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Система автоматического управления правами доступа к информационным ресурсам вуза//Информационные технологии. - 2006. - 2.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТА
Л.С. Лисицына, к.т.н., доц., зав. каф.
Компьютерных образовательных технологий Тел/факс (812) 233-1961, E-mail: [email protected], http://dce.ifmo.ru Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики http://www.ifmo.ru
Clause is devoted to realization the competent approach to preparation of experts with minimization of expenses. Results of development of models and methods for automation of planning of educational process are resulted.
Компетентностный подход к образованию является ответом на проблемную ситуацию в образовании, возникшую из-за противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу тради-
ционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Поэтому чрезвычайно важно не только сменить ориентацию образовательного процесса с преподавателя на студента, но и научиться планировать результаты об-
разования с освоением за минимальное время только тех компетенций, которые необходимы и достаточны для целостного образовательного процесса.
Проблема планирования осложнена тем, что компетенции, являющиеся идентификаторами результата образования, подвержены частым изменениям. Это связано и с эволюцией образовательного пространства, и с изменениями рынка труда. Поэтому планирование результата образования должно быть оперативным.
К разработке результата образования должны привлекаться ведущие преподаватели самых различных кафедр образовательного учреждения (ОУ), их взаимодействие на основе традиционных методов планирования учебного процесса не представляется возможным. Никакой «бумажный» документооборот не заменит возможности многопользовательских сетевых информационных систем (ИС), организующих средствами Интернет-технологий совместную работу и общение сетевого сообщества преподавателей. Важной особенностью методов планирования результатов образования на основе сетевых ИС является их прозрачность для сетевого сообщества и возможность оптимизации планирования. Модераторами разработки результата образования в сетевом сообществе преподавателей ОУ должны выступать выпускающие кафедры -своеобразные агенты рынка труда. Поэтому планирование результата образования должно осуществляться сетевым сообществом преподавателей, имеющих в своем распоряжении сетевые инструменты ИС для автоматизации планирования результата образования.
Опыт автоматизации планирования компетентностного повышения квалификации в области ИКТ
Проблема автоматизации планирования результата образования была изучена в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) на кафедре Компьютерных образовательных технологий (КОТ) и апробирована в сфере дополнительного образования для компетентност-
ного повышения квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. Через курсы, организованные кафедрой КОТ, за последние пять лет прошло 8614 человек: учителей, методистов, директоров школ и их заместителей, школьных ИКТ-специалистов.
Разнообразие и повторяемость учебно-методических планов, краткосрочность и интенсивность обучения позволили выявить ряд закономерностей, характерных в целом для образовательной деятельности. Применение компетентностного подхода к разработке результатов образования на краткосрочных курсах по ИКТ, а также большое количество учебно-методических материалов по данной тематике позволили завершить две научно-исследовательские работы кафедры КОТ по ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (государственный контракт Министерства образования РФ № 1780 от 31.07.03, государственный контракт № 567 Федерального агентства по образованию РФ от 27.10.04 по направлению «Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей») созданием сетевой многопользовательской ИС http://ito-center.ifmo.ru - методического Интернет-центра (МИЦ) [1] для сетевого сообщества преподавателей ОУ, занимающихся разработкой результатов образования на курсах повышения квалификации работников образования в области ИКТ. В модульной коллекции МИЦ сегодня реализовано 116 различных состояний компетенций по ИКТ для двух профилей - пользователь и программист. Метод автоматизации конструирования модульных курсов, внедренный в МИЦе, явился основой для предлагаемых здесь методов автоматизации планирования результатов образования.
Планирование как один из этапов сетевой образовательной технологии
Планирование результата образования -один из этапов в сетевой образовательной технологии, направленой на совершенствование системы образования и повышение качества подготовки компетентных специалистов. На рис. 1 приведена графическая схема предлагаемой технологии, поясняющая взаимодействие процессов и состояний разработки результата образования.
