Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
577
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПЛАНОВ / ЗАДАЧИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / PLANNING / SYSTEM OF PLANS / TASKS / OPERATIVE SEARCH ACTIVITY / INITIAL OPERATIVE SEARCH MEASURES / INVESTIGATIVE TEAM / CUSTOMS CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко Сергей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с планированием и проведением первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию и расследованию преступлений в сфере таможенного дела. Разнообразие планов, разрабатываемых в таможенных органах, и их регламентация позволяют говорить об определенной системе планов, призванных обеспечивать реализацию задач в процессе противодействия указанным преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харченко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OPERATIVE SEARCH ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES TO COMBAT CUSTOMS CRIMES

The issues connected with planning and conducting initial operative search activities and investigative actions for the detection and investigation of customs crimes are considered in the article. The variety of plans considered by the customs authorities and their regulation allow us to speak about a certain system of plans designed to ensure the implementation of tasks in the process of countering these crimes.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

11. Товпека А. В. Развитие системы связи и управления в пограничной страже Российской империи (1827-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2014. 299 с.

12. Инструкция службы чинов ОКПС. СПб., 1912.

13. Ежуков Е. Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России: учебное пособие. М., 1997. Ч. 1.

С. В. Харченко

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с планированием и проведением первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию и расследованию преступлений в сфере таможенного дела. Разнообразие планов, разрабатываемых в таможенных органах, и их регламентация позволяют говорить об определенной системе планов, призванных обеспечивать реализацию задач в процессе противодействия указанным преступлениям.

Ключевые слова: планирование; система планов; задачи; оперативно-розыскная деятельность; первоначальные оперативно-розыскные мероприятия; следственно-оперативная группа; преступления в сфере таможенного дела.

S. V. Kharchenko

PLANNING OPERATIVE SEARCH ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES TO COMBAT CUSTOMS CRIMES

The issues connected with planning and conducting initial operative search activities and investigative actions for the detection and investigation of customs crimes are considered in the article. The variety of plans considered by the customs authorities and their regulation allow us to speak about a certain system of plans designed to ensure the implementation of tasks in the process of countering these crimes.

Keywords: planning; system of plans; tasks; operative search activity; initial operative search measures; investigative team; customs crimes.

Процесс раскрытия и расследования любого преступления или группы преступлений в сфере таможенного дела [1] состоит из ряда оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и следственных действий и обязательно включает этап планирования, т. е. определения порядка и последовательности проведения необходимых действий, разработки конкретных вариантов расстановки сил и средств, выбора времени и места проведения мероприятий, определения круга исполнителей. Процесс планирования является составной частью подготовительного периода проведения развернутых ОРМ [2] и следственных действий [3] в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Вопросы планирования в сфере ОРД исследованы в научном плане [4; 5], что дает возможность использовать научные рекомендации для совершенствования

планирования этой деятельности во всех сферах и направлениях. «Оптимальное планирование, - отмечал профессор В. Г. Бобров, - вносит в работу определенную систему, ритмичность, обеспечивает целеустремленность и наступатель-ность, создает условия для рационального использования сил и средств, повышает ответственность каждого сотрудника за порученное дело» [5].

Наиболее распространенными управленческими решениями в организации ОРД таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела являются планы разных видов. Как показывает практика, таковыми являются:

- текущие планы работы указанных органов в целом;

- планы работы их оперативных подразделений;

- специальные планы действий при чрезвычайных обстоятельствах и осложнениях оперативной обстановки;

- планы ОРМ и следственных действий по конкретным делам;

- планы взаимодействия с другими правоохранительными органами и администрацией и т. д.

Следовательно, функция планирования - одна из наиболее важных в управленческой деятельности руководителей таможенных органов; она обеспечивает организационную основу целенаправленного использования сил и средств в борьбе с преступлениями в области таможенного дела.

Планирование мероприятий для борьбы с рассматриваемыми преступлениями предопределено характером деятельности правоохранительной системы, в связи с чем выделяются специфические обстоятельства, обусловливающие актуализацию задач планирования в рамках этой системы:

- многообразие элементов структуры объекта воздействия, обслуживаемого таможенным органом, его социальная природа;

- сложность организации системы управления таможенными органами, которая представляет собой многофункциональную и многоступенчатую структуру государственных органов с особыми полномочиями, каждое звено которой требует целенаправленной, согласованной работы со всеми остальными, и т. п.

