Научная статья на тему 'РОЗЫСКНАЯ РАБОТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЗЫСКНАЯ РАБОТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ / ПРИЗНАКИ / ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РОЗЫСКНУЮ РАБОТУ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / СИСТЕМА РОЗЫСКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES / ORGANIZATION OF INVESTIGATIVE WORK / FEATURES THAT CHARACTERIZE SEARCH WORK / LEGAL BASIS / SYSTEM OF SEARCH / OPERATIVE SEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самелюк Михаил Алексеевич, Харченко Сергей Владимирович, Ходанов Андрей Иванович

В правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации важное значение имеет правильная организация и постоянное совершенствование розыскной работы, особенно в деятельности по раскрытию преступлений. Она является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности. В статье рассматриваются основные признаки, характеризующие розыскную работу таможенных органов, которые в своей совокупности раскрывают ее сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самелюк Михаил Алексеевич, Харченко Сергей Владимирович, Ходанов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIVE WORK OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In law enforcement activities of the customs authorities of the Russian Federation, the correct organization and continuous improvement of investigative work is important, especially in crime detection activities. It is one of the main objectives of operative search activity. The main features characterizing investigative work of customs authorities, which together reveal its essence, are considered in the article.

Текст научной работы на тему «РОЗЫСКНАЯ РАБОТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

М. А. Самелюк, С. В. Харченко, А. И. Ходанов

РОЗЫСКНАЯ РАБОТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации важное значение имеет правильная организация и постоянное совершенствование розыскной работы, особенно в деятельности по раскрытию преступлений. Она является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности. В статье рассматриваются основные признаки, характеризующие розыскную работу таможенных органов, которые в своей совокупности раскрывают ее сущность.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность таможенных органов; организация розыскной работы; признаки, характеризующие розыскную работу; правовая основа; система розыска; оперативно-розыскные мероприятия.

INVESTIGATIVE WORK OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In law enforcement activities of the customs authorities of the Russian Federation, the correct organization and continuous improvement of investigative work is important, especially in crime detection activities. It is one of the main objectives of operative search activity. The main features characterizing investigative work of customs authorities, which together reveal its essence, are considered in the article.

Keywords: law enforcement activity of customs authorities; organization of investigative work; features that characterize search work; legal basis; system of search; operative search activities.

Розыскная работа является одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности таможенных органов Российской Федерации (РФ). Состояние ее организации и эффективность напрямую влияют на оперативную обстановку в регионе деятельности таможенного органа.

Конечные результаты розыскной работы предопределяются степенью взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с иными правоохранительными органами и полнотой реализации нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и тактику данного направления оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Содержание розыскной работы не ограничивается розыском скрывшихся преступников, без вести пропавших, установлением личности неопознанных трупов, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить

M. A. Samelyuk, S. V. Kharchenko, A. I. Khodanov

о себе сведения. Она включает в себя и розыск людей, не являющихся преступниками, однако, в силу определенных обстоятельств, отличающихся повышенной криминогенной активностью и нуждающихся в оперативном наблюдении.

При этом существенной задачей розыскной работы является изучение и устранение причин, способствующих уклонению от следствия и суда, отбыванию наказания, безвестному исчезновению граждан, а также условий, способствующих длительному укрывательству разыскиваемых лиц.

Розыскная работа претерпела значительные эволюционные изменения и была связана с крайне противоположными оценками целесообразности, места и роли данного направления оперативно-служебной деятельности таможенных органов в системе мер борьбы с преступностью.

Слово «розыск» в российской юридической терминологии имеет глубокие исторические корни, и его содержание изначально было весьма широким и многозначным. Начиная с Судебника 1497 г., Судебника 1550 г., а затем и Соборного уложения 1649 г. «розыском» (сыском) обычно называлась процессуальная норма, по которой раскрытие и расследование преступлений вели государственные органы, а не сам пострадавший и его представители.

Это же слово означало и установление истины при расследовании обстоятельств совершенного преступления или доказывании вины, которое осуществлялось путем получения собственного признания обвиняемого под пыткой, заслушивания свидетельских показаний, проведения очных ставок и других приемов. Под розыском, кроме того, подразумевались действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию известных преступников.