Достижения, полученные при испытании каждого результата образования, возвращаются в систему образования для расширения компетенций образовательного про-
странства (обратная связь № 2) и для коррекции задания при повторной разработке результата образования (обратная связь № 3). Процесс подготовки специалиста длится много лет, поэтому целесообразно процесс разработки результата образования разбивать на части. После завершения очередной части необходимо скорректировать исходную компетентность обучаемого (обратная связь № 1) и продолжить разработку результата образования. Рассмотрим основные этапы разработки результата образования.
Подготовительный этап завершается актуализацией модели компетенций образовательного пространства, установлением исходной компетентности обучаемого и выбором состояний целевых компетенций для разрабатываемого результата образования. Этап планирования результата образования состоит из следующих частей:
1. Синтез компетентностной модели учебно-методического плана - минимального модульного плана (ММП).
2. Отбор по ММП образовательных модулей и разработка на их основе модульного учебно-методического плана с минимизацией затрат на подготовку специалиста.
3. Выбор испытания результата образования и доработка модульного учебно-методического плана.
Этап компетентностного обучения и аттестаций - это целостный образовательный процесс, построенный на основе модульного учебно-методического плана и направленный на формирование целевой компетентности у обучаемого.
Этап испытания результата образования завершает реализацию модульного учебно-методического плана. Целью испытаний (проектов, практик, экзаменов и т.п.) является выявление новых достижений (новые методы и модели, технологии и конструкции, а также новые методики обучения и аттестаций и т.д.). Анализ достижений, полученных при испытании результата образования, и обратные связи 1-3 завершают один цикл сетевой образовательной технологии по разработке результатов образования.
Наиболее важные процессы сетевой образовательной технологии - моделирование компетенций образовательного процесса, синтез ММП и компетентностное обучение и аттестация (рис. 1). В связи с тем, что метод синтеза ММП тесно связан с процессом моделирования образовательного пространства, рассмотрим основные моменты разра-
ботки модели компетенций образовательного пространства.
Особенности моделирования компетенций образовательного пространства
Модель компетенций образовательного пространства является отображением образовательных возможностей ОУ, описанных в виде компетенций обучаемых на языке результатов образования. Отметим наиболее важные свойства компетенций с точки зрения их формализации.
1. Компетенции не зависят от содержания образования, они сами служат основой для его разработки.
2. Компетенции имеют иерархию, отражающую процесс детализации компетенций в образовательном пространстве. Детализацию компетенций следует проводить до получения элементарных компетенций, т.е. таких компетенций, при дальнейшем делении которых теряется смысл результатов образования.
3. Каждая элементарная компетенция имеет одно или несколько сопоставимых состояний компетентности, отличающихся требованиями к уровням знаний и умений обучаемого. Каждое состояние компетентности описывается тем, что конкретно должен знать и должен уметь делать обучаемый после его освоения.
4. Каждая элементарная компетенция может иметь варианты состояний компетентности для различных уровней и профилей образования. Это фактически соответствует расслоению знаний и умений образовательного пространства по уровням и профилям образования.
5. Знания и умения состояний компетентности должны быть уникальными в образовательном пространстве, т.е. не повторяться полностью или частично в других состояниях компетентности.
Установив п-арное отношение порядка на множестве состояний компетентности Х образовательного пространства: «в процессе обучения знаниям и умениям состояния компетентности хг непосредственно предшествует непустой ряд знаний и умений состояний компетентности х8, ху,... », получим искомую модель компетенций - план-граф, устанавливающий причинно-следственные связи между состояниями компетентности образовательного пространства. План-граф представляет собой гиперграф Н(Х, Р), состоящий из множества вершин Х = Хбаз и {х0} и множества ориентированных гиперребер Р, причем Р^0. Здесь х0 - состояние
компетентности, суммирующее все знания и умения, которые должны быть у каждого обучаемого перед началом обучения в ОУ.