Из этого следует, что задачи планирования применительно к организации ОРД таможенных органов состоят в определении и согласовании целей и задач всех уровней управления на предстоящий период, в выработке рациональных путей и средств их достижения с учетом особенностей современного состояния преступлений в сфере таможенного дела на обслуживаемой территории, ресурсных возможностей каждого таможенного органа, а также возможных (прогнозируемых) изменений и осложнений в оперативной обстановке по линии борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере.

Планы, разрабатываемые в таможенных органах, и их регламентация позволяют вести речь об определенной системе планов, обеспечивающих реализацию задач по борьбе с указанными преступлениями. Планы различаются по степени комплексности, направленности, насыщенности мероприятиями, срокам и т. д.

Проведенное исследование показало, что все планы, в которых отражены меры по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, можно систематизировать следующим образом:

- межгосударственные планы, разрабатываемые в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации в сфере борьбы с данными преступлениями;

- межведомственные планы, имеющие целью координацию деятельности таможенных органов, других субъектов ОРД, различных ведомств при решении задач борьбы с указанными преступлениями;

- планы мероприятий по координации ОРМ двух и более таможенных органов, проведению специальных операций - по направлениям деятельности;

- совместные следственно-оперативные планы, составляемые по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе в сфере таможенного дела, утверждаемые в установленном порядке;

- планы работы конкретных подразделений. Они основываются на общем плане работы таможенного органа и включают отдельные вопросы оперативно-служебной деятельности (по мере необходимости). К ним можно отнести: планы взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов по раскрытию преступлений, носящих международный и межрегиональный характер, по розыску и задержанию преступников; планы комплексных операций по профилактике коррупционных преступлений в рассматриваемой сфере; планы ОРМ и следственных действий по конкретным уголовным делам и др.;

- целевые планы. Решение о составлении этих планов руководители таможенных органов и их оперативных подразделений должны принимать на основе целевого анализа оперативной обстановки. В планах предусматривается реализация комплексных мер в области борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела. В рамках разработки этих планов руководители должны четко представлять себе, с какими субъектами необходимо налаживать и поддерживать постоянное взаимодействие по рассматриваемой линии работы и в каких формах это взаимодействие осуществлять.

Практика показывает, что для планирования ОРД руководством таможенного органа и его оперативных подразделений решающее значение имеют применяемые при этом методы. В теории управления различают несколько групп методов, применяемых на различных этапах планирования и позволяющих повысить качество и научную обоснованность планов [6]. К ним относятся:

- сбор и обработка информации, необходимые на стадии предплановой работы. Это общесоциологические, прогностические, логические, математические, статистические методы, позволяющие подготовить исходную информацию для процесса разработки плана. Они применяются для количественной и качественной оценки условий и результатов работы подразделений по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, предвидения возможных изменений в их деятельности, определения целей и задач на предстоящий период;

- организационные методы планирования, обеспечивающие определенную процедуру подготовки и принятия планов. Среди них выделяют директивный метод планирования, метод учета потребностей структурных звеньев системы, метод сочетания единоначалия и коллегиальности при подготовке и принятии плановых решений.

Отметим, что все названные методы находятся в тесной взаимосвязи и правильное их применение позволит достигнуть высокой эффективности и качества планирования.

К началу XXI столетия в деятельности таможенных органов накоплен положительный опыт организации перспективного и текущего планирования работы оперативных подразделений по раскрытию преступлений в сфере таможенного

дела [7]. Однако следует признать, что совершенствование оперативного планирования ОРМ и операций в данной сфере происходит медленно.

При анкетировании и интервьюировании руководителей и сотрудников оперативных подразделений таможенных органов был задан вопрос: «Планируете ли Вы в делах оперативного учета проведение таких ОРМ, как „проверочная закупка", „оперативное внедрение"?». Из числа опрошенных 7,9% респондентов ответили положительно; 67,1% - отрицательно; 25% опрашиваемых ответили: «Только тогда, когда возникает острая необходимость в их проведении» [7]. Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод о том, что в планах ОРМ отсутствует четкое выражение оперативного замысла, тактического построения ОРМ для достижения конечной цели - задержания с поличным лиц, совершающих преступления в сфере таможенного дела, и привлечения их к ответственности. По нашему мнению, подобная организация ОРД явно не соответствует потребностям борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела на современном этапе.

