Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CUSTOMS CRIMES / OPERATIVE SEARCH PREVENTION / OPERATIVE SEARCH PROPHYLAXIS / OPERATIVE SEARCH AVERTING OF CRIMES / OPERATIVE SEARCH SUPPRESSION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходанов Андрей Иванович, Харченко Сергей Владимирович, Яковец Евгений Николаевич

В данной статье рассматривается содержание нового для теории оперативно-розыскной деятельности таможенных органов понятия «оперативно-розыскное предупреждение таможенных преступлений». Выделяются его основные характеристики и составные элементы. Внедрение данной организационно-тактической формы указанной деятельности позволяет в целом повысить эффективность работы оперативных подразделений таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ходанов Андрей Иванович, Харченко Сергей Владимирович, Яковец Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE CONTENT OF THE CONCEPT "OPERATIVE SEARCH PREVENTION OF CUSTOMS CRIMES"

The content of a new concept for the theory of operative search activity of customs authorities - "operative search prevention of customs crimes" is considered in the article. The main characteristics and components are highlighted. The introduction of this organizational and tactical form of the stated activity can generally improve the efficiency of the operational units of the customs authorities.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"»

МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

METHODOLOGY AND METHODS OF RESEARCH

А. И. Ходанов, С. В. Харченко, Е. Н. Яковец

определение содержания Понятия «оперативно-розыскное предупреждение таможенных преступлений»

В данной статье рассматривается содержание нового для теории оперативно-розыскной деятельности таможенных органов понятия «оперативно-розыскное предупреждение таможенных преступлений». Выделяются его основные характеристики и составные элементы. Внедрение данной организационно-тактической формы указанной деятельности позволяет в целом повысить эффективность работы оперативных подразделений таможенных органов.

Ключевые слова: таможенные преступления; оперативно-розыскное предупреждение; оперативно-розыскная профилактика; оперативно-розыскное предотвращение преступлений; оперативно-розыскное пресечение преступлений.

A. I. Khodanov, S. V. Kharchenko, E. N. Yakovets

definition of the content of the concept "operative search prevention of customs crimes"

The content of a new concept for the theory of operative search activity of customs authorities - "operative search prevention of customs crimes" is considered in the article. The main characteristics and components are highlighted. The introduction of this organizational and tactical form of the stated activity can generally improve the efficiency of the operational units of the customs authorities.

Keywords: customs crimes; operative search prevention; operative search prophylaxis; operative search averting of crimes; operative search suppression of crimes.

Теория оперативно-розыскной деятельности (ОРД) таможенных органов в последнее время стремительно развивается и обогащается новыми понятиями. К их числу относится и понятие «оперативно-розыскное предупреждение таможенных преступлений», содержание которого рассматривается в данной статье.

Таможенные органы Российской Федерации (РФ) в настоящее время вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, квалифицируемым в соответствии с тринадцатью статьями уголовного кодекса Российской Федерации (уК РФ) (таможенные преступления). По определению профессора В. А. Жбанкова, к таможенным преступлениям относятся уголовно наказуемые

противоправные деяния, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемые в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных объектов через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1].

Из этого определения можно выделить следующие признаки таможенных преступлений: 1) повышенная общественная опасность; 2) совершение преступлений в процессе внешнеэкономической деятельности; 3) совершение преступлений в результате перемещения товаров, ценностей и транспортных средств через таможенную границу при их ввозе, вывозе и возврате; 4) нарушение установленных норм таможенного и уголовного законодательства; 5) подведомственность указанных преступных деяний таможенным органам.

Таможенные преступления обычно классифицируются по сферам их негативного воздействия на определенные виды общественных отношений:

1) преступления в сфере экономической деятельности (ст. 173.1, ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 189, ст. 190, ст. 193, ст. 193.1, ст. 194, ст. 200.1, ст. 200.2 УК РФ);

2) преступления против общественной безопасности (ст. 226.1 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 229.1 УК РФ).