Рассмотрим наиболее важные свойства план-графа, которые будут затем использованы в методах решения задач планирования результата образования.
1. Каждое гиперребро рг е Р является единственным способом достичь вершину состояния компетентности хге Х (рис. 2). Это свойство план-графа является следствием свойства компетенций № 5 об уникальности знаний и умений состояний компетентности. Поэтому все ориентированные гиперребра рг = (1г ; хг) е Р имеют единственный сток - вершину хг и один или несколько истоков - подмножество вершин 1г Ф 0, 1Г с Х\{ хг }. Причем, переход к вершине стока хг возможен только при условии достижения всех вершин истока 1г гиперребра.
2. В план-графе существует один и только один путь Пъ соединяющий вершину х0 с вершиной хi (следствие из свойств план-графа № 1):
У^ еХЗ!п i=( хс, ) (1)
Композиция путей п (1), найденных для некоторого множества вершин Хц с Х, моделирует в план-графе способ достижения из состояния х0 всех состояний целевой компетентности хi е Хц через минимальное количество промежуточных компетенций. Таким образом, план-граф несет в себе информацию о промежуточных компетенциях, освоение состояний которых необходимо и достаточно для достижения состояний целевой компетентности.
3. При поиске композиции путей из вершин некоторого множества исходной компетентности обучаемого Хи с Х к вершинам некоторого множества целевой компетентности обучаемого Хц с Х для минимизации количества промежуточных состояний компетентности необходимо учитывать особенности отношения порядка в план-графе, которое определяет в множестве Р наличие:
- дуг (рис. 3), у которых исток 1г = {х8} и сток хг принадлежат одному и тому же упорядоченному подмножеству вершин Хi =
{...,хя,хг,...};
- мультидуг (рис. 4), у которых исток 1г = {х8}, х8 е Хi и сток хг е ХJ лежат в разных подмножествах вершин Хь ХJ с Хбаз, причем исток х8 указывает на состояние минимальной компетентности в Хi (не ниже, чем.) и
распространяет это отношение на вершины х8+1, х5+2,... данного подмножества Хi ;
- ориентированных мультигиперребер (рис. 5), у которых исток 1г = { х8, ху } имеет две и более вершин, причем каждая вершина истока указывает на состояние минимальной компетентности (не ниже, чем.) соответствующего упорядоченного подмножества и распространяет это отношение на вершины х8+1,х8+2,...(от вершины х5), ху+1, ху+2,... (от вершины ху ), ... .
4. План-граф состоит из (п+1)-вершин и п- гиперребер, где п - количество состояний компетентности. Множество вершин Хбаз = Х1 и ... и Хi и. и Хт состоит из упорядоченных подмножеств вершин Хi ^0, моделирующих состояния сопоставимых и увеличивающихся компетентностей, т - количество элементарных компетенций в образовательном пространстве (рис. 2).
Задачи планирования результата образования
Цель планирования результата образования - составление модульного учебно-методического плана для целостного образовательного процесса подготовки специалиста с минимальными затратами. Ядром планирования результата образования является синтез компетентностного описания его «костяка» - ММП, который позволяет примерить ожидаемый результат образования к образовательным возможностям ОУ. Результаты синтеза ММП по план-графу служат основанием для принятия решения о том, сможет ли данное ОУ взяться за разработку предложенного результата образования или его образовательное пространство требует доработки и насколько.
Модульный учебно-методический план получается в результате решения следующих задач:
1. Задача минимизации перечня состояний компетентности, освоение которых необходимо и достаточно для достижения целевой компетентности обучаемого.
2. Задача определение порядка освоения состояний компетентности.
3. Задача построения по ММП учебно-методического плана результата образования.
Первые две задачи заканчиваются созданием ММП. Третья задача минимизирует затраты на подготовку специалиста при отборе по ММП образовательных модулей (содержания компетентностного обучения и аттестаций) и выборе испытания для результата образования.