Основная причина такого положения и низкого оперативного уровня планирования заключается в отсутствии необходимой исходной информации для четких управленческих решений, выдвижения обоснованных оперативно-розыскных и следственных версий, тактически верного построения и последовательности ОРМ и следственных действий.

Проведенное исследование показало, что принятию любого управленческого решения, как правило, предшествует тщательная переработка информации. Информация, используемая для разработки плана, должна непрерывно накапливаться и систематизироваться. При составлении плана нельзя ограничиваться каким-либо одним аналитическим документом. План работы, являющийся программой деятельности таможенных органов, например, на год, должен базироваться на оценке результатов работы органа за предшествующий аналогичный период, на предвидении возможных изменений оперативной обстановки, на планах и директивах таможенных органов, конкретных задачах их оперативных подразделений.

Планирование ОРМ по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела должно осуществляться под непосредственным началом одного из руководителей таможенного органа, на него же должны возлагаться и вопросы организации комплексных ОРМ, их корректировки в случае необходимости, а также организация внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений и контроль за исполнением запланированных мероприятий.

Исследование также показало, что процесс планирования является составной частью подготовительного периода проведения следственных действий. При планировании решается задача определения оптимальности как всего процесса реализации данных, полученных оперативным путем, по делам оперативного учета, так и последовательности (разработка порядка) проведения отдельных следственных действий (следственного осмотра, обыска, допроса, очной ставки и т. д.). При этом максимально учитывается информация оперативного характера.

Вместе с тем типичные версии и типичные планируемые мероприятия должны быть конкретизированы уже на начальном этапе реализации результатов ОРД. Например, типичными планируемыми мероприятиями по делам о преступлениях в сфере таможенного дела, особенно на первоначальном этапе, являются мероприятия, направленные на установление признаков состава преступления, выявление всех причастных лиц к рассматриваемым преступлениям.

Планируемые ОРМ в данной ситуации должны обеспечить наличие информации о фигуранте и его связях; о месте незаконного перемещения через государственную и таможенную границы товара, его объеме и периодичности поставки; о маршруте транспортировки и виде транспорта или способе его перемещения; о месте хранения незаконно перемещенного товара; о способах взаиморасчетов участников и т. д. В план следует включить и процессуальные действия, обеспечивающие осуществление избранных приемов реализации: возбуждение уголовного дела; применение мер пресечения; производство обысков (последовательное или одновременное); производство экспертиз, их характер; наложение арестов на имущество и недвижимость и др.

После задержания фигурантов необходимо планировать мероприятия по эффективному взаимодействию сотрудника оперативного подразделения таможенного органа со следователем или дознавателем. В связи с этим следователя или дознавателя необходимо знакомить с имеющимися материалами ОРД независимо от источников и способов их получения (за исключением сведений о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе).

Таким образом, результаты проведенного исследования вопросов организации планирования ОРД таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела в отношении лиц или групп, совершающих указанные преступления, позволяет сделать вывод, что данный процесс имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и многообразием организованных и иных преступных проявлений в рассматриваемой сфере, и требует в целях принятия оптимальных организационных и тактических решений взвешенного подхода, основанного на обширном информационно-аналитическом обеспечении и углубленном оперативно-розыскном прогнозировании развития рассматриваемых преступлений.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельно-сти»(ред. от 21.12.2013 № 309-Ф3) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 28.12.2013 № 421-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.12. 2013 № 376-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Харченко С. В., Васильев Н. Н. К вопросу о первоначальных оперативно-разыскных мероприятиях и следственных действиях по раскрытию и расследованию криминального автобизнеса // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26). С. 32-35.

5. Бобров В. Г. К вопросу о сущности планирования оперативной разработки. Киев, 1972. 54 с.

6. Бобров В. Г. Правовые и организационные основы оперативной разработки, пути и меры ее совершенствования (вопросы теории и практики): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 362 с.

7. Харченко С. В. Основные элементы планирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. 2016. № 1 (37). С. 31-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.