Некоторые авторы классифицируют указанные преступные деяния и по степени их тяжести:

1) преступления небольшой тяжести (максимальный срок лишения свободы до трех лет): ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 200.1 УК РФ;

2) преступления средней тяжести (максимальный срок лишения свободы от трех до пяти лет): ст. 173.1, ст. 193 УК РФ;

3) тяжкие преступления (максимальный срок лишения свободы от пяти до десяти лет): ст. 189, ст. 190, ст. 193.1 УК РФ;

4) особо тяжкие преступления (максимальный срок лишения свободы свыше десяти лет): ст. 194, ст. 200.2, ст. 226.1, ст. 229.1 УК РФ [2].

В ходе противодействия таможенным преступлениям используются различные организационно-тактические формы ОРД. Однако наиболее продуктивной среди них, по мнению авторов данной статьи, является оперативно-розыскное предупреждение преступлений. Организация и контроль за осуществлением комплекса мер, связанных с этой организационно-тактической формой ОРД, должны представлять собой одно из приоритетных направлений деятельности руководителей таможенных органов.

Содержание этой работы заключается в осуществлении мер гласного и негласного характера, проводимых с использованием оперативно-розыскных сил, средств, мероприятий и методов по следующим основным направлениям: профилактика, предотвращение и пресечение преступных деяний, которые являются видовыми понятиями, составляющими элементами оперативно-розыскного предупреждения таможенных преступлений как родового понятия.

Оперативно-розыскная профилактика - это деятельность, направленная исключительно на выявление и устранение причин и условий совершения таможенных преступлений.

Предотвращение таможенных преступлений предполагает принятие соответствующих мер для недопущения совершения преступления конкретным лицом, замышляющим его.

Пресечение таможенных преступлений - это воздействие, влекущее за собой прекращение начавшейся преступной деятельности.

Первое направление оперативно-розыскного предупреждения таможенных преступлений связано с общей и индивидуальной оперативно-розыскной профилактикой, которая относится к специальным криминологическим мерам.

Принимая во внимание особенности таможенных преступлений, основной акцент в их предупреждении следует делать на мерах ранней индивидуальной профилактики. Наряду с этим, эффективность предупреждения может быть повышена посредством своевременного предотвращения криминогенных ситуаций, способствующих их совершению.

Важным направлением политики государства в области предотвращения таможенных преступлений призвана стать разработка межотраслевых законодательных актов, унифицированных для ЕАЭС, по профилактике отдельных наиболее опасных видов преступлений: организованной преступности, коррупции, легализации доходов, незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции, терроризма [3].

Профилактика преступности в целом является достаточно сложной, многоуровневой системой органов, организаций и учреждений, оказывающих воздействие на социальные объекты в целях предупреждения возможных нарушений уголовно-правовых запретов и устранения (локализации и нейтрализации) факторов, их детерминирующих.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [4] (Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ») профилактика правонарушений рассматривается как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера (в последнем случае предусматриваются и оперативно-розыскные меры), направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения ими правонарушений или антиобщественного поведения.

Следовательно, систему профилактики правонарушений необходимо рассматривать и как «совокупность субъектов профилактики правонарушений, то есть лиц, участвующих в ее осуществлении, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений» [4, ст. 2, п. 3].

По мнению авторов данной статьи, субъекты профилактики условно можно разделить на три основные группы:

- осуществляющие непосредственно индивидуальную профилактику (оперативные работники, сотрудники неоперативных служб оперативно-розыскных органов);

- осуществляющие профилактику при выполнении своих контрольных и правоохранительных функций (например, органы прокуратуры);

- занятые руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений.

Эта градация условна, особенно когда речь заходит о субъектах индивидуальной профилактики. Системе профилактики свойственно наличие взаимодействующих субъектов, а также горизонтальных и вертикальных связей.

Как отмечает коллектив авторов под руководством профессора О. В. Дамаски-на, профилактика преступлений включает следующие основные стадии:

- сбор, обработку и анализ криминологически значимой информации;

- принятие решения, организацию и исполнение управленческой команды;

- контроль за профилактической деятельностью.

Рассуждая об объектах профилактической деятельности, эти авторы вначале рассматривают объекты общей профилактики. Это могут быть явления, оказывающие влияние:

- в целом на преступность, динамику ее количественных показателей (состояние и уровень)и структуру;

- на отдельные группы преступлений и категории преступников (классифицированные или типологические группы);

- на конкретные преступления и личность преступника.