Минимизация перечня состояний компетентности
На основании свойств план-графа можно сделать заключение, что эта задача решается на основании поиска композиции минимальных путей, ведущих в план-графе к множеству вершин Хц из одной или нескольких вершин Хи. Результатом решения этой задачи будет построение гиперграфовой модели ММП - ММП-граф.
Дано: план-граф H(X,P) и Хи с Х и Хц с Х - множество состояний исходной и целевой компетентности обучаемого, соответственно. Причем, Хи , Хц Ф 0 , Хи п Хц = 0.
Найти: ММП-граф
Решение: МПП-граф совпадает с подги-перграфом Н'(Х',Р') после удаления из него множества дуг VP'. Подгиперграф Н'(Х',Р') порожден в план-графе H(X,P) множеством вершин Х' таким, что: Х' = (uF(n i))\(uF(n 1))иХииХи' (2)
Ух, еХц Ух, еХи где n 1 - путь, определяемый как (1) в H(X,P);
F(n О - операция преобразования последовательности вершин
пути n i = (хо, — ,х,) в множество вершин { х0, — ,х, };
Хи' - множество вершин таких, что: У^еХи'3 (х5еХи &Х, = { — , х^ —, хв, —}).
Множество дуг для удаления VP' с P' содержит такие дуги, что: Ург=(х8,хг) е VP' (х8,хг е (Хи' иХи)) (3)
Пример: Для некоторого результата образования в сфере дополнительного образования в области ИКТ необходимо найти ММП-граф по фрагменту план-графа МИЦ [1].
Исходная компетентность слушателя:
- умеет создавать электронные почтовые ящики на общедоступных серверах и настраивать почтовый клиент;- умеет писать электронные письма и прикреплять к ним файлы;
- умеет отвечать и пересылать письма;
- умеет пользоваться адресной книгой.
Требования к целевой компетентности
слушателя:
- создавать средствами текстового редактора документы любой сложности;- преобразовывать эти документы в pdf- форматы, уметь редактировать их;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете.
Проведем идентификацию в МИЦ [1] состояний компетентности. Состояния целе-
вой компетентности - 1.4-1.3, 1.7-2.2 и 1.74.2 (соответствующие вершины образуют множество Хц и на рис. 6 отмечены звездочками). Исходная компетентность соответствует одной вершине план-графа - 1.8-1.2, которая определяет согласно (1) множества вершин Хн и Хн', отмеченных на рис. 6 жирными точками и кружками, соответственно. Множество вершин Х', найденное на основании (2), порождает в план-графе подги-перграф, выделенный на рис. 7 жирными сплошными и пунктирными линиями. После удаления из него множества дуг УР' (3), показанных на рис. 7 пунктиром, мы получим ММП-граф (его дуги выделены жирными сплошными линиями).
Определение порядка освоения состояний компетентности
Каждая компонента связности ММП-графа, отличная от изолированной вершины, моделирует самостоятельную (с точки зрения порядка освоения компетенций) часть ММП. Например, ММП-граф (рис. 7) содержит три компоненты связности, которые могут служить основой для трех параллельных учебных дисциплин планируемого результата образования. Пусть Н'к(Х'к, Р'к) -к-компонента связности подгиперграфа Н'(Х',Р'). Очевидно, что: Х"ксХ'к,Х"к^0(Ух1еХ"к:р+(х1)=О) (4)
Тогда порядок следования программ к-части ММП-плана определяется порядком следования гиперребер в следующем подмножестве:
Р"к=ир(Н'к(Х' к,Р' к),Х"к), (5)
где Ир - процедура обхода и упорядочения гиперребер к-компоненты Н'к(Х' к, Р' к) методом в глубину [2], начальными вершинами для которой поочередно служат вершины х; е Х"к (4).
Пример № 2: Ниже показан результат синтеза ММП для примера № 1. Для трех компонент связности (к=3) и 9-ти ребер найдено согласно (4-5) компетентностное описание модульного учебно-методического плана. ММП (табл. 1) описан списками упорядоченных гиперребер; гиперребра имеют идентификаторы их стоков (следствие свойства план-графа № 1).
ММП описывает образовательный процесс подготовки специалиста как процесс освоения компетенций образовательного пространства. По сути дела, приведенные выше последовательности ММП означают следующее, см. табл. 2 (подробно с описанием всех компетенций и всех состояний компетентности можно познакомиться в [1]).
о
кй <У
о
ГЪ О
8 О аь Й X К гъ
Ьо Ьо
о о
Оч
Рис. 1. Технология разработки результатов образования
1.4-2.1 1.4-2.2 1.4-2.3
Рис. 6. Установка состояний компетентности
Разработка содержания образования
Реализация результата образования
Рис. 3. Упорядоченность вершин в Хбаз
Рис. 5. Пример мультигиперребра
Рис. 2. Сток и истоки гиперрсбра рг
Рис. 4. Пример мультидуги
Рис. 7. ММП-граф
Рис. 8. Модель ожидаемого результата образования
Таблица 1
к Кол-во ребер Минимальный модульный план
1 5 1.1.2; 1.3.1; 1.4-1.1; 1.4-1.2; 1.4-1.3
2. 2 1.7-2.1; 1.7-2.2
3 2 1.7-4.1; 1.7-4.2
Таблица 2
Индекс Компетенция Состояние компетентности
1.1.2 Владеть основными приемами ИКТ для работы с персональным компьютером (ПК) мле Аиобши^рошг Зиять: сменные носители информации ПЕС и основы работы с ними; поиск файлов и папок в I I К : стандартные приложения ПЕС. Уметь: искать файлы и папки в 11К": рисовать и редактировать простейшие графические изображения; работать со сменными носителями информации.
1.3.1 Владеть основными приемами гк ИКГ для редактирования и е о'ух ;и и 1м фафнческих избражений /ш ее*и>нли 1 ул »I.//.- Знать: назначение и обзор графических редакторов; растровая и векторная графика: типы форматов, цветовая палитра, особенности использования; принципы и основы применения редакторов растровой графики. Уметь: приемы редакшровання готовых растровых изображений: изменение яркости, контрастности, размеров; выделение фрагмента изображения и его модификация с помощью линеек, сеток, направляющих.
1.4-1.1 Владеть основными г^иемами л ииимгг •'.иг ИКТ для электронного документооборота по созданию документов средствами текстового редактора мл бе<и>на« у/имги«". Знать: типы электронных документов; назначение и обзор текстовых редакторов; основы подготовки простейших текстовых документа. Уметь: приемы форматирования текста ("шрифты, отступы, интервалы); приемы работы с фрагментами текста (поиск и замена фрагментов; создание списков, колонок и таблиц), нумерация страниц документа; поиск и устранение огттг-гбок и опеч аток втексте.
... ... ...
Таблица 3
Результат образования Требования к испытанию Кол-во час.