С течением времени первоначальный смысл слова «розыск» значительно сузился, поскольку в результате судебной реформы 60-х гг. XIX в. в уголовном судопроизводстве России появились новые понятия - «дознание» и «расследование». Термин «розыск» получил свое законодательное закрепление в ст. 254 «Устава уголовного судопроизводства» как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включающих в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников, т. е. по своему содержанию он был весьма близок современному понятию «оперативно-розыскная деятельность» [1].

С зарождением теории ОРД сущность понятия «розыск» становится предметом подробных исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы в 1963 г. защитил В. А. Лу-кашов [2], который, выступая против расширительного толкования сущности понятия «розыск», ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступников; лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию «розыскная работа» в настоящее время прочно закрепился в оперативно-розыскной теории и практике. В специальной литературе и нормативных правовых актах, наряду со словосочетанием «розыскная» работа, употребляется также термин «розыск».

Для уяснения сущности розыскной работы и ее отдельных содержательных аспектов необходимо рассмотреть в первую очередь некоторые характерные, присущие ей признаки, которые в своей совокупности достаточно полно выражают содержание этой деятельности.

К ним следует отнести прежде всего нормативно-правовой характер розыскной деятельности. Правовая основа организации розыскной деятельности таможенных органов - это система правовых норм, содержащихся в законах, подзаконных нормативных правовых актах, которые создают правовые предпосылки и условия для осуществления организационно-управленческих, организационно-тактических мер и оперативно-розыскных действий в сфере названной деятельности либо непосредственно регламентируют их применение.

Высшим законодательным актом, являющимся элементом правовой основы организации розыскной работы, является Конституция РФ. Будучи базой для всего федерального законодательства, она выходит за рамки любой отрасли законодательства: ее нормы имеют прямое действие. Хотя она непосредственно не регламентирует розыскную работу, но, являясь законодательной основой всей деятельности таможенных органов, содержит общие положения, имеющие для нее (как структурной части ОРД) принципиальное значение. Как Основной закон государства она закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2); соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и, следовательно, подлежат обязательному непосредственному применению, в том числе правоохранительными органами, если их исполнение может быть осуществлено без издания специального внутригосударственного нормативного правового акта. Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), ограничивающих конституционные права граждан, в том числе и мероприятий, проводимых в ходе осуществления розыскной работы.

К законодательной основе организации розыскной работы правомерно отнести: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности», ст. 1 которого определяет основные принципы и виды безопасности, уяснение содержания которых имеет важное значение для понимания места и роли ОРД, в том числе розыскной работы, в обеспечении безопасности на территории РФ; ряд положений Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), в котором закреплены основания и порядок объявления розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, определена компетенция субъектов розыска и некоторые объекты (ст. 38, 108, 157, 208-211, 238, 253 УПК РФ и т. д.), а также другие законы и нормативные правовые акты [3; 4; 5].

К основополагающим законодательным актам, создающим правовые предпосылки для организации розыскной работы, относится Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД») [6].

В данном Законе особый интерес представляют положения, которые регламентируют, кроме основных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об ОРД», розыскные задачи, в частности «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших». Задача розыска имеет различия по процессуальному положению лиц, подпадающих под действие ст. 2 ФЗ «Об ОРД», и может

характеризовать данный этап ОРД как следующий за раскрытием преступления либо как составную часть деятельности по раскрытию преступления.

Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших предполагает обнаружение их местонахождения для последующего принятия в отношении их предусмотренных законом мер, в том числе мер гражданско-правового характера, либо иных мер.

Задача розыска отличается от задачи выявления и установления лиц, совершивших преступление. Розыск этих лиц осуществляется по известным уже фактам преступлений и в отношении конкретных, известных оперативным и следственным подразделениям лиц. Оперативно-розыскная деятельность выступает в процессе розыскной деятельности как ее составная часть.

Не менее важными для осуществления розыскной работы являются оперативно-розыскные мероприятия, их исчерпывающий перечень определен в ст. 6 ФЗ «Об ОРД». Например, отождествление личности как способ установления лиц, находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальной идентификации личности по признакам внешности. Особую значимость для розыскной работы имеет контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, который применяется в отношении родственников и связей разыскиваемых, а также наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и т. д. Основания для проведения указанных мероприятий, в том числе наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов, изложены в ст. 7 ФЗ «Об ОРД».