Эффективность общей профилактики, по их мнению, выражается в реальном снижении качественно-количественных показателей преступности.

В зависимости от объекта и субъекта профилактики используются различные инструменты общего профилактического воздействия: меры-нормы, меры-команды и меры-действия.

Меры-нормы - это директивные акты, регламентирующие цели и задачи профилактической деятельности, обосновывающие ее главные направления и основные формы, излагающие требования, предъявляемые к субъектам профилактики и к самой профилактической деятельности.

Меры-команды - это конкретные управленческие акты, адресованные субъектам профилактики, предписывающие проведение конкретных профилактических мероприятий. По содержанию они могут быть инициирующими, корректирующими или контролирующими определенные действия (по форме - приказы, информационные письма, выступления, обзоры).

Меры-действия - это практические шаги по реализации мер-норм и мер-команд, т. е. активная деятельность по устранению и нейтрализации криминогенных факторов (причин) и условий, способствующих совершению преступлений. По содержанию эти меры могут быть экономическими, организационными, идеологическими (воспитательными), правовыми, техническими; по направленности -непосредственными или обеспечивающими эффективность профилактических мероприятий [5, с. 98-104].

Все эти общепрофилактические меры применительно к сфере борьбы с преступлениями, регистрируемыми по линии таможенных органов, призваны способствовать выявлению и устранению причин последних, а также условий, способствующих их совершению. Реализация данных мер в регионах деятельности таможен и таможенных постов должна находиться под пристальным вниманием их руководителей. Эти меры, в частности, призваны способствовать решению следующих задач:

- выявлению лиц, вовлекающих правопослушных граждан в совершение таможенных правонарушений;

- установлению мест наиболее вероятного совершения преступлений (если речь идет о приграничной местности), а также мест концентрации либо укрытия лиц, склонных к совершению преступлений в сфере таможенной деятельности;

- противодействию административным правонарушениям по линии деятельности Федеральной таможенной службы, являющимся питательной средой для совершения таможенных преступлений.

К числу основных направлений профилактики правонарушений, имеющих прямое или косвенное отношение к деятельности таможенных органов, законодатель относит следующие:

«1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение правонарушений;

3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; ...

9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; .

11) обеспечение экономической безопасности;

12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения; .

16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан» [4, ст. 6].

А. Ю. Козловский в качестве одной из основных задач оперативно-розыскных подразделений таможенных органов (ОРП ТО) в борьбе с преступлениями, относящимися к их компетенции, рассматривал получение упреждающей информации о готовящемся или совершаемом преступлении и лицах, его подготавливающих, совершающих и (или) совершивших. В этих целях, по его мнению, должна быть выработана система общепрофилактических мер, способствующих своевременному предотвращению таможенных преступлений. Предполагается, что в основу данной системы мер должны быть положены:

- «жесткое» осуществление таможенного контроля на всех этапах декларирования и перемещения товара;

- регулярность, систематичность информационно-аналитической работы, охват всех источников информации и «перекрестный» сравнительный анализ имеющихся данных с целью выявления тенденций, связанных с динамикой, структурой, способами совершения преступлений;

- надежная, отработанная схема приема, фиксации, регистрации и обмена информацией между всеми подразделениями таможенных органов и таможенной системы в целом по признакам преступлений;

- устойчивое взаимодействие и регулярный обмен оперативной информацией о готовящихся и совершенных противоправных деяниях с другими правоохранительными органами; реализация совместных мероприятий по выявлению и профилактике правонарушений;

- своевременность проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по проверке информации о признаках выявленных преступлений [6, с. 110-125].

Меры индивидуальной оперативно-розыскной профилактики представляют собой совокупность действий, связанных с применением убеждения и принуждения. Они направлены против носителей антиобщественных установок и ориента-ций, а также негативных факторов окружающей среды. Ее целью является предупреждение негативного процесса формирования личности. Особо следует отметить, что на этой стадии профилактического воздействия физическое лицо еще

не замышляет каких-либо преступных деяний, однако объективные предпосылки для этого при неблагоприятном стечении обстоятельств уже могут складываться.