(1.4-1.3 +1.7-2.2 + 1.7-4.2) По заданной тематике найти в Интернете не менее 5-ти ресурсов, изучить их и составить аннотированный отчет. Отчет оформить в виде электронного документа с помощью текстового редактора, использовав при этом различные приемы оформления (графика, таблицы, диаграммы и т.д.). Выслать отчет по почте на указанный электронный адрес в формате pdf. 4
Таблица 4
№ Индекс модуля Тема занятии (название образовательного модуля) Учебных часов
всего лекций практика сам. работа
1. 1.1.2 Основьг работы на ПК в среде Windows 5 1 4 О
2. 1.3.1 Основьг редактирования и создания графических изображений в Photoshop 7 2 5 О
3. 1.4-1.1 Основы электронного документооборота (простой текстовый документ MS Word) Ю 2 8 О
4. 1.4-1.2 Основьг электронного документооборота (документ MS Word, содержащий графику) 6 1 5 О
5. 1.4-1.3 Основьг электронного документооборота (сложньгй документ 1VIS Word) 4 1 3 О
6. 1.7-2.1 Поиск информации в интернете 3 1 2 О
7. 1.7-2.2 Приемьг расширенного поиска информации в интернете 3 1 2 О
8. 1.7-4.1 Основьг работы с pdf-файлам и в Adobe Acrobat Reajder 2 1 1 О
9. 1.7-4.2 Основьг создания и публикаций рсИ^файлов 1 О 1 О
10. (1.4-1.3 -+- 1.7-2.2 1 1.7-4.2) Подготовка вьгпускной работьг 4 О О 4
ИТОГО: 45 10 31 4
Построение учебно-методического плана
Множество гиперребер Р' ММП-графа (рис. 7) определяют отбор из хранилища образовательных модулей для освоения компетенций ММП, а мощность |Р'| - количество таких модулей. Каждый модуль характеризуется суммарной нагрузкой по всем видам занятий, что и определяет вес соответствующего гиперребра - Для вариативного модуля, имеющего множество '(р^ альтернативных вариантов содержания образования, вес гиперребра определяется как = f (W(pJ)), где f (х) - процедура выбора варианта модуля. Тогда оптимистическая оценка продолжительности подготовки определяется по ММП-графу как:
(6)
Ур е Р'
На рис. 8 приведены веса гиперребер ММП-графа из примера № 2: веса установлены после отбора из хранилища МИЦ [1] соответствующих образовательных модулей.
На рис. 8 показаны два дискретных пространства: Q - пространство формирования компетентности обучаемого и 8 - пространство результатов образования (вершина SJ моделирует результат образования для примера № 1). Гиперребро, имеющее в качестве истока - множество вершин Хц в пространстве Q и в качестве стока - вершину SJ в пространстве 8, моделирует следующее испытание результата образования, см. табл. 3. Результатом планирования для примера № 1 будет следующий учебно-методический план подготовки специалиста с профилем пользователя ПК, см. табл. 4.
Литература
1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В. Методический интернет-центр. - СПб.: Питер, 2005. - 96 с.: ил. (опубликована на сайте www.ito-center.ifmo.ru )
2. Джеймс Андерсен Дискретная математика и комбинаторика/ Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Виль-ямс», 2004. - 960с.
ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ
Э.А.Якубайтис, проф., д.т.н. Тел. (371) 710-6221. E-mail: yakHhait a lih.acadlih.lv Рижский институт транспорта и связи
The architecture of hypertext encyclopedias and explanatory dictionaries is described in the article.
1. Введение
Нарастающие потоки информации, стремление оптимизировать процессы поиска и выдачи нужных сведений привели к созданию новых, компьютерных технологий. Среди них особую роль выполняют электронные гипертекстовые системы, создаваемые в глобальных сетях. Благодаря погружению этих систем в сетевую среду они становятся доступными повсюду. С информацией, предоставляемой такой системой может одновременно работать большое число пользователей. Более того, объединение систем в общую ассоциацию позволяет
создавать крупные распределенные в пространстве хранилища знаний.
Хранилища знаний предоставляют разнообразные сведения по широкому кругу вопросов. Особенно эффетивным является размещение в этих хранилищах энциклопедий и толковых словарей. Важное значение последние приобретают в автоматизации процессов дистанционного обучения. Речь идет не только о подготовке новых специалистов. Техника и технологии сейчас меняются настолько быстро, что необходимо постоянное повышение квалификации сотрудников. Между тем, в базе знаний могут также размещаться справочники, отчеты, обзоры, проекты, учебники, учебные пособия, журналы, альбомы, книги любого другого вида.
Благодаря этому, наряду с традиционными формами появились новые возможности накопления и изучения всего того, что является интеллектуальным богатством со-