Условия и порядок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, проведение которых допускается на основании судебного решения, определены в ст. 8 ФЗ «Об ОРД». Установлен также специальный порядок, регламентирующий проведение таких ОРМ, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение. Эти мероприятия осуществляются на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа (в рассматриваемых случаях таможенного органа), осуществляющего ОРД (ст. 8 ФЗ «Об ОРД»). Эти требования таможенные органы обязаны соблюдать во всех случаях проведения указанных мероприятий, независимо от видов ситуаций и условий, в которых они функционируют, в том числе и при осуществлении розыскной работы.

Проводя ОРМ по установлению местонахождения и задержанию разыскиваемых лиц, таможенные органы нередко сталкиваются с необходимостью проникновения в жилище граждан, которое в соответствии со ст. 25 Конституции РФ является неприкосновенным. Законное проникновение в жилище граждан возможно для сотрудников оперативных подразделений таможенных органов в двух случаях: при непредвиденных чрезвычайных ситуациях; при защите правопорядка.

В первом случае законность проникновения в жилище при возникновении чрезвычайных ситуаций (различные стихийные бедствия, техногенные ситуации, смерть владельца дома или квартиры и т. п.) достаточно очевидна и возможна помимо воли проживающих в нем лиц по правилам, регламентирующим действия в условиях крайней необходимости (ст. 39 Уголовного кодекса РФ) [7].

Во втором случае законное проникновение может быть осуществлено сотрудниками таможенных органов для производства обыска, выемки, осмотра места происшествия и т. д. Ряд этих действий осуществляется с санкции прокурора или на основании решения суда. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, как правило, в подобных случаях, в том числе и при задержании разыскиваемых преступников, действуют совместно с дознавателем или следователем в составе следственных групп (ст. 163 УПК РФ) [8].

Вопросы использования результатов ОРД урегулированы в ст. 11 ФЗ «Об ОРД». Так, результаты ОРД могут быть использованы, помимо прочего, и для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания.

Правовая основа применения такого важного средства розыскной работы, как «розыскное задание», определена в ст. 14 ФЗ «Об ОРД».

Привлечение отдельных лиц с их согласия к подготовке или проведению ОРМ, в том числе и при осуществлении розыска, с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД, разрешает ст. 17 ФЗ «Об ОРД».

Кроме того, ФЗ «Об ОРД» регламентирует права и обязанности органов, осуществляющих ОРД, устанавливает контроль и надзор за ОРД, в том числе и в сфере розыскной работы.

Следующим законодательным источником, определяющим оперативно-розыскную компетенцию таможенных органов в области розыскной работы, является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289). Таможенные органы в пределах своей компетенции «осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности» соответственно розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении [9].

Вне всякого сомнения, в числе рассматриваемых законодательных источников необходимо упомянуть и Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», предписывающий осуществление обязательной геномной регистрации всех лиц, осужденных и отбывающих наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также в отношении неустановленных лиц, биологический материал которых изымается в ходе следственных действий [3]. Впоследствии полученные материалы и сведения могут быть использованы в розыскной работе таможенных органов.

К подзаконным нормативным правовым актам в сфере розыскной работы следует отнести указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Федеральной таможенной службы, указания и приказы Генерального прокурора РФ, касающиеся отдельных вопросов этого направления правоохранительной работы. Они определяют целенаправленность и необходимость указанной деятельности, ее субъекты и объекты, оперативно-розыскные средства, методы и мероприятия, основания, пределы и порядок осуществления. Значимость названных

правовых норм заключается в том, что они ориентируют, обязывают осуществлять или прекращать розыск конкретных лиц, определяют необходимые к применению ОРМ и следственные действия, закрепляют основания и условия их проведения, цели, организационно-управленческие и организационно-тактические меры таможенных органов в розыскной работе.

В перечне постановлений Правительства РФ, имеющих непосредственное отношение к розыскной работе, следует назвать постановление от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе», которым на таможенные органы возлагается обязанность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Особое значение при применении в розыскной работе нормативных правовых актов по вопросам ОРД имеют решения, постановления и разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судебная практика. Они способствуют устранению допущенных в ходе осуществления ОРМ нарушений или ущемлений прав и свобод человека и гражданина, укрепляют правовую базу регулирования ОРД, в том числе организации розыскной работы таможенных органов.

Значительная роль в регулировании организации розыскной работы принадлежит ведомственным и межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Признак относимости розыскной работы к компетенции государственных правоохранительных органов необходимо рассматривать с позиции наличия обязанности таможенных органов реагировать на факт уклонения от привлечения к уголовной ответственности, безвестного исчезновения граждан и др. Такая обязанность сложилась исторически и принадлежит только государственным органам. В связи с этим деятельность частных детективов, несмотря на определенную схожесть решаемых задач и используемых приемов, к розыскной работе не относится [10].

В качестве отдельных положений рассматриваемого признака следует отметить, что не все службы и подразделения государственных правоохранительных органов занимаются организацией и осуществлением розыскной работы. Ведущая роль в розыскной работе отводится оперативным подразделениям таможенных органов. Сотрудники указанных подразделений осуществляют непосредственное решение задач, стоящих перед розыскной работой, путем проведения ОРМ по обнаружению лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых.

Особое значение в розыскной работе имеет деятельность Бюро регистрации несчастных случаев (БРНС), перед которым стоят следующие задачи:

- установление в минимальные сроки по запросам граждан, предприятий, учреждений и таможенных органов разыскиваемых лиц среди пострадавших в результате несчастных случаев, доставленных в медицинские учреждения, морги и приемники-распределители;

- обеспечение правоохранительных органов, в том числе таможенных органов, ежесуточной информацией о пострадавших в результате несчастных случаев, об обнаруженных неопознанных трупах, доставленных в медицинские учреждения с улиц и других общественных мест, лицах, которые по состоянию здоровья и иным причинам не могут сообщить сведения о своей личности, и т. д.

Исходя из поставленных задач определены следующие функции БРНС:

- сбор и систематизация информации о лицах, пострадавших в результате несчастных случаев, доставленных в медицинские учреждения города с улиц, общественных мест, задержанных органами внутренних дел за бродяжничество и совершение правонарушений;

- централизованный учет сведений о трупах неизвестных граждан и неустановленных больных;

- выдача соответствующей информации по запросам сотрудников оперативных подразделений таможенных органов, организаций, отдельных граждан;

- проверка сведений о пропавших без вести по учетам доставленных в медицинские учреждения, задержанных правоохранительными органами, неопознанных трупах.

К отличительным признакам розыскной работы относится комплексность используемых сил, средств и методов обнаружения разыскиваемых. Сочетание следственных действий, организационных, технических, тактических и оперативно-розыскных мероприятий всегда дает положительные результаты [11].

В розыскной работе принимают участие сотрудники практически всех оперативных подразделений таможенных органов. В пределах своей компетенции они принимают меры по установлению разыскиваемых лиц и других фактов, имеющих значение для розыскной работы. В этих целях субъекты розыска осуществляют тесное взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами, общественными организациями, используют средства массовой информации (печать, радио, телевидение), помощь физических и юридических лиц.

Проведенное нами исследование показало, что в систему розыска входят первоначальные розыскные мероприятия, местный, федеральный, межгосударственный и международный розыск. Первоначальные мероприятия направлены на проверку достоверности исчезновения объектов розыска, установление обстоятельств произошедшего, отработку версий о вероятном месте нахождения таких объектов и т. д. [10]. Местный розыск включает в себя комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых объектов на территории субъектов РФ. Федеральный розыск предусматривает проведение названных мероприятий на всей территории РФ. Межгосударственный розыск (в рамках стран Содружества Независимых Государств (СНГ)) осуществляется в тех случаях, когда меры розыска внутри одного из государств - участников СНГ исчерпаны, но цель его не достигнута и имеются основания полагать, что объекты розыска находятся на территории другого государства СНГ. Международный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов РФ и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых объектов, находящихся за пределами государства (инициатора розыска).

Для розыскной работы также характерно ведение особого делопроизводства в форме дел оперативного учета. Основания и порядок заведения таких дел регламентируются ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.

Розыскная работа таможенных органов нацелена на решение задач, изложенных в п. 6 ст. 254 ФЗ № 289 [9] и ст. 2 ФЗ «Об ОРД» [6].

Решение задач розыска предполагает осуществление специальной розыскной деятельности, которая не может отождествляться только с осуществлением ОРД.

Она выступает в ней, как говорилось выше, лишь составной частью. К отличительным признакам розыскной работы относится комплексность используемых сил, средств и методов обнаружения разыскиваемых.

Большое значение для розыска имеют как следственные действия (обыск, осмотр, выемка и др.), так и ОРМ (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»). В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ розыскные меры - это меры, принимаемые дознавателем, следователем, органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления [8]. Производство розыскных действий в контексте ст. 157 УПК РФ следует рассматривать как аналогичные действия, направленные на выявление и обнаружение преступлений в рамках осуществления ОРД в целом, а не как термин, тождественный розыскной работе при решении задач по розыску лиц. В этом состоит некоторое отличие задачи розыска от задачи выявления лиц, совершивших преступление. В процессе розыскной работы применяются как оперативно-розыскные, так и административно-правовые меры (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр и др.).

Розыскную работу трудно также представить без использования криминалистических методов идентификации личности и криминалистических учетов. Кроме того, в процессе розыскной работы могут использоваться и иные специальные мероприятия (поисково-спасательные, прочесывание местности и т. д.), которые вполне правомерно можно назвать розыскными.

Особую роль в розыскной работе имеют организационные мероприятия, включающие создание надежной системы обмена информацией, формирование и использование учетов и др.

Таким образом, следует отметить, что розыскная работа таможенных органов -это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных правовых актах деятельность названных органов по обнаружению известных разыскиваемых объектов; установлению личности неизвестных граждан; предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, а также по недопущению безвестного исчезновения граждан. Ее применение - одна из важнейших прерогатив оперативных подразделений таможенных органов.

Использованные источники

1. Оперативно-розыскная деятельность / под ред. К. К. Горяинова. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Лукашов В. А. Оперативно-розыскная деятельность. Организация и тактика розыскной работы ОВД: учебник / под ред. П. А. Олейника. М.: Академия управления МВД СССР, 1980.

3. Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Харченко С. В., Григорьев Д. В. К вопросу о понятии розыскной работы органов внутренних дел // Уголовная политика на современном этапе: состояние, тенденции, перспективы: сборник материалов научно-практической конференции. Ч. 2. М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 157-167.

11. Гаврилин Ю. В. Организация и тактика розыскной деятельности следователя: научно-практический комментарий к ст. 210 УПК России [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

И. В. Глазунова, А. А. Ширкин

БОРЬБА С НАРУШЕНИЯМИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены особенности борьбы с административными правонарушениями в области таможенного дела в современных условиях - в параллельно протекающих процессах мировой глобализации и региональной экономической интеграции. Предложены действенные и доступные средства борьбы с нарушениями таможенных правил в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: таможенные органы; производство по делам об административных правонарушениях; нарушение таможенных правил; таможенные преступления; правоохранительная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; «цифровизация» преступности; глобализация; экономическая интеграция; Евразийский экономический союз.

I. V. Glazunova, A. A. Shirkin

COMBATING CUSTOMS VIOLATIONS IN MODERN CONDITIONS

The features of the fight against administrative offences in the sphere of customs business in modern conditions - in the process of parallel globalalization and regional integration - are considered in the article. Effective and affordable means of dealing with violations of customs regulations in modern socio-economic conditions are proposed.

Keywords: customs authorities; proceedings on administrative offences; customs violations; customs crimes; law enforcement activity; operative search activity; "digitalization" of crime; globalization; economic integration; the Eurasian Economic Union.

Процесс глобализации охватывает все сферы жизни общества, в том числе систему международных отношений. При этом в последние десятилетия преобладает либеральная экономическая парадигма, которая основывается на двух постулатах: о необходимости минимизации участия государства в экономике и о максимальной открытости внешнеэкономических связей страны, т. е. о том, что ничто не должно сдерживать свободу действия механизма рыночной конкуренции. Вместе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.