Объектами индивидуальной профилактики в этом случае являются:

- негативные факторы, являющиеся элементами микросреды личности;

- девиантные черты (потребности, интересы) в индивидуальном образе жизни конкретных людей;

- недостатки и ошибки воспитательного и контролирующего воздействия на конкретных людей (их духовный мир, поведение и др.).

Другими словами, непосредственным объектом индивидуальной профилактики является сам индивид наряду с индивидуальным источником своих антиобщественных (отклоняющихся) черт и поведения, т. е. непосредственной социальной средой (микросредой), которая его окружает.

Стадии процесса индивидуального профилактического воздействия, по мнению А. Ю. Козловского, подразделяются на три основные категории:

1) подготовительная (выявление и изучение лиц с девиантным поведением и элементов их микросреды);

2) непосредственная (организация непосредственного воздействия на личность и среду ее обитания и само воздействие);

3) заключительная (анализ результатов проведенных профилактических мероприятий, формулирование новых целей и задач по закреплению итогов профилактического воздействия).

Непременным условием эффективности индивидуально-профилактических мероприятий, как известно, является соблюдение соответствующих психолого-педагогических требований [6, с. 104-105].

Следует отметить, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» профилактику правонарушений, осуществляемую в определенных формах профилактического воздействия, предусмотренных п. 2-6 ч. 1 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции вправе осуществлять должностные лица следующих федеральных органов: органов прокуратуры РФ, следственных органов Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, а также иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством РФ.

Как известно, таможенные органы наделены правом принимать меры по предупреждению преступлений [7, ст. 351, ч. 2, п. 5; 8, ст. 254, ч. 2, п. 5, 6; 9, п. 5.42, 5.48], а поскольку профилактика является неотъемлемой частью предупреждения, то, безусловно, они могут заниматься и профилактикой преступлений. Следовательно, меры индивидуальной профилактики в деятельности ОРП ТО могут быть связаны с установлением непосредственного оперативного контроля за лицами, имеющими притяжение к региону деятельности соответствующей таможни или таможенного поста, образ жизни и поведение которых указывают на возможность совершения ими таможенных преступлений. Подобная профилактика заключается, прежде всего, в постановке их на оперативно-розыскной либо профилактический учет и осуществлении за ними оперативно-профилактического наблюдения во взаимодействии (при необходимости) с сотрудниками уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции, обслуживающими соответствующую территорию.

Данные меры в большей степени применимы ко второму направлению деятельности таможенных органов, связанному с предупреждением преступлений, которое заключается в том, чтобы не допустить совершения профилактируемыми лицами конкретных преступлений, которые они замышляют. В этом случае меры индивидуальной профилактики должны быть усилены с таким расчетом, чтобы одновременно держать на контроле дальнейшие действия подозреваемых и не допускать перерастания их замыслов в преступные деяния. Конечная цель подобного контроля заключается в склонении последних к отказу от преступных намерений, в том числе с помощью конфидентов.

В ходе оперативного наблюдения должны предприниматься усилия по локализации негативного влияния со стороны лиц, замышляющих преступления, на законопослушных граждан из их окружения, а в отдельных случаях - по изоляции наблюдаемых от общества (например, при наличии соответствующих показаний осуществляется помещение наркозависимых или социально опасных лиц в медицинские учреждения).

Технология каждой из форм профилактического воздействия разрабатывается ОРП ТО с учетом реальной обстановки. В качестве примера можно привести отдельные типовые положения методики проведения индивидуальной беседы, предусмотренной ст. 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ».

Индивидуальное профилактическое воздействие в форме беседы оказывается с применением метода убеждения и, как правило, содержит в себе:

а) разъяснение причины проведения беседы;

б) получение объяснений в письменной форме с согласия профилактируемо-го лица или в устной форме об обстоятельствах и мотивах совершения правонарушений;

в) предупреждение о возможных последствиях в случае реализации преступных намерений.

Следует учитывать, что в ходе проведения индивидуальной беседы запрещается использование сведений, полученных от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие ОРП ТО, если это может привести к их расшифровке. По результатам проведения предупредительной беседы в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» в письменной форме может быть внесено в соответствующий орган или организацию независимо от форм собственности либо общественное объединение обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.

Для проведения индивидуальной профилактической работы используются, как правило, служебные помещения правоохранительных органов, обстановка и условия в которых должны соответствовать требованиям безопасности и способствовать достижению цели профилактики.

Индивидуальные профилактические мероприятия не могут проводиться в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. В этих случаях, при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований, должно приниматься процессуальное решение.

По мнению авторов данной статьи, в том случае, если профилактические меры по недопущению замышляемых таможенных преступлений не приводят

к желаемым результатам, следует реализовывать комплекс более радикальных мер. Предотвращение преступлений в этом случае должно включать следующие основные меры:

а) выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления;

б) устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления;

в) искусственное создание обстановки, исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления;

г) привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной или иной ответственности за иные менее тяжкие правонарушения (если таковые могут быть выявлены).

Методы действий по предотвращению замышляемых таможенных преступлений избираются в зависимости от сложившейся ситуации, конкретного состава замышляемого преступления, социального статуса фигуранта, его психологических особенностей, а также иных условий и обстоятельств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье направление оперативно-розыскного предупреждения таможенных преступлений заключается в пресечении приготовления к последним или пресечении покушения на их совершение. В данном случае задача руководителей таможенных органов заключается в обеспечении процесса документирования противоправной деятельности подозреваемых для привлечения их к уголовной ответственности в соответствии с положениями ст. 30 УК РФ.

Если на стадии подготовки к совершению преступления еще имеется возможность профилактического воздействия на подозреваемых, то ее необходимо использовать. Так, при наличии соответствующих возможностей оперативные источники должны не только вести постоянное наблюдение за подозреваемыми, контролируя их поведение, но и склонять их к отказу от реализации преступных замыслов, используя в каждом конкретном случае различные веские основания.

В тех случаях, когда этого сделать не удается, руководители таможенных органов обязаны незамедлительно принимать необходимые меры по пресечению преступления на стадии подготовки или покушения и сведению к минимуму его возможных негативных последствий. В процессе наблюдения за лицом, обоснованно подозреваемым в подготовке преступления средней тяжести, а также тяжкого или особо тяжкого, целесообразно практиковать проведение оперативного эксперимента, где в качестве потенциальной заинтересованной стороны может выступить сотрудник ОРП ТО.

Противоправная деятельность лиц, подготавливающих совершение преступлений, непременно документируется, в том числе фиксируется в соответствии с законодательством с помощью фотосъемки, видео- и аудиозаписи.

Документальное оформление работы по предотвращению подготавливаемого преступления (либо преступления, на совершение которого злоумышленник покушается), а также оформление принятых решений (в том числе процессуальных) организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административно-процессуальную деятельность, а также порядок привлечения сотрудников правоохранительных органов к дисциплинарной ответственности, если речь идет

о коррупционных проявлениях среди сотрудников правоохранительных органов, в том числе таможенных органов.

Таким образом, из вышесказанного следует, что оперативно-розыскное предупреждение таможенных преступлений - это весьма сложный и многоуровневый процесс. Он связан с созданием достаточно сложной системы мер, которая включает положения оперативно-розыскного, уголовного и административного права, уголовного процесса, административной деятельности, а также других юридических, управленческих и прочих общественно значимых отраслей знаний, используемых в ОРД. Заниматься этой работой необходимо постоянно, на всех уровнях управленческой вертикали российских таможенных органов, используя в том числе и международное сотрудничество в данной области.

Использованные источники

1. Жбанков В. А. Судебные экспертизы при расследовании таможенных преступлений органами дознания Федеральной таможенной службы России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 4-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 29.01.2019).

2. Зуева К. Ю. Понятие и классификация таможенных преступлений // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). С. 109-111.

3. Сутурина М. Н, Жукова А. С. Криминологическая характеристика таможенной преступности в условиях совершенствования таможенного и уголовного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7359 (дата обращения: 30.01.2019).

4. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

5. Криминология и предупреждение преступлений. М.: МПИ ФСБ России, 2017.

6. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015.